Конспект логопедического занятия в 1 классе «звук и буква ш» план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Рекомендации родителям

Чтобы улучшить речевые способности малыша необходимо придерживаться таких правил:

  1. Благоприятная обстановка. Кроха на раннем этапе развития старается повторять за взрослыми. Родителям следует выстраивать свою речь правильно. Предложения с употреблением сложных для ребенка букв помогут быстрее адаптироваться и справиться с трудностями освоения.
  2. Комментирование. Чтобы малышу было проще получать новые навыки в общении взрослым нужно озвучивать все свои действия, объясняя зачем они так делают, а не иначе.
  3. Поэтапные действия. Постепенно внедрять в лексикон ребенка обобщенные понятия и находить вместе с ним связи между предметами и словами. Взрослым необходимо демонстрировать различные приспособления подробно объясняя для каких целей они нужны. После попросить малыша повторить услышанное.
  4. Игры. Большинство упражнений и заданий с детьми раннего возраста происходят посредством игровых процессов. Здесь можно использовать стихотворения, песни, танцевальные движения с озвучиванием действий и т.д.

Главное условие в развитии ребенка в целом – любящие и терпеливые родители. Постановка правильного произношения любого звука должна происходить постепенно без давления на кроху. Подход к устранению проблемы необходимо совершать комплексно с участием логопеда тут и окружения малыша.

Стихи про буквы для детей дошкольного возраста


Стихи про буквы для детей дошкольного возраста

Стихи про буквы для детей дошкольного возраста:

Арбуз на солнышке лежит,
Сверкая спелым пузом.
Ах, тяжело на свете жить
Таким большим арбузам!

Баран глядит на новые ворота.
Барану нынче грустно отчего-то.
Хотел он погулять, покинув дом,
Да только не открыть ворота лбом…

Вот молодая, беззаботная,
Гуляет выхухоль болотная.
Она собою восхищается,
Ведь все на «вы» к ней обращаются.

Голубятня голубей
Вся красивая такая –
Голубая-голубая –
Не бывает голубей!

Дом с трубой, а над трубою – дым.
Дым бывает добрым или злым.
Добрый дым – над тульским самоваром,
Злой и страшный – над лесным пожаром.

Ель колючая, как еж,
Всем грозит иголками.
Потому и не найдешь
Ты, ежа под елками.

Жук крадется по травинке,
Как по узенькой тропинке.
Очень долгий этот путь,
И опасный – просто жуть!

Зайцу весело на воле,
Заячья душа поет!
Жизнь прекрасна в чистом поле,
Жаль – морковка не растет…

Игла искусна и остра,
Вслед за собою нить ведет.
Но коль уколет вас она –
Искать придется бинт и йод…

Кот лежит, забот не знает:
Пожует – и отдыхает.
С точки зрения кота,
Жизнь людская – суета.

Луна сияет в час ночной,
Как будто улыбается.
А что творится под луной –
Светило не касается.

Молоток на верстаке
Целый час лежит в тоске…
Как же тут не заскучать,
Молоток привык стучать!

Носорог, как и все носороги,
Через джунгли идет без дороги.
Ты за рог его острый не трогай!
Пусть уходит своею дорогой.

Орел имеет гордый нрав,
Считает, что всегда он прав.
Он свысока на всех глядит,
И в вышине один парит.

Паровоз пыхтит, ползет –
Пять вагонов он везет.
Хотел бы взять и пятьдесят,
Да силы нету. Староват!

Река течет издалека,
Она прозрачна, глубока…
И не поверишь, что река
Родилась из ручейка!

Стол стоит на главном месте.
За столом сегодня вместе
Наша дружная семья:
Мама, папа, кот…, и я!

Тапки старые вздыхают,
Под диваном отдыхают.
Тапкам быть непросто очень
На ногах с утра до ночи.

Утюг хозяйке верно служит,
Одежду гладко ей утюжит.
Утюг не может жить иначе,
Поскольку очень он горячий!

Филин песен не поет,
Неслышен филина полет.
Боится мышка на лугу
Услышать крик его: «Угу!»

Хамелеон всегда меняет цвет.
Хитрей его на белом свете нет.
Какого он на самом деле цвета –
Наверное, и сам забыл про это.

Цирк приехал к нам вчера.
Очень рада детвора.
На заборах объявление:
«Скоро будет представление!»

Чашка чайная стоит,
Черный чай в нее налит.
А та, которая пуста,
Тоже будет налита.

Шарик надувной, воздушный,
Ветру легкому послушный,
Рад бы в небо улететь…
Но – приходится терпеть.

Щенок крутился, как волчок:
Разбил горшок, порвал чулок…
Наделал в доме дел щенок!
Устал… И спит без задних ног.

Русских слов на букву «Ы»
Вспомнить не сумели мы…

Эхо без людей молчит,
А окликнешь – закричит
Или отзовется смехом,
Наш голос к нам вернется эхом.

Юнга – юный мореход,
На корабле лишь первый год.
Но день когда-нибудь настанет,
Когда он капитаном станет!

Яблоко, ягода, ярмарка, яма…
Множество слов с буквой «Я», скажем прямо.
Сможет при случае их сосчитать
Каждый из вас, кто умеет читать.

Буква «Ш» в различных азбуках, языках и системах

ШШура

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Ш». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

#
Слова

Слова начинающиеся на букву «Ш»
Шок, школа, шкаф, шантаж, шило
Слова заканчивающиеся буквой «Ш»
Алкаш, беляш, лаваш, камыш
С буквой «Ш» в середине слова
Душа, ишак, каша, башня, акушер, вишня
Слова содержащие несколько букв «Ш»
Шалаш, шишка, кишмиш, вошедший
Страны
Швейцария, Швеция, Шри-Ланка. Смотреть все страны на букву «Ш»

Города
Шанхай, Штутгарт, Шахты. Смотреть все города на букву «Ш»

Животные
Шмель, шпрот, шиншилла. Смотреть всех животные на букву «Ш»

Овощи, фрукты и ягоды
Шелковица, шпинат.
Профессии
Швея, шеф-повар, шоумен, шофёр, штурман, штукатур. Смотреть все профессии на букву «Ш»

Все имена на букву «Ш» со значениями и происхождением
Мужские имена
Шерлок, Шамиль, Шарль, Шота. Смотреть все мужские имена на букву «Ш», а также их значение и происхождение
Женские имена
Шакира, Шерил, Шарлотта, Шейла. Смотреть все женские имена на букву «Ш», а также их значение и происхождение

Стихи

* * *Что у нас в лесу на букву Ш?Это шишка шлепнулась, шурша.Шмель и шершень шумно шарят в кашке.Шебуршат в шиповнике букашки.Что еще в лесу на букву Ш?Шум и шорох возле шалаша.

Про букву Ш

Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи.

У нее была сестра – буква Щ — жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озор-ной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:

— Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф!

Автоматизация звука [Ш] в середине слов:

ШаКаша, кашалот, наша, ваша, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша,задышать, зашагать, катюша, кошатник, кушать, кушак, клавиша, клуша, мамаша, мешалка, мешанина, мешать, мешаться, туша, душа, дышать, лишать, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка,

ШоКапюшон, кошёлка, корешок, гребешок, голышом, хорошо, кукушонок, мешок, тушёвка, тушёнка, тушённый, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок,

ШуПишу, укушу, ушу, ношу, кошу, коршун, мишура, дышу, машу, прошу, чешуя, брошюра,

ШиМалыши, голыши, мыши, задушить, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, погрешить,пеший, тушить, тешить, тишина, хорошист, ушиб, пришили, решили,

ШеМишень, ошейник, решение, прошение, утешение, лишение, душевный, крошечный, бешеный, выше, тише, кашевар, кашель, кашемир, кошелёк, колышек, клише, крушение, кишеть, тушевать, пишет, машет, пашет, пешеход, горошек.

Автоматизация звука Ш в предложениях из 4-х слов:

Мышь шуршит под шинелью. Даша вышивает бабушке подушку. У малышки шуршащая погремушка. У Яши пшенная каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. У Яши мешок каштанов. Паша шатался по школе. Штурман шёл к штурвалу. Я дарю шкатулку барышне. Маршал ушёл с шумом. Я ушел в гараж. У меня большой шкаф. У меня хорошие башмаки. Шипели шкварки на плите. Тише едешь — дальше будешь. Ум — хорошо, а два — лучше. Больше знай — меньше болтай. Когда говоришь, хорошенько думай. Когда ешь, хорошенько жуй. Поменьше болтай, побольше делай. Шилом моря не нагреешь. По Ивашке и рубашка. На опушке небольшой домишко. Дедушка с бабушкой рядышком.

Маршак — стихи про буквы: лучшая подборка

Маршак — стихи про буквы:

Автобус номер двадцать шесть. Баран успел в автобус влезть, Верблюд вошел, и волк, и вол. Гиппопотам, пыхтя, вошел.

Дельфин не мог вползти в вагон. Енот не может выйти вон. Жираф — как дернет за звонок: Змею он принял за шнурок.

Индюк спросил: — Который час?  Козел сказал: — Не слышу вас.  Лиса сказала: — Скоро семь.  Медведь сказал: — Я всех вас съем!

Навозный жук жужжит: — Боюсь!  Орел сказал: — А ты не трусь!  Петух пропел: — Какой герой!  Рысь проворчала: — Рот закрой!

Свинья заспорила с ежом. Тюлень поссорился с моржом. Удав кольцом сдавил свинью. Фазан забился под скамью.

Хорек за хвост цыпленка — хвать! Цыпленок бросился бежать. Червяк подумал, что за ним. Шмель прожужжал ему: — Бежим!

Щегол уселся на окно. Выпь говорит, что ей темно. Эму сказал: — Закрыл он свет!

Юрок и дрозд сказали: — Нет! Як промычал, пройдя вперед: — Автобус дальше не пойдет!

Аист с нами прожил лето, А зимой гостил он где-то. Бегемот разинул рот: Булки просит бегемот. Воробей просил ворону Вызвать волка к телефону. Гриб растет среди дорожки,  Голова на тонкой ножке. Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом. Ель на ежика похожа:Еж в иголках, елка — тоже. Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет. Звезды видели мы днем За рекою, над Кремлем… Иней лег на ветви ели, Иглы за ночь побелели. Кот ловил мышей и крыс. Кролик лист капустный грыз. Лодки по морю плывут, Люди веслами гребут. Мед в лесу медведь нашел,  Мало меду, много пчел. Носорог бодает рогом. Не шутите с носорогом! Ослик был сегодня зол: Он узнал, что он осел. Панцирь носит черепаха,пряча голову от страха. Роет землю серый крот, Разоряет огород. Спит спокойно старый слон, Стоя спать умеет он. Таракан живет за печкой,  То-то теплое местечко! Ученик учил уроки, У него в чернилах щеки. Флот плывет к родной земле. Флаг на каждом корабле. Ходит по лесу хорек, Хищный маленький зверек. Цапля, важная, носатая, Целый день стоит, как статуя. Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. Школьник, школьник, ты силач: Шар земной несешь, как мяч! Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. Эта кнопка и шнурок, Электрический звонок. Юнга — будущий матрос, Южных рыбок нам привез. Ягод нет кислее клюквы. Я на память знаю буквы.

Этап 3. Работа над постановкой шипящих

Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка. ​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях

Для этого можно использовать разные способы:

​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:

  • Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
  • Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
  • В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
  • Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
  • Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
  • Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:

Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.
Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.

Аналогично придумываются фразы с другими слогами.

Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):

Причины отсутствия правильного «Л»

Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука могут быть следующие моменты:

  • неправильное речевое дыхание;
  • проблема в речевом слухе;
  • плохое развитие артикуляционного аппарата, слабость мышц языка;
  • индивидуальное строение уздечки.

Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:

  • у ребенка небольшой объем легких;
  • ослабленная дыхательная мускулатура (малыш не может говорить громко);
  • выдыхаемый воздух выходит рывками или весь сразу (в результате чего ребенок не может выговорить окончание предложения);
  • неправильное, неумелое распределение выдыхаемого воздуха (я с братиком иг… – вдох – раю);
  • торопливое произношение – захлёбывание.

Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.

  1. Постановка правильного вдоха – выдоха через нос и рот: дошкольник сидит, руки находятся на животе. Он чувствует, как надувается живот (вдох) и как он расслабляется (выдох).
  2. Формирование правильной воздушной струи: малыш сдувает снежинки с руки, мелкие кусочки бумаги, шарики, мячик, подгоняет бумажные кораблики, надувает воздушные шары, пускает мыльные пузыри.
  3. Упражнения на звукоподражание, которые будет развивать силу и продолжительность, целенаправленность дыхания:
  • предлагается пропеть гласный звук (о, а, ы, у, е), затем к нему добавляется согласный — (ла, ло, лу, лы, ле);
  • подражание различным звукам.

Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:

созданием слухового образа звука

Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.

многократное произношение слов со звуком

ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.

плохое развитие артикуляционного аппарата,

О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:

  • соединить пальцы «ковшиком», которые имитируют язычок;
  • пальцы второй руки также сжимаются, напоминая рот;
  • предлагается сжимать и разжимать кулак – поднимается язычок, открывается и закрывается ротик;
  • подуть в кулачки, понаблюдать, как будет колыхаться подставленная узкая полоска бумажки
  • индивидуальное строение уздечки

Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.

Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:

  • положить язык за зубы, удерживая его в таком положении несколько минут,
  • поднять его вверх к верхним зубам и зафиксировать его;
  • «качать» язычок, постепенно убыстряя темп.

Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком , в которые входят различные гласные.

Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:

  • положить язык на губу и водить им (он не должен отрываться);
  • говорить «бл-бл», постепенно убыстряя темп.

Почему не шипит буква «Ш»

Причины неправильного произношения могут быть следующими:

Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
«Сюсюканье» с ребенком

Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
Плохо развиты память, мышление и внимание.
Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).

Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.

Методические рекомендации для родителей

Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

Советы по постановке звука

Научиться правильно произносить звук не так легко и поэтому ребенок нуждается в поддержке взрослых людей. Каждый день нужно уделять занятию около 20 минут.

Разминка для языка и губ

Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.

Она включает следующие упражнения:

  1. «Согреем ладошки».
    Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
  2. Непослушный язычок.
    Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
  3. Приклей конфетку.
    Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
  4. Качели.
    Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
  5. Лошадка.
    Поцокать, как лошадь.
  6. Блинчик.
    Расслабленный язык разместить на нижней губе.
  7. Кошечка.
    Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
  8. Фокус.
    Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Упражнения постановки от звука С

Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.

Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.

Техника постановки звука Ш

Поставить звук «Ш» можно разными способами:

  • подражая;
  • с помощью артикуляционной гимнастики;
  • задействуя другие звуки;
  • механически.

На начальных этапах ребенок не только смотрит на взрослого и повторяет правильное произношение, но и смотрит в зеркало на себя, анализирует, что он делает не так. Логопед или родитель внимательно смотрят за тем, как малыш произносит звук «Ш» и корректно делает замечания.

Регулярная артикуляционная гимнастика помогает развивать речевой аппарат, благодаря чему ребенок верно произносит звуки.

При постановке «Ш» можно задействовать другие звуки:

  • просто ставится звук «Ш» от «Т». Малыш повторяет непрерывно «Т», округляет и вдвигает вперед губы, улыбается, направляет воздух по желобку;
  • когда ребенок верно произносит «Р» необходимо «порычать» шепотом, постепенно убрать напор выдыхаемого воздуха, пока не будет больше вибрации (появится легкое шипение);
  • от звука «С», нужно долго свистеть, слегка приподнять край языка к верхним резцам и выпустить воздух (будет слышаться звук «Ш»).

Механические приспособления (зонд, шпатель) помогают зафиксировать нужное расположение языка, которые лучше использовать логопеду, ведь не все родители имеют навык управления ими.

Логопед с помощью приборов ставит звук «Ш» от гласных «А», «Э», «Ы», приподнимая язык ребенка к верхнему небу, от согласных «С», «Р». Когда будет слышаться четко «Ш» инструмент убирают и малыш самостоятельно «шипит».

Артикуляционные упражнения

Существует целый ряд упражнений, которые направлены на постановку правильного произношения шипящих звуков. При этом следует учитывать индивидуальную характеристику каждого малыша.

Упражнение «Лопатка» выполняется для расслабления языка. Следует широко улыбаться при открытом рте. Затем язык вытягивается вперед, кончик ложится на нижнюю губу. Язык должен касаться по бокам уголков рта.

Прием «Пирожок» выполняется, чтобы укрепить языковые мышцы. Он также поможет развить боковые стенки языка. При улыбке с открытым ртом следует положить язык на нижнюю губу. Затем боковые стенки языка поднимаются чтобы образовать впадину по центру. Положение удерживается до десяти секунд.

Подвижность языка улучшается при выполнении задания «Качели». Артикуляционная гимнастика заключается в том, чтобы язык лежал на губе широко и плоско. Нельзя допустить его сужения. Затем язык поэтапно тянется к потолку и полу. Потом движения происходят в сторону верхней и нижней губы.

Далее язык следует расположить между губой и зубами. Нужно проделать это как сверху, так и снизу. После этого язык касается резцов.

Завершить упражнение следует касанием языка альвеол за нижними зубами, а потом за верхними.

Домашнее задание «Язык шагает через зубы» является хорошим способом постановки звука «ш». Он поможет научить ребенка управлению языком. Для этого следует открыть рот и улыбнуться. Широким концом языка проводить касания внутренней части зубов сверху и снизу.

Упражнение «Маляр» способствует исправлению неверного произношения «ж» и «ш». Следует улыбаясь приоткрыть рот и расслабить губы. Нижняя челюсть обязана быть статичной и не двигаться

Кончиком языка нужно поглаживать небо, важно чтобы он не вышел за предел ротовой полости

Необходимо правильно выполнять артикуляционную гимнастику чтобы упражнения приносили плоды. Каждому ребенку нужно разработать отдельное индивидуальное занятие, которое отвечало бы всем проблемам произношения.

Детям 4-5 лет проводят также дыхательную гимнастику. На стол кладется ватный шар, который следует двигать струей воздуха. Губы нужно сложить в трубочку, при этом щечная часть полости рта участия не принимает.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало шапки, не стало шубы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, шапка, лапа, шут, шампунь. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, шапка — много шапок, машина — много машин, мышь — много мышей). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ШАПКА, к маленькому — ШАПОЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — шапкА, но две, три, четыре -шапкИ, пять — шапОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Игры на закрепление звука

Предлагаем ряд игр на автоматизацию звука “ш”:

«Змейка»: на картинке нарисована змейка, которая хочет попасть в домик. Он находится по другую сторону лабиринта. Задача малыша — помочь змейке доползти домой, ведя пальчиком по лабиринту и проговаривая звук “ш”.

 «Помоги мышонку»: сюжет игры — мышонок убегает от кошки. Ребёнку нужно последовательно читать слоги, а потом и слова с буквой ш, чтобы грызун мог убежать от кота. Первый раз делать упор на правильное произношение, а потом можно предложить увеличить скорость бега мышки, читая слоги, слова быстрее.

«Логопедические сказки с картинками»: придумать или взять с интернета готовую сказку, где есть множество слов со звуком “ш”. Задача ребёнка — прочитать сказку, верно произнеся звуки.

Скороговорки на страже дикции

Предлагаем запомнить и проговаривать следующие чистоговорки для дошкольников. Их существует очень много, вы можете выбрать для запоминания любые.

Вот несколько скороговорок на звук Ж.

А так можно тренировать звук Ш.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector