Тексты потешек для малышей

Массаж с потешками

Били лён, били,(постукивайте кулачками по спинке)Топили, топили,(растирайте ладонями)Колотили, колотили,(похлопывайте)Мяли, мяли,(разминайте пальцами)Трепали, трепали,Белы скатерти ткали,(чертите ребрами ладоней)На столы накрывали.(поглаживайте ладонями)* * *Розовый животикМурлычет, словно котик,Заурчал щеночкомЗабулькал ручеечком.Ах животик ты, живот,Кто же там внутри живёт?Кто мешает баинькиМаленькому заиньке?Мы погладим пузики,Толстые арбузики.Спит щеночек, спит котёнок.Улыбается ребёнок.* * *Где ладошки, пальчики?В лесу ловили зайчика.Ушки на макушке, хвосток — малышок,Весь дрожит, к мамочке спешит.Поймали, обняли — дальше побежали.* * *Дашу кремушком помажу,Ножки, ручки ей поглажу.* * *Баба сеяла горох —Прыг-скок, прыг-скок!Обвалился потолок —Прыг-скок, прыг-скок!Баба шла, шла, шла,Пирожок нашла,Села, поела,Опять пошла.Баба стала на носок,А потом на пятку,Стали русского плясать,А потом вприсядку!* * *Как на этой на неделеПрилетали две тетери:Походили – пощипали,Походили – поклевали.Посидели-посиделиИ обратно улетели.Прилетят в конце неделиНаши милые тетери.Мы тетерок будем ждать –Дадим им крошек поклевать.(слова сопровождайте поглаживанием, пощипыванием, покалачиванием спинки)* * *Мы капусту рубим, рубим,(движения рёбрами ладоней)Мы морковку трём, трём,(движения костяшками пальцев)Мы капусту солим, солим,(точечные прикосновения пальцами)Мы капусту жмём, жмём,(прожимание мышц пальцами)Сок капустный пьём, пьём.(поглаживающие движения ладонями)* * *На лугу, на лугу (погладьте животик по часовой стрелке)Стоит миска творогу. Прилетели две тетери, (пощипывайте бочка снизу вверх)Поклевали,(пальцами пробегайте по животику)Улетели(поглаживайте)* * *Ножки длинные, ножки стройные.Помнем, потрем, потом встряхнем,К животику придем.* * *Папа-ёж,папа-ёж, ты нам спинку не потрёшь?* * *Потянись дружок,Повернись на бочок,На животик повернись,Нежно маме улыбнись.* * *Птичка-птичка,(водите пальцем по ладошке)Вот тебе водичка(водите пальцем по ладошке, пощипывайте)Вот тебе крошки На моей ладошке.* * *Расти, Маша, выше, До хором, до крыши. Расти, не балуй, Маму с папой жалуй.Расти с брус толщины Да с дом вышины.* * *Рельсы, рельсы,(проведите одну, потом другую линии вдоль позвоночника)Шпалы, шпалы,(проведите поперечные линии)Ехал поезд запоздалый.(ладонью по спине)Из последнего вагона Вдруг посыпалось пшено.(постучите пальцами рук)Пришли куры, поклевали.(постучите указательными пальцами)Пришли гуси, пощипали.(пощипайте спинку)Пришла лисичка,Хвостиком помахала.(погладьте спинку)Прошёл слон,(тыльной стороной кулаков)Прошла слониха,(тыльной стороной кулаков с меньшим усилием)Прошёл маленький слонёнок.(сложите три пальца в щепоть)* * *Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком потрём, Отдохнём совсем немножко, А потом опять начнём.* * *Сидит белка на тележке,(поглаживайте пяточку круговыми движениями)Раздает она орешкиМишке толстопятому — (поглаживайте пальчики)Заиньке усатому,Лисичке-сестричке,Воробью — синичке,Кому в роток,(погладьте большим пальцем подушечки стопы)Кому в зобок, Кому в лапочку.* * *Я по спинке пройду,Хворобушку отведу,Расти ладненькаяДа здоровенькая.* * *Я сидела на рябине,Меня кошки теребили,Малые котяточкиЦарапали за пяточки.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей Для чего нужны потешки, прибаутки?

Консультация для родителей

Для чего нужны потешки, заклички, прибаутки?

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного, любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. Это достигается с помощью пестушек, загадок, поговорок, сказок, а также с помощью потешек, закличек и прибауток.

Что же называют потешками и для чего они нужны? Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми. Потешками и называются песенки-приговорки, организующие эти забавы.

Многие потешки по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения совершенно иной. В отличие от колыбельной песни, потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребёнка. При помощи потешек у детей вырабатывается потребность в игре, раскрывается её эстетическое содержание, приготавливает ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Потешки — это школа игры.

Для поддержания радостных эмоций, в потешки вводятся простейшие шутки, игровые моменты. Они строятся так, что знание почти никогда не даётся в “чистом виде”, прямо. Круг предметов и явлений в потешках значительно шире, чем в пестушках и колыбельных песнях. Именно потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.

В наши дни бытуют многочисленные варианты известных потешек: “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Идёт коза рогатая”и некоторых других.

Наблюдаются и отрицательные мнения в отношении к потешкам некоторых родителей. Заваливая ребёнка дорогими игрушками, они не желают играть в “Ладушки”, “Сороку”, которыми их самих тешили в детстве родители. Подобное отношение к потешкам равносильно духовному обкрадыванию своих детей.

Хочу предложить вашему вниманию несколько потешек.

“Коза рогатая”: Мама делает “козу”(поднимает все пальцы, кроме указательного и мизинца и “бодает” малыша, приговаривая):

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая,

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп

Кто каши не ест, кто молоко не пьёт —

Того забодает, забодает!

“Коза” бодает малыша, а он смеётся. Ему весело играть.

“Ладушки”:В ладушки можно играть уже в три-четыре месяца. Хлопанье ладошками, помахивание ручками — это для ребёнка гимнастика. Ему приятны не только действия, но и слова потешки: она звучит ласково и интонация в ней разнообразна:

Ладушки, ладушки, где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку!

Попили, поели, кыш, кыш!

Домой полетели, на головку сели,

“Кукареку!” — спели.

“По кочкам”:Ребёнок сидит на коленях у взрослого, который движением ног подкидывает его вверх то равномерно, то повыше, а потом вдруг делает вид, что дитя проваливается, падает:

По ровной дорожке, по ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам в ямку — бух!

Ехали, ехали, к бабе за орехами.

В ямку — бух1… А там — петух!

Ехала барыня по ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам — да бух!

“Сорока”:В “Сороку” играют по-разному. Обычно раскрывают ладошку на руке ребёнка, указательным пальцем другой руки водят по раскрытой ладошке, приговаривая:

Сорока-белобока кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала…

Здесь поочерёдно начинают загибать пальчики:

Этому дала,

и так далее. Когда останется большой палец, его теребят, приговаривая:

А этому не дала:

Он дров не колол,

Он воду не носил

Он кашу не варил.

Другие потешки с игрой не связаны. Дети любят потешки, они доступны им по содержанию: рассказывается в них о птицах, домашних животных, которые действуют, как люди и часто попадают

в смешные ситуации. Потешки звучны, в них используются звукоподражания:”ду-ду, ду-ду, ду-ду” — играет ворон на трубе, “трух-тух-тух” -квохчет петух, “ти-ли, ти-ли, ти-ли” — поёт пила …Все потешки используются для развития речи ребёнка, для чувства ритма.

Кроме потешек детям очень нравятся и прибаутки:

Наша доченька в дому,

Что оладышек в меду,

Что оладышек в меду,

Сладко яблоко в саду.

***

Кошка в лукошке рубашечку шьёт,

А кот на печи сухари толчёт.

У нашей кошки три сдобные лепёшки,

А у нашего кота три погреба молока.

Итак, главное назначение этих забав- приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

Польза потешек для малышей

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:

Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого

Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

Развивают речь

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.

Развивают мелкую моторику

Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей

Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков

Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект

Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

Развивают музыкальный слух

Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.

Развивают эмоции

Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.

Развивают чувство ритма

Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

Воспитывают малыша, дают образец для подражания

Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.

Учат доброте, сопереживанию

С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

Засыпаем с потешками

Ай, бай, бай, бай, Ты собачка, не лай! Ты, корова, не мычи! Ты, петух, не кричи! А наш мальчик будет спать, Станет глазки закрывать.* * *Ай, люленьки да люленьки,По горам идёт олень.На рогах он дрёму носит,В каждый дом её заносит.В люльку дрёму он кладёт,Тихо песенку поёт.* * *Баю-бай, баю-бай, Рыбка-сёмга, приплывай! Рыбка-сёмга, приплывай, Алексейку поджидай. Алексейка подрастёт, С папой на море пойдёт. Станет сёмгу он ловить, Станет маму он кормить.* * *Баю-бай, баю-бай,К нам приехал дед Мамай,К нам приехал дед Мамай,Просит: «Машеньку отдай!»А мы Машу не дадим,Пригодится нам самим.* * *Баю-бай, усни, Катюшка,Моя зайка-веселушка,Глазки зайка закрывай,Баю-баю-баю-бай.* * *Баю-баю-баиньки, В огороде заиньки. Зайки траву едят, Малым деткам спать велят.* * *Баю-баю-байки,Прилетели чайки.Стали крыльями махать,Нашу Катю усыплять.* * *Баю-баю-баю-баю,Ты уже напился чаю,Кашку съел и наигрался,Нашалился, наболтался,Так теперь уж засыпай,Баю-баю-баю-бай.Вот присела на воротаГоворливая сорока:Кра-кра-кра-кра!Маленькому спать пора!»В окна голуби взглянули:»Гули-гули — гули-гули,Надо маленькому спать,Чтобы утро не проспать».Баю-баюшки-баю,Как я дитятку люблю!* * *Баю-баюшки-баю,Не ложися на краю -Придет серенький волчок,Он ухватит за бочок,Он ухватит за бочок,И потащит во лесок,И потащит во лесок,Под ракитовый кусток.Ты, волчок, к нам не ходи,Нашу Катю не буди!* * *За окошком вечер,А на небе месяц…Спит малыш в кроватке,В стойле спит лошадка,Белочка — в дупле,Собачка — в конуре.Ну а солнышко проснется,Малыш маме улыбнется.Будет день веселым.Расти малыш здоровым.* * *Как у нас в берлоге Три бочонка мёду, Как у наших деток — Сладенькие лапки… Первый сон — гречишный, А второй — цветочный, А как выйдет месяц — Липовый приснится. Соням и сластёнам, Баловням-задирам, Медвежовым деткам — Баюшки под ушко!* * *Люли, люли, люленьки, Летят сизы гуленьки.Летят гули вон, вон. Несут детке сон, сон.Будут гули ворковать, Будет детка крепко спать.Будут гули говорить, Чем детку накормить.Полетят они в лесок И найдут там колосок,Станут кашку варить, Станут детку кормить,Белой кашкой с молочком И румяным пирожком.* * *Маленькие заинькиЗахотели баиньки,Захотели баиньки,Потому что заиньки.Мы немножечко поспим,Мы на спинке полежим.Мы на спинке полежимИ тихонько посопим.* * *Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок, Уже поздно, сынок, Ложись на бочок, Баю-бай, засыпай…* * *Ой, люленьки-люлюшеньки, Баиньки-баюшеньки, Сладко спи по ночам Да расти по часам!* * *Отзвенел звоночек.Спать пора, цветочек.Солнышко уснуло,Тучка спать легла.И волшебная синяя птицаДобрые сны тебе принесла.Мамочка нежно обнимет тебя.Засыпай моя деточка, Радость моя!* * *Пошёл котик во лесок,Нашел котик поясок,Чем люлечку подцепитьДа Ванюшу положить,Ваня будет крепко спать,Котик — Ванечку качать.* * *Разденьте меня,Разуйте меня,Уложите меня,Укройте меня,А заснуЯ сам!* * *Спи, зайчонок-заинька,Зверушонок маленький.У какая зюзика,Маленькая пузика.Там за речкою мосток.Лапа-тапа-точкиТоп-топ топ.Ухи-ухи -лапатухи.Понаевшиеся брюхи.Через речку мостик,там пушистый хвостик.И зайчонок — егоза,Удивленные глаза.* * *Тихо-тихо-тихо-тихо, В наши двери входит Тихон, Не аукать, не кричать, А баюкать и качать. Тихон песенку поет, Сны ребятам раздает: «В этом сне – воздушный шарик, В этом сне — собака Шарик, В этом – голуби летят, В этом – дети спать хотят». Тихо-тихо-тихо-тихо, Сумрак, дрема и покой. Дети спят. Уходит Тихон В тихий домик за рекой.* * *У ворот сосёнушка, У ворот зелёная. Как на той сосёнушке Колыбель повешена: Одеяльца новые, Ленточки шелковые, Положок золотой, А крючок завитой. Сосенка шумит.* * *Уж ты, котенька-коток,Котя — серенький хвосток!Ты приди к нам ночевать,Нашу Дашеньку качать,Нашу Дашеньку качать,Прибаюкивать.Уж как я тебе, коту,За работу заплачу:Дам кусок пирогаИ кувшин молока.* * *Ходит сон у колыбели — Баю, баю.Чьи тут глазки спать хотели — Знаю, знаю.Ты не три их кулачками, закрывай,Сон качает колыбельку. Засыпай.* * *Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик уж уснул,Этот пальчик крепко спит,Никто больше не шумит.- Тс-с-с…

http://rodnaya-tropinka.ru/stihi-dlya-novorozhdennyh/stihi-dlya-novorozhdenny-h-odevanie/

Стихи для новорожденных и самых маленьких: одевание и переодевание.

Многие малыши не любят одеваться и раздеваться. Поэтому их отвлекают беседой, стихами и потешками. Одевая малыша, разговаривают с ним, называя все действия: “Сейчас надену шапочку. Вот какая у нас шапочка — беленькая, пушистая”, “Давай завяжем шарф. Шарф у нас длииииный, зеленый, с полосочками. Вот какие кисточки у шарфика!”

Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая (русская народная)

То-то, то-то, тусеньки,
Девочки малюсеньки!
Поскорей наденем дочке
Распашонки, ползуночки,
Кофточку в цветочек,
Вышитый платочек! (Г. Лагздынь)

Одеваем рёвушку:
Шапку на головушку,
Валенки – на ножки,
А на них калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни. (Г. Лагздынь)

Рукавички-невелички
Прилетели, словно птички.
На левую ручку – скок!
На правую ручку – скок!
Мы гулять пойдем,
Мы собачку найдем! (Г. Лагздынь)

Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Коготки-царапки. (Е. Благинина)

На перинку,
На простынку,
Не на край –
На серединку,
Положили голыша,
Завернули крепыша! (Г. Лагздынь)

Стихи для самых маленьких: ребенок учится ходить.

Первый шаги ребенка всегда стараются сопровождать словами, чтобы поддержать малыша и порадоваться его успехам.

Топ-топ-топ-топ,

Ходи-ходи ножкой

Твердо по дорожке (русская народная).

Уходи с дороги, кот!
Наша Леночка (имя ребенка) идет,
Топ-топ, топ-топ.
Наша Леночка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Леночка (русская народная)

Наша Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой! (русская народная)

На порожке,
По дорожке
Дружно топают
Две ножки.
Уходи с дороги, кот,
Наша девочка идет! (Г. Лагздынь)

Раз-шажок!
Два – шажок!
Левый!
Правый сапожок!
Я учу Алёшку
Топать понемножку. (Г. Лагздынь)

Ходит Маша не спеша!
Наша дочка хороша!
На полу половички,
А у Маши башмачки!
И совсем не ношены,
В уголок не брошены! (Г. Лагздынь)

Дыбочек-дыбок.
Скоро Димочке годок.
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок.
Расти и повыше –
Достанешь до крыши (русская народная)

Стихи для новорожденных и малышей: если ребенок плачет

Если ребенок плачет, то ему говорят стихи-утешалки или подпевают ритмические строчки. Этими стихами стараются отвлечь ребенка. В раннем возрасте, переключившись на другие впечатления, малыш быстро забывает о прошлом плаче. Можно такие стихи для новорожденных и малышей   придумать самим. Эти строчки-утешалки   могут быть и с юмором.

Ты, Петенька, не плачь.
Я куплю тебе калач.
На шею повешу,
А потом утешу!

У нас Вова один,
Мы в обиду не дадим!
Пиджак сошьем
И гулять пошлем!

Вот цветочек аленький,
Подарю я Аленьке!
Ты не плачь, не реви!
А подарочек бери! (Г, Лагздынь)

Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Принесет орешки –
Тебе для потешки.

У кошки – боли.
У собаки – боли,
У лошадки боли,
А у Ванюши не боли!

Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не реви, не реви,
Куплю сразу три (русская народная)

Кто тут плачем, ой-ой-ой!
Говорят, сынишка мой?
Нет, не плачет мой сынок,
Зря вы говорите!
Улыбается уже –
Посмотрите! (Н, Пикулева)

Го-ро-шин-ки,
Не-про-шен-ки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До Насти (имя ребенка) добрались?
Неееееет,
Портить настроение
Никто вас не просил!
А может, мы не плакали
А дождик моросил? (Н, Пикулева)

Взрослые всегда старались переключить внимание плачущего ребенка, чтобы его успокоить и утешить.   Для детишек постарше подойдут такие две утешалки Н

Пикулевой:

А давай соберем
Все твои «не хочу!»
И в капризный клубочек
Смотаем.
Пусть сорока придет,
И клубочек найдет,
И в лесу размотает за чаем.
Будет солнышко петь
На макушке сосны –
Про тебя, про весну,
Про березки.
А потом – ветерок.
Ветерок прилетит,
Промокнет рукавом
Твои слезки!

Одеваемся с потешками

Даша варежку надела.»Ой, куда я пальчик дела?»Даша варежку сняла,Посмотрите-ка, нашла!* * *Как у нашей птичкиТемные реснички.Как у нашей крошкиТепленькие ножки.Как у нашей лапкиНоготки – царапки.На перинку,На простынку,Не на край – на серединкуПоложили голыша,Завернули крепыша!* * *Маша варежку надела:-Ой, куда я пальчик дела?Нету пальчика, пропал,В свой домишко не попал!Маша варежку сняла:-Поглядите-ка нашла!Ищешь, ищешь и найдешь!Здравствуй, пальчик, как живешь?* * *Наша Катя маленька, На ней шубка аленька,Опушка бобровая,Катя чернобровая.* * *Тетка Агашка,Cшей мне рубашку!Надо нарядиться -Едем прокатиться!* * *У нас Ванечка один, Никому не отдадим. Мы пальто ему сошьем, Погулять его пошлем.

Прибаутки

Исследования поэтического фольклора для детей свидетельствуют о том, что пестушки и потешки для малышей вобрали в себя все важнейшие игровые компоненты: ритмичность, словотворчество, изобразительность и наставительность. Но существует еще один жанр, обладающий такими же свойствами, — это прибаутки.

«А чем отличаются пестушки и потешки для малышей от прибауток?» – спросите вы. Все дело в том, что прибаутки не подразумевают каких-то игровых движений, и в них обязательно присутствует определенный сказочный сюжет. Такие произведения народного творчества ориентированы на деток 2-3 лет, имеющих определенное представление о мире. В этом возрасте все знания малыша об окружающих его явлениях и предметах напрямую связаны с его познаниями о людях и их деятельности. Именно поэтому в народных произведениях животные действуют и совершают такие же поступки, как и люди:

Кошечка на кухне пироги печет.А пес в углу сухари толчет.Мышка в окошке платье шьет.А уточка в сапожках избушку метет.

Такие произведения требуют эмоционального, даже артистичного прочтения со сменой силы и высоты голоса и интонационным выделением смыслового содержания

Малыш должен понять, какую мысль вы хотите ему передать, на что именно обращаете его внимание. Безусловно, нелишними будут и картинки, красочные иллюстрации, поддерживающие на зрительном уровне интерес малыша к стихотворному тексту

Таким образом, прибаутки становятся голосовым отображением динамических картинок из жизни птиц, зверей или насекомых, но отражающих при этом человеческие взаимоотношения. Поэтому прибаутки как жанр представляют собой прекрасный способ для ознакомления с окружающим миром, а также для социального развития маленького ребенка, ведь с их помощью малыш в иносказательной, занимательной и игровой форме получает представления о жизни.

Знакомимся с тельцем потешками

Вот лежат в кроваткеРозовые пятки.Чьи это пятки –Мягки да сладки?Прибегут гусятки,Ущипнут за пятки.Прячь скорей, не зевай,Одеяльцем накрывай!* * *Где же наши ручки?Вот наши ручки!Где же наши ножки?Вот наши ножки!А вот это Лизин носВесь козюльками зарос.А вот это глазки, ушки,Щечки — толстые подушки,А вот это что? Животик!А вот это Лизин ротик!Покажи-ка язычок,Пощекочем твой бочок.* * *Где же наши ушки? Слушают пестушки!А где глазки? Смотрят сказки!А где зубки? Прячут губки!Ну а ротик на замочек!* * *Для чего сыночку ножки?Чтобы бегать по дорожке!Для чего сыночку ушки?Чтобы слушать погремушки!Для чего сыночку ротик?Чтоб у мамы молоко пить!Для чего сыночку глазки?Чтоб смотреть на мира краски!Для чего сыночку спинка?Чтоб валяться на простынке!Для чего сыночку попа?Чтоб его ладошкой хлопать!Для чего сынок родился?Чтобы папа им гордился!* * *Лес, (волосы)Поляна, (лоб)Овражек, (нос)Яма (рот).* * *Мы — маленькие руки,Но мы не знаем скуки,Есть всегда у нас дела:Та схватила, та взяла.Даже если нас не просят,Мы все время что-то носим,И мишутку, и ежаМы погладим, не спеша.Пальцы наши — крошки -Ловкие помощники,И горошинку возьмут,Если где-нибудь найдут.Наш мизинец очень мал,Рядом безымянный стал,А за ними средний -Важный — не последний.Есть у нас внимательныйПалец указательный.И немного стороной -Самый толстый и большой -Палец очень главный,Ложку держит славно.Если пальчики послушные,Мы и ловкие и дружные,Помогаем малышамВсе дела их совершать.* * *Ножками ходушечки,Ручками хватушечки.Роток болтунок,Глазки хлоп-хлоп.* * *Носик, лобик,Щечки, подбородок.Ушки, глазки,Мишенькины сказки.* * *Паучок, паучок, Аню хвать за бочок.Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко.Олени, олени, Аню хвать за колени.Песик, песик, Аню хвать за носик.Бегемот, бегемот, Аню хвать за живот.Оса, оса,Аню хвать за волоса.Кузнечики, кузнечики, Аню хвать за плечики.* * *Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать,Глазоньки моргать- моргать, Ручки — все хватать-хватать.* * *Стенка, стенка,(дотроньтесь до щёчек)Потолок,(лобик)Две ступеньки,(прошагайте пальцами по губам)Дзинь — звонок!(нажмите на носик)

Небылицы

Особым видом прибауток являются песенки-небылицы и перевертыши. Эти произведения помогают ребенку отличать реальное от фантастического, укрепляют в нем правильное восприятие и ощущение мира, что и представляет их высокую педагогическую ценность:

Вырос кабак важный,Ему дивился каждый: Не обойти кругомЗа ночь вместе с днем.Сорвали еле-елеИ всей деревней ели,И целую неделюЖивоты болели.

Небылицы, в которых нарочито смещены реальные связи, предназначаются для детей более старшего возраста, накопивших уже достаточный жизненный опыт для того, чтобы почувствовать парадоксальность ситуации, описываемой в произведении

Знакомство с такими стихами способствует развитию свободного мышления, фантазии и, что отнюдь не маловажно, чувства юмора. Следует помнить, что дети в раннем возрасте (до 3 лет) не отличают выдумки от реальности, а потому парадоксы воспринимают как действительность

Поэтому необходимо, чтобы такой малыш слышал в нужный момент в голосе взрослого удивление и понимал, что происходящее в сценарии небылицы невероятно. Заметьте, в небылицах отсутствуют какие-либо назидания, однако все то, что читается между строк, позволяет без преувеличения фольклор для маленьких назвать средством народной дидактики, обогащающим их духовно, приобщающим детей к поэтическому слову и развивающим их физически.

Основные выводы

Детские потешки можно использовать не только для развития речи. Эти образцы народного фольклора оживляют речь взрослых и детей, делают ее эмоционально насыщенной.

Краткость и небольшой объем позволяют детям запомнить потешки и самостоятельно их декламировать. Эти произведения сопровождают детскую жизнь с самого рождения. С их помощью малыши быстрее осваивают гигиенические навыки, засыпают и просыпаются, играют и успокаиваются во время плача.

Потешки развивают внимание, речь, память, знакомят ребенка с разными сторонами жизни, учат доброте, сочувствию, взаимопониманию. Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector