Период новорожденности

Содержание:

Переношенный ребенок, особенности

Сколько перенашивают ребенка? Время отсчета начинается начиная с 42-й акушерской недели.

Запоздалая беременность может протекать и в нормальном порядке, и в итоге ребенок родится полностью здоровым без каких-либо отклонений.


Переношенный новорожденный ребенок

Но чаще всего, длительная задержка родов несет в себе опасность для здоровья и матери, и ребенка. Зачастую опасность для жизни у переношенных новорожденных имеется в том случае, если после рождения была диагностирована гипоксия (кислородное голодание).

Если акушерами установлено, что ребенок перезрел, это значит, что он очень плохо переносит кислородное голодание. Вследствие чего возникают следующие осложнения:

  • потеря массы тела,
  • обезвоживание в первые недели жизни;
  • изменяется наличие гормонов в крови (снижается количество пролактина, кортизола);
  • могут страдать мозговые функции у ребенка (плохое эмоциональное и психическое развитие). Внешний вид переношенного ребенка.

Переношенный ребенок, задержавшийся в маминой матке, отличается характерным внешним видом. Так как сыровидная смазка, которая защищает  кожу крохи от микробов и облегчает прохождения по родовым путям,  полностью отсутствует, кожа переношенного ребенка сморщенная и шелушащаяся, особенно на стопах и ладонях. Цвет кожи — зеленоватый или желтоватый, пушковые волосы тоже отсутствуют, ногти и волосы длиннее, чем ребенка, родившегося в срок.

Из-за уменьшения питательных веществ, поступающих малышу в утробе матери, он рождается худеньким. У  переношенных детей кости черепа немного плотнее и родничок затягивается быстрее — но в этом нет ничего страшного, главное — вовремя посетить невролога.

Кроме того, переношенные детки часто опережают других малышей в развитии, они очень активны, легко возбудимы и беспокойны, не редки случаи плохого сна.

Уход за переношенными детьми

Вся специфика ухода за переношенными детьми состоит в более тщательном уходе за кожей новорожденного ребенка. Придерживайтесь следующих правил:

  1. От рождения кожа  малыша более сухая, поэтому смазывать ее необходимо чаще. Для этого надо использовать специальные средства для нежного ухода за младенческой кожей: детские крема, масла для сухой детской кожи.
  2. Особенно тщательно нужно обращаться с кожными складками. Чтобы не возникли опрелости, кожные раздражения, складочки тщательно промывайте, просушивайте мягкой тканью. Обсушивать складочки маленького ребенка нужно только промакивающими движениями. Никакого трения! И после всего не забудьте воспользоваться специальными детскими кремами или самостоятельно приготовленным стерильным растительным маслом.
  3. Время от времени, устраивайте ребенку воздушные ванны, оставляя его голеньким, без подгузника. Для кожи такие процедуры очень полезны.
  4. Детей с проблемами кожи очень хорошо купать в ванночке с отварами противовоспалительных трав (ромашка, череда).
  5. И еще одно правило – использование детского мыла не должно быть ежедневным. Для новорожденного ребенка купание с мылом должно быть не чаще 1-2 раз в неделю. Помните, мыло подсушивает кожу, а у переношенных новорожденных, кожа и без того очень сухая и тонкая.

В целом, уход за новорожденным, которого переносили, ничем не отличается от ухода за любым новорожденным ребенком. Что касается приема витамина D, этот вопрос нужно обсуждать с врачом. Все будет зависеть от состояния родничка.

Особенности питания переношенного ребенка

Учитывая все особенности новорожденного ребенка, в питании следует придерживаться двух главных правил:

1 правило – самым полезным и необходимым для переношенного новорожденного будет именно материнское молоко;

2 правило – постарайтесь как можно чаще прикладывать ребенка к груди. Лучше, если он будет кушать почаще, но меньшими порциями.

Дыхательные органы новорожденного

Дыхательные органы новорожденного еще несовершенны. Отверстия ноздрей, носовые ходы и другие дыхательные пути (гортань, трахея и бронхи) относительно узки. При насморке слизистые оболочки отекают, а также при попадании капель молока в нос или гортань (при срыгивании) дыхание затрудняется и ребенок не может нормально сосать.

Поэтому правильное положение ребенка во время кормления, систематический уход за носом крайне необходимы для того, чтобы дыхательные пути новорожденного оставались здоровыми.

Дыхание новорожденного

У ребенка дыхание поверхностное. При дыхании он за один вдох вдыхает сравнительно немного воздуха, и чтобы обеспечить кислородом организм, ребенок дышит чаще, чем взрослый.

Воздух, которым дышит ребенок, должен быть всегда чистым, поэтому нужно хорошо проветривать комнату, где находится ребенок, больше быть с ним на свежем, чистом воздухе. Нельзя туго свивать и пеленать ребенка с ручками, так как при этом сдавливается грудная клетка и затрудняется дыхание.

Голова у новорожденных

Голова у новорожденных отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым. Обычно, после прохождения родовых путей, лицо у новорожденного ребенка отечное. На голове могут образоваться гематомы. Иногда можно наблюдать тремор (видимую дрожь) в области челюстных суставов. Все эти особенности очень быстро пройдут при правильном уходе. Голова новорожденного обычно запрокинута, что также обуславливает внутриутробное положение ребенка.

Роднички у новорожденных

Роднички у новорожденных – это анатомические образования из перепончатой ткани, расположенные на головке малыша. Благодаря наличию родничков головка может беспрепятственно проходить через родовые пути, изменяя свою форму (конфигурацию).

Большой родничок у новорождённого

Большой родничок у новорожденного —  это самый заметный из родничков. Он  расположен на макушке между лобными и теменными костями. Получил свое название не зря. Размер его достаточно крупный и составляет в среднем 3 см. Форма большого родничка ромбовидная, а при внимательном рассмотрении можно увидеть пульсацию.

Маленький родничок у новорождённого

Маленький родничок у новорождённого расположен в месте соединения теменных и затылочных костей. Выглядит этот родничок как треугольник размером около 5 мм. Часто рождаются дети с уже закрытым малым родничком, у остальных он закрывается течение одного-двух месяцев.

Сосцевидные и клиновидные роднички

Два парных родничка можно обнаружить в височных областях. Это клиновидные роднички. Ещё одна пара родничков, сосцевидных, обнаруживается позади уха. Все они закрываются вскоре после рождения ребёнка и диагностической значимости не имеют. Функции родничка у новорожденных

Родничок играет важную роль во время родов. Благодаря родничкам головка малыша сжимается и легче проходит через родовые пути.

Размер головы у новорожденных

У здорового доношенного ребенка окружность головы составляет 32- 38 см. Она составляет ¼ общей длины тела. Если сравнить с пропорциями взрослого человека, то у взрослого голова составляет  1/8 часть от длины тела. Лицевая часть черепа у новорожденных сравнительно небольшая. Шея у новорожденных короткая и поэтому кажется, что голова у них расположена прямо на плечах.

Форма головы у новорожденных

В зависимости от особенностей протекания родов форма головы может быть различной: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной). Нормальная форма головы, как правило, восстанавливается в течение первой недели жизни.


1-норма, 2-ассиметричная, 3-брахицефалическая, 4 -долихоцефалическая форма

Что такое неонатальный период?

Неонатальный период или период новорождённости, является самым первым этапом самостоятельной жизни ребёнка. Ему предшествуют антенатальный и интранатальный периоды. Антенатальным периодом называют время от момента зачатия до момента родов, а интранатальный – самый короткий из всех трёх периодов, но не менее значимый для здоровья. Он начинается с появления родовой деятельности и заканчивается появлением ребёнка на свет.

Общая характеристика новорождённости:

  • наличие транзиторных состояний;
  • начало жизни в принципиально новых условиях, отличных от внутриутробных;
  • начало функционирования новых систем органов;
  • переход на принципиально новый тип питания;
  • смена типа обмена веществ.

И всё это происходит в пределах одного месяца.

Итак, до какого возраста ребёнок считается новорождённым? Период новорождённости включает в себя время от момента появления на свет ребёнка до 28 дня жизни включительно.

Длительность периода новорожденности

Период новорожденности длится до конца первого месяца жизни ребенка (условно 28 дней). А начинается он вместе с первым вдохом малыша. Кроме того, принято выделять ранний и поздний неонатальный период. Ранний период новорожденности длится первые 7 дней жизни, а поздний, соответственно, – следующие три недели.

Неонатальный период – это такой промежуток времени, когда младенец отделен от матери физически, но физиологическая связь очень сильна.

– неполная зрелость систем и органов новорожденного младенца;

– значительная незрелость центральной нервной системы;

– изменения функционального, биохимического и морфологического характера;

– функциональная подвижность водного обмена;

– организм новорожденного малыша сильно подвержен воздействию внешних факторов (даже незначительные изменения могут привести к серьезным нарушениям, а физиологические процессы перетекают в патологические).

Период новорожденности характеризуется тем, что малыш практически постоянно спит. Окружение лаской, заботой, удовлетворение потребностей в еде, питье и сне взрослыми помогают выжить младенцу.

– постепенно малыш начинает меньше спать, а больше бодрствовать;

– развиваются зрительная и слуховая системы;

– развиваются первые условные рефлексы (к примеру, если малыш лег на колени к матери, он знает, что нужно открыть ротик и повернуть голову).

После появления на свет ребенок активно приспосабливается к условиям окружающего мира

Важная особенность неонатального периода – неустойчивость того равновесия, в котором пребывают все системы организма крохи. Минимальные изменения внешних условий способны существенно повлиять на его внутреннее состояние.

Основные перемены, которые происходят в организме малыша в момент прекращения пульсации крови в сосудах пуповины:

  • запуск малого круга кровообращения;
  • начало функционирования легочного дыхания;
  • переход на энтеральное питание, при котором пища всасывается через слизистую оболочку ЖКТ.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

ТЕМА: ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД И ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Основные закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного3. Потребности новорожденного и способы их удовлетворения4. Основные проблемы периода новорожденности

Слайд 2

Слайд 3

Текст слайда:

Слайд 4

Текст слайда:

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Текст слайда:

Тератогенные факторы

В настоящее время тератогенные факторы можно разделить на три группы:1. Экзогенные;2. Генетические; 3. Сочетанные.

Экзогенные тератогенные факторы:- ионизирующая радиация;- ряд вирусных инфекций (краснуха, грипп, энтеровирусная инфекция, вирусный гепатит);- фармакологические препараты (цитостатики, стероиды, салицилаты в больших дозах и др.);- хозяйственные яды (пестициды, гербециды);- некоторые пищевые продукты (особенно испорченные);- алкоголь;- никотин;- наркотики.

Слайд 10

Текст слайда:

Экзогенные тератогенные факторы:- ионизирующая радиация;- ряд вирусных инфекций (краснуха, грипп, энтеровирусная инфекция, вирусный гепатит);- фармакологические препараты (цитостатики, стероиды, салицилаты в больших дозах и др.);- хозяйственные яды (пестициды, гербециды);- некоторые пищевые продукты (особенно испорченные);- алкоголь;- никотин;- наркотики.

Тератогенные факторы

Слайд 11

Текст слайда:

Периоды развития

До 12 недель

До 17 недель

21 недель и до рождения

Конечности

Сердце

Мужские половые органы

Головной мозг

Женские половые органы

Глаза

Системы плода

Тератогенные факторы

Слайд 12

Слайд 13

Текст слайда:

Антенатальная профилактика – дородовая охрана здоровья матери и ребенка. Основные ее звенья:Наблюдение за течением беременности в женской консультации.2. Система дородовых патронажей детских поликлиник.3. Государственное законодательство.

Слайд 14

Слайд 15

Текст слайда:

шкала Апгар — через 1 минуту после рождения и через 5 минут. Здоровый ребенок не имеет оценки ниже 8 баллов, даже через 1 минуту.

Слайд 16

Текст слайда:

Функционально зрелый ребенок:

1. Хорошо удерживает температуру тела.
2. Выражен сосательный рефлекс.
3. Устойчивый ритм дыхания и сердцебиения.
4. Не срыгивает.
5. Достаточная двигательная активность.
6. Хорошо выражены безусловные рефлексы новорожденного

Слайд 17

Текст слайда:

Физиологические потребности

Психоэмоциональные потребности

кормление и потребность в сосании; мочеиспускание и дефекацию; потребность в физическом контакте с матерью, которая выражается в необходимости ношения ребенка на руках; потребность в тепле; — потребность в телесном комфорте и отсутствии боли; — потребность в безопасности

потребность в контакте с матерью; потребность в положительных эмоциях; потребность в познании; потребность в ощущениях (запахи, звуки, вкусы, цвета и образы, тактильные ощущения и т.д.); потребность в общении.

Слайд 18

Слайд 19

Текст слайда:

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВОРОЖДЕННОГО: НАСТОЯЩИЕ: — сниженная способность к удовлетворению жизненно важных потребностей из-за анатомо-физиологических особенностей; неустойчива жизнедеятельность из-за анатомо-физиологических особенностей; -нарушение сна; неэффективное грудное вскармливание из-за дефицита знаний и навыков по организации грудного кормления у мамы ребенка; беспокойство, плач ребенка   ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ: -высокий риск нарушения процессов жизнедеятельности; -высокий риск нарушения целостности кожи из-за анатомо-физиологических особенностей; -высокий риск инфекционных осложнений из-за анатомо-физиологических особенностей;

Слайд 20

Текст слайда:

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА:   НАСТОЯЩИЕ: дефицит знаний и умений по уходу за новорожденным; беспокойство и тревога за ребенка; — чувство беспомощности; дефицит семейной поддержки ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ: высокий риск развития гипогалактии ( недостатка грудного молока у матери); высокий риск ситуационного кризиса в семье    

Слайд 21

Текст слайда:

Задачи патронажа- Создание комфортных условий для жизнедеятельности новорожденного — Гигиенический уход — Организация грудного кормления — Организация сна — Психологическая поддержка родителей — Беседа с родителями об анатомо-физиологических особенностях новорожденного, о его потребностях и способах их удовлетворения — Сестринская педагогика ( обучение родителей практическим умениям по уходу за новорожденным )

Подготовим аптечку для новорожденого

Перед рождением малыша родители должны позаботиться о присутствии всех необходимых лекарственных форм на разные случаи. Первая аптечка для новорожденного должна иметь все необходимое для экстренной помощи.

Перечень лекарственных средств, необходимых для новорожденного:

  • Витаминный комплекс. Он не может быть любым, а исключительно детским, чаще всего это витамин группы D.
  • Ребенка в первые дни жизни больше всего мучают колики и желудочный дискомфорт. В этом случае лучше иметь сборы лекарственных трав или специальные препараты типа «Эспумизана».
  • Жаропонижающее средство. Лучше несколько видов, но только не в суспензии. Более эффективны в возрасте новорожденности – это свечи парацетамола. Покупать их лучше по возрастной категории.
  • Если у малыша нет стула, можно использовать микроклизмы, однако это делать стоит очень аккуратно, чтобы не повредить прямую кишку, которая еще слишком эластична.
  • Капли против воспалений должны быть обязательно, Аквамарис, Нафтизин, Квикс.
  • Мази от опрелостей, Бепантен, Д-пантенол, БороПлюс.

Кризис новорожденности и как с ним бороться?

Такое понятие существует в детской психологии — кризис новорожденности. На самом деле, этот термин связан с серьезным событием в адаптации крохи к внешней среде. Ребенок после полноценного вынашивания появляется на свет, и что его ожидает? Прежде всего, это ряд внешних раздражителей, к которым он не привык, так как в материнской утробе царила безмятежность.

Ребенку предстоит адаптироваться в условиях, которые поддаются изменчивости. Теперь он может чувствовать холод и жару, видеть свет и тень. Одним словом, общаться с миром и постепенно его изучать. Дыхание уже происходит при помощи легких, без использования пуповины, а чтобы принять пищу, младенцу приходится трудиться.

Период приспосабливания крохи от перинатального к неонатальному режиму на протяжении долгих лет пытались облегчить. Например, детская люлька и по сегодняшний день имеет округлую форму, что напоминает малышу утроб матери. Мамы привыкли укачивать своих детей – это позволяет ощущать комфортное чувство качания в околоплодных водах. Ребеночка прижимают к своему телу, таким образом, создается телесный контакт и ощущение присутствия мамы рядом.

Врачебный метод выкладывания новорожденного на живот матери сразу после родов играет благоприятную роль в дальнейшем поведении как малыша, так и матери. Ребенок чувствует близость.

Что сейчас важнее всего?

Самая важная потребность младенца – потребность в защищенности, безопасности, стабильности

Ее крайне важно удовлетворять максимально. Ведь если ребенок с младенчества не будет чувствовать себя в безопасности, он на всю жизнь разучится доверять окружающему миру, отстранится от него

Может стать замкнутым или враждебным к социуму. Если ребенок испытывает нехватку родительской любви, заботы, ласки, внимания к своим желаниям, если с ним жестоко обращаются в семье, он вырастет озлобленным и отчужденным.

Ведь в этом возрасте для малыша мир и семья имеют одинаковое устройство: все, что происходит в семье, происходит и в мире. Именно поэтому, если ребенок в раннем возрасте переживает развод родителей, для него не просто рушится семья – рушится весь мир.

В младенчестве ребенок учится общаться с окружающими, ждет от них помощи и поддержки. Он учится доверять окружающим, формирует первые привязанности: сначала ища ответной реакции от любого человека, затем научившись разделять своих и чужих, затем избирая в объекты своей любви самых близких и значимых людей.

Именно в этот период чувство психологического комфорта и гармонии гораздо важнее удовлетворения естественных потребностей. Ведь с помощью этого чувства ребенок учится воспринимать себя человеком – мыслящим, разумным, духовным существом.

Особенности новорожденного

В первые дни своей жизни ребенок имеет некоторые особенности:

  • большее время ребенок находится во сне (около 80 % времени);
  • оставшиеся 20 % он бодрствует, но при этом находится в полусонном состоянии;
  • малыш двигает руками и ногами в хаотичном порядке (поэтому может себя царапать и будить), постепенно движения приобретают более осознанный характер;
  • все поведение младенца состоит из безусловных рефлексов (комплекс оживления – это первый акт поведения).

Самыми важными безусловными рефлексами, которые постепенно пропадают, являются:

  • рефлекс Моро (при поднятии и опускании ребенка его ручки раздвигаются, а пальчики растопыриваются);
  • рефлекс шагания (если поставить ступни малыша на твердую поверхность и чуть наклонить вперед, то он начнет переступать ножками как при ходьбе);
  • хватательный рефлекс (любой предмет, который взрослый вкладывает в ладошку младенца, оказывается плотно сжатым);
  • рефлекс Бабкина (давление на ладонь и предплечье малыша заставляет его открывать рот и поворачиваться к раздражителю);
  • рефлекс Бабинского (поглаживание ступни от пятки к пальцам заставляет все пальчики сгибаться);
  • рефлекс «поиска груди» (прикосновение к детской щечке провоцирует малыша повернуться к раздражителю и открыть рот);
  • сосательный рефлекс (ребенок начинает сосать вложенный в рот предмет);
  • плавательный рефлекс (оказавшись в воде животом вниз, младенец совершает плавательные движения).

Кожные покровы

Транзиторные изменения кожных покровов отмечаются практически у всех детей на первой неделе жизни. Чаще всего это простая эритема – покраснение кожи, проявляющееся после удаления первородной смазки. Наиболее яркой она становится на вторые сутки после рождения и обычно полностью исчезает к концу первой недели жизни. Шелушение кожных покровов нередко возникает на 3–5-й день жизни, чаще бывает на животе, груди и конечностях. Особенно обильное шелушение отмечается у переношенных детей. Лечения это состояние не требует, однако участки шелушения после купания лучше смазывать увлажняющим детским кремом. Часто у малышей на первой неделе жизни появляется токсическая эритема. Это пятнистая сыпь с серовато-желтыми уплотнениями в центре, которая располагается обычно на конечностях вокруг суставов, на груди. Самочувствие ребенка при этом не нарушено, температура тела нормальная. В течение 1–3 дней могут появиться и новые высыпания, но через 2–3 дня сыпь исчезает.

На коже младенцев часто появляются так называемые милиа. Это беловато-желтые узелки размером 1–2 мм, возвышающиеся над уровнем кожи. Они располагаются чаще на крыльях носа и переносице, в области лба, подбородка. Их возникновение связано с обильным выделением секрета и закупоркой протоков сальных желез кожи под действием эстрогенов. Лечения они обычно не требуют и проходят самостоятельно через 1–2 недели.

Часто родителей тревожит то, что кожа и склеры глаз ребенка желтеют после рождения. Если желтуха выражена слабо, появилась после 2-го дня жизни или позже, не нарушает состояния ребенка, цвет мочи и кала при этом не меняется, то это – физиологическая желтуха новорожденных. Она обусловлена временной незрелостью ферментной системы печени и, как следствие, затрудненного транспорта билирубина. Обычно физиологическая желтуха исчезает до 14-го дня жизни. Но если желтуха, даже незначительная, появляется в первые сутки после рождения, затягивается на более длительный срок, усиливается со временем, сопровождается ухудшением состояния новорожденного, речь может идти о патологической желтухе. В таком случае необходимо срочно обратиться к педиатру.

Возможные осложнения

Взрослые играют огромную роль в успешной адаптации младенца к изменившимся условиям. Абсолютно беззащитный малыш не может самостоятельно выдержать смену окружающей среды (температура, свет, шум), без заботы матери он просто погибнет.

При этом простого ухода (кормление, переодевание, купание) ребенку недостаточно. Если мать не будет налаживать с ним эмоциональный контакт, то этот период займет более продолжительное время и может спровоцировать задержку развития.

По Л. С. Выготскому именно кризис новорожденности формирует у ребенка базовое доверие к миру, уверенность в собственной безопасности. Чтобы этот этап прошел успешно, новорожденный должен чувствовать спокойствие и любовь близкого человека, понимать, что он всегда рядом и реагирует на его крик.

Через маму у ребенка формируется и все отношение к миру, которое окажет влияние и на взрослую жизнь. Когда формируется доверие к ней, то:

  • мир воспринимается надежным и стабильным, в нем есть люди, которые поймут и окажут поддержку и заботу;
  • все трудности в жизни, проблемы и возрастные кризисы переносятся менее травматично и более стойко.

Основной сложностью является то, что не всегда молодая мама может дать ребенку все, в чем он так нуждается в этот период. Иногда кризис новорожденности совпадает с послеродовой депрессией матери. Рождение малыша провоцирует у нее личностный кризис: мама не всегда уверена в своих силах, в том, что знает, как правильно поступать в любой ситуации, не может принять то, что теперь не принадлежит сама себе и не распоряжается своим временем, как хочется.

Чтобы этого не случилось, рядом с мамой и ребенком обязательно должен быть кто-то из близких или опытных людей. Тот, кто сможет оказать поддержку: убедить женщину в том, что лучше нее никто не понимает младенца, даст насладиться контактом с ним, не заботясь о домашних хлопотах, и просто будет готовым помочь.

Рефлексы новорождённого малыша

По наличию и активности рефлексов оценивают работу нервной системы малыша. Жизнеспособность новорождённого обеспечивают безусловные рефлексы. Их делят на 3 группы:

  1. Стойкие.
  2. Транзиторные.
  3. Установочные.

Стойкие рефлексы

Они сохраняются всю жизнь.

К стойким относятся:

  • глотательный;
  • сухожильные рефлексы (постукивание по сухожилию мышцы приводит к её сокращению);
  • роговичный (прикосновение к роговице вызывает смыкание век);
  • надбровный (постукивание над бровью — смыкание век);
  • конъюнктивальный (прикосновение к конъюнктиве — смыкание век).

Транзиторные рефлексы

Проявляются на протяжении некоторого времени, затем исчезают. Они подразделяются на группы в зависимости от уровня их замыкания:

  • оральные (замыкаются в продолговатом мозге);
  • спинальные (центр в спинном мозге);
  • миелоэнцефальные позотонические (их центры в структурах среднего и продолговатого мозга).

Оральные

  1. Поисковый (при поглаживании кожи около рта губы раскрываются и происходит поворот головы в сторону раздражителя). Он существует до 4 месяцев.
  2. Хоботковый (губы складываются в трубочку, как хоботок, при постукивании по ним). Время проявления до 3 месяцев жизни.
  3. Сосательный. Он существует до года.
  4. Ладонно-рото-головной рефлекс Бабкина (проявляется при нажатии на возвышение большого пальца на ладони, ребёнок в ответ открывает рот и наклоняет голову).

Спинальные

К спинальным рефлексам относятся:

  • Защитный (когда ребёнка кладут на живот, он поднимает голову, освобождая дыхательные пути).
  • Рефлекс опоры (в вертикальном положении ребёнок сгибает ножки, а при опускании его на опору выпрямляет их, упираясь в поверхность).
  • Рефлекторная автоматическая ходьба. Проверка начинается также как при опорном рефлексе, только дополнительно ребёнка наклоняют вперед, и он «шагает» по опоре.
  • Хватательный рефлекс (новорождённый хватает предмет, вложенный в его ладонь, и крепко удерживает). Существует до 3 месяцев.
  • Рефлекс Моро. Состоит из двух фаз. Его можно вызвать несколькими способами.

1 фаза — ребёнок широко расставляет руки, как будто летит, и разгибает пальцы (для этого достаточно хлопнуть по поверхности, на которой лежит ребёнок, поднять его или опустить вниз, похлопать по бедру).

2 фаза – ребёнок опускает руки. Вызывается до 4 месяцев.

  • Рефлекс ползания: в положении на животе ребёнок старается ползти. Проявляется до 4 месяцев.
  • Рефлекс Кернига. Используется для оценки состояния оболочек мозга и корешков спинного мозга. Проверяется так: если ногу согнуть одновременно в тазобедренном и коленном суставе, то потом разгибание в коленном суставе станет невозможным. Существует до 4 месяцев.
  • Рефлекс Бабинского: при штриховом растирании внешнего края стопы по направлению от пятки вверх, пальцы разгибаются. Рефлекс помогает в оценке пирамидной системы. Исчезает к 6 месяцам.
  • Рефлекс Переса: проверяется когда ребёнок лежит на спине. Пальцем проводят по середине позвоночника снизу вверх. Реакция ребёнка: крик, спина выгибается, голова и таз поднимаются. Этот рефлекс вызывает боль. Проверяется когда требуется оценить состояние пирамидной системы. Проявляется до 3-4 месяцев.
  • Рефлекс Галанта: ребёнок на боку. Двумя пальцами проводят сверху вниз с двух сторон вдоль позвоночника. Реакция — выгибается спина в сторону давления. Рефлекс угасает к 4 месяцам.

Миелоэнцефальные позотонические рефлексы

Симметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев.

Проверка: при сгибании головы ребёнку, который лежит на спине, происходит вытягивание ног и сгибаются руки в локтях.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев

Проверка: ребёнок на спине. Его голову поворачивают вбок до плеча. В результате конечности на этой стороне расслабляются и разгибаются, а на противоположной сгибаются.

Установочные рефлексы

Они появляются не после рождения, а спустя время.

К ним относятся:

  1. Верхний рефлекс Ландау. Появляется в 4 месяца. Проявляется тем, что ребёнок, находясь на животе, поднимает голову и грудь, опираясь на руки.
  2. Нижний рефлекс Ландау. Возникает в 5-6 месяцев. В положении на животе ребёнок поднимает и сгибает ноги.

При проверке рефлексов оценивается:

  • их наличие;
  • их симметричность;
  • соответствие рефлексов своему времени появления и исчезновения.

Рефлексы должны появляться и исчезать в положенное время. В этом случае ребёнок развивается нормально.

Правила проверки рефлексов:

  1. Ребёнок должен быть сухим и сытым (через час после кормления).
  2. В помещении должно быть тепло и спокойно.
  3. Оценка рефлексов начинается с положения на животе, затем на спине, потом вертикально и в последнюю очередь проверяются болезненные рефлексы.

Предметная и двигательная деятельность

Эти два вида деятельности в младенческом возрасте тесно взаимосвязаны и развиваются вместе в определенной последовательности.

Зрение новорожденного еще довольно слабо развито, глаза видят как бы автономно друг от друга. К началу младенчества они перестают расходиться в разные стороны, кроха умеет сосредотачиваться на предмете, который видит одновременно и четко обоими глазами, – зрение становится бинокулярным.
Начальный период младенчества характеризуется появлением у ребенка комплекса оживления – двигательных и эмоциональных реакций на появление близких людей. С каждым месяцем комплекс проявляется все активнее

Малыш привлекает к себе внимание сначала для общения, затем – для совместных игр.
С 2 месяцев до года малыш последовательно учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать, ходить. Каждый новый навык открывает перед ребенком новые возможности для изучения окружающей действительности, раздвигает доступные границы пространства.
Действия с предметами

К 6 – 7 месяцам рефлекторное хватание постепенно переходит в осознанный, намеренный акт. Затем малыш учится раскрывать ладонь по размеру предмета, захватывать мелкие детали, манипулировать предметами или игрушками. Это еще не полноценные действия с предметами, поскольку они используются не по своему назначению (ребенок их крутит в ручках, стучит по поверхности или друг о друга, тянет в ротик).
К концу года вырабатывается управляемость движений, их произвольность и целенаправленность. Малыш понимает, какой предмет он хочет взять и зачем. Это основа для развития дальнейшей полноценной предметной деятельности.

Собственно, она начинается во время кризиса первого года, когда малыш осваивает навык ходьбы. Теперь его ручки свободны для захвата и манипуляций с вещами или игрушками. «Настоящая» предметная деятельность характеризуется использованием предметов по их назначению. А этого малыш пока не знает. Ему придется самостоятельно научиться этому у взрослых, выработав определенные навыки:

  • понимать назначение конкретных предметов;
  • осваивать способы действий с разными предметами;
  • усваивать технику выполнения этих действий.

Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка

Недоношенным считается ребенок, который родился ранее 38 недель беременности. Новорожденные недоношенные дети, независимо от степени недоразвития, нуждаются в особом уходе, особенно на первых неделях жизни.

Вес недоношенного новорождненного от 500 до 2500 грамм. Длина тела недоношенного ребенка может быть от 27 до 45 см.

Основные клинические внешние признаки незрелого новорожденного:

  1. непропорциональное телосложение
  2. открытые роднички (боковые и малый)
  3. неразвитая жировая клетчатка или ее полное отсутствие
  4. гиперемию кожных покровов
  5. недоразвитие наружных и внутренних половых органов
  6. недоразвитие физиологических рефлексов, характерных для доношенных сверстников
  7. при тяжелой степени встречается слабость или отсутствие мышечного тонуса.

Отличаются такие дети от доношенных новорожденных несостоятельностью, незрелостью практически всех систем и органов организма, вследствие чего для недоношенных младенцев требуется специальный уход.

Причины­­ недоношенности

Преждевременное появление на свет могут спровоцировать многие социальные факторы, а также состояние здоровья будущей матери, ее акушерский анамнез. Статистически выделяют несколько групп факторов риска, при наличии которых женщины имеют высокий риск родить малыша раньше срока:

  • при слишком ранней или поздней беременности (возраст родителей меньше 16-18 или больше 40-45 лет)
  • наличие вредных привычек у женщины
  • плохие бытовые условия
  • наличие профессиональных вредностей
  • высокие риски преждевременных родов могут быть у женщин, у которых интервал между родами составляет менее двух лет
  • хронические заболевания матери
  • патологическое течение беременности
  • аборты в анамнезе, выкидыши, многоплодие, отслойка плаценты

Уход за недоношенным новорожденным ребенком

Если ребенок родился преждевременно, в любом случае (независимо от степени недоношенности) должна проводиться дополнительная врачебная терапия.

  • Во-первых, необходимо обеспечить дополнительный обогрев новорожденного ребенка и рациональную терапию кислородом. Для этого в родильном зале младенца немедленно обсушивают стерильными пеленками и сразу же помещают в инкубатор. Недоношенные дети с массой тела при рождении менее 1800г нуждаются в дополнительном обогреве в течение нескольких недель.
  • При перемещении ребенка в палату, температура воздуха должна быть 24-25°C.
  • Купать недоношенных детей следует не ранее двухнедельного возраста. При этом не каждый день, а через день.
  • Для отслеживания состояния и развития недоношенного ребенка, ежедневно проводится взвешивание. Один раз в неделю измеряется рост, окружность головы и груди.
  • Для нормализации мышечного тонуса, уменьшения числа срыгиваний, а также для увеличения концентрации кислорода в крови, недоношенного ребенка нужно как можно раньше выкладывать на животик.

Правила ухода за новорожденным малышом

После рождения, особенно в первые месяцы жизни малышу требуется тщательный уход и регулярная гигиена. Также тонкости ухода определяются в зависимости от состояния ребенка сразу после родов, подробнее читайте здесь. Даже если новорожденного в роддоме не купали, избегать подмывания не следует. Уже в столь раннем возрасте кроха должен привыкать к гигиене мочеполовых органов в независимости от пола малыша.

С целью снизить риск заболеваний необходим исключительно полноценный уход за кожей, волосами, ногтями. Нельзя забывать о глазках, так как возможно появление дакриоцистита. Мамочкам нужно следить, чтобы не образовывались опрелости под подгузниками.

Важными условиями для ухода считается:

  • Полноценный сон. Родители должны сделать все манипуляции к этому. Нужно подготовить кроватку, прогладить белье, обеспечить комфортную светлую обстановку в комнате, если изначально планируется укладывать новорожденного отдельно.
  • Лучше всего, если кормление будет проводить мать в правильной позе. Оптимально практиковать грудное вскармливание.
  • Делайте новорожденому массаж, оздоровительную гимнастику, выводите на прогулку, если кроха капризничает можно это делать во время сна.
  • Откажитесь от пеленания, оно сковывает движения ребенка.

Физический контакт обоих родителей с малышом – это главная предпосылка для правильного развития. Врачебная практика показывает —  малыши, которые лишены внимания, значительно отстают в развитии от своих сверстников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector