Детские скороговорки для развития речи

Содержание:

Полезные советы

Есть несколько важных моментов, которые стоит учесть:

  1. Начинать нужно со скороговорок на звуки попроще. Лучше проконсультируйтесь с логопедом на этот счет.

  2. Нельзя отрабатывать звуки, которые еще не сформированы. Только те, которые уже поставлены, но еще неуверенно используются в речи.

  3. Заниматься желательно в одно и то же время дня. Если ребенок не в настроении, занятие лучше отложить.

  4. Не ругайте ребенка за неудачи. Так вы отобьете охоту к занятиям, создав негативные ассоциации, и занизите его самооценку.

  5. Создайте стимул: ставьте всей семьей рекорды на скорость и четкость произнесения скороговорок, подготовьте красивую и длинную скороговорку для Деда Мороза и т. д.

  6. Чтобы разнообразить занятия, можно отсчитывать ритм, подбрасывая мячик в воздух или хлопая в ладоши. Любой игровой момент на ваш вкус будет здесь уместен.

Источник фото:

В чем разница между человеком, которому удаются скороговорки, и тем, у кого их произносить не получается?

Наталья предлагает сначала разобраться, что такое говорение. Для него важны:

— мотивация к речи;
— создание общего замысла высказывания;
— понимание смысловой ситуации;
— выбор слов из своего словарного запаса, а также подбор средств их выражения (например, как мы построим из них предложение);
— создание моторной программы (понимание, как мы будем говорить каждый звук), чтобы произнести слова или фразу.

Фото: unsplash.com

— Все эти сложные процессы происходят на уровне головного мозга за доли секунд. Поэтому, если взрослый человек по той или иной причине избегает игры в скороговорки, это может говорить в первую очередь о том, что в детстве он ходил к логопеду. То есть у него есть речевое нарушение, которое в более старшем возрасте уже мало заметно. Или человек не умеет вслушиваться в речь говорящего, имеет слабую речеслуховую память, эмоционально беден, ему трудно удается уловить смысловую нагрузку рифмованного высказывания. Про таких людей говорят, что ум не цепкий.

Скороговорки для детей дошкольного возраста для развития речи и дикции

В младшем возрасте у детей периодически возникают трудности с произношением сочетаний звуков. Чтобы устранить проблему, преподаватели используют методику скороговорочных фраз. Можно научиться отчетливо произносить согласные звуки. Кроме того, они лечат детское заикание.

Скороговорки помогают тренировать дикцию у ребенка.

От 3 до 4 лет в детском саду

В этой возрастной категории проблемы у малышей возникают с буквами Ш, Ж, Щ, Л, а Р они еще не умеют выговаривать. Для них существует несколько упражнений, которые способствуют выработке умения правильно произносить слова и фразы.

Второе задание выполняется на произношение смешанных звуков. Для детей этого возраста выбирают варианты на группу шипящих, на Ша, а так же сочетания Ча-Ца, Ла-Ра:

Чтобы заинтересовать ребенка, а также правильно выполнять с ним все виды упражнений, их нужно читать в форме стихотворения.

От 4 до 5 лет

В этом возрастном периоде применяется методика работы со всеми звуками русского языка.

Дети могут запоминать уже сложные скороговорки:

  1. «Забавной обезьяне бросили бананы. Бросили бананы забавной обезьяне».
  2. «Крынку Кирилл крышкой накрыл».
  3. «Но чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали».

Во время тренировки можно использовать мини-стихотворения.

От 5 до 6 лет

Важно, чтобы в 5 или 6 лет дошкольник уже научился произносить звук Р. Если малыш не выговаривает звонкий Р, то педагог-логопед должен правильно подобрать ему артикуляционную гимнастику

Профессиональные занятия с логопедом.

Примерами могут быть такие фразы:

Скороговорка для постановки буквы р.

  1. «Чайничек — с крышечкой, крышечка — с шишечкой. Шишечка — с дырочкой, в дырочке — пар».
  2. «На болоте жабы жили. Булку с бубликом любили».

Скороговорки для развития речи и дикции у детей: варианты упражнений для разного возраста

Положительное влияние скороговорок на развитие речи и дикции легче всего проследить на детях разных возрастов (варианты упражнений ниже). Причем речь идет не только о малышах с нарушениями в произношении, но и о детках с нормой речевого развития. Дело в том, что скороговорки помогают не только автоматизировать отдельные сложные для ребенка звуки, но и натренировать чистоту речи. Именно поэтому скороговорки часто рекомендуют использовать в работе с детками 3-4 лет, которые не имеют особых речевых проблем. Эти простые упражнения помогают детям в этом возрасте избавиться от лишней мягкости произношения, характерной для малышей. Кроме того, скороговорки способны скорректировать ошибки в уже сформировавшейся речи детей постарше. Например, с помощью таких текстов можно натренировать дыхание и темп, что положительно сказывается на всей детской речи

https://youtube.com/watch?v=1zqCwB8gH24

Скороговорки для развития речи у детей 3 лет

Ниже представлены варианты простых скороговорок для развития речи у детей 3 лет. Регулярно повторяя их с ребенком, вы сможете значительно улучшить его произношение и расширить словарный запас малыша.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Га-га-га у козы рога.

3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.

4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.

5. На горе гогочут гуси.

6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.

3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. У нас газ погас.

4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Варианты скороговорок для речи и развития дикции у детей 5-6 лет 

У детей 5-6 лет довольно часто наблюдается неправильное дыхание и сбивчивый темп произношения, особенно при торопливой речи. Используя варианты скороговорок из подборки ниже для тренировки речевых навыков и коррекции звукопроизношения у детей этой возрастной категории. 

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Ехал Грека через реку, 

Видит Грека — в реке рак. 

Сунул Грека руку в реку, 

Рак за руку Грека — цап!

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Лучшие скороговорки для развития речи и улучшения дикции у детей 10-12 лет

В возрасте 10-12 лет речь уже практически полностью сформирована. Поэтому при наличии ее дефектов обязательна хорошая логопедическая работа, в том числе и с использованием скороговорок. Но и без особых дефектов повторение специальных текстов положительным образом сказывается на автоматизации речи, ее чистоте и правильности. Вот несколько вариантов скороговорок, которые актуальны для детей данной возрастной группы.

В недрах тундры 

Выдры в гетрах 

Тырят в вёдра 

Ядра кедров! Выдрав с выдры 

В тундре гетры 

Вытру выдрой ядра кедров

Вытру гетрой выдре морду

Ядра в вёдра 

Выдру в тундру!

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка –

Мышка забыла про кошку!

Карасёнку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка –

Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Трудные скороговорки

Можно использовать, когда уже несложные скороговорки получается у ребенка проговаривать быстро и легко. Их не обязательно заучивать. Достаточно прочитать несколько раз в быстром темпе и без запинок.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Петр Петрович, по имени Перепелович, поймал перепелку, понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, а он продал и так.

Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок, Сеню с ног. Саню в бок, Соню в лоб. Все в сугроб хлоп.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговошившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Проговаривание скороговорок — это классическое упражнение для развития речевого аппарата ребенка. Не стоит им пренебрегать. Особенно полезно проговаривать любую из понравившихся скороговорок перед чтением, тем самым разогревая речевой аппарат ребёнка. Ошибок во время чтения ребенок будет делать намного меньше. Не верите? А вы проверьте!

Надеюсь, что этот широкий подбор лучших детских скороговорок для развития речи будет вам полезен. Выбирайте. Скороговорка должна быть интересной ребёнку. Но, конечно же, не стоит обходить стороной скороговорки на отработку нужных звуков. В этом вам также могут помочь чистоговорки. Также можно играть в игры, развивающие речь ребёнка. Желаю удачи!

Авторские скороговорки

Поэты, пишущие для детей, часто сочиняют скороговорки-стихи, запомнить которые ребенку гораздо проще из-за их рифмованного вида. Они также подчиняются правилам жанра — ритмичному повторению сложных согласных звуков, краткости, юмористичности, и подходят не только для проговаривания, но и для чтения. Вот пример такого веселого скороговорочного стихотворения детского поэта Владимира Приходько, где акцент делается на шипящие звуки русского языка:

Известное стихотворение поэта Даниила Хармса про Ивана Топорышкина также можно отнести к данному жанру. Такие стихи обычно представляют собой книжную форму — скороговорки с картинками. Благодаря красочным и веселым иллюстрациям они гораздо лучше откладываются в памяти, и читать подобные книги интересно не только детям, но и взрослым.

Можно ли, разучивая скороговорку, улучшить эти качества?

Логопед уверена: конечно, можно.

— Скороговорка — это отличный тренажер не только для чистой и грамотной речи. С ее помощью также обогащается словарный запас, развивается речевой слух. Дополнительно — улучшаются навыки слушания, улавливания интонаций, чувствования смысловой связи между словами, управления своим голосом и дыханием (за счет ритма построения скороговорки).

Выходит, скороговорка не только поднимает настроение и избавляет от «каши во рту». Владение своим голосом и речью может раскрыть в человеке определенную харизматичность — его внутреннюю уникальность, которую он потом транслирует миру.

— Хочу напомнить, что многие известные актеры — Сильвестр Сталлоне, Энтони Хопкинс, Брюс Уиллис и другие — имели в детстве речевые нарушения и занимались у логопедов. И, думаю, немногие будут спорить со мной, что их немногословность, умение ставить акценты в речи, подавать свой голос завораживают, — добавляет Наталья.

Новые скороговорки для детей любого возраста

Здесь вы найдете авторские скороговорки для детей, а в картинках можно прочесть известные старые. Чтобы ребенок на отлично справлялся со скороговорками — они должны быть для него понятны по смыслу. Все подготовленные ниже тексты имеют понятный сюжет, они забавные, интересные и запоминающиеся, а значит, ребенку будет легче из повторить. Большинство из скороговорок ниже прорабатывают сразу несколько групп звуков.

Скороговорки на букву «с», «з», «ц»

Избавить от проблемы со свистящими звуками помогут скороговорки, которые прорабатывают буквы: с, з, ц.

Лев и львица думали жениться,
Но увидела львица, что лев птицы боится,
Засмеялась львица, как лев от страха трусится,
Но они не передумали жениться, потому что успели влюбиться,
А поженила их та самая птица.

В Греции грек со странным именем Грица,
Всегда танцевал танец напевая:
«Ой да, грица-грица-ца,
Ай да, грица-цып-ца-ца».
У грека Грицы в Греции была курица Цыпца,
Она несла золотые яйца и танцевала под
«Ой да, грица-грица-ца,
Ай да, грица-цып-ца-ца».

Зашел егерь Егор в лесок,
Услышал дивный голосок,
Наступил ногой в песок и потерял егерь носок,
Вышла царица из-за деревца,
Засмеялась из-за егеря,
стоит Егор в леске в песке без носка на одной ноге.

Ехал мужик на машине газели,
Вдруг заметил из-за ели на него во все глаза глазеют живые газели,
Мужик газует на газели, чтобы не догнали газели,
Но не догоняли газели —
Они мирно ели старые шины и шинели около ели.

У Светы-Светланы есть свет светящийся в лампе,
но нет в доме света, потому и лампа теперь не светит.

Скороговорки на шипящие звуки: буквы «ж», «щ», «ш», «ч»

Стриж и чиж движутся в Париж,
В Париже стриж получит стрижку,
А чиж съест щавель, щи и пышку.

Еж напыжился и наежился,
Он жука насторожился,
Жук прижился около жилья,
Приготовил для ежа коржа,
Пригласил на новоселье чижика-пыжика и кота Рыжика.

У ежа — ежата, у ужа — ужата,
У ехидны — ехиднята, у ерша — ершата,
у медведей — медвежата, у верблюда — верблюжата,
у лошадки — жеребята.

Скороговорки на букву «Р»

Рыжий рыбак побрел на реку Так-сяк,
На рыбалке он поймал две рыбные банки,
Рыкнул от злости рыбак,
На крючочек-крючок надел свой башмак,
Забросил в реку рывком удило,
Оно закрутило-закрутило,
На башмак рыбак поймал —
Рыбу огромную хоть и не ждал.

Егерь Игорь не постриг бороду и пошел в бор по броду,
В броде забродили ягоды вроде,
Егерь пробирался сквозь брод и сам весь промок, и намочил бороду.
Вышел егерь Игорь во бору,
Смотрит на свою бороду,
А она ягодами намочилась в броде,
И на морковный торт стала похожа вроде.

Тигр в зоопарке учился рычать,
За трактором он привык повторять,
Однажды своим рыком р-р-р,
Напугал крокодила Рика и быка по имени Брыка.

Рита через ручеек прыг-да-прыг,
Вдруг из-за дерева раздался грозный рык,
Думала Рита, что за деревом монстр,
Оказался им щенок Рекс напуганный громом просто.

Скороговорки на букву «л»

Сивая слива читала про мысленную силу,
Слива себя мысленно взяла, как со слива по столу покатилась,
Сама себя слива спасла,
Слива на сливовый компот не пошла.
Сивая слива сама себя носила, она каталась и ходила,
Вот такая слива с супер-мысленной силой.

Лилипут Лола с Лолитой в лодку засели,
Весело ложкой гребут как веслом,
Лилипуты плывут в поля и засеяли —
свежий покос для козла и поле для осла овсом.

Лошадь белая грушу с дерева доела,
Прислонилась лошадь белая к забору,
Хозяева были во бору, а когда вернулись ко двору,
То увидели у забора зебру черно-белую,
И краску на заборе свежую.

Пес поднял лай,
Услышал чайка орет: дай-дай-дай,
Лающий пес чайке чая принес,
Лишь бы чайка перестала орать: дай-дай-дай,
Но чайка не хотела чая,
Она хотела, чтобы лайка просто начала лаять.

У Ани-Анны есть челка и пчелы,
но нет антилопы, чтобы примчать к Ване галопом.

Посмотрите советы как правильно учить и легко проговаривать быстроговорилки, а также узнайте смешные скороговорки в одной статье.

Какими они бывают

У малышей дошкольного и младшего школьного возраста бывают трудности с произношением некоторых звуков. В их преодолении помогут специальные игры — скороговорки, или фразы с искусственно усложненной артикуляцией.

Значение скороговорок для развития речи ребенка очень велико: они помогают ему научиться правильно и чисто выговаривать определенные сложные для произношения согласные звуки языка, а также их сочетания. Скороговорочные фразы применяются профессиональными логопедами для исправления дефектов речи у детей, а также при лечении детского заикания. По мнению специалистов, эта методика дает очень хорошие результаты.

К услугам любителей этого вида развлечений в сфере русского языка имеется богатый выбор примеров — их можно подобрать практически на каждый согласный звук русского алфавита. Такое веселое развлекательное упражнение для улучшения произношения имеет различные формы. Фразы бывают:

  • народные, то есть известные издавна и не имеющие автора — подобная форма фольклора встречается у всех народов, в том числе и на русском языке,
  • авторские — сочиненные профессиональными литераторами.

Их можно распределить по темам и звукам, на выговаривание которых они нацелены. Как правило, в одной фразе встречается не более двух–четырех труднопроизносимых звуков либо их сочетаний. Подбирая фразы на одну определенную букву русского языка, человек постепенно тренируется в ее произнесении.

Смысл большинства таких коротких фраз, двустиший и четверостиший имеет шуточный либо ироничный характер — это облегчает их запоминание и переводит тренировки по развитию четкой дикции в игровую форму. Помимо навыков правильного произношения звуков у детей 7–8 лет короткие скороговорки развивают чувство юмора. Сбиваясь при проговаривании, они не огорчаются, а смеются вместе с другими детьми или взрослыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector