Стихи на автоматизацию звука р в картинках
Содержание:
- Добрый леопард
- Метод Богомоловой
- Необходимость постановки звука [Л]
- Красавец мухомор
- Буква Ш
- Упражнения для улучшения речевого слуха
- Способы постановки звука
- Автоматизация звука [р] в слогах (ра, ро, ры, ру)
- Как проходит логопедическое занятие по постановке звука [р]
- Что мешает произнести букву «р» правильно
- Причины неправильного произношения
- Мимическая гимнастика
Добрый леопард
На дороге к цирку стоял Кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пропускает».
Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».
Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с батонами загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» — прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться?». И, указывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!»
Метод Богомоловой
А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.
Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.
Необходимость постановки звука [Л]
Чтобы убедиться, что требуются логопедические занятия, нужно сначала проверить, насколько правильно или неправильно ребенок произносит звук, степень искаженности произношения.
Правильное произношение и мягкого характеризуется:
- губы круглые, вытянутые, определяется гласными, которые следуют после ;
- зубы не соприкасаются;
- язык поднят, не пропускает воздух в нос, он выходит в свободное боковое пространство;
- голосовые связки сомкнуты, дрожат.
Проверяется произношение следующими упражнениями:
- необходимо открыть рот, похлопать губами, находящимися в расслабленном состоянии, как рыбки в аквариуме, и произнести слово «рыбки»;
- имитировать усталость: вдох через нос, сложить ладони и поднести к губам, на глубоком выдохе произнести «ладошки»;
- вдохнуть и выпустить воздух так, чтобы он начал вибрировать; пытаться произнести «ллл-акомка» (набор слов может быть разным – лампочка, линейка, ласточка).
Вариантов неправильного произношения мягкого и твердого несколько:
- двугубное произношение: заменяется ребенком на или другую гласную букву (вместо лошадка слышится «уашадка», вместо лопатка – «ыпатка»);
- в глаголах часто слышится сочетание (пила – «пиува»);
- носовое произношение характеризуется – неправильным подъемом языка, при этом поток воздуха уходит в нос (локоть — «нгокоть»);
- замена звука «Л» другими — «Ф», «В», «Д» (локоть – «фокоть», лошадка – «дошадка»);
- межзубное произношение – кончик языка попадает в пространство между зубами, получается свистящий (луна – сссуна»);
- трудный звук просто пропускается (лук — «ук», луна — «уна»);
- если малыш выговаривает «Р», то он может подставлять ее вместо «Л» (луна – «руна»).
Красавец мухомор
Вырос под вербой Мухомор. Посмотрел он в росинку на своё отраженье. Увидел в ней красную верхушку с белыми горошинами и загордился. Решил, что он самый яркий, самый красивый гриб.
Стал Мухомор над другими грибами насмехаться.
Сыроежка-малоешка! Что же ты такая серая да невзрачная?
А вы, Боровики-толстяки! Вам бы постройнее стать!
Эй, Груздь! На тебе грязи огромный груз!
Расстроились грибы, притихли. Вдруг видят —грибнике корзинкой приближается. Увидел он сыроежку — сорвал. Заметил груздя — в корзинку отправил. А Боровикам-толстякам грибник особенно обрадовался.
Приготовился Мухомор поверх других грибов в корзинке устроиться. Только грибник его брать не стал. Он от ядовитого Мухомора пошёл прочь. От самого красивого, самого стройного, самого яркого!..
Буква Ш
Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.
При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.
Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.
- межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
- произнесение «в нос»,
- способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
- при нарушении прикуса звук похож на Ф,
- звук, напоминающий С.
Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.
Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.
Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия
Важно размять не только язык, но и губы
- Упражнения для языка:
«Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
«Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола
Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
«Гармошка»
Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
- Упражнения для губ:
«Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
«Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы
Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.
Игры с буквой Ш
- Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:
Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.
- Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.
Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.
- Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
- Песни, потешки, стихотворения.
Буква Ш — Шипящая, Иногда-Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка- Шкварчащая.
Змея шипит,шипит,шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше.
Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку. Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».
Скороговорки с буквой Ш
Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.
- Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
- Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
- Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
- Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
- Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
- Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
- Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.
Упражнения для улучшения речевого слуха
Игра «Лишнее слово». Логопед называет ребёнку несколько одинаковых слов и среди них одно, которое отличается по звучанию. Задача ребёнка на лишнем слове хлопнуть в ладоши либо топнуть ногой. Например, рыжик-рыжик-пыжик-рыжик, рычит-рычит-рычит-мычит, ром-ром-дом-ром, работа-работа-забота-работа, кошка-кошка-кошка-корка и т.п.
То же самое, но со слогами: ра-ра-ра-па, ро-ро-ло-ро, ры-ры-бы-ры и т.д.
Игра «Накормим вкусно зайку». Перед ребёнком – игрушечный заяц и набор картинок с изображениями продуктов. Зайчику нужно предложить всё съедобное, в названии чего есть звук Р. Примерный набор иллюстрированных карточек: морковь, виноград, хлеб, тортик, помидор, капуста, яблоко, груша.
Игра с мячиком, в процессе которой ребёнок ловит мяч, если логопед называет слово со звуком Р и отбрасывает его, если Р в слове отсутствует.
Способы постановки звука
Постановка всегда звука происходит при достаточно строгой последовательности, без соблюдения которой эффективность может оказаться сомнительной, а конечного результата придётся ждать ещё долго. В связи с этим поэтапность профессиональной логопедической работы состоит из:
- развития и тренировки фонематического восприятия звука;
- дыхательной гимнастики;
- артикуляционной гимнастики;
- непосредственно постановки звука;
- автоматизации и дифференциации звука при произношении.
Логопедические упражнения на звук «Р»
Чтобы добиться от малыша правильной артикуляции Р, необходимы два вида подготовительных упражнений. Первый вид помогает развить необходимую подвижность языка, осознать его правильное положение и получить Р фрикативный – артикуляция та же, что и при полноценном Р, но пока без вибрации. А второй вид упражнений уже полностью направлен на выработку характерной вибрации.
К первому виду относятся следующие упражнения:
«Чистим зубки» – кончиком языка ребёнок тщательно чистит сначала верхние зубы изнутри и снаружи, а затем – нижние.
«Белим потолок» – кончиком языка ребёнок делает движения по нёбу вперёд-назад.
«Качели» – рот приоткрыт, кончиком язычка малыш ритмично старается максимально дотянуться сначала к носу, а затем – к подбородку.
«Весёлые часики» – острый язычок делает быстрые движения от левого уголка рта к правому и наоборот.
«Грибочек» – рот широко открыт, губы – в улыбке, кончик языка плотно присасывается в нёбу и удерживается в течение нескольких секунд. Упражнение требует 5-10 повторов.
«Гармошка» – положение языка то же самое, что и при упражнении «Грибок», с той разницей, что ребёнок, без отрыва язычка от нёба, максимально широко открывает и закрывает рот.
Постановка от звука Ж – упражнение эффективно, если Ж у малыша отчётливый и чистый. Ребёнок с усилием произносит длительный Ж, одновременно отодвигая язык назад, вглубь рта. Если всё идёт правильно, вскоре можно услышать короткий Р.
«Лошадка» – ребёнок озвучивает цоканье лошадки полностью расслабленным языком.
Упражнения для развития вибрации:
«Барабанщик» – рот приоткрыт, кончик языка крепко упирается во внутреннюю сторону верхних зубов. Ребёнок громко и максимально отчётливо на выдохе повторяет многократное д-д-д-д-д, не закрывая при этом рот. Необходимо контролировать, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась полностью неподвижной.
По аналогичному принципу, не меняя исходного положения губ и языка, к звуку д поочерёдно добавляем гласные: д-д-дда, д-д-дда, д-д-ддо, д-д-дду.
Постановка механическим методом
Для постановки звука таким способом понадобится логопедический зонд Шарик. Некоторые успешно его заменяют маленькими ложками, терапевтическим шпателем, всевозможными закруглёнными палочками и даже используют палец: собственный или палец ребёнка. Разумеется, в этом случае руки должны быть безупречно вымыты.
Язык ребёнка плотно прижат к внутренней стороне верхних зубов, и малыш произносит длительно з-з-з-з-з, одновременно перемещая язык назад к твёрдому нёбу. В это время по центру языка размещается зонд или его заменитель, и логопед делает быстрые движениям зондом из стороны в сторону, таким образом вызывая вибрацию.
В качестве других опорных звуков по аналогии можно использовать Д: на выдохе с достаточно приоткрытым ртом ребёнок многократно повторяет д-д-д-д-д-д, в то время как логопед зондом или пальцем совершает очень быстрые колебательные движения языка в разные стороны.
Автоматизация звука [р] в слогах (ра, ро, ры, ру)
Закрепление навыков выговаривания — важный этап в постановке звука «р», и называется автоматизацией. Эти занятия требуют системы отработки закрепления звучания «р» в разнообразии звукозвучания.
Это длительный этап, в котором также можно применять фразы, просто слова, стихи либо чистоговорки.
1. Ребенок повторяет последний слог, с гласным звуком на конце:
На полу стоит ведро – ро-ро-ро.
Летом сильная жара – ра-ра-ра.
Вот работают бобры – ры-ры-ры.
Сумка есть у кенгуру – ру-ру-ру.
2. Повторение слога, где гласный звук расположен перед звуком «р»:
Мы за мир – ир-ир-ир.
Я подметаю двор – ор-ор-ор.
Мы покормим кур – ур-ур-ур.
3. Ребенок должен повторить три звука:
Зеленый помидор – дор-дор-дор.
Летит комар – мар-мар-мар.
На полу ковёр – вёр-вёр-вёр.
В кармане дыра – ыра-ыра-ыра.
4. Повторение четырех звуков:
Хитрая сорока – рока-рока-рока.
Ровная дорога – рога-рога-рога.
В поле кукуруза – руза-руза-руза.
Как проходит логопедическое занятие по постановке звука [р]
Как научить ребенка выговаривать букву Р ответит любой взрослый — отвести к специалисту. Логопед с помощью упражнений сможет поставить правильную речь.
Занятия проходят с целью подготовить ротовую полость к правильным движениям языка. Основными задачами считают:
- Показать как правильно должен формироваться звук.
- Тренировать артикуляционную моторику.
- Научиться управлять потоком воздуха.
- Научиться идти к поставленной цели.
Для занятия потребуется зеркало для понимания как проходит гимнастика, мяч, машина, лягушка с языком.
Упражнения для постановки звука для детей:
- Игра с мячом на повторение животных.
- Широкая улыбка.
- Шевеление языком вне рта вверх и вниз.
- Высовывать и засовывать язык.
- Высовывая язык класть его на нижнюю губу.
- Облизывать губы.
- Дуть, не надувая щек.
- Рычать
- Тарахтеть как автомобиль.
После работы малыш узнает, что ему необходимо выучить на следующее занятие.
Благодаря гимнастике мышцы рта начинают правильно функционировать
Упражнения для постановки звука для детей
Существует множество методик для улучшения произношения звука . Если малыш способен быстро осилить одно упражнение, то нужно переходить к другому. Если задания оказались сложными, то их нужно проговаривать по 7 раз в день. Проговаривать задания можно в разной последовательности, чтобы чадо не заскучало.
Эмоциональное состояние ребенка в это время очень ранимо. Его нужно поддерживать за каждый успех и не ругать за неудачи. Сравнивать малыша с другими сверстниками не стоит. Это может пагубно повлиять на психику и дальнейшее развитие малыша.
Упражнения для постановки звука у детей:
- Языком касаться альвеол и обратно.
- Язык находится на альвеолах, при этом нужно сильно дуть.
- Цокать как лошадка.
- Останавливать лошадку.
- Выкладывать язык на нижнюю губу, словно на тарелку. Это упражнение лучше делать перед зеркалом.
- Стучать языком по альвеолам.
- Трещать, как сорока (трррррррррр).
- Подражать мотору автомобиля.
- Язык расположить на альвеолах и говорить звуки (дддд, дддддр, ррррр).
Тренировка дыхания
Тренировка не должна утомить ребенка. Во время гимнастики упражнения должны помочь в следующем:
- Вызвать интерес к занятиям.
- Развить просодику речи.
- Ускорить правильное произношение.
Упражнения:
- Дуть на ватку, надувать шар или задувать свечку.
- Произносить гласные соединения: «а-уа-ууа-ааээ-ээоо-ооиии».
- Произносить глухие согласные.
- Произносить звонкие согласные.
- Вдох через нос и выдох через рот в течение минуты с задержкой дыхания.
- Сильный выдох.
- Выдох с произношением буквы с.
Артикуляционная гимнастика
Тренировка артикуляционных мышц способствует постоянной речи у человека. Речевые навыки начинают развиваться с рождения. Такая гимнастика поможет укрепить мышцы и устранить трудности произношения на любом году жизни.
Тренировки должны проходить в игровой форме. Занятия проходят с интересом, имея красочный дидактический материал. Видя себя в зеркале, ребенок охотнее выполняет упражнения. Если задание не получается выполнить, то родитель должен чистыми руками помочь своему чаду направить язык.
Обратите внимание! Для начала достаточно 2 упражнений. С каждым занятием можно прибавлять по одному
Упражнения для мышц:
- Широко раскрыть рот и посидеть так 10 секунд.
- Сделать губы, как у уточки и застыть.
- Языком вертеть в разные стороны.
- Надувать щеки и сдувать.
- Втягивать щеки и возвращаться в обратное положение.
Если язык не может выполнять действия, то можно помогать ему чистыми руками или посторонними предметами. Главное гигиена и следить за проведением занятий.
Упражнение при котором нужно дотянуться языком до носа
Техника постановки
Правильная постановка звука включает в себя учет тонуса мышц, подвижность, артикулярную готовность. Мероприятия по постановке звука необходимо проводить комплексно. Занимаясь, гимнастикой, массажем, речевыми упражнениями и развитием моторики.
Речевая гимнастика
Упражнения во время гимнастики влияют на следующее:
Дыхание.
Слух.
Внимание.
Тембр голоса.
Мышцы ротовой полости.
Обратите внимание! Они развивают связь речи и движений, произношение. Упражнения:
Упражнения:
- Повторять голосом речевые команды и воплощать их в движение.
- Повторять за логопедом скороговорки.
- Изображать ветер.
- Говорить с нарастающим звуком.
- Произносить слоги.
Что мешает произнести букву «р» правильно
Основными причинами почему не проговаривается этот звук являются проблемы, связанные с ротовой полостью.
Короткая подъязычная связка
Другое название — уздечка. Именно она мешает свободно двигаться языку. Обычно этот дефект устраняется еще в роддоме. Она также может помешать правильному захвату соска у младенца во время грудного вскармливания. Если данный дефект был обнаружен в школьном возрасте, ее растягивают логопедическими упражнениями.
Проблемы с фонематическим слухом
Фонетический слух – это способность слышать и воспринимать звуки правильно. В три года дети должны различать похожие друг на друга звуки, хотя проговаривать их еще не могут. В некоторых случаях такие нарушения связаны с аденоидами и другими заболеваниями. Тем самым ребенок не слышит определенный звук и в своей речи он заменяет его на другой похожий.
Неправильное речевое дыхание
Чтобы правильно произносить звуки, в том числе и букву Р, нужно управлять выдохом. Не все дети умеет это делать в раннем возрасте. Некоторые поднимают для этого плечи, другие не умеют регулировать свое дыхание во время речи.
Прикус
Правильный прикус предполагает перекрытием верхними зубами нижних примерно на треть, остальные зубы должно плотно смыкаться. При неправильном прикусе, поставить некоторые звуки правильно невозможно физиологически. Потребуется исправлять прикус ребенка.
Причины неправильного произношения
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок развивался полноценно, в том числе и его речевое развитие. Звуки «Р» и «Рь» дается деткам особенно тяжело. Для постановки данных звуков требуется немного больше усилий и терпения, нежели в остальных случаях. Ребенок должен производить четкие движения органами речевого аппарата, автоматически занимая их верное расположение, также необходимо получить правильную вибрацию языка для этого звука.
Если у малыша наблюдаются трудности с воспроизведением буквы «Р», то самое лучшее это обратиться к логопеду. Он быстрее всего сможет подсказать, как научить ребенка говорить правильно этот звук. Наиболее часто врачи сталкиваются с такими нарушениями произношения:
- Замена другими звуками. Чаще всего дети произносят вместо «Р» буквы «Й», «Л» и «Ы».
- Проглатывание звука в словах. Обычно такое наблюдается, когда «Р» стоит перед или после гласной буквы.
- Излишняя вибрация. В этом случае понятно, что ребенок говорит букву «Р», но ненужная вибрация немного искажает звук.
Как же понять, что с произношением что-то не так? С этой целью необходимо попросить ребенка воспроизвести один только звук «Р», а потом какое-либо слово с ним, к примеру, дерево.
Виновниками неправильной речи могут стать несколько причин. Для того, чтобы определить их, нужно посоветоваться с опытным логопедом. Установив истинную причину, он сможет подсказать, как научить ребенка произносить звук. А виновниками могут быть следующие факторы.
Проблемы с речевым дыханием
Речевое дыхание – это основа верного произношения всех существующих звуков. Нарушиться оно может вследствие развития хронического насморка, патологий аденоидов, сердца и сосудов, легких. Отработать правильный дыхательный процесс во время разговора поможет логопед.
Он сможет разработать схему тренировок с учетом всех особенностей организма ребенка. Обычно быстрая постановка звука «Р» у детей проводится с применением комплекса, в который входят слова с этой буквой и специальные упражнения.
Нарушения слуха
Этот дефект развития у детей также может сильно повлиять на развитие речи ребенка. Детки стараются во всем подражать своим родителям, в частности и в речи.
Если после 4 лет ребенок проглатывает звуки или сильно искажает их, то может иметь место нарушение фонематического слуха. Когда ребенок попросту не может верно повторить сказанное ему.
Недостаточное развитие органов речи
Для того чтобы речь была понятной и правильной, необходимо иметь развитый артикуляционный аппарат. Хорошо подготовить его помогает артикуляционная гимнастика.
Благодаря ей мышечные ткани укрепляются, и отрабатывается навык правильного расположения речевых органов во время произношения той или иной буквы.
Артикуляционные упражнения можно проводить в игровой форме, что позволит больше заинтересовать малыша. На нашем сайте есть специально подобранная артикуляционная гимнастика для звука «Р».
Индивидуальное строение уздечки
Бывает и так, что постановка звука «Р» вызывает трудности из-за физиологических особенностей крохи, а именно при необычном строении уздечки. Такой дефект мешает языку свободно двигаться, что препятствует правильному воспроизведению. Обнаружить неразвитость связки может только специалист.
В таком случае способом, как научить ребенка говорить без дефектов, может быть также специальная артикуляционная гимнастика и упражнения или же хирургическое вмешательство. В последнем случае переживать не стоит, операция абсолютно легкая и безопасная.
Мимическая гимнастика
Для разработки мышц лица, которые участвуют в постановке «р» используется мимическая гимнастика.
Она способствует:
- подготовке лицевых мышц для работы;
- развитию четкой дикции;
- развитию движений органов артикуляции;
- тренировке мускулатуры языка, неба и губ.
Гимнастику проводить перед зеркалом вместе с родителями, применяя элементы игры:
- открыть широко глаза – испугаться;
- брови поднять в верх – удивиться;
- нахмурить лоб – сердиться;
- высунуть язык и подышать, как щенок;
- имитация вылизывания, как кошка;
- быстро моргать;
- подмигивать глазами поочередно;
- надувать и поджимать губы;
- надуть щеки и втягивать.