Актуальная информация о моторной алалии
Содержание:
Особенности
В легких случаях сенсорной алалии ребенок хорошо понимает отдельные слова взрослых и даже некоторые фразы. Двусмысленные фразы они понимают только в одном контексте, а собственные мысли выражают достаточно понятно. Но если взрослые вдруг решают усложнить фразу, или поменять в ней порядок слов, у детей начинаются проблемы. Более тяжелые формы алалии доставляют детям и их родителям серьезные неприятности. Любые слова не вызывают у ребенка никакой ответной реакции, так как головной мозг не воспринимает их как раздражители. Это значит, что ребенок совсем не понимает взрослых, и говорить им что-либо в ответ тоже не спешит. В некоторых случаях дети начинают понимать смысл сказанного только после того, как проговорят эту фразу самостоятельно.
Примерно 70% детей с диагнозом алалия не имеют каких-либо проблем со слухом, а у оставшихся 30% данная патология связана с нарушением развития органов слуха. Как ни странно, второй случай лечить легче, так как после возврата нормального слуха ребенок быстро догоняет сверстников в развитии. Гораздо труднее помочь детям, у которых слух в норме. В разные периоды времени ребенок может то слышать, то не слышать звуки одинаковой громкости и частоты, так как это зависит от состояния его головного мозга. Развивающие занятия с ним проводить при этом тяжело, так как ребенок быстро утомляется от звуковых раздражителей и не реагирует на указания врача или воспитателя.
Еще один симптом сенсорной алалии – гиперакузия – то есть повышенная чувствительность к другим звукам, не связанным с речью. Даже здоровым взрослым людям бывает неприятно слышать, к примеру, движение стеклореза по стеклу, а у детей с алалией таких раздражителей еще больше. В раннем возрасте, когда ребенок часто плачет и кричит, это можно списать просто на дискомфорт, который вызывается громкой музыкой или другими раздражителями. Но если довольно большой ребенок при некоторых звуках начинает плакать, затыкать уши, впадать в панику и убегать из комнаты, его нужно показать специалисту для обследования.
При сенсорной алалии у ребенка страдают функции памяти. Это выражается в том, что он не может соотнести произнесенное слово с предметом (вспомнить его образ или, наоборот, назвать предмет при виде его). Нарушается фонематическое восприятие; ребенку нужно повторить слово более 20 раз, чтобы понять и запомнить его. Если же используются близкие по звучанию, но разные по значению слова (омонимы), то ребенок так и не сможет понять, о чем именно идет речь.
Голос у детей, страдающих алалией, отличается звонкостью, однако окружающим он кажется «мертвым». Речь такого ребенка носит механический характер; она отличается многочисленными ошибками в ударениях, перестановкой слов во фразах и заменой отдельных слогов
Внимание детей рассеяно, им трудно сконцентрироваться на выполнении какого-либо задания, при этом ведут они себя беспокойно и суетливо. При этом на изменения интонации и громкости голоса дети реагируют хорошо, а сами в общении со сверстниками и взрослыми активно используют жесты
Более того, при легких формах сенсорной алалии дети могут говорить вполне плавно и свободно, однако они испытывают проблемы с подбором нужных слов, расстановкой ударений и выборе интонации. На фоне непонимания со стороны окружающих, и в особенности – других детей, у них развиваются психические расстройства и появляются задержки в интеллектуальном развитии.
Симптомы и классификация алалии у детей
Алалия подразделяется на моторную и сенсорную, может быть сочетание обоих видов – смешанная алалия.
Симптомы моторной алалии у ребенка
Это наиболее часто встречающийся вид речевого отклонения. При моторной алалии малыш знает и понимает, о чем говорят люди. Также знает, что именно он хочет сказать. Но речь дается ему с большим трудом.
Проявляется он плохой координацией движений. Малышу сложно застегнуть пуговицы, завязать шнурки, сложить мозаику. Такие дети неповоротливы и малоактивны или, наоборот, гиперактивны.
Словарный запас таких детей очень скуден, все возрастные навыки говорения появляются значительно позже срока. Преобладают обиходные существительные в именительном падеже. Запоминание и произношение новых слов дается с большим трудом.
Основа речи – простые короткие предложения, отсутствует связная речь. Малышу тяжело отделить главное от второстепенного, определить последовательность событий. Часто наблюдается заикание.
Отставание в развитии происходит из-за речевого недоразвития. Если речь удается наладить, такой малыш-алалик нагонит своих сверстников по всем показателям.
Сенсорная алалия у детей – признаки
При сенсорной алалии у ребенка затруднено понимание речи окружающих, при этом он хорошо их слышит. Дети с сенсорной алалией могут хорошо говорить, однако речь их представляет несвязный набор слов, они не понимают, о чем они говорят. Часто повторяют то, что услышали, добавляют обрывки слов и слогов, их речь представляет из себя логорею – словесный салат.
В тяжелых случаях полностью отсутствует понимание речи. Иногда понимание носит ситуативный характер. Однако, поменяв слова в понятном предложении местами, добавив или заменив слова, сохраняя смысл, понимание утрачивается.
Тяжелые нарушения речи приводят к задержкам интеллектуального развития
Такие дети не удерживают внимание, часто отвлекаются, быстро утомляются. Они импульсивны, подвижны или, наоборот, замкнуты, инертны
Сенсорная и моторная алалия
Чисто сенсорные алалики встречаются редко. Чаще встречается смешанная, сенсомоторная алалия у детей, что говорит о связи речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Профилактика
В целях профилактики развития моторной алалии следует обеспечить все необходимые условия для нормального протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка. Для этого женщинам в период беременности рекомендуется выполнение ряда профилактических мер:
- при наступлении беременности следует вовремя стать на учет, своевременно проходить все необходимые обследования и выполнять рекомендации врача;
- минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями, своевременно лечить имеющиеся заболевания;
- избегать травмоопасных занятий;
- избегать чрезмерных физических нагрузок;
- отказаться от вредных привычек;
- сбалансировано питаться;
- выполнять комплекс упражнений гимнастики для беременных.
Для обеспечения ребенку нормального развития рекомендуется:
регулярно посещать педиатра и других врачей (по необходимости); делать ребенку необходимые по возрасту прививки (при отсутствии противопоказаний); выполнять с ребенком развивающие упражнения, подходящие для его возраста; избегать травмирования ребенка, особенно травм головы; доброжелательно общаться с ребенком, уделять ему внимание, разговаривать с ним; поддерживать нормальный психологический климат в семье
Коррекционное воздействие
Независимо от вида болезни, проводится комплексная коррекция. Ребенку с алалией предоставляется помощь в специальных учреждениях.
Должна проходить работа с речевыми функциями на фоне медикаментозного лечения, которое направлено на ускорение созревания структуры головного мозга. Важную роль играет развитие общей моторики рук, а также психической функции, например, мышления, памяти, внимания.
Поскольку нарушение обладает системным характером, коррекцию расстройства ведут по всем речевым фронтам. Если у ребенка моторная форма болезни, необходимо стимулировать активность речевой функции, вести работу по наполнению не только активного, но и пассивного словаря. Требуется также развивать связную речь вместе с произношением. В логопедические занятия должна входить логоритмика и логопедический массаж.
При сенсорной форме патологии ставят цель по овладению звуками различного характера, а также словесной дифференциацией. В процессе пополнения словаря и формирования фонематического восприятия станет возможно развитие речевой функции.
Также рекомендуется относительно ранее обучение ребенка-алалика грамоте. Подобный навык позволит укрепить изученный материал, а также вести контроль устной речи.
Причины и факторы риска
Самыми частыми причинами возникновения алалии у детей являются нарушения, когда мозг ребенка только формируется внутри утробы матери.
Способствуют неправильному развитию речевых центров у ребенка такие причины, как:
- Резус-конфликт между матерью и ребенком;
- Недоношенность;
- Внутриутробные инфекции;
- Родовые травмы;
- Асфиксия, внутриутробная гипоксия плода;
- Плацентарная недостаточность;
- Угрозы во время беременности.
Неправильный образ жизни, хронические заболевания у матери, гестоз, токсикоз, наличие вредных привычек, падения во время беременности могут также послужить причинами возникновения алалии у детей.
В детском возрасте сенсо-моторная алалия может возникнуть вследствие таких тяжелых заболеваний, как:
- Краснуха;
- Менингит;
- Энцефалит;
Дети с диагнозом сенсо-моторная алалия находятся в «зоне риска», поэтому болезнь может усугубиться и иными причинами, такими как частые ОРВИ, пневмония, рахит, заболевания эндокринной системы.
Болезнь также может быть спровоцирована отсутствием должного внимания в семье, педагогической запущенностью со стороны родителей, когда с ребенком мало разговаривают и не занимаются, а также при недостатке общения с другими детьми.
Моторная алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким, которое может быть обусловлено негативным воздействием многих факторов. К основным причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых центров коры головного мозга, относятся:
- инфекционные заболевания, заражение которыми происходит внутриутробно или во время родов;
- гипоксия плода;
- токсикозы;
- травматизация плода (например, при падении беременной женщины);
- высокий риск самопроизвольного прерывания беременности;
- наличие у беременной женщины хронических заболеваний (артериальная гипо- или гипертензия, сердечная или легочная недостаточность и пр.).
Моторная алалия возникает вследствие поражения речевых центров головного мозга
Кроме того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность, черепно-мозговые травмы, энцефалит, менингит, некоторые соматические заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы.
Виды алалии
При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.
Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.
При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.
В медицинской практике встречаются две формы алалии у детей:
-
Моторная алалия сопровождается органическим поражением коркового отдела речедвигательного анализатора. При таком диагнозе у ребенка возникают проблемы с развитием собственной речи, но понимать разговор чужих людей ребенок в состоянии. Поражение мозгового центра Брока приводит к тому, что моторная алалия может проходить несколько уровней:
- первый уровень характеризуется полным отсутствием понимания обращенной речи;
- на втором уровне у ребенка наблюдаются некоторые особенности речи;
- для третьего уровня свойственна речь с большим количеством грамматических ошибок.
- При сенсорной алалии у ребенка происходит недоразвитие импрессивной речи, то есть происходит разрыв между звуковой оболочкой слова и его смыслом. При таком виде патологии возникает нарушение понимания обращенной к ребенку речи, однако, при этом наблюдается сохранный слух и способности к развитию активной речи. Основной причиной развития сенсорной алалии является поражение коркового конца центра Вернике и его проводящих путей.
Заметить появление симптоматики сенсорной алалии можно уже с двух лет, когда отделы головного мозга ребенка становятся более-менее развитыми и ребенок пытается сказать первые слова. Можно выделить некоторые наиболее яркие симптомы сенсорной алалии:
- появление проблем с движением;
- несформированность навыков самообслуживания;
- сильная раздражительность;
- заметное отставание в умственном развитии от сверстников;
- общение с взрослым в основном проходит на уровне жестов;
- возникают проблемы в проведении речевых операций.
Выделяют следующие виды алалии:
- Моторная алалия (экспрессивная)
- Сенсорная алалия (импрессивная)
- Смешанный тип (сенсомоторная алалия или моторносенсорная)
Такая классификация алалии введена В.А.Ковшиковым, известным российским логопедом, который занимался глубоким изучением речевых нарушений у детей.
Характерная черта алалии – недоразвитая речь, когда ребенок произносит только звуки или слоги, первые или последние в слове.
Моторная
Моторная алалия возникает при нарушении связи мозговых речевых центров (Брока и Верника) с органами речевого аппарата. Многие дети, имеющие данный диагноз не овладевают языком вплоть до поступления в школу.
Причины:
- Внутриутробное органическое поражение головного мозга
- Множественные повреждения обоих полушарий головного мозга.
Признаки нарушения:
- Аграмматизм (неправильное построение предложений, неверное использование форм и падежей слов)
- Расстройства поиска слов
- Нарушение слоговой структуры слов
Если у ребенка моторная алалия он может научиться разговаривать, но так и не научиться писать.
Важные критерии диагностики алалии у детей:
- Замедленный темп усвоения языка
- Патологическое развитие языка
- Сохранность слуха
- Понимание обращенной речи
Сенсорная
Характерным признаком сенсорной алалии является эхолалия, когда ребенок бессмысленно повторяет обращенную к нему речь взрослого.
Сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующиеся нарушением понимания речи. Оно связано повреждением левой верхней височной извилины головного мозга, так называемого центра Верника.
При сенсорной алалии у ребенка нарушается фонематический слух и, как следствие, восприятие речи. Ребенок не понимает обращенную к нему речь и поэтому не говорит.
Признаки нарушения:
- Навязчивое и бессмысленное произнесение звуков и их сочетаний (персеверация).
- Неосознанное повторение чужих слов (эхолалия).
- Объединение нескольких слов в единое слово (контаминация).
Формы алалии
Согласно классификации по В. А. Ковшикову выделяют такие формы алалии:
- моторная (экспрессивная);
- сенсорная (импрессивная);
- смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная в зависимости от преобладания нарушения развития экспрессивной или импрессивной речи).
Моторная алалия, в свою очередь, в зависимости от локализации поврежденного участка подразделяется на:
- афферентную – поражаются нижние теменные отделы левого полушария, чему сопутствует кинестетическая артикуляторная апраксия;
- эфферентную – поражаются премоторные отделы коры головного мозга.
Существует две разновидности этого дефекта:
Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.
В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.
Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.
Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.
Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.
Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.
Лечение детской алалии
Детскую алалию любой формы лечат комплексным методом: медицинское лечение, психологическая и педагогическая коррекция. Для больных детей существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, коррекционные центры, санатории.
Медикаментозная терапия проводится с целью стимуляции развития структур головного мозга. Показаны неотропные препараты (Энцефабол, Гаммолон, Цераксон, Когитум, Кортексин), назначающиеся как монотерапия. Оптимальная дозировка, курс лечения определяется лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка.
Физиотерапия
Детям с диагнозом «Общее речевое недоразвитие» рекомендуется проходить курсы физиотерапии. Хорошие результаты достигаются водолечением. Эта процедура предусматривает химическое, термическое, механическое воздействие водой на организм. Она является иммуностимулирующим, расслабляющим, тонизирующим, общеукрепляющим средством. В качестве вспомогательного лечения применяют также лазеротерапию, магнитотерапию.
Лечение алалии обоих видов рефлексотерапией подразумевает стимуляцию мозговых отделов электрическими импульсами. Процедура проводится путем раздражения рефлексогенных точек на теле. Такая манипуляция активирует рефлекторные нейро – гуморальные механизмы определенных органов.
- Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков
- Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
- Игры по развитию мелкой моторике рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
- Проведение логопедического массажа широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком.
Лечение недоразвития речи носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат.
Клиника, симптомы моторной алалии
Как проявляется алалия, какая клиника у этого заболевания? Симптомы моторной алалии: ошибки в произношении звуков, изолированное звукоподражание, пропуски, искажение, смешивание звуков, парафразия, замена звуков, небольшой объем словаря, говорит очень мало слов, специфические аграмматизмы, сложность запоминания зрительного образа, грубые ошибки словообразования и словоизменения, шаблонизация, грубое отставание речевого развития, восклицания, трудности составления предложения или рассказов, лепетные слова, нарушено вербальное логическое мышление, психо-патологические изменения, нарушение памяти, плаксивость, импульсивность, расторможенность, застенчивость, сложность воспитания.
Симптомы алалии
Общая клиническая картина заболевания характеризуется поздним появлением речевых реакций у ребенка, скудностью словарного запаса, неправильным звукопроизношением и нарушением фонематических процессов. У детей-алаликов часто наблюдаются невротические реакции на свою бессвязную речь, вторичная задержка психологического развития, аграмматизм.
Они быстрее устают, по сравнению со сверстниками, обладают пониженной подвижностью и плохо концентрируют внимание. Если заболевание вовремя не начать лечить, в процессе школьного обучение алалия может перейти в нарушения письменной речи – дисграфию или дислексию
Помимо общей симптоматики, в зависимости от формы патологии, могут присутствовать и другие признаки речевых отклонений.
Моторная
К характерным признакам этого типа патологии относят недоразвитость первичных речевых проявлений. Они будут заметны с самого рождения малыша. Такие дети не умеют гулить, а их лепет сводится к монотонному произношению отдельных звуков. По особенностям поведения такие малыши могут быть гиперактивными или, наоборот, малоподвижными. Многие из алаликов имеют сниженную концентрацию внимания, быстро устают.
Становясь старше, такие дети с трудностями обучаются навыкам самообслуживания – не могут самостоятельно застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, одеться. Неврологическая симптоматика моторной алалии выражается в слабом развитии мелкой моторики рук, плохой координацией движений, неловкостью. У алаликов часто страдает и интеллектуальное развитие, пробелы в котором восполняются со временем развития правильной речи. На фоне неречевой активности может появиться заикание.
Фразовый запас у алаликов с моторной патологией очень скудный. Новые слова запоминаются с большим трудом. Такие малыши часто неуместно вставляют фразы, заменяют сложные речевые конструкции простыми обиходными терминами. Характерной чертой моторной алалии считается преобладание в словаре ребенка существительных в именительном падеже на фоне резкого отказа от использования других частей речи. В запущенных случаях при моторной алалии могут вместо слов могут проскальзывать «лепетные» фразы и звукоподражание с активной жестикуляцией и мимикой у ребенка.
Сенсорная
При этой форме алалии ведущим симптомом является нарушение восприятия смысла речи окружающих на фоне хорошего слуха у ребенка. Активность малышей с сенсорной алалией повышена, но их речь представляет собой набор непонятных звуков, словосочетаний, обрывков слов. В монологе таких пациентов присутствуют:
- множественная персеверация – навязчивое повторение слогов, букв, звуков;
- парафазия – искусственное создание слов;
- эхолалия – неконтролируемое повторение чужих слов;
- контаминация – объединение части разных слов в одно целое;
- элизия – пропуск слога в слове или фразе с целью облегчения произношения.
Сенсорная алалия грубой формы характеризуется полным отсутствием понимания речи, но даже если ребенку и понятен смысл сказанного в определенном контексте фразы, то при изменении темпа голоса, смены порядка слов в предложении понимание теряется. Часто для восприятия слов взрослых такие дети пользуются техникой чтения по губам. Грубое нарушение речи приводит к вторичным изменениям личности, задержке интеллектуального развития.
Классификация и симптомы алалии
Учеными было придумано несколько классификаций этого заболевания. В основе каждой из них лежит отдельный фактор систематизации: зона поражения мягких оболочек, степень прогрессирования болезни, принцип развития заболевания. Но чаще всего используют систему ученого В.А. Ковшикова. Она считается универсальной и может дополняться другими только для получения полной картины диагноза. Анализируя данную систему, стоит выделить три ее составляющие: сенсорную, моторную и смешанную алалию.
Симптомы моторной алалии
Если прослеживается признак моторной патологии, то характерными будут не только речевые ее проявления, но и нарушения в деятельности нервной системы. Очень часто родители отмечают плохую моторику рук: ребенок не может держать мелкие предметы, завязывать шнурки, складывать пазлы. Помимо этого такие дети имеют плохую память. Они рассеяны, забывчивы и часто раздражаются по мелочам. Малыш, у которого наблюдается моторный вид алалии, очень быстро устает и выглядит слегка заторможенным. Если проблемой заняться вовремя, то эти проявления можно устранить.
Симптомы сенсорной алалии
Пациент, который страдает таким видом заболевания хоть и с трудом, но все-таки поддается терапии. Он лишен способности членораздельно разговаривать, но при этом может воспринимать речь на слух и осознавать ее. При наличии сенсорной патологии, симптомы алалии у детей будут следующими:
- высокая чувствительность органов слуха к слишком резким и громким звукам;
- повышенная речевая активность, несмотря на то, что речь составляет собой набор несвязанных между собой звуков;
- частое повторение слов и отдельных фонем за окружающими людьми, нередко перерастающее в навязчивую форму;
- общение осуществляется при помощи мимики или активной жестикуляции;
- восприятие речи и ее понимание часто зависит от ситуации и эмоционального равновесия;
- плохое распознавание паронимов или созвучных словосочетаний;
- высокая отвлекаемость и отсутствие интереса со стороны ребенка, имеющего сенсорный вид алалии.
Смешанная симптомы
Если диагностировали смешанный тип алалии, который также часто называют тотальным, то им стоит заниматься с малышом особенно усердно. Дело в том, что ребенок с данной формой патологии во всех случаях не может воспроизводить речь в любом ее проявлении. Кора головного мозга, отвечающая за формирование слогов, отдельных слов, предложений, полностью поражена
Важно понимать, что пациент не только не может говорить, но также не понимает того, что говорят ему окружающие. По сравнению с двумя предыдущими видами патологии, этот лечить очень сложно, ведь у него явно прослеживается умственная отсталость
Коррекция алалии
Если ребенку поставили такой диагноз, важно как можно скорее начать лечение. Терапия зависит от тяжести и формы патологии
Лечение проводится по нескольким направлениям. Так, ребенку назначают логопедические упражнения. Они могут проводиться в индивидуальном порядке или во время совместных занятий. Достигнуть положительного результата удается лишь в случае систематических продолжительных занятий. Работа ведется под руководством логопеда, который поможет ребенку овладеть правильным произношением отдельных слогов и слов, а также позволит начать распознавать речь по его звучанию.
Дополнительно проводится логопедический массаж. Метод считается эффективным дополнением к упражнению. Он способствует развитию отдельных мышц полости рта, которые отвечают за правильное произношение. Процедура может выполняться вручную или с использованием специального зонда.
Применяется и медикаментозная терапия. Ребенку назначают лекарственные препараты, которые стимулируют кровоснабжение мозга. Дополнительно выписывается витамины B12 и B15
Большое внимание уделяется рациону. Питание должно быть сбалансированным
Ребёнка могут направить на физиотерапевтические процедуры. Лечение назначается курсами. Оно проводится в зависимости от состояния ребенка. Возможно осуществление водолечения, лазеротерапии, магнитотерапии и ряда других физиотерапевтических воздействий.
Иногда проводится рефлексотерапия. Суть метода состоит в стимулировании участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к созданию новых нервных связей, которые способствуют облегчению обучения. Однако метод используется только в отношении детей, возраст которых больше 9 лет.
Дальнейший прогноз напрямую зависит от времени начала лечения, подходов к его осуществлению и системности воздействия на все речевые компоненты. Речевой процессор должен формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятный прогноз врачи дают при моторной алалии. В случае остальных разновидностей заболевания прогноз неоднозначен. Всё зависит от того, насколько сильно поражён головной мозг.