Психология подростка: первые шаги во взрослую жизнь

В каком возрасте можно разрешать подросткам ходить на свидания?

Первые отношения у подростка зарождаются в школе. Чаще всего это одноклассники или друзья из параллельных классов. В 12−13 лет девочки и мальчики ходят в кино, вместе гуляют, весело проводят время после школы. В данной ситуации информацию об отношениях родителям сообщают классные руководители.

Классный руководитель знает очень много информации о ваших детях. Родителям стоит поддерживать хорошие отношения с учителями, интересоваться своими детьми, посещать родительские собрания.

Появились тревожные сигналы — тогда настало время вести беседы о средствах контрацепции, заболеваниях, передаваемых половым путем, беременности. Не нужно стесняться, понятное дело, что подростки узнают обо всем самостоятельно, но такой разговор необходим. Ребенок должен понимать, что родители переживают о нем и заботятся. Такой разговор стоит завести в 14−15 лет, но если вы заметили необходимость, то можно и раньше.

В 16−17 лет подростки заводят полноценные отношения. В данном случае нужно познакомиться со второй половинкой дочери или сына. Необходимо также познакомиться с родителями другой стороны. Никто не говорит о том, что нужно обсуждать подготовку к свадьбе. Вы должны понимать, что несовершеннолетние дети нуждаются в тщательном контроле с обеих сторон.

Приглашайте родителей возлюбленной или возлюбленного вашего ребенка на ужины, праздники. Ребенок будет видеть, что вы поддерживаете его стремление к любви и счастью, а с другой стороны, будет легче контролировать своего ребенка.

Нет смысла препятствовать отношениям. Юношеский максимализм проявит себя. Если вы будете запрещать, то ребенок будет действовать от противного. Запретный плод всегда сладок. Конечно, если парень из приличной семьи, то вы со мной согласитесь.

Неблагополучный же подросток вызовет у вас бурю негодования и эмоций. Заглушите их и поговорите со своим ребенком серьезно, без истерик и не аргументированных запретов

Осторожно укажите на его проблемы и спросите — устраивает ли это вашего ребенка. Скажите, что сами такой выбор не сделали бы

Посоветуйте ребенку проанализировать его отношения и сделать верные выводы.

Обязательно интересуйтесь отношениями своих детей. Заводите разговоры, узнавайте, на какие фильмы они ходили, обсуждайте подарочки и открытки. Приводите примеры своих отношений. Ваши дети оценят уважительное отношение к ним и их отношениям.

Не стоит забывать и о том, что вы родители. Необходимо установить некоторые рамки. Прежде всего, ребенок должен сделать уроки и домашние дела, закрепленные за ним. Стоит ограничить и время, возвращаться не позже заранее определенного часа. Тут сложно сказать точно, но в учебное время — не позже 22:00, на каникулах многим разрешают возвращаться не позже 23:00. Не стоит разрешать оставаться где-то с ночевкой.

Что касается подарков? Родителям обеих сторон стоит обговорить этот вопрос. Не нужно позволять детям делать дорогие подарки. У всех разное материальное положение. Чтобы не ставить ребенка в неловкие ситуации, родителям стоит обговорить лимит.

Случаются и совместные поездки на море. Не разрешайте детям самостоятельно ездить на отдых. Можно отпускать с родителями любой стороны и не разрешать снимать отдельный номер, лучше выбрать семейный вариант. Приехали вместе, развлекаться тоже лучше всем вместе.

Чаще всего ошибки совершают матери, вдалбливая своим дочкам, что все мальчики плохие и недостойные. Многие девочки с воспитанием впитывают эту идею и начинают перебирать парней и мужчин. Такой пример воспитания может отразиться в будущем, девушка может превратиться в старую деву.

Конечно, мы обсуждаем простые истины, каждый родитель понимает сам, какие рамки нужно устанавливать. Не ограничивайте своего ребенка, он должен заработать свой жизненный опыт, должен научиться разбираться в людях и делать правильный выбор. Задача родителя — направлять ребенка на истинный путь и постоянно поддерживать.

Теги: подростки, отношения в паре, воспитание, родители, дети, современные подростки

Психологические особенности подросткового возраста

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни

Первые менструации: как снизить стресс

Признаки полового созревания, о которых мы подробно говорили, типичны для первой стадии, завершающейся приблизительно к срокам 12-14-ти лет, когда формируется первая менструация.

Важно

Появление месячных ранее 10-ти лет или их задержка до 16-ти лет должны стать поводом для немедленной консультации у врача.

Для девочки, которая не подготовлена к происходящим с телом изменениям, появление первых месячных может стать шоком и стрессом. Она может считать, что больна и переживать, не говорить об этом матери, поэтому разговоры о половом воспитании и зрелости должны пройти заранее

Матери заранее нужно все рассказать дочке, показать средства гигиены и научить ими пользоваться, важно также объяснить правила поведения при менструациях

Важно понимать – регулярность цикла формируется не сразу, на протяжении года с начала первых месячных. Важно завести календарик и отмечать даты менструаций

Ненавязчиво, но четко надо дать понять дочери, что с началом менструаций и половой жизни она способна к беременности, поэтому важно и предохранение. Дети взрослеют рано, даже если вы уверены «моя дочь не такая».

Обратите внимание

С первыми месячными пубертат достигает своего расцвета, активно развиваются наружные гениталии и внутренние половые органы, растет грудь и нормализуется цикл.

Нормальный цикл составляет от 21-го до 35-ти суток, и считают его с первого дня кровотечения до начала следующего. Если показатели не укладываются в эти границы, стоит проконсультироваться с врачом. Выделения могут длиться от 3-х до 7 суток, отклонения и по этим данным – также повод для врачебного осмотра. Объем крови должен оставлять около 200 мл всего, первые дни обильнее

Затем скудно, это тоже важно держать под контролем

Стоит знать, что цикл, который едва установился, существенно подвержен влиянию внешних условий, он неустойчивый, могут влиять резкие перемены климата и стрессы, переутомление и сильные физические нагрузки. Возможны как задержки, так и более раннее начало нового цикла, но это не говорит о проблемах со здоровьем.

Первые менструации могут быть дискомфортными по причине незрелости половых органов, также влияет не устоявшийся баланс гормонов, эмоциональная окраска и переживания. Если такая болезненность выражена, не проходит от цикла к циклу, мешает привычной жизни – стоит показаться врачу.   

Проблемы подросткового возраста

Пубертатный кризис можно пройти легко, если понимать главные потребности подростка:

Внимание и поддержка. Ребенок ждет, что взрослые поймут его без осуждения и оценок

Ему необходима безусловная любовь и принятие.

Правила и ограничения. Когда в созревающем организме бушуют гормоны и мозг просто не в силах контролировать желания и потребности, необходимо иметь четко определенные взрослыми правила, защищающие жизнь отпрыска.

Умение отстаивать свою точку зрения. Это умение приобретается только тогда, когда ребенок обретает уверенность в себе. Подростковый возраст – лучшее время для развития личности, поддержите ребенка в его стремлении стать успешным и счастливым.

Постановка жизненных целей. Определение целей и приоритетов даст возможность подростку двигаться по упорядоченной жизни и снимет большой груз тревожности с его плеч.

Как понять подростка?

Подростковый период толкает тинэйджера на совершение множества необдуманных поступков, о которых большинство людей во взрослой жизни жалеют

Чтобы понять состояние подростка, важно вспомнить свой путь и дать человеку в полной мере пережить всю бурю эмоций и состояний, просто находясь все время рядом в готовности в любой момент подставить плечо. Не стоит вступать в конфликт или пытаться доказать свою правду

Существует определенный алгоритм действий, по которому следует двигаться в случае появления конфликтной ситуации с участием ребенка подросткового возраста:

Прояснение и проговаривание проблемы (конфликта). Первый шаг – выслушать мнение подростка. Далее необходимо прояснить, что он хочет, как это, по его мнению, должно осуществиться, и что стоит на пути исполнения его желания. Далее, взрослый озвучивает свое желание или проблему в форме «Я-сообщения». Например, если речь идет о телевизионной передаче, то лучше сказать: «Я очень хочу посмотреть передачу, я ждала ее» (вместо привычного многим: «Ты что, не знаешь, что я смотрю эту передачу каждый день?!»).

Поиск предложений. На данном этапе взрослый задает вопросы: «Как нам быть?», «Что мы можем придумать для решения данной ситуации?»

Важно первым делом дать ребенку высказать свою точку зрения, не перебивая и не навязывая что-либо. В сборе предложений необходимо учитывать все, что озвучивает подросток

Для удобства можно воспользоваться бумагой и ручкой.

Оценка предложений и вынос вердикта. Здесь происходит обсуждение всех предложений в атмосфере взаимоуважения и понимания. Как только стороны сходятся на одном, более приемлемом решении, происходит выбор.

Реализация задуманного. Подростковый возраст проходит проще, если в это время ребенок по минимуму сталкивается с сопротивлением взрослых. На этапе реализации предложений необходимо детально продумать шаги и начать их выполнение.

Как вести себя с подростком?

Как вести себя с подростком который грубит и не хочет понимать и принимать свое состояние:

  1. Быть максимально открытым, честным и откровенным. Особенно когда дело касается употребления наркотиков, табачных и алкогольных изделий, а также сексуальных связей.
  2. Постепенно войти в доверие ребенка и установить контакт с его окружением.
  3. Искренне интересоваться жизнью тинэйджера и его успехами в школе.
  4. Очень аккуратно корректировать его выбор в здоровом ключе. Главное не давить и давать ребенку принимать собственные решения.
  5. Считаться с мнением подростка, уважать его, ценить все высказанные мысли и чувства. Подростковый возраст – возраст протеста, и, если человек не будет уверен, что его слушают с неподдельным интересом, он просто закроется от любых контактов.
  6. В конфликтных ситуациях иметь возможность донести до ребенка информацию о том, как достичь целей. Ребенок должен знать, что с любой проблемой он может прийти к вам и получить необходимую информацию без лишнего давления.

Подростковый возраст – это минное поле, стоит только сделать один неверный шаг, и вы рискуете навсегда потерять контакт со своим ребенком. Проще всего пройти этот нелегкий период тем, кто с раннего детства выстраивал и малышом открытый диалог и проговаривал каждое чувство и состояние. Эмоциональный интеллект не только помогает снимать напряжение и не копить обиды, но и проходить кризисы.

Признаки пубертатного периода

Пубертатный возраст вносит в жизнь ребенка новые, неизвестные ему до этого времени, состояния, и характеризуется этот период следующими особенностями:

  • ухудшение памяти;
  • чрезмерное напряжение;
  • изменения в поведении ребенка из-за новых друзей и страха ударить в грязь лицом;
  • нервозность;
  • поиск себя в этом мире;
  • отказ от общепринятых правил.

Пубертатный возраст у девочек

Подростковый возраст охватывает период с 8 до 17 лет у девочек. Физически организм перестраивается, подготавливая девочку к рождению ребенка. Эмоционально подросток проходит через много переживаний. Помочь может мать, если с ней у девочки выстроены доверительные отношения. Часто подростковый период называют нежным возрастом и это оправданно. Из маленькой девочки формируется взрослая, осознанная девушка, часто очень обидчивая и капризная, но чувственная.

Пубертатный период у девочек происходит в несколько этапов:

  1. В течение 5 лет постепенно увеличиваются молочные железы. Это сложный и долгий процесс, не стоит волноваться, если бюст не растет быстро.
  2. В лобковой зоне и подмышечной впадине начинают появляться волосы.
  3. Организм начинает скачкообразно расти.
  4. Меняются формы тела. Вес может резко увеличиваться и даже могут появиться жировые отложения. Но в этот период врачи не рекомендуют прибегать к диетам.
  5. Кожа меняет свой запах, потоотделение усиливается в области подмышек.
  6. На лице может появляться угревая сыпь, так же прыщики наблюдаются в области груди и спины.
  7. Начинают появляться вагинальные выделения.
  8. Пробуждается сексуальное желание.
  9. Происходит первая в жизни девочки менструация и цикл постепенно начинает налаживаться.

Пубертатный возраст у мальчиков

Пубертатный период у мальчиков характеризуется психологическими и физическими изменениями:

  1. Половые органы: пенис и яички значительно увеличиваются в размерах, и кожа в этой области приобретает красный оттенок.
  2. Периодически происходит поллюция – неконтролируемый выброс спермы.
  3. Пубертатный скачок роста примерно на 7-8 сантиметров в год и набор массы тела.
  4. Фигура теряет детскую хрупкость и начинает приобретать мужские очертания.
  5. На лобке, груди, лице и под мышками начинают расти волосы.
  6. Кожа становится пористой и грубой. Сальные железы работают активно и поэтому могут появляться угри.
  7. Ломается голос, связки удлиняются, гортань изменяется.

Проблемы современных детей

Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

Петр Дмитриевский

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут

Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Почему наши дети так рано взрослеют?

Действительно, современные подростки превращаются во взрослых гораздо раньше. У девочек уже в 8-9 лет начинается рост молочных желез, а в 11-12 лет у 75% из них начинается менструация. Мальчики с 8-9 лет активно забивают в поисковик «голые женщины», а в 10-12 лет у них случается первая поллюция. Физически дети развиваются быстрее, а вот психологическое развитие редко опережает нормы, которые были прописаны 15-20 лет назад.

Конечно, вопрос «почему» — здесь ключевой. И самое интересное, что единого ответа на этот вопрос нет. Рассмотрим все основные теории.

Теория «Пищевая». Все зависит от питания. Это, пожалуй, теория-лидер. Большое количество некачественной еды, содержащей гормоны и ГМО. Сторонники «химической» теории считают, что изменения могут происходить уже на стадии беременности. Что же делать? Питаться здоровой и полноценной пищей всегда, а не так: ребенку — брокколи, а себе — пельмени и наггетсы из коробки.

Теория «Социальная». Родители сами торопят детей. Включая их в круг обсуждения взрослых проблем, ругаясь и выясняя отношения при них. Сюда же можно отнести ранний перевод отношений в формат материальных и денежных ценностей. Все это торопит детей…

Плохо ли это? Каждый решает сам. Я сторонник того, что детство должно быть! И нет ничего плохого, если оно будет достаточно долгим, хотя бы и до 10-12 лет.

Каковы особенности подросткового возраста?

Особенности подросткового возраста сводятся к 5 основным изменениям в теле и состоянии:

  • частая и резкая смена настроения;
  • чувство ответственности и взрослости;
  • интерес к противоположному полу;
  • утомляемость, усталость и апатия;
  • физиологические изменения, связанные с половым созреванием.

Физиологические особенности подросткового возраста

Особенности человека в подростковом возрасте сводятся к ряду физиологических изменений, таких как:

  • активный рост;
  • перестройка работы внутренних органов: деятельности гипофиза, увеличение темпа роста мышечной системы, ускорение обмена веществ;
  • активные половые гормоны;
  • появление сексуального желания;
  • повышенная утомляемость, мигрени, скачки давления;
  • потеря концентрации внимания.

Психологические особенности подросткового возраста

Психология подросткового возраста включает в себя определенные модели поведения, свойственные подросткам:

  • проявление сильного беспокойства о физических аспектах своей внешности, одежды и образа в целом;
  • попадание под чужое влияние (чаще всего сверстников с определенной репутацией в коллективе);
  • сепарация от родителей;
  • излишняя раздражительность;
  • отсутствие стрессоустойчивости и эмоциональный срывы из-за школы;
  • расстройство пищевого поведения;
  • депрессия, резкое снижение успеваемости в школе, употребление алкогольных напитков или наркотиков;
  • неразборчивые сексуальные связи.

Как платить ребенку зарплату

Статья 271 ТК никак не ограничивает работодателя в гонорарах или зарплате подростка.

Дети получают зарплату сообразно количеству отработанных часов. При сдельной оплате ребенок зарабатывает столько же, сколько взрослый, но нормы выработки для него могут быть снижены. Довольно часто работодатель доплачивает несовершеннолетним, если заинтересован в их работе или доволен, как ребенок трудится. Закон это не запрещает.

Таким образом, в любом возрасте при сильном желании зарабатывать ребенок может найти работу. Главное, выбрать правильную сферу и грамотно совмещать учебу и трудовую деятельность.

Изменения в психике

Психологические проблемы, характерные для подростка:

Ранимость. Подросток очень остро реагирует на любые замечания, сравнения себя с кем-то другим. А ведь именно на этот возраст (12-17 лет) приходится самый ответственный период школьной жизни. Это средняя и старшая школа, когда учителя относятся к ученикам без прежнего снисхождения.
Желание самоутвердиться любой ценой. Иногда подросток выбирает для самоутверждения и ту область, которая не одобряется социумом взрослых. Именно тогда в мир подростка входят алкоголь, курение и наркотики.
Желание внимания по отношению к себе. Это касается отношений со сверстниками, посторонними людьми, но в первую очередь со своей семьей

Как бы ни вел себя подросток, необходимо помнить, что ему очень важно одобрение и понимание родителей.
У подростка, кроме прежних потребностей в безопасности, еде, сне, отдыхе и движении, появляется новая и пугающая — сексуальные желания. В гармоничном обществе сексуальное созревание мужчины протекает почти незаметно

Первая влюбленность создает приятные воспоминания на всю жизнь, а первый сексуальный опыт не связан со страхом и отвращением. Плохо, если будущий мужчина совершенно не знает, как правильно выразить свои чувства и желания или он находится во власти противоречий: то, что запрещено взрослыми, поощряется в компании сверстников или наоборот.

Подростки пытаются продемонстрировать свою взрослость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector