Спартанское воспитание мальчиков: методика, основные правила

Отношения между мужчинами

Древняя Спарта известна культом взаимоотношений между юношами и стариками-мужчинами. Суть этих отношений трудно уловить, она почти наверняка изменялась со временем. 

Например, Плутарх пишет, что когда мальчики достигали половой зрелости, они хотели привлечь внимание «солидных мужчин», а «старики» часто наблюдали, как юные солдаты тренировали свои тела и умы. 

Пожилые мужчины воспитывали и исправляли молодежь, но в этих отношениях точно был физический аспект, так как Плутарх и римский писатель Аппиан, часто использовали такие слова, как «любовник» и «возлюбленный», описывая их.

Предполагается, что для спартанцев, целью таких отношений был переход силы и мужества от опытного партнера к более молодому. 

Жизнь или смерть

Мы привыкли к тому, что после рождения крохи его сразу кладут маме на живот и прикладывают к груди. Однако новорожденных спартанцев в течение нескольких часов после появления на свет приносили старейшинам. Предводители племени тщательно осматривали младенца. Если тот, по их мнению, был болен, уродлив или слаб, то его приказывали убить.

Если анализировать такой подход с точки зрения сегодняшнего дня, то он кажется страшным. Каждый малыш имеет право на жизнь. В XXI веке медики научились бороться даже за безнадежных крошек. И это правильно!

Не существует такого понятия, как естественный отбор в мире, где пара мечтает о малыше, грезит детскими ножками и ручками. Спартанский «подход» к отбору сильных мира сего – бесчеловечный и недопустимый. Надеюсь, с моей точкой зрения согласны большинство.

Основные этапы, которые проходили будущие воины

Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.

Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап

Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших

Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.

  • Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками.

    Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.

  • В возрасте 20–30 лет уже возмужавшие спартанцы становились полноправными членами военной общины, владели в совершенстве несколькими видами оружия, хорошо показывали себя в бою.

Два короля и эфоры

Управляемая двумя наследственными королями семей Агиада и Эврипонтида Спарта когда-то была олигархией. Оба короля, которые были потомками Геракла, имели религиозные, судебные и военные обязанности. Они имели равные полномочия и общались с Дельфийским святилищем, которое имело большое влияние на спартанскую политику. Короли не особо сотрудничали друг с другом, что нарушило равновесие в Спарте. Этот баланс поддерживался советом пяти избранных мужчин, называемых эфорами.

Эфоры принимали решение в большинстве гражданских и уголовных дел, наряду с другим советом старейшин, известных как Герусия, в то время как короли имели дело только с отдельными случаями. Эфоры были теми, кто принимал политические решения и имели реальную власть. Они также имели право обвинять и судить королей. В течение определенного периода времени короли Спарты потеряли большую часть своей власти, включая способность объявлять войну. К 7 веку до н.э. эфоры стали чрезвычайно мощной структурой.

Быть или нет?

Воспитание молодого поколения в Спарте считалось делом государственной важности. Девочки не имели права получать образование – их растили для служения мужчинам, рождения детей, ведения хозяйства

Юношей взращивали настоящими воинами. Вся система воспитания была направлена на формирование:

  • физической выносливости и закаливания;
  • стойкости, решительности;
  • преданности государству и армии.

Помимо этого, юношам давали уроки музыки и пения. С 7 лет мальчики обязательно обучались ораторскому мастерству – способности четко, лаконично, красиво высказываться. Спартанское воспитание позволяло взращивать настоящих мужчин – сильных, решительных, надежных, преданных. Маленькие спартанцы до 20 лет находились в собственности государства. Они не имели права отказаться от воинской службы и свободно перемещаться по миру.

Строгое воспитание, в основе которого лежит физическая выносливость, послушание, мужественность в настоящее время носит определение – спартанское. До сих пор в суворовских училищах России можно встретить подобные установки во взращивании будущих защитников Отечества. В тоже время современная педагогическая система является противников строгости в воспитании детей.

Здесь нужно соблюдать тонкую грань, иначе ребенок может вырасти жестоким, озлобленным, асоциальным. Невозможно в одном лице взрастить воина и доброго, отзывчивого, толерантного человека. В Спарте акцент делался на первый пункт.

2.3 Довоинское обучение в Спарте

Чему же обучались в таких условиях юные спартанцы? Муштра имела основной задачей сделать их солдатами: все приносилось в жертву этой единственной цели, и прежде всего— интеллектуальная сторона образования, отныне сведенная к минимуму: «Спартанцы считают за благо, чтобы дети не учились ни музыке, ни грамоте. Напротив, ионийцы считают неприличным не знать всего этого» ,— пишет около 400 года, сразу после победы Спарты, неизвестный автор, дорийский софист, ученик Протагора.

Cпартанцы не были полностью неграмотны, Плутарх заверяет, что в отношении чтения и письма они обучались по крайней мере «необходимому» . Что-то от утонченности ума, присущей Алкману, сохранилось в практике «лаконизма» — речи, сочетающей нарочитую краткость с остроумием и зубастой насмешкой; а от славной традиции Терпандра и Тиртея спартанцы сохранили любовь к музыке и поэзии с дидактической направленностью.

Разумеется, менее чем когда-либо речь идет о занятиях искусством ради его эстетической ценности. Если элегии Тиртея по-прежнему широко исполнялись, это объясняется их высоконравственным содержанием и использованием в качестве походных песен. Технический уровень музыкального образования, судя по всему, сильно снизился по сравнению с блеском архаической эпохи. И речи не могло быть о следовании по изысканным путям «современной музыки»: рассказывали, будто эфоры приговорили к смерти Фриния (или Тимофея Милетского) за то, что тот добавил новые струны к традиционной лире. Кроме хорового пения, в употреблении была только военная музыка, аналогичная музыке наших военных оркестров (известно, что в античности флейта играла роль нашей трубы и барабана, задавая ритм общему движению): «Величественно и жутко, — говорит Плутарх , — было зрелище спартанской армии, идущей в атаку под звуки флейты» .

Поскольку все усилия были направлены на военную подготовку, очевидно, что физическое воспитание стояло на первом месте. Но занятия спортом, как и охотой, уже не связываются с изысканным образом жизни, а строго подчинены развитию физической силы. Вероятно, к гимнастике в собственном смысле слова очень рано присоединялась непосредственно военная подготовка: к владению оружием, фехтованию, метанию копья добавлялись движения в сомкнутом строю. Спартанская армия (единственная профессиональная армия в Греции, которая до IV века знала только импровизированное ополчение граждан) восхищала всех своей маневренностью, перестраиваясь из походного в боевой порядок с безупречной быстротой и правильностью, на поле битвы так же, как на плацу.

Воспитание мальчика по-спартански

Чтобы воспитать мальчика в духе Спарты, нужно придерживаться следующих правил:

    • Не пеленать ребенка, исключить создание тепличных условий в помещении. Воспитание по-спартански начиналось с самого младенчества: маленьких детей не купали, а когда они становились старше, их отучали от боязни темноты и одиночества.
    • С первых дней жизни у ребенка нужно формировать правильную осанку. Для этого дитя следует как можно раньше приобщать к физическим упражнениям, следить за тем, чтобы он не пропускал утреннюю зарядку, часто играл в активные игры, рано научился плавать, ровно сидел за столом. Спартанских мальчиков с младенчества воспитывали по-военному. Семья закладывала фундамент основополагающих качеств будущего воина, которые отличали спартанца от других народностей. Приоритетные качества – это сила, выносливость и готовность к преодолению трудностей.
    • Если позволяет здоровье, ребенка следует как можно раньше записать в спортивную секцию, глее опытные тренеры займутся физическим и духовным развитием мальчика. Воспитанием детей военных интернатах Спарты занимались искусные воины, которые отличились мужеством на поле боя и с которых молодежи предполагалось брать пример.
    • Малыша нужно закаливать с ранних лет. Основные помощники в этом – вода, свежий воздух и солнце. Закаливания нужно проводить не тогда, когда ребенок начал часто заболевать, а с раннего возраста. После первых процедур закаливания должны стать регулярными.
    • Нужно прислушиваться к советам старшего поколения в вопросах воспитания. Воспитательный процесс являлся делом всей спартанской общины. Военачальники и высокопоставленные деятели часто вели с мальчиками беседы на тему политики, присутствовали на спортивных состязаниях.

Соблюдая хотя бы некоторые из этих советов, ваш ребенок будет расти сильным и здоровым

  • Позвольте ребенку заниматься музыкой и танцами, если ему хочется. Только искусство спартанцам нужно было не для развития творческих способностей. Танцы с оружием напоминали боевые упражнения. Элементами танца были атака, прыжки, оборона и молниеносные удары – все, что требовалось воину в бою.
  • В ребенке нужно воспитывать желание беспрестанно повышать свой интеллектуальный, физический и культурный уровень. Образовательный процесс в Спарте заканчивался только после 30 лет, так как этот возраст отождествлялся с полным физическим и нравственным формированием человека.

Интересно, что воспитание по-спартански для девочек мало отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались в домашних условиях, но приоритетным направлением для них была также физическая и военная подготовка. По достижении определенного возраста они могли наравне с мужчинами принимать участие в военных акциях.

Мне нравитсяНе нравится

Древняя Спарта и женщины

Мальчики не единственные, кто рос в нечеловеческих условиях. Хотя девушкам не суждено было стать воинами, от них ожидалось рождение войнов, что также подразумевало довольно строгий образ жизни. 

Хотя по сравнению с другими греческими городами-государствами, спартанские женщины пользовались гораздо большими свободами, важно понимать, это было не из альтруистических соображений, а потому, что женщин рассматривали как средство, с помощью которого спартанское общество будет продолжать существовать

Это правда, что девушки в Спарте получали образование, в том числе и военное (неслыханное дело в то время), и допускались к спортивным соревнованиям. Но это было сделано для того, чтобы спартанские младенцы соответствовали обществу.

Женщинам было запрещено носить макияж. Они работали наравне с мужчинами. Целью всех правил женского поведения в Спарте было воспитание машин, которые смогут родить много детей для государства.

Число рабов было в 7 раз выше числа хозяев

Все слышали о спартанцах, но мало что слышали о других людях, которые жили с ними бок о бок. Это рабы, которые делали все то, что спартанец считал делать унизительным. В древней Спарте их называли илоты. Они пахали поля, убирали дома, готовили, строили, работали ремесленниками, делали вино и другие подобные вещи. На каждого свободного гражданина Спарты было семь илотов. Спартанцы были в значительной степени зависимы от своей прислуги. Некоторые мужчины зачинали детей от рабынь, чтобы поддерживать их демографию. Также илотов жестко и массово убивали, чтобы пресекать возможные мысли о восстании.

Но илоты были не совсем бедны, хоть у них и не было права голоса. Они могли сохранять 50% плодов своего труда, вступать в браки и имели возможность совершать религиозные обряды. Они могли обрабатывать свои земли и зарабатывать достаточно, чтобы считаться зажиточными. Около 6000 илотов собрали достаточно денег, чтобы купить себе свободу в 227 году до нашей эры.

Бокс спартанцев

Как было: Плутарх пишет: учителя в Спарте поощряли драки между молодыми учениками. Считалось, что кулачный бой – отличная подготовка к будущим войнам. Правила схваток часто определяли заранее: до крови, до падения на землю. Кулачные схватки привлекали много зрителей.

В 7 веке до н.э. бои на кулаках и панкратион (симбиоз бокса и борьбы) ввели в состав Олимпийских игр. Атлеты бились обнаженными. Боксеры наматывали кожаные ремни на руки, а в панкратионе обходились без них. Легенды рассказывают: некий Аррахеон-грек дважды победил в панкратионе на Олимпийских играх, а в третьем финале умер, задушенный соперником. Однако победу все же вновь отдали ему. Аррахеон, уже мертвый, так зажал в захвате ногу соперника, что тот не выдержал и запросил остановки боя.

Чемпионом по боям без правил считают и философа Платона: он был олицетворением древнегреческого принципа «развивай тело и ум». В Спарте практиковали, помимо мужского, и женский панкратион. Судью, следившего за поединком, вооружали палкой, чтобы разнять спартанок.

Как адаптировать: панкратион – прообраз современного ММА (смешанныъх боевых искусств). Введите в свой тренировочный план как минимум две тренировки по ММА в неделю. Они приблизят вас к идеалу воина древней Спарты.

ВИДЕО

Небольшая гендерная разница

Спартанских мальчиков забирали из семей в 7-8 лет, и они росли и жили фактически на казарменном положении до 30 лет, когда им разрешалось завести семью. Юных спартанок из дома не забирали, на этом, фактически и заканчивалось основное различие в методах воспитания. Именно воспитания, а не образования — в Спарте с недоверием относились к учёности, считая её излишней обузой в жизни. А как же Ксенофонт, лидер 10 000 спартанских наёмных гоплитов, написавший «Анабасис» об их пути домой через половину тогдашнего мира? Ксенофонт был афинянином по происхождению, в родном городе его и научили читать и писать.

Впрочем, вернёмся к воспитанию девушек

Государство обращало на них внимание в том же возрасте, что и на юношей — в 7 или 8 лет, когда начинались ежедневные занятия спортивными упражнениями, пишет Плутарх. Как и юноши девушки занимались обнажёнными, поэтому их «спортзалы» были отдельными и находились в довольно укромных местах

Встречались подростки обоего пола только на публичных состязаниях и играх, где демонстрировали свои умения. Слыша от девушек похвалы или насмешки, юноши ещё интенсивнее занимались спортом и воинской подготовкой. Вот и ещё одно отличие — спартанских женщин никто, разумеется, не учил владеть оружием и биться в составе фаланги.

Голод

Со дня рождения спартанского ребенка начиналась его военная подготовка. Когда мальчикам исполнялось семь лет, они начинали систему обучения, называемую «Агогэ». Они жили в плохих условиях, вечно недокормленные, еды им давали ровно столько, сколько нужно для поддержания жизни. Они были обучены выживать, будучи в постоянном голоде. Если ребенка ловили за кражей еды — его очень сильно наказывали. Это нужно было для того, чтобы у юных спартанцев закалялся характер, и они могли в будущем обходиться без еды, находясь в осаде или ведя какие-либо боевые действия. Также детей учили быть смелыми и остроумными, обучали грамоте и письму.

Спартанские девочки также проходили обучение, которое было похоже на обучение мальчиков, но с меньшим акцентом на военную подготовку. Спарта была единственным городом-государством, где женщины получали образование в Древней Греции. Их обучали спорту, гимнастике, музыке, поэзии и военному делу.

Ликург и Закон

Различные историки и философы, такие как Геродот, Платон и Плутарх писали о Ликурге. Он известен как законодатель Спарты и ее отец-основатель. Его законы способствовали трем спартанским добродетелям: равенству, строгости и военной пригодности. После смерти старшего брата Ликург стал королем Спарты, но его способы управляться с делами вызвали ревность вдовы его старшего брата, которая и обвинила Ликурга в его убийстве.

Ликург передал свое королевство племяннику, сыну старшего брата и покинул Спарту, посвятив свою жизнь путешествиям. Спартанцы очень просили его вернуться, и в конце концов он сделал это, написав для Спарты новые законы. Он также обратился за помощью к Оракулу в Дельфах, который заверил его, что то, что он делает — очень правильно.

Через некоторое время, когда Ликург был уверен, что его реформы отлично работают, он собрал людей и взял с них клятву, что они будут верны Закону до его возвращения. Он сказал, что едет в Дельфы, чтобы принести жертву богу Аполлону

В другой версии событий утверждается, что он сказал спартанцам, что нужно сделать нечто очень важное, и поэтому он должен отправиться в Дельфы. Ликург ушел и добровольно изгнал себя, в конечном счете, пожертвовав своей жизнью в Дельфи, приняв голодную смерть

В течение следующих пятисот лет его законы укрепляли Спарту вплоть до правления Агиса, пока жадность не разрушила страну.

Морально-волевые качества спартанок

Но не стоит представлять спартанских женщин изнеженными созданиями. Они укрепляли не только тело, но и дух. Не зря вошло в историю напутствие спартанской матери своему сыну: «Со щитом или на щите». То есть — или вернись с победой или погибни с честью (павших воинов приносили на щитах), но в любом случае щит должен быть с тобой, так как считалось даже не позором, а преступлением, если спартанский гоплит бросал свой щит и спасался бегством. Кроме того, из фразы понятно, что для спартанок также было обязательно соблюдать правила лаконичной речи (самоназвание Спарты — Лаконика), уметь выразить сложную мысль в нескольких словах, краснобайство не приветствовалось.

Древние авторы отмечают скромность и добродетельность спартанских женщин, которые, впрочем, не просто сидели по домам под присмотром мужа, но обладали определённой свободой действий и правами, которых не было у жительниц иных греческих полисов. Супружеская верность была для спартанок на первом месте, а взаимоотношения с мужем преследовали не получение чувственного удовольствия, а рождение новых граждан Спарты. Желательно — мальчиков, будущих воинов, но и девочки были желанными детьми и отнюдь не людьми второго сорта. В Спарте не было ничего похожего на культ Диониса, когда хмельные женщины рыщут по окрестностям, предаваясь сексуальным излишествам с первыми встречными, а то и калеча и убивая их в неистовстве.

Спартанки славились хозяйственностью и были полными владычицами в доме. Домашнему хозяйству девушек обучали матери, передавая как свой опыт, так и знания предыдущих поколений.

Спартанки были признанными красавицами, но неизвестны их браки с мужчинами из других греческих полисов. Не потому, что не было желающих, спартанки, воспитанные особым образом, не видели смысла в замужестве с кем-то, кроме спартанца.

20

Heart

5

Wow

4

Poop

2

Love

2

Sad

1

Yay

Haha

Angry

Недостатки современного воспитания

Те, кто так много говорит о спартанском воспитании и восхищается им, изменят свое мнение после прочтения этой статьи. Однозначно можно сказать, что дети Спарты – многострадальное поколение, которое становилось взрослым с пеленок. Адекватные современные родители далеки от подобного взгляда на воспитание. Как вы думаете, какие недостатки мы формируем у наших детей?

Главный недостаток воспитания XXI века – это дефицит родительского внимания. Жесткие условия выживания диктуют взрослому человеку свои правила: нужно много работать и тогда станет легче. В результате, ребенок уже в годик отправляется в ясли или остается на попечении няни.

Родитель, чувствуя вину перед малышом, начинает одаривать его материальными вещами – гаджетами, приставками, компьютерами. Такая модель поведения разрывает тесную связь между мамой, папой и ребенком.Некоторые родители забывают, что у маленького человека тоже есть свое мнение, эмоции, чувства. Кроха тянет руки к своему родителю не для того, чтобы услышать «Отстань, не сейчас». Это травмирует его нежную психику.

Дорогие родители! Давайте попробуем слушать и слышать своих детей. Кроме нас, их так сильно все равно никто любить не будет.

До скорых встреч!

Лаконичность и черная похлебка

С детства воинов учили говорить коротко и по делу. Историк Ксенофонт писал, что можно быстрей дождаться слова от мраморной статуи, чем от юного спартанца. Манера коротко и ясно изъясняться стала называться в Греции лаконичностью, так как Спарта находилась в области Лакония.

Спартанские воины. Современная реконструкция

Показательный пример лаконичности связан с македонским царем Филипом II. В письме адресованном Спарте, он написал:

«Советую вам сдаться немедленно, потому что, если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город».

Спартанцы ответили коротко:

«Если».

Основной едой жителей Лаконии была легендарная кровяная черная похлебка, точный рецепт которой сегодня утерян. Известно, что ее ингредиентами были свиные ноги, кровь, чечевица, соль и уксус. Когда персидский царь приказал пленному спартанцу сварить ему такой суп, то сказал:

«Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда».

Плутарх писал, что черная похлебка — еда стариков. Ветераны, понимая, что для службы нужны силы, отказывались от своего мяса и отдавали его молодым воинам.

Современные развалы когда-то великой Спарты

Однако ничто не вечно. Время съедает все, и остановить его суровым воспитанием, отказом от денег и самопожертвование не получится. Постепенно звезда Спарты закатывалась. Ее граждане гибли в многочисленных войнах, воинов не хватало даже для обороны.

Верхушка общества стало нарушать заветы Ликурга, и накапливала богатства. Соседи с развитой экономикой теснили спартанцев по всем фронтам, а сил отбиться не было. В 146 году до н.э. город попал в зависимость от Рима, который в память о былом величии сохранил ему внутреннее самоуправление.

Пауэрлифтинг спартанцев

Как было: поднятие тяжестей довершало подготовку спартанского воина, который сочетал в себе функциональность и силу. В качестве гантелей и штанги использовали камни различной величины, мешки с песком и глиной, и даже – различных животных. История Олимпийских игр говорит о силаче Милоне Кротонском, который поднял на плечи молодого быка и с ним четыре круга по стадиону. На память от другого силача осталась каменная плита весом 143 кг. Выбитая на ней надпись гласит: «Меня поднял одной рукой над головой Бибон, атлет».

Как адаптировать: «сэндбэг» – мешок с песком, вес которого можно варьировать (в среднем от 20 до 70 кг). Тренировки с сэндбегами сегодня вошли в программу подготовки стронгменов, их используют в тяжелой атлетике, ММА, бодибилдинге, кроссфите. Сэндбэг может стать альтернативой поднадоевшей штанге: он позволяет выполнять все классические упражнения лифтера – приседания, тяги и жимы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector