Как распознать синдром рассеянного внимания у детей и что с этим можно сделать?
Содержание:
- Методы лечения и коррекции
- Лечение гиперактивности у детей
- Какие прогнозы у заболевания? С чем в реальной жизни приходиться сталкиваться пациентам, у которых диагностирован рассеянный склероз?
- Причина развития синдрома рассеянного внимания:
- Причины
- Особенности внимания в детском возрасте
- Как заметить, что ребенок развивается атипично?
- Медикаментозное лечение
- Пациенты должны принимать эти лекарства постоянно или с какой-то периодичностью?
Методы лечения и коррекции
Что делать: как лечить непоседу? Лечение синдрома рассеянного внимания у ребенка требует комплексного подхода, который включает в себя медикаментозную терапию, соблюдение подходящего режима дня и обучения, занятия с психологом, правильное воспитание в домашних условиях.
Медикаменты
Прием лекарственных препаратов назначают далеко не во всех случаях, а только при наличии серьезных нарушений внимания и поведения, которые существенно ухудшают качество жизни ребенка, приводят к невозможности обучения и адаптации в коллективе.
Важно помнить, что самостоятельно назначать ребенку какие-либо препараты нельзя, делать это может только врач. При необходимости ребенку показан прием успокоительных средств, способствующих снижению его нервной возбудимости
При необходимости ребенку показан прием успокоительных средств, способствующих снижению его нервной возбудимости.
Однако, сильнодействующие препараты в детском возрасте противопоказаны.
Также ребенку назначают прием препаратов, улучшающих мозговую деятельность (например, Глицин, Биотредин), средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга (Фенибут).
Рекомендации по лечению лунатизма у ребенка вы найдете на нашем сайте.
Образ жизни
Ребенку, страдающему синдромом рассеянного внимания, необходимо разработать четкий режим дня и требовать от малыша его регулярного соблюдения. Это позволит выработать дисциплинированность, которая у таких детей часто отсутствует.
Распорядок дня рекомендуется оформить в письменном (или печатном) виде, и повесить в доступном ребенку месте. При составлении режима необходимо оставить некоторое количество (1-2 часа) свободного времени, в течении которых ребенок будет заниматься своими увлечениями, которые ему интересны.
Что касается обучения, нарушение внимания и гиперактивность зачастую мешают ребенку получать знания в обычной общеобразовательной школе, что резко сказывается на успеваемости.
В этом случае имеет смысл перевести ребенка в образовательное учреждение с адаптированной программой, либо на домашнее обучение.
Психологические тренинги
Занятия с психологом – обязательный этап лечения ребенка с расстройством внимания. Специалист помогает малышу побороть импульсивность, излишнюю эмоциональность, в результате чего ребенок становится более уравновешенным, спокойным.
Часто занятия проводятся в игровой форме, ребенку моделируют какие-либо ситуации, при этом психолог не только наблюдает за поведением малыша, но и дает ему нужные советы, как поступить в той или иной ситуации.
Также важное значение имеют различные расслабляющие методики, используемые психологами, позволяющие ребенку снять накопившееся напряжение
Особенности воспитания
Принимать участие в коррекционном процессе должны и родители. Прежде всего, им необходимо помнить, что ребенок с расстройством внимания нуждается в особом воспитании. Прежде всего, необходимо предоставить малышу больше самостоятельности.
В частности, у него должны быть свои домашние обязанности. Эти обязанности не должны быть очень сложными, такими, с которыми ребенок, в силу своего возраста, не сможет справиться. Задания должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям ребенка.
Конечно, первое время у малыша не все будет получаться. Не следует сразу же спешить ему на помощь, пусть ребенок проявит настойчивость, и попробует справиться с заданием самостоятельно. И когда у него это получится, не забудьте похвалить малыша.
Другие методы
Движение жизненно необходимо любому ребенку, а гиперактивному тем более. Однако, его активность необходимо направить в мирное русло. Занятия спортом не только помогут с пользой использовать избыточную энергию, но и приучат ребенка к дисциплине, самоорганизации.
Лечение гиперактивности у детей
Советы родителям гиперактивного ребенка:
Сначала удалите кофеин содержащие продукты из рациона малыша. Он может быть так возбуждён, из-за взрослого тонизирующего вещества. Кофеин есть в шоколаде, во всех видах чая кроме ройбуша, в кофе, и кофейных напитках.
Затем сократите количество сахара. Переизбыток сахара может вызывать повышенную активность. Всё дело в здоровом обмене веществ. Переизбыток сахара, тело сжигает за счёт повышенного уровня активности. Это конечно лучше чем формирования жировых тканей, но тоже хлопотно. Сократите сахар, и дела пойдут на лад.
Возможно в составе витаминных комплексов, которые принимает малыш, есть женьшень, радиола розовая или другие тонизирующие средства. Смените витамины, и исключите тонизирующие элементы.
Для лечения гиперактивности на ночь давайте ребёнку пару капель настойки пустырника, валерьяны или используйте чай из мяты. Это успокоит ажиотаж, и ребёнок спокойно ляжет спать.
Делайте малышу успокаивающие ванны. Для этого заваривайте мяту, мелиссу и ромашку в равных частях и добавляйте к ванной. Ванна должна быть тёплой, а не горячей.
Дайте возможность выпустить пар. Если ваш малыш носиться как угорелый по квартире — это сводит с ума. Если он делает это в парке, то совсем не так сложно. Ходите, гуляйте, выбирайтесь в походы — это отличный вариант развития и поддержания тонуса, как для маленького, так и для Вас.
Что делать с гиперактивным ребенком? Отдайте ребёнка в спортивную секцию. Если он мал, то это может быть что-то полезное — например танцы или плавание. Танцы будут очень утомлять, а плавание имеет дополнительное, седативное действие воды.
Какие прогнозы у заболевания? С чем в реальной жизни приходиться сталкиваться пациентам, у которых диагностирован рассеянный склероз?
Прогноз сейчас зависит от лечения. Например, ремиттирующая форма течения заболевания имеет хороший прогноз – при своевременном лечении пациент может быть достаточно хорошо клинически скомпенсированным, у него может не быть обострений 10-20 лет. Он может вести абсолютно нормальную, адекватную жизнь — и как работник, и как член семьи, и как гражданин.
Если возникает проблема с получением лекарственных средств, либо пациенту был несвоевременно поставлен диагноз, тогда возможны трудности, и в таком варианте обычно через пять лет наступает инвалидизация. Сейчас для лечения ремиттирующей формы рассеянного склероза существует порядка двух десятков лекарственных средств и первой линии терапии, и второй линии, они называются ПИТРС – препараты, изменяющие течение рассеянного склероза. Именно эти препараты позволяют пациентам быть клинически сохранными.
Для лечения первично-прогрессирующих форм рассеянного склероза появились новые препараты, они уже зарегистрированы в России. Сейчас выходят на регистрацию препараты для вторично-прогрессирующей формы. Потихоньку, при доступности этих лекарственных средств, можно будет вполне компенсировать эти состояния, добиться достаточно высокого уровня качества жизни и длительной жизни без клинических проявлений болезни.
Причина развития синдрома рассеянного внимания:
Зачастую диагноз синдром рассеянного внимания становится для родителей и учителей отговоркой, чтобы меньше времени уделять воспитанию ребенка, меньше заниматься с ним и в школе и дома.
Родителям и учителям, которые жалуются на то, что количество страдающих синдромом детей все возрастает, следует знать, что существует еще несколько причин, помимо синдрома рассеянного внимания, по которым ребенок плохо слушает то, что говорят ему взрослые.Многие дети чересчур активны по природе. Некоторые агрессивны, потому что не получают достаточно внимания и ласки от взрослых.
Кроме того, ребенок может испытывать стресс из-за развода родителей, рождения второго ребенка или усталости от занятий. Зачастую родители не учат детей, как ладить с другими и как соблюдать дисциплину.К сожалению, специалисты редко говорят о том, что рассеянность у 2-3-летних детей может вызвать строгое и чрезмерно насыщенное расписание в детском саду.
Частая смена занятий не дает ребенку сосредоточиться на чем-то одном, заинтересоваться. Именно занятия «учат» его быть невнимательным.
Вот типичное расписание ребенка, который посещает детский сад:
Подъем около 6.30, чтобы родители могли выехать из дома уже в 7.00 часов, а в 7.30 быть в саду. Ребенка торопят, чтобы он скорее оделся, и не дают поиграть перед уходом. В детском саду малыша ожидает постоянная смена занятий (только дневной сон длится больше часа). В 7.30 0 8.00 ребенка привозят в детский сад. Он прощается с родителями, которых не увидит в ближайшие девять-одинадцать часов.8.00-8.30 стишки, песенки, настольные игры8.30-9.15 творческие занятия9.15-9.45 завтрак9.45-10.30 прогулка10.30-11.15 активные игры под руководством воспитателя11.15-11.30 подготовка к обеду11.30-12.00 обед12.00-14.00 тихий час 14.00-14.30 полдник14.30-15.15 прогулка15.15-16.00 игры16.00—16.30 сказка 16.30-17.00 занятие музыкой17.00-18.00 настольные игры, паззлы, конструктор, уборкаВ 18.00 или позже родители забирают ребенка из детского сада. В 18.30-19.00 он возвращается домой, играет или смотрит телевизор перед ужином. Затем снова играет перед тем, как пойти в ванную, слушает сказку и ложится спать в 20.30 или чуть позже.Расписание повторяется изо дня в день на протяжении четырех или пяти лет. Несмотря на то, что оно составляется для того, чтобы ребенок все время был занят, на самом деле достигается обратный эффект. Согласно теории Эрика Эриксона в дошкольном возрасте основная задача детей самим генерировать идеи, воплощать их и добиваться своих целей. Только таким образом дети учатся концентрироваться и преодолевать трудности.А в детских садах из-за насыщенной готовой программы они просто не могут сконцентрироваться на чем-то одном. На протяжении всего дня им постоянно приходится бросать одно занятие и браться за другое. У них даже нет времени завершить начатое, когда воспитатели прерывают занятие и предлагают новое развлечение. Получается, что детям даже не дают шанса научиться концентрироваться на длительный период времени. Поэтому к тому моменту, когда ребенок должен перейти из детского сада в школу, воспитатели утверждают, что его поведение похоже на проявление синдрома рассеянного внимания.
Причины
Точных причин возникновения рассеянного внимания не установлено. Но гипотетически выделяют физиологические и психологические факторы развития этого синдрома.
Физиологические
К физиологическим факторам относят:
- генетическую предрасположенность или наследственность;
- воздействие на организм неблагоприятных экологических изменений окружающей среды;
- тяжелый процесс родов, повлекший за собой асфиксию, гипоксию новорождённого или какие-либо травмы (например, черепно-мозговые);
- перенесенные женщиной заболевания во время беременности (например, те, что могут привести к внутриутробному инфицированию плода, что, в свою очередь, негативно сказывается на его развитии);
- курение, употребление алкоголя и наркотиков будущими матерями приводит к развитию различных патологий плода, среди них и развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- перенесенные в раннем детстве травмы черепа и головного мозга;
- перенесенные в младенческом возрасте заболевания, сопровождающиеся очень высокой температурой (гипертермией);
- серьезные нарушения в работе внутренних органов (хронические заболевания головного мозга, сердца, почек и т. д.);
- резус-конфликт между мамой и вынашиваемым плодом – такое бывает, когда у женщины отрицательный резус-фактор, а у будущего малыша – положительный.
Психологические
Психологических факторов меньше, чем физиологических, но их наличие может оказать серьезное воздействие на развитие личности ребенка. Чаще всего это неблагоприятная и неблагополучная обстановка в семье:
- неправомерные действия взрослых по отношению к ребенку (физическое насилие, угнетение и унижение личности, агрессия со стороны взрослых, недостаток общения, внимания, любви и ласки, отсутствие разумных способов и методов воспитания);
- вредные привычки родителей (курение, алкоголь, наркотики);
- напряженные отношения между родителями (частые ссоры, скандалы, ругань, драки);
- врожденные характерные особенности ребенка, отсутствие своевременной корректировки которых может привести к развитию данного синдрома на их почве;
- проблемы с коммуникабельностью и социальной активностью, то есть ситуации, когда ребенку трудно влиться в коллектив, найти свое место в обществе (детский сад, школа, детская площадка).
Особенности внимания в детском возрасте
Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.
Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:
Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
Психологическое обследование
Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.
Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:
- Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
- Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
- Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.
Прежде чем говорить о рассеянности, необходимо понять, что же такое внимание. В психологической литературе этот психический процесс понимается, как способность людей сосредотачиваться на определенных предметах и явлениях
В психологической литературе этот психический процесс понимается, как способность людей сосредотачиваться на определенных предметах и явлениях.
Попросту говоря, внимание помогает человеку выделять значимую информацию среди огромного потока разных ненужных сигналов. Какие же типы внимания встречаются у детей?
Внешнее. Оно встречается почти с самого рождения малыша. Грудничок начинает поворачивать головку в ту сторону, откуда доносится звук или аромат, или пытается поймать взглядом заинтересовавший его предмет.
Внутреннее. Характерно для дошкольников. Возможно, вы замечали, как ребенок иногда полностью погружается в свои мысли. Со стороны кажется, что он рассеян, однако в действительности он сосредоточен на чем-то значимом.
Непроизвольное. Также характерно в большей степени для дошколят. К примеру, малыш играет в песочнице и видит у приятеля машинку с дистанционным управлением. Он сразу переключается на новый предмет, и вам придется постараться, чтобы вернуть его к строительству куличиков.
Произвольное. Возникает в старшем дошкольном возрасте
Теперь дети уже могут сознательно контролировать свое внимание, прилагая для этого некоторые усилия. Особенно это касается учебной деятельности, которая не всегда интересна ребенку.
Поставить точный диагноз довольно сложно, так как синдром рассеянного внимания является не психическим, а поведенческим нарушением, и отдельные его проявления могут быть просто особенностью характера и воспитания ребенка.
Поэтому, для того чтобы установить данное нарушение, необходимо использовать субъективные способы диагностики, к которым относят:
- Опросники, которые заполняет не только сам ребенок, но и его родители, а также учителя.
- Психологическое обследование, в ходе которого устанавливаются интеллектуальные способности ребенка, нарушения навыков, которые должны быть у него в соответствии с возрастными нормами.
- Наблюдение за ребенком в естественных для него обстоятельствах и условиях пребывания (дома, в школе).
- Выявление заболеваний, которые могут стать причиной синдрома рассеянного внимания.
О наличии синдрома рассеянного внимания можно говорить в том случае, если:
- Симптомы нарушения присутствуют у ребенка постоянно, вне зависимости от окружающей его обстановки и обстоятельств.
- Первые признаки недуга обнаруживались у ребенка еще в дошкольном возрасте и сохранялись на протяжении полугода и более.
- Расстройства внимания мешают процессу обучения и социальной адаптации в коллективе.
- Ребенок достиг 6-летнего возраста.
Как заметить, что ребенок развивается атипично?
О недостаточности или искажении функциональной организации мозга могут свидетельствовать определенные проявления.
В дошкольном возрасте: обилие излишних и необдуманных действий и движений; сбои двигательного или речевого развития в раннем дошкольном возрасте (ребенок сначала начал ползать, потом сидеть, или не ползал вообще, или заговорил сразу фразами, минуя слоги и слова); слишком бурные реакции на слабые стимулы или наоборот; «уплощение эмоций», то есть отсутствие страха, радости, веселья, испуга, чувства вины и пр. в ситуациях, где перечисленные эмоции должны адекватно проявляться; отсутствие сюжета в игре; игнорирование игрушек; трудности адаптации в детском коллективе, отсутствие друзей; замкнутость, повышенная застенчивость.
В школьном возрасте: низкая успеваемость по всем предметам или резкие скачки от «5» до «1» в короткой период времени; плохая память; трудности удержания внимания даже на интересующих ребенка объектах; зеркальное письмо и чтение – буквы «э», «б», «в», «з», цифры «5», «4», «3» и т.д.; ошибки на письме «не по правилам», например, «машена» (вместо «машина»), замена букв, пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов; неусвоение правил или неудержание внимания на программе действий, плохое поведение на уроке, отключения от задания; отсутствие друзей, конфликты в школе и дома (непринятие сверстниками или отсутствие в потребности в общении).
Мы уже писали выше о том, что мозг ребенка пластичен и его функции можно развить. Значит, психологическая подготовка детей к школе из невнимательного и рассеянного школьника поможет сделать собранного и успешного?
Все эти проблемы решаются с помощью специалистов – детских нейропсихологов. В зависимости от выявленной причины нейропсихологи подберут для ребенка индивидуальную программу, состоящую из специальных упражнений и игр на развитие памяти, речи, внимания. Нейропсихолог подскажет, за счет каких звеньев функциональной системы можно будет компенсировать недостаточность других, как помочь ребенку снять утомляемость и вялость. Первокласснику можно помочь преодолеть трудности в школе, так чтобы учиться дня него стало легко и радостно. Но все это – дело специалистов, особый, кропотливый, целенаправленный труд.
Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»
Развитие логического мышления у детей
Развитие логического мышления у дошкольников
Развитие математических способностей у младших и старших дошкольников
Развитие математического мышления
Развитие математических способностей детей через игровую деятельность
Подготовка детей к школе
Курсы подготовки к школе
Грамотеи
Левши – особенные дети
Долгожданные зимние каникулы
Как справиться с третьей четвертью
Лето: один на один с гиперактивным ребенком
Лето: один на один с ребенком. Как быстро выучить таблицу умножения.
Медикаментозное лечение
Сегодня в США используются аналоги знаменитого риталина, запрещённого с января 2003 года к применению в США (а это страттера, концерта). В том числе из-за его наркотического действия. Страттера, концерта действительно хорошо модифицирует поведение ребёнка с СДВГ, но, надо признать, не устраняет причину гиперактивности. То есть, решает проблемы родителей и педагогов, но не ребёнка с СДВГ. Причём, к сожалению, это поведение становится более упорядоченным только на фоне действия препарата. Более того, один из поводов его запрета был выраженный «синдром отмены». Иначе говоря, когда родители по забывчивости или другим причинам пропускали время приёма риталина, ребёнок с их слов, становился «бешеным кроликом». И, все помнят серию шокирующих расстрелов в школах США. Так вот, часто это были подростки, которым бабушки, папы (мама уехала в командировку) — просто забыли дать очередную дозу риталина или его аналога. Однако, не торопитесь списывать со счетов более новые разработки в этом направлении. В ряде случаев, иному «бешеному кролику», действительно на какое-то время просто необходима фармакологическая «смирительная рубашка».
Новое поколение эффективных фармакологических модификаторов поведения при СДВГ продолжает конкурировать с новыми «не фармакологическими» разработками психофизиологов и психологов по восстановлению мозговой деятельности и коррекции причин СДВГ у детей. И это хорошо.
Юридически именно родитель несёт ответственность за своего ребёнка и делает выбор между медикаментозными методами лечения и методами психологической и психофизиологической коррекции, кстати, наиболее эффективно разработанными именно в России.
Новые разработки
Гинкго Билоба
Где на наш взгляд наиболее полезна Гинкго Билоба? При современных технологиях принятия родов в России, к сожалению, до 98% детей имеют дислокацию шейного отдела позвоночника. А через шею осуществляется кровоснабжение головного мозга. Нарушения кровоснабжения ведут к более медленному развитию мозга.
Гинкго Билоба это натуральный продукт для предотвращения органических изменений клеток головного мозга и восстановления функций центральной нервной системы. Вырабатывается из листьев реликтового дерева Ginkgo Biloba, сохранившегося со времён динозавров. В 2006 году Гинкго Билоба занял 5-е место по объёму продаж в мире среди нехимических препаратов. Не являлся лекарством до 2006 года. С 2006 года зарегистрирован в России как лекарственный препарат растительного происхождения.
Действие на организм: Гинкго Билоба нормализует мозговое и коронарное кровообращение, восстанавливает ухудшенные в результате возрастных изменений память, слух, зрение, речевые и двигательные функции, устраняет циркуляторную недостаточность (включая атеросклеротического и возрастного происхождения), восстанавливает эластичность и прочность сосудов, предотвращает тромбозы мозговых и коронарных сосудов, восстанавливает гематоэнцефалический барьер, а также ионный состав и проводимость нервных клеток, способствует нормальному обмену веществ нервных клеток и их снабжение кислородом, обеспечивает нормальную продукцию и выделение нейромедиаторов, улучшает питание сердечной мышцы, обладает антиоксидантными свойствами, помогает сохранить целостность и проницаемость клеточной стенки, помогает предотвратить бронхоконстрикцию (приступы астмы), увеличивает потенцию, оказывает успокаивающее (седативное) и антиспазматическое действие.
«Гинкго Билоба» + «Магний В6» у детей с СДВГ
Наши коллеги в Израиле получили отличные результаты у гиперактивных детей, применяя сочетание «Гинкго Билоба» + «Магний В6»
Смотрите об этом более подробно в статье «Магний В6»
. Проблема в том, что, ваша учительница в начальной школе не в курсе трудностей вашего ребёнка. Да она и не обязана быть в курсе ваших неврологических проблем. И, поэтому, ожидает от вашего ребёнка выполнения стандартных требований Минздравсоцразвития РФ.
То есть, если у вашего ребёнка диагностирован СДВГ — начните с восстановления кровообращения головного мозга. Таким образом, помогая его созреванию. Логично? Логично. Ожидая роста дерева, мы его поливаем. Для начала — мануальная терапия или массаж шейного отдела позвоночника.
Пациенты должны принимать эти лекарства постоянно или с какой-то периодичностью?
Это зависит от препарата: некоторые принимаются ежедневно, причем это инъекции, некоторые принимаются через день, через два или раз в неделю. Есть препараты более пролонгированные, которые принимаются через две недели и через месяц. Сейчас появились таблетки, которые принимают раз в месяц, и внутривенные лекарства, которые применяют раз в полгода. Все они принимаются пожизненно. Есть, правда, пара лекарственных препаратов, которые используют на протяжении двух-трех лет и потом считается, что их можно больше не применять – происходит стабилизация процесса, нет нужды в последующем приеме. Но мы в России такого опыта пока не имеем.