Психические расстройства у детей: симптомы

Шизофрения и другие психозы

Шизофрения является тяжелым психическим расстройством, от которого страдает 20 миллионов человек по всему миру1. Психозы, такие как шизофрения, характеризуются искаженным мышлением, восприятием мира и собственной личности, эмоциями, речью и поведением.
В число распространенных психотических симптомов входят галлюцинации (слышать, видеть или ощущать то, чего нет на самом деле) и бред (стойкие ложные убеждения или подозрения, прочно сохраняющиеся даже при наличии фактов, свидетельствующих о противоположном).
Люди с такими расстройствами могут испытывать трудности при работе и обучении.

В результате отсутствия доступа к медицинским и социальным услугам может возникать стигматизация и дискриминация. Кроме того, лица, страдающие психозами, подвержены высокому риску нарушения прав человека, например, при длительном содержании в лечебных
учреждениях.

Как правило, шизофрения развивается в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. Существуют эффективные методы медикаментозного лечения в сочетании с психосоциальной поддержкой. При условии надлежащего лечения и социальной поддержки больные могут
вести продуктивную жизнь и интегрироваться в общество. Содействие и уход в повседневной жизни, оказание поддержки в обеспечении жильем и трудоустройстве может служить фундаментом, на основе которого люди с тяжелыми психическими расстройствами, включая
шизофрению, могут достигать многочисленные цели по выздоровлению, так как они часто испытывают трудности в получении или сохранении нормальной работы.

Психические расстройства органического происхождения

Виды психических расстройств:

Характеризуется постепенным снижением когнитивных возможностей на фоне прогрессирующего дегенеративного заболевания и атрофических изменений в головном мозгу. Основные признаки: нарушение памяти, изменения личности, социальная дезадаптация, невозможность самообслуживания.

Сосудистая деменция.

Возникает из-за нарушения мозгового кровообращения. Чаще всего деменция развивается на фоне атеросклероза сосудов головного мозга. Развивается медленно. Основные признаки: постепенное объема кратковременной памяти, апатия, абулия.

Деменция при болезни Пика, Паркинсона, Гентингтона, Крейтцфельдта-Якоба.

Возникает из-за органического поражения коры и подкорковых мозговых структур. Характеризуется выраженными нарушениями интеллекта, рассеянностью внимания, снижением памяти, изменениями личности и поведения.

Органический амнестический синдром.

Характеризуется выраженным снижением кратковременной памяти, сниженной способностью к изучению новой информации, конфабуляциями. Обычно интеллект и личность сохранены.

Характеризуется нарушением сознания, дезориентацией, нарушением мышления и памяти, истинными галлюцинациями, нарушением сна, тревогой и вегетативными изменениями.

Симптоматические психические расстройства.

Сюда относятся нарушения, вызванные органическим поражением головного мозга (инсульт, черепно-мозговая травма, опухоль).

В группу психических расстройств органического происхождения также относится:

  • органическое бредовое расстройство;
  • органический галлюциноз;
  • органическое диссоциативное расстройство;
  • органическое тревожное расстройство;
  • органическое эмоционально-лабильное расстройство;
  • расстройства личности органического происхождения.

Помощь родителей

В такие моменты ребенок нуждается в поддержке родителей более, чем когда-либо. Дети с диагнозами в области психического здоровья, собственно, как и их родители обычно испытывают чувства беспомощности, гнева и разочарования. Спросите у лечащего врача вашего ребенка совета о том, как изменить способ взаимодействия с сыном или дочерью, а также — о том, как справиться с трудным поведением.

Ищите способы, чтобы расслабиться и весело провести время с вашим ребенком. Хвалите его сильные стороны и способности. Исследуйте новые методы , которые могут помочь вам понять, как спокойно реагировать на стрессовые ситуации.

Семейное консультирование или помощь групп поддержки может быть хорошим подспорьем в лечении детских психических расстройств. Такой подход очень важен для родителей и детей. Это поможет понять болезнь вашего ребенка, его чувства, а также то, что можно сделать всем вместе, чтобы оказать максимальную помощь и поддержку.

Чтобы помочь ребенку добиться успеха в школе, информируйте учителей вашего ребенка и руководство школы о состоянии психического здоровья вашего чада. К сожалению, в некоторых случаях, возможно придется сменить образовательное учреждение на школу, учебная программа которой рассчитана на детей с проблемами психики.

Если вы беспокоитесь о психическом здоровье вашего ребенка, советуйтесь со специалистами. Никто не в силах за вас принять решение. Не избегайте помощи по причине своего стыда или страха. При соответствующей поддержке, вы можете узнать правду о том, имеет ли ваш ребенок отклонения и сможете изучить варианты предложенного лечения, тем самым обеспечите своему дитя дальнейшее достойное качество жизни.

Считается, что отклонения в психическом развитии ребенка различить в раннем возрасте невозможно, а любое неадекватное поведение рассматривается как детский каприз. Однако сегодня многие психические расстройства специалисты могут заметить уже у новорожденного, что позволяет вовремя начать лечение.

Профилактика

Душевное здоровье ребенка закладывается еще в материнской утробе, поэтому очень важно, чтобы женщина во время беременности избегала всевозможных стрессов и вела здоровый образ жизни. Любое переживание беременной женщины может отразиться на здоровье малыша не лучшим образом

Поэтому лицам, у которых наблюдается нестабильный эмоциональный фон, непосредственно перед планированием ребенка стоит обратиться к психотерапевту и, по необходимости, пропить курс лекарственных препаратов. Любые нервные заболевания легче предотвратить, чем вылечить.

Ребенок старшего возраста уже нуждается в поддержке родителей, в беседе на необходимые темы. Несмотря на, казалось бы, уже сформировавшийся организм, психика подростка все еще не способна самостоятельна противостоять жизненным трудностям.

Своевременное обращение к психотерапевту и принятие лекарственных препаратов способствуют нормализации жизненного тонуса. А грамотный подход со стороны родителей, заинтересованность друзей и оказание помощи в трудную для ребенка минуту могут остановить запущенный патологический процесс.

Здоровый сон, правильный образ жизни, хорошие отношения в семье и в социуме благоприятно влияют на психическое состояние человека.  Поэтому даже у лиц с нервными нарушениями есть все условия для того, чтобы прожить счастливую жизнь.

Причины

Детские психические заболевания не появляются из ниоткуда – существуют факторы, которые могут сильно способствовать их возникновению.

Отдельные заболевания имеют свои причины, но для представленной области больше свойственны смешанные специфические расстройства. Необходимо рассматривать все вероятные причины, без деления по вызываемым ими расстройствам.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Генетическая предрасположенность. В данном случае заболевание обуславливается с самого начала патологическим функционированием нервной системы, а нарушения на генном уровне, как известно, не поддаются лечению – медицина может разве что уменьшить симптомы.

Ограниченность умственных способностей. Данный фактор, также проявляющийся расстройством психики, может негативно воздействовать на последующее формирование организма и обуславливать наиболее тяжелые недуги.

Повреждения головного мозга. Еще одна чрезвычайно распространенная причина, которая (как и нарушения на генном уровне) препятствует нормальной деятельности мозга, но уже не на генном, а на видимом в обыкновенный микроскоп уровне. Сюда причисляются травмы головы, которые были получены в первые годы жизни, но определенных случаях травмироваться мозг ребенка может еще до рождения или в ходе сложных родов.

Вредные привычки у родителей. Особо опасны в этом плане вредные пристрастия матери, но если отец тоже испытывал проблемы с алкоголем страдал приверженности к наркотическим веществам или был заядлым курильщиком, это тоже может оказать влияние на здоровье ребенка.

Мы рассмотрели симптомы психических расстройств у детей, поговорили о лечении и диагностике. Однако следует задуматься о том, почему могут возникать те или иные патологии в столь раннем возрасте, когда человеком еще очень уязвим и практически не сталкивался с негативными сторонами жизни.

Проявление патологии может быть связано с рядом факторов, среди которых выделяют психологические, биологические и социопсихологические. Однако все они лишь провоцируют усугубление патологии, тогда как главная причина заключается чаще всего в особенностях развития ребенка и его отношениях с родителями.

Возможные причины:

  • Генетическая предрасположенность к психическим отклонениям.
  • Несовместимость родителей и ребенка по характеру и темпераменту.
  • Слабое развитие интеллекта.
  • Наличие мозговых дефектов, которые могли быть нанесены ребенку во время рождения.
  • Семейные проблемы, которые очень сильно травмируют психику.
  • Отсутствие воспитания или же его искаженная форма.

Именно по этим причинам чаще всего возникают психические расстройства у детей 3 лет и даже раньше. Патологии у ребят младшего школьного возраста чаще всего возникают из-за конфликта в семье и развода родителей. Шанс возникновения невроза выше у детей, которые растут в неполных семьях или же подвергаются постоянному стрессу.

Очень большое влияние на формирование психического здоровья оказывает психологический климат в семье. Так, ребенок может жить в неполной семье, но если его любят, дают ощущение радости, дарят тепло и ласку, то велика вероятность, что психика этого малыша будет сильной и устойчивой.

Методики лечения

Хотя психические расстройства однозначно являются серьезной проблемой, большинство из них можно корректировать – вплоть до полного выздоровления, тогда как к неизлечимым патологиям относится сравнительно небольшой процент из них. Другое дело, что лечение может длиться годами и почти всегда требует максимального вовлечения всех окружающих ребенка людей.

Выбор методики сильно зависит от диагноза, при этом даже очень похожие по симптомам заболевания могут требовать принципиально разного подхода в лечении

Именно поэтому так важно максимально точно описать врачу суть проблемы и замеченную симптоматику. Главный упор при этом необходимо сделать на сравнение «было и стало», объяснить, почему вам кажется, что что-то пошло не так

Большинство сравнительно простых заболеваний лечится обыкновенной психотерапией – и только ею. Чаще всего она имеет форму личных бесед ребенка (если он уже достиг определенного возраста) с доктором, который таким путем получает максимально точное представление о понимании сути проблемы самим пациентом.

При этом терапия может принимать разные формы – например, замкнутые в себе аутисты и шизофреники вряд ли поддержат беседу. Они могут вообще не пойти на контакт с человеком, однако обычно не отказываются от тесного общения с животными, что в итоге может увеличить их общительность, а это – уже признак улучшения.

Применение медикаментов всегда сопровождается той же психотерапией, но уже свидетельствует о более сложной патологии – или же о большей ее развитости. Детям с нарушением навыков общения или замедленным развитием дают стимуляторы, чтобы увеличить их активность, в том числе – познавательную.

При ярко выраженной депрессии, агрессии или панических атаках прописывают антидепрессанты и успокоительные. Если ребенок демонстрирует признаки болезненных перепадов настроения и припадки (вплоть до истерики), используют стабилизирующие и антипсихотические средства.

Стационар – самая сложная форма вмешательства, показывающая необходимость постоянного наблюдения (хотя бы в течение прохождения курса). Такой тип лечения используется только для коррекции самых тяжелых расстройств – например, шизофрении у детей. Недуги такого рода не лечатся за один раз – маленькому пациенту придется неоднократно ложиться в больницу. Если положительные сдвиги будут заметны, такие курсы со временем станут более редкими и короткими.

Естественно, что во время лечения для ребенка должна быть создана максимально благоприятная обстановка, исключающая любой стресс. Именно поэтому факт наличия психического заболевания не нужно скрывать – наоборот, воспитатели в детском саду или школьные учителя должны знать о нем, чтобы правильно выстроить учебный процесс и взаимоотношения в коллективе.

Но чуть больше любите его, и тогда со временем все встанет на свои места. В идеале – реагировать лучше еще до проявления любых признаков (профилактическими методами).

Добейтесь стабильной положительной атмосферы в кругу семьи и выстройте доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог в любой момент рассчитывать на вашу поддержку и не боялся рассказать о любом неприятном для него явлении.

Дополнительную информацию, касающуюся этой темы, вы можете узнать, посмотрев видео ниже.

Виды заболеваний

Дети могут заболевать практически всеми психическими недугами, которым подвержены и взрослые, но малыши имеют и свои (сугубо детские) болезни. При этом точная диагностика того или иного заболевания в детском возрасте сильно усложняется. Сказываются особенности развития малышей, поведение которых и без того сильно отличается от аналогичного у взрослых.

Даже доктора обычно ставят окончательный диагноз не ранее достижения ребенком младшего школьного возраста, используя для описания раннего расстройства весьма размытые, слишком общие понятия.

Мы приведем обобщенный список заболеваний, описание которых по этой причине не будет идеально точным. У некоторых пациентов отдельные симптомы проявляться не будут, а сам факт наличия даже двух-трех признаков не будет означать нарушения психики. В целом сводная таблица детских психических расстройств выглядит так.

Умственная отсталость и задержка развития

Суть проблемы вполне очевидна – ребенок физически развивается нормально, но по умственному, интеллектуальному уровню существенно отстает от своих ровесников. Не исключено, что он никогда не достигнет уровня хотя бы среднего взрослого человека.

Результатом может стать психический инфантилизм, когда взрослый человек ведет себя в буквальном смысле подобно ребенку, причем дошкольнику или школьнику младших классов

Такому ребенку куда сложнее учиться, это может быть вызвано как плохой памятью, так и неспособностью по собственному желанию сосредоточить внимание на конкретном предмете

Синдром дефицита внимания

Хотя по названию эта группа заболеваний может восприниматься как один из симптомов предыдущей группы, природа явления здесь совершенно другая.

Ребенок с таким синдромом в умственном развитии не отстает ничуть, а типичная для него гиперактивность большинством людей воспринимается как признак здоровья. Однако именно в чрезмерной активности и кроется корень зла, поскольку в этом случае она имеет болезненные черты – нет совершенно никакого занятия, которое ребенок бы любил и доводил до конца.

Если высокая активность не является странной для маленьких детей, то здесь она гипертрофирована вплоть до того, что малыш даже не может дождаться своей очереди в игре – и по этой причине может ее бросить, не доиграв.

Аутизм

Понятие аутизма крайне широко, но в целом характеризуется очень глубоким уходом в собственный внутренний мир. Многие считают формой отсталости, но при некоторых формах потенциал обучения таких детей не очень сильно отличается от сверстников.

Проблема кроется в невозможности нормальной коммуникации с окружающими. Если здоровый ребенок абсолютно всему учится у окружающих, то аутист получает из внешнего мира куда меньше информации.

Серьезной проблемой также оказывается получение нового опыта, поскольку больные аутизмом дети крайне негативно воспринимают любые резкие перемены.

«Взрослые» психические расстройства

Сюда следует отнести те недуги, которые считаются относительно распространенным явлением среди взрослых, а вот у детей встречаются довольно редко. Заметным явлением среди подростков являются различные маниакальные состояния: мания величия, преследования и так далее.

Детская шизофрения поражает лишь одного ребенка среди пятидесяти тысяч, но пугает масштабами регресса в умственном и физическом развитии. Из-за ярко выраженных стал известным и синдром Туретта, когда больной регулярно использует нецензурную лексику (неконтролируемо).

Основные симптомы в зависимости от вида заболевания

Клинические особенности психического расстройства зависят от вида и причин, вызвавших его появление. В ряде случаев удается добиться восстановления психического здоровья ребенка, что позволяет ему вести полноценный образ жизни. Однако при некоторых патологиях нарушения психики накладывают на ребенка ряд пожизненных ограничений.

Умственная отсталость может быть выражена в легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенях тяжести. При умственной отсталости у ребенка наблюдается нарушение способности усваивать навыки и знания. Такие дети позже начинают ходить и говорить. Поведенческие реакции могут сильно отличаться от их сверстников.

Несмотря на то что в физическом плане такие дети не отстают от сверстников, у них есть ограничения в познавательной сфере. Они могут иметь скудный словарный запас и небольшой перечень навыков. Это связано не только с проблемами в обучении, но и с плохой памятью. Ребенок не может сосредоточиться на том или ином предмете. По мере взросления проявляется психический инфантилизм, когда внешне взрослый человек ведет себя как ребенок школьного или дошкольного возраста.

Аутизм

Аутизм считается тяжелым психическим заболеванием. Его клинические проявления могут быть выражены в разной степени тяжести. Некоторые дети, страдающие этим расстройством, при комплексной реабилитации и использовании особых подходов к обучению растут, почти не отличаясь от сверстников.

В то время как у других больных аутизмом наблюдается критическое нарушение возможности коммуникации и способности устанавливать социальные контакты. При тяжелом течении патологии ребенок не может нормально усваивать информацию и приобретать навыки самообслуживания.

При аутизме дети стараются свести контакты с внешним миром к минимуму. Они плохо переносят любые перемены. Часто они стараются не смотреть в глаза окружающим.

Шизофрения

У детей младшего школьного и дошкольного возраста шизофрения проявляется редко. В таком случае ребенок может постоянно видеть галлюцинации, иметь воображаемых друзей и слышать голоса. Он не способен осознать их нереальность. Во время психоза такие дети могут представлять опасность для себя и окружающих. Из-за прогрессирующего нарушения психики они отличаются замедленным умственным развитием, испытывают трудности в общении с окружающими.

Данное психическое расстройство у подростков возникает чаще, нередко шизофрения проявляется бредом и галлюцинациями, нарушением возможности адекватно воспринимать действительности. Ухудшаются возможности подростков поддерживать отношения со сверстниками и усваивать учебный материал. Возможно появление маний преследования, величия и т.д. Кроме того, появляются приступы депрессии. Возможны приступы агрессивного поведения и другие нарушения.

Эпилепсия

Эпилепсия относится к часто встречающимся неврологическим заболеваниям, проявляющимся в детском возрасте. Это патологическое состояние сопровождается возникновением приступов повышения электрической активности в головном мозге, приводящих к припадкам. Эпилептический приступ длится в среднем 1-3 минуты.

Неврозы

У детей нередко диагностируются неврозы. Они могут проявляться выраженной психической дискоординацией. Часто неврозы сопровождаются эмоциональной неуравновешенностью. Радостное настроение может резко смениться на угнетенное или агрессивное. На наличие невроза у ребенка могут указывать проблемы со сном.

Подобное психическое отклонение крайне опасно, т.к. оно может становиться причиной появления нарушения работы внутренних органов, в т.ч. бронхиальной астмы, язвенной боли, нейродермитов и т.д. Дети, страдающие этой патологией, часто имеют проблемы с обучением и коммуникацией со сверстниками.

Симптомы расстройства пищевого поведения наиболее часто возникают в подростковом возрасте. У детей школьного и дошкольного возраста это нарушение встречается крайне редко. Основой для развития подобной проблемы являются заниженная самооценка и длительные депрессии. Нередко нарушения пищевого поведения проходят в виде анорексии или булимии.

Сделать своего ребенка лучшим другом

Никогда не рассказывайте обо всех ваших заботах, опасениях и проблемах в отношениях вашим детям и никогда не просите их совета. Если ваши поступки будут неловкими и не оправдают надежд ваших детей, они никогда не научатся уважать вас и будут относиться к вам как к равному или как к ущербному, потому что вы использовали их в качестве помощников. Вы должны показать своим детям, что вы можете сами справляться со своими проблемами, решать трудные задачи и преодолевать стрессовые ситуации и проявлять себя с разных сторон. Будьте самим собой, сами разбирайтесь со своими переживаниями и не обременяйте своих детей.

Деятельность ВОЗ

В Плане действий ВОЗ по психическому здоровью на 2013–2020 гг., одобренном Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2013 году, психическому здоровью отводится важная роль в обеспечении лучшего здоровья для всех. План включает четыре основные цели:

  • повышение эффективности управления и руководства в области психического здоровья;
  • предоставление всеобъемлющих, комплексных услуг по лечению и социальной защите пациентов с психическими расстройствами;
  • реализация стратегий повышения эффективности и профилактики; и
  • укрепление информационных систем, сбора данных и научных исследований.

Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья, реализация которой началась в 2008 году, использует основанные на фактических данных технические руководства, инструменты и учебные материалы для повышения качества услуг,
предоставляемых в странах, особенно в условиях нехватки ресурсов. В основе ее работы лежит комплекс приоритизированных условий, а усилия по укреплению потенциала направлены в первую очередь на неспециализированные медицинские учреждения. Применяется
комплексный подход, повышающий приоритет психического здоровья на всех уровнях медицинских услуг.

Библиография

  1. GBD 2017 Disease and Injury Incidence and Prevalence Collaborators. (2018). Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 354 diseases and injuries for 195 countries and territories, 1990–2017: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2017. The Lancet. DOI:https://doi.org/10.1016/S0140-6736(18)32279-7
  2. Wang et al., (2007). Use of mental health services for anxiety, mood, and substance disorders in 17 countries in the WHO world mental health surveys. The Lancet.

Вопрос психологам

Спрашивает: Людмила

Категория вопроса: Дети

04.01.2014

Здравствуйте, помогите кто-нибудь..Дело в том что у меня проблемы с дочкой, ей сейчас 3,5года, проблемы у нас начались с годика: она начала кричать по ночам,засыпала с трудом и со слезами потом черех одинаковое количество времени просыпалась в истерике.Я перепробовала все ,и укачиванием и песенками и ласками,потом пыталась твердо говорить,что ночь и пора спать, потом дело дошло до моих криков и истерик, т.к. ничего не помогало (боюсь что именно тогда я ее и напугала сама же своими слезами)Это длилось 7месяцев,каждую ночь.Мы обращались к неврологам,психологам, ходили в тодлер-группу,крики прошли сами собой,причем резко.Какое то время было все хорошо.Но проблемы со сном(вернее с засыпанием)надолго не отступали,просто иногда было чуть легче.Сейчас же где-то около года длится просто КОШМАР:постоянные крики,упрямства,слезы,дочь все делает и говорит наоборот,или делает крайне медленно,или не делает вообще,если я на чем-то настаиваю,она как пластинка повторяет свое(по 30-40мин может),добиться от нее чего либо можно только если сразу сказать наоборот(напр. не ходи чистить зубы-кричит,плачет и бежит чистить)причем на любую мою просьбу сначала говорит»нет» потом»да» потом опять»нет» и когда я с ней соглашаюсь,говорю»ну,ладно не чисти зубы»сразу в слезы в истерику,может реветь долго.И что САМОЕ для меня страшное остановить такое поведение и истерику можно только хорошенько ее отшлепав,и я же в это время на нее кричу.Она в такие моменты как будто в себя приходит и начинает меня слышать.Но тут же продолжает как пластинка свое,потом опять плачет,потом опять все повторяется.Я не кричу на нее сразу,я очень стараюсь быть спокойной как можно долго, сначала я пытаюсь ей все объяснить,рассказать что и почему,тихо и спокойно(с десяток раз),иногда сразу предупреждаю что если она что то не сделает то что она хочет не получит,потом нервы начинают сдавать,и я начинаю орать,а потом бить ее по попе.Потом рыдаю сама,обвиняю себя во всем,что не смогла сдержаться.Пробовала выходить из комнаты когда она начинает упорствовать и заводиться, пробовала петь песни чтобы не накричать и отвлечься,пробовала и играми и фокусами и с улыбкой,и игнором,пробовала сочинять ей сказки про детей в похожих ситуациях но естественно с таким концом каким бы мне хотелось,пробовала делать за нее сама(напр.,собирать игрушки,но она начинает кричать что сама и не дает мне сделать это) и по всякому,т.е. и по хорошему,и по плохому- итог один Крики,слезы,по попе.Сумасшедший замкнутый круг.Муж вмешивается всегда,и чаще он на моей стороне,но я хочу чтоб в такие страшные моменты когда у мамы»сносит крышу» и дочке наверно и так страшно, чтоб он ЕЁ защищал(не соглашался с ее отказом чистить зубы,а попытался бы ее успокоить)и дал бы мне возможность самой успокоиться и не доводить до рукоприкладства.А он наоборот своей поддержкой меня,начинает также на нее орать,может еще и после меня ее щлепнуть,потом на всех опять наорать и всех послав уйти.Я очень боюсь за ее психику,я боюсь что я сама же порчу ее нервы и поведение,что я пугаю ее,понимаю что мама не должна быть такой жестокой,я понимаю что она берет пример поведения с нас ,но с такими скандалами,я уже на таком пределе,что не вижу выхода.Я не хочу на нее кричать, не хочу ее бить,не хочу чтоб она плакала и боялась меня, я просто хочу чтобы у нас была ласка,нежность,веселое настроение,позитив,и т.п., а получается кошмар.Я понимаю, что написала все так «сумбурно» и скорей всего одним советом нам не помочь,но очень надеюсь что кто то подскажет какие то именно практические советы.Заранее благодарю всех кто откликнется!

Хватит! Читать советы для других людей!

Получите Ваш бесплатный советпсихолога прямо сейчас

Или…
Найдите ответ на свой вопрос!В базе из 400 тысяч советов

Советы по категориям

Отношения
Семья
Секс
Дети
Здоровье
Красота и внешность
Работа, бизнес, карьера
Стресс и депрессия

Пищевое поведение
Кризисы
Зависимости
Страхи и фобии
Сон и сновидения
О смерти
Самопознание
Эмоции и чувства

Деньги
Отдых
Я и психолог
Психология и психологи
Интересно
Другое
Все советы психологов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector