Вера холодная — биография, информация, личная жизнь
Содержание:
- Такие разные поклонники
- Ваши пальцы пахнут ладаном… Вера Холодная и Александр Вертинский
- Вирус или отравление?
- Память
- Фильмография
- Роковые лилии
- Память
- Холодная Вера Васильевна (1893-1919)
- Вера Холодная: биография, творчество и фотографии актрисы
- Детство
- Роли в кинематографе
- Политика против искусства
- Профессор плакал
- Период Октябрьской революции и последние годы
- Смерть
- «Миражи» (1915), режиссер Петр Чардынин
- Ранняя биография
- «Молчи, грусть… молчи…» (1918), режисер Петр Чардынин
- Звезда поневоле
Такие разные поклонники
Когда пришло время возвращаться в Москву, положение на фронтах Гражданской войны изменилось. Разрешение на поездку от большевиков у съемочной группы было, но теперь требовалось еще одно разрешение: на проезд по части земель, занятых белыми. Такую сопроводительную бумагу мог дать только один человек: полковник Фрейденберг.
Понимая, насколько Холодная зависит от его решения, тот попытался домогаться актрисы. Но Вера в гневе покинула его особняк. Вскоре вся Одесса говорила о том, что Фрейденберг был отвергнут, так что помощи с его стороны можно было не ждать.
Именно тогда Вера от отчаяния обратилась к Мишке Япончику. Мишка был, наверное, единственным поклонником Веры, который ничего не потребовал взамен. Он подготовил план побега Веры и ее семьи из Одессы.
Ваши пальцы пахнут ладаном… Вера Холодная и Александр Вертинский
«Мадонна из мрамора», «капризная девочка», «красная королева»… Этой женщине поэты Серебряного века посвящали романсы, а имя ее на афишах гарантировало бешеный кассовый успех и громадные очереди в кассы. Куда бы она ни пошла – за ней всегда следовала толпа поклонников, одним из которых был и начинающий поэт Александр Вертинский, называющий свою далекую и холодную музу и звезду «Королевой экрана».
Считается, что познакомились они, следуя законам жанра, совершенно случайно. Холодная была замужем и, хотя ей и приписывали многочисленные романы с партнерами по фильмам и режиссерами, была счастлива в браке. На момент знакомства с Вертинским муж ее находился на линии фронта. Шла Первая Мировая война. И вот как-то раз в дверь ее московской квартиры постучали. На пороге стол длинный, худой, нескладный незнакомец, представившийся солдатом санитарного поезда Александром Вертинским. Он отдал ей долгожданное письмо и ушел. До следующего дня. А назавтра снова возник на пороге. И стал приходить в гости каждый день. Странные это были гости. Вертинский проходил в дом, садился и молчал. И так сидеть он мог часами, созерцая то несбывшееся, что «могло бы», да так и не стало…. Позже уже, когда известность Вертинского стала набирать обороты, они часто выступали вдвоем. И не случайно самым знаменитым совместным номером в исполнении Холодной и Вертинского было… танго. Танго, бьющее по нервам своей невысказанностью, чарующее легким флером невозможности, приправленное горечью «никогда». Они так никогда и не смогли быть вместе.
(Осип Рунич, Вера Холодная. «Последнее танго». 1917 год) Вере Холодной Александр Вертинский посвятил немало своих песен, среди которых – и «Лиловый негр», и «Маленький креольчик», и «За кулисами», и, конечно, самая знаменитая и одиозная «Ваши пальцы пахнут ладаном». Дмитрий Самин, автор книги «Самые знаменитые эмигранты России», вслед за самим Вертинским озвучивает версию того, что именно киевскому Пьеро она обязана была своим успехом. В действительности же Холодная на момент знакомства с Вертинским уже была известна зрителям. Вот что пишет об этом в своих мемуарах сам Пьеро: «Среди моих тогдашних знакомых была очень красивая молодая женщина — жена прапорщика Холодного (украинская фамилия) — Вера Холодная. Как-то, повстречав ее на Кузнецком, по которому она ежедневно фланировала, я предложил ей попробовать свои силы в кино. Она вначале отказывалась, потом заинтересовалась, и я привез ее на кинофабрику и показал дирекции. Холодная понравилась. Постепенно ее стали втягивать в работу. Не успел я, что называется, и глазом моргнуть, как она уже играла картину за картиной, и успех ее у публики все возрастал с каждой новой ролью. Я был, конечно, неравнодушен к Вере Холодной, как и все тогда. Посвящая ей свою новую, только что написанную песенку — «Маленький креольчик»,— я впервые придумал и написал на нотах титул — «Королева экрана» — титул утвердился за ней. С тех пор ее так называла вся Россия и так писали в афишах…»
Ваши пальцы пахнут ладаном И в ресницах спит печаль. Ничего теперь не надо Вам, Ничего теперь не жаль. И когда Весенней Вестницей Вы пойдете в дальний край, Сам Господь по белой лестнице Поведет Вас прямо в рай. Тихо шепчет дьякон седенький, За поклоном бьет поклон И метет бородкой реденькой Золотую пыль времен. Ваши пальцы пахнут ладаном И в ресницах спит печаль. Ничего теперь не надо Вам, Ничего теперь не жаль.
«Ваши пальцы пахнут ладаном» в исполнении Олега Погудина
Вирус или отравление?
Вечером 16 февраля, через неделю, Вера умерла. Что убило величайшую актрису того времени: грипп или яд? Вскрытие не проводилось, поэтому выяснить, что же произошло на самом деле, невозможно. Конечно, современные технологии могли бы помочь узнать правду, но тело было утеряно, когда в 1932 году кладбище было разорено.
Сестра дочь и мама Веры вернулись в Москву через неделю. Тогда же Владимир узнал о смерти жены. Известие настолько потрясло мужчину, что он заперся в кабинете на несколько суток, разговаривал с портретом Веры и просил у него прощения. Пережить смерть любимой женщины Владимир так и не смог. Он умер через три месяца после Веры. По другой версии, он все-таки был расстрелян большевиками.
Память
Имя актрисы в СССР было запрещено упоминать в серьезном тоне — к тридцатым годам она стала олицетворением буржуазного кино и праздного образа жизни. Однако в 1975 году Никита Михалков снял фильм «Раба любви», явно намекающий на жизнь и судьбу актрисы (правда, в достаточно вольном изложении). Так как использовать настоящее имя было нельзя, Михалков назвал свою главную героиню Ольгой Вознесенской — ее роль исполнила Елена Соловей.
В середине 1990-х годов на Одесском кладбище было принято решение установить кенотаф Веры Холодной — его расположили в ограде могилы Петра Чардынина. В 2003 году, к 110-летию актрисы, на Преображенской улице Одессы установили памятник напротив дома, в котором она скончалась. Он входит в территорию площади Веры Холодной.
А к 120-летию, в 2013 году, почта Украины выпустила памятную марку, посвященную актрисе.
Фильмография
В каких же фильмах успела сняться за свою недолгую жизнь Вера Васильевна? Перечень кинопроектов с ее участием содержится ниже. К сожалению, лишь некоторые из них дошли до современных зрителей.
- «Пробуждение».
- «В мире должна царить красота».
- «Лунная красавица».
- «Жизнь за жизнь».
- «Одна из многих».
- «Ради счастья».
- «У камина».
- «Шахматы жизни».
- «Как они лгут».
- «Блуждающие огни».
- «В золотой клетке».
- «Человек-зверь».
- «Истерзанные души».
- «Кира Зубова».
- «На алтарь красоты».
- «Почему я безумно люблю».
- «Пытка молчания».
- «Столичный яд».
- «Женщина, которая изобрела любовь».
- «Молчи, грусть… молчи».
- «Живой труп».
- «Мещанская трагедия».
- «Тернистый путь славы».
- «Азра».
Роковые лилии
В фильме Никиты Михалкова «Раба любви» Ольгу Вознесенскую, прототипом которой была Холодная, играла Елена Соловей. Кадр из фильма В вечер 8 февраля 1919 года Вера работала в театре на благотворительном концерте, после которого должна была встретиться с Япончиком для обсуждения плана побега. В антракте она вошла в гримерку и увидела огромный букет лилий. Актриса прижала цветы к лицу и потом увидела вложенную в букет карточку с именем полковника Фрейденберга.
Через несколько мгновений Вера начала задыхаться и потеряла сознание. По Одессе поползли слухи о том, что Веру отравили. Фрейденберг через газеты попытался распространить новость, что у Веры тяжелый грипп, но в это никто не поверил.
Похороны Веры Холодной. Фото: wikipedia.org
Память
Уже почти лет прошло с момента смерти Веры Холодной. Биография, личная жизнь звезды, тем не менее по-прежнему вызывают интерес у общественности. «Королеве экрана» посвящены многие произведения искусства. Еще когда Вера была жива, друг семьи Александр Вертинский создал в ее честь несколько песен. Наибольшую известность из них приобрела композиция «Маленький креольчик». Холодной посвящен и романс «Жасмин» Бориса Прозоровского, который довелось исполнять и самой актрисе.
О жизни и творчестве Веры рассказывает фильм «Раба любви» Никиты Михалкова. Образ кинозвезды в этой картине блестяще воплотила Елена Соловей. Нельзя не упомянуть также о бронзовом монументе, который установлен в Одессе. Памятник «Королеве экрана» находится напротив дома на Соборной площади, в котором она умерла. Также одну из площадей в Одессе переименовали в честь легенды немого кино.
Холодная Вера Васильевна (1893-1919)
Вера Васильевна Холодная (в девичестве Левченко) – знаменитая русская актриса немого кино.
Родилась 5 августа 1893 года в Полтаве. Снялась, по меньшей мере, в пятидесяти фильмах, из которых сохранилось только пять.
В 10 лет Вера Левченко увлеклась балетом и уговорила родителей отдать ее в балетное училище при Большом театре. Говорят, что ей пророчили большое будущее, но властная бабушка запретила занятия этим “легкомысленным и безнравственным делом”. Утешение Вера нашла в театре, играла в гимназических спектаклях и капустниках.
С 1914 года снималась в кино, первая (эпизодическая) роль – в экранизации романа Льва Толстого “Анна Каренина” режиссера Владимира Гардина в мастерской “Тимана и Рейнгарда”, где снималась “Русская золотая серия”. В 1915 году снялась у Евгения Бауэра в картинах “Песнь торжествующей любви” и “Пламя неба”.
Эти роли принесли актрисе широкую известность, ее называли “королевой экрана”. Вот что писал о Вере Холодной режиссер Иван Николаевич Перестиани: “На облике сравнительно юной Веры Холодной лежал отпечаток той грусти, что свойственна нашей северной природе в дни ранней осени.
И, возможно, что именно эта пассивная нежность фигурки, глаз и движений роднила ее со зрителем”.
Восхищенный красотой и естественностью актрисы, Бауэр сразу же по окончании первого фильма, даже не дожидаясь начала его проката, стал снимать ее во втором, который на экраны вышел раньше первого. Актриса снималась год на фирме Ханжонкова, сыграв в тринадцати фильмах.
А. Вертинский, В. Холодная, А. Бойтлер
Знаменитый шансонье Александр Вертинский появился в доме Холодных осенью 1915 года – он привез Вере письмо от ее мужа Владимира, находившегося в тот момент на фронте.
Позднее Вертинский писал: “Я был, как все тогда, неравнодушен к Вере Холодной и посвятил ей свою песенку «Маленький креольчик».Я впервые придумал и написал титул – «королева экрана». Титул утвердился за ней.
С тех пор ее так называла вся Россия”.
О своем творческом методе лучше всего сказала сама Вера Холодная в одном интервью: “Нельзя быть обезьянкой, повторяющей указку режиссера. В каждой роли нужно быть иной.
И я счастлива, если мои тени на экране дают хоть немного радости людям”.
С Одессой связаны наиболее загадочные и трагические страницы биографии актрисы. В апреле 1918 года в составе киноэкспедиции киноателье Дмитрия Харитонова Вера Холодная отправилась из Москвы в Одессу.
Вера Холодная снималась в фильме “Княжна Тараканова”, а также еще в нескольких картинах.
… Еще до начала концерта ее начал бить озноб, а после выступления актриса слегла. Ей был поставлен диагноз – “испанка”, особая форма гриппа. У Веры Холодной болезнь протекала в тяжелой форме – началось еще и воспаление легких.
Известнейшие одесские профессора медицины Константин Илларионович Коровицкий и Леонтий Иванович Усков лечили актрису аспирином и растиранием камфорным маслом (антибиотиков тогда не было). Вера Холодная скоропостижно скончалась 17 февраля 1919 года в возрасте 25 лет.
Ее внезапная смерть тут же обросла слухами – актрисе приписывали связь то ли с чекистами, то ли с белогвардейцами. Многие не верили в кончину королевы экрана, надеясь, что она сбежала с влюбленным в нее офицером во Францию.
Отпевание проходило в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при большом стечении народа. Похоронена в Одессе на Первом христианском кладбище, ныне несуществующем. Барельеф в память об актрисе находится в ограде памятника ее режиссеру Петру Чардынину, похороненному на Втором христианском кладбище.
23 июня 2010 года на территории Одесской киностудии Вере Холодной установлена мемориальная доска.
Мария Гудыма, журналист
Вера Холодная: биография, творчество и фотографии актрисы
В детстве и юности Веры Левченко ничто не предвещало яркой артистической славы. Она была дочерью гимназического учителя. Жили Левченко сначала в Полтаве (там и родилась Вера), потом в Москве.
Вера недолго училась в балетном училище Большого театра, но оттуда ее забрали по настоянию бабушки. Однако заглушить артистические устремления девочки не удалось.
Они нашли выход позже — уже после того, как Вера окончила гимназию, вышла замуж за юриста Владимира Холодного, стала матерью двух дочерей. Молодая дама вращалась в богемных кругах, и однажды ее заметил кинорежиссер Евгений Бауэр. Он работал в фирме «А. Ханжонков и Ко».
Карьера Холодной развивалась стремительно, но, увы, недолго.
С 1915 по 1919 год актриса снялась во множестве фильмов (кто-то из историков называет цифру 40, кто-то — 50, но надо принимать в расчет, что сохранились всего восемь картин с участием актрисы), работала с самыми знаменитыми режиссерами раннего русского кино: Евгением Бауэром, Петром Чардыниным; ее партнерами были актеры-звезды: Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич. «Вера Холодная играла девушек и женщин разных званий и слоев: курсисток и модисток, аристократок и дам полусвета, — пишет Нея Зоркая. — Но судьбы ее героинь всегда были несчастными, в финале фильма соблазненную ждали обман и расплата, покинутую — пуля в сердце или в висок, петля или воды реки».
Финал жизни самой Веры Васильевны Холодной тоже вышел трагическим. В 1918 году она снималась в Одессе, в тамошнем ателье Дмитрия Харитонова (новый киноделец увел у Ханжонкова двух главных звезд — Веру Холодную и Витольда Полонского). Жить и работать в голодной, революционной Москве уже не было возможности.
Уезжать из России Холодная не хотела, о чем даже сообщала в прессе. Умерла она на родине, внезапно — от осложнения после гриппа-испанки. В феврале 1919-го смерть всеобщей любимицы Веры Холодной поразила не только Одессу, но всю страну.
Обстоятельства смерти и похорон Холодной вызвали немало толков, версий. Вообще, ее жизнь во многом остается загадкой, а секрет успеха и неизбывного интереса публики так до конца и не разгадан. Она была больше чем актриса. Вера Холодная — первая русская кинозвезда. «Королева экрана» — так была она представлена на афишах и в заголовках.
Образ большеглазой красавицы до сих пор манит исследователей. Не секрет, что Вера Холодная стала прообразом героини фильма «Раба любви». Конечно, не только она.
Сценарий Фридриха Горенштейна и Андрея Кончаловского, по которому снял фильм Никита Михалков, представляет собирательный портрет пионеров русского кинематографа, отступающих на юг, подальше от революционных столиц и поближе к кораблям на Ниццу и Константинополь. Но в образе Ольги Вознесенской ясно просматривается именно Вера Холодная.
«Нам хотелось, чтобы это была не просто мелодрама, чтобы все персонажи были людьми «с биографиями», — вспоминает художник картины Александр Адабашьян в книге «Павел Лебешев. Хочется сделать праздник», — чтобы чувствовалась эта неустойчивая революционная атмосфера, в которой люди снимают «немую фильму» про «рабу любви»».
Детство
Вера появилась на свет 5 августа 1893 года в городе Полтаве. Её девичья фамилия была Левченко.
Семья, где родилась девочка, была образованной и интеллигентной. Отец, Василий Андреевич Левченко, в городской гимназии преподавал словесность. Мама, Екатерина Сергеевна Левченко (девичья фамилия Слепцова), окончила Александро-Мариинский институт благородных девиц. В замужестве она занималась домашним хозяйством и воспитанием дочерей, кроме Веры в семье было ещё две младшие девочки – София и Надежда.
Когда Вере было два года, ушёл из жизни её дедушка по маминой линии. Бабушка Екатерина Владимировна, оставшись вдовой, попросила дочь с зятем, чтобы они переехали к ней в Москву. Левченко перебрались из Полтавы и поселилась в одном из домов Кисловского переулка. Здесь их поддерживали многочисленные родственники, жила семья в достатке, что позволяло часто устраивать вечера и принимать гостей.
Тогда было модно играть в шарады и «живые картинки», когда одни участники показывают в виде сценки какие-то слова или сюжеты, а другие угадывают. Маленькая Вера обожала участвовать в таких вечерах. Более того, к подобным играм девочка тщательно готовилась. Читать она научилась рано, поэтому в книгах выискивала сюжеты для «живых игр» и репетировала их со своими куклами. К тому же малышка, как и её папа, превосходно пела.
Она росла тихой и очень послушной. При этом младшие сёстры немного Веру побаивались из-за её самозабвенной мечтательности, она была словно не от мира сего. Один раз девчонки услышали, как их старшая сестра с упоением, бурной жестикуляцией и драматизмом рассказывает куклам прочитанную историю о морских приключениях. Они подумали тогда, что Вера ненормальная и ведёт беседы сама с собою.
Роли в кинематографе
Пришедшая на кинофабрику ради какого-нибудь мало-мальского заработка, будущая кинозвезда успешно прошла пробы и снялась в нескольких сценах «Анны Карениной» в двух ролях (няньки-итальянки и девушки из массовки). Но работать с Талдыкиным дальше актриса не стала, так как после ухода супруга, Владимира Холодного, на фронт отправилась в другую кинематографическую студию – «Тимана и Рейнгарда».
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Пока снималась эта кинолента, Вере удалось заключить контракт с другим успешным режиссером – Ханжонковым. Выход «Песни торжествующей любви» был ознаменовал невероятным успехом начинающей киноактрисы. Ее имя было на устах у многих почитателей отечественного кино. Возрастающая популярность артистки была для режиссера очень кстати.
Поэтому, не дожидаясь завершения проката экранизации тургеневской повести, Ханжонков принялся за следующую киноленту на основе русской классической литературы. После этого Вера Холодная сыграла несколько ролей в кинолентах на историческую тематику, однако настоящую славу принесли ей мелодрамы. Наиболее знамениты картины с участием Веры Васильевны Холодной, снятые в формате «кино без звука»:
- «Дети века» – художественный фильм, премьера которого состоялась осенью 1915 года.
- «Миражи» – кинофильм, вышедший на экраны в самом начале 1916 года.
- «Жизнь за жизнь» – мелодрама режиссера Евгения Бауэра, снятая в 1916 году.
- «Молчи, грусть, молчи» – двухсерийный художественный фильм (год выхода – 1918-й).
Это лишь небольшая часть картин, в которых в самом начале своей работы в кинематографе была задействована героиня нашего рассказа – Вера Холодная. Другие фильмы, в которых снялась знаменитость с 1915 по 1919 год, представлены в хронологическом порядке в списке, размещенном на соответствующей странице Википедии. К сожалению, многие из этих картин были безвозвратно утрачены, что стало огромной потерей для мира киноискусства и истории кино.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Вера Холодная стала популярной актрисой практически сразу после своего прихода в мир кино. Чтобы поддержать столь удачное начало актерской карьеры Веры Васильевны, ее импресарио организовали выпуск открыток с ее изображением большими тиражами. Публика раскупала эту продукцию нарасхват.
В чем же секрет обаяния этой женщины? Где ключ к загадке Веры Холодной? Из скромной и романтичной девушки она превратилась в уверенную в себе и самодостаточную женщину, которая прославилась благодаря своему таланту и киногеничности. Огромные глаза, выразительная внешность, новый типаж, привнесенный ею на экран, – Холодная считалась идеалом женской красоты своего времени.
Политика против искусства
Когда к власти пришли большевики, один из ее поклонников, великий князь, умолял Веру уехать в Европу, но та ответила: у нее есть все, что ей нужно, – семья и любимая работа.
Когда снимался очередной фильм, потребовались натурные съемки. Так сложилось, что традиционно их проводили на юге России, но там шла война. Вера ничего не знала о политике, не интересовалась войной. Она была рада тому, что едет со всей семьей на море. Перед самой поездкой Веру вызвали в Кремль и предъявили ей анонимное письмо с обвинением ее мужа в том, что тот собирается из Одессы морем вывезти семью за границу.
Вере все-таки дали разрешение на поездку в Одессу, но оставили в Москве в качестве заложников Владимира, дочь Нонну и бабушку Веры.
Одесская афиша, фильмы с участием Веры Холодной, 1919 год. Фото:wikimedia.org
Профессор плакал
В тогдашнем кинематографе чувства были гипертрофированы. Если любить –то навеки, смеяться – так до упаду, если трагедия – то такая, что дрожь не пройдет долго. Вере Холодной часто приходилось играть трагические роли. Ее героини оказывались повешенными, гибли от пуль или тонули. Возможно, это не лучшим образом повлияло на судьбу актрисы.
В конце 1918 года Холодная уезжает на юг империи, чтобы закончить натурные съемки картин «Княжна Тараканова» и «Цыганка Аза».
В Одессе тогда власть менялась не по дням, а по часам. Комфорта не было даже в дорогих гостиницах. А в стране бушевала эпидемия «испанки» — гриппа, убивавшего мгновенно.
Актрисы не стало 16 февраля. Профессор Усков, пытавшийся ее спасти, был в отчаянии и даже расплакался. В день похорон в театрах отменили все спектакли. Люди собрались на прощание в соборе, где тело выставили в открытом гробу. Желающих попасть туда было так много, что пришлось усилить охрану.
Но в такую прозаическую смерть 25-летней звезды экрана верить не хотелось. Слухи о вариантах ее ухода из жизни до сих пор ходят самые разные. Есть такие версии, в которые трудно поверить здравомыслящему человеку.
По одной из них, королеву экрана могли отравить. Якобы отвергнутые кавалеры, решившие свести с ней счеты, подарили артистке отравленные лилии. Но говорят, что поклонники не желали ее смерти, просто не знали, что удушливый аромат цветов может сыграть злую шутку с их любимицей.
— Вере Холодной часто приносили лилии, так как она их очень любила, — рассказывал «КП» в Украине» ныне покойный директор музея кино при киностудии Вадим Костроменко. – Но умерла она потому, что болела гриппом, а цветы усугубили болезнь, послужив аллергеном.
|
Период Октябрьской революции и последние годы
В 1917 году жизнь Веры Холодной была сведена к постоянной работе. Ей некогда было видеться с семьей. Она либо снималась, либо участвовала в концертах и выступлениях на поддержку фронта, раздавала автографы и сувениры, укрепляя боевой дух. Октябрьская революция случилась в период, когда актриса снималась в картине «Княжна Тараканова». Несмотря на дальнейший полный запрет упоминания даже имени актрисы, сначала новая Советская власть поддерживала Веру и отпускала электроэнергию и пленку, которых катастрофически не хватало, бесперебойно, если речь шла о съемках Холодной
Первым фильмом советского периода с ее участием стала экранизация пьесы Толстого «Живой труп» — после его выхода на актрису обратил внимание сам Константин Станиславский. Он послал ей письмо с приглашением в труппу и сразу же предложил роль Катерины в постановке «Грозы» Островского
Но Вера уже не могла променять кинематограф на сцену и отправила письмо с отказом.
Весной 1918 года Вера Холодная вместе с «Киноателье Харитонова» выехала на съемки в Одессу. С ней была ее сестра Софья и дочь Женя, муж с дочерью Нонной по неизвестным причинам остался в Москве. Некоторые биографы личной жизни Веры Холодной утверждают, что в этот период она решила порвать с Владимиром из-за каких-то разногласий, возникнувших между ними на почве гражданской войны. Однако никаких достоверных подтверждений этому нет. Зная трепетные отношения в семье Холодных, в подобное развитие сюжета практически невозможно поверить. Дочь актрисы Евгения утверждала впоследствии, что «папа не смог поехать из-за травмы ноги, а сплетники уже раздули из этого очередную грязную сенсацию». В Одессе актриса получала множество предложений эмигрировать и перейти на заграничные киностудии, но актриса решительно отказывалась. В одним из интервью она объяснила это следующими словами:
Она призывала и других актеров последовать ее примеру. Круг знакомств Холодной не позволяет определить ее политические взгляды — она несколько раз выступала на концертах в поддержку «Белого движения», однако среди ее знакомых были и французские военные, и белые офицеры, и явные большевики. По некоторым слухам, обе стороны пытались выведать через Холодную политические тайны друг друга, однако сама актриса по чистоте и доброте своего сердца, скорее всего, даже не догадывалась об этом, считая, что всех можно просто собрать вокруг себя и как-нибудь примирить.
Смерть
Холодная Вера Васильевна рано ушла из жизни. В феврале 1919 года кинозвезда упала из саней в снег. Сначала актриса не обратила внимания на последовавшую за этим болезнь, сочла ее обыкновенной простудой. Вскоре у нее диагностировали тяжелую форму гриппа, которая в народе была известна как «испанка».
Холодная ушла из жизни в феврале 1919 года. Смерть настигла звезду, когда она находилась в Одессе, в доме своей матери. На ее похороны пришли тысячи людей. К несчастью, кладбище, где она нашла свое последнее пристанище, позже было уничтожено.
Владимир Холодный пережил супругу всего на несколько месяцев. Его арестовали и расстреляли чекисты. Заботу об осиротевших дочерях Веры взяла на себя одна из младших сестер актрисы, она вывезла девочек из страны. Евгения вышла замуж за магистра социологии, объездила с супругом весь мир. Нонне же удалось заявить о себе в качестве оперной певицы.
«Миражи» (1915), режиссер Петр Чардынин
И снова Вера Холодная в роли небогатой и красивой девушки Марианны, талантливой чтицы и актрисы. За ней волочится богатый и порочный красавец (Витольд Полонский, сын миллионера Дымова), которого она в итоге и предпочтет, бросив очень порядочного, серьезного, но бедного жениха Сережу (Андрей Громов). Ее мать опять играет Ольга Рахманова, в том же амплуа серьезной, любящей и переживающей за счастье дочери матери.
Марианна играет богемную красавицу, и гардероб в целом этому образу соответствует. Черные платье с небольшой отделкой и бархоткой на шее, белая пышная блуза с темной широкой юбкой, объемное пальто с покатыми плечами, в которых тело кажется спрятанным. На елку героиня Холодной надевает белое, кружевное, сильно декольтированное платье, украшенное цветами на поясе. Покатые плечи едва прикрыты прозрачным кружевом.
В фильме мы также видим ее в одном из театральных нарядов — в костюме феи Раутенделейн («Потонувший колокол» Г.Гауптмана), в длинном прямом платье, с длинной бахромой на груди. На актрисе парик с длинными косами и сеточка на макушке. Средневековый германо-скандинавский наряд сквозь призму Модерна. Роль эта неслучайна, ведь юная Раутенделейн — невероятно красивая, притягательная, увлекающая главного героя из семьи, она идеал совершенства и муза художника (эту пьесу, кстати, в 1898 году поставил К.Станиславский в МХТ, фею играла знаменитая М. Андреева).
Став актрисой и любовницей богача Марианна может позволить себе более богемные, открытые и модные наряды из самого тонкого кружева.
Ранняя биография
Вера Холодная (в девичестве — Вера Васильевна Левченко) родилась 5 августа 1893 года в Полтаве (бывшая территория Российской империи, сейчас — город восточной части Украины). Она была первым ребенком и старшей дочерью в семье Василия Андреевича Левченко, преподававшего в гимназии словесность, и его жены Екатерины Сергеевны. Когда Вере было два года, семья переехала в Москву. Через год у нее появилась младшая сестра Надежда. Когда Вере исполнилось 7 лет, она начала посещать частную женскую гимназию З. Д. Перепелкиной, а уже в 8 лет сдала экзамен в балетное училище при Большом Театре. Девочка проявила огромные способности к танцу, была очень худой и гибкой, по проходным баллам она была в первой пятерке поступающих. Однако спустя всего месяц учебы о балетном училище пришлось забыть — бабушка Веры по материнской линии была против того, чтобы ее внучка стала артисткой. Она угрожала прекратить всякое общение с семьей, если девочку не заберут из балета. Родителям Веры пришлось подчиниться, и вскоре она возвратилась в гимназию. Будущая актриса до конца жизни жалела о несостоявшейся балетной судьбе, обвиняя в этом свою мать, идущую на поводу у бабушки.
Однако и в гимназии она продолжила заниматься творчеством — ходила в театральный кружок. Можно сказать, что путь актрисы в биографии Веры Холодной начался с роли Ларисы в школьной постановке «Бесприданница» Островского. Вообще, в семье Левченко Вере было трудно не выбрать путь артистки — благодаря профессии отца девочка рано научилась читать, с четырех лет она не выпускала книгу из рук. Мать ее играла на фортепиано, иногда рисовала акварелью и маслом. Помимо этого, семья часто посещала театры и «синема» — московские гастроли знаменитой театральной актрисы Веры Комиссаржевской и фильмы с датской актрисой Астой Нильсен стали самыми большими потрясениями для юной Веры. Стоя перед зеркалом после спектакля или похода в кино, девочка часами повторяла жесты и взгляды любимых актрис. Вера Комиссаржевская и Аста Нильсен — кумиры, повлиявшие на дальнейшую биографию Веры Холодной. Фото их представлены в данном материале ниже.
А еще в семье Левченко была очень популярна игра в «Живые картины» — по своей сути обычные домашние спектакли, демонстрирующиеся гостям. Для них сестры вместе с родителями и няней готовили костюмы, репетировали и показывали литературные отрывки, а зрители должны были угадать, из какого произведения представлена «живая картина». Это, на первый взгляд, обычное для того времени развлечение очень сильно помогло Вере в начале актерской карьеры.
В 1904 году от холеры скончался Василий Левченко. Одиннадцатилетняя Вера осталась без отца, но ее мать, будучи беременной третьим ребенком, смогла выносить еще одну дочку, несмотря на сильные переживания от тяжелой утраты. В итоге, когда в 1905 г. Софья Левченко появилась на свет, вся тяжесть недосказанной отцу любви со стороны Веры обрушилась на нее. Позднее Соня вспоминала, что Вера заменила ей и отца, и мать, и десяток братьев и сестер — 12-летняя девочка учила младшую сестру ходить, читать, писать и танцевать, посвящая ей все свободное от гимназии и театрального кружка время. И когда Софья Левченко приняла решение поступать в балетное училище, Вера отстояла ее перед бабушкой и помогла сестре сдать экзамены и начать обучение.
«Молчи, грусть… молчи…» (1918), режисер Петр Чардынин
В этой картине Вера Холодная играет артистку цирка Полу. После того как ее муж, циркач Лорио (его, кстати, очень неплохо играет сам режиссер), разбился, они стали зарабатывать, как бродячие музыканты.
В этот момент их замечают богачи, которые помнили красавицу Полу в цирке, и один из них Прахов (Иван Худолеев) предлагает Поле стать его любовницей. Отчаявшись от беспросветной бедности, Пола бросает мужа, но ее легкомысленный характер постепенно утомляет Прахова и он хочет отдать ее приятелю Телепневу (Витольд Полонский). Героиня же отказывается и переходит к другому богачу — Зарицкому (Осип Рунич).
Художник картины — Алексей Уткин, о котором мы уже писали выше. В одном из эпизодов, возможно, снялась легендарная Надежда Ламанова, играющая по сути саму себя (Ламанова обшивала императорскую семью, аристократию, актрис, создавала костюмы для спектаклей МХТ и театра Вахтангова, для фильмов).
В костюме циркачки Вера Холодная демонстрирует свою фигуру (обычно скрытую в просторных нарядах по моде того времени)
Кстати, обратите внимание на небольшую оплошность художника. Вот она в цирковом костюме с белыми оборками на плечах и открытым декольте с двумя бретелями, а вот она через минуту приходит пристыдить мужа за пьянку, и белые оборки уже превратились в воротник
Когда она выходит из комнаты снова за кулисы цирка оборки опять возвращаются на плечи.
Открытка с Верой Холодной в костюме из фильма
Естественно, циркачка небогата, и ее гардероб составляют очень простые вещи: белая блуза, темная юбка, небольшая белая косынка. После ухода из цирка она одевается и того хуже: в темные поношенные блузы, черную шаль.
Но став содержанкой, она может позволить себе дорогие вещи. И вот мы видим на Поле белые, летящие, многослойные платья с перьями, с фантазийными оборками, цветами на поясе, жемчужные бусы. Платье «от Ламановой» — с фантазийным пестрым принтом и темной юбкой, прямое. Поверх него героиня надевает белое объемное пальто с крупным цветочным узором, очень похожим на пассифлору (и это было бы очень кстати и забавно, поскольку passio — страдание, flos — цвет, на русском, страстоцвет) и меховым воротником. Смена любовника не приносит Поле ни счастья, ни стабильности. Она одета скромно, а в конце фильма — снова в черном. У фильма было продолжение, и хотя оно не сохранилось, по уцелевшим данным, Полу ждал третий любовник, который и должен был принести ей умиротворение.
Эпизод с модисткой (предположительно, Н.П.Ламанова)
Эпизод с модисткой (Н.П.Ламанова)
Это же пальто на фотооткрытке
Судьба Веры Холодной послужила вдохновением для картины Никиты Сергеевича Михалкова «Раба любви» (1975), которую предваряла запутанная история с незаконченным фильмом «Нечаянные радости» Рустама Хамдамова. Но это уже совсем другая история — «Шляпка и немножко нервно / «Нечаянные радости» и «Раба любви» (1975)
Звезда поневоле
Осенью 1914 года Владимира призвали на фронт. После того как последние сбережения ушли на лечение матери, Вера вспомнила о рекомендательном письме Ханжонкову– одному из пионеров русского кинематографа. Тот снял Веру в главной роли, и к актрисе немедленно пришла популярность.
Фильмы с участием Холодной выходили на экраны каждые 3 недели и неизменно пользовались бешеным успехом. Другие актрисы считали Веру выскочкой и бездарностью, плели интриги. Но свидетельством ее таланта было то, что даже после смены власти в России звезда кинематографа осталась звездой.
Когда с фронта пришло известие о том, что муж тяжело ранен, Вера сбежала со съемок фильма «Пробуждение» и две недели провела у постели Владимира. За это время режиссер нашел ей замену в лице Ольги Рахмановой, но Ханжонков распорядился вернуть Веру на съемки.
После ранения мужа мучили головные боли, и он стал заикаться. О карьере адвоката пришлось забыть. Владимир попытался открыть собственное дело, для которого Вера заняла деньги у Ханжонкова. Но оно прогорело через полгода, и Вере пришлось отрабатывать долг, снимаясь одновременно в двух фильмах.