Мата хари — биография, информация, личная жизнь
Содержание:
- На тропе шпионажа
- Оценка деятельности
- Настоящая Мата Хари
- Пара слов о детстве и настоящем имени
- Арест и казнь
- Арест и казнь
- Инструкция не сработала, или нерайская жизнь на райском острове
- В культуре и искусстве
- Успех
- Тюрьма и смертный приговор
- Рутгер Хауэр
- Двойной агент
- Как правильно сыграть на мужском естестве? Спросите Мата!
- Контрвербовка
- Танцовщица
- Индонезия
На тропе шпионажа
Частые передвижения танцовщицы вызвали подозрения у французской контрразведки, которая проявляла активность в Испании на момент ее триумфального танцевального тура по европейским странам
Дополнительное внимание привлекает ее роман с помещиком при военной должности, лейтенантом Альфредом Кипертом, с которым Мата Хари познакомилась летом в 1906 году в Берлине
Она также сопровождала любовника на военных маневрах в Селезии, проходивших в сентябре того же года. Нет никаких свидетельств о точной дате вербовки и обстоятельствах, которые подтолкнули женщину к этому.
Французы заподозрили танцовщицу в шпионаже в пользу Германии в 1916 году. Наблюдательная куртизанка поняла, что ее деяния рассекречены, и добровольно пришла к представителям французской контрразведки. Там она предложила себя в качестве шпиона.
Присвоив агенту кодовое имя Н-21, французы отправили танцовщицу в Мадрид в начале 1917 года с проверочным заданием. Во время его выполнения был получен приказ от немецкой разведки незамедлительно отправиться во Францию. Французы перехватили радиосигнал, и благодаря этому были получены доказательства двойного шпионажа.
Оценка деятельности
Большинство историков считает, что вред от деяний Маты Хари (то есть эффективность её как разведчицы) был сильно преувеличен — едва ли сведения, реально добытые ею (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны.
Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней».
Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Маты Хари с представителями французской военной и политической элиты, опасность огласки которых могла стать мотивом вынесения ей смертного приговора.
Настоящая Мата Хари
Оказавшись в крайне затруднительном материальном положении, Мата Хари отправляется в Париж. Там она устраивается на работу цирковой наездницей под именем «леди Греша Мак-Леод».
Но уже с 1905 г. она становится известной, как Мата Хари – танцовщица восточного стиля. Надо сказать, что в начале 20 века в европейских кругах особенно заметно было увлечение востоком. Именно на этом заработала свою мировую славу другая известная танцовщица – Айседора Дункан, жена Сергея Есенина.
Что же представлял собой «восточный стиль» Мата Хари? Это было нечто среднее между священными танцами древнего востока и стриптизом. Она танцевала не как Дункан, в прозрачных одеяниях, а вообще, полностью обнаженной. Кроме украшений на ее соблазнительном теле были лишь аксессуары, прикрывающие грудь, которая у нее была не очень удачной.
Газеты о ней писали: «Эта обнаженная танцовщица – новая Саломея, заставляющая терять головы любых мужчин». А сама она о себе говорила так:
Надо сказать, что эта самооценка была близка к реальности. Глядя на фотографии, которые мы приведем в конце статьи, можно сравнить их с фотографиями других красавиц того времени. Из этого становится ясным, что назвать Маргарет красавицей в буквальном смысле слова нельзя. Добавим к этому отсутствие хореографии, и невольно возникает вопрос: почему ее так обожествляли современные мужчины?
В 1910 году
Сама Маргарет Зелле всячески мистифицировала свой образ. Ее эротические выступления привлекали к ней массу народа, а она рассказывала, что якобы воспитывалась в монастыре, что приходится дочерью короля Эдуарда VII и является экзотической принцессой.
Известен случай, когда она заплатила одному индусу, чтобы тот прибежал к ней на сцену во время выступления и, упав на колени, начал слезно о чем-то просить на непонятном языке. Прессе она потом рассказывала, что это посланник от ее матери из Индии. Якобы он умолял ее вернуться домой и выйти замуж за знатного принца.
Все это слагаясь в единое целое, принесло ей небывалый успех не только в Париже, но и других европейских столицах. Настоящая Мата Хари становится куртизанкой, и заводит любовные связи со многими высокопоставленными политиками Европы, включая Германию и Францию.
Тем не менее, денежные проблемы у нее остаются. Несмотря на множество драгоценных подарков от своих любовников, она продолжает брать долги. Есть обоснованные подозрения, что все деньги она спускала на карточные игры, которыми была сильно увлечена.
Пара слов о детстве и настоящем имени
Имя Мата Хари кажется весьма нестандартным для Нидерландов начала XX века. И неудивительно, ведь настоящее имя Мата, данное при рождении — Маргарета Гертруда Зелле.
Она родилась 7 августа 1876 в небольшом городке Леувардене, что находится в провинции Фрисландии в Нидерландах.
Ее отец владел небольшим магазином, и в свое время хорошо поднялся на инвестициях, поэтому Маргарета росла в обеспеченной семье. Она ходила в школы для высшего сословия и считалась одной из лучших учениц, а родители старались, чтобы дочь ни в чем не нуждалась.
Но период семейного благополучия закончился, когда отец стал банкротом. Это произошло в 1889 году, а вскоре после этого родители подали на развод. Не выдержав моральных напряжений, мать Маргареты заболела — и скончалась в 1891 году.
Дочь была отправлена в город Снек, где жил ее крестный, а немного позже, когда встал вопрос о получении дальнейшего образования, девушка переехала в город Лейден. Там она поступила в заведение, где обучались будущие воспитатели детских садов.
Арест и казнь
Арестовывать ее пришли 13 февраля 1917г. До последнего момента она верила в своих богатых покровителей и их заступничество, но на следствии никто не выступил в ее защиту. А когда ей зачитали показания Маслова, высказавшегося коротко и ясно о том, что «интрижка с танцовщицей не имела для него значения, и он уже думал бросить ее», она лишь прошептала, что ей больше нечего сказать. Перед казнью она добавила, что обвинители не могут сделать ей ничего более страшного, чем сделала с ней любовь.
Ранним утром 15 октября того же года Мата Хари была выведена на казнь. Отказавшись от повязки на глаза, она смотрела в лицо 12 стрелкам, а затем послала им воздушный поцелуй со словами «Я готова, господа». Говорят, в ее сердце попала лишь одна пуля, остальные полетели в воздух. Тело, обладать которым мечтали сотни мужчин, оказалось никем не востребованным и было отдано в анатомичку.
Арест и казнь
Мата Хари в день своего ареста, 13 февраля 1917 года
13 февраля 1917 года Мата Хари, тотчас же по возвращении в Париж, была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время.
Суд над ней начался 24 июля и проходил при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат (сами материалы суда до сих пор засекречены, однако некоторые сведения проникли в печать). На следующий день нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни.
Тюремные фотографии Маты Хари перед казнью
Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция — безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе. В камере, где она провела последние дни своей жизни, адвокат предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи. В то утро за ней пришла стража, попросила одеться — женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Завтрак был немедленно подан. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание.
Расстрел был произведён 15 октября 1917 года на военном полигоне в Венсене. После казни начальник расстрельной команды подошёл к телу и для верности выстрелил из револьвера в затылок.
Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла; по мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные части тела Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении не сохранилось.
Инструкция не сработала, или нерайская жизнь на райском острове
Неизвестно, тешила ли себя Маргарета надеждами на спокойную жизнь с мужем, но он не дал ей возможности почувствовать себя счастливой женой. Супруги переехали на остров Яву, который, на тот момент, относится к голландской Ост-Индии, где пытались построить крепкую семью.
Но брак разочаровал обоих. Рудольф в большей мере интересовался крепкими спиртными напитками, нежели молодой красавицей-женой, которую с успехом заменяли многочисленные любовницы.
Он любил периодически упрекнуть супругу — дескать, это она виновата в том, что он — полный неудачник, и не продвигается по службе. Несмотря на это, Маргарета родила Рудольфу двоих детей: сына Нормана-Джона и дочь Жанну-Луизу.
Даже дети не смогли удержать Грету. Не выдержав домашних скандалов, она переехала к своему любовнику Ван Редесу. Ходили слухи, что она изменяла мужу и с другими голландскими офицерами, и вообще пустилась во все тяжкие, пытаясь побольнее отомстить супругу.
В этот же период она начала посещать танцевальные занятия, особенно ее заинтересовали национальные индонезийские танцы.
Муж уговорил Маргарету вернуться — она согласилась, но Рудольф не остепенился.
Избавиться от гнетущей депрессии помогали только танцы и погружение в местную культуру. Именно там Маргарета придумала себе псевдоним — и впервые им назвалась в письме к родственникам.
Мата Хари — словосочетание, которое на малайском языке означает «солнце». Дословно: «мата» — глаз, а «хари» — день.
В 1899 году в возрасте двух лет умирает сын Греты. Причина доподлинно неизвестна — но, скорее всего, это были осложнения сифилиса, которым ребенка наградили родители. Они же отрицали факт наличия «неприличного» заболевания, утверждая, что малыша отравила прислуга.
Дочь прожила намного дольше сына, но в возрасте 21 года умерла со схожими симптомами.
В культуре и искусстве
Мата Хари на портрете нидерландского художника Исаака Исраэлса (1916)
Роль великосветской шпионки, сыгранная ею с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мате Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам XX века.
- Уже в 1920 году о ней был снят фильм «Мата Хари» с Астой Нильсен в главной роли, а позже вышло несколько ремейков.
- В 1982 году немецкая группа Dschinghis Khan посвятила ей песню (альбом «Helden, Schurken und der Dudelmoser»).
- В 1982 году в лондонском Lyric Theatre, Hammersmith состоялась премьера мюзикла Лейны Лович, Криса Джадж Смита и Леса Чаппелла «Мата Хари» («Mata Hari»).
- В 2009 году режиссёром Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари» на музыку А. Киселева (либретто А. Киселев, А. Вулых), главные роли в котором исполнили Т. Дольникова, В. Ланская, Н. Громушкина, О. Акулич, Э. Виторган и певец Александр Фадеев.
- В 2010 году в Москве стартовал мюзикл «Любовь и Шпионаж» на музыку М. Дунаевского, поставленный по пьесе Е. Греминой «Глаза дня» с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях.
- 16 сентября 2010 года в Москве, на большой сцене театра «Театр Луны» (художественный руководитель Сергей Борисович Проханов), состоялась премьера спектакля «Мата Хари: „глаза дня“» (режиссёр Дарья Попова).
- Выпущена компьютерная игра «Секретные миссии. Мата Хари и подводные лодки кайзера».
- В 8-м эпизоде 2-го сезона сериала «Хранилище 13» чулки Маты Хари были артефактом, имеющим свойство соблазнять мужчин, к ним прикасавшихся.
- Упоминается в романе Д. Х. Чейза «Дело лишь во времени».
В литературе
- Марк Алданов в 1932 году напечатал очерк «Мата Хари»
- Лейла Вертенбейкер. Жизнь и смерть Мата Хари, роман. — Москва, издательство «Пресса», 1992, тираж 100 000 экз., перевод с англ. В. В. Кузнецова
- Елена Гремина. Пьеса «Глаза дня»
- Пауло Коэльо. Мата Хари. Шпионка — М.: АСТ, 2016. — ISBN 978-5-17-099182-2
- Мата Хари является одним из героев книг «Охотники» и «Охотники-2» литературного проекта «Этногенез» издательств «Популярная Литература» и «АСТ», начавшегося весной 2009 года
- Образ Маты Хари присутствует в серии книг «Мы, боги» (2004), «Дыхание богов» (2005), «Тайна богов» (2007) французского писателя и философа Бернара Вербера
Киновоплощения
Расстрел Маты Хари.Кадр из фильма-реконструкции 1920 года
Мата Хари. Скульптура в Леувардене
- Аста Нильсен — «Мата Хари» (Германия, 1920), «Шпионка» (1921)
- Магда Соня — «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927)
- Грета Гарбо — «Мата Хари» (1931)
- Делия Кол — «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937)
- Мерли Оберон — «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957)
- Бетти Марсден — «Carry on Regardless» (Англия, 1961)
- Грета Ши — «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962)
- Франсуаза Фабиан — «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964)
- Жанна Моро — «Мата Хари» / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964)
- Луиза Мартини — «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966)
- Кармен де Лирио — «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968)
- Джоан Гербер — «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970)
- Жа Жа Габор — «Up the Front» (Англия, 1972)
- Хелена Каллианиотис — «Shanks» (США, 1974)
- Жозин ван Далсум — «Мата Хари» (телесериал, Нидерланды, 1981)
- Жанна-Мари Лемер — «Légitime violence» (Франция, 1982)
- Сильвия Кристель — «Мата Хари» (США, 1985)
- Домициана Джордано — «Хроники молодого Индианы Джонса» / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993)
- Мабель Лозано — «Бласко Ибаньес» / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997)
- Джоана Келли — «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002)
- Марушка Детмерс — «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003)
- Сувархала Нараянан — «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006)
- Фиби Холливелл (Алиса Милано) — «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (англ. Used Karma) (телесериал, США, 1998—2006)
- Ваина Джоканте — «Мата Хари» (телесериал, Россия, 2016)
Успех
Вслед за первым успехом пришла настоящая слава. Ее имя в короткий срок облетело всю Европу. Ей рукоплескали в Испании, Германии, Италии и, конечно же, во Франции, ее звали на лучшие сцены. Для придания образу большей таинственности и экзотичности Маргарета не только окончательно сменила имя на псевдоним, но и придумала красивую и загадочную историю о папе радже и матери танцовщице из буддийского храма, которая умерла в 14 лет при родах, после чего маленькая Мата воспитывалась при храме, где и научилась танцевать.
В деньгах она более не нуждалась, имея оглушительный успех у мужчин, которые с готовностью бросали к ее ногам золото, меха и бриллианты. Она купалась в любви, славе и роскоши, меняя одного богатого любовника за другим. Выходя на сцену, она чувственным голосом она объявляла публике, что танцы ее сакральны и наполнены смысла, что они передают священные буддийские тексты, и каждое движение в них — это зашифрованное в танце слово божественного писания. Позже она признается, что никогда не умела танцевать, к тому же страдала плоскостопием, а люди шли на нее смотреть единственно из-за того, что она обнажала свое тело.
При этом она никогда не забывала пережитый когда-то отказ в профессии натурщицы из-за маленькой груди и никогда не обнажалась полностью, обычно оставаясь в бюстгальтере, представляющем собой тонкие инкрустированные металлические пластины. Кроме него, на ней оставались лишь массивные браслеты на ногах, запястьях и предплечьях. Справедливости ради надо сказать, что с годами Мата Хари все же научилась очень неплохо двигаться, что позволило ей уже не раздеваться на сцене на четвертом десятке жизни, когда показывать публике было уже особо нечего.
Тюрьма и смертный приговор
Печальная страница биографии Мата Хари связана с ее возвращением во Францию, когда она оказалась за решеткой, где встретила начало 1917 года. Ее заточили в Сен-Лазаре, а следствие предоставило доказательства шпионажа агента Н-21 в виде нескольких расшифрованных немецких радиограмм.
Суд над Матой Хари состоялся в середине лета 1917 года, и ее обвинили в гибели множества солдат вследствие предоставления противнику стратегической информации. На этом процессе женщина была названа «величайшей шпионкой века».
Маргарета Зеле надеялась на то, что будет оправдана, но суд вынес ей смертный приговор. Известно, что адвокат и любовник танцовщицы, Клюнэ, пытался добиться помилования Маты Хари у президента Франции Раймона Пуанкаре, но получил отказ.
Смертная казнь для шпионки была назначена на утро 15 октября 1917 года.
Охранники, прибывшие для сопровождения в камеру танцовщицы, были ошеломлены. Женщина не выдавала и тени беспокойства, была элегантно убрана в одежду и аксессуары черного цвета, спокойно позавтракала и проследовала на казнь. Ее спокойствие удивило всех присутствующих.
До самого последнего вздоха женщина была сдержана и приняла свою смерть мужественно. Родственники казненной отказались забрать тело, и его передали в качестве экспоната анатомическому театру. Долгое время голова Маты Хари, отделенная от тела и забальзамированная, была экспонатом парижского Музея анатомии.
Рутгер Хауэр
Роль судьи, который боролся за передачу Жанны-Луизы под опеку Маргареты, исполнил успешный актер Рутгер Улсен Хауэр. Интересно, что на момент планирования съемок у артиста в работе было уже четыре проекта, но его все-таки уговорили взяться и за пятый.
О своем персонаже Рутгер отметил, что изначально он должен был сыграть порядочного судью и семьянина. И лишь потом в сценарии появились детали, которые показали Томаса Стольбаккена в другом свете.
Фото: kino-teatr.ru: UGC
Сам Рутгер из Нидерландов. Он родился в семье, тесно связанной с актерством. Рос очень неспокойным ребенком, но многие увлечения помогли ему в будущем. Например, любовь к мотоциклам и опасности помогла без дублера исполнить крайне сложные трюки в фильме «Попутчик».
Двойной агент
Во время Первой мировой войны Нидерланды оставались нейтральными, и, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле могла ездить из Франции на родину и обратно
Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию (где была активна немецкая резидентура) и Великобританию; её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки.. По-видимому, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до войны, точные причины и обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны
В у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию. Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им, случайно назвав, между прочим, имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика. В итоге французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж (есть вероятность, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику).
По-видимому, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до войны, точные причины и обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны. В у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию. Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им, случайно назвав, между прочим, имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика. В итоге французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж (есть вероятность, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику).
Как правильно сыграть на мужском естестве? Спросите Мата!
В 1903 году супруги вернулись обратно в Голландию, после чего Маргарета немедленно подала на развод. Рудольф отобрал у матери права на воспитание дочери, поэтому Жанна-Луиза осталась жить с отцом.
Бывший муж наотрез отказался платить алименты и обеспечивать жену, поэтому Грета осталась на пороге бедности.
Осознав, что в Голландии заработать достаточное количество денег она не сможет, Маргарета отправилась в Париж. Оживленный город манил ее сверкающими огнями, женщине казалось, что это — то место, где она смогла бы решить все проблемы. Когда ее позже спросили, почему именно столица Франции, она ответила — мол, ей всегда казалось, что все женщины, которые сбежали от опостылевших мужей, отправляются именно в Париж.
Сначала Грета хотела стать натурщицей у художников, но ее кандидатуру отбраковали. Дескать, бюст маловат и невнушителен. Отчаиваться Маргарета не стала, и устроилась в цирк, где работала наездницей на лошадях, выступая под псевдонимом Леди Греша Мак-Леод.
Но подобная карьера ее не прельщала, да и заработок не радовал. Поэтому пришлось вспомнить навыки танца и соблазнения мужского пола.
Комбинация этих двух умений обеспечила Грете дорогу в богемную среду Парижа, где она раскрыла весь потенциал — и стала Мата Хари окончательно. Танцы женщины производили неизгладимое впечатление на неискушенных экзотикой французов: откровенные наряды и умелая балансировка на грани приличия и откровенного стриптиза приводила мужчин в экстаз.
Тот факт, что на танцовщице в конце выступления оказывался самый минимум одежды, едва прикрывавший постыдные места, Мата умело обосновывала. Стриптиз оправдывался тем, что танец был религиозным и посвящался Шиве, поэтому полиция нравов не могла придраться. Танцы были экзотическими, а значит — в них присутствовал элемент иноземных традиций. А кто их разберет, этих туземцев, вместе с их поверьями?
Триумф Мата произошел в марте 1905 года. Она выступала в музее восточного искусства «Мюзэ Гимэ», который принадлежал богатому промышленнику месье Гимэ. Гибкая и грациозная Маргарета настолько пришлась ему по душе, что он решил всеми способами обеспечить ей карьеру. На выступлении присутствовали послы Японии и Германии, а также известнейшие жители Парижа. На Мата были роскошные одежды и драгоценности, от которых в конце танца остались только браслеты и ожерелье. Результат — фурор среди парижской богемы, долгие обсуждения таланта Мата и стремительный взлет карьеры.
Немалое значение сыграла любовь Мата к мистификациям. Она утверждала, что прибыла из далеких краев и была дочерью загадочного короля, иногда говорила, что воспитывалась в восточном монастыре.
На фоне общей увлеченности Востоком подобные легенды позволили Мата стремительно подняться на вершины популярности. Она превращается в настоящий бренд, ее именем называют конфеты, сигареты, изящная Грета изображается на почтовых открытках.
Женщину приглашают выступать в особняке Ротшильда, а после успешного шоу на сцене театра «Олимпия» Мата Хари признают идеалом красоты и пластики. В газетах по всему миру пишут об очаровательной танцовщице, которая способна свести с ума мужчину одним движением грациозной ножки.
Попутно Маргарета не гнушалась профессией куртизанки, и пользовалась всеми благами своего положения. Она была знакома с политиками, банкирами, промышленниками, которые дарили ей дорогие украшения и финансово обеспечивали.
Ходили слухи, что могущественные покровители у нее есть чуть ли не в каждом крупном европейском городе. Но, тем не менее, у Мата возникали финансовые затруднения, и ей приходилось периодически брать в долг.
Контрвербовка
Многие факты говорят о том, что эта вербовка была фиктивной и лишь давала возможность выехать из страны. Другие свидетельства указывают на тот факт, что работать против Германии Мата Хари согласилась всерьез из мести, памятуя о том, как когда-то осталась нищей на немецкой границе. Более того, запросила за услуги у капитана Ляду баснословную сумму, которая должна была обеспечить ее спокойное замужество с Масловым. Как бы то ни было, 6 ноября 1916 года она уже была в Испании, откуда пересела на пароход, следующий в Нидерланды.
Во время проверки документов британскими спецслужбами в проливе Ла-Манш произошла ошибка, Мата была принята за германскую шпионку Бенедикс, снята с судна и взята под арест. Маргарета не выдержала допроса, расплакавшись и сознавшись, что она действительно шпионка, но работающая на Францию, а не на Германию. Для подтверждения этого факта она попросила англичан связаться со своим вербовщиком, который, разумеется, ничего не подтвердил. Но недоразумение с Бенедикс вскоре выяснилось, танцовщица оказалась на свободе и была препровождена обратно в Мадрид. Однако найти работу ей не удалось. Никто не захотел подписать с ней контракт из-за пристального надзора полиции и дурной славы шпионки непонятно какого государства.
Танцовщица
Мата Хари в 1906 году
Оказавшись в бедности, Маргарета Зелле отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париже. Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод». С 1905 года начинается её громкая слава как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари. Некоторые её танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя: в конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнажённой (по легенде, «так было угодно Шиве»). Сама Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т. п.
В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку, к балету (в качестве примера можно привести карьеру Айседоры Дункан) и эротике, Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.
Мата Хари в 1915 году
Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связях с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также её страстью была карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.
Индонезия
Маргарета Зелле. Фотография примерно 1895 года
11 июля 1895 года в Амстердаме, 18 лет от роду, Маргарета вышла замуж за 39-летнего капитана Рудольфа МакЛеода (1 марта 1856 — 9 января 1928), голландца шотландского происхождения, с которым она познакомилась по объявлению. Они переехали на остров Яву (голландская Ост-Индия, ныне Индонезия), там у них родились двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 — 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 — 10 августа 1919).
Брак был полным разочарованием для обоих. Рудольф был алкоголиком; кроме того, он вымещал все свои расстройства и неудовлетворённость жизнью на жене, которая была в два раза младше его и которую он обвинял в том, что его не продвигают по службе. Он также открыто содержал любовниц. Разочарованная Маргарета оставила его, временно переехав к ван Редесу (Van Rheedes) — другому голландскому офицеру. В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности, через свою работу в местной танцевальной группе. В она впервые упомянула свой артистический псевдоним — Мата Хари, который по-малайски означает «солнце» («Мата» — глаз, «Хари» — день, дословно — «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии.
Маргарета МакЛеод-Зелле. Фотография примерно 1900 года
После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось. Она по-прежнему пыталась забыться, изучая местную культуру.
Их сын Норман умер в 1899 году, вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей, хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Некоторые источники утверждают, что Рудольф Мак-Леод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них работала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушалась мужа, отравив детскую пищу. Это не составило ей труда, поскольку она имела доступ ко всему дому, в том числе — к кухне и еде. Мальчик умер не сразу, в страшных мучениях, а девочка выжила. Некоторые утверждали, что это чудо, другие ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор неясно, как она смогла выжить, если оба ребёнка ели одну и ту же отравленную пищу.
Пара развелась в 1903 году, после возвращения в Голландию, причём Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери, которая умрёт в возрасте 21 года, (скорее всего, также от осложнений сифилиса).