Развитие ребенка от 3,5 до 4 лет

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.Проявляет инициативу, независимость.Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).Любознателен, любопытен.Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.Могут возникать страхи, боязнь темноты.Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.Проявляет интерес к рисованию, лепке.Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).Огорчается при неумении что-то сделать.Радуется своим умелым действиям, когда получается.Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.Выражает симпатию к некоторым детям.Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Работа по дому тоже тренирует

К счастью, у родителей есть очень простая возможность расшевелить увальня или малыша, который «спит на ходу»

При этом важно не требовать от ребенка немедленных результатов, не устанавливать слишком рано какие-то правила, а давать ему самому определять, что он уже может и хочет делать. Конечно, родителям потребуется время и терпение, но результат того стоит

Повседневная жизнь дает для этого достаточно возможностей.

Используйте стремление трехлетних детей помогать в работе по дому. Месить тесто, вырезать формой печенье, раскладывать его на протвине- прекрасное упражнение для координации движений глаз и рук, важная основа для последующего обучения письму. Неплохо также вытирать посуду или управляться с веником и совком.

— Давайте ребенку возможность пробовать разные действия. Уже в два с половиной года он может самостоятельно надевать колготки и свитер, даже если нередко делает это неправильно. Это развивает ловкость рук, а успех просто окрыляет.

— Предлагайте игры, способствующие развитию: конструкторы типа Лего, кубики, игры-головоломки, вырезание фигур из бумаги, а также щелканье мышью в компьютерных играх хорошо развивают ловкость рук у детей в возрасте от двух с половиной до четырех лет, обостряют восприятие.

— Простые игровые упражнения — залезть по шесту, двигаться как робот, застыть как памятник — помога ют детям от пяти лет почувствовать степень напряжения мускулатуры. Сознательная смена напряжения и расслабления обостряет ощущение собственного тела. » По дороге в магазин дайте ребенку возможность побегать, попрыгать, порезвиться: пройтись, перешагивая через плитку, или по низкому бордюру, удерживая равновесие, перепрыгнуть через крышку канализационного люка, носком ноги гнать перед собой камешек. Если есть такая возможность ходите вместе в гимнастический зал. Речь не идет о рекордах.

— Если ребенок пяти-шести лет любит соревноваться, запишите его в спортивную секцию.

Эмоциональное развитие ребенка

Психоэмоциональное, как и умственное развитие ребенка в 3 года выходит на новый уровень. Он реже капризничает и закатывает истерики, у него пропадают приступы гнева. Проблемы переходного возраста понемножку отступают. Теперь он учится контролю своего эмоционального состояния, слушает взрослых, реагирует на замечания, не кричит в общественных местах, намного реже плачет. Почаще хвалите малышей, это им нравится и вырабатывает положительное отношение к жизни. А вот ругать кроху нужно только в крайних случаях, трехлетние дети очень болезненно реагируют на порицания.

Когда он сделает что-то не так, ждет наказания от родителей, прекрасно понимая свой проступок. Также он может оценивать чужое действие, характеризуя его положительно или отрицательно. Речь ребенка становится эмоционально окрашенной. Рассказываю о каком-то событии малыш повышает голос от переизбытка чувств, путает слова, употребляет множество восклицаний. Такими же эмоциональными становятся его игры. Пределам воображения ребенка нет, потому вы сами удивитесь, насколько оригинальными бывают их персонажи.

Спектр эмоций к трем годам у малышей более разнообразный. Они умеют не только смеяться и плакать, но и смущаться, восхищаться, грустить. Иногда выражение лица крохи становится мечтательным или задумчивым. Усилится могут и страхи. Ведь фантазия в этом возрасте бурная, карапуз может придумать себе множество чудищ, которые живут в шкафу, и всерьез их боятся. Родители не должны игнорировать такое поведение. Лучше вместе с ребенком «проверить» все тайные места, где могут жить монстры, для того, чтобы убедиться в их отсутствии.

РРазвитие познавательных процессов

Именно в 3 года у детей происходит интенсивное развитие интеллекта. И результат во многом будет зависеть от разнообразия окружающей развивающей среды и действий взрослого. Память трехлетнего малыша пока непроизвольна. То есть он не может «по заказу» родителей запомнить что-то. Зато ребенок очень легко «схватывает» ту информацию, которая неоднократно повторяется или вызывает эмоциональные переживания

Внимание уже достаточно развито, но еще не слишком устойчиво. Даже очень захватывающей игрой малыш обычно занимается не больше 10–15 минут

А бывает, что и вовсе не может сосредоточиться даже на 4–5 минут. Пока крохе все еще сложно распределять внимание между несколькими предметами одновременно. Поэтому, собравшись почитать книжку с картинками, вначале рассмотрите иллюстрации с малышом, а потом примитесь за чтение.

Умственное формирование

Особенно бурно в трёхлетнем возрасте происходит умственное формирование ребёнка. К трём годам ребенок уже целиком знает толк речь взрослых, а в его собственной речи возникают предметные обобщения. Трёхлетний ребёнок  имеет в запасе до полутора тысяч слов и может свободно высказать собственную мысль.

Развивается его логическое мышление и память, он готов учиться и узнавать мир вокруг вас. К этому возрасту ребёнок уже должен иметь первые знания и в районе математики, и в познании находящегося вокруг мира.

Математика

В норме ребёнок в 3 года должен:

  • считать как минимум до трёх и уметь выказывать подходящее кол-во пальцев на собственной руке;
  • обладать и пользоваться тезисами: «один» и «много», «равные и «различные»;
  • сопоставлять кол-во предметов;
  • распознавать предметы по размерам («большой» или «маленький»);
  • распознавать предметы по ширине («широкий» или «неширокий»);
  • распознавать предметы по толщине («толстый» или «тонкий»);
  • распознавать предметы по высоте («большой» или «невысокий»);
  • знать ключевые фигуры геометрической формы (квадрат, круг, треугольник) и выказывать предметы одинаковой формы;
  • сопоставлять предметы по их величине, цвету и форме.

Формирование речи

В норме ребёнок в 3 года должен:

  • заявлять примитивными, но грамматически оформленными фразами;
  • координировать в собственной речи слова в роде, падеже и числе;
  • правильно отвечать на появившиеся вопросы;
  • правильно пользоваться предлогами: «в», «под», «на», «за»;
  • принимать в собственной речи предложения с гомогенными членами;
  • уметь описывать предложенную картинку двумя-тремя предложениями (кто изображён на картинке, что он выполняет, какие у него части лица или тела и т.д.);
  • знать и уметь именовать разные действия (мальчик сидит, девочка поёт, рыбка плывет и т.д.);
  • знать наименования находящихся вокруг предметов: посуды, игрушек, мебели, одежды, обуви и т.д.;
  • именовать по одному главному признаку каждого предмета.

Мир вокруг вас

В норме ребёнок в 3 года должен:

  • знать и именовать своё имя и собственную фамилию;
  • именовать имена друзей и родственников из его близлежащего окружения;
  • знать наименования и отличать 3-4 дерева;
  • знать наименования и отличать 3-4 вида цветов;
  • иметь представления об овощах и фруктах, о ягодах и грибах;
  • знать наименования диких и животных живущих дома;
  • знать наименования детёнышей зверей (зайчонок, жеребёнок и т.д.)
  • знать наименования 3-4 птиц;
  • знать наименования 3-4 насекомых;
  • знать наименования 3-4 рыб;
  • знать обобщающие слова и уметь по ним искать предметы (выказывать игрушки, обувь, посуду, мебель и т.д.);
  • распознавать времена года;
  • знать и распознавать времена суток (ночь, утро, день, вечер);
  • знать и распознавать явления природы (дождь, снег, солнце, ветер, холод, радуга);
  • знать и именовать ключевых 6 цветов;
  • именовать значительные детали и части знакомых предметов, материалы, из которых они сделаны.

Музыка

В норме ребёнок в 3 года должен:

  • уметь повторять некоторые звуки;
  • ритмично перемещаться под разную музыку;
  • управлять силой собственного голоса (заявлять громко или тихо);
  • иметь полное представление о звуках находящегося вокруг его мира (шуме воды, пении птиц, шуме машин, звуках зверей, насекомых и т.д.).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector