Задержка развития речи (зрр)

Симптомы ЗРР в раннем возрасте

Ранний возраст – важный этап в жизни маленького человека, когда формируются психические функции, личность, характер. В раннем возрасте (до полутора лет) нормально развивающийся малыш воспринимает речь окружающих его людей и «накапливает» первые слова, необходимые для дальнейшего продуцирования самостоятельной речи. К трехлетнему возрасту, то есть к детскому саду, завершается формирование речевых центров в коре головного мозга, малыш должен владеть достаточных количеством слов родного языка и его грамматическим строем.

Задержку речевого развития детей раннего возраста можно распознать, если они в возрасте 3-4 месяцев не «гулят» и не произносят первых «лепетных» слов. Лепет у детей с ЗРР в раннем возрасте появляется позднее, чем у ровесников, при этом, как правило, количество «лепетных» слов очень малое, они не различаются интонацией.

Уже в раннем возрасте ребенку, который испытывает трудности в продуцировании самостоятельной речи, нужна помощь взрослых.

Специалисты по раннему возрасту указывают на ведущие признаки ЗРР (таблица).

Возраст Симптомы ЗРР у детей
4 мес.
  • сложности с сосанием;
  • ребенок эмоционально не реагирует на появление родных (не улыбается, не оживляется)
9 мес.
  • отсутствие лепета (ба-ба-ба, па-па-та);
  • неспособность к звукоподражанию
12 мес.
  • отсутствие реакции на свое имя;
  • повышенное слюноотделение;
  • мычание, использование невербальных средств общения
1,5 г.
  • отсутствие первых слов (мама, дай);
  • непонимание простых просьб (дай мишку, иди сюда);
  • сложности с пережевыванием пищи
2 г.
  • неспособность и отсутствие желания повторять за взрослыми;
  • активный словарный запас – до 10 слов;
  • постоянно приоткрытый рот;
  • отсутствие интереса к звучащей речи
2,5 г.
  • активный словарный запас – до 20 слов;
  • незнание частей тела, названий предметов;
  • отсутствие фразовой речи (предложений из 2-х слов, например, «Дай мишку»)
3 г.
  • сложности с пониманием обращенной речи;
  • невнятность активной речи, которую не понимают даже мама и папа и педагоги в детском саду;
  • слишком быстрый темп речи, «проглатывание» окончаний;
  • слишком медленный темп речи, «растягивание» слов;
  • использование фраз из мультфильмов или книг вместо самостоятельной «живой» речи;
  • отсутствие собственной фразовой речи;
  • преобладание зеркальных повторений слов и предложений, которые произносят взрослые или сверстники (эхолалия)

ЗРР и ранний возраст – до конца не изученная проблема современной дефектологии, психологии и неврологии. Сложность заключается в установлении точного диагноза при наличии симптомов, общих для различных отклонений в развитии: ЗРР, алалии, ЗПР; одним из проявлений заболевания является ЗРР при аутизме в раннем возрасте и детском саду.

Родителям необходимо иметь в виду, что у большинства детей с ЗРР сохранный интеллект, они понимают обращенную к ним речь с небольшим отставанием от средней возрастной нормы. Однако достаточно часто родители, встревоженные признаками ЗРР у детей в раннем возрасте, начинают проявлять настойчивость, просят: «Скажи! Повтори! Назови свое имя!» Такой подход в корне неправильный, он является причиной того, что у малыша в раннем возрасте и детском саду формируется так называемый «речевой негативизм», нежелание устанавливать вербальный контакт. Задержка речевого развития в раннем возрасте и детском саду требует создания вокруг ребенка речевой среды, в которой у него появились бы мотивы к говорению. Малышу необходимо, чтобы близкие и другие взрослые говорили с ним, показывали окружающие предметы, называя их, читали книжки, рассказывали сказки, пели песенки, проявляли к нему искренний интерес, а не заменяли «живое» человеческое общение телевизором, компьютерными играми и мобильным телефоном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector