Методы, формы и виды контроля на уроке

Методические рекомендации

Предлагаемые методические рекомендации помогут учесть все основные виды учебной деятельности учащихся по ФГОС.

Учитель на уроке сосредотачивает внимание на развивающую ценность каждого задания, применяет специализированные развивающие методики, правильную постановку вопросов. Замечает успехи ученика по сравнению с его предыдущими результатами и не сравнивает его с одноклассниками

Педагог объясняет, для какой цели необходимы те или иные знания, как они могут пригодиться в жизни. Нужно привлекать школьников пополнять запас знаний при изучении нового материала. Обучать приемам работы в группах, показывать, каким образом можно прийти к общему решению в групповой работе, учить разрешать учебные конфликты.

Учитель на уроке обучает самопроверке, показывая школьникам, как можно отыскать и устранить ошибки. Дети могут учиться по предлагаемому алгоритму, оценивать результаты выполнения задания, при этом преподаватель показывает и непременно разъясняет, за что была поставлена та или иная отметка.

Педагог обучает детей тем навыкам, которые им понадобятся в работе с информацией, – пересказу, составлению плана, пользованию многообразными источниками: справочниками, словарями и интернетом

Следует сосредотачивать внимание на формировании логических мыслительных способностей, разнообразных аспектов познавательной деятельности. Учитель направляет внимание учащихся на коллективные способы действий в различных ситуациях

Преподаватель применяет проектные формы работы на уроке. Внеурочная деятельность по ФГОС помогает школьникам лучше использовать полученные знания на практике. Учитель обучает ребенка делать моральный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его рассмотрением. У педагога должно быть желание находить способы увлечь детей знаниями.

Этот список методик можно продолжать еще долго — основные виды учебной деятельности учащихся по ФГОС затрагивают полностью весь процесс школьного образования. Перестраиваться на новые стандарты необходимо абсолютно всем учителям: как начальных классов, так и старших. Учащимся помогут развивать свои способности только универсальные учебные действия, которые они будут применять на протяжении всего процесса обучения, а также в личной жизни.

Требования, предъявляемые к контролю в обучении

Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

  • Систематичность. Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
  • Объективность. Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
  • Педагогическая тактичность. Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
  • Экономичным по временным затратам.
  • Разнообразие используемых методов и форм контроля.

Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • применяемая наглядность должна соответствовать возрасту студентов;
  • наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы студенты могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • необходимо четко выделить главное, существенное при показе иллюстраций;
  • детально продумать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • привлекать самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Работа в группах

В отличие от предыдущей системы, формирование учебной деятельности в школе требует групповой формы обучения. Это предусматривает организацию маленьких по составу групп в классе. Выделяют следующие формы группового сотрудничества:

  1. Парная форма — это обозначает, что два ученика осуществляют некоторую долю работы вместе. Такая форма учебной деятельности применяется для достижения любой назидательной цели — это может быть изучение и закрепление материалов урока, а также проверка знаний друг у друга. Также работа в парах дает возможность ученикам поразмышлять над установленной задачей, обменяться мыслями с напарником и уже затем озвучить итоги своей деятельности перед всем классом. Она содействует формированию навыков высказывать свое мнение, общаться, способности убеждать и участвовать в дискуссии.
  2. Кооперативно-групповая — это форма организации обучения в небольших группах учащихся, связанных одной совместной учебной целью. Подобная организация учебной деятельности дает возможность учителю руководить работой любого ученика косвенно, через поставленные задачи. Группа в этом случае осуществляет часть совместной для всего класса цели, а также она знакомит и отстаивает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Основные выводы при таком обсуждении становятся основополагающими для всего класса и записываются в тетради всеми присутствующими.
  3. Индивидуально-групповая форма предусматривает разделение учебной задачи между членами группы, когда каждый из ее членов осуществляет свою часть. Результаты выполнения вначале обговариваются и оцениваются в группе, а потом выносятся на разбор всего класса и педагога.

Личностные качества

Усваивая личностные универсальные умения, ребенок благополучно принимает нормы поведения в окружающем его мире, учится справедливо оценивать себя и свои действия. Каждый из нас живет в своем окружении, и умение уживаться в нем с остальными людьми — залог полноценной жизни. В этом заключается моральный аспект: уметь сопереживать, оказывать взаимную помощь, быть отзывчивым к своим родным.

Однако для этого ребенку нужно научиться понимать, какие чувства, возможно, ощущает его одноклассник, друг или родной человек в тех или иных условия. Он обязан уметь видеть, что человеку, находящемуся рядом с ним требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть, физическая помощь. Например, помочь по дому заболевшей бабушке или помочь другу выгулять собаку.

Также школьник учится самостоятельно противостоять поступкам и воздействиям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. С практической точки зрения для счастливого существования ученику следует разбираться в том, какие на сегодняшний день специальности наиболее востребованы, и в какой сфере он лучше проявит свои способности и будет полезным членом общества. Планирование по ФГОС поможет развить все эти качества.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Регулятивные действия

В общих чертах все понимают, что это такое, но что входит в умение учиться? Регулятивные действия подразумевают умение устанавливать перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь и прогнозировать допустимые обстоятельства. На какой дисциплине в школе ученики обучаются ставить задачи и находить их решение? Конечно, это математика. Обучаясь разрешать сложные математические примеры и задачи, школьники, к великому сожалению, не учатся самостоятельности. Эти познания не помогают им в преодолении актуальных проблем.

Какие проблемы возникают уже в школьном возрасте? Например, проблема сдачи ЦТ. Беспокоящиеся за свое чадо родители, нанимают репетиторов, расходуют время и деньги на подготовку к экзаменам. А что бы было, если б школьник владел умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность? В итоге он мог бы сам благополучно подготовиться к экзаменам.

На сегодняшний день программа учебной деятельности разрешает вырабатывать регулятивные способности у школьника при помощи УУД. Ученик еще с начальных классов обучается правильно устанавливать перед собой цели, без преувеличения оценивать уровень своих знаний и умений, и находить самый элементарный способ решения задачи.

В наши дни нужная нам информация находится в свободном доступе в интернете. А для того чтобы научить ребенка ею пользоваться, необходимо коренным образом изменить подход преподавателей к организации учебного процесса. Основное в наше время — это знать, как пользоваться данными сведениями.

Что для этого нужно знать преподавателю? Вместо старого конспекта теперь необходимо подготовить сценарный план действий, который дает значительную свободу и определяет последовательную деятельность школьников. Интенсивней при планировании урока следует применять групповые и парные формы организации занятий учащихся.

Например, в ориентировочной программе по математике предусмотрено существенное увеличение активных форм работы, нацеленных на вовлечение учащихся в математический процесс. Они должны понимать математический материал, приобретать практические навыки и уметь приводить свои рассуждения и доказательства

Наравне с этим в ней уделяется внимание применению компьютеров и информационных технологий для усиления зрительной и опытной составляющей обучения

Наша жизнь непредсказуема. Вероятно, что через некоторое время при поступлении в вуз или другое учебное заведение школьнику понадобятся те знания, которые в школе на сегодняшний день преподаются в небольшом объеме. Чтобы ребенок не растерялся в подобных обстоятельствах, ему нужно овладеть универсальными учебными действиями. Умение учиться жизненно необходимо в нынешнем обществе. Это залог нормального приспособления в мире, а также профессионального карьерного роста.

«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ ВОПРОС»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Письменный «Круглый стол» — это метод обучения сообща, при котором лист и ручка постоянно передаются по кругу среди небольшой группы участников игры. К примеру, один из партнеров записывает какую-то идею, затем передает лист соседу слева. Тот добавляет к этой идее какие-то свои соображения и передает лист дальше. В одном из вариантов этой процедуры каждый участник делает запись своим цветом. Это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения, и позволяет преподавателю разобраться и зафиксировать участие каждого.

Устный «Круглый стол» — метод обучения сообща, сходный с предыдущим, только проводится он в устной форме. Каждый участник, по очереди, подхватывает и развивает идею, высказанную предыдущим.

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ СХЕМАТИЗАЦИЯ»

Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы.

«ТАБЛИЧКА»

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

Знал

Узнал

«ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» — знал,        «!» — новый материал (узнал), «?» — хочу узнать

«СТРЕЛКИ ИЛИ ГРАФИКИ»

        Стрелки или графики, на которых учащиеся изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …- т.е. различные виды рефлексии.

Я                                           П

ЛИ

    МЫ                       ДЕЛ

                                                                      Ак.

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

        Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»

         Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

                                                        Комфортно

                                Уверен в своих силах

                        Хорошо

                Плохо

Крайне скверно

«ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В КОНЦЕ УРОКА»

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одногруппников?

«ХОЧУ СПРОСИТЬ»

Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Учащийся задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ, ВЫБЕРИ ПОНРАВИВШУЮСЯ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОС»

Структура урока по ФГОС

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраивает учеников на успешную работу

Актуализация знаний

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Консультирует

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Консультирует

Решение проблемы

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Консультирует

Коррекция

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Консультирует

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Консультирует, направляет

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Оценивание

Учащиеся  самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок

«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

«ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»

        К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов — суждений:

— Почему?

— Как доказать?

— Чем объяснить?

— Вследствие чего?

— В каком случае?

— Каким образом?

        Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.

        Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

«РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

Для учащихся работа с Интернет-ресурсами – это доступ к огромному количеству необходимого иллюстративно-информационного материала, которого катастрофически не хватает в библиотеках. Это, прежде всего, толчок к самообразованию и активизации познавательной деятельность учащихся, а также и выбор, которого ребята не имеют, работая только с учебником.

Зачет и другие виды итогового контроля

Часто контроль по теме проводится в форме зачета.

Зачет — это целый урок (а то и два), посвященный контролю знаний за какой-либо небольшой период (модуль, четверть) или большой раздел. Рационально проводить зачет в виде сочетания многих форм и вариантов опросов, тогда оценка по нему будет максимально объективна и целый урок напряженной работы не вызовет у школьников утомления. Кроме того, это поможет снять страх, потому что переключение с одного вида деятельности на другой, из которых некоторые наверняка удаются школьнику лучше других, поможет ему избежать зацикливания на какой-то неудаче.

Например, для зачета можно выбрать устный опрос по билетам, письменные развернутые ответы, небольшой тест, какое-то количество творческих заданий или заданий-головоломок.

Задание «Сопоставь» на уроке английского языка

Планируя зачет, стоит вспомнить о том, что, кроме индивидуальной работы, существует еще групповая; и это дает дополнительные возможности для создания зачетных заданий. Это могут быть мини-проекты, подбор примеров, создание задач по данной формуле и т.п. В группе стоит предложить школьникам и произвести взаимопроверку их работ. Возможно, стоит назначить консультанта для каждой группы. Он будет проверять других и руководить процессом. Но в том случае, если уровень учащихся примерно одинаковый, лучше не назначать консультанта, а предложить всем проверить работу друг друга по кругу.

Чем больше форм контроля в течение зачета, тем более объективный будет оценка.

В магазине учебно-методической литературы можно найти сборники заданий
(в т.ч. и творческих) по предметам

Приведем пример. Учитель заготовил много различных заданий и построил работу таким образом, чтобы сочетались индивидуальные и групповые формы работы.

Первое задание — тест.

Второе — устный ответ по билетам. Предварительно проводится жеребьевка для разделения на группы. Пока учитель вызывает учеников по одному, остальные ребята выполняют работы, связанные с разгадыванием головоломок в группах в форме «мозгового штурма». Так дети скорее найдут ответ на загадку. Можно предложить хорошо ответившим ученикам провести опрос других школьников.

На следующем этапе можно провести интеллектуальную игру в тех же или новых группах (брейн-ринг, вопросы по кругу, научная конференция, пресс-конференция, суд и т.п.).

Таким образом в течение одного урока каждый ребёнок выполнит несколько видов работ и получит оценку, которая будет адекватно оценивать его познания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector