Леворукие дети: особенности развития, характеристика, психология. стоит ли переучивать левшу?
Содержание:
Плюсы и минусы леворукости
У левшей ведущее правое полушарие, у правшей-левое. Ученые обнаружили в левом полушарии центры, которые отвечают за письмо, счет и чтение.
Запоминание стихов, иностранных слов-это заслуга левого полушария. А правое отвечает , например, за восприятие музыки, за способность различать интонации. Поэтому часто левши обладают хорошим музыкальным слухом, у них развит талант к танцам, рисованию, у них хорошая память. И еще интересно, что дети-левши часто бывают фантазерами.
Что еще говорят психологи? Что леворукие люди чаще бываю пессимистами, а правши-оптимистами.
Определение леворукости
Психологи говорят, что ведущую руку у детей целесообразно определять в 4-5 лет. Существуют различные тесты для определения ведущей руки.
»Переплетение пальцев.»
Предложите ребенку сложить пальцы в замок. Тест выполняется быстро. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей-левой.
‘‘Поза Наполеона».
Сложить руки на уровне груди. У правшей кисть правой руки обычно ложится сверху на левую руку.
»Одновременное действие обеих рук.»
Предложите ребенку нарисовать круг, квадрат, треугольник. Рисование ведущей рукой более точное, линии фигур ровные. Можно попробовать нарисовать фигуры с закрытыми глазами.
Тестовые задания.
Чтобы результаты были более объективными, не говорите ребенку заранее о заданиях, что вы его будете проверять. Скажите просто-давай поиграем. Нужные предметы положите перед ребенком посередине стола, на одинаковом расстоянии от правой и левой руки.
Задание 1.
Рисование. Положите перед ребенком бумагу и карандаш.Предложите нарисовать то, что он захочет. А потом попросите нарисовать то же самое , но другой рукой. И сравните качество рисунков.
Задание 2.
Открываем и закрываем коробочки. Ведущей считается рука, которой ребенок открыл или закрыл коробочку.. использовать можно спичечные коробки, прятать фигурки, а ребенок будет находить.
Задание 3.
Играем в мяч. Взять маленький, например, теннисный мячик, и попросить ребенка бросить мячик в корзинку, ведерко одной рукой.
Задание 4.
Вырезаем по контуру. Вырезать картинки с открытки. Но форма ножниц должна соответствовать руке ребенка, чтобы получить более верный ответ, какая рука ведущая.
Задание 5.
Нанизываем пуговицы, бусинки на нитку.
Задание 6.
Строим домик из кубиков. Ведущей считается рука, которой ребенок укладывает кубики.
Если в результате заданий и тестов вы уверились, что малыш-левша, то вот несколько советов психологов по его воспитанию и обучению.
Советы родителям леворуких детей-дошкольников
- Нельзя переучивать ребенка-левшу! Это отражается на ребенке. Он может стать нервным., раздражительным, станет плохо учиться. Могут случиться серьезные нарушения здоровья.
- Научите ребенка-левшу правильно сидеть. держать ручку. В этом случае свет должен падать с правой стороны.
- Не стоит подгонять ребенка-левшу, например, когда он читает, не ставьте перед ним каких-либо ограничений.
- Если ваш малыш идет впервый класс,то скажите обязательно учителю, что он левша. Пусть его посадят с левой стороны у окна, чтобы ему не мешали и не толкали его . когда он пишет.
- Поддерживайте вашего ребенка, никогда не говорите, что правая рука лучше левой, не сравнивайте его с другими детьми.
- Ребенок-левша очень нуждается в вашем внимании и поддержке.
И напоследок приведу примеры знаменитых людей, которые были левшами.
Александр Македонский, Аристотель, Наполеон, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеладжело, Л. Бетховен, Моцарт, Андерсен, А. С. Пушки, М. Твен, Чарли Чаплин.
Может быть и ваш ребенок-левша станет знаменитым художником, музыкантом или ученым. Верьте в него, поддерживайте и развивайте его творческие способности. И все у вас получится!
Посмотрите видео-советы психолога .
Пишите ваши комментарии, мне всегда интересно читать и слышать ваши отзывы. Делитесь с друзьями информацией, нажимайте на кнопочки соц. сетей.
Как вести себя с леворуким ребенком
- Главное, не выделяйте его на фоне других ребят. Объясните ему, что леворуких людей сейчас очень много и это абсолютно нормально.
- Хвалите его за самые небольшие успехи и поощряйте. Будьте терпеливее и доброжелательнее с вашим сынишкой, учитывая его особенность. Всегда учитывайте, что он очень эмоционален и впечатлителен.
- Наблюдайте за тем, сильно ли мешает ребенку леворукость, злится ли он на это, или не обращает внимания. Для таких детей хорошо заняться споротом, где можно задействовать обе руки, например плаванием, футболом, или баскетболом. Всегда поддерживайте и верьте в его успех.
- Если его очень волнует, что он левша, расскажите ему про великих людей, которые тоже были левшами. Например, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Юлий Цезарь или Альберт Эйнштейн. Объясните, что он может достичь больших высот благодаря своей особенности.
- И непременно расскажите, что существует даже Международный День Левши! Его отмечают ежегодно 13 августа.
Оцените запись
comments powered by HyperComments
Еще по теме «Все о левшах»:
Поговорим о любви
Мы уже говорили, что общая удача человека складывается из трех составляющих, влияющих примерно в равных пропорциях. Судьба. Дом. Наше я. Первое — наша судьба. Это то, что отражено в карте Бацзы. В ней мы видим, как человек представляет себя в любви, что ждет от партнера. Видим периоды времени и места, когда наиболее вероятно в его жизни появляется любовь, заключаются браки. Рассматриваем дворец брака, как он устроен, в какие периоды времени он приходит в движение. В движение — значит что-то…
Детские книги
У меня растет любимая единственная дочь Елена ей 2 года и решила побаловать её и заказать детскую книгу через каталог. Очень ждала эту книгу получив открыла её и ахнула когда начала читать- легко читается ,красочно и понятно написано.Читала сказку одну за другой дочь радовалась как никогда. Такие сказки я читала впервые,не потому что я в детстве их не читала ,а потому что просто их не было (многих ) . Я сама как ребенок, Дочь уже спала,пока не прочитала все сказки спать не легла и очень часто…
Передается ли по наследству опухоль мозга?
( Раковая предрасположенность передается по наследству. Вообще болезни в половине случаев передаются не сами а предрасположенность. Все о левшах.
Прописи М.Безруких
Так что я уже в Инете почитываю литературку о левшах на всякий случай. Спасибо, теперь буду знать, что в продаже и прописи бывают.
Особенности развития ребенка-левши
Ребенок-левша обладает особенностями, которые следует учитывать при воспитании и обучении. Правое полушарие мозга отвечает за воображение, спонтанность, креативность. У левшей часто наблюдается хороший музыкальный слух, чувство цвета, художественный вкус, им легче даются предметы, где необходимо пространственное воображение, например – геометрия. Решать задачки левшам сложно, но они способны найти интересное и нестандартное решение. Скрытая леворукость может обнаружиться у малыша, который путает верх-низ, право-лево, пишет буквы в зеркальном отображении.
Ребенок-левша мальчик – особенности
Вероятность рождения мальчика-левши выше, чем девочки. Среди популярных людей этой особенностью обладают люди самых разных профессий, известные левши – Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Юлий Цезарь, Чарли Чаплин, Пикассо, Наполеон. Эти люди обладали разносторонними талантами и являлись нестандартными личностями. Очень полезно мальчику-левше заниматься спортом, развивающим обе руки – плаванием, лыжами, баскетболом.
Ребенок-левша мальчик – особенности развития:
- импульсивность – мальчики-левши часто действуют под воздействием эмоций;
- хорошее воображение – маленькие левши являются отличными конструкторами, в них это желательно развивать – они могут показать очень хорошие результаты в проектировании, моделировании;
- тревожность – мальчики-левши чаще других детей страдают от тревожности, это особенность правополушарных детей;
- быстрая утомляемость – все левши быстро утомляются.
Ребенок-левша девочка – особенности
Известные женщины-левши – Анджелина Джоли, Опра Уинфри, Леди Гага, Сара Джесика Паркер, Дженифер Лоуренс. Девочка-левша – очень чувствительна, ее легко задеть и обидеть, поэтому при общении с этой малышкой требуются деликатность и тактичность. Вне уроков девочке-левше рекомендовано заниматься вязанием, игрой на фортепиано, лепкой – это развивает обе руки ребенка.
Ребенок-левша девочка – особенности развития:
- впечатлительность – это качество левшей сильно выражено у девочек, малышка может принимать близко к сердцу все, даже сюжеты мультфильмов;
- мечтательность – девочка-левша очень любит мечтать, что-то придумывать, желательно научить ее извлекать пользу из этого, например, она может рисовать картины на основе своих фантазий;
- обидчивость – это негативное качество свойственно правополушарным детям;
- повышенная утомляемость – девочки-левши часто жалуются на усталость, это нужно учитывать в процессе обучения.
Еще по теме «Леворукий ребенок»:
Хваст фотографа с обеими левыми руками
Волшебница! С двумя золотыми правыми руками. Очень даже проффесионально. хорошие руки у фотографа, независимо от их ориентации:) безумно всё это захотелось на себя повесить.
Как воспитывать детей от разных браков?
Моя старшая дочь Любаша была в центре внимания 12 лет своей жизни — и только на тринадцатом году у нее появилась сестра Саша. Конечно, ревность присутствует, чего лукавить. Любаша не была к этому морально готова – просто потому, что невозможно морально подготовиться, это только личный опыт. И еще у нее переходный возраст, отрицание всего, что можно. Я не педалирую, конечно, отстаиваю только то, что нужно – школьные дела, учебу. Когда мы с Максимом поженились, отец Любы ревновал, что она…
Амбидекстры
У меня, кстати, одинаковый почерк обеими руками, каллиграфический. В школе была круглой отличницей, между прочим. Контрольные писала двумя руками одновременно оба варианта (себе и подруге, которая в математике не очень была).
Межполушарные связи
Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.
Когда ставят ДЦП?
У мальчика: 1. манипулирует двумя руками, но когда руки свободны, сжимает обе ладошки в кулачки. Ногами бежит обеими, но одна нога зажатее другой (ставили мышечную дистонию) 2.Позу сидя не удерживает, но ему еще 5,5 месяцев.
типа левша??
ИМХО идеальный вариант, когда ребенок одинаково владеет обеими руками. Правшам это недоступно (им левую руку никто не развивает), а вот левши могут освоить процессы письма и проч. обеими руками.
А что делать с амбидекстером?
А вот что делать с амбидекстером? Леська моя (ей уже пять) и рисует и ест и все прочее делает одинаково обеими руками. По-моему, она не задумываясь берет ручку-ложку-кисточку в ближайшую руку и действует.
А двоерукие дети тут есть?
Пока пользуется обеими руками, сначала предпочитала левую. потом в рез-те некоторой моей настойчивости правой начала работать, а когда от нее оотстала — двумя стала пользоваться. Но мы меньше — 1,9 Имхо, это только плюс.
Ещё один вопрос мамам левшей.
Тоже буду по максимуму обе руки ей развивать. Есть люди, которые в обеерукости 🙂 достигают больших высот, я занималась с девочкой, она обеими руками одинаково хорошо играла в теннис по мастерскому разряду, и во время игры перекладывала ракетку из руки в…
Как писать левой рукой
Когда ребенок-левша начинает рисовать и писать левой рукой, не мешайте ему, а помогите правильно поставить руку. Присмотритесь к тому, как лежит ваша правая рука во время письма: у вас лист бумаги (тетради, альбома) направлен нижним левым углом к груди. Правая рука от локтя до кисти плотно прилегает к столу и к верхней части листа бумаги. Руки ребенка-левши должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая — лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ерзал.
Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.
Карандаш или шариковая авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают карандаш на расстоянии 1,5–2 см от пишущей части карандаша или «шарика». В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки — влево, а движение кисти и пальцев — вправо).
Кисть левой руки с ручкой или карандашом находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится «выворачивать» кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. Такой наклон нередко наблюдается и у правшей.
Главное — дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок, чтобы ребенок мог спокойно контролировать свое письмо. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине его груди.
Ребенку-левше трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он затрудняется в определении стороны начала письма. В этом случае надо отмечать цветной вертикальной линией или точкой левую сторону строки для нахождения правильной «точки отправления» начала письма буквы.
И напомним: раньше 6–7 лет категорически не рекомендуется учить ребенка писать — его рука и глаза еще не готовы к этому независимо от того, правша он или левша.
Цена переучивания
Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. И тем не менее до недавнего времени леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Один из мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовой мир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежать многих проблем и неудобств. Понять родителей можно, но вот правы ли они?
Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.
Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.
У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании. Во сне такие малыши часто переживают дневные неприятности в преувеличенном виде. Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными. Состояние страха усугубляется замечаниями взрослых или насмешками со стороны сверстников над леворукостью. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, они могут исчезнуть.
Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку». Когда взрослые при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее. Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики — навязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом). Подобные проявления редко вызывают беспокойство взрослых, чаще всего их принимают за кривляние, дурачество. Насмешки и передразнивания сверстников, раздражение воспитателя, замечания родителей делают свое дело. Нарушения закрепляются. Ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Как правило, тики не связаны непосредственно с выполнением каких-либо заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает, нервничает. Кроме того, у детишек могут проявиться истерические неврозы
Перед уходом в детский сад или накануне какого-нибудь важного, волнующего события у малыша может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: ребенок с громким плачем падает навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами. Для крохи это безвыходная ситуация
Образуется тот порочный круг, разорвать который по силам только взрослым.
Развитие леворукого ребенка
У леворукого ребенка наблюдаются некоторые особенности развития. У малыша медленнее формируется фонематический слух, он хуже ориентируется в пространстве. Или даже иначе воспринимает пространство.
Да, среди левшей много талантливых людей. Это так же верно, как и то, что левши часто испытывают затруднения еще на этапе подготовки к школе. И задача родителей сделать так, чтоб малыш не отстал от сверстников, чтоб у него вовремя сформировались все навыки и умения.
Общеизвестно, что для правильного формирования речи ребенку полезно уже с самого раннего возраста читать книги. Специалисты считают, что чтение вслух благоприятно отражается на развитии маленького человека. При этом чтец должен четко произносить все звуки, не спешить. Слушатель должен успевать понять прочитанное.
Старайтесь больше разговаривать с ребенком. При этом тоже нужно четко произносить все звуки. Произносите слова неторопливо, чтобы малыш мог усвоить информацию. Не глотайте слоги, делайте паузы.
После 3-4 лет крохе уже хочется вволю поговорить самому. Не отмахивайтесь от ребенка, найдите время для обстоятельных обсуждений всего, что волнует малыша.
Для правильного формирования речи рекомендуется заниматься артикуляционной гимнастикой. Она поможет малышу не только четко и правильно произносить слова, но и облегчит процесс обучения письму. Вот некоторые простые упражнения.
- Растянуть губы в улыбке.
- Вытянуть губы трубочкой.
- Растянуть губы в улыбке, потом вытянуть их трубочкой.
- Закрыть и открыть рот.
- Вытащить язык изо рта в форме «лопаты».
- «Свернуть» вытянутый язык трубочкой.
- Поболтать языком вверх-вниз.
- Попробовать дотронуться языком до кончика носа, а потом до подбородка.
Ничто так не подготовит руку к письму, как упражнения, развивающие мелкую моторику. Предоставьте малышу возможность манипулировать мелкими предметами: научите его шить, вышивать, нанизывайте вместе бусы, собирайте мозаики, делайте всевозможные панно из природных материалов. Полезно даже перебирание фасоли или крупы. Покупайте специальные книжки с развивающими упражнениями. Очень полезно рисовать по точкам, заштриховывать фигуры, раскрашивать картинки.
Развить координацию движений, внимание, усидчивость, столь необходимые в школе, помогут танцы, художественная гимнастика и другие виды спорта
Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой
Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны
Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой. Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны
Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой
Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны.
Стоит ли переучивать леворуких детей?
Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.
Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.
Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.
Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей:
Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности
Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными
С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности. Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.
Леворукость — это не болезнь
В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно — образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а так же математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.
В осуществлении движений телом участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое, соответственно, левой рукой и ногой.
Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука.
На самом деле, левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких гораздо сильнее выражены конкретно — образные качества. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.
Кстати в профессиональном спорте у левшей гораздо больше преимуществ, при равной физической подготовке. Это связанно с тем, что большинство противников правши и соответственно левый фланг у них менее защищен. Именно поэтому леворукие и левоногие футболисты, хоккеисты, баскетболисты и боксеры очень высоко ценятся.