Советская артистка балета агриппина ваганова: биография, семья, творчество
Содержание:
- Примечания
- Учителя
- Начало
- Искусство, чуждое пролетариату
- Биография
- Жизнь без театра
- Впервые на сцене
- Кафедры:
- Кафедра классического и дуэтно-классического танца
- Кафедра характерного, исторического, современного танца и актёрского мастерства
- Кафедра методики преподавания классического и дуэтно-классического танца
- Кафедра методики преподавания характерного, исторического танца и актёрского мастерства
- Кафедра балетмейстерского образования
- Кафедра балетоведения
- Кафедра музыкального искусства
- Кафедра общей педагогики
- Кафедра общеобразовательных дисциплин
- Кафедра философии, истории и теории искусства
- Оценка читателей
- Отношения с учениками
- Признание заслуг
- Работа в театре
- Увековечено в слове
- И снова театр
- Учеба продолжается
- НАШИ ЛЮДИ
Примечания
- ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 4. Большой Кавказ — Великий канал. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 751 с.: ил.: карт.
- В. М. Красовская. Русский балетный театр второй половины XIX века. — Л. — М.: Искусство, 1963. — 552 с. — 10,000 экз.
- (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- . tonnel.ru. Дата обращения 5 января 2020.
- (англ.). www.findagrave.com. Дата обращения 5 января 2020.
- ↑ . nlr.ru. Дата обращения 5 января 2020.
- . www.encspb.ru. Дата обращения 5 января 2020.
- . Радио Культура. Дата обращения 5 января 2020.
Учителя
Облаков показывал подопечным различные движения и следил за точностью их копирования. Это был тяжкий труд, особенно для Вагановой. Но затем Агриппину перевели в класс Екатерины Вазем, и она поняла, что педагоги бывают очень разные. Екатерина Оттовна объясняла все свои действия, ставила перед ученицами понятные цели и указывала пути их достижения
Сколько бы ни было в классе занимающихся, она каждому уделяла внимание и не позволяла лениться. Многие приемы строгой, но любимой учительницы, Ваганова потом старалась применить в своей преподавательской работе
Ведь она по себе знала, что понимание ситуации, ясность цели вдохновляют, делают монотонный и изматывающий труд по освоению техники движений легче. Лев Иванов привил Груне любовь к музыке, Христиан Иогансон поставил ее «фирменные» прыжки. Окончив училище в 1895 г., она обучалась хореографии у Павла Гердта.
Начало
Родилась Агриппина Ваганова в семье капельдинера Мариинского театра Якова Тимофеевича Ваганова. Произошло это событие 26 июня 1879 года. Она стала третьей дочерью в семье, ютившейся в подвале, которому постоянно угрожало затопление от разлива Невы. Разговоры дома о театре, частые посещения его постановок благодаря работе отца заставили девочку мечтать о карьере балерины. Достигнув 10-летнего возраста, Груня стала ученицей театрального училища. Кроме красивой мечты, девочку грела мысль, что она сможет помочь родным, если хорошо сдаст экзамены после первого курса и перейдет на полный государственный пансион. Так оно и вышло. Несмотря на отсутствие природных данных, Агриппина Ваганова ценой усердия и большого трудолюбия заслужила уважение педагогов и упорно осваивала технику танца.
Искусство, чуждое пролетариату
В первые годы советской власти официально обсуждался вопрос ликвидации балета как искусства, «чуждого пролетариату». В противоположность многим современным балетмейстерам, Ваганова мечтала сохранить классический балет. В 1930-е годы актуальной задачей стало создание репертуара, объединяющего классику и современность. Знания и опыт замечательной балерины и педагога оказались востребованными: с 1931-го по 1937 год Ваганова возглавляла балетный коллектив Мариинки, который на тот момент назывался Академическим театром оперы и балета им, С.М. Кирова. За это время были созданы спектакли «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Партизанские дни», новые редакции балетов «Лебединое озеро» и «Эсмеральда». Агриппина Ваганова стала первым профессором хореографии, создав ту школу русского балета, которую сейчас знает весь мир. Ценность культуры больше не подвергалась сомнению. На одной из картин ранней советской эпохи изображены зрители, сидящие в театральной ложе: матрос и рабочий паренёк, дымящие папиросами, принаряженные девушки, между делом лузгающие семечки. В глазах у всех неподдельный интерес. Не исключено, что они смотрят «Лебединое озеро». Билетами, в том числе и на балетные спектакли, премировали за трудовые заслуги, практиковались школьные культпоходы. Позже уже, в эпоху застоя, билеты на балет стали доставать, покупать по спекулятивной цене. Отношение к артистам балета было самым уважительным во всех слоях населения. Но представители советской высшей номенклатуры выражали свою любовь не так, как простые советские люди. Пользуясь своей вседозволенностью, они заводили романы с красивыми женщинами, блистающими на сцене. Ольгу Васильевну Лепешинскую, дожившую до 2008 года, называли любимой балериной Сталина. Неудивительно: балет «Пламя Парижа», где она танцевала партию артистки придворного театра, всесильный генсек посетил целых 17 раз. Самыми большими «ценителями» балерин были секретарь ВЦИК Авель Енукидзе и «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин. Рассказывают, что в качестве благодарности за услуги, оказанные театру, балерины устраивали «приватные выступления» без всякого костюма. На уровне слухов остаётся и нашумевшая история с 16-летней Беллой Уваровой, танцевавшей в Большом театре. Спустя две недели после знакомства с Калининым девушку нашли убитой в подмосковном лесу. Дело о её убийстве курировал лично Сталин. Калинин остался вне подозрений, а родители Беллы вскоре были репрессированы. Авель Енукидзе — крёстный второй жены Сталина Надежды Аллилуевой — предпочитал «общение» с 9-11-летними девочками. Он стал единственным из советских политических деятелей, получившим обвинение в педофилии
Не обошёл своим вниманием балерин и Лаврентий Берия. В отличие от известных актрис, его балетные пассии остались неизвестными
К любопытным выводам пришёл французский историк Рене Буве, специализирующийся на творчестве Булгакова. По его утверждению, бал сатаны из романа «Мастер и Маргарита» списан с закрытых мероприятий, которые устраивал для узкого круга нарком просвещения Анатолий Луначарский. Вроде бы Михаил Афанасьевич имел возможность все это наблюдать лично. Неправдоподобно, но тогда откуда такая нелюбовь Луначарского к Булгакову?
Метки: Анна Иоанновна, Екатерина II, эпоха Романовых, Загадки истории, биография, танец, арбалет, театр, хореография, Ваганова
Вперед
Биография
Агриппина Ваганова родилась 14 (26 июня) 1879 года в Санкт-Петербурге, в семье капельдинера Мариинского театра. Её отец – Акоп (Яков Тимофеевич) Ваганов – перебрался в Петербург из Астрахани, где со времён Ивана Грозного существовала армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и капитала в Астрахани не нажил; служил унтер-офицером, а после отставки переехал в Петербург.
В 1890 году была принята в Императорское театральное училище. Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова, Александр Облаков, Анна Иогансон, Павел Гердт, Владимир Степанов (запись танца). В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова, назвав это время «двумя годами безделья», затем перешла в класс Екатерины Вазем. Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле «Волшебная флейта», поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов.
В 1897 году, после окончания училища, была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия», за что её прозвали «королевой вариаций». В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа, однако, не ценил её исполнительского мастерства. В его дневниках можно встретить такие записи: «Г-жа Ваганова ужасна. На балет не иду…».
Она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков[источник не указан 3489 дней].
Покинув сцену в году, занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище. Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина, Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская, подготовила в 1922 году. В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, М. Ф. Романова, выпускала через год, иногда ежегодно. Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века. Среди её учениц — Наталья Камкова (1924), Марина Семёнова (1925), Ольга Иордан и Елена Ширипина (1926), Галина Уланова и Татьяна Вечеслова (1928), Татьяна Шмырова, Фея Балабина и Наталья Дудинская (1931), Галина Кириллова (1935), Алла Шелест (1937), Нонна Ястребова и Бюбюсара Бейшеналиева (1941), Нинель Петрова (1944), Ольга Моисеева, Людмила Сафронова и Нинель Кургапкина (1947), Алла Осипенко (1950), Ирина Колпакова (1951) и многие другие выдающиеся балерины XX века.
С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова.
Книга Вагановой «Основы классического танца», в которой она подробно излагает свои педагогические взгляды, была впервые издана в 1934 году, выдержала шесть переизданий и переведена на многие языки мира.
Агриппина Яковлевна скончалась в Ленинграде 5 ноября 1951 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие (скульптор В. И. Ингал, В, Ф. Фролова-Багреева, архитектор Ю. Н. Смирнов.) создано в 1953 году.
Могила Вагановой на Волковском кладбище
Жизнь без театра
Агриппина, которая чувствовала себя молодой, исполненной сил женщиной, была не готова остаться не у дел. Ни домашняя работа, ни время, отданное воспитанию сына, не могли вывести ее из состояния тревоги и неудовлетворенности. Ваганова не оставила занятий хореографией и продолжала посещать танцевальный класс. Но уверенности, что это еще когда-нибудь пригодится, не было.
Попытка приобщиться к делу помощи солдатам тоже не увенчалась успехом: ее личное будущее было в тумане и она не могла отвлечься от мыслей о балете, которому была посвящена вся ее предыдущая жизнь. Погруженная в свою неразрешимую проблему, Ваганова не очень следила за событиями в стране. Осознать, насколько это ее касается, заставило личное горе. Андрей Померанцев, подавленный неудачами русской армии на фронтах Первой мировой войны, не вынес резких перемен и бардака во всех сферах государственного устройства после Февральской революции и покончил с собой. Ваганова должна была выжить в стремительно меняющейся обстановке, имея на руках несовершеннолетнего сына и двух племянников.
В одночасье возникли проблемы с отоплением, исчезли продукты, пенсия. На их место пришли голод, холод и страх. Некоторое время продержаться удалось, выменивая вещи из квартиры, которую она обрела благодаря мужу, на еду. Вскоре, по примеру других артистов, Ваганова стала хвататься за любую работу: концерты в маленьких студиях или фойе, частные уроки. За это платили продуктами. Удалось устроиться в небольшую балетную школу. Но мечты о родном училище не покидали. Ей хотелось больших масштабов, возможностей, которые дает профессиональная среда.
Впервые на сцене
Мариинский театр привлекал к исполнению небольших детских ролей учениц, начиная со второго класса. Ваганова участвовала в постановках балетов Чайковского. Настоящим танцевальным дебютом Агриппины можно считать 3-минутный вальс в первом акте «Спящей красавицы». Современное выступление артистов в этой сцене записано на видео:
Приглашенные для исполнения традиционно отдаваемых воспитанницам училища ролей, девочки присутствовали на репетициях балета «Лебединого озера». С интересом следя за работой балетмейстера и артистов, Груня еще тогда почувствовала, что возможно другое воплощение постановки спектакля.
Кафедры:
Кафедра классического и дуэтно-классического танца
Заведующая кафедрой: Ситникова Ирина Александровна
Адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.
Телефон: +7 (812) 456-07-65
Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru
Кафедра характерного, исторического, современного танца и актёрского мастерства
Заведующая кафедрой: Янанис Наталия Станиславовна
Адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.
Телефон: +7 (812) 456-07-65, доб. 225
Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru
Кафедра методики преподавания классического и дуэтно-классического танца
Заведующая кафедрой: Грибанова Мария Александровна
Адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.
Телефон: +7 (812) 456-07-65, доб. 224
Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru
Кафедра методики преподавания характерного, исторического танца и актёрского мастерства
Заведующая кафедрой: Тарасова Наталья Борисовна
Адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.
Телефон: +7 (812) 456-07-65, доб. 225
Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru
Кафедра балетмейстерского образования
Заведующий кафедрой: Петухов Юрий Николаевич
Адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.
Телефон: +7 (812) 456-07-65, доб. 274
Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru
Кафедра балетоведения
Заведующая кафедрой: Зозулина Наталия Николаевна
Адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.
Телефон: +7 (812) 456-07-65
Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru
Кафедра музыкального искусства
Заведующая кафедрой: Безуглая Галина Александровна
Адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.
Телефон: +7 (812) 456-07-65, доб. 239
Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru
Кафедра общей педагогики
Заведующая кафедрой: Русинова Светлана Анатольевна
Адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.
Телефон: +7 (812) 456-07-65
Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Заведующая кафедрой: Головина Татьяна Ильинична
Адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.
Телефон: +7 (812) 456-07-65, доб. 206
Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru
Кафедра философии, истории и теории искусства
Заведующая кафедрой: Махрова Элла Васильевна
Адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2.
Телефон: +7 (812) 456-07-65, доб. 633
Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru
Оценка читателей
Будучи уверенной в полезности своей книги, Ваганова все же не ожидала такой бурной благодарности, свидетельства о которой посыпались на нее со всех уголков огромной страны. И не удивительно. Ведь от революции бежали 40 % работников «балетного цеха». В это число вошли композиторы, либреттисты, танцовщики, балетмейстеры, педагоги. Советская власть использовала то, что осталось, привлекла много новых людей, которые работали на энтузиазме, с трудом решая на ходу, с чего начать. В книге автор дает подробнейшую характеристику классического балетного танца. Изложение иллюстрируется множеством рисунков и нотами. Текст написан таким простым языком, что легко воспринимается даже людьми, далекими от искусства.
Отношения с учениками
Выпускницы Вагановой демонстрировали правильность методики, которой она вооружилась. Впрочем, это не было нечто застывшее в своей неизменности. Учительница постоянно размышляла, как лучше донести до каждой девушки, что нужно делать, чтобы добиться успеха. В 1928 г. окончила училище воспитанница Вагановой Галина Уланова, в очередной раз доказавшая всему миру педагогическое мастерство Агриппины Яковлевны. А она продолжала поддерживать дружеские и деловые связи со своими ученицами и после выпуска: Ваганова вела класс в Мариинском театре.
Когда Марину Семенову забрали в Большой, Агриппина Яковлевна обязательно приезжала на все ее премьерные спектакли и оставалась на несколько дней, чтобы позаниматься с уже знаменитой балериной. В своих воспоминаниях ученицы подчеркивают жесткую требовательность Вагановой как педагога и высказывают благодарность за ее большой вклад в их сценическую судьбу.
Признание заслуг
В 1951 г. биография Агриппины Вагановой обрывается. Работа великого педагога, повышающая престиж страны, не осталась невознагражденной. Следующие звания связаны с именем Агриппины Вагановой:
• Народная артистка РСФСР (1934);
• лауреат Сталинской премии (1946);
• кавалер ордена Трудового Красного Знамени;
• профессор хореографии.
Ее жизнь и творчество до сих пор вызывают интерес. Страницы биографии Агриппины Вагановой освещаются в документальных фильмах:
• «Агриппина Ваганова» (режиссер В. Окунцов, 1986);
• «Вспоминая великую Ваганову» (режиссер Г. Мшанская, 2004);
• «Агриппина Ваганова. Великая и ужасная» (режиссер Н. Тихонов, 2009).
Работа в театре
В кордебалет Мариинского театра Агриппина Ваганова поступила в 1896 году. Десять лет она не получала главных ролей, так как не соответствовала стандартам красоты зрителя того времени: она была коренастой, с мускулистыми ногами. В пластике движений Ваганова не смогла догнать танцовщиц, одаренных в большей степени природой. Не избалованная судьбой, Ваганова продолжала трудиться, закрывая глаза на свое незавидное положение в театре, отдаваясь всей душой танцу.
В 1900 г. она исполнила сольную вариацию в анакреонтическом балете «Пробуждение Флоры» (либретто и хореография Петипа). В этом же спектакле впервые танцевала главную роль Анна Павлова. Она была младше, чем Агриппина, на два года, но уже подавала большие надежды и всего через 6 лет стала прима-балериной Мариинского театра.
Увековечено в слове
Большой опыт балерины и педагога вылился в книгу Агриппины Вагановой «Основы классического танца». Книга вышла в печать в 1934 г., выдержала несколько переизданий и была переведена более чем на 10 европейских языков. Возможно, если бы балетная судьба Вагановой сложилась более удачно, если бы не данное природой непослушное закрепощенное тело, к которому ей пришлось прислушиваться, надеясь победить свои недостатки, не было бы ни книги, ни выдающихся результатов в воспитании балетной смены.
Чтобы добиться признания, а значит – роли, Агриппине с младых лет приходилось заниматься дольше, делать больше повторений разучиваемых упражнений, чем одноклассницам. Отсюда такое глубокое понимание, как исполнять технически сложные элементы. Она знала, какое значение имеет положение рук, корпуса для удержания равновесия в любой позиции на полу и в воздухе. Она научилась с фотографической точностью запоминать нюансы исполнения танцевальных элементов, наблюдая за выдающимися балеринами в театре. А их там было немало. Все лучшее, полученное от педагогов плюс самообразование и привели к формированию законченной системы преподавания танца.
И снова театр
На фото: Мариинский театр.
В 20-е годы в балете, как и в других видах искусства, постоянно возникали новаторские течения. Молодой балетмейстер Лопухов показывал постановки, которые напоминали свод акробатических трюков. Другие режиссеры превращали балет в пантомиму. В связи с этим шли жаркие споры о будущем жанра. Агриппина Яковлевна Ваганова твердо держалась классических принципов. В 1931 г. ей предложили занять место художественного руководителя театра вместо Лопухина. Она дала согласие.
Ваганова воплотила давнюю мечту: переделала постановку балета «Лебединое озеро», исходя из своего видения и пожеланий высшего руководства культуры, которое приветствовало в искусстве реализм и торжество добра.
Была проделана коллективная работа, но главные идеи были вагановскими. Особо удалась сцена первой встречи принца с Одеттой. Трагический конец заменен счастливым исходом. И все-таки, это была самая щадящая переделка классики из всех вариантов, которые выдвигали другие советские балетмейстеры.
Следующая творческая переработка – балет «Эсмеральда». Но, по мнению Вагановой, музыка мало соответствовала сюжету, и ее попытки обновления входили с ней в противоречие. Спектакль был хорошо принят публикой, однако постановщица продолжала считать его далеким от совершенства.
В балете тридцатых закрепилась новая драматическая тенденция, в которой мало внимания уделялось красоте и своеобразию классического танца. Это веяние поддерживалось властными структурами. С этим Ваганова никак не могла согласиться, и в 1937 г. ей предложили вернуться к педагогической деятельности. Обидная отставка все-таки принесла облегчение. Агриппина Яковлевна могла снова заняться любимым делом, не изменяя своим убеждениям. Именно преподавание впишет биографию Агриппины Вагановой в хроники культуры.
Учеба продолжается
Класс усовершенствования в театре вела балерина Ольга Преображенская. Она навела Ваганову на мысль попробовать синтезировать пластичную французскую и эксцентричную, отличающуюся высокой техничностью итальянскую школы. Различие стилей показано на рисунке ниже. Второй педагог, Николай Густавович Легат, который разглядел в Груне все ее достоинства (в противовес балетмейстеру М. Петипа), руководил ее занятиями классическим танцем.
Вагановой в это время давали исполнять композиции в группе из 4-8 танцовщиц. А чаще она была задействована в кордебалете. Это больно ранило самолюбие артистки. Но Агриппина не отчаялась. Она продолжала совершенствоваться в том, что было ей доступно, одновременно наблюдая и анализируя технику других исполнителей. Короткие танцевальные сюжеты, которые ей доверяли (так называемые вариации), Агриппина отрабатывала до блеска. Балетовед того времени Аким Волынский так описал ее выступление:
Судьба свела Агриппину с полковником в отставке Андреем Померанцевым. В 1904 г. она родила сына. После смерти сестры они с Андреем приняли в семью двух ее детей.
В 1914 г. несчастный случай с исполнительницей предоставил Агриппине Вагановой в балете «Шопениана» главную роль. Перед «заслуженным уходом на отдых» ей удалось сыграть сольную партию в «Ручье», Одетту–Одиллию в «Лебедином озере» и Царь-девицу в «Коньке-Горбунке» Цезаря Пуни. Статус балерины Агриппина Ваганова получила лишь за год до увольнения. В 1916 году сценическая деятельность Вагановой в качестве артистки закончилась.
НАШИ ЛЮДИ
Ященко, Александр Леонидович
Педагоги
педагог и естествоиспытатель
Яхонтова, Лия Константиновна
Педагоги
российский минералог и педагог
Яфальян, Алла Фёдоровна
Педагоги
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социально-художественного образования СурГПУ
Ястребинецкий, Григорий Аронович
Педагоги
советский педагог, заслуженный учитель РСФСР
Ясиньский, Анджей
Педагоги
польский пианист и музыкальный педагог
Ярмаченко, Николай Дмитриевич
Педагоги
украинский педагог, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, академик АПН СССР , основатель и первый президент Академии педагогических наук Украины, один из основателей и первый президент Международной макаренковской ассоциации, член Президиума АПН СССР, специалист в области дефектологии , а также теории и истории педагогики
Янсонс, Марис Арвидович
Педагоги
советский и российский дирижёр, музыкальный педагог
Янсонс, Арвид Кришевич
Педагоги
латвийский советский дирижёр и скрипач, музыкальный педагог