Причины возникновения минимальной мозговой дисфункции у малышей и школьников

Причины

Синдром развивается по причине дисфункции головного мозга. В свою очередь на это влияют возможные травмы коры головного мозга или аномалии развития нервной системы ребенка.

В возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев причиной становится неправильное воспитание ребенка с социальной и педагогической точки зрения его родителями и педагогами, то есть ребенком никто не занимается.

К провоцирующим факторам также относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • дефицит витаминов и минералов;
  • неправильное питание;
  • перенесенные внутриутробные заболевания;
  • гемолитическая болезнь у плода (отторжение плода организмом матери);
  • недоношенность и преждевременные роды;
  • асфиксия и гипоксия во время родов;
  • повреждения спинного мозга;
  • токсикоз;
  • порок сердца;
  • сахарный диабет;
  • инфекционные заболевания.

Большинство детей с ММД воспитывались в неблагополучных семьях.

Своими силами

Даже если вы вовремя отследили симптомы и принесли малыша к специалисту, ваш кроха требует особого к себе отношения. Так что, вы как родители должны помнить следующее.

• Для вашего малыша очень важен режим дня. Даже если ваш кроха предпочитает «свободный образ жизни», постарайтесь, чтобы он засыпал, бодрствовал и гулял в одно и то же время. Более взрослого ребеночка приучайте и к определенному режиму кормления. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.

• У детей с ММД часто нарушена подвижность диафрагмы — чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться. Гимнастика должна стать обязательной частью жизни вашего крохи. Правда, от чрезвычайно модной динамической гимнастики лучше отказаться, остановите свой выбор на классике жанра. И обязательно следите, чтобы ваш малыш не перевозбудился, а если вдруг это произошло, сделайте ребенку легкий массаж, просто погладьте его или поносите на ручках.

• Новые впечатления для малыша необходимо дозировать. Даже если члены вашей семьи являются приверженцами активного образа жизни, старайтесь не переусердствовать с путешествиям, особенно в первые месяцы жизни ребенка.

• Внимательно следите за своим рационом, если малыш находится на грудном вскармливании, или же за рационом малыша, если вы его уже перевели на взрослый стол

Течение ММД усугубляется недостатком магния в крови, так что особое внимание уделите рыбе, орехам, хлебу с отрубями, зелени

• Используйте для коррекции состояния малыша водные процедуры. Вам помогут лечебные ванны: солевые (две столовые ложки поваренной или морской соли на десять литров воды) или с пустырником. Температура воды — 37—39 °С. После процедуры малыша следует ополоснуть водой на один градус прохладнее.

• Не переусердствуйте с развивающими занятиями. Повышенные умственные нагрузки, требования и ожидания пойдут малышу отнюдь не на пользу. Не в коем случае не устраивайте крохе специальных занятий, вплетайте их в обычный режим ребенка.

• Уделите особое внимание развитию мелкой моторики. Сначала манипуляции с достаточно крупными для малыша предметами

Когда кроха подрастет, предложите ему пазлы и мозаику для годовичков, детский пластилин, пальчиковые краски.

Причины

Синдром развивается по причине дисфункции головного мозга. В свою очередь на это влияют возможные травмы коры головного мозга или аномалии развития нервной системы ребенка.

В возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев причиной становится неправильное воспитание ребенка с социальной и педагогической точки зрения его родителями и педагогами, то есть ребенком никто не занимается.

К провоцирующим факторам также относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • дефицит витаминов и минералов;
  • неправильное питание;
  • перенесенные внутриутробные заболевания;
  • гемолитическая болезнь у плода (отторжение плода организмом матери);
  • недоношенность и преждевременные роды;
  • асфиксия и гипоксия во время родов;
  • повреждения спинного мозга;
  • токсикоз;
  • порок сердца;
  • сахарный диабет;
  • инфекционные заболевания.

Большинство детей с ММД воспитывались в неблагополучных семьях.

Что характерно для детей с ММД? Данное заболевание может развиваться уже с младенчества, однако первые заметные симптомы появляются в дошкольный период, когда происходит подготовка в детском саду.

У ребенка наблюдается слабая концентрация внимания, плохая память и другие проблемы, несмотря на нормальный уровень интеллекта.

Рассмотрим различные виды синдрома подробнее:

Эмоции — наблюдаются резкие перепады настроения от эйфории до депрессивного состояния. Возможны внезапные вспышки ярости и агрессии, повышенная раздражительность, капризность и истеричность

Такой ребенок может нанести вред не только окружающим, но и самому себе.

Внимание — концентрация и объем внимания минимальны. Ребенок практически ничего не запоминает самопроизвольно — приходится обращать его внимание на каждую мелочь

Он очень рассеянный и не может сосредоточиться на чем-то одном, особенно если это требует напрягать умственные способности.

Память — слабое усваивание новой информации. Необходимо многократно повторять одно и то же действие, чтобы это отложилось у ребенка в памяти.
Речь — у ребенка плохая артикуляция и дикция, маленький словарный запас. Замечено, что речь других людей плохо усваивается на слух. Дети с ММД не могут пересказать услышанную историю или какое-то событие, они путаются в словах и фактах.

Пространственная ориентация — дети часто путают лево-право, а также могут начать писать зеркальным образом, то есть буквы наоборот.

Письмо — почерк нечеткий и корявый. Дети часто путают буквы и цифры.

Моторика — проблемы в обращении с мелкими предметами (пальцы «не слушаются»). Такой ребенок не может научиться завязывать шнурки или ровно держать карандаш.

У младенцев можно заметить следующие признаки ММД:

  • повышенное потоотделение;
  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • повышенная капризность;
  • частые срыгивания и диарея;
  • проблемы со сном;
  • тревожность.

У школьников появляются дополнительные симптомы:

  • гиперактивность;
  • конфликтность;
  • рассеянность (часто теряются вещи);
  • низкая успеваемость;
  • плохая память;
  • повышенная раздражительность.

Основные симптомы

Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме

Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:

  1. Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
  2. Дислексия. Затруднения при чтении.
  3. Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.

Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.

Признаки у детей

Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит. Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).

Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.

У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.

ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями. Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии. Основные общие симптомы ММД:

Моторная дисфункция в легкой форме.
Гиперактивность

Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте

Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
Трудности при запоминании новой информации.
Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.

Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.

Проявление у взрослых

Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.

Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.

Лекарственная терапия

Минимальная мозговая дисфункция требует лечения медикаментами. Это является обязательным, но не главным

Для ММД лечения важно эмоциональная атмосфера. В этом случае все зависит от родителей

Они сами должны понимать проблему ребенка и максимально помочь ему от нее избавиться. Для этого понадобится время, а главное терпение. От благоприятной обстановки в семье зависит успешность лекарственной терапии. Врачи назначают такие рекомендации.

У ребенка должен быть сформирован режим

Важно, чтобы он ложился спать и просыпался примерно в одно время. На протяжении всего дня должны быть поставленные четкие задачи, сформированный рацион питания

Привычные занятия и действия будут стимулировать нервную систему.

В обязательном порядке надо улаживать ребенка днем спать. Дневной сон очень хорошо влияет на нервную систему. Дети становятся более спокойными, имеют хорошее настроение и аппетит. При ослабленной нервной системе это является крайне необходимым.

Перед возможными изменениями надо провести подготовку. Нельзя резко менять режим с ММД диагнозом. При этом следует учитывать, что речь идет не просто о поездках. Ребенка надо подготавливать к неплановым приходам гостей. Нельзя также резко начинать уборку в детской комнате, перестанавливать игрушки. Все это может резко повлиять нервную систему.

Важно, что бы в дом часто приходили гости, которые будут уделять внимание малышу. При этом они не должны влиять на изменение его привычного распорядка дня. Это очень важный фактор

Заранее следует предупреждать, что ребенок страдает от минимальных мозговых дисфункций.

Это очень важный фактор. Заранее следует предупреждать, что ребенок страдает от минимальных мозговых дисфункций.

Круг общения должен быть с детьми на несколько лет старше. Не рекомендуют общаться со сверстниками. Обычно они очень активны. Детям, которые страдают от ММД синдрома, следует общаться со спокойными друзьями. Многое зависит от атмосферы в семье. Взрослые не должны выяснять отношения между собой при детях. Это может серьезно травмировать психическое состояние.

Полезными будут физические упражнения, которые проводят 2 раза в день. Также лечебный эффект можно улучшить, если заниматься плаваньем. Существенно следует ограничить время провождения перед телевизором, компьютером, и другими гаджетами

Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики. Для этого существуют различные поделки

Минимальная мозговая дисфункция не делает ребенка умственно отсталым. Он не должен себя чувствовать не таким, как другие. Это зависит от правильного воспитания и преподнесения необходимой информации. Если родители будут любить и заботится о нем, то лечение существенно ускорится

Также важно строго соблюдать все рекомендации врача

Лекарственная терапия от минимальных мозговых дисфункций, состоит из таких препаратов:

  • Седативные лекарства. К эффективным относятся валериана. Также полезно делать отвар из таких трав: пустырник, зверобой. Беременным женщинам рекомендуют принимать Новопасит.
  • При минимальных мозговых дисфункциях в обязательном порядке назначают препараты, которые стимулируют деятельность мозга, и улучшают кровообращение.
  • Витаминные комплексы следует принимать систематически, до полного выздоровления.

При симптомах такого синдрома обязательно надо обращаться к врачу. В данном случае поможет невролог. Минимальная мозговая дисфункция требует определенного курса лечения, который подбирается индивидуально для каждого ребенка. Предвидеть развитие патологии достаточно сложно. Особенно если нет видимых причин.

Если заниматься лечением в раннем возрасте, то прогноз будет достаточно успешным, поэтому врачи рекомендуют как можно скорее обращаться за помощью.

Симптомы и признаки

Проявиться признаки мозговой дисфункции могут в любом возрасте. При этом симптомы будут довольно характерны именно для определенной возрастной группы.

У детей до года обычно имеют место так называемые малые неврологические признаки – нарушения сна, частые сильные вздрагивания, разлитый гипертонус, клонические сокращения, дрожание подбородка, рук, ног, косоглазие, а также обильные срыгивания. Если малыш плачет, симптомы усиливаются и становятся более заметными. В спокойном состоянии их проявление может быть сглаженным.

Уже в полгода становится заметна задержка психического развития – ребенок мало реагирует на знакомые лица, не улыбается, не гулит, не проявляет большого интереса к ярким игрушкам. С 8-9 месяцев становится заметной задержка предметно-манипулятивной активности – у ребенка плохо получается брать предметы. У него не хватает терпения дотягиваться или доползать до них. Они быстро ему надоедают.

У детей до года ММД сопровождается повышенной возбудимостью и чувствительностью органов пищеварения. Отсюда сначала проблемы со срыгиваниями, а позднее – с чередованием диареи и запоров, которые могут сменять друг друга.

С года дети с минимальной мозговой дисфункцией проявляют повышенную моторную активность, они очень возбудимы, у них продолжают присутствовать проблемы с аппетитом – либо чадо постоянно ест, либо его совершенно невозможно накормить. Часто дети медленнее, чем сверстники, набирают вес. Большинству вплоть до трех лет свойственен беспокойный и тревожный сон, энурез, заторможенное и медленное развитие речи.

С трех лет малыши с ММД становятся более неуклюжими, но при этом они очень вспыльчивы и порой негативно настроены к критике и требованиям взрослых. Ребенок в этом возрасте обычно может довольно долгое время заниматься чем-то одним, дети с минимальными мозговыми нарушениями на это неспособны. Они постоянно меняют род деятельности, бросают недоделанное. Довольно часто эти ребята болезненно воспринимают громкие звуки, духоту и жару. Очень часто, по наблюдениям неврологов, именно малышей и подростков с ММД укачивает до рвоты при поездках в транспорте.

Но ярче всего ММД начинает проявляться тогда, когда ребенок попадает в компанию ровесников, а это обычно происходит в возрасте 3-4 лет. Проявляется повышенная чувствительность, истеричность, малыш производит огромное количество движений, его сложно успокоить и увлечь чем-то, например, занятием. В школе детям с таким диагнозом приходится тяжелее всего – им сложно научиться писать, читать, им очень трудно сидеть на уроке и соблюдать заведенную дисциплину в классе.

Дальше – больше. Понижается самооценка, нарушаются коммуникативные способности. Нередко такие дети отдаляются от коллектива либо становятся неформальными лидерами не самых лучших компаний.

Что это такое?

В неврологии существует несколько дублирующих названий того, что прячется за аббревиатурой ММД – легкая детская энцефалопатия, синдром гиперактивности и недостатка внимания, малая мозговая дисфункция и т. д. Каким бы ни было название, суть за ним кроется примерно одна и та же – поведение и психоэмоциональные реакции малыша нарушены из-за некоторых «сбоев» в деятельности центральной нервной системы.

Минимальная мозговая дисфункция впервые попала во врачебные справочники в 1966 году, ранее ей не придавали значения. Сегодня ММД – одна из самых распространенных аномалий раннего возраста, ее признаки могут появиться уже в 2-3 года, но чаще к 4 годам. По статистике, минимальной мозговой дисфункцией страдает до 10% учеников начальных классов. В дошкольном возрасте ее можно обнаружить примерно у 25% детей, а особо «талантливый и въедливый» невролог может найти недуг и у 100% активных, подвижных и непослушных ребят.

Что происходит с ребенком при минимальной дисфункции ЦНС, понять не так просто. Если упростить, то определенные центральные нейроны погибают или испытывают проблемы с клеточным метаболизмом по причине негативных факторов внутреннего или внешнего характера.

В результате этого мозг ребенка работает с некоторыми аномалиями, не критичными для его жизни и здоровья, но отражающимися на поведении, реакциях, социальной адаптации, способности к обучению. Чаще всего ММД у детей проявляется в виде нарушения психоэмоциональной сферы, памяти, внимания, а также в повышенной двигательной активности.

Клиническая картина у взрослых

Если ММД не было вовремя диагностировано или же лечение было проведено, но под воздействием факторов внешней среды человек снова впал в стрессовое состояние, клиническая картина будет представлять собой развернутое невротическое расстройство:

  • Ухудшение памяти;
  • Трудность в усвоении информации;
  • Неусидчивость;
  • Чрезмерная раздражительность;
  • Лабильность настроения;
  • Импульсивность поведения;
  • Агрессивность;
  • Усталость;
  • Неловкость движений;
  • Рассеянность.

У взрослых может наблюдаться ПНМК (преходящее нарушение мозгового кровообращения), которое представляет собой транзиторную ишемическую атаку. Она часто является следствием сопутствующих системных заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз), наличием ЧМТ или травмы позвоночника (что может быть из-за патологии родовой деятельности). Приступ длится от нескольких секунд до нескольких часов и сопровождается нарушением зрения, головной болью, головокружением, онемением. При неврологическом осмотре – патологические рефлексы Бабинского, Россолимо.

Необходимо различать ПМНК от ОНМК (острого нарушения мозгового кровоснабжения). При ОНМК симптоматика имеет стойкий характер и не проходит в течение суток, будут характерные изменения на МРТ и КТ – картине.

Профилактика

Профилактические мероприятия направлены на улучшение качества жизни будущей матери. Ей необходимо обеспечить покой, достаточное потребление продуктов с большим содержанием микроэлементов и витаминов. Во время беременности рекомендуется отказаться от вредных привычек, так как они негативно влияют на плод, вызывая у него гипоксию.

Для предупреждения появления ММД необходимо соблюдать меры профилактики:

  • в период беременности правильно питаться и избегать стрессов;
  • беременной матери отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь);
  • обеспечить ребенку благоприятные условия дома;
  • регулярно заниматься с ребенком и развивать все его способности;
  • избегать скандалов, конфликтов и стрессовых ситуаций внутри семьи;
  • регулярно посещать педиатра для профилактических осмотров (1-2 раза в год).

Малая мозговая дисфункция — частая проблема в современном обществе.

В любом случае ребенку нужно помочь и как можно раньше. Следует пройти все необходимые исследования и найти причину недуга, а затем пройти курс терапии, чтобы ребенок стал полноценным членом общества.

В поисках здоровья

ММД — очень хитрое нарушение. По современным данным, оно присутствует в той или иной степени у 80% всех новорожденных, но, к сожалению, часто обнаруживается только на диспансеризации перед школой. Почему? Да потому что ни педиатр роддома, который первым осматривает новорожденного, ни невролог в детской поликлинике не может обнаружить микронарушений и незначительных смещений костей. Увы, но стандартная проверка на рефлексы, реакции и тонус в данном случае не результативна. Да и инструментальные методы диагностики также мало чем смогут помочь.

Зато одно из направлений мануальных техник — остеопатия — в диагностике и лечении ММД зарекомендовало себя очень хорошо. Руки специалиста в данном случае работают как своеобразные датчики, которые улавливают любую дисфункцию, устраняют последствия травматического воздействия. «Задача остеопата — восстановить нормальное кровообращение и иннервацию травмированной зоны, обеспечить отток жидкости, — дополняет Ольга Ящина. — Если малыш попадает в руки остеопата сразу же после рождения, то для снятия диагноза ММД достаточно нескольких сеансов. В идеале очень хорошо, если бы врач-остеопат присутствовал при родах и сразу же после появления ребеночка на свет скорректировал возможные микротравмы, полученные малышом в родах. По крайней мере, такова практика многих европейских роддомов. И результаты этой практики таковы, что в 80% случаев удается избежать негативных последствий прохождения малыша по родовым путям». Что касается лекарственной терапии, которую частенько назначают неврологи, то в данном случае она абсолютно неэффективна. Никакими фармакологическими средствами невозможно снять последствия механической травмы! К слову сказать, и ее проявления с их помощью нивелируются отнюдь не всегда.

Диагноз ММД у ребенка – что это?

Мамы, изучая заключение, сделанное невропатологом, задаются вопросом, что такое ММД у детей, страшно ли это и с чем связано. Данной аббревиатурой принято обозначать минимальную мозговую дисфункцию. Иногда в заключении специалиста можно увидеть синонимичные диагнозы – энцефалопатия, гиперкинетический хронический мозговой синдром. Данное патологическое состояние возникает при сбое регуляции центральной нервной системы и проявляется отклонениями в поведении, эмоциональной сфере, восприятии. Впервые патология была описана в 1966 году.

На сегодняшний день ММД – одна из распространенных патологий, затрагивающих нервную систему и психику. Встречается у 5% детей начальных классов и около 22% ребят дошкольного возраста. Практически у половины детей с подобным диагнозом клинические проявления самостоятельно исчезают. При отсутствии наблюдения, врачебной коррекции существует риск задержки психического развития.

Понятие минимальной мозговой дисфункции

Синдром минимальной мозговой дисфункции – совокупность симптомов, включающих комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, возникающих на фоне недостаточности центральной нервной системы. В младенчестве расстройство проявляется минимальными неврологическими симптомами, поэтому может и не замечаться родителями. Однако по мере взросления, социализации дети с подобным нарушением сталкиваются с рядом проблем. У ребят с ММД наблюдаться следующие симптомы нарушения:

  • рассеянность внимания;
  • нарушение памяти;
  • гиперактивность;
  • неспособность воспроизвести изучаемый учебный материал;
  • социальная дезадаптация.

Минимальные мозговые дисфункции ММД – виды

В большинстве случаев минимальная мозговая дисфункция у детей расценивается как результат повреждения отдельных участков коры головного мозга. Развиваться патология может и на фоне аномалий развития ЦНС. Появление симптомов ММД в дошкольном возрасте зачастую имеет связь с социальной запущенностью. Непосредственно от момента возникновения первых признаков минимальной мозговой дисфункции различают следующие виды патологии:

  1. Антенатальная – развивается на этапе зарождения жизни, связана с наследственным фактором.
  2. Интранатальная – вызвана нарушением внутриутробного развития младенца.
  3. Постнатальная – возникает посла рождения ребенка.

Лечение

Терапия во всех случаях комбинированная – в нее входит прием медикаментов, физиотерапия, гимнастика и массаж, а также воспитательные и развивающие занятия с малышами или психологические занятия со школьниками. Особая миссия в вопросе терапии отводится семье, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в ней

Рекомендуется разговаривать с ребенком спокойно, акцентировать внимание на успехах, а не на недостатках его поведения

Ребенку с ММД нельзя долго смотреть телевизор или играть за компьютером. Ему обязательно нужен режим дня, чтобы вовремя отправляться ко сну и вставать. Прогулки на свежем воздухе и активные спортивные игры на улице приветствуются. Среди домашних спокойных игр лучше остановить выбор на тех, которые потребуют от малыша сосредоточенности и терпения – пазлы, мозаика, рисование.

В зависимости от конкретных симптомов могут быть рекомендованы седативные или снотворные средства, ноотропные препараты, транквилизаторы и антидепрессанты. Доктор Комаровский, к мнению которого прислушиваются миллионы мам всего мира, утверждает, что лекарства от ММД не существует, и большинство назначаемых неврологами препаратов назначаются совершенно неоправданно, ведь лечит ребенка не таблетка, а любовь и участие взрослых.

Среди видов спорта, которые рекомендованы таким гиперактивным детям, можно порекомендовать те, которые требуют сосредоточения на секундном событии, а также улучшающие координацию движений. К таким видам можно отнести лыжный спорт, биатлон, плавание, велосипедный спорт, теннис.

Основные симптомы

Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме

Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:

  1. Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
  2. Дислексия. Затруднения при чтении.
  3. Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.

Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector