Автоматизация звука [ш]. часть 4. звук [ш] в стихах

Логопедические стихи для дифференциаци звуков «С», «СЬ» и «Ф», «ФЬ»

Дедушка у ФЕДЕНЬКИСтаренький и СЕДЕНЬКИЙ…Спит художник, видит СОН:Холст готов. Закончен ФОН.Шла навстречу КОСТЕСима в тёплой КОФТЕ.Есть у САНЕЧКИ СУНДУК,Есть у ФАНЕЧКИ ФУНДУК.Надо ФАНЕЧКИН ФУНДУКВ САНЕЧКИН сложить СУНДУК!Села бабочка на ЛИСТ -Превратился листик в ЛИФТ:С веточки сорвался,Вниз как ЛИФТ помчался!У Анфисы в СЕТКЕВкусные конФЕТКИ!Новый «Мерседес» у САРЫ.Что за дверцы! Что за ФАРЫ!Говорил мне дядя СЕНЯ:- Угощайся вишней, ФЕНЯ!Не забудь про КОСТОЧКИ,Не испачкай КОФТОЧКИ!Есть у тёти ФАН ИРасписные САНИ!Федосеев СеняФокус сочинил:Листики у фикусаФосфором покрыл.Сенин фикус с этих порСветится, как светофор!Софочка солила сольюОчень вкусный суп с фасолью!Вниз спустился Александр,Снял космический скафандр…Космонавта АлександраНе узнали без скафандра!У красавчика КасьянаЕсть сапожки из сафьяна,А Анфиса, дочь Самсона,Носит сарафан с фасоном!

Автоматизация Ш в предложениях

Для отрабатывания чистого произношения ребенку следует повторить предложения. Данное упражнение считается сложным.

  1. Алеша с Наташей весело шагают.
  2. Миша хочет купить большой шарик.
  3. Даша вешает шарф на новую вешалку.
  4. Саша едет на черной лошадке.
  5. Мишутке шьют новую шубу.
  6. На шубе есть швы.
  7. Одень сегодня серую шубу и шапку.
  8. Яша, помой шею и уши.
  9. У машины поставили новые черные шины.
  10. Наташенька, дай башенку.
  11. Катюша, одевай галоши, чтобы не промокли ножки .
  12. Настюша пошила на швейной машинке для куклы 2 шапки, 2 шарфа и одну шубу.
  13. У малыша есть карандаш.
  14. Мышь шуршит бумажкой .
  15. Малыш сорвал ландыши.
  16. Наш шалаш очень хорош.
  17. Катюша сшила рубашку, но поспешила.
  18. Маша с Сашей шли за Глашей.
  19. Мои книжки стоят в шкафу.
  20. Там зеленая лягушка сидит на дорожке .
  21. Мы с Пашей играем в шахматы.
  22. Кошка бегает за мышкой.
  23. Мишка набил себе шишку на макушке.
  24. Наша кошка любит играться катушкой.
  25. Я нашел в бабушкиной шкатулке разные катушки.
  26. Валюша любит лепешки и ватрушки.
  27. Швея сошьет на машинке парашют для игрушки.

Звук (буква) Щ

Стихотворения со звуком

Щавель вырос ничего, Щи сварили из него. Щедрый стол накрыт к обеду. Щи отдам я лучше деду.

ща-ща-ща, ща-ща-ща Дождь идёт — я без плаща, ще-ще-ще, ще-ще-ще Нет дождя, а я в плаще.

щу-щу-щу, щу-щу-щу Я тебя не отыщу, щи-щи-щи, щи-щи-щи Ты иди, меня ищи!

щу-щу-щу, щу-щу-щу Вот теперь-то отыщу.

Этой щёткой чищу зубы, этой щёткой — башмаки, этой щёткой чищу брюки. Все три щётки мне нужны.

Причешу Щенка я щеткой, он пищит, ему щекотно. Мой щенок в щавель зарылся и как Шука затаился.

Щуке в речке каждый день Щёткой зубы чистить лень. Щука щётку раскусила, Щётку чуть не проглотила.

Скороговорки со звуком

Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке.

Эта чаща гуще, эта пуща чаще, эта гуща пуще.

Шуршат щётки, шумят щепки; шуршат щепки, шумят щётки.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Щетина у чушки, Чешуя у щучки.

Логопедические стихи для дифференциации звуков «СЬ» и «ТЬ»

Сестрёнку звали СИМА,Братишку звали ТИМА!Поднять тебя, ТЕЛЁНОК,Не хватит мне СИЛЁНОК…Что-то жарко стало, СЕНЬ!Может быть, поищем ТЕНЬ?Как скамейка ПОКОСИЛАСЬ!Села я — и ПОКАТИЛАСЬ!Я пёсика возьму СЕБЕ,А котика отдам ТЕБЕ.А хочешь, пёсика — ТЕБЕ,А котика возьму СЕБЕ!Я сушу на пРУТИКЕКукольные тРУСИКИ!Широко море РАСТЕКАЕТСЯ,Волна о скалы РАССЕКАЕТСЯ!..Мы в посёлке ПОСЕЛИЛИСЬ!Здесь коровы ОТЕЛИЛИСЬ!Нас встречает ТЕСТЬ,Приглашает СЕСТЬ.Сидят на полочке еНОТИКИ -Блестят игрушечные НОСИКИ!Спуститесь с полочки, еНОТИКИ,Потрогать дайте ваши НОСИКИ!В гости к Косте едет Настя.Скажет Настя Косте: «Здрасьте!»Витюша, Васенька, проснитесь!И хоть немножко потеснитесь!Проснитесь, буду вас проситьМестечко Насте уступить!

Работа в словах

Выбирать нужно только те слова, которые содержат отработанный слог. Работа строится в таком порядке:

  • звук находится в начале;
  • в середине;
  • в конце.

Начинают автоматизацию со слов с прямыми и обратными слогами. Каждое наименование желательно иллюстрировать, приглашать «в гости» игрушки – все это сделает занятие не только интереснее, но и эффективнее.

Примеры упражнений

Аналогично предыдущему этапу, на первых уроках речевой материал проговаривает взрослый, затем совместно с учеником, а потом ребенок повторяет самостоятельно. Постепенно, когда отработанных слов будет больше, малыш называет их без подсказок логопеда.

На этапе автоматизации фонемы в словах параллельно проводится работа по развитию фонетико-фонематических процессов. Ребенку объясняют, где у слова начало, середина и конец. На занятиях составляют схемы слов и предлагают задания на развитие слухового самоконтроля.

На этом же этапе автоматизации начинается постепенное введение автоматизируемой фонемы в связную речь. Делают это на примере словосочетаний, Ш или Ж могут быть как в одном, так и в каждом слове:

Повторение слов:

ША: шар, шапка, шайба.

ШУ: шум, шуба, шутка.

ЖА: жаба, жара, жало.

И таким образом подбирают слова на каждый отработанный слог.

  • Ребенку предлагают внимательно прослушать слова и поправить взрослого. Взрослый специально в некоторых словах делает ошибки в произношении автоматизируемого звука. Это задание направлено на воспитание слухового контроля за речью.
  • Добавить нужный слог, чтобы получилось слово. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используют картинки, чтобы им было легче выполнить это задание. Например, дано изображение шапки и второй слог – ПКА. Ребенку нужно добавить слог из предложенных вариантов (ША).
  • Повторение слов с двумя звуками Ш или Ж. Например: шишка, штанишки, шутишь и т. д.
  • Повторение словосочетаний:
    • На Ш: дедушкины шашки, новая шапка, смешная шутка, швейная машинка.
    • На Ж: жук жужжит, оранжевый жакет, жидкое желе.
  • Составить словосочетание. Перед ребенком раскладывают карточки и предлагают составить словосочетание самостоятельно.
  • Назови ласково. Например: штаны – штанишки. Это упражнение не только закрепляет правильное произношение шипящих, но и формирует навык словообразования с использованием суффикса.
  • Игра «Кто назовет больше слов со звуком Ш или Ж».
  • «Посчитай, сколько здесь предметов». Это упражнение помогает дополнительно отработать навык счета.

Когда у ребенка получится произносить звук в словах правильно, переходят к более сложному этапу коррекционной работы – автоматизации звуков в предложениях. Этот блок уже объемней по предлагаемому материалу, потому что является подготовкой к введению автоматизируемой фонемы в связную речь.

Правила успешной автоматизации

При автоматизации звука важную роль играет правильная постановка речевого аппарата. Иногда дети забывают после занятий с логопедом, как работают язык, губы при произношении проблемного звука. Перед каждым занятием нужно проговаривать верную позицию. Работу следует проводить до упражнений со слогами.

С чего начать работу

Ребенок и взрослый должны понимать, где находится язык, как расположены зубы, губы. Это непросто понять, когда рядом нет помощника-профессионала. При произношении звука Ш губы выдвигаются вперед, зубы должны быть частично замкнуты. Язык вытягивается вперед, кончик поднимается к небу, не касаясь его. Боковые стороны органа должны соприкасаться с коренными зубами. Голосовые связки не участвуют в произношении, голоса нет.

При автоматизации в домашних условиях нужно проговорить с ребенком правильную артикуляцию перед выполнением заданий:

  • вытяни губы вперед, представь, что это труба или трубочка;
  • язык вытяни вперед к зубам, приподними кончик вверх, нащупай небо;
  • опусти немного язык вниз, чтобы он не касался неба, образуй щель между ними;
  • представь, что язык − это чашечка, из которой кошечка будет лакать молочко, нужно, чтобы оно не пролилось, сделай ее глубокой (нужно показать, что края органа должны касаться коренных зубов);
  • попробуй произнести звук без участия голоса, как будто шипит змея.

Артикуляционная разминка

Для успешной автоматизации каждое занятие должно начинаться с артикуляционной разминки. Она позволяет разогреть мышцы речевого аппарата. Проводить ее необходимо детям и взрослым. Для подготовки артикуляционного аппарата используют классические упражнения, направленные на оттачивание произношения звука Ш: лопата, маляр, пирожок.

Лопата

Упражнение помогает преодолевать тонус мышц посредством расслабления органов артикуляции. Нужно высунуть язык вперед, сначала он может быть напряженным. После детям предлагается улыбнуться, но без напряжения губ. Конец языка ложится на нижнюю губу, боковые стороны легко соприкасаются с уголками рта. Нужно добиться расслабления органа, продержаться в таком положении следует несколько секунд. В последующие разы можно увеличивать время расслабления для тренировки мышц. Упражнение «Лопата» − базовое при коррекции шипящих звуков.

Маляр

Детям предлагается представить себя маляром, которому нужно покрасить нёбо. Для этого следует приоткрыть рот в легкой улыбке, без напряжения губ. Челюсть должна быть вне движения. Упражнение сложное, подразумевает «покраску» верхней части рта языком от глотки к зубам и обратно

Важно: ребенок должен держать язык в постоянном напряжении, контролировать его, чтобы он не вышел наружу. Задание позволяет малышу понять, как и куда нужно направлять язык при постановке звука Ш

Пирожок

Упражнение часто применяется в логопедии, является сложным, тренирует боковые мышцы языка. Не стоит расстраиваться, если ребенок не выполнил задание с первого раза. Не каждый взрослый сможет повторить за логопедом движения. У детей при регулярных занятиях успех приходит на 5-7-й день.

Нужно расслабить язык, как в упражнении «Лопата», чтобы он лежал спокойно на нижней губе. После попросить малыша, не напрягая орган, постараться загнуть боковые его части вовнутрь, образуя воронку. В результате в зеркале малыш должен увидеть смешной «пирожок» из языка. Продержаться в таком положении необходимо 5-10 секунд.

Логопеды советуют для развития дыхания у малышей использовать мыльные пузыри, трубочки, свистульки, снежинки из бумаги или ватные шарики, которые нужно сдуть. С дошкольником можно поиграть в день рождения, задуть свечи на торте или пироге, который мама приготовила для куклы. Взрослому можно надувать воздушные шары.

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Логопедические стихи для дифференциации звуков «С» и «X»

Доченька, надень ХАЛАТ!Сделай, доченька, САЛАТ!Я гостей за стол УСАЖИВАЮ,За гостями я УХАЖИВАЮ!СВАЛИТ песок САМОСВАЛ,ХВАЛИТ себя САМОХВАЛ!Мы знаем, что такое ХРАМ.А кто не знает — стыд и СРАМ!Мы с сестрой убрали СОРИ пошли послушать ХОР!Какой ты, конь,ХОЛЁНЫЙ!..Съешь хлебушекСОЛЁНЫЙ!У меня высокий САН:Я — могущественный ХАН!Получил от Вани СУСЛИКПрозвище смешное — ХУХЛИК!Ах, какой петух ЛИХОЙ!Спорил он вчера с ЛИСОЙ!Мы у грядки ПОХОДИЛИИ морковку ПОСАДИЛИ!Щенок не будет кушать ХЛЕБ:Он слишком мал! Ещё он СЛЕП!Чтоб осенью пшеницу ЗАПАСАТЬ,Весною надо поле ЗАПАХАТЬ!Возле беленьких ХАТ -Абрикосовый САД!Здесь играть мне неОХОТА:Слишком много здесь ОСОТА!Пианино — под ЧЕХЛОМ.На чехле — ярлык с ЧИСЛОМ!В огороде, во САДУ ЛИМы вставали на ХОДУЛИ!Будет ли у нас УДОЙС этой козочки ХУДОЙ?Я щёткой пёсика ЧЕСАЛ!От пыли пёсик мой ЧИХАЛ!Нам нужен хворост для костра!Пойдём за хворостом, сестра!Ты хворост собирай сухой -Сухарики съедим с ухой!Хвастался косой в лесу:- Я схвачу за хвост лису!Стану хлыстиком хлестатьИ лису за хвост таскать! -… Хрустнула сухая ветка -И косого не слыхать!

Автоматизация звука у дошкольника

Логопеды советуют проводить автоматизацию правильно: от сложного к простому, от слогов к словам, словосочетаниям, предложениям, текстам

Важно, чтобы ребенок произносил сначала слова за мамой и папой, после самостоятельно

Желательно, чтобы дошкольник не понимал, что его диагностируют, чтобы не акцентировать внимание на определенном звуке

Можно поиграть в игру: мама или папа говорят букву, ребенок добавляет ее к Ш, получаются слоги ша, шо, шу, ши и т. д. Первый вариант подходит для дошкольников от 5 до 7 лет. С малышами от 3 до 5 можно собирать бусы. Пример игры: родитель рисует ниточку, на кружочках из белой бумаги пишет буквы − бусинки. Ребенку необходимо надеть на ниточку кружки, чтобы получились бусы. Взрослый проговаривает буквы («Это Ш, а это А, что получается?»). Так как не все дети знают алфавит в дошкольном возрасте, малыш пробует соединить, чтобы получился слог: ША. Занятие полезное, помогает автоматизировать звук и изучать буквы.

От слогов переходят к словам. Предлагают крохе поиграть в игру «Попугай». Родитель говорит: «шапка», «шарф», «уши», «шишка», «шоколад», малыш повторяет. Это облегченный вариант, дети копируют речь взрослого, при одиночном произношении могут возникать проблемы. Поэтому вторым этапом следует показывать малышу карточки со словами на заданную букву. Задача ребенка − угадать предмет, произнести его, взрослый следит за говорением.

Автоматизация одного звука дается легче, чем комплекса шипящих. В последнем случае нередко приходится обращаться за помощью к специалисту, водить ребенка на логопедические занятия. Нельзя корректировать один звук, если имеются проблемы с другими шипящими. Проблема должна решаться комплексно, но постепенно. Как правило, специальные гимнастика и упражнения нацелены на автоматизацию групп: сонорных, шипящих и т. д.

Малышам нравится проговаривать и сочинять чистоговорки. Они позволяют разогреть речевой аппарат, оттачивать правильность произношения нужного звука. Использовать их можно с 3-летнего возраста, когда начинается становление звука Ш.

Ша-ша-ша наша Маша хороша,

Ше-ше-ше пять мышей на дворе,

Шу-шу-шу я домой уже спешу,

Шо-шо-шо я играю хорошо.

Автоматизация звука Ш в стихах проходит намного легче и интереснее для малышей. Крохе 3-5 лет следует повторять за взрослым. Стих должен быть подобран по возрасту. Малышу можно брать для занятий небольшие четверостишия, скороговорки.

Наша Маша хороша, что поет душа.

Кашу Глаша кушает, маму она слушает.

Алеша кушает шоколад.

Если малыш хорошо повторяет за взрослым предложения, следует переходить к стихотворениям.

Можно не только читать стихи и просить ребенка повторять за родителем. Дети любят, когда взрослые инсценируют сюжет четверостишия, читают по ролям, вместе учат стишок.

Постановка и автоматизация звука

С помощью упражнений нарабатывается правильная артикуляция звука «ш». Но навык — процесс механический, требующий отработки. Для закрепления потребуется время. Бывает, что в рамках занятия произношение улучшается, а к следующей сессии снова превращается в шепелявое или посвистывающее. Чтобы обратный эффект не появлялся, большую роль играет постоянный присмотр за навыком:

Аккуратно в шуточной форме напоминайте ученику, что нужно следить за язычком.
Контролируйте собственное произношение.
Обращайте внимание на фонематические ошибки окружающих и каждый раз просите ребенка проговаривать звуки правильно. Если он уже школьник — пусть читает вслух с верным произношением.. Старайтесь почаще обращаться к новому навыку

Старайтесь почаще обращаться к новому навыку.

Например, задавайте вопросы, ответом на которые будут слова или предложения со звуком «ш», разучивайте коррекционные потешки вместо обычных стихотворений. Чистоговорки и скороговорки в ежедневных бытовых хлопотах на «ш» помогут быстро автоматизировать звук:

  • Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу.
  • Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша.
  • Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши.
  • Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши.

Вы можете придумать любые простые рифмы и сочетания, собственный стишок. Назовите одну из любимых игрушек особым именем, которое поможет ребенку освоить звук: «Зайчишка-трусишка», «Волчишко-хвостишко».

Используйте это имя ежедневно в привычных ситуациях, чтобы постоянно обращаться к навыку

Важно, чтобы сам родитель не испытывал неловкости, применяя приемы логопедии. Старайтесь и сами шипеть как можно искреннее

Когда занятия станут привычными, добавляйте в них похожие звуки: «ж», «ч», «щ». Учите ребенка артикулярно различать их. Это поможет заодно поставить все трудные звуки и освоить русский алфавит. Картинки и инструкции сейчас можно купить в любом книжном магазине.

Звук (буква) Ф

Стихотворения со звуком

Фонарём висит луна, Фея-ночь чудес полна: Филин ухал — всех пугал, Фыркнул ёжик: «Вот нахал!»

Фиолетовый флажок, Фляжку и фонарик, Филин разыскать помог Фокуснику Ване.

Филин любит яркость фар, Звуки флейты и фанфар, И фонтаны и фарФор, Он философ-фантазер.

Фунтик и Фантик финики ели, Фрукты у Феклы в компоте кипели, Бойкий фламинго клюнул фазана, Фыркала кошка, наевшись сметаны.

Федя полез за конфетой в буфет. Факт, что не будет в буфете конфет.

Скороговорки со звуком

У Феофана Митрофаныча три сына Митрофаныча.

У Марфы нет арфы, У Глафиры нет кефира.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Филин с филинихой Лелеют филинят. Фильке с Филимонкой Клеваться не велят.

У кафе Фома, У Фомы кофе.

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

.

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

.

Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:

.

Более сложные:

и .

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея.
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель.
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать.
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура.

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др.

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Логопедические игры

Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.

Логопедическая игра на автоматизацию звука «ш»

Постановка звуков «ш» и ж» с помощью  развлекательных средств

Постановка шипящих звуков у детей, упражнения и другие развлекательные средства включают:

  • Игры,
  • Просмотр карточек со словами, в которых есть шипящие,
  • Произношение потешек, скороговорк, стихотворений.

Дополнительная информация

Важно, чтобы малыш был заинтересован и не переживал, что ему приходится что-то делать без желания. Поэтому стоит подобрать ребенку те игры и развлечения, которые конкретно ему будут по душе

Карточки можно приобрести либо в книжной лавке, либо нарисовать самому. Гораздо эффективнее это делать вместе с ребенком – это поможет одновременно прорабатывать произношение.

Игры:

  • «Закончи слово». Написать слова, в которых в конце есть буква «ш», и попросить малыша дописать букву, а затем проговорить слово целиком. Например, малы…, камы…, ду…
  • «Запомни – повтори». Написать ряд слов и попросить малыша повторить. Впоследствии порядок слов менять. Например, каша-лапша-душ-машина.
  • «Повтори, скажи свое». Ребенку предлагается повторить слово за взрослым, затем он говорит свое слово с буквой «ш», которое повторяет родитель. Игра тренирует не только произношение, но и память порядка сказанных слов. Например, взрослый говорит «шок», малыш повторяет и говорит «шок-машина», родитель далее произносит «шок-машина-тишина».
  • «Один-много». Произносится слово, затем из него составляется слово во множественном числе. Игра тренирует также грамматику. Например, мешок-мешки, шип-шипы, шишка-шишки.

Чтобы малыш научился правильно произносить трудные буквы, необходимо не только выполнять ежедневные тренировки и упражнения, но и следить за собственной речью. Создавая грамотные условия для проработки и автоматизации звуков, достаточно скоро можно помочь ребенку забыть о проблеме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector