Какие принадлежности необходимы для работы акварелью

Чем рисовать объемные пятна и первоначальные слои?

Кисти с меньшим объемом ворса подходят для прорисовки основной части картины. Сюда включаются деревья, листья, дальние пейзажи, кроны растений, вода, поля, гора, объекты архитектуры, дальние предметы. Такую работу лучше проводить кисточками с небольшим объемом ворса. Советуем воспользоваться колонковым инструментом. Он дорогой, но долговечный.

Качественную кисточку можно определить по тому, как она складывается конусом при намокании. Кистями нового поколения считается имитация под белку. Это не подделка, а хорошее приспособление с более упругим и хорошо сохраняющим форму мазка ворсом. Сейчас в продаже можно встретить имитацию колонка. Это еще более выигрышный вариант. Не только натуральные материалы и имитации подходят для этого этапа работы, можете использовать также кисточки из синтетики среднего размера.

Синтетические кисти

  • Также в Майшоп
  • Товары Сонет

Синтетическое волокно, или рукотворное, производится из нейлоновых или полиэстеровых волокон. Они могут подвергаться различным процедурам для повышения удерживающей способности кисти. Часто синтетические волокна окрашиваются и обжигаются для придания им большей мягкости и повышения адсорбирующей способности.

Синтетические кисти: 

  • менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, насекомых, красок, прямых солнечных лучей; 
  • легче очищаются, чем кисти из натурального волоса, поскольку синтетическое волокно не обладает мелкими чешуйками, удерживающими краску; 
  • их сложнее повредить, они более износостойкие и подходят при работе с любыми поверхностями; 
  • идеально подходят для акриловой живописи, поскольку синтетическое волокно более устойчиво к разъедающему воздействию акриловых красок. 

Для защиты волоса и формы некоторые кисти покрываются защитным слоем. Он легко удаляется перед использованием с помощью воды и мыла. 

А теперь — подробнее о разных видах волоса.

Колонок 

Колонковая кисть — «королева» среди акварельных кистей. 

Колонок — хищный пушной зверёк из семейства куньих. Его родина — Сибирь, Китай, Корея, то есть регионы с суровыми зимами. Особенность волоса колонка — его веретенообразная форма. Будучи очень тонким и упругим, с мягким длинным кончиком, это идеальный материал для профессиональных кистей. 

Волос колонковых кистей имеет коническую форму, выпирающее «брюшко» на середине волоса, которое заостряется до конического изумительного кончика. Помимо этого, пучок колонковой кисти состоит из волосков разной длины, которые при соприкосновении наполненной краской кисти с поверхностью создают капиллярный поток. С кончика кисти краска превосходной консистенции стекает непрерывным потоком.

На рынке художественной продукции существует несколько видов колонковых кистей, однако лучшие — из волоса сибирского колонка. Для изготовления кисти используется волос из хвоста. 

Колонковые кисти имеют волос золотисто-коричневого цвета. 

Белка 

Высококачественный беличий волос получают из хвоста сибирской белки. Он очень мягкий и тонкий. Коническая форма волоса белки от основания до вершины напоминает острие рапиры. 

Волос белки — самый пушистый, тоньше колонкового, мягче, кисть из неё не так упруга, быстрее истирается. Беличьи кисти набирают большой объём краски и хорошо отдают её. Из беличьего волоса также производят кисти для росписи фарфора, лапки для золочения и реставрации. 

Беличьи кисти пригодны для рисования акварелью, темперой, гуашью. 

Кисти штучные от Berlingo.

Синтетический волос 

Синтетические кисти при контакте с акварелью или масляными (акриловыми) красками ведут себя далеко не одинаково. 

Кисти с нейлоновым волосом непригодны для работы акварелью: они разносят краску некачественно, однако для умеренно разбавленного акрила они прекрасно подходят. 

Синтетический волос на основе сложных полиэфиров выпускается в широком диапазоне диаметров и различной степени эластичности. Он хорош при работе маслом и акрилом — как густым, так и разведённым. 

Кисть для акварели Cotman S888, веерная, короткая ручка, синтетика.

Щетина 

Для производства щетинных кистей используют упругую крепкую щетину свиней, преимущество остаётся за китайской свиньёй. Вываренная и отбеленная щетина является отличным сырьём для профессиональных кистей. Особенностью щетины является натуральный завиток на кончике и свойство формировать V-образную выставку. Щетинные кисти обладают высокой степенью износостойкости, наносят краску средними или толстыми ровными слоями. 

Кисти из свиной щетины рекомендуются для использования в масляной или акриловой живописи, при работе с гуашью и темперой.

Кисть для масляных красок Winton, свиная щетина.

VK Невской палитры: vk.com/nevskayapalitra

Товары Невской палитры.

Правила выбора кисти для акрила

Предпочтения по выбору такого материала, как кисть для работы с акрилом переплетается с многими факторами. Зависит не только материала, но и техники выполнения, цены и т.д. Именно поэтому мастера чаще всего используют недорогие кисти преимущественно с искусственными ворсинками. Различают акриловые кисти по форме. Некоторые изготавливают специально только для лепки, а некоторые пригодны только для рисования.

Кисть необходимая для наращивания вне зависимости от материала состоит из одних таких основных элементов:

  • ручки;
  • обоймы;
  • волосяного пучка.

Основной важной частью является волосяной пучок. А металлическая обойма необходим для соединения между собой частей пучка и ручки изделия, кроме этого он придает форму ворсинкам

В работе удобнее использовать цельные обоймы, они не только надежнее, но и внешне имеют привлекательный вид. Ручка у кисточки должна быть выполнена из твердых материалов, желательно древесины. Но современные изготовители предлагают их с пластиковой ручкой, они более дешевые, но также хорошо пользуются спросом.

Формы кистей

Конфигурация художественных кистей может быть разной. Самые распространенные формы – это круглая и плоская. Но на рынке товаров для рисования с легкостью можно найти кисточки заливочные, контурные, ретушные, для каллиграфии и т.д.

Формы кистей

Кисть круглая

Многие художники называют ее универсальной и ценят за закругленный кончик во влажном состоянии. Такая кисточка пригодна для создания разнообразных форм и эффектов, а также прорисовывания тончайших деталей. Кисть такой формы – старейшина среди товаров для художников, активно применялась творцами Средневековья, использовавшими густые масляные краски. Сегодня за счет разных материалов в волосяном пучке круглые кисточки могут применяться при прорисовке миниатюр, создании шрифтовых, заливочных работ и пр.

Кисть плоская

При создании акварели сегодня часто используются плоские кисти. Основное предназначение – смачивания листа крупного формата, заливка фона градиентным или однородным тоном. Также подходит для прорисовки деталей и нанесения лака. Позволяет наносить одним мазком широкий слой краски, создавать поворотом ручки пятна интересных форм и т.д.

Кисти для каллиграфии

  Предназначение инструментов для каллиграфии – создание четких линий. Но их также можно применять и в акварели, поскольку такие кисточки дают возможность выписывать интересные текстуры, мельчайшие детали за счет тонкого кончика в намоченном состоянии. Иногда крупные кисти для каллиграфии используют в акварели для заливки фона. Наиболее ценными считаются кисточки с комбинированным ворсом, у которых одна часть волосяного пучка состоит из мягкого материала, а вторая – из жесткого.

Заливочные кисти

Являются разновидностью круглых кисточек. Отличаются значительной толщиной и исключительно мягким ворсом в волосяном пучке. Идеальны для заливки больших площадей в акварельной живописи, также подходят для плотных базовых мазков.

Контурные кисти

Это плоские кисти с укороченным волосяным пучком. Короткий ворс демонстрирует большую упругость и дает художнику возможность контролировать качество мазков. С помощью такой кисти хорошо выделяется контур. Может использоваться для создания плавного перехода из одного цвета в другой.

Ретушные кисти

Такие кисточки еще называют скошенными. За основу взята плоская форма основания, а волосяной пучок имеет скос под углом. Ретушные кисточки используются для прорисовки четких линий, очерчивания острых углов. Незаменимы при создании эскизов, набросков.

Кисти для миниатюр

Уже из названия видно, что такие кисточки используются для создания тончайших линий и едва заметных точек на полотне. Тонкие кисти круглой формы, с короткой или средней длиной волосяного пучка.

Какая кисточка лучше: белка, колонок, пони, щетина или синтетика?Какие кисти подходят для акварели, масла, гуаши, акрила?Каких размеров бывают кисти и на что это влияет?

Давайте разбираться вместе с Volchok studio!

БЕЛКА. Такие кисточки знакомы всем еще со школы. Они мягкие, тонкие, эластичные, чаще круглые по форме. Мазки выходят яркими и сочными. Они состоят из деревянного стилуса и оцинкованной оплётки, зажимающей беличий волос.

Кисти из беличьего волоса

Кисть «белка» отлично держит форму, не ломается, на ура впитывает влагу, легко промывается под струей воды. При соприкосновении с поверхностью (бумага, дерево, фарфор и т.д.) ее волоски не расползаются и ведут чёткую линию, без «полосок».

«Белка» идеальна для акварели и красок на водной основе. А вот для масляных красок этот вид кисточек не подходит — из-за растворителя нежный беличий ворс сразу начинает вылезать.

КОЛОНОК. Лидер среди кистей! Мягкая, упругая, великолепно сцепляется с водой, улучшает показатели текучести краски. Волос колонковой кисточки тоненький, конической формы. Благодаря этому краска с кончика стекает непрерывной струйкой, наилучшей консистенции.

Кисти «колонок»

Колонковые кисточки подходят для художественных работ акварелью, темперой, маслом, гуашью, акрилом. В масляной живописи их используют для прорисовки мелких деталей.

ПОНИ. Волос пони обладает средней жесткостью, ближе к мягкому. Не слишком упруг. Он несколько толще, чем у белки, и расстояние между волосками больше. Поэтому и воду такие кисточки впитывают меньше. При намокании «пони» собирается в форму конуса. Краску впитывают хорошо, а вот отдают уже не так охотно.

Из волоса пони

Кисточки «пони» идеальны для начинающих художников и детских занятий, так как устойчивы к внешним воздействиям, истончению, долговечны. Подходят для рисования акварелью, темперой, гуашью, а также для клея.

ЩЕТИНА. Эти кисти делают из отборного ушного волоса свиней. Очень упругие, а расщепленный кончик свиного волоса обеспечивает хорошую наполненность краской и ее ровное нанесение на поверхность.

Щетинные кисти

Щетинные кисточки подходят для рисования масляными и акриловыми красками на бумаге с грубой фактурой или на холсте. А также для гуаши в сухой технике. Особенно удобны для вырисовывания контуров и создания контрастов.

Синтетические кисти

Такие кисточки изготавливают из нейлоновых, полиэстеровых и др. волокон. Нейлон — жесткий и не отдает воду, поэтому для акварельной живописи не годится, зато для акрила и масла подходит отлично.

Кисти с волосом из полиэфирных волокон обладают капиллярным эффектом — ими можно работать и с акварелью.

Стандартная толщина синтетического волоса — 0,08 мм. Но бывают и другие: при толстом волосе упругость синтетических кистей близка к щетине, однако форма и водоотталкивающие свойства сохраняются; при тонком волосе синтетическая кисть впитывает больше воды, становится мягче.

Номера означают размер кисти — ширину, диаметр в мм. От тончайшей «нулевки», до «двадцатки» и выше:

«0» собраны буквально из нескольких волосков, ими прорисовывают мелкие детали или пишут миниатюры. Эти кисточки обычно делают из колонка, беличий волос из-за своей мягкости непригоден.

Беличьи кисти лучше использовать начиная с «двоечки» и выше, оптимально — «3», «4», а для акварели — «4» и «6».

Художница Анна Волчкова, фото из личного архива

Начинающему художнику по живописи маслом достаточно будет трех-четырех кистей:

  • Плоская из щетины «5» — для широких прямоугольных мазков, закрашивания участков густой краской;
  • Круглая кисть из щетины «8» — для создания начальной композиции, закрашивания больших участков, а также для длинных рельефных мазков;
  • Плоская короткая кисть из щетины «2», синтетическая кисть «4» или колонок «2-4» — для прорисовки мелких деталей.

Ранее статья была опубликована в нашей группе Вконтакте.

Колонка №8 – кисти для гуаши, темперы, акрила

Начну с того, что выбор кисти определяется в первую очередь материалом, с которым предстоит работать. И даже для кроющих красок с похожими свойствами не стоит использовать одни и те же кисти.

Я разделила все рабочие кисти на несколько групп: щетинные кисти, синтетические и кисти из натурального волоса.

Щетинные кисти подходят для любых кроющих красок. Я активно использую их для акрила и для работы с гуашью сухой кистью. В зависимости от длины волоса, кисти оставляют разные мазки и ими можно добиться разных эффектов.

Флейц – большая плоская широкая кисть. Ее можно найти в художественных или строительных магазинах. Удобна для работы с большими поверхностями и фонами.Рядом кисть чуть меньшего размера. У меня она используется для всего сразу: и для рисования, и для проклеивания. Жесткий волос дает грубую фактуру с ярко выраженными мазками от кисти.Круглые щетинки из серии no name. Продавались вместе с палитрой, активно использовались для масла во время учебы, сейчас отданы под акрил.Плоская щетина с короткой ручкой. Чаще всего используется для “сухой кисти” при работе с гуашью.Плоские щетинки с овальным кончиком – достаточно жесткие, мелкие. Позволяют делать грубые, но мелкие мазки.Плоские кисти Гамма. Быстро стерлись от работы с маслом во время учебы, зато теперь ими можно делать мелкую грубую фактуру. Активно используются для темперы.

Синтетические кисти тоже можно использовать для любых кроющих красок, но стоит учитывать, что акрил и темпера достаточно быстро засыхают в основании кисти между волосками и если кисть промывать не очень тщательно, то через некоторое время она начнет сильно пушиться.

Флейц – чаще всего используется для прокрытия фона темперой.Плоская синтетика Профи – хорошая кисть, стойко выдержала работу с маслом, теперь работаю ей темперой. Опять же служит для прокрытия плоскостей.Круглые кисти Черная речка. Та, что с цветной ручкой, служит мне уже давно, ей очень много работала гуашью, теперь она сильно распушилась и не дает тонкого кончика, поэтому отдана на растерзание под любые цели.Кировские живописные кисти. Это вообще самые стойкие к истиранию отечественные кисточки. Причем это касается и синтетики, и щетины. Круглые кисти дают отличный тонкий кончик, плоские почти не пушатся.Перемотанная изолентой кисть пострадала в бою Уже не помню, чье производство, но она тоже часто выручает в работе с акрилом. Ее уже не жалко, как говорится.Японская Sakura. Толстая в основании кисть с тонким кончиком. Ей работать пока не приноровилась, для моих целей не самый удачный вариант.Круглая кисть Rembrandt от Talens. Сейчас самая ходовая кисть при работе с темперой и гуашью. Идеально тонкий кончик, дает живую подвижную линию, равномерно отдавая краску. Не перестаю ей восхищаться!Круглая кисть Van Gogh от Talens. Еще одна идеальная кисть. У нее кончик даже чересчур острый Для акрила не использую, а с гуашью и темперой работает на ура.

Только для гуаши. В крайнем случае – для темперы. Акрил их очень быстро убивает.

Плоские кисти Yinghua. Японские кисти из волоса неведомой японской зверушки. Мягкие, отлично работают с разведенной гуашью, но достаточно сильно линяют, что иногда очень не кстати.Круглый колонок с треугольной ручкой. Обычно используется для тонких контуров и деталек.

Отличная вещь для акрила. Особенно для создания фонов. Позволяет соскребать слои, царапать поверхность, размазывать краску тонким и толстым слоями. Тут уж на что хватает фантазии

Применение

Масляная живопись является очень сложной не только как искусство, но и как длительный процесс подготовки к написанию картины. Довольно сложным является выбор будущей основы, поскольку писать нужно преимущественно на холсте, реже используются дерево или картон, а вот другие материалы для таких целей непригодны вовсе. При этом даже описанные поверхности необходимо предварительно грунтовать, да не в один слой, а приблизительно в 4-5.

Грунт, как правило, способен тянуть масло из красок, что не способствует сохранению яркости оттенков, так что после грунтования холст необходимо еще и смазать тонким слоем льняного масла или же особым клеем, выпускаемым специально для этой цели.

Широта творческих возможностей в живописи маслом хорошо заметна в сфере выбора собственно инструмента для нанесения, поскольку здесь ограничений практически нет. Для грубой работы используются из натуральной щетины той же свиньи, для прорисовки тонких деталей – из мягкой шерсти колонка, уместна также синтетика. Впрочем, и на этом набор инструментов не заканчивается, ведь сегодня многие авторы рисуют даже мастихином, а знаменитый Тициан и вовсе рисовал пальцами!

Другое дело, что повторять выходку знаменитого итальянца явно не стоит – в масляных красках попадаются токсичные компоненты, способные проникать в организм сквозь кожу.

В состав масляных красок входит огромное количество разнообразных компонентов, поэтому всегда есть риск происхождения химической реакции между составляющими. По этой причине каждый оттенок рекомендуют получать более коротким путем, смешивая не более трех цветов за один раз.

В качестве палитры можно выбрать что-нибудь из довольно широкого ассортимента материалов – сгодится и обыкновенная дощечка из дерева, и , пропитанная воском, и современные материалы, вроде куска стекла или керамической плитки. Мастера указывают, что «палитры» из стекла наиболее практичны, ведь они и чистятся легко, и масло из краски не тянут, и позволяют подложить под них ткань цвета грунта, давая возможность идеально точно подобрать оттенок.

При работе с маслом не обойтись без растворителя, который нужен и для разбавления краски, и для мытья инструментов после работы. Лучшим растворителем для масляных составов считается скипидар, но сгодится и любой другой аналог, лишь бы он испарялся в полном объеме и не оставлял каких-либо примесей.

При этом следует помнить, что масляная краска не должна быть сильно разжиженной, поскольку к основе она липнет именно из-за своей густоты. Чтобы не перестараться с растворителем, в таких случаях к красителю просто добавляют немного льняного масла.

Использованный растворитель можно применять и повторно, но только при условии, что он хранился в специальной баночке с двойным дном, внутреннее из которых должно быть обеспечено дырочками для оседания растворенных пигментов.

Отдельная тема – это использование лаков и смол, позволяющих придать масляным краскам изначально нехарактерный для них блеск. При своем эстетическом эффекте они несколько мешают образованию защитной пленки, поэтому в красящей смеси их должно быть не более 10%.

Для таких лаков нужен отдельный растворитель, причем, только тот, что способен растворить его полностью (во избежание выпадения осадка). Лаком (чаще – кетоновым) защищают поверхность уже готовой картины, что позволяет ей в меньшей степени подвергаться разрушительному влиянию окружающей среды.

Химический состав современных масляных красок нередко совершенствуется с целью влияния на скорость высыхания. Чаще, конечно, разработчики стремятся ускорить данный процесс, потому что не каждый человек располагает условиями, позволяющими до двух недель ожидать полного высыхания шедевра. Однако использование таких красок представляет собой определенный риск, поскольку в среднем они намного больше подвержены растрескиванию.

Замедление высыхания пользуется меньшей популярностью, однако и такой эффект нужен – он необходим тем художникам, кто работает в технике «алла прима», предполагающей создание картины за один сеанс (без перерывов на высыхание).

Выбор по форме и жесткости

Выбор в пользу нейлона, как материала волосяного пучка еще не означает, что окончательный вердикт вынесен – нужно ведь выбрать хотя бы несколько инструментов для того, чтобы добиваться различных художественных эффектов. Для этого предпочтение отдают кистям разной формы и упругости:

  • Самый универсальный выбор в плане формы – это круглая кисть, но она из-за своей разносторонности не позволяет ни один эффект выполнить максимально качественно.
  • Кисти с плоскими волосяными пучками создают для более удобного закрашивания больших однотонных площадей.

  • На них чем-то похожи и контурные кисти, но у них ширина пучка значительно меньше, поэтому художники часто используют их для прорисовки цветовых переходов.
  • Хитрым инструментом является кисть в форме кошачьего языка – широкая, но с очень заостренным концом, что делает ее одновременно круглой и плоской, но для новичка полноценная работа с ней обычно оказывается слишком сложной задачей.

  • Наконец, линейные кисти отличаются ворсом повышенной длины и применяются, как правило, для написания каллиграфических текстов.
  • Что касается упругости, то и здесь инструменты отличаются, в зависимости от потребностей. Мягкий ворс лучше подходит для аккуратной, тонкой прорисовки контуров и других мелких деталей. Жесткие изделия выбирают чаще для рельефного рисунка, а также для нанесения больших, жирных мазков.

Следует заметить, что отличия наблюдаются еще и в размерах ворса. Каждый производитель указывает размер в виде номера от 1 до 14-16, однако, практика показывает, что у разных производителей один и тот же номер кисточки может соответствовать разному реальному размеру волосяного пучка.

Кисть из нейлона

Нейлоновая кисточка считается наилучшим вариантом для начинающих художников, предпочитающих акрил. Она является синтетической, имеет множество разновидностей форм и размеров.

Основные достоинства кисти из нейлонового ворса:

  1. Эластичность. Материал, из которого изготовляют инструмент, обладает высокими эластичными свойствами, не ломается при сгибании и является достаточно упругим и эластичным. Мазки краски, которые оставляет такая кисточка, отличаются плавностью и четкостью. Нейлоновой кистью легко рисовать даже новичкам, так как она является средним вариантом между жесткой и мягкой.
  2. Прочность. Основной проблемой натуральных кисточек в рисовании акрилом является необходимость держать их в воде. Из-за такого отношения ворс выпадает и портится, что, однако, не относится к данной синтетической кисти. От длительного нахождения в воде инструмент не будет служить меньше, поэтому подходит именно для акрила.
  3. Простота ухода. Из-за того, что кисточка изготавливается из синтетики, ее легко очищать от акрила, который славится своим быстрым высыханием и приставанием к ворсу. Натуральные кисти очень сложно приводить в порядок, так как их структура не является гладкой, как у нейлоновой. Для ухода за такой кисточкой достаточно промывать ее после использования струей воды.

Стоит отметить, что нейлоновая кисточка хоть и очень хороша, но не может стать альтернативой всем остальным видам инструментария. Опытные художники, в любом случае, будут иметь в запасе несколько других типов кисточек, для некоторых специфических техник.

Нейлоновая кисточка — наилучший вариант для начинающих художников

Виды кистей для рисования

Чтобы правильно выбрать художественные принадлежности, нужно знать, какими бывают кисти для рисования. В основном их разделяют по типу материалов, использованных для создания пучка, которым на полотно наносится краска. Они бывают:

  • изготовленными из шерсти белок;
  • произведенными из козьей шерсти — это недорогие расходники, которые прекрасно подходят для рисования акварельными красками;
  • соболиные — предназначены для проведения тонких линий. Из-за дороговизны используются профессионалами;
  • из шерсти пони. Предназначены для рисования скетчей тушью, пригодны для нанесения гуаши;
  • нейлоновые. Эти виды кистей для рисования используются только для работы с акрилом.

Выбирая все, что нужно для создания картины из художественных принадлежностей, стоит отталкиваться от особенностей будущего изображения. Подбирая, какие кисти нужны для рисования масляными красками, рассмотрите такие варианты, как:

  • щетинные кисточки. Они обладают повышенной упругостью, быстро впитывают краситель;
  • кисти, выполненные из шерсти мангуста — средней жесткости;
  • принадлежности из барсучьего волоса;
  • нейлон.

Указанные выше виды художественных кистей — не единственный вариант классификации. Еще один распространенный вариант — разделение по форме пучка. Сюда входят кисточки:

  • круглые,
  • плоские,
  • плоские с овальным кончиком,
  • веерные,
  • кошачий язык,
  • линеры (удлиненные),
  • плоские со скошенным кончиком.

Каждая разновидность кисточки оставляет свой уникальный след. Специфика мазка на полотне позволяет рисовать в любых возможных техниках. Выбор зависит от того, какими красками пишут картину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector