Игры, задания и упражнения, с которыми вы быстро научите ребёнка считать в уме

Материалы изготовления

Для изготовления наборов счетного материала используются самые различные материалы. Это могут быть картонные карточки, высокопрочные пластиковые или деревянные фигурки, элементы на магнитах. Делая выбор в пользу того или иного материала, из которого сделан счетный материал, следует учитывать в первую очередь его безопасность и экологичность.

Так, пособия, изготовленные из дерева, считаются экологически чистыми и приятными на ощупь. Как правило, они раскрашиваются вручную безопасными нетоксичными красками. Качественные пластмассовые фигурки могут прослужить дольше и отличаются более легким весом, в отличие от деревянных. Выбирать следует только качественный высокопрочный пластик, который не имеет посторонних запахов. Из картона легко сделать необходимые материалы самостоятельно и даже можно привлечь к этому процессу ребенка. Карточки на магнитах удобно использовать педагогу на доске для демонстрации большому количеству ребят. Также они подойдут тем, у кого дома есть небольшая магнитная доска.

Как используется счетный материал в образовательном процессе ДОУ

Обучение математическим навыкам начинают с объемного счетного материала — игровых наборов, кубиков. Со временем переходят на более отвлеченные наглядные материалы — картинки и карточки.

Обратите внимание! Обучение счету проводят в детско-взрослом взаимодействии — то есть при сотрудничестве детей и педагога. Задействуют в процессе обучения счету материал, соответствующий возрасту ребенка

Дети второй младшей группы хорошо включаются в задания с пазлами, с карточками, где изображение цифры окружено количеством предметов, равным этой цифре (например, около семерки нарисовано семь грибочков)

Задействуют в процессе обучения счету материал, соответствующий возрасту ребенка. Дети второй младшей группы хорошо включаются в задания с пазлами, с карточками, где изображение цифры окружено количеством предметов, равным этой цифре (например, около семерки нарисовано семь грибочков).

Даются задания на соотнесение цифры с количеством точек на той или иной карточке. Формируются понятия «много», «мало». Например, ребенку предлагается карточка с изображением паровоза и набор картинок, изображающих вагоны. Их нужно распределить по карточке с паровозом

Педагог обращает внимание ребенка, что сначала вагонов нет вообще, затем прицепляется один, а затем их становится «много»

Красочный объемный материал для счета легко включить в сюжетную игру

Важно! Чтобы сделать внимание детей более устойчивым, рекомендуется часто менять и сюжет игры, и сами игровые наборы. Детей средней группы обучают точно оценивать количество предметов — считать до пяти. К процессу обучения подключают наглядный материал, изображающий предметы, животных, растения, транспорт, и цифры, равные их числу

Практикуется и комбинация объемной цифры и предмета из игрового счетного набора. Пример задания: посади пчелку на цветок с шестью лепестками

К процессу обучения подключают наглядный материал, изображающий предметы, животных, растения, транспорт, и цифры, равные их числу. Практикуется и комбинация объемной цифры и предмета из игрового счетного набора. Пример задания: посади пчелку на цветок с шестью лепестками

Детей средней группы обучают точно оценивать количество предметов — считать до пяти. К процессу обучения подключают наглядный материал, изображающий предметы, животных, растения, транспорт, и цифры, равные их числу. Практикуется и комбинация объемной цифры и предмета из игрового счетного набора. Пример задания: посади пчелку на цветок с шестью лепестками.

Дети, посещающие старшую группу садика, должны уметь считать до десяти, складывать и вычитать по единице.

Обратите внимание! Наглядность в обучение счету привносят счеты, сопоставление графического образа цифры с карточкой, на которой нарисовано равное этой цифре количество предметов. Дети хорошо воспринимают и задания на восстановление правильного порядка счета, которые выполняют при помощи карточек с нарисованными цифрами

Математические навыки, подлежащие освоению в подготовительной группе, — сравнение совокупности предметов в категориях «больше», «меньше», составление числа из двух (один и два — вместе получается три). Идет усложнение и нарастание отвлеченности наглядного материала. Это складывание полного изображения после составления пронумерованных частей, картинки с разным количеством предметов или животных, предлагаемые для сравнения (ребёнок подсчитывает количество предметов и записывает итог в нужную клеточку).

Подбор по возрасту

Для работы со счетным материалом в детском саду следует выбирать яркие и красочные пособия

С помощью интересного дизайна гораздо легче привлечь внимание дошкольников и сделать обучение веселой интересной игрой. Его необходимо периодически менять для того, чтобы ребята были постоянно увлечены процессом обучения

Сегодня вы можете поработать с ежиками, на следующем занятии посчитайте, сколько птичек прилетело.

Для детей помладше выбирайте красивые яркие фигурки, наборы, с помощью которых можно обучить ребенка счету до 20. Старшие дошкольники уже стремятся как можно скорее пойти в школу. В таком возрасте ребятам могут понравиться наборы в красивом пенале, ведь он является необходимым атрибутом школьного обучения.

Детям 6-7 лет и учащимся начальной школы, которые уже познакомились с основами счета в подготовительных группах детского сада, можно предложить различные палочки и кассы, счеты. Используя их, вы уже не привязываетесь к игровой деятельности. Пособия помогают ребенку визуально и облегчают восприятие математических действий, которые нужно провести. С помощью них ученику начальных классов легче ориентироваться в связях между абстрактным и конкретным.

Счёт. Количество, цифры и числа, счетный материал — Конспект НОД для подготовительной группы «Порядковый счёт до 10»

Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы «Порядковый счёт до…»

«Счет до 10» Цель: закрепить навыки прямого и обратного счета до 10. Задачи: Развитие внимания кратковременной и долговременной памяти, логического мышления, зрительного восприятия; Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Знакомство с прямой и кривой линиями. Развивать…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по математике «Состав числа 7. Цифра 7»

Конспект занимательной математики «Состав числа 7. Цифра 7». Программное содержание. Задачи: Образовательные: 1. Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. 2. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. 3….

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе «Состав числа 3»

Цель: Познакомить детей с составом числа 3

Задачи: Образовательная: учить составлять число 3 из двух меньших чисел, закреплять временные представления детей Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывающая: воспитывать умения соблюдать правила,..


Добрый день, уважаемые коллеги! Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста является одной из главных задач при подготовке детей к школе. Дети 6 лет очень любят узнавать что – то новое о цифрах, числах, геометрических фигурах,…

Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»

Лэпбук — это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.

Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки — плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.

Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками

Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».

  1. Закрепить умение считать до 10.
  2. Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
  3. Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
  4. Учиться писать цифры.
  5. Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
  6. Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
  7. Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
  8. Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.

После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.

Обычно в лэпбук входят:

  • картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
  • карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
  • пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
  • картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
  • раскраски;
  • прописи;
  • загадки, считалки и т.д.

Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.

Лучшие формы для восприятия

Детям до 5 лет подойдет счетный материал в форме различных фигурок. Это могут быть яблоки, грибы, матрешки, различные овощи, транспорт, животные. С помощью таких форм можно проиграть множество различных ситуаций для обучения ребенка счету. Сегодня ежик принесет грибочки, а белочка яблоки. Завтра вы посчитаете, сколько овощей добавите в суп. Позже раздадите морковку зайчатам. Самое главное в этом возрасте – игра, о чем не следует забывать взрослому, занимающемуся с ребенком.

Также необходимо использовать объемные цифры для того, чтобы малыш соотносил понятие числа и цифры. Он намного лучше запомнит каждую цифру, если сможет потрогать ее, провести пальчиком по каждой линии. Ведь тактильное восприятие играет огромную роль в развитии крохи с самого маленького возраста.

Детям старшего дошкольного возраста и ученикам начальных классов в качестве счетного материала уже можно предлагать различные геометрические фигуры, которые можно использовать и в качестве мозаики. Таким образом ребенок сможет запомнить название форм, выучит основные цвета, будет выкладывать различные картинки из деталей.

Счетные палочки являются универсальным развивающим пособием для детей всех возрастов. Самым маленьким будет необходим строгий контроль взрослого. С их помощью можно начинать развивать ребенка уже с 9 месяцев. Они помогут развивать мелкую моторику, выучить цвета, множество различных понятий, таких как «один-много», «широкий-узкий», «длинный-короткий» и др.

Они помогают учить ребенка сравнивать, находить сходства и отличия, способствуют сенсорному развитию, развивают логику, воображение, умение мыслить нестандартно. С помощью палочек ребенок сможет познакомиться с основами геометрии. Ну и, конечно же, они помогут в обучении ребенка счету, знакомству с основными математическими операциями.

Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп

Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

  • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
  • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.

Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

  1. Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
  2. Средняя группа. Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
  3. Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
  4. Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших — 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.

Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

Виды раздаточного материала

Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:

  • палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
  • блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
  • кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
  • пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
  • бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
  • картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
  • веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
  • лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.

Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе»

Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.

Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

  • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
  • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
  • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).

Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • научным (соответствовать научным данным о счёте);
  • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
  • санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
  • эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)

Как сделать своими руками?

Любому родителю под силу будет сделать счетный материал своими руками, что существенно сэкономит семейный бюджет. Изготовить его можно из подручных средств, которые находятся дома:

  • Цифры
  • Счет от 1 до 10
  • Состав числа
  • Предметные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Математические пазлы

11 фото

Также в работе вы можете использовать бусины, прищепки, аппликации из ткани, различный бросовый материал.

Различных вариантов масса, стоит только взрослому включить свое воображение и проявить себя. Можно вырезать и клеить из картона, можно шить и вязать, можно рисовать – делайте то, что вам нравится. Для ребенка пособия, которые сделаны с любовью его мамой, будут самыми любимыми.

Особенности выбора

На занятиях по математике предметы представляют собой элементы множеств, с которыми нужно произвести определенные действия. Относительно них может быть поставлен конкретный вопрос об их количестве. Здесь не уточняются какие-то моменты, которые могут быть интересны на занятиях по другому предмету

Например, если идет речь о птичках на ветке, то абсолютно неважно, какие это птицы

К данному виду наглядных пособий относятся счетные палочки, счеты, счетные доски, или, как их называют по-другому – абаки, арифметический ящик, геометрические мозаики, различные наборы тематических или геометрических фигурок для счета, .

Правильный выбор средства для обучения детей сделает обучение занимательным и увлекательным

Важность этого обусловлена тем, что малыши вплоть до начала обучения в начальной школе познают и запоминают новое гораздо эффективнее, если их заинтересовать

Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы

Карточки с цифрами можно сделать дома Переставляя количество шариков, ребёнок научится считать до 10, а также сортировать вещи по принципу «новое/старое» Индивидуальная карточка может содержать задание творческого характера: вылепить цифру из пластилина Такие домики помогают детям усвоить состав числа

Нияра Умерова

Чтобы лучше усвоить счет от 1 до 10
, для своих ребятишек, я решила изготовить счетную линейку
«Учимся считать с Машей
»
.

Она развивает математические способности, логику, мышление, мелкую моторику.

Варианты использования счетной линейки
:

1. Передвигая окошко вправо считаем
: 1,2,3,4,5., и обратно передвигая окошко влево.

2. Для изучения и закрепления названия цифр и чисел провожу игру «Найди и покажи цифру»
. Дети находят определенную цифру и передвигают окошко.

3. Используем при образовании чисел. Например
: Образование числа 7. Дети находят на линейке цифру 6
. Если к 6 прибавить 1 получится 7. Передвигаем окошко, в нем появляется цифра 7.

4. Изучая и закрепляя понятия «соседи числа»
, передвигаем окошко на нужное число и определяем соседей справа и слева.

5. Использую на закрепление выполнения арифметических действий на сложение и вычитание.

Решаем примеры
: 5+2=7. Сначала дети передвигают окошко на цифру 5,затем с Машей
делаем 2 шага вправо, получается 7. (дети передвигают окошко 2 раза и в нем появляется цифра 7)

Изготовить такую линейку очень просто
. В интернете нашла и распечатала красочные числа от 1 до 10.

Вырезала 2 полоски шириной 4 см, длиной 30 см, склеила их вместе и получилась линейка
с цифрами от 1 до 10.

Затем наклеила на картон для плотности, когда подсохла, наклеила скотч для прочности.

А чтобы детям было интересно и занимательно выполнять задания, нашла и распечатала изображение Маши (из м/ф «Маша и медведь»
). Затем вырезала и наклеила на картон и тоже наклеила сверху скотч.

Долго думала как сделать окошечко. Передумала много вариантов. И вот остановилась на одном из них
: в прямоугольнике 4 см x 8 см сделала отверстие прямоугольной формы, по бокам наклеила самоклеящуюся бумагу.

Верхнюю и нижнюю стороны отогнула назад, соединив их двусторонним скотчем.

На скотч с обратной стороны приложила Машу и сверху для прочности укрепила степлером.

Вставила окошечко в линейку и тренажер готов к применению
.

Сделала 24 линейки
для индивидуальной работы и одну большую для демонстрации. Детям это пособие очень нравится, думаю понравится и вам!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Представляю Вашему вниманию варианты дидактических игр, направленных на формирование математических представлений, обучению счету до 5 и.

Cценарий. Линейка, посвященная Дню Знаний. .

Звучит музыка. Ребята строятся по классам. Ведущий: Кымбатты ата-аналар, окушылар, устаздар бипм кунше арналган салтанатты жиында ашьщ деп.

Формирование навыков счета до 5. Счет на слух. Один, много. Цифра «1»

Тема: «Формирование навыков счета до 5. Счет на слух. Один, много. Цифра «1».» Цели: формировать общие представления в действии сложения.

Добрый день всем кто заглянул ко мне на страничку! Хочу предложить вам посмотреть как я заделала дырку в линолиуме. Вот так выглядел.

Игры на закрепление счета и усвоение чисел, «ГОТОВИМ САЛАТ», «СОКИ И КОМПОТ», «ВАРИМ БОРЩ», «ГОТОВИМ ЧУДО-ПИЦЦУ». Задачи: 1. Упражнять.

Овладение счетом играет важную роль в умственном развитии ребенка. Первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит.

Как сделать своими руками?

Любому родителю под силу будет сделать счетный материал своими руками, что существенно сэкономит семейный бюджет. Изготовить его можно из подручных средств, которые находятся дома:

  • Цифры
  • Счет от 1 до 10
  • Состав числа
  • Предметные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Математические пазлы

11
фото

Также в работе вы можете использовать бусины, прищепки, аппликации из ткани, различный бросовый материал.

Различных вариантов масса, стоит только взрослому включить свое воображение и проявить себя.
Можно вырезать и клеить из картона, можно шить и вязать, можно рисовать – делайте то, что вам нравится. Для ребенка пособия, которые сделаны с любовью его мамой, будут самыми любимыми.

Лучшие формы для восприятия

Детям до 5 лет подойдет счетный материал в форме различных фигурок. Это могут быть яблоки, грибы, матрешки, различные овощи, транспорт, животные. С помощью таких форм можно проиграть множество различных ситуаций для обучения ребенка счету. Сегодня ежик принесет грибочки, а белочка яблоки. Завтра вы посчитаете, сколько овощей добавите в суп. Позже раздадите морковку зайчатам. Самое главное в этом возрасте – игра, о чем не следует забывать взрослому, занимающемуся с ребенком
.

Также необходимо использовать объемные цифры для того, чтобы малыш соотносил понятие числа и цифры. Он намного лучше запомнит каждую цифру, если сможет потрогать ее, провести пальчиком по каждой линии. Ведь тактильное восприятие играет огромную роль в развитии крохи с самого маленького возраста.

Детям старшего дошкольного возраста и ученикам начальных классов в качестве счетного материала уже можно предлагать различные геометрические фигуры, которые можно использовать и в качестве мозаики. Таким образом ребенок сможет запомнить название форм, выучит основные цвета, будет выкладывать различные картинки из деталей.

Счетные палочки являются универсальным развивающим пособием для детей всех возрастов. Самым маленьким будет необходим строгий контроль взрослого. С их помощью можно начинать развивать ребенка уже с 9 месяцев. Они помогут развивать мелкую моторику, выучить цвета, множество различных понятий, таких как «один-много», «широкий-узкий», «длинный-короткий» и др.

Они помогают учить ребенка сравнивать, находить сходства и отличия, способствуют сенсорному развитию, развивают логику, воображение, умение мыслить нестандартно. С помощью палочек ребенок сможет познакомиться с основами геометрии. Ну и, конечно же, они помогут в обучении ребенка счету, знакомству с основными математическими операциями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector