Поясни за шмот. зачем подростки носят на себе миллионы рублей?

В 90-е — «с какого района», теперь — «поясни за шмот»

Почему подростки примыкают к околофутбольным группировкам, проявляют агрессию к сверстникам и записывают происходящее на видео объяснил Anews кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ИОН РАНХИГС, научный руководитель Центра помощи детям и подросткам «Перекресток» Кирилл Хломов.

Вещи определенных брендов являются знаками отличия, они подчеркивают принадлежность к той или иной группировке фанатов, рассказал эксперт.

«Подростки перенимают это. Чаще всего определенные группы подростков подражают людям, которые немного старше их, учителя и родители для таких школьников уже не являются авторитетом. Они примыкают к футбольным фанатам, хотят соответствовать их стилю, образу жизни, поэтому одежда становится важным показателем. Отсюда и агрессия в адрес тех, кто носит подделки или носит брендовую вещь, не будучи членом группы», — рассказал психолог.

«Здесь можно провести параллель с 90-ми, когда драки начинались с вопроса: «С какого ты района?» Требование «пояснить за шмот» — это новая система распознавания «своих»», — объясняет Кирилл Хломов.

У любого человека есть потребности в принятии, общении и самореализации. Если у подростка эти потребности удовлетворены, то он вряд ли примкнет к компаниям-агрессорам, полагает психолог. Замкнутым и несоциализированным подросткам, особенно тем, у кого есть проблемы в семье, сложнее наладить контакт со сверстниками, поэтому, возможно, только в таких группах он находит необходимое ему уважение и признание.

«Герои видеороликов, которые появляются в интернете, также хотят самоутвердиться. Для них это не просто драка, а пропаганда и популяризация своего движения и определения своего места в нем. На мой взгляд, эти ролики выгодны и компаниям-производителям брендовой одежды. Это своего рода реклама. К сожалению, подросткам не хватает критичности, выкладывая видео, они не осознают последствия, что их могут привлечь к ответственности», — резюмирует эксперт.

«Они сразу по нескольку человек налетали на ровесника, лежавшего на земле»

На окраине Петербурга год назад появилась банда подростков-«модников». Юные хулиганы избивали сверстников на «неправильную», по их мнению, одежду. Происходящее они снимали на видео и выкладывали в группу «Отжатый шмот» «ВКонтакте». События развивались по одному сценарию. Юноши и девушки в возрасте от 12 до 18 лет группой порядка 10-15 человек нападали на сверстника и избивали его.

Участники группы «Отжатый шмот» «ВКонтакте»

«Была пятница, 16 февраля, около 15:30. Сын подозвал к окошку, дескать, что-то происходит. Глянула. Под нашими окнами собралась толпа подростков с рюкзачками, как девочек, так и мальчиков, всего человек 15. Лет им было около 15. Многие из них — с сигаретами. Но не это самое страшное. Они сразу по нескольку человек налетали на ровесника, лежавшего на земле. Били не на жизнь, а на смерть: по голове ногами. Самый мелкий из изуверов по росту и возрасту — лет, наверное, 12 — снимал на телефон», — рассказала «Росбалту» петербурженка Алла Платонова.

Почему они об этом спрашивают?

Так что означает «за шмот поясни» конкретнее? Дело заключается в том, что у «правых модников» имеется собственная отличительная атрибутика – камуфляжные штаны с подворотами, кроссовки, свитшоты и куртки конкретных брендов, полувоенные мотивы и принты, в общем, определённый стиль. Видя такую же отличительную символику на другом человеке, в компании ребят, не слишком толерантных и терпимых, может проснуться желание выяснить об этом человеке поподробнее – относит ли он себя к их движению, почему оделся именно так и имеет ли он на это «право». Если одежда, по мнению компании, окажется «палёной», то есть поддельной, а её владелец – недостойным представителем движения, то его будет ожидать незавидная участь.

«По мнению этих двоих, носить можно только оригинальные брендовые вещи»

Подростки из Новошахтинска избили сверстника из-за «неправильной одежды».

«Вообще, они и до этого всех донимали. По мнению этих двоих, носить можно только оригинальные брендовые вещи. Хотя у самих денег на такие нет. Но к тем, кто надевал, скажем, поддельную толстовку Adidas, придирались. Могли даже снять кофту и выбросить ее в мусорку», — рассказал РИА Новости один из учащихся школы.

Они били новенького по голове ногами. Посмотреть на драку собралось около 10 подростков, но вступиться за жертву никто не рискнул.

161.ru

В больнице пострадавшему диагностировали черепно-мозговую травму и сотрясение, писал Anews.

«Когда на лавочке он пришел в себя, первым делом спросил, кто вокруг него и что он здесь делает? Он даже не помнил, что перешел в новую школу, что его избили, — рассказала РИА Новости мама жертвы. — Но в больнице сын признался: когда один из этих отморозков прыгнул ему на голову, больно было настолько, что казалось, череп сейчас треснет».

Из больницы пострадавшего выписали домой только спустя неделю. Теперь ему предстоит пройти обследование у кардиолога и невролога.

Агрессоры удалили страницы из соцсетей и залегли на дно. У одного из них уже есть условный срок за кражу.

Один из нападавших на подростка в новошахтинске. Фото: Комсомольская правда

Пару слов о Фишман

— Олег, слышали ли вы о «казанском феномене»? Сталкивались ли с ним в жизни? На ваш взгляд, насколько правильно популяризировать и романтизировать данное явление?

— Слышал, но, слава Богу, не сталкивался, я все-таки моложе того поколения, которое помнит крик: «Казань» на площади трех вокзалов в Москве. Но, конечно, знаю очень многих людей, которые помнят. К тому же адвокаты, с которыми я работаю уже пять лет (ваша знаменитая «Агора»), — тоже в основном казанские, и от них я много интересного наслушался о той эпохе.

Не знаю, как прозвучит это сравнение, но здесь, мне кажется, та же неизбежность, что и с памятниками Ленину — у нас их в какой-то момент не посносили, и теперь, я думаю, не снесут никогда — это уже ни у кого всерьез не болит, Ленин в кепке — просто часть ландшафта и то, чего нет нигде в мире, то есть наш национальный туристический эксклюзив, гораздо более убедительный, чем псевдорусская старина. При этом я не люблю Ленина, считаю его упырем, и памятники ему мне не нравятся, но я реалист и понимаю, что Ленин будет всегда. И кварталы хрущевок будут всегда, и «Русь» — это уже именно они, а не старинные храмы и кремли.

Ваши группировки мне тоже кажутся более весомым местным брендом, чем все новодельное (не только мечеть в Кремле, но и то, чем занимается у вас моя знакомая Наталия Фишман), и даже правильно с точки зрения общественного оздоровления делать такую одежду — если зловещий бренд превращается в рыночное развлечение, значит, все уже отболело, проблема сошла на нет.

— А как вы относитесь к идее музея казанских ОПГ? Будет ли носить он воспитательный характер или опять эффект будет обратным?

— Между музеем и тем явлением, которому он посвящен, не бывает знака равенства (собственно, это то, чего не понимают почти все участники споров о «Ельцин-центре», у них аргументы — или «Ельцин — великий человек, посмотрите какой хороший у него музей», или «Ельцин — злодей, и музей его плохой» — как будто не может быть хорошего музея про плохого человека или наоборот)

Можно сделать такой музей, который очень убедительно и наглядно покажет, как чудовищен криминальный мир, и как важно избавляться от его проявлений в жизни. Ну и вообще — любой феномен лучше изучать и помнить, чем стирать из памяти

Если стирать, то он вернется.

«Вместо бандитов у нас сейчас силовики»

— На ваш взгляд, могут ли на улицы российских городов вернутся уличные банды в духе 80—90-х?

— Вот сейчас я, как и многие, с ужасом наблюдаю за феноменом АУЕ — криминализированные подростки в Забайкалье. Да, конечно, уголовный потенциал у нашего общества сейчас не ниже, чем в девяностые, просто пока не было повода ему проявиться в тех масштабах, в каких это было лет 20 назад. И все-таки имеет значение, что вместо бандитов у нас сейчас силовики. Кстати, и среди ваших местных брендов, наряду с теми группировками, — конечно, ОВД «Дальний». У меня он с Казанью ассоциируется гораздо сильнее, чем лавочки и велодорожки.

— Есть ли в среде креативной молодежи тенденции по романтизации криминального прошлого? Откуда это у них?

— Не думаю, что прошлого — скорее этики и эстетики. Дизайнеры, такие как Рубчинский или раньше Симачев, вдохновлялись уникальными российскими образами, которых вообще-то не так много, и блатная эстетика — одно из немногих явлений, которые у нас не скопированы с Запада, а уходят корнями вот в это послевоенное, с фиксами и финками. Это, во-первых.

Во-вторых, мне сейчас это трудно сформулировать, но я грешу на вот этот левацкий молодежный призыв в журналистике, почему-то в последние годы многие антифашисты, нацболы и анархисты стали в Москве журналистами, а их опыт общения и большое количество сидевших товарищей располагает к тому, чтобы интересоваться этими вещами. Например, поговорку про два стула я впервые в жизни услышал от своего товарища по «Коммерсанту», в прошлом известного антифа-активиста. А журналисты — это всегда передовой отряд креативной молодежи.

— Олег, вы сами давно ли были в Казани? Сейчас город, на ваш взгляд, безопасен ли?

— Я бывал у вас несколько раз, начиная с середины нулевых, город всегда производил впечатление чуть ли не самого благополучного российского миллионника — видно, что республика богатая, и видно, что (в отличие от русских областей) местные всерьез любят свою республику и свой город и чувствуют себя там хозяевами. Последний раз я был у вас летом 2013 года, мы с женой проводили в Казани уик-энд по дороге из Кирова в Женеву (летели через Стамбул, было очень удобно). Много гуляли, в том числе ночью, ничего опасного не видели. До этого я был у вас в 2011-м в связи с «Булгарией», повод мрачный, но город понравился и тогда, однако в 2013-м я его не узнал — много всего перестроили, признаков Европы стало больше, и вот это столичное ощущение, которое и раньше было, стало каким-то вообще абсолютным — это не лесть, Казань больше похожа на столицу, чем Братислава или даже Варшава.

«Реальное время» готово предоставить всем желающим возможность высказаться о скандальной коллекции.

Фото instagram.com/inde_media

Тимур Рахматуллин

Справка

Олег Владимирович Кашин — российский журналист и писатель.

  • Родился в 1980 году в Калининграде.
  • В 2003 году окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности «судовождение на морских путях».
  • В 2001—2003 годах — специальный корреспондент «Комсомольской правды» в Калининграде.
  • В 2003—2005 годах — корреспондент ИД «Коммерсантъ».
  • В 2005 году — специальный корреспондент газеты «Известия».
  • В 2005—2007 годах — обозреватель журнала «Эксперт».
  • С апреля 2007 года — заместитель главного редактора журнала «Русская жизнь» (rulife.ru).
  • В 2011 году Олег Кашин вошел в Наблюдательный совет, контролирующий сбор средств для издания доклада «Путин. Коррупция».
  • В июне 2011-го участвовал в гражданском форуме «Антиселигер».
  • С 2011 по 2012 год — специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ».
  • В октябре 2012 года избран в Координационный совет российской оппозиции.
  • В 2013 году принимал участие в серии одиночных пикетов за освобождение участниц Pussy Riot.
  • В 2014 году открыл сайт Kashin.guru для «новой русской интеллигенции». Сотрудничал с изданиями «Русский журнал», «Re: акция», «Твой день», «Медведь», «Большой город», Republic (Slon), Colta, Svpressa и Sputnik & Pogrom».
  • С 2015 года — ведущий авторской программы «Кашин. Гуру» на телеканале «Дождь».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector