Обучаем ребенка правильно читать по слогам: упражнения и игры

Когда не хочется и начинать: прокрастинация

Это боль и страх перед началом дела, которое имеет вполне реальное физическое проявление. Нежелание начинать работу совершенно естественно, вопрос только в том, как вы реагируете и справляетесь. Хорошая новость: если заняться этим делом, то боль пройдет, а когда появится понимание, то придёт и удовольствие.

На практике:

  • Можно попробовать сосредоточиться на процессе, а не деле  —  переформатировать свои задачки из «читать одну книгу в неделю» в «почитать вечером полчаса». Уменьшение стресса и самоконтроля может помочь включить сфокусированный режим.
  • Составление списков дел  —  это путь к победе, в который можно заложить переключение, чередование и отдых. Если отдых запланирован, то прокрастинировать хочется меньше. Если в списке всё учтено и мы к нему постоянно обращаемся, то у нас не возникает желания отвлечься на поиск того, что же ещё забыто. Появляется привычка доверять списку.

Нас рекомендуют репетиторы

Учите русский язык играя

  • В настоящее время, программа знает более 900 русских слов. Все слова озвучены
    и разделены на слоги.
  • Поскольку, материала много. Очень много. То, было решено использовать минимум
    анимации, так же были практически исключены персонажи и озвучка — она мешает
    в случае интенсивной работы с детьми. Как это банально не звучит, но запоминание
    идет через повторение одного и того же материала. Чем чаще повторяется материал
    — тем успешнее идет запоминание.
  • Часть материала платная.
  • Программа проектировалась в первую очередь программистом — отцом двух детей.
    Я, прямо скажу, что не имею обширного опыта по взаимодействию с другими детьми
    и имею скудный опыт в этой области. Исходя из своего опыта я пришел к выводу,
    что нужно убрать все отвлекающие моменты при обучении. Так же я понял, что времени
    на занятия у отцов не так уж и много. Может быть 5-10 минут в день. За это время
    нужно повторить максимум. Дети быстро теряют интерес к нудному повторению и
    больше настроены на поглощение никчемных мультфильмов, поэтому они ждут с нетерпением
    окончания занятия.
  • Рекомендуется заниматься программами по 10-15 минут в день. Лучше всего,
    если вы запомните адрес страницы в социальной сети и будете возвращаться к занятиям
    раз в день. Материала много. Его хватит на 7-30 дней занятий.
  • Если у вас есть вопрос ко мне, то пишите
    makeself@mail.ru  или в социальную
    сеть http://vk.com/abcolut 
  • Я ищу контакты с методистами в области детского обучения для создания тренингов
    в других областях.

Читать слова не зная всех букв — это просто!

Обучение детей дошкольного возраста чтению в игровой форме. 900 слов для чтения
детьми и обучения чтению. Мы учим детей читать по складам онлайн бесплатно. Подго­товка
детей к школе. Развитие сильной и самодостаточной личности. Развитие скорости чтения
у детей — дошкольников. Знает ли ребенок буквы? Не кажется ли нудно повторять одни
и те же звуки? Попробуйте сделать это в игровой форме.

Новые игры

  • Тренировка математических способностей — сложи три и
    получи результат
  • Прочитай слово и собери его из букв
  • Сам себе логопед — постановка звуков русской
    речи у детей
  • Тренировка таблицы умножения
  • Обучение школьников английскому языку говорящими карточками
    http://dadon.ru/eng-cards/games/index.php
  • Творческое дорисовывание картинок — упражнение на креативность и мелкую
    моторику http://magicspeedreading.com/draw/
  • Развитие воображение и памяти человека http://voobrazenie.ru
  • 100 самых распространенных ошибок в русском языке
    http://www.dadon.ru/pravopisanie/urok.php

слоги (скалады)Обучение буквам
ПрописиТексты для чтенияEnglishСтатьиЛогопедияПамятьМузыкаРисованиеСчетВниманиеВоображение

Учим различать звуки в словах

Чтобы ребенок научился читать, грамотно писал, надо:

  • научить различать твердые и мягкие, звонкие и глухие, согласные и гласные фонемы;
  • показать, как вычленять звуки в словах;
  • научить составлять новые слова по звуковым схемам.

Обращают внимание на то, что гласные образуются голосом, их можно петь. В произнесении согласных участвуют язык, губы, зубы

Чтобы определить ударный звук, надо произнести это слово с вопросительной интонацией или с удивлением. Строят словарные схемы. Четко произносят слово целиком, потом – каждый звук. Определяют, какой он – гласный или согласный. Если гласный, на стол кладут красный кубик, если согласный, то – синий.

Постепенно выложив все кубики, начинают «читать» схему. Позже учатся ставить ударение, обозначать мягкость звука. Сначала анализируют только те лексемы, у которых все звуки стоят в сильной позиции, затем переходят к более сложным случаям.

С какого возраста можно начинать обучение

К каждому малышу нужен индивидуальный подход, поэтому четкого возраста, когда надо начинать учить его читать, не существует. Есть общепринятые возрастные рамки, но и тут множество подводных камней.

Современные реалии заставляют неопытных родителей гнаться за временем, и зачастую это сказывается на их детях. Амбициозные взрослые пытаются, как можно раньше вложить в ребенка все навыки: знание иностранных языков (зачастую это английский), чтение и многое другое. Сейчас ребенок, который пришел в первый класс, умея читать — не редкость. Но нужно ли забирать у дошколят их детство на то, чему их и так обучат в будущем? Каждый родитель решает сам.

Каждый родитель сам решает, когда учить ребенка читать

Определение оптимального возраста для начала занятий чтением заканчивается на том, что лучшее время — тогда, когда малыш сам потянется к литературе. Как правило, это промежуток между шестью и семью годами.

Важно! Ребенок не может просто взять, и захотеть научиться читать. Все должно идти из семьи

Для того чтобы малыш самостоятельно проявлял инициативу, он должен научится этому у взрослых. Родители должны читать ему вслух перед сном, уметь превращать совместное времяпрепровождение в игру.

Вряд ли малыш в 3-4 года захочет самостоятельно читать книгу. В этом возрасте его можно научить механическому сложению слогов в слова, но он не будет понимать смысла прочитанного. Такая практика зачастую приводит к формированию внутреннего барьера к дальнейшему обучению, и пользы от нее нет.

Когда же ребенок начал интересоваться книгами, родителям нужно суметь не отбить у него этот интерес.

Обратите внимание! Когда малыш все-таки потянулся к литературе, он не стал взрослым. Все обучение не должно занимать много времени — в таком возрасте детям трудно сосредоточиться на длительное восприятия информации, а тем более на ее осмысление

Идеальный вариант — превратить чтение для малышей в занимательную игру. Тогда учебный процесс не будет восприниматься с отторжением, что является нормальной реакцией мозга на что-то новое.

Однако даже если ребенок в 6-7 лет не умеет читать — это не отсталость, а нормальное явление. Самое время начинать учить его этому. Программа ФГОС предлагает задания для обучения чтению с нуля в таком возрасте. Зачастую к учебникам в виде приложения продаются аудио-занятия.

Как понять, готов ли ребенок к обучению

Сложность заключается в том, что нет универсального возраста, когда ребенка необходимо начинать учить и давать ему первое образование. В каком возрасте начинать этот процесс, должны решать только родители

Ведущими специалистами рекомендуется вовремя обратить внимание на такие первые факторы готовности чада к обучению, как:

  • Правильно сформированные навыки построения речи. Если ребенок способен логично и хорошо строить полные предложения.
  • Если не наблюдается определенных логопедических нарушений, произношение звуков и их восприятие у ребенка хорошее.
  • Есть способность качественно распознавать произнесенные звуки и навык их определения в конкретных словах.
  • Когда у ребенка есть поставленная четкая ориентация в пространстве и понимание указания направлений, например, «влево», «вниз» и другие;

Важно! Среднестатистический возраст, когда все перечисленные факторы проявляются у маленького человека, составляет от 4 до 5 лет. Однако, что касается мнений профессионалов в области обучения, здесь нет единого мнения

Существуют сторонники раннего развития, которые уверяют, что максимальная обучающая способность у ребенка проявляется до 3 лет. Главное — предоставить занимательный и интересный игровой процесс

Однако, что касается мнений профессионалов в области обучения, здесь нет единого мнения. Существуют сторонники раннего развития, которые уверяют, что максимальная обучающая способность у ребенка проявляется до 3 лет. Главное — предоставить занимательный и интересный игровой процесс.

При раннем начале обучения не стоит ожидать быстрых результатов в навыках малыша в слиянии слогов и большого желания учиться. В таком возрасте детям гораздо интереснее просто играть. От родителей, конечно, требуется большое терпение и усердие, только в таком случае можно достичь результата.

Слоговое чтение для дошкольников

Существуют также сторонники того, что ребенку необходимо начинать учиться чтению в более позднем возрасте. Дело в том, что, проведя определенные исследования, учеными было выявлено, что активная фаза развития мозга начинается с момента рождения и заканчивается в 15 лет. Мозговая структура в таком случае формируется в несколько различных периодов:

  1. До 3 лет продолжается этап развития центров эмоционального, физического восприятия, познавательного интереса.
  2. От 3 до 7 лет идет время развития кинестетического, слухового, зрительного восприятия, речевых способностей, формирования основы личности.
  3. С 7 лет ребёнок начинает вполне осознанно воспринимать информацию.

Обратите внимание! Большинство специалистов сходятся во мнении, что начинать изучать чтение необходимо во второй или третий периоды. 

Кроме этого, согласно исследованиям, было выявлено, что начинать вмешательство в процессы раньше времени может быть опасным для несформированной психики малыша.

Выявить конкретный возраст для начала обучения чтению в точности невозможно. Все зависит от ребенка. Одни начинают проявляться способности к обучению раньше, другие — позже

Более важное условие — начать учиться именно в тот момент, когда малыш к этому будет полностью готов

https://youtube.com/watch?v=RefIbO_IwzI

Как должно проходить обучение

Несмотря на отсутствие единой методики для обучения чтению, существуют правила, соблюдение которых поможет родителям освоить чтение для дошкольников.

Важно! Каждый родитель может самостоятельно определять алгоритм, по которому будет приобщать своего ребенка к литературе. Главное помнить о том, что вся ответственность за образовательный процесс лежит на учителе, в данном случае на родителе

Тем, кто сомневается в собственных силах, можно прибегнуть к помощи специалиста. Современный рынок услуг предлагает огромное количество учителей, готовых научить ребенка читать хоть в пять, хоть в шесть или семь лет.

С ребенком лучше заниматься родителям

Но будет ли интересно малышу заниматься с незнакомым человеком незнакомым ему делом? Скорее всего, нет. Поэтому взрослым стоит тщательно все обдумать и честно ответить на вопрос, хотят ли они отнимать у своего ребенка беззаботное время детских шалостей, и тратить его на учебу?

Тренажеры для чтения

Начинать обучение чтению принято с книг, где слова сопровождаются картинками. Однако детям зачастую легче прочитать первую букву и, сопоставив ее с картинкой, угадать слово. Чтобы избежать этого, предлагается использовать картотеку со словами.

Сначала ребенку дают карточки со словами из трех букв: дом, кот, сад….. Когда он научился свободно читать такие слова, можно переходить к карточкам со словами из четырех букв. Далее — слова, где три, четыре слога.

Важно! Такой тренажер предполагает отсутствие ассоциации слово-картинка-предмет, поэтому нельзя делать упор только на занятия с ним. Но практика «только слова» иногда полезна

Еще один хороший тренажер по чтению для дошкольников, который развивает у ребенка возможность логически мыслить и увеличивает скорость чтения — анаграммы. Стоит предложить составить из набора букв слово, и помочь малышу понять суть игры, и она обязательно его затянет. Для наглядности буквы можно распечатать на листе бумаги, и вырезать. Например, из «яруб» ребенку предстоит собрать слово «буря».

Пример тренажера с карточками

Полезные упражнения

Интересное упражнение, помогающее развить у ребенка интерес к чтению, и быстрее закрепить уже освоенный навык — «половинка слова». Необходимо линейкой закрыть слова в предложении ровно наполовину, и предложить ребенку прочитать их.

Так же можно на карточках распечатать несложные слова, разрезать бумажки напополам, и предложить ребенку собрать слова по кусочкам. Такое интересное задание вызовет у малыша азарт. А наличие азарта предполагает наличие интереса, что является одним из ключевых факторов в процессе обучения чтению дошкольников.

Чтение по слогам

На начальных этапах обучения детей дошкольного возраста чтению самый важный момент — чтение по слогам. Именно это станет основой для чтения слов в будущем.

Когда дошколенок закончил изучение букв, обычную азбуку можно заменить на «азбуку со слогами». Она поможет ребенку визуализировать звуки и слоги, от которых получаются эти звуки. Так же она предполагает наличие правил на некоторых слогах (сочетания «чя» нету — оно заменено на «ча-ща пиши с буквой а»).

Важно! Начинать обучать малыша чтению лучше с повторяющихся слогов. Например, ма-ма, па-па, дя-дя и другие

Это упражнение поможет ребенку осмыслить связь слогов и слов.

Учим буквы

Неотъемлемой стадией на пути к чтению, является изучение букв. И чем интересней и увлекательней будет этот процесс, тем быстрей ребенок все выучит. Чтобы процесс запоминания букв шел легко и продуктивно, существует несколько простых правил педагогики.

Ребенку проще будет запомнить букву, если он ее сначала нарисует или сам слепит из пластилина

Так же отличным вариантом будет сложение букв из палочек, пуговок, камешков и т.д.
Важно при этом не перегружать детскую память и не стараться запомнить более двух букв в день.
Учить буквы, правильно произнося их звук. Например, букву М произносить не звуком «эм», а именно коротким «м»

Иначе, ребенок будет путаться при чтении и неправильно произносить слоги.
Не стоит начинать обучение прописным буквам, пока ребенок еще освоил не все печатные.
Чтобы ребенку легче было запоминать буквы, пусть сам придумает, на что похожа каждая из них. Например, сравнить их с различными предметами.

С чего начать?

На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.

Несколько примеров игр для детей 4 лет

Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.

Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.

Звуковая загадка

Учимся развивать память и слуховое внимание

Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди

Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению

Подарок для игрушки. Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.

Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.

Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.

Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.

Дорисуй-ка

Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр

Нарисуйте сами на листе бумаги простые и известные ребенку предметы, специально не дорисовав какие-то значимые детали: машину без колеса, кошку без хвоста, стол без ножки, чайник без носика и т.д. Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и дорисовать недостающие детали. Такие задания позволяют развивать логику и видеть предметы целиком.

Предложите ребенку распутать «лабиринт», то есть нарисовать его с конца до начала, соблюдая все повороты. Нарисуйте сами, как это сделать. Для «лабиринта» возьмите карандаш или фломастер светлого цвета, а для распутывания –темного цвета. Таким образом, при выполнении задания лабиринт будет перекрашен в другой цвет.

Сами нарисуйте различные предметы и попросите ребенка рассмотреть картинки и рядом нарисовать такие же

Обращайте внимание ребенка на все мелкие детали, размер и расположение фигур. Похвалите за правильность и точность выполнения задания.
После закрепления навыка рисования по образцу, предложите ребенку нарисовать что-то по памяти

Лучше начинать с простых изображений геометрических фигур или хорошо знакомых предметов.
Предоставьте ребенку возможность нарисовать задания для вас. А при выполнении их специально сделайте несколько ошибок — не дорисуйте деталь или наоборот придумайте лишние. Ребенку будет нравиться находить и исправлять ваши не точности.

Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.

Играем в «Паровозики»

(игра из пособия Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать»).

Вместо скучной зубрёжки, предложите ребёнку «прокатиться на поезде». На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Есть похожее пособие в карточках «Игра «Паровозик». Читаем слоги.» от Е. Сатаевой

Эта игра хороша тем, что ребёнку не нужно специально объяснять, как складывать слоги. Достаточно сказать: «Сейчас мы покатаем букву А, она будет нашим пассажиром, называй все станции, на которых мы будем делать остановку». Для начала «прокатитесь» сами – пусть ребёнок перемещает вагончик по рельсам, а вы громко и чётко называйте «станции»: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и т.д. Затем предложите ребёнку делать это с вами по очереди. В процессе игры, слушая вас, дети легко схватывают, как произнести два звука слитно. На третий раз ребёнок уже без особого труда «прокатится» сам.

Если ребёнок знает не все буквы – останавливайтесь только на тех «станциях», которые ему хорошо знакомы. Далее меняем вагончик. Теперь катаем буквы О, У, Ы. Если ребёнок легко справляется с заданием, усложняем задачу. Например, катаемся на скорость – засекая время, какой из вагончиков доберётся до конца пути первым. Или другой вариант: останавливаясь на станции, ребёнок должен назвать не только слог, но и слова, начинающиеся с этого слога (БО – бочка, бок, Боря; ВО – волк, воздух, восемь; ГО – город, гольфы, гости; ДО – дождь, дочка, доски и т.д.).

Для этого берём вагончики там, где гласные буквы написаны перед окошечком, и действуем аналогично. Теперь у нас буква на вагончике не пассажир, а машинист, она главная, она впереди. Прочитайте сначала получившиеся «станции» с закрытыми слогами сами: АБ, АВ, АГ, АД, АЖ, АЗ и т,д., затем предложите «прокатиться» ребёнку.

Помните, что и в этом, и в других упражнениях мы сначала тренируемся складывать слоги с гласными первого ряда (А, О, Э, У, Ы), а затем вводим гласные второго ряда (Я, Ё, Е, Ю, И) — так называемые, «йотированные» гласные, которые делают предшествующий им звук мягким.

Когда у ребёнка будет хорошо получаться чтение отдельных дорожек со слогами – чередуйте вагончики с пассажирами и машинистами, при этом не подсказывая – какой именно вагончик мы будем катать. Это поможет ребёнку научиться чётко видеть, где именно в слоге стоит гласный (с него начинается слог или им заканчивается). На первых порах обучения чтению по слогам у ребёнка с этим могут возникнуть сложности.

Иллюзия компетентности

Постоянное перечитывание конспекта, статьи, страниц книги или обращение к Google даёт иллюзию, что материал присутствует в сознании. Но это не всегда так.

Вспоминание гораздо эффективнее перечитывания. Прочтите , повторите по памяти, прочтите снова. Постарайтесь вспомнить что-нибудь из изученного за день, расскажите своими словами жене или другу, запишите. Так знание «прилипнет» и останется с вами.

Одно только желание изучить материал и трата времени на его изучение не гарантируют результат. Потраченные часы на изучение могут создавать только иллюзию. Намерение учиться помогает только при правильных стратегиях обучения. Более того, избыточное обучение  —  это чистая потеря времени.

На практике:

  • Книжки с полки и статьи в Pocket не лежат в вашей памяти.
  • «Перечитал учебник десять раз»  —  не значит, что изучил.
  • Возможно, сюда же относится чтение книг в кратком содержании.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector