Петербург театральный: история основания легендарной мариинки

Где находится Мариинский театр

Рождение любого театра связано, прежде всего, с первыми удачными спектаклями и актерами, принимавшими участие в них. Санкт-Петербургский Мариинский театр с его богатейшей историей известен во всем мире. На его сцене выступало 3 поколения актерских трупп: императорские, советские и современные российские коллективы. Под сводами театра раздавались аплодисменты дирижерам, композиторам, танцовщицам, певицам. Нет сомнений, что Мариинка будет радовать поклонников оперы и дальше.

Начало

Праотцом Мариинского театра является Большой Каменный театр, который был построен еще во времена Екатерины Великой в 1783 году. Императрицы приказала выстроить на одной из улиц города театральную площадку, которая должна была стать культурным центром города. Собственно так и появилась первая стационарная сцена. Известный архитектор того времени Антонио Ринальди вложил в театр всю свою душу. На самой современной в конце 18 века сцене Европы выступали русские, английские, французские итальянские коллективы. Кроме того под сводом Большого каменного театра часто проводились различные творческие вечера, играла музыка, собиралась знать. Во времена правления Павла театр несколько поменял свой внешний вид – постарался архитектор Том де Томон. Впрочем, спустя несколько лет в новогоднюю ночь 1811 года пожар полностью уничтожил театр. Вновь занавес Мариинки раздвинулся только в 1818 году.

Появление Мариинского театра

Как бы там ни было, но Мариинский театр, к которому мы привыкли, появился гораздо позже своего прародителя. Назван театр был в честь жены Александра Второго Марии Александровны. В роли архитектора выступил Альберто Кавос. На площади театрального комитета до Мариинки стоял театр-цирк. При строительстве Кавос со своей командой подумал также и об акустической составляющей театра. Дабы придать звуку сочности под оркестровую яму насыпали массу битого хрусталя. Таким образом, музыке был придан серебреный оттенок.

Советы зрителям. Интересные факты

  • Лучшие места для оперы находятся на 3 ярусе. Объясняется это тем, что звуковая волна распространяется прямиком на 3 ярус.
  • Балет лучше всего смотреть из ложи бельэтажа. По большому счету эти места ничем не отличаются от режиссерского места – вся сцена на виду.
  • До 1914 года зал был выполнен в малиново-красных тонах. Позже занавес сменили на голубой, и он стал похож на точную копию мантии Александры Федоровны – супруги последнего русского императора.
  • Внутреннее убранство театра украшено золотой лепниной. В глаза также бросается огромная бронзовая люстра весом почти в 2500 килограмм. Состоит она из такого же количества хрустальных подвесок. До электрической люстры на 250 лампочек Мариинский театр освещала сначала масляная люстра, а затем газовая. Из-за первой сгорел Большой Каменный Театр, а от второй отказались в пользу современной электрической люстры.
  • Потолок Мариинского театра представляет собой огромную картину. Итальянскому живописцу Дузи удалось максимально правдоподобно изобразить на потолке амуров, нимф и изображения дюжины русских драматургов.

Легендарные личности Мариинки

На сцену Мариинского театра в разное время поднимались такие легенды оперы и балета, как Анна Павлова, Галина Уланова и даже Матильда Кшесинская. Последний русский царь, будучи еще мальчишкой, частенько в антракте забегал к Кшесинской через потайную императорскую дверь. Свою жизнь с Мариинкой связали позже Рудольф Нуриев и Михаил Барышников, Вацлав Нижинский и Джордж Баланчин, Петр Ильич Чайковский и Михаил Иванович Глинка.

Мариинский театр находится на Театральной площади в центре города. Кассы работают каждый день с 11 утра до 6 вечера.

Фестивали

Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.

Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.

Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:

  • балетный «Мариинский»
  • оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
  • современной музыки «Новые горизонты»

Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица»

Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают:

  • фестиваль детских музыкальных театров-студий
  • школы искусств в гостях у театра
  • детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT»

Архитектура здания


Здание Мариинского театра

Здание Мариинского театра было возведено архитектором А. К. Кавосом. За время своего существования оно неоднократно перестраивалось. Внешне это величественная монументальная постройка, поражающая сдержанностью. В 1885 году Виктор Шретер пристроил корпус из 3 этажей к левому крылу здания. Сделано это было с целью разместить там внутренние помещения театра – мастерских, залов для репетиций, электростанции и котельную. Само здание имеет многофигурную форму.

В 1894 заменили деревянные стропила, а так же надстроили боковые флигели, увеличили фойе, изменили вид основного фасада. По периметру всего здания был возведен так называемый парапетный этаж, между пилястрами которого появились огромные окна. Купол театра венчает небольшая башенка с белыми кронштейнами и лирой с короной. Целью ее создание была маскировка трубы. Именно эта башенка вместе с занавесом из зала и плафоном являются символами Мариинского театра.

Зрительный зал театра состоит из нескольких ярусов, при этом основная цветовая гамма не типична – голубой и золотой цвета. Знаменитый занавес, соединивший в себе техники аппликации и живописи, был создан по эскизам Александра Головина. Известная на весь мир люстра состоит из 23 тысяч подвесок из хрусталя и более 200 лампочек. Примечателен плафон с изображением нимф и амуров, а так же 12 портретов известных драматургов.

Интересные факты

  • За сценой находится настоящий колокол, который звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией он был сброшен с одной из церквей Санкт-Петербурга и утоплен в Крюковом канале. Позже его подняли со дна и подарили Мариинскому театру
  • Из царской ложи есть потайная дверь, ведущая к женским гримеркам. Этим потайным ходом могли пользоваться высокие особы, чтобы поприветствовать понравившихся им балерин. По преданию, таким же образом цесаревич Николай навещал свою фаворитку балерину Матильду Кшесинскую
  • Во время реконструкции здания в 1970-х годах строители вскрыли оркестровую яму и обнаружили в ней слой битого хрусталя. Не разобравшись, для чего он нужен, они выбросили осколки. Позже выяснилось, что благодаря битому хрусталю улучшалась акустика зала
  • Считается, что оперу лучше всего слушать с третьего яруса, где самая лучшая акустика, а балет лучше смотреть с первого яруса, отсюда хорошо просматривается рисунок
  • В наше время любой желающий может купить билет в царскую ложу, если только эти билеты не забронированы и не выкуплены. Правда, стоят они значительно дороже остальных.

На сцене Мариинки состоялись премьеры таких шедевров русской классики как “Руслан и Людмила”, “Борис Годунов” и “Хованщина”, были поставлены и представлены на суд зрителя оперы и балеты Чайковского.

Что будет дальше?

В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.

Новая Мариинка. 2013 год.

Перемены двадцатого столетия

Почти сразу после Октябрьской революции правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Народного комиссариата просвещения. Оперная и балетная труппы переживали не лучшие времена: многие звезды предшествующего века покинули родину и стали эмигрантами. Справиться с кризисом театру помогли новые молодые таланты, а также артисты, оставшиеся в Советской России.

Декорационная мастерская Мариинского театра. 1902 год

После трагической гибели первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова в 1934 году Мариинскому театру было присвоено его имя. Теперь театр коротко называли Кировским. В 1930-х гг.здесь появился уникальный реквизит: колокол, возраст которого насчитывал около двухсот лет. Кто привез его в театр, история умалчивает. Колокол использовали в операх «Хованщина» и «Борис Годунов» и в шутку называли одним из артистов труппы.

Мариинский театр в 1922 году

Последней предвоенной оперной премьерой театра по злой иронии судьбы был «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года – за несколько часов до нападения нацистов на СССР. Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь (тогда город носил название Молотов в честь действующего наркома иностранных дел), тогда как многие артисты в составе концертных бригад выступали в армейских частях, пунктах мобилизации и госпиталях. Молотовский областной театр по размерам, конечно, уступал Кировскому, поэтому многие спектакли пришлось адаптировать под имеющиеся условия, а декорации – создавать заново. Здание театра в Ленинграде регулярно подвергалось вражеским налетам, было сильно повреждено, однако смогло выстоять. По возвращении труппы в 1944 году после снятия блокады сезон открыли, конечно же, оперой «Жизнь за царя». Только называлась она теперь по-другому – «Иван Сусанин».

В 50-70-е годы в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Спартак» Арама Хачатуряна, «Двенадцать» Бориса Тищенко, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева, а также «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича. Одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась классика. Двадцатое столетие подарило зрителю плеяду выдающихся артистов: Галину Уланову, Наталью Макарову, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуреева. Их имена известны сейчас не только в Петербурге и даже не только в России, но и во всем мире. Российский (и советский) балет на протяжении всей истории своего существования остается эталоном.

Театр после попадания бомбы. Сентябрь 1941 года

Внешний облик здания театра вновь изменился в 1968-1970 годах благодаря генеральной реконструкции по проекту Саломеи Гельфер. Во время строительных работ обнаружилось нечто любопытное: когда вскрыли пол оркестровой ямы, под ним оказался битый хрусталь. До ближайшего спектакля никто не мог понять, как, а главное, почему он там находился. Впоследствии выяснилось, что в XIX веке хрусталь подкладывали для улучшения акустики!

В 1988 году главным дирижером и художественным руководителем театра стал Валерий Абисалович Гергиев, а спустя четыре года Мариинскому театру было возвращено его историческое название.

Мастерская по пошиву женских костюмов Мариинского театра

Афиша Мариинского театра

Репертуар Мариинского театра отличается разнообразием, в нем представлены как уже полюбившиеся многим постановки, так и новинки. Театр сотрудничает с именитыми международными театрами, и результатом этой работы являются совместные постановки. Любители искусства могут посетить оперу, насладиться балетными постановками, приобрести билеты на музыкальные концерты и лекции, посвященные теме культуры и искусства. Есть также постановки, рассчитанные на юного зрителя. К новогодним праздникам и юбилейным датам готовится специальная программа.

Сцена Мариинского театра является площадкой для проведения международных фестивалей — «Виртуозы флейты», «Лики современного пианизма», «Органный фестиваль» и других значимых мероприятий. Театр реализует проект «Открытая среда», смысл его в том, что каждую среду днем проводятся бесплатные музыкальные концерты. У посетителей есть возможность услышать в исполнении участников оркестра театра и молодых инструменталистов произведения композиторов, творивших в разных музыкальных направлениях и исторических эпохах. Билеты выдают непосредственно на входе в театр, но нужно учитывать, что количество зрителей ограничено — зал вмещает только 170 человек.

Афиша Мариинского театра в 2020 году на официальном сайте

Kirill Azhitsky

Опера

В составе труппы много опытных вокалистов, которые чтят традиции театра, есть и молодые талантливые артисты, вносящие много творческой энергии в процесс. Значительное место в репертуаре театра занимают постановки, основанные на музыкальных произведениях отечественных выдающихся композиторов — в частности, Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева. В репертуаре представлены оперы «Борис Годунов», «Царская невеста», «Евгений Онегин», «Соловей».

Ставятся оперы на основе зарубежной классики — Моцарта, Берлиоза, Пуччини, Россини, Штрауса и других известных композиторов. На сцене театра можно услышать оперы «Аида», «Дон Карлос», «Макбет», «Бенвенуто Челлини», «Любовный напиток». Произведения, как правило, исполняются на языке оригинала. Некоторые спектакли для удобства зрителей сопровождаются синхронными титрами на разных языках. Руководство театра не оставляет без внимания и оперы современных композиторов.

Опера — довольно сложный жанр, который будет непросто воспринять и понять неподготовленному слушателю. Поэтому в репертуаре есть маленькие оперы — монооперы и одноактные, позволяющие приобщиться к интересным произведениям. Для детей также есть маленькие оперы, при подготовке которых используются понятные им сюжеты и приемы, чтобы донести вечные истины, заложенные в постановках.

Alexander Pashko

Балет Мариинского театра

Значительное влияние на балет театра оказало европейское хореографическое искусство. Хореографы из Италии и Франции занимались подготовкой артистов, которые смогли бы исполнять партии в их постановках. Успешный период в творчестве балетной труппы связан с именем Мариуса Петипы, который был танцовщиком и хореографом в театре. Добившись многого на этом поприще, он продолжил свою работу уже в качестве главного балетмейстера театра. Такие поставленные им балеты, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда» до сих пор можно увидеть в афише, на них с удовольствием ходят многие почитатели хореографического искусства.

Украшением репертуара театра являются «Жизель», «Щелкунчик», «Сильфида», «Корсар», «Ромео и Джульетта». Помимо постановок, ставших классическими шедеврами, Мариинский театр показывает лучшие образцы творчества современных иностранных балетмейстеров и знакомит с постановками молодых многообещающих хореографов.

Дмитрий Болдырев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector