Память у детей дошкольного возраста: виды и особенности развития

Содержание:

Характеристика

Задача произвольной памяти – фиксировать информацию, полученную ее обладателем специально (заучивание той же таблицы умножения, например). Она помогает нам выучить стихотворение, запомнить свой адрес, паспортные данные. Да, в реальности есть люди, которые знают их наизусть, и иногда это на самом деле весьма полезно.

Однако формироваться такая память начинает в возрасте, когда до получения главного документа гражданина еще далеко. В психологии считается, что это происходит в начальной и средней школе, когда у ребенка появляется осознанное желание или необходимость что-либо выучить (запомнить).

Рекомендуемые игры и упражнения

Можно выделить несколько особенно эффективных, но простых упражнений.

«Что не так?»

На столе перед малышом раскладывают 5-6 предметов, и ему предлагается время для их запоминания. После этого кроха должен отвернуться от стола, а ведущий в это время меняет местами пару игрушек или убирает 1-2. Задача ребенка в игре – восстановить правильную последовательность или рассказать о том, что исчезло со стола. Точно такую же игру можно провести с предметными картинками.

«Вспомни, что было»

Упражнение прекрасно справляется с тренировкой долговременной памяти. Попросите ребенка вспомнить и рассказать о том, что было вчера. Пусть он постарается рассказать вам все максимально подробно.

Игра «Имена»

В эту игру можно поиграть, когда вы находитесь в очереди, по дороге в магазин, в любой момент – если есть необходимость чем-то занять ребенка, чтобы он вел себя тихо. Попросите его назвать 5 имен мальчиков, затем пять имен девочек, далее игра продолжается в этом же порядке. Поначалу малыш будет называть имена самых близких ему людей, потом друзей и знакомых, а вот после уже начнет вспоминать те имена, которые он когда-либо слышал.

Скороговорки

Их разучивание помогает не только развивать речь дошкольника, но и тренировать память

Обратите внимание на то, что это должно быть «между прочим» – в игре, при свободных минутках. Можно предложить ребенку устроить соревнование, кто лучше справится с заданием

При этом победителю обязательно должна достаться похвала или какой-нибудь незначительный приз. Попросите кроху повторить скороговорку за вами, а на следующий день пусть он ее вспомнит.

Игра «Слова»

Вариантов игры два.

  1. Пусть ребенок назовет вам какую-либо букву алфавита. А теперь начинайте по очереди называть слова на эту букву.
  2. Попросите малыша назвать какое-либо слово. Затем вам нужно назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего. Игра очень похожа на известную многим игру «Города».

«Дорога к дому»

Когда во время прогулки с крохой вы ушли достаточно далеко от вашего дома, можно предложить ему это упражнение – пусть он покажет вам дорогу домой. Естественно, вы строго контролируете этот процесс

Во время пути обращайте внимание малыша на мелочи, которые могут быть очень полезными при поиске дороги: вывески магазинов, необычные деревья, заметные дома. Тогда в следующий раз он уже будет стараться делать все самостоятельно

Гербарий

Выйдя на улицу с малышом, можно насобирать разные листья и цветы, проговаривая при этом название каждого растения. Дома сложите эти листья в альбом и засушите. Через некоторое время вы можете рассмотреть их и попросить ребенка вспомнить, как назывались эти растения. Позже вы сможете использовать их в поделках.

«Назови пару»

Это упражнение помогает в тренировке ассоциативной (смысловой) памяти. Называйте ребенку пары слов, которые связаны между собой по смыслу: жара и лето, суп и обед. Начинайте с 5-6 пар. Проговаривайте их четко. Затем попросите кроху повторить второе слово в паре, называя ему первое. Постепенно задание можно усложнять, предлагая большее количество пар.

«Повтори за мной»

Назовите дошкольнику 10 слов, которые не связаны по смыслу. А теперь пусть он попробует вспомнить те слова, которые вы говорили. Это упражнение отлично тренирует слуховую память.

Пересказы

Учите малыша пересказывать прочитанное произведение, просмотренный мультфильм, услышанную историю. Перед сном попросите рассказать вам об интересных событиях сегодняшнего дня. Это упражнение является хорошей тренировкой для развития памяти.

«Вспомни и нарисуй»

Дайте малышу 1 минуту для того, чтобы рассмотреть картинку. Он должен постараться ее запомнить. После этого картинка закрывается, и ребенку предлагается нарисовать ее, максимально точно воспроизведя все детали.

Упражнения и игры на развитие памяти

Помня о том, что дошкольнику проще запоминать понятные ему вещи, нужно строить процесс обучения в игре, опираясь на двигательную активность и эмоции, вызванные интересом.

Развитие образной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Способность ребенка к непроизвольному запоминанию предметов можно использовать в игре «Классификация». В данном случае ребенку предлагается несколько картинок с изображениями каких-либо предметов. Ребенку нужно разложить иллюстрации по группам. Например, он должен разложить предметы мебели по «комнатам»: спальня, гостиная, кухня, ванная. Или даны картинки с изображением животных. Ребенок должен домашних животных положить в «дом», диких – в «лес».

Для развития образной памяти поможет игра «Магазин». Ребенок-покупатель «делает» покупки, который должен собрать в корзину те предметы, которые ему велели «купить». 

Развитие слуховой памяти

Когда ребенок слышит какую-то информацию, он мысленно обрабатывает ее и уже потом производит действие. А если ребенок не умеет слушать и слышать? Тогда о его будущей успешности в школе можно не говорить

Поэтому у дошкольников очень важно развивать слуховую память. Можно воспользоваться такими упражнениями

Словесная эстафета

В этой игре ведущий называет слово. Ребенок должен повторить слово, которое сказал ведущий, и сказать свое слово. Потом очередь ведущего. Он называет эти два слова и добавляет третье. Очередь ребенка: он повторяет все слова и добавляет четвертое слово. Желательно, чтобы слова были по конкретной теме: «Лето», «Овощи», «Транспорт», «Посуда» и т.д. Кто ошибся, сбил словесную цепочку, тот и проиграл.

Игра в цвета

В этом упражнении ребенок должен раскрасить картинку. Но перед этим он слушает текстовой отрывок, где речь идет о сюжете на картинке и называются цвета. К примеру, на картинке дом с коричневой крышей, у дома на дереве растут красные яблоки, а на полянке растут синие цветы. Чтобы правильно раскрасить картинку, ребенок должен запомнить текст.

Основные виды памяти

Память человека принято классифицировать по видам. В современной психологии наибольшее распространение и применение получило классифицирование по нескольким основаниям.

Особенности психической активности подразделяет память на:

  • Двигательную. Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Именно эта память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить, а в последующем писать, заниматься определенными видами спорта, водить велосипед и автомобиль.
  • Эмоциональную. При задействовании этого вида запоминания человек сохраняет переживания и все, что с ними связано.
  • Образную память называют еще зрительной. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов, то есть при формировании образной памяти участвуют органы чувств. Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма. При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.
  • Словесно-логическую. При этом виде запоминания продукты человеческой культуры усваиваются благодаря общению и словам.

Память также подразделяется по длительности ее сохранения, то есть она может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека. То есть через несколько минут после посещения магазина человек может, например, описать стоящего впереди в очереди покупателя. Как правило, эта информация постепенно в течение дня стирается.

Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная

Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная. Именно благодаря этому виду запоминания каждый человек накапливает свой жизненный опыт

Информация при таком виде памяти запоминается надолго совершенно по разным причинам. Помогает в этом как специальное запоминание, так и яркие эмоции, испытываемые человеком в определенный момент жизни. Оперативная память нужна человеку для обеспечения своей деятельности. Нужная информация может, как забываться в связи с ее ненадобностью, так и переходить в долговременную память.

Особенности нашей памяти разделяются и по характеру ее целей. Она может непроизвольной или произвольной. Непроизвольное запоминание наступает, даже если человек не приложит к этому никаких усилий. Произвольная возникает, когда человек специально затрачивает некоторые усилия для запоминания нужной ему информации.

В зависимости от способа запоминания память подразделяется на смысловую и механическую. Многократное повторение без установления смысла между противоположными объектами является механической памятью. Смысловое запоминание основано на установлении некоторой связи между объектами.

Как это работает?

Уровень эффективности произвольной памяти зависит не только от того, что конкретно мы учим и зачем, но и от методов, которые мы используем для запоминания. Кому не знакомо состояние на экзамене, когда, отправляясь на него, мы чувствуем себя в полной боевой готовности, ведь позади – сутки в библиотеке, бессонные ночи над учебниками, а получая карточку с вопросами, впадаем в ступор с примесью амнезии или, наоборот, неожиданно для самих себя демонстрируем лучшие стороны своей произвольной памяти и получаем высший балл.

Конечно, тренировать память можно и нужно и во взрослом возрасте, но, как известно, все проблемы родом из детства и вот на что нужно обратить внимание родителям, чтобы их ребенок не столкнулся с проблемами во взрослом возрасте

  • Старайтесь, чтобы ребенок принимал участие в различных играх, в идеале – периодически брал на себя лидерство.
  • Пробуйте повторять с ребенком уже пережитые события, вспоминайте походы в зоопарк или цирк. Пусть ребенок расскажет, чем ему запомнился тот или иной зверь или выступление на манеже, какие шутки клоуна показались ему особенно смешными. Через пару дней вновь вернитесь к этой теме.
  • Чаще используйте игры с использованием слов. Только не надо сразу «грузить» малыша играми в «города», «съедобное – несъедобное» для начала вполне подойдет. Ведущий кидает мяч участникам и при этом произносит слово, задача ребенка – поймать мячик, если было названо нечто съедобное и не поймать, если было произнесено наименование несъедобной вещи.
  • Не заставляйте ребенка зубрить что-либо, попробуйте вызвать в нем эмоции, попробуйте сами красочно описать ему тот или иной предмет или событие, чтобы в его памяти осталось не только название, но и образы.
  • Научите ребенка понимать то, что он учит.
  • Объясните ребенку, как и зачем пригодятся ему полученные знания.

От чего зависит способность к запоминанию у детей?

Качество памяти зависит от нескольких факторов.

Во-первых, на способность к запоминанию влияет возраст ребенка. Здесь мнение специалистов едино: с возрастом у детей память только улучшается. Что влияет на это? Совершенствование техники запоминания информации, действий, навыков. Маленькие дети запоминают тот материал, которые предлагают им взрослые. При этом они используют только естественные свои способности. С возрастом дети используют определенные техники, которые помогают запомнить нужный материал: это и сравнение новой информации с опытом, полученным ранее, и формирование ассоциаций — они делают заметки, рисунки, схемы.

Во-вторых, на качество памяти влияет объем информации — она улучшается с увеличением количества полученных знаний.

В-третьих, умственные способности тоже выполняют свою роль: чем больше малыш умеет, размышляет, активничает, тем лучше он запоминает. С возрастом у ребенка совершенствуются умственные способности, а это положительно влияет на память и ее развитие.

Упражнения и игры

Игровая форма – лучший способ добиться какого-либо развития у дошкольника. При регулярных занятиях память начнет постепенно улучшаться, а вместе с ней повысится уровень интеллекта и некоторые личные качества. Достаточно тренироваться несколько раз в неделю по 30-60 минут, чтобы получить результат уже через пару месяцев. Но даже после этого потребуется продолжать занятия, чтобы поддерживать имеющийся уровень развития.

Какие игры и упражнения можно использовать для развития памяти и мышления в дошкольном возрасте:

  1. Запоминание карточек. Взрослые показывают ребенку несколько карточек (10-15), которые он должен запомнить. На них могут быть изображены животные, растения, буквы и т.д. После 20 секундного ознакомления с картинками малыш должен по памяти, не смотря на карточки, назвать увиденное. Для усложнения задачи можно попросить соблюдать порядок изображений.
  2. Спрятанные вещи. Совместно с малышом родитель выбирает игрушку или вещь, которую ребенок будет искать. После этого дошкольник отворачивается, закрывает глаза, а взрослый прячет выбранный предмет в доме. Задачей малыша станет поиск потерянной вещи.
  3. Фотографическая память. Ребенку показывают изображение, за 30 секунд он должен его максимально точно запомнить, а потом по памяти нарисовать такое же на чистом листе. Следует подбирать не слишком сложные картинки, чтобы малыш смог их воспроизвести без посторонней помощи.
  4. Прилагательные. Взрослый поочередно называет несколько существительных, а ребенок характеризует каждое из них отдельным прилагательным, которые нужно записать. После родитель зачитывает все слова, а задачей малыша будет вспомнить, что именно он характеризовал этим прилагательным.
  5. Пары слов. Взрослый придумывает пары слов, связанные одним признаком (ложка-еда, диван-отдых, книга-чтение и т.п.), и называет их ребенку три раза подряд. Малыш должен постараться их запомнить, т.к. при четвертом повторении родителем будут названы лишь первые слова из этих пар, а вторые потребуется вспомнить.
  6. Комбинации слов. Родитель называет малышу слова, начиная с одного, а потом с каждым разом увеличивает их количество. Называет он их до тех пор, пока ребенок не ошибется. А задача малыша состоит в том, чтобы сразу же повторить все произнесенные слова. Желательно подбирать их так, чтобы связь между ними была лишь условной. Для упрощения проверки длинные сочетания рекомендуется записывать на листок.
  7. Поиск различий. Нужно найти 2 практически идентичных картинки, на которых будет присутствовать несколько малозаметных отличий. Именно их потребуется отыскать дошкольнику. Опытные в использовании ПК родители могут создать такие изображения из одного самостоятельно с помощью специальных программ.
  8. Мелкие изменения. Малышу показывают набор мелких предметов, после чего он должен отвернуться. В это время взрослый убирает один из элементов, что изменит картину увиденного. От ребенка потребуется определить, что именно пропало. Такая игра может применяться не только к набору предметов, но и к внешнему виду присутствующего человека или обстановке в комнате.
  9. Ассоциации. Родитель дает дошкольнику любой предмет (игрушку, одежду, электронику и т.д.), а его задачей будет составление максимального подробного описания и придумывание ассоциаций. Такая игра подойдет для младших возрастов и отлично разовьет память с внимательностью. Для усложнения задачи можно не давать вещь в руки, а просто называть ее.
  10. Повторение движений. Взрослый показывает малышу определенные движения своим телом, после чего он должен будет повторить их в правильной последовательности. Желательно играть при включенной приятной музыке.
  11. Тактильные ощущения. Родители завязывают малышу глаза и дают предмет ему в руки либо просто кладут в мешочек. Задачей ребенка будет определение наощупь, что именно он трогает. Рекомендуется использовать вещи, которые сложнее всего распознать.
  12. Воспоминания. Задача ребенка заключается в том, чтобы вспомнить звучание, запах или вкус любой еды. Также можно попросить его вспомнить последовательность того, как именно он надевал одежду утром.

Допускается выбирать любой вариант, при этом он обязательно должен нравиться дошкольнику. Существует много других упражнений на развитие памяти, но наиболее эффективны указанные выше. Из иных можно использовать игру «Магазин», известную всем с детства. Она влияет на развитие памяти, мышления и фантазии.

Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников

Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника. Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.

Описание предмета

Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.

Запоминание букв

Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.

«Рисуй и запоминай»

Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

Поиск слов

Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов. Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты. По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.

Пример:

дом                                                   зима

кот                                                    дверь

окно                                                  сад

сад                                                    змея

стол                                                  лето

собака                                              вилка

лето                                                  река

кружка                                             вода

Аудиокнига

Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.

Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.

Повторение сказанного

Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.

Прохождение лабиринтов

Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно

«Посчитай количество»

Возьмите картинки, на которых изображены предметы

Как только малыш правильно посчитал количество на одной картинке, предлагайте следующую карточку. Такое упражнение учит дошкольника распределять внимание, и вырабатывает усидчивость

Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

Рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников

Педиатры со всего мира рекомендуют активно развивать с самого детства зрительную, двигательную, слуховую, образную и словесную память. При этом делать это одновременно, поскольку все разновидности связаны друг с другом и помогают в обучении и росте личности. Чтобы ребенок рос полноценно, родители должны заниматься с ним играючи и выполняя различные упражнения. Программа должна учитывать особенности его возраста.

Слуховая память

Важно достичь усидчивости малыша, чтобы он смог эффективно запоминать разный материал. Чтобы этого достичь, рекомендуется следующее:

  • Группировать материал на классы с подгруппами для снижения нагрузки.
  • Использовать ассоциации, чтобы была возможность легко заучивать материал и связывать его уже с известным.
  • Структурировать материал по логическому и иерархическому принципу, чтобы он воспринимался как единое целое.
  • Добавлять в возрастную программу опорные пункты, то есть некий план. Это могут быть даты с названиями, именами, необычными словосочетаниями и яркими моментами.
  • Подключать схематические и графические образы, чтобы одновременно со слуховой памятью развивалась зрительная, была установлена логическая цепочка в мыслях.

На заметку! Кроме того, специалисты советуют делать программу разнообразной и каждый день занятия начинать с интересных зрительных моментов, подключать любимых персонажей мультфильмов ребенка, делать диктант с расстановкой запятых.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста имеют непроизвольную память и еще не могут запомнить что-то целенаправленно, по своей воли или сознанию. Произвольная память у дошкольников начинает формироваться в 7 лет. По этой причине с большой вероятностью ребенок сможет запомнить какой-то яркий и необычный момент, чем-то, что ему не интересно.

Важно отметить, что при развитии родители сталкиваются с недостатком повышенного внимания, невозможностью приучить чадо слушать, остаться на месте. Без концентрации сложно достичь качественного запоминания первых рассказов, стихотворений, музыки и прочего

Для формирования произвольной памяти, необходимо чтоб малыш был сконцентрирован и умел слушать.

Особенности

Как проверить слуховую память ребенка

Чтобы сделать проверку слуховой памяти четырех-, пятилетнего ребенка, не надо долго мучиться и обращаться к специалистам. Достаточно выполнить короткие тесты. Один из них направлен на повторение произнесенных заранее слов, а другой — чисел. Занимаясь с ребенком постарше, проверить его память можно, дав прослушать песенку несколько раз или рассказ.

Тест 10-ти слов Лурия

Лурийский тест — лучший в психологии. Направлен на получение сведений об уровне развития, объеме запоминания и утомляемости

Нацелен также, чтобы повысить внимание. Его можно использовать как для проверки дошкольников, так и взрослых людей

До того, как проводить тест, нужно заблаговременно подготовить произвольные слова в количестве 10 штук. Это могут быть фразы в виде стула, окна, книги, звезды, кошки, тарелки, цветов, покрывала, тарелки и солнца.

На заметку! Эти фразы нужно зачитать в течение 20 секунд, делая паузу в 2 секунды. Ребенок должен внимательным образом послушать их и попытаться запомнить ряд.

После того, как он их прослушает, ему нужно попытаться повторить все слова, которые он запомнил. Потом требуется повторить все фразы 3 раза, каждый раз добавляя новую фразу, и фиксировать каждый раз слова, которые смог запомнить ребенок.

Дошкольник с нормальной памятью запоминает 6 слов, после того, как в первый раз ему прочитают набор. На четвертый раз он произносит 8 слов. Для взрослых результат — 7 слов после первого прочтения и все слова после последнего. Позднее этот тест можно совершенствовать, используя большее количество фраз или подключая к ним картинки, превращая упражнение в некую игру.

Тест Векслера «Счет»

Векслеровский тест похож на Лурийский, но вместо слов здесь используются числа. Испытуемому предлагается запомнить числа в количестве 10 штук, по 3 числа за первый этап. После их повторения, к 3 числам добавляются еще 3 цифры. Упражнение повторяется до тех пор, пока не будет совершена ошибка. Во втором этапе теста испытуемому нужно запомнить заданные цифры в обратном порядке. Нормальный показатель — 6 и 5 цифр на первом и втором этапе, соответственно.

Тест Векслера

Формирование памяти как основной психической функции

Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.

В первые годы жизни память формируется как составная функция восприятия. Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.

Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:

  • запоминание
  • сохранение
  • припоминание
  • узнавание
  • воспроизведение

Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.

Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.

Припоминание – процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.

Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.

Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.

Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.

Формирование произвольной памяти

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.

Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.

Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.

Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.

Закономерности формирования произвольной памяти

Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».

Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым

Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.

Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.

Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).

Дидактические игры на развитие произвольной памяти

Дидактические игры значительно облегчают развитие произвольной памяти

Они делают малыша наблюдательнее, тем самым улучшая внимание. Возможно вам будет интересно рассмотреть некоторые игры

Игра «Самый зоркий»

Улучшает память и внимание. Несколько детей (не больше пяти-семи) становятся лицом к ведущему, который в течение десяти секунд показывает им одну картинку

Затем она прячется среди других и дети должны отыскать ее. Кто первый найдет, тому и присуждается звание самого зоркого.

Игра «Где сестренка?»

Игра учит находить различие между похожими предметами. Для этого берутся несколько кукол-матрешек, которые отличаются деталями в одежде, прическе и так далее. Разрешается брать и нарисованные куклы. Эти куклы располагаются перед ребенком или в ряд или хаотично. Одна из матрешек лежит в стороне. Ребенок берет ее в руки и выискивает похожую на нее куклу. Ведущий и остальные дети в это время хлопают в ладошки до пяти раз. Если в течение хлопком похожая кукла не находится, право поиска передается другому малышу. Игру можно усложнить лишь раз показав матрешку, для которой нужно найти «сестренку».

Существует множество дидактических игр, найти их можно на сайте http://nashidetci.ru/didakticheskie-igryi-na-razvitie-proizvolnogo-vnimaniya-i-pamyati/

SOURCE

Как измерить память у ребенка

Развитие памяти у дошкольников. Измерить память ребенка можно с помощью специальных тестов.

Зрительная память

Предлагается ребенку посмотреть на картинки. Для этого отворится полторы минуты. Потом ребенку предлагается на память нарисовать то, что он видел.

Если ребенок правильно нарисовал большинство предметов – память хорошая. Если нет – есть проблемы с памятью.

Другой вариант – ребенку показывают картинки, всего десять. Потом просят назвать предметы, которые он увидел.

Если ребенок назвал правильно более 8 картинок, память хорошая. Если ошибся около пяти раз – средний результат. Если допустил более пяти ошибок, то память плохая.

Слуховая память

Воспитатель называет цифры, ребенок должен за ним повторить. Если ребенок называет не менее 5 цифр из ряда правильно, то память хорошая. 

Тест на узнавание

Ребенку показывают картинку, на которой изображены некие предметы. Потом ему предлагают на большой картинке найти эти предметы.

Если ребенок сумел найти из 10 предметов не менее восьми, память хорошая. Допустил более пяти ошибок – результат слабый. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector