Развитие внимания у детей
Содержание:
Улучшение внимания и сосредоточения у детей
Чтобы ребенок успешно справлялся со школьными заданиями, важно, помимо письма, чтения книг, уделять внимание формированию его памяти и сосредоточения. Без способности концентрироваться и запоминать не получится ни читать, ни писать. Эта способность будет полезной, например, при написании диктанта
Целесообразно тренировать эти свойства уже дошкольникам – так они будут лучше подготовлены к школьным обязанностям, изучению новых вещей
Эта способность будет полезной, например, при написании диктанта. Целесообразно тренировать эти свойства уже дошкольникам – так они будут лучше подготовлены к школьным обязанностям, изучению новых вещей.
Самый простой способ проведения упражнений для тренировки внимания у детей – тренироваться в момент, когда они этого не осознают, заниматься посредством игры. Можно привлечь больше членов семьи, других родителей, детей. Тренировать память и концентрацию внимания можно в любом месте.
Игра «Кима»
Наверное, самая известная игра, улучшающая не только визуальную память, но и концентрацию внимания, – это пексесо, «игра Кима», чье название исходит их романа Редьярда Киплинга «Ким», в котором главный герой – Ким – играет в эту игру во время шпионской подготовки. Она подходит не только для детей, но и для взрослых, пожилых людей, у которых имеются проблемы с памятью.
Суть игры состоит в том, чтобы показать несколько предметов на картинках в течение определенного времени. По умолчанию это, примерно, 10-20 вещей на протяжении 2 минут, в зависимости от возраста участников игры. По истечении этого времени картинки закрываются (переворачиваются), а задача детей – рассказать или записать то, что они помнят.
Все летает, что имеет перья
Цель игры – развитие фокусировки, проницательности, словарного запаса. Преимущество – возможность вовлечения нескольких детей, которые сидят вместе в кругу, а взрослый говорит «Все летает, что имеет перья», показывая любой предмет. Если такой предмет летает, дети поднимают руки, если нет – остаются сидеть неподвижно.
Хлопанье в ладошки на слово
Игра, тренирующая акустическое внимание, различение существенных и незначительных звуков, называется «хлопанье в ладошки на слово». В этой игре вы выбираете текст, в котором есть одно или несколько повторяющихся слов
Когда ребенок слышит это слово, он хлопает в ладошки. Простейшая версия этой игры проводится в тишине. Сложный вариант предполагает присутствие включенного телевизора или радио.
Тренировка объема памяти
Краткосрочная слуховая или зрительная память не принесла бы пользы в процессе обучения, если бы мы не могли далее использовать полученную информацию. Простое упражнение для улучшения рабочей памяти – запоминание 3-х элементов или цифр, количество которых может быть увеличено. Специалисты по психологии рекомендуют детские стихи.
Йога для детей
Программа упражнений для поддержки и развития внимания может применяться в любое время дня. Даже когда ребенок нуждается в поддержке концентрации внимания. Детская йога устраняет усталость, снимает напряжение, поэтому подходит для всех возрастных групп.
Важно следовать основным правилам:
- нельзя тренироваться до боли – упражнения должны доставлять удовольствие;
- в каждой позиции следует находиться в течение нескольких секунд, в соответствии с личными ощущениями;
- все движения выполняются медленно, спокойно;
- дыхание – регулярное, спокойное.
Полное йогическое дыхание
Основное положение: лежа на спине, руки вдоль тела, ладони вверх (шавасана).
Согните ноги в коленях, ноги лежат на коврике. Дышите медленно, регулярно, в одной волне на вдохе сочетается брюшное (диафрагма), грудное, подключичное дыхание (полное йогическое дыхание). Для проверки правильности дыхания, поместите ладони на брюшную стенку, грудную клетку, подключичную область, почувствуйте подъем и опускание этих частей при дыхании.
Притягивание колена к голове (Павана Муктаасана)
Основное положение: лежа на спине, руки вдоль тела, ладони вверх (шавасана).
- Вдох: согните правую ногу.
- Выдох: обхватите колено, потяните ногу как можно ближе к туловищу, одновременно подняв голову. Старайтесь максимально приблизить колено к носу.
- Вдох: верните голову обратно на коврик.
- Выдох: вернитесь в основное положение.
Повторите упражнение с левой ногой.
Проблематика внимания
Клиповое мышление и СДВГ
Внимание все время собирается и дробится (даже у тех, кто практикует управление вниманием), его переключение каждые 30–90 секунд — естественное свойство. Сам организм поощряет нас отвлекаться, выделяя дофамин, гормон удовольствия, когда мы переключаемся на новую информацию
Дофаминовая наркомания — вознаграждение за отвлечение — формирует клиповое мышление, или желание получать информацию урывками.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) также говорит о кризисе управления вниманием. Если коротко, то люди с СДВГ — это всесторонне развитые личности, которые не доделывают дела до конца
Они фантастически умеют входить в момент, чувствовать его полноту, но тут же теряют интерес, когда интенсивность переживаний спадает.
Внешняя среда
Современность предъявляет особые требования к скорости обработки информации, поэтому внешний мир тоже постоянно нас отвлекает. Например, многие эксперты станут невостребованными, если всего на год выпадут из процесса актуализации своего навыка
Именно поэтому мы так стремимся к многозадачности, надеясь разделить свое внимание на несколько процессов, чтобы везде успеть
Испытания предстают в виде ситуаций неопределенности: так, кризис и пандемия ставят новые проблемы, пытаясь перехватить у нас управление нашим вниманием, а стресс ухудшает концентрацию. Неудивительно, что людям становится все сложнее видеть ясно и действовать эффективно
Внимание — ограниченный ресурс
Ресурс внимания имеет ограниченный объем, и мы тратим его во всех сознательных процессах: когда работаем, слушаем музыку, смотрим фильм и даже при неглубоком сне. Растрачивая ресурс внимания впустую, мы отнимаем у себя силы для концентрации на главном, не можем доделывать важные дела до конца и испытываем стресс.
Внимание — это валюта
Где внимание, там активность, энергия, проявленность. Внимание можно менять на работу, эмоции, деньги, поэтому способность владеть им и самостоятельно определять, куда его направить, — своего рода роскошь
Мы же зачастую банкротимся каждый день, причем ставка в этой игре — жизнь, только не та, которая закончится с возрастом: речь о пребывании в моменте, осознанной жизни каждую секунду.
В будущем именно способность к многочасовой концентрации, активная позиция и умение выйти за рамки шаблонного мышления будут определять лидеров и профессионалов в каждой сфере.
Упражнения для развития внимания
Для улучшения концентрации внимания существуют различные упражнения и тренажеры. Например, их можно использовать на нашем интерактивном портале BrainApps, блог которого Вы сейчас читаете
Их цель — тренировка навыка фокусировать внимание и концентрироваться только на объекте работы. Вот, например, несколько простеньких упражнений:
Сосредоточьте ваш взгляд на фаланге одного из пальцев, попробуйте удерживать внимание в течение 2-3 минут. Но, при этом, не отвлекайтесь на происходящее вокруг.
Включите по телевизору интересный фильм или телепередачу
Поставьте напротив часы и следите за секундной стрелкой, но не глядите на экран.
Включите музыку, желательно танцевальную, закройте ваши глаза. После этого «послушайте» свое дыхание или сердцебиение.
Перед сном возьмите лист печатного текста и нарисуйте в центре зеленый круг средних размеров. В течение 5-7 минут сосредоточьте внимание и взгляд на этом круге, а затем постарайтесь сразу заснуть.
Если получится, сосредоточьте внимание на окружающих звуках в течение 9-10 минут.
Постарайтесь прочесть неинтересную вам книгу. При этом, попытайтесь выудить из нее и осмыслить хотя бы часть информации, которая могла бы вас заинтересовать.
При выходе из дома обратите внимание на людей, которые не соблюдают правила защиты от вируса (маски, дистанцирование), насколько много их в процентах от общего количества? Обновляйте это число после каждого увиденного человека.
Но развивать внимание можно и в рабочее время. Существуют специальные упражнения, позволяющие проводить тренировку в перерывах между работой
Например:
- Перед выходом из рабочего кабинета в течение 7-10 секунд осмотрите помещение. Затем постарайтесь подробно вспомнить предметы, попавшие в поле вашего зрения.
- Попросите коллегу напечатать двадцать любых цифр. После этого попытайтесь обнаружить в них последовательность или взаимосвязь.
- Возьмите в обе руки по карандашу или ручке и постарайтесь одновременно нарисовать ромб и круг. Если не получилось, повторите процедуру несколько раз. Такое упражнение помогает развивать моторику и концентрацию.
Как развить?
Ум детей довольно восприимчив к обучению
Знайте, что произвольное внимание само по себе у ребенка не сформируется. Поэтому родителям необходимо развивать именно этот вид интеллектуальной деятельности
Рассмотрим примеры игр и упражнений, которые направлены на такую деятельность.
Игра «Следи за другими». Игру желательно проводить в большом детском коллективе. Ведущий предлагает детям двигаться друг за другом. А перед этим он заранее объясняет участникам: если последует команда «стоп», то все должны остановиться и затопать ногами. После чего нужно повернуться в обратную сторону на 180 градусов и продолжить движение. Участник, допустивший ошибку, выбывает из игры.
Игра «Коршун». Один из ребят садится на стул. Ведущий произносит слово «ночь». В это время ребенок, который выполняет роль коршуна закрывает глаза и ждет. Другие дети, наоборот, прыгают или бегают. Как только прозвучит команда: «день», то все участники должны замереть. Участник, не услышавший команду «ночь» и продолжающий выполнять непроизвольные действия, проигрывает. Он становится коршуном, и игра снова продолжается.
Также можно предложить игру «Поймай момент». Ведущий показывает детям различные движения. Участники должны их повторять только в том случае, если взрослый произносит команду «повтори». Если команды не было, дети остаются неподвижными. Тот ребенок, который проявил невнимательность и повторил движение без команды, выбывает из игры.
Интересное упражнение под названием «Печатаем слово». Для его выполнения участникам игры раздаются большие буквы, вырезанные из твердой бумаги. Ведущий игры на доске пишет слово (желательно, чтобы слова были знакомые, такие как «парта», «ручка», «ложка», «стол»). Дети, у которых есть буквы, содержащиеся в написанном на доске слове, хлопают в ладоши. Как только слово «соберется», все кричат «Ура».
Игра под названием «Зоркие соседи» также способствует формированию внимания. Для осуществления игры дети выстраиваются в круг. В середину становится водящий
Он ходит по кругу и «усыпляет» внимание игроков. Затем водящий внезапно должен остановиться возле одного из участников и сказать: «Руки вверх»
Тот участник, на которого указал водящий, остается в неподвижном состоянии, а стоящие рядом игроки- «соседи» должны поднять руки вверх. Если кто-то проявит невнимательность, выбывает из игры.
Такие выводы они делают не подумав. На самом деле они предъявляют своему чаду очень высокие требования, задавая непомерные для его возраста задачи. Чтобы не делать ошибок, необходимо тщательнейшим образом подходить к выбору деятельности ребенка и учитывать его возрастные возможности.
Выше были приведены игры, которые можно предложить дошкольникам, а теперь рассмотрим некоторые упражнения для детей-школьников.
Умение сосредотачивать внимание разрабатывается упражнением «Переверни слово». Для его проведения ученикам предлагаются слова, в которых буквы перевернуты
Например, такие: снаве – весна; тапар – парта; лакош – школа. Дети должны определить слово и правильно его записать.
Упражнение «Найди ошибки» позволяет детям развить грамотность и внимание. Учитель на доске пишет предложение и делает намеренно ошибки. Например, «Миша поше гулять с сабакой и не замети, как заблудился». Учитель предлагает ученикам определить ошибки и записать предложение правильно. В данном действии участвует весь класс.
Упражнение «Найди другое слово» развивает не только внимание, но интеллект. Для его выполнения учитель пишет на доске слова, в которых спрятано еще одно слово. Например, «укол» (кол), «смех» (мех), «вдруг» (друг). Дети определяют спрятанные слова и записывают их в тетради в столбик.
Упражнение под названием «Найди родственные слова» поможет развить произвольное внимание. Для его выполнения на доске пишут начальное слово, например, «ложка». К этому слову необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов: «ложка – ложечка, положить, ложе, положение». Победителем становится тот, кто напишет наибольшее число однокоренных слов.
Упражнение «Найди лишнее слово». Учитель пишет на доске слова, близкие по сути. Например, «кошка», «лошадь», «корова» – они относятся к домашним животным. В этот список необходимо внести еще и слово «щука». Щука – это рыба. Школьники должны найти «неправильное» слово.
Упражнения для школьников (1-4 класс).
Задачи для школьников улучшают такие характеристики внимания, как переключаемость, распределение и концентрация. Ребенок учится вычленять главное, «сворачивать» большие объемы учебного материала в компактные схемы, контролировать качество и правильность выполняемой работы.
Упражнение №1. (Умназия)
Задание: На уроке математики учительница Матильда Ильинична заметила, что Вася Пчёлкин витает в облаках и не слушает задание. Подойдя к его парте, Матильда Ильинична увидела, что Вася ещё и изрисовал свою тетрадь звёздами! Учительница сначала хотела поставить Пчёлкину двойку, но потом заметила, что в рисунках есть закономерность, и даже определила, как будут расположены звёзды на месте пропуска.
Посмотри на рисунок. Можешь ли ты догадаться, какую последовательность соблюдал Вася и какой из перечисленных вариантов он нарисует на месте пропуска?
Ответ:Посмотрим внимательнее, В 1-м и 2-м рядах убираем у первой картинки верхнюю правую звёздочку и получаем вторую картинку. Так же получаем третью.
Значит, чтобы получить третью картинку в третьем ряду, надо убрать две правые верхние звёздочки. Получим рисунок А.
Упражнение №2.
Задание: Посмотри на табличку и найди все слова, которые связаны с морем.
Упражнение №3.
Задание: Такая игра называется судоку. Внимательно изучи картинку. У тебя есть четыре возможных героя. Расставь их в пустые клеточки поля так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце ни один герой не встречался дважды.
Упражнение №4. (Умназия)
Задание: Кощей Бессмертович продолжает попытки уничтожить человечество. Сегодня он заколдовал некоторые слова, они разорвались на две части, и теперь их нельзя использовать!
Все ученики заняты склеиванием пар обратно.
Посмотри на семь половинок слов. Можешь ли ты помочь ребятам склеить их так, чтобы получились осмысленные слова? Какая половинка останется лишней?
Упражнение №5.
Внимательно посмотри на картинку. Найди недостающие элементы в блоке справа и закончи рисунок.
Упражнение №6.
Задание: Мальчик Витя собрался на рыбалку. Но он не знает, что ему нужно взять на озеро, а что можно оставить дома. Помоги Вите собраться – найди предметы, которые не нужны на рыбалке.
Мы отлично позанимались!
У ребенка нет концентрации внимания. 3 простых способа научить ребёнка концентрироваться
Научить дошкольника концентрировать внимание — одна из самых сложных задач. Как же с ней справиться?. Отвечает логопед, исполнитель сервиса YouDo Валерия Вепренцева
Отвечает логопед, исполнитель сервиса YouDo Валерия Вепренцева.
Каждый ребенок индивидуален, поэтому однозначно сказать, когда он научится концентрироваться на каком-то деле, нельзя. Один ребенок в год и четыре месяца будет старательно скреплять паззл из двух деталей, слушать, как ему читают книги, рассматривать картинки, а другой и в 4 года будет с трудом сидеть на месте, когда ему поручили какое-то задание.
Одно могу сказать точно: если ребенок чем-то увлечен, он будет полностью поглощен этим делом, а соответственно, развивать способность к концентрации.Существует приблизительная шкала времени, на которую можно ориентироваться, когда ребенок в целом может концентрироваться на одной задаче в обучении (с небольшими паузами и перерывами): 2 года — до нескольких минут, 3 года — 10-15 минут, 4 года — 20 минут, 5 лет — полчаса, 6 лет — 35 минут.Подчеркну, что это время будет для каждого ребенка индивидуальным! А также то, что любое занятие стоит разнообразить упражнениями, направленными на отдых и переключение внимания.
Три шага к развитию концентрации
Во-первых , стоит начинать как можно раньше читать ребенку книги.Важно не просто читать, а рассматривать картинки, фиксировать внимание на деталях, просить малыша показать разные предметы на иллюстрациях.Ребенку постарше — задавать вопросы по тексту. Во-вторых , следует с раннего возраста учить ребенка играть в настольные игры. Они развивают не только способность к концентрации, но и внимание, логическое мышление, речь, умение договариваться, действовать по очереди.При этом каждая настольная игра обычно направлена на развитие определенных навыков и включает разные задачи.С самыми маленькими детьми освойте детское лото
С малышами постарше (от 2 лет) собирайте простые паззлы. У трехлеток и старших дошкольников лучше всего зайдут бродилки.Также взрослые могут использовать дидактические игры («Найди маму», «Чей домик?»), придумывать самостоятельные игры с палочками Микадо.Самое важное в процессе игры, чтобы родители показывали ребенку, как это здорово — учиться, трудиться, открывать что-то новое. И тогда результаты не заставят себя ждать.Самая главная, третья рекомендация —ограничивать время ребенка, которое он проводит с телефоном, телевизором и планшетом.Наличие телевизора и планшета порождает у некоторых родителей иллюзию того, что можно занять ребенка мультиками, сериалами или компьютерными играми, а самим переключиться на свои дела, делая вид, что досуг ребенка — не проблема родителей. И ребенок, как завороженный, сидит перед телевизором или за компьютером, не тревожит маму и папу
Они развивают не только способность к концентрации, но и внимание, логическое мышление, речь, умение договариваться, действовать по очереди.При этом каждая настольная игра обычно направлена на развитие определенных навыков и включает разные задачи.С самыми маленькими детьми освойте детское лото. С малышами постарше (от 2 лет) собирайте простые паззлы
У трехлеток и старших дошкольников лучше всего зайдут бродилки.Также взрослые могут использовать дидактические игры («Найди маму», «Чей домик?»), придумывать самостоятельные игры с палочками Микадо.Самое важное в процессе игры, чтобы родители показывали ребенку, как это здорово — учиться, трудиться, открывать что-то новое. И тогда результаты не заставят себя ждать.Самая главная, третья рекомендация —ограничивать время ребенка, которое он проводит с телефоном, телевизором и планшетом.Наличие телевизора и планшета порождает у некоторых родителей иллюзию того, что можно занять ребенка мультиками, сериалами или компьютерными играми, а самим переключиться на свои дела, делая вид, что досуг ребенка — не проблема родителей
И ребенок, как завороженный, сидит перед телевизором или за компьютером, не тревожит маму и папу.
Бесконечное сидение перед телевизором приводит к тому, что у детей:• не развивается воображение, так как движущаяся картинка на экране делает его ненужным;• не развивается мышление, так как мышление предполагает задавание вопросов и поиск ответов на него, а телевизор сразу же предполагает ответы на незаданные вопросы;• происходит деградация речи: в частности, из-за многих мультфильмов, в которых персонажи общаются на крайне примитивном уровне междометий, а их речь не направлена на ребенка.Использование гаджетов и телевизора в обучении и развитии неплохо само по себе, но оно наносит непоправимый вред, когда вы перестаете отслеживать, во что играет, что смотрит ваш ребенок и как долго.