Дислексические расстройства речи

Виды дислексии

Видов дислексии достаточно много. Классификация осуществляется по разным критериям. В зависимости от того, какую именно операцию человек не может выполнить в процессе чтения, выделяют следующие разновидности патологии:

  • аграмматическая;
  • мнестическая;
  • семантическая;
  • тактильная;
  • фонематическая;
  • оптическая.

Если у человека выявлена аграмматическая форма заболевания, у него наблюдается недоразвитие грамматического строя речи. Дополнительно присутствуют проблемы с синтаксическими и морфологическими обобщениями. Заболевание приводит к тому, что человек меняет число местоимений существительных, неверно употребляет глаголы 3 лица прошедшего времени, путает падежные окончания и неправильно согласовывает прилагательные и существительные. Обычно разновидность заболевания выявляется у лиц, которые страдают системным недоразвитием речи.

Считается, что у пациента присутствует мнестическая дислексия, если наблюдаются трудности с усвоением всех букв. Такой процесс обусловлен нарушением установления связи между конкретным звуком и соответствующей ему буквой.

При семантической дислексии наблюдается нарушение понимания прочитанного текста. При этом человек читает технически правильно. Подобное возникает из-за нечеткости представления о связи синтетического характера с трудностями, возникающими при синтезе звуков и слогов.

Тактильная дислексия возникает у слепых и слабовидящих детей. Причиной развития патологии становится нечеткость осязательного восприятия.

Фонеvfтическая дислексия наиболее развита среди школьников, проходящих обучение в младших классах. Патология характеризуется тем, что в течение 2-4 лет такие дети не могут научиться правильно читать. Некоторые ученики, у которых выявлено заболевание, с трудом усваивают буквы. Они не могут их складывать в слоги и слова. Другие дети легко учат их. Однако при чтении допускают большое количество ошибок. Это возникает из-за того, что буквы для них не являются обобщенным графическим знаком. Ряд экспертов уверен, что патология возникает в результате плохого фонематического слуха.

Оптическая дислексия констатируется в ситуациях, когда ребёнок испытывает проблемы с усвоением и смешением похожих букв. При этом буквы, которые путает пациент, могут различаться в одном элементе или состоять из однотипных, но по-разному расположенных в пространстве частей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что фонетическая, семантическая и аграмматическая дислексия возникают из-за несформированности речевых функций. При этом причиной появления тактильный, монистической и оптической разновидностей заболевания выступает недоразвитость психических функций.

Диагностика

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

  • интеллект сохранён;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обострённый эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста

Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Диагностика дислексии у детей

  • Оценка чтения.
  • Оценка речи, языка и слуха.
  • Психологические оценки.

Большинство детей с дислексией не выявляют до детского сада или 1-го класса, когда они сталкиваются с символическим обучением. Дети, у которых трудности овладения языком появились в раннем возрасте, которые с трудом усваивают программу обучения в 1-м классе или они не читают на уровне, ожидаемом от их устных или интеллектуальных способностей, на любом уровне должны быть оценены. Часто лучшим диагностическим показателем является неспособность ребенка реагировать на традиционные или типичные подходы к чтению во время 1-го класса, хотя большую вариацию навыков чтения все еще можно увидеть на этом уровне. Демонстрация проблемы фонематической обработки имеет большое значение для диагностики.

Дети с подозрением на дислексию должны пройти оценки чтения, речи и языка, слуха, когнитивных и психологических особенностей для определения их функциональных сильных и слабых сторон и предпочтительных для них стилей обучения. Такие оценки могут быть запрошены у работников школ учителем ребенка или семьей на основе Закона о лицах с нарушением обучаемости (IDEA), специального закона США об образовании. Результаты оценки помогают сформировать наиболее эффективный учебный подход.

Всеобъемлющая оценка чтения проверяет распознавание и анализ слов, беглость речи, чтение или аудирование и уровень понимания лексики и процесса чтения.

Оценки речи,языка и слуха проверяют устную речь и дефицит в обработке фонем (звуковых элементов) в разговорном языке. Рецептивная и выразительная функции языка также оцениваются

Проверяются познавательные способности (например, внимание, память, мышление)

Психологические оценки направлены на эмоциональные проблемы, которые могут усугубить нарушение чтения. Собирают полный семейный анамнез психических расстройств и эмоциональных проблем.

Врачи должны убедиться, что дети имеют нормальные зрение и слух, либо при помощи скрининга во время приема,либо направив на специализированную проверку слуха и зрения. Неврологические исследования могут помочь обнаружить вторичные признаки и исключить другие заболевания (например, судороги).

Диагностика дислексии

Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу. В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни. Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку. Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.

Варианты коррекции

При дислексии проводится коррекция, в которой должны принимать участие как специалисты, так и родители ребенка с отклонением.

Общие принципы

Основным принципом коррекции является правильное обучение ребенка чтению. В процесс внедряются методы прямого и непрямого обучения распознаванию слов. Прямое обучение предусматривает применение специфических фонематических методов, которые используются отдельно от обычного обучения навыкам чтения. Непрямое обучение связано с внедрением в программу фонетических методик.

Основными элементами программы коррекции дислексии являются:

  • Оценка состояния. Оценивают степень затруднения восприятия, а также выявляют область, которая волнует ребенка в наибольшей степени. Ребенку помогают учиться выстраиванию моделей, изучать окружающую действительность.
  • Переключение. Так как одним из основных симптомов расстройства является дезориентация, больного учат отключать ее для того, чтобы получать более точные образы.
  • Расслабленность. Нужно учить пациента создавать ощущение расслабления, визуализировать образы.
  • Координация. Ребенку назначают специальные тренировки, с помощью которых он избавляется от проблем с моторной координацией.
  • Освоение символов. Для усвоения той или иной буквы символ нужно воссоздать в трех измерениях (например, с помощью пластилина) и сопоставить его с аналогичным символом, изображенным на листке бумаги.
  • Последовательность в чтении. Ребенка учат читать слева направо и объясняют, что означает то или иное слово.

Упражнения

Работа логопеда в процессе коррекции дислексии у детей дошкольного и младшего школьного возраста заключается в проведении различных упражнений:

  • Тренировка артикуляции. Это особая речевая гимнастика. Ребенок должен четко, быстро и громко проговаривать такие цепочки слов, как «сон-сом-сок», «мишка-шишка-книжка», читать разнообразные скороговорки, постепенно наращивая темп, читать ряд согласных на глубоком вдохе.
  • Понимание различия между буквами, с которыми у ребенка возникают особые сложности. Для этого предлагают рисунки с буквами. Ребенку может быть предложена лепка «трудных» букв из пластилина.
  • Построение предложений с помощью специалиста. Вначале нужны придумывать наиболее простые, постепенно переходя к обширным предложениям.
  • Чтение вслух текстов.

Метод коррекции по Рональду Дейвису

Такой метод лечения строится на следующих принципах:

  • Создание благоприятной обстановки. Родители должны терпеливо и внимательно относиться к ребенку, создать атмосферу комфорта, помогать ему чувствовать себя уверенно.
  • Работа над координацией движений. Для этого специалист предлагает использовать яркий мяч. Его нужно подбрасывать вверх и вниз, а также в стороны – вправо и влево. Это позволяет сформировать ощущение сторон у ребенка.
  • Лепка букв из пластилина. Ребенок должен слепить буку, назвать ее и произнести звук, который она передает.
  • Работа с чтением. Вначале нужно научить ребенка переводить взгляд в правильном направлении – слева направо. Далее можно переходить к осмыслению, разбирая смысл слов, фраз, предложения, а впоследствии – полного текста или сочинения.

Игровые способы коррекции

В дошкольном и младшем школьном возрасте коррекция дислексии обычно строится на игровых заданиях. К ним можно отнести следующие упражнения:

  • Задача на поиск «потерянной» буквы. Ребенку нужно задать такую задачку: «В комнате потерялись слова на букву «М» («С», «А» и так далее). Нужно найти ее». Теперь следует перейти к поиску предметов. Нужно помочь ребенку в поисках. Цель – найти как можно больше слов на заданную букву.
  • Ласковое название предметов. Задача ребенка – ласково называть предметы, которые назовет родитель или логопед (стол – столик, цветок – цветочек).
  • Использование карточек с изображениями предметов, животных, цветов. Нужно подписать их с обратной стороны. Специалист называет слова, а ребенок должен найти соответствующую картинку, а потом прочесть ее название.
  • Восстановление полноценного порядка слов в предложении. Нужно написать на карточках разные слова, с помощью которых можно составить предложения. Составить предложение, показать ребенку, затем перемешать карточки и предложить ребенку вновь восстановить его. Таким же образом можно работать со слогами – составлением из них слов.
  • Запись под диктовку. Ребенку нужно читать отрывок из его любимой сказки, который он должен записывать. В процессе работы необходимо внимательно следить за поведением ребенка, отмечать ошибки и мягко направлять его деятельность в правильное русло.

В домашних условиях в качестве дополнительных занятий нужно предлагать ребенку разгадывать ребусы и кроссворды.

Полная диагностика

Одного лишь наблюдения симптомов, характерных для дислексии у ребенка, недостаточно для постановки диагноза. Только тогда, когда тесты, оценивающие общую интеллектуальную эффективность и исследования ребенка, включая педиатрическую, офтальмологическую, ларингологическую и логопедическую терапию, не покажут еще одной основы для проблем ребенка, можно предположить, что семья, вероятно, имеет дело с дислексией. В данном случае специалист порекомендует соответствующие упражнения, которые проводятся под наблюдением терапевта или в домашних условиях (родители обязательно получают необходимые инструкции) и учитывают вид дислексии. Они обычно имеют игровую форму, поэтому точно не будут утомительными для ребенка. Бывает, что специалист допускает то, что ребенок с дислексией позже пойдет в школу. Это заслуживает серьезного рассмотрения, потому что дополнительные месяцы интенсивной терапии могут помочь ему соответствовать навыкам сверстников и получать обычное образование наравне с другими детьми.

Причины дислексии

Многочисленные исследования позволили установить, что одной из причин возникновения дислексии являются врожденные поражения ЦНС, включающие в себя нарушения активности и внимания (гиперактивные дети), а также ММД (Минимальная Мозговая Дисфункция).

Следующая причина – ЗПР (Задержка психического развития) .

Очень важной причинной являются нарушения в затылочной (отвечает за организацию сложных процессов зрительного восприятия), и теменной доле (отвечает за организацию целенаправленных движений). Другая причина – Общее недоразвитие речи (Моторная алалия)

Другая причина – Общее недоразвитие речи (Моторная алалия).

Ну и наконец, врожденная мозговая патология. Но при ней наблюдается неспецифическое нарушение чтения.

Симптомы дислексии

Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим. Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):  

Неуклюжий захват ручки (или другого инструмента письма) Проблемы со вниманием и концентрацией Плохая память Изменения буквенного порядка при составлении слов Изменения буквенного, слогового или числового порядка при написании и зачитывании Отказ от чтения вслух и написания сочинений Трудности в изучении алфавита и таблицы умножения Затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ и т.п.) Проблемы с выполнением элементарных указаний Трудности в освоении правописания и принципов чтения

 
Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:  

  • Запоздалое развитие речи
  • Трудности в изучении и произношении слов
  • Плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница)
  • Трудности в освоении базовых навыков письма и чтения
  • Путаница в расположении букв и слов
  • Проблемы в общении со сверстниками

 
Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:  

  • Трудности с распознаванием слов
  • Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
  • Переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении
  • Разворот букв при написании
  • Путаница в арифметических знаках
  • Неловкость и импульсивность в поведении
  • Трудности с запоминанием фактов
  • Нарушения координации движений
  • Замедленное освоение новых навыков

 
Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:  

  • Низкий уровень чтения (по сравнению со сверстниками)
  • Отказ читать вслух и писать
  • Плохая память
  • Нечитаемый почерк
  • Неправильное написание и произношение слов
  • Трудности с восприятием языка тела и мимики
  • Трудности в общении со сверстниками

 
Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:  

  • Плохо развитый навык письма
  • Замедленное чтение и большое количество ошибок при чтении
  • Ошибки в произношении слов
  • Трудности с восприятием, пересказом, изложением и обобщением информации
  • Плохая память
  • Слишком медленная скорость работы
  • Трудности в адаптации к любым изменениям

 
Симптомы дислексии во взрослом возрасте:  

  • Трудности в восприятии письменной и звуковой информации
  • Труднопонимаемое произношение слов
  • Неразвитые навыки письма (дисграфия) или их полное отсутствие
  • Путаница в последовательности слов и чисел
  • Рассеянность и невнимательность
  • Плохая память
  • Трудности с организацией и планированием своего времени

Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.

Симптомы дислексии

В большинстве случаев дислексия у ребенка не обнаруживается до тех пор, пока он не начнет учиться в школе или не пойдет в детский сад, где начнет учить буквы. Обследование может понадобиться детям, которые поздно начали разговаривать и не «догоняют» ровесников по окончанию первой степени обучения, которые не читают так, как от них этого ожидают, исходя из умственных способностей. Главным поводом к проведению диагностики является нестандартный подход к чтению на начальном этапе обучения. Хотя большое разнообразие подходов к чтению может присутствовать у детей на этом этапе.

Основанием для проведения диагностики могут послужить проблемы с фонологическим процессингом.

Дети, у которых подозревается дислексия, обязательно должны пройти тест на умение читать, степень развития речи, слуха, познавательных способностей и психологическое обследование для подбора наиболее подходящей для ребенка программы обучения. Обычно педагогами или родителями обнаруживается дислексия, диагностика и обследование могут проводиться по их запросу.

Проведя оценку на понимание прочитанного текста, врач сможет определить, как ребенок анализирует и распознает слова, как владеет речью, понимает ли слушаемую речь.

Благодаря тесту на выговаривание слов и восприятие текста на слух логопед сможет определить уровень разговорной речи, обнаружить сбои в восприятии звуков. В процессе диагностики врач также оценивает активную и пассивную речь, познавательные способности.

В процессе обследования логопед выявит психологические моменты, которые способны усугубить расстройство. В некоторых случаях может понадобиться семейный анамнез. Он необходим для того чтобы выявить, были ли у родственников ребенка психические нарушения и если да, то какие.

Кроме того, врач должен провести тест на зрение и слух. При подозрении на неврологические нарушения может понадобиться консультация невропатолога.

Причины возникновения состояния у детей младшего школьного возраста

Помимо генетической предрасположенности, которая фигурирует в большинстве научных работ по данной теме, дислексия может возникнуть на фоне следующих факторов, вызывающих мозговую дисфункцию:

  • Анемия и заболевания сердца у беременной женщины, алкогольная интоксикация.
  • Неправильное развитие пуповины.
  • Затяжные роды, приводящие к асфиксии плода.
  • Воздействие инфекции на головной мозг в период внутриутробного развития (краснуха, корь, грипп, ветряная оспа).

Совет: Не стоит ожидать слишком многого и от младших школьников, развивающихся в условиях педагогической запущенности, негативного речевого окружения или дефицита речевого общения. Только при постоянном контакте с адекватными и правильно изъясняющимися людьми ребенок получит все необходимые коммуникативные навыки.

Черепно-мозговая травма в процессе родов или уже после них.

Помимо этого, дислексия нередко диагностируется у детей, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, умственная отсталость, различные задержки психического развития.

Общая характеристика патологии

Дислексия – это расстройство навыков чтения, обусловленное неврологическим нарушением деятельности головного мозга. Оно связано с неокончательной сформированностью нервной системы. С точки зрения психологии дислексию рассматривают как частную задержку развития психических функций, которые отвечают за чтение.

Подобные нарушения не связаны с отклонением в функционировании органов слуха или зрения. Механизм развития дислексии заключается в нарушении последовательности процесса восприятия текста. При нормальных условиях текст вначале воспринимается зрительно, при этом ребенок узнает буквы. Далее они соотносятся со звуками. После этого ребенок образует слоги и объединяет их в слова, а из слов следует предложение. Уже на последнем этапе происходит осмысление текста.

Подобное отклонение встречается и у взрослых. Оно возникает только в детском возрасте, но если дислексии не было уделено должного внимания, то связанные с ней проблемы никуда не исчезают и в сознательном возрасте.

Патология может возникать как изолированно, так и в сочетании с нарушением письменной речи (дисграфией).

Выявить дислексию достаточно сложно: обычно детей с таким диагнозом считают ленивыми и глупыми, постоянно критикуют, в школе ставят плохие оценки. Это отрицательно отражается на самооценке ребенка, в результате чего рождаются комплексы, которые в свою очередь становятся причиной неврозов, депрессии и прочих психологических проблем.

Существует мнение, что дислексия – это болезнь творческих людей. Так ли это на самом деле, рассказывается в этом ролике:

История

Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (нем. Rudolf Berlin) в 1887 году. Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.

В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (англ. British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.

В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (англ. Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.

В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.

В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития; в последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Как понять, что твой ребенок – дислексик?

Невозможно не признать, что в России существует огромная проблема с диагностикой дислексии. Такое заключения врач-дефектолог (психоневролог) ставит только в 10-11 лет. До этого момента неумение читать считается вариантом нормы. Но чем раньше начата коррекционная работа с дислексиком – тем лучше! Мировой опыт говорит, что лучше всего стартовать в шесть и даже пять лет! И тут уж все в руках родителей…

Как определить, что ваш нечитающий дошкольник склонен к дислексии

  • Ребенок поздно начал говорить.

  • Ребенок не может определить, с какой буквы начинается его имя, имена мамы и папы.

  • Ребенок с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью).

  • Ребенок с трудом распознает рифмы.

Разумеется, все это не значит, что ваш ребенок обязательно будет испытывать трудности с чтением. Все дети развиваются в своем темпе, и бегло читать только в 8 лет начинает приблизительно 30% детей! Однако, есть признаки, которые, безусловно, должны насторожить родителей первоклассников.

Как определить, что первоклассник склонен к дислексии

  • Ребенок читает только первую букву или две, а продолжение слова «додумывает». У детей постарше это легко определить, предложив им для чтения список бессмысленных слов.

  • Переставляет буквы при чтении и на письме.

  • Не видит границы слов: читает и пишет приставки отдельно, а предлоги и союзы – слитно с соседними словами.

  • Пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.

  • Не различает цифры, хотя легко решает простейшие примеры в уме.

Неспецифические признаки:

  • часто жалуется на головную боль при чтении;

  • при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом;

  • неорганизован, есть сложности с восприятием времени.

Лечение дислексии

Всем родителям специалисты рекомендуют в качестве профилактики провести осмотр дошкольника на предмет выявления признаков такого заболевания, как дислексия. Симптомы, скорректированные вовремя, не будут осложнять ребенку процесс обучения в школе. Упражнения, корректирующие данные отклонения, назначаются, исходя из формы дислексии.

При оптической дислексии лечение проводится с использованием специальных очков и упражнений для зрения. При других видах расстройства применяется фонетический курс, специальные упражнения для коррекции именно определенного вида такой патологии. Также назначаются упражнения, развивающие моторику, память, внимательность. Британские ученые даже доказали, что изучение дислексиками иностранных языков помогает преодолеть отставания по другим предметам.

Коррекция дислексии у младших школьников дает хорошие шансы устранить проблемы. Больные не излечиваются полностью, а приобретают навыки, с которыми признаки дислексии исчезают вовсе. Иногда другая часть мозга берет на себя функции поврежденной, и тогда говорят: ребенок перерос. Медицинская помощь ускоряет выздоровление.

История знает массу примеров того, как люди, страдающие дислексией в школе, становились известными и успешными. Генри Форд был дислексиком. Знаменитая Мерлин Монро, секс символ нашего времени, Том Круз. Кому не известны их имена?

Лечить эту болезнь можно и нужно, и чем скорее будет поставлен диагноз дислексии и назначено лечение, тем быстрее ребенок избавится от этого заболевания, и тем меньше неприятностей оно принесет. Будьте здоровы!

тут

Коррекция и лечение дислексии

Любопытен тот факт, что дислексия способна оставаться проблемой в течение всей жизни человека. Но и случаи развития функциональных навыков чтения имеют место, хотя некоторые дислектики так никогда и не достигают необходимого уровня грамотности. Что же касается лечения, то оно состоит в корректировке учебного процесса ребенка, и включает в себя прямое и непрямое обучение распознаванию слов вместе с навыками выделения компонентов слов. Прямое обучение основано на специализированных фонематических методах, применяемых отдельно от обычного обучения чтению. А непрямое обучение подразумевает внедрение в обучающие программы по чтению особых фонетических методик. Иногда используются подходы, в которых дислектики обучаются чтению целыми словами и выражениями, а также подходы, основанные на иерархии овладения навыками, начиная со звуковых единиц и заканчивая словами и предложениями. В дополнение специалисты применяют такие подходы, где происходит одновременное воздействие на разные органы чувств. В большинстве случаев детей-дислектиков обучают работе с компьютером для помощи в выделении слов и улучшения восприятия материала при чтении. Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:  

  • При мнестической дислексии корректируется слухоречевая и речезрительная память
  • При аграмматической дислексии проводятся работы по формированию грамматических схем
  • При семантической дислексии развивается слоговый синтез и словарь, проводится работа над усвоением грамматических норм
  • При тактильной дислексии корректируется разбор и понимание схем, а также развитие пространственного представления
  • При оптической дислексии корректируется зрительно-пространственное представление, зрительный синтез и анализ
  • При фонематической дислексии корректируется звукопроизношение, формируется представление о звукобуквенном составе слов

 
Есть также и другие способы лечения дислексии (оптометрический тренинг и т.д.) и даже медикаментозное лечение. Но их эффективность остается под вопросом, а потому применять их не рекомендуется. Здесь же отметим, что если логопед проводит работу с дислектиком-взрослым, занятия будут носить расширенный характер, но механизмы лечения и коррекции не будут отличаться от тех, что применяются при работе с детьми. А еще предлагаем вам посмотреть полезное видео «Коррекция дислексии и дисграфии».

До дислексии надо «дорасти»

– Дислексию могут поставить только школьнику?

– Да, только школьнику или взрослому человеку. До дислексии нужно «дорасти», в том смысле, что есть начальный период обучения чтению, когда ребенок имеет право читать в медленном темпе и допускать ошибки. Когда ребенок только учится навыку, он имеет право спотыкаться и это не патологическая проблема. Например, учителю, который только выпустил четвертый класс, нужно сменить тактику, перестроиться на обучение первоклашек – они имеют законное право на обучение навыку. Любой навык, в том числе и чтение, сначала осуществляется в медленном темпе, с повторами и ошибками.

У дошкольника и вовсе ведущая деятельность игровая, а не учебная.

– Как дислексия мешает учебе и как прогрессирует? Что влияет на утяжеление ситуации, какие факторы? 

– По сути, дислексия мешает всему учебному процессу. Она проявляется, как только ребенку предлагают что-то читать, а это необходимо делать практически на всех предметах. Процесс не прогрессирует, но самостоятельно и не автоматизируется, а доставляет столько проблем, что ребенок может потерять всякий интерес к учебе как таковой. Чтение становится ненавистным процессом, урок литературы – мука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector