Уроки по рисованию акварелью и восковыми мелками для детей
Содержание:
Разновидности
Следует заметить, что под современными мелками подразумевается вовсе не тот мел, которым до сих пор пользуются в общеобразовательных школах для письма на классной доске. Как правило, это смесь из нескольких ингредиентов, каждый из которых нацелен на придание веществу тех или иных необходимых свойств.
Сегодня мелки бывают нескольких видов, но чаще всего выделяют три основных.
Классический мел. Вопреки тому, что свое название он получил благодаря одноименному природному веществу, на самом деле процент мела в таких предметах обычно невелик. В любом случае используется тертый мел с добавлением наполнителей (гипс, глина, алебастр), связующих веществ (столярный клей, гуммиарабик, декстрин, овсяный клейстер и даже пивные дрожжи) и красителей. Для размягчения вещества возможно также незначительное добавление мыла. Такое решение считается примитивным и применяется для рисования исключительно на твердых поверхностях вроде доски или асфальта.
Для большей аккуратности работы производители нередко выпускают детскую пастель в специальных пластиковых корпусах, позволяющих защитить довольно мягкое изделие от поломки. В отличие от двух предыдущих видов мелков, бывает даже профессиональной и очень дорогой.
Четвертый прием-рисование носиком утюга
Наносим аккуратненько на кончик утюга нужный цвет и заканчиваем картину нарисовав птичку!
Конечно не у всех утюгов носик остренький, тут нужна сноровка и тренировка! Вот что на скорую руку у меня получилось!
Из личного опыта:
Воск наносить не жалея
Утюг ставьте на лист так, чтобы его «попа» находилась у края листа и ведите, не нажимая, скользя, как по воде
Для этого воска должно быть МНОГО
Лучше вытирать воск с утюга мокрой тряпкой и будьте осторожны, утюг ГОРЯЧИЙ, не обожгитесь
Когда вы считаете, что картинка закончена, дайте ей отдохнуть, пусть воск хорошо остынет, а потом возьмите кусочек мягкой ткани или мягкой бумаги осторожно и аккуратно отполируйте свою картинку и вы увидите, как она заиграет!
Будьте осторожны, не все воски натираются, можно испортить картину.
Сначала проверьте на образцах, как ведет себя ваш воск.
Тренировочные упражнения с акварелью
Поделите лист на небольшие квадратики и опробуйте разные цвета, линии, техники в каждом из них. Переходы цвета, промакивания салфеткой, использование разных цветов.
Дайте ребёнку большой лист бумаги (ватман), разложите его на полу, поставьте краски, дайте кисти и мелки. Пусть ребёнок рисует мелками, а затем раскрашивает.
Создавайте яркие акварельные круги, экспериментируйте в них со смешиванием цвета и брызгами.
Нарисуйте картину с кувшинками. Вначале рисуем кувшинки акварелью, далее дорисовываем контуры листов, а затем добавляем фон (воду и листья):
Примеры несложных работ акварелью, которые могут вдохновить вас на творчество:
Сухая пастель
Сухой вид материала может быть твердым и мягким. Это зависит от концентрации в нем связывающего вещества. Чем его меньше, тем она мягче. Наиболее мягкие виды вовсе не содержат связывающего вещества и состоят исключительно из пигмента.
Мягкая пастель бархатистая на ощупь и очень легко может раскрошиться. При этом цвета у нее очень яркие, благодаря высокой концентрации пигмента. На бумагу такой материал ложится хорошо, широкими мазками. Мягкая пастель легко поддается растушевке и смешиванию. Мягкие пастельные мелки для рисования быстро крошатся, а рисунок на бумаге размазывается. Кроме того, трудно контролировать направление и ширину мазка. А из-за высокого содержания пигмента, руки от мелков пачкаются. Поэтому для работы с мягким видом материала нужна практика и повышенная аккуратность.
Твердая пастель менее привередлива в работе. Ее чаще всего продают в форме сухих пастельных мелков и карандашей. Благодаря высокой концентрации связывающего вещества, штрихи получаются четче и тоньше. При этом цвета менее яркие. Кроме того, благодаря меньшему содержанию пигмента, такие пастельные мелки оставляют руки чистыми.
Правила работы
При работе с сухой цветной пастелью важно помнить, что она легко крошится, образуя большое количество цветной мелкой пыли. Поэтому при работе с ней необходимо следовать некоторым простым правилам:
- Не стоит держать напитки или еду рядом с рабочим местом, чтобы в них не попала пыль от пастельных карандашей или мелков.
- Не нужно сдувать мелкие пастельные крошки. В противном случае из-за них появятся пятна в различных местах дома.
- При работе с пастельными мелками необходимо надевать перчатки. Содержащийся в них пигмент быстро въедается в кожный покров, и смыть его можно, помыв руки несколько раз. При работе с карандашами перчатки не нужны.
- После рисования следует протереть все поверхности влажной тряпкой и подмести пол. Или же перед работой можно расстелить на полу газеты либо бумагу, а потом аккуратно сложить их и выбросить.
- После рисования пастель нужно очищать перед тем, как убрать в коробку.
- При работе с материалом нужно запастись влажными салфетками и держать их под рукой на случай необходимости.
- При работе с закрепительным лаком или фиксажем следует хорошо проветривать помещение.
Какую пастель выбрать
Чтобы определить, какой набор пастельных мелков выбрать, следует решить, какого результата необходимо в итоге добиться.
Если нужно создать яркое изображение с мягкими штрихами, лучше выбрать мягкую пастель. Кроме того, она позволяет, путем втирания мелка в бумагу, смешивать цвета и создавать в итоге яркий и гармоничный сюжет. Для рисования масляными мелками не требуются ни дополнительные приспособления, ни специальные инструменты.
След от сухих пастельных мелков легко можно сдуть, поэтому рисовать нужно очень аккуратно. Цвета такого материала более воздушные и прозрачные, поэтому рисунок в итоге получается прозрачным и легким. Для работы с мелками необходимо запастись ватными палочками или дисками, с помощью которых можно растушевать рисунок. Профессионалам можно использовать карандаш-закрепитель. Он поможет избежать затирания нарисованного фрагмента. Но стереть закрепленное изображение уже невозможно.
Тем, кто любит прорисовывать мелкие детали или просто предпочитает рисовать карандашами, лучше всего подойдут пастельные карандаши. Они помогают четко выделить все мелкие особенности рисунка, чего трудно добиться мелками. Кроме того, их можно комбинировать с красками и мелками для создания интересного и необычного рисунка
Важное преимущество карандашей в том, что они не пачкают руки. Большая палитра цветов позволяет проявить фантазию в полной мере
Текстуры в акварели
Испытайте настоящую магию акварели, позволяя детям экспериментировать с разными способами введения текстуры в картину. Этот проект поможет освоить важнейший навык размачивать сухую краску… и тем самым научит, когда нужно больше краски и сколько воды использовать.
Помните: нужны хорошие кисти и краски!
Детский энтузиазм часто пропадает из-за отсутствия успеха, потому что детям часто дают некачественные художественные материалы. Бледные краски, твёрдые цветные карандаши, не дающие ярких цветов. Никто не будет ими рисовать! Всегда давайте детям лучшее, что у вас есть. Дети действительно видят и ценят разницу – и они вполне способны использовать хорошие краски и кисти аккуратно и разумно.
Помимо ученической качественной акварели, купите также и набор профессиональных красок, его хватит очень надолго. Пробуйте почувствовать разницу.
Кисти нужны разных размеров и форм, из разных материалов.
С помощью картографического пера нанесите тонкие линии маскирующей жидкости (контурного геля) из центральной точки, чтобы получился одуванчик. (Дети младшего возраста могут использовать светлый восковой карандаш для рисования линий одуванчика). Добавьте точки и маленькие кресты по краям. Брызните жидкость на бумагу с помощью зубной щетки. Дайте высохнуть.
Смочите бумагу щёткой. Смешайте несколько водянистых цветов и капните их на бумагу. Возьмите бумагу и поворачивайте лист так, чтобы цвета смешались. Дайте высохнуть.
Повторите предыдущий шаг с более яркой и густой краской. Быстро поместите каплю чистой воды в центр каждого одуванчика. Брызгайте и зубной щёткой, получая капли разных форм и размеров. Посыпьте солью в нескольких местах. Смотрите, что происходит! Дайте высохнуть.
Подготовка к рисованию
Инструменты
В нашей стране только-только начали заниматься этим видом рисования, поэтому нет в продаже инструментов именно для энкаустики, их можно приобрести в других странах, например в Германии, в США, но мы-то с вами всегда найдем альтернативу!
Утюг
Любой, лучше дорожный, но нет ничего невозможного, сейчас вам важно начать работать, так что подойдет любой, которым вы НЕ будете больше гладить белье, чтобы не испачкать его воском. Мелки
Мелки
На первое время подойдут детские восковые карандаши, желательно, чтоб в наборе был белый цвет. Я выбираю фирмы ЛУЧ они хорошо плавятся и не пахнут.
Картон
Только глянцевый или мелованный, чтобы не впитывал воск.
Еще понадобятся салфетки бумажные, тряпочка мокрая, ненужное полотенце махровое и соответствующее настроение.
Советы:
-лист картона берите пока что небольшой, можно половинку или четвертинку от стандартного листа
-вместо полотенца можно положить несколько газет
Техники восковой живописи
Восковые картины можно создавать в различных техниках, даже комбинированных. В основном используют такие приемы:
- Рисунок воском – сверху красками (восковой резист)
На бумагу наноситься контурный рисунок воском, а затем она закрашивается красками. Контур при этом остается не закрашенным. Для работы применяются акварельные краски.
- Рельеф воском – сверху красками
На доску или полотно наносится расплавленный или размягченный воск, повторяя очертания будущей картины. По сути это восковой барельеф. Сверху него можно писать гуашью или маслом (акрил тоже подходит), как на обычной основе. Красочный слой покрываем лаком.
- Рельефная живопись окрашенным воском
Для этого используем самодельные краски на основе воска. Наносим их разогретым инструментом, разливаем расплавленными или выкладываем руками, а потом выжигаем контуры рисунка паяльником. Можно применять любые доступные методы нанесения и формирования изображения. Для растворения восковых красок применяют скипидар.
- Прижигание (энкаустика)
В этой технике работаем только расплавленными красками. Берем для этого восковые мелки или окрашенный воск собственного приготовления. Наносим фоновые цвета на разогретый утюг и переносим на бумагу (Работаем при минимальной температуре). Затем, либо кончиком утюга, либо паяльником с насадкой прорисовываем детали.
- Процарапывание
На цветную бумагу или доску наносим цветной воск, а затем процарапываем рисунок.
Живопись восковыми красками сложная и кропотливая, но интересна как технологическим процессом, так и результатом. Насколько успешными будут работы – будет зависеть от вашей усидчивости и фантазии, которую в этой технике можно проявить в полной мере.
Выбор бумаги
Для работы с пастелью обычная бумага не подойдет. Так как материал сильно крошится, для рисования необходимо выбирать шершавую бумагу. Есть несколько популярных вариантов такой бумаги:
- Пастельная. Лучше всего подходит для начинающих художников. Ее можно купить как поштучно, так и в наборе. Цветов у нее очень много, поэтому можно дать волю воображению.
- Акварельная. Также подходит для начинающих. Немного напоминает по фактуре пастельную. Цена приемлемая, поэтому ее не жалко испортить в процессе овладения пастельной техникой.
- Бархатная. Подходит для профессионалов, так как на ней трудно стирать изображения, и не все карандаши подходят для этой бумаги. Кроме того, цвет сложно растушевать. Зато работы на такой бумаге получаются мягкими и нежными.
- Велюровая. По ощущениям похожа на бархатную, но все же более прихотливая. Так как ворс на ней короткий, она еще хуже поддается растушевке. Зато, если зарисовка плотная, создается впечатление, что рисунок создан краской.
- Наждачная. Рисование на бумаге такого типа напоминает рисование на асфальте мелом. Растушевать картину не получится, зато рисунки получатся необычными и живописными. Для рисования следует использовать толстые мелки, поэтому листы нужно выбирать большого формата.
- Ручная работа. Такую бумагу изготавливают из трав и других компонентов, а затем окрашивают вручную. Она очень хрупкая, поэтому рисунки на ней нельзя сильно тереть. Изображения получаются очень высокого качества. При этом бумага очень дорогая, ее сложно найти в магазинах. Поэтому ее лучше всего заказывать у мастера и ждать, пока ее сделают.
- Картон и крафт-бумага. Благодаря шершавой поверхности, пастель хорошо ложится. Она лучше всего подходит для того, чтобы делать зарисовки.