Стили родительского воспитания

Содержание:

Еще стили воспитания:

Хаотический

Еще он называется «непоследовательный». Для этого стиля характерно отсутствие единого подхода к воспитанию. Такой воспитательный стиль может сформироваться из-за: отсутствия у родителей опыта, неуверенности, несогласованности действий взрослых.

Все это приводит к неконтролируемым эмоциональным реакциям – ругани, крику, плачу, необоснованным наказаниям, не соответствующим ситуации «сюсюкания» с ребенком. В результате ребенок становится неуправляемым и эмоционально подверженным.

В этом случае пренебрегают к одной из базовых потребностей личности – потребностью в четких границах, правилах, стабильности и упорядоченности окружающего мира. У ребенка такое положение вызывает попеременно гнев, раздражение, тревожность, вину, что часто приводит к социальной дезадаптации.

При этом стиле воспитания дети исследуют окружающий мир под защитой родителей. Родители считают, что детям необходимо рассказывать о том, что им нужно и можно исследовать. Они несут ответственность за защиту своего ребенка в его процессе изучения. Этот метод концентрируется на творчестве, эмпатии и ответственности.

Рекомендации родителям: Родителям стоит научится контролю своих действий. Этот принцип воспитания не плох, если у него есть хоть какие-то рамки. Стоит все же использовать какие-то методы в воспитании. Это облегчит задачу родителям и сделает детство ребенка спокойным.

Игнорирующий

В данном случае такой стиль называют индифферентным . Здесь вообще отсутствует контроль со стороны родителей, также, как и сами взаимоотношения. Взрослые совершенно не обращают никакого внимания на своих детей, не занимаются и не общаются с ними. А какие-либо ограничения отсутствуют. Такое отношение с родительской стороны возникает из-за того, что они настроены враждебно, по отношению к детям. Все это исходит из их психологической травмы.

Рекомендации родителям: Родителям данного типа воспитания, а точнее отношения нужно постараться осознать, что их ребенок не виноват, ну а тем более, не достоин такого отношения к себе, несмотря на то, что плохое произошло в жизни родителей. Это новая ваша жизнь, постарайтесь дать своему малышу то, что вам так не хватало в детстве.

Интуитивный

Он означает, что в вопросах воспитания вы, скорее всего, следуете своей интуиции или взглядам на жизнь. Применяя этот стиль, родители пытаются воспитывать своих детей так же, как когда-то воспитывали их самих. Они пытаются следовать той же логике и правилам, которые в детстве применялись по отношению к ним. Очень часто такой вариант приносит лучшие плоды, особенно если родителей воспитали в свое время достойно. Переживание за то, что ребенок, что-то не получит не стоит. Скорее всего малыш наоборот вырастет очень воспитанным уравновешенным ребенком. Потому как материнская интуиция очень сильна.

Рекомендации родителям: иногда все же полагаться на одну интуицию не стоит. Лучше иметь представления о том, какие методы существуют. А вот пользоваться ими или нет дело каждого.

Позитивный

Этот метод предполагает использование здравого смысла, основанного на прочных семейных устоях и принципах. При этом дети растут в любящей, теплой, поддерживающей, заботливой и позитивной атмосфере, основанной на уважении и доверии. Родители развивают мировоззрение своего ребенка и укрепляют его уверенность в себе, чтобы подготовить к непредвиденным жизненным обстоятельствам.

Рекомендации родителям: родительская роль заключается в том, чтобы направлять и вдохновлять своих детей верить в себя, контролировать свою судьбу и не плясать под чужую дудку. Считается, что при таком стиле воспитания дети имеют наилучшие перспективы для развития позитивного психологического настроя, хороших черт характера, продуктивных жизненных навыков, позитивной самооценки и счастливой и благополучной жизни.

Иногда взаимосвязь между стилем воспитания и поведением может быть очень слабой. А иногда и наоборот. Однако все же она есть и иногда очень полезно использовать методы воспитания в семье. Главное помнить нет идеального стиля воспитания, который поможет вам подарить ребенку все, о чем мечтает он и вы. Но только от вас зависит будущее ребенка, поэтому учитесь анализировать свое поведение и то, что будет в какой-либо ситуации уместно.

Послесловие

Семья для ребенка – микромодель общества. Она формирует жизненные установки, социальные ценности и ориентации личности в детском возрасте. Опыт, приобретенный детьми к определенному жизненному этапу, обуславливается характерными особенностями семьи: вкусами, жизненными ценностями и целями, бытом.

В. А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния – доброму слову и красоте».

Дети, лишенные родительского внимания и надзора, пополняют ряды беспризорников, преступников, оказываются вовлечены в зависимости и другие варианты девиантного поведения.

В целом успех воспитательной функции семьи зависит от ее воспитательного потенциала: материальных и бытовых условий, численности семьи, характера отношений между ее членами. Характер отношений включает в себя эмоциональную, трудовую и психологическую атмосферу в семье, образование и качества родителей, их опыт, семейные традиции и разделение обязанностей.

Первичная социализация ребенка как основная функция семьи

Говоря языком психологии, семья обуславливает первичную социализацию ребенка. Детский сад, школа, университет – вторичная социализация. Естественно, первичная важнее. Она закладывает основные способы реагирования личности на проблемы, модели поведения, установки. Что подразумевается под первичной социализацией:

  • освоение языка и эмоционального строя;
  • освоение основных ценностных норм и содержательных представлений общества.

Цель первичной социализации в семье – сформировать у ребенка социальную ответственность и умение подчинить индивидуальное общему.

Социализации ребенка проходит через имитацию и идентификацию.

  • Через имитацию ребенок усваивает элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Но для имитации, то есть подражания, должен быть пример. И это родители.
  • Идентификация – принятие норм и убеждений как своих внутренних (или непринятие). На этом этапе еще не все потеряно. И даже если семья неблагополучная, но на ребенка оказывается более благоприятное влияние извне, то он может не принять образец родителей. Наглядный пример: в семье алкоголиков у детей обычно два сценария: повторить образ родителей или наоборот категорически не воспринимать алкоголь. Середина бывает крайне редко.

Когда члены семьи не справляются со своими обязанностями и правами, возникает дисгармония в семье. Из-за дисгармонии – дисфункциональность. При дисфункциональности семьи и других институтов общественного воспитания возникает дезадаптация ребенка и социальная дезадаптация как массовое явление. Это в свою очередь приводит к десоциализации, что и наблюдается в современном обществе.

Авторитарный стиль воспитания

Этот стиль присущ жестким родителям, которые не считают, что младший член семьи может иметь свое мнение и желания. В семье с авторитарным стилем воспитания обычно есть жесткие правила, за малейшие нарушения которых следует серьезное наказание. Малышу не предоставляется выбор практически ни в чем, его судьба определяется родителями. Взрослые решают все: от того, какие кружки будет посещать их чадо, до того, в какое учебное заведение после школы пойдет.

Примеры фраз, которые часто употребляют авторитарные родители: «потому, что я так сказал», «мал еще свое мнение иметь», «нос еще не дорос свои решения принимать», «мы все для тебя делаем, а ты – неблагодарный», «подрастешь, тогда и будешь высказываться».

Преимущества авторитарного стиля семейного воспитания:

  • родители стараются дать детям все самое лучшее – чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни;
  • дети послушны, воспитаны и вежливы;
  • практически идеально ведут себя в общественных местах;
  • выполняют все просьбы;
  • не спорят со взрослыми;
  • родителям легко руководить своими детьми, навязывая свое мнение;
  • по мнению взрослых членов семьи, детям светит успешное будущее и легкость в достижении целей.

Недостатки авторитарного стиля:

дети в такой семье не получают любви и ласки в достаточном для них количестве;
ребенок не умеет принимать собственные решения, привыкая, что всю ответственность за выбор берут на себя другие люди;
не умеет отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: может пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики;
нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями;
утрата доверия к миру и взрослым.

Каковы последствия для детей

Одно из главных последствий авторитарного стиля возникает в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании, подросток может полностью перестать слушаться родителей, так как они теряют в его глазах весь свой авторитет. Привыкший к насильственным формам воспитания: крику, физическим наказаниям и угрозам, подросток перестает их воспринимать как воздействие на себя. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать.

В зависимости от индивидуальных особенностей, бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остается под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Такой человек не может быть успешным, так как не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится.

Что подразумевают под стилем семейного воспитания

Большинство родителей проявляют повышенную заботу о своих детях, при этом чрезмерно контролируя их. При этом наблюдается непоследовательность в запретах и разрешениях.

Например, могут ежедневно твердить, что дошкольник должен в 10 часов вечера быть в постели, а в выходной позволять резвиться ребенку до полуночи только потому, что пришли гости.

И все же, понаблюдав за конкретной семьей, можно выделить, какие главные черты преобладают в отношениях родителей и ребенка. Вот эти заметные особенности и составляют стиль родительского воспитания.

Родители чаще всего не связывают личностное развитие детей дошкольного возраста, их нравственных качеств со своим отношением к ним. Однако психологи неоднократно доказали, что прослеживается прямая связь между стилем воспитания в семье и формированием личности ребенка.

Классическое разделение родительского отношения к детям

Все многообразие стилей семейного воспитания можно распределить на три основных:

  • демократический
  • авторитарный
  • попустительский

Демократические отношения отличаются взаимопониманием взрослых и детей. Родители заинтересованно наблюдают за деятельностью ребенка, поощряют его самостоятельность, высоко оценивают способности  малыша и ненавязчиво подсказывают только, если видят реальные затруднения.

Авторитаризм складывается в том случае, если родители навязывают свою волю ребенку и требуют от него безоговорочного следования их советам и указаниям. Они выдерживают дистанцию в отношениях, хвалят и ругают ребенка «по настроению».

Такой стиль формируется как у чрезмерно требовательных родителей, так и при гипертрофированной заботе о своем чаде. Авторитарным родителям не лишне поинтересоваться, как научиться воспитывать без наказаний.

Попустительский стиль характеризуется отсутствием планомерного воспитательного воздействия. Родители удовлетворяют физиологические потребности ребенка, потакают его капризам. Часто встречается задаривание ребенка подарками, «чтобы замолчал, чтобы не приставал с просьбами поиграть с ним».

Существует также тип родителей, которые пекутся исключительно о своем комфортном существовании. Говорить о каком-либо стиле родительского воспитания в подобных случаях не имеет смысла, поскольку папа и мама настолько заняты собой, что видят собственных детей несколько минут в день.

Они перекладывают воспитание на других лиц (бабушек, нянь) и обосновывают свою отгороженную позицию тем, что ребенок должен расти самостоятельным, раскованным, независимым. На деле такое отстранение родителей от воспитания своих детей приводит уже в дошкольном возрасте к формированию черствости и эгоизма, к распущенности и неумению считаться с окружающими.

Либеральный, попустительский стиль воспитания детей

Можно сказать, что этот тип семейного воспитания противоположен авторитарному. В такой семье между родителями и детьми могут поддерживаться теплые, дружеские отношения, но сильно хромает дисциплина. Родители, которые придерживаются либерального семейного воспитания детей, не склонны возлагать большие ожидания, самое главное для них – счастье ребенка. Как и авторитарный стиль, либеральный является не слишком хорошей крайностью. Родители в погоне за счастьем и комфортом своего чада забывают о дисциплине и наказаниях. Не устанавливают допустимые рамки поведения и стремятся сделать абсолютно все, чтобы у ребенка или подростка была возможность самовыражения.

Другой вариант либерального стиля воспитания – когда родители не особо интересуются воспитанием вообще, пускают рост и развитие на самотек. С одной стороны, это дает возможность ребенку самостоятельно развиваться, с другой же создает между родителем и ребенком пропасть.

Каковы последствия либерального воспитания ребенка в семье?

Если авторитарный стиль обращения с детьми становится причиной появления грубых или несамостоятельных людей, то либеральный – «недолюбленных» или чересчур отвязанных. Возможны следующие варианты развития личности:

  1. Самостоятельный, уверенный в себе человек, который, однако, отличается некоторой отстраненностью. Не желает думать о других, не слишком понимает, как проявлять близость, привязанность. Такие люди идут по жизни одиночками, не желая поддерживать, помогать, заботиться о близких и просто окружающих людях.
  2. Люди, которые привыкли жить вне общественных рамок. Считают, что им все можно, не обязательно придерживаться правил и норм поведения. Довольно часто такие личности выбирают для себя криминальные «профессии», отличаются безответственностью и неумением держать слово.

Как сгладить либеральный стиль?

Либеральный стиль воспитания детей не является оптимальным, не способствует росту физически и психологически здорового человека. Если описанный выше подход к воспитанию детей вам слишком знаком, вот советы:

  • проводите с ребенком больше времени, интересуйтесь им, ваша задача – установить доверительные, теплые, но не лишенные авторитета родителя, отношения;
  • включитесь в жизнь ребенка, установите хотя бы несложные правила, которые приучили бы чадо к дисциплине, например, что домой нужно приходить не позже 9-10 часов вечера, а перед тем, как сесть за игры, нужно помыть посуду и сделать уроки.

Воспитанность

Воспитанность – результат воспитания. Она проявляется внешне (выполнение норм и правил поведения) и внутренне (моральные установки и мотивы, нравственный выбор). Можно выделить два уровня воспитанности ребенка.

Высокий уровень

Большой запас нравственных знаний (отношение к себе, труду, другому человеку, обществу). Согласованность знаний с убеждениями и мотивами. Единство убеждений и действий. Единое личностное мировоззрение. Развитая сила воли, способность к целеполаганию. Доведение дела до конца, несмотря на трудности. Человек уверен в себе, преобладают положительные эмоции и чувства.

Низкий уровень

Неоднозначные представления о том, что нравственно, а что безнравственно. Личные мотивы расходятся с общественными нормами поведения. Нравственные знания и убеждения рассогласованные. Целеполагание «хромает»: цели нереальные или ситуативные, легко разрушаются при малейших трудностях. Человек тревожен и не уверен в себе, преобладают отрицательные эмоции и чувства.

Стиль Безучастно индифферентный

Важно заметить, что стиль воспитания может изменяться, в зависимости от периода нашей жизни, темперамента ребенка. От места которое занимает ребенок в семье (старший, младший) Те, у кого 2 детей и больше, наверняка могут вспомнить, что родив младшего, не всегда имелись силы и время на старшего

И он конечно же чувствовал себя покинутым

Если родители вовремя спохватываются, и начинают уделять внимание старшему ребенку, то все в порядке, но если безучастность-индифферентность становится постоянным стилем воспитания, ребенок «чувствует себя прозрачным» (высказывание детей). А чтобы не испытывать это тяжелое внутреннее напряжение, ребенок становится импульсивным, агрессивным, с частыми сменами настроения

Таким образом, по словам детей «ИХ ВИДЯТ».

Эти дети с очень низкой самооценкой, конечно же у них низкая успеваемость, так как никто не следит за тем выполнил ли ребенок домашнее задание и как именно он его выполнил. Как то в школу вызвали родительницу, учительница объясняла родительнице, что у ребенка сложности с правописанием, на что мама неожиданно, к общему недоумению ответила: «а дома он хорошо пишет» . Мне и учителю стало понятно, что она понятия не имеет как пишет ее ребенок (учительница достала тетрадку ребенка, в которой слово расписано на 2 листа). Позже мать призналась ,что занята младшим ребенком и на старшего просто не хватает времени.

Когда родители относятся безразлично или испытывают враждебность, их дети испытывают тревогу , разного рода страхи, фобии . И приходит момент, когда уже необходима психологическая помощь . Обычно родители, с легкостью отправляют свое чадо к детскому психологу, но сами стараются избегать терапию. Этим они дают понять ребенку, что проблема в нем самом, а не в их халатном воспитании. Они пренебрегают просьбами психолога принять участие в терапии, вместе со своим ребенком. Дети же интерпретируют эти ситуацию словами: «от меня хотят избавиться».

Невидимые дети на протяжении всей жизни ищут способы выделится, предпочитая провоцировать хотя бы негативные эмоции со стороны окружающих, лишь бы это не было равнодушием.

Еще по теме «Авторитетный стиль авторитетный стиль воспитания»:

Навеяно темой про образование и воспитание

Вылечить прыщи, сменить прическу и стиль в одежде, заняться спортом и чуть-чуть подкачаться — и в результат может быть просто поразительным! он поймет, что способен на большее, если некто, авторитетный для него, начнет ему это день за днем внушать. но, во-первых, не…

Посоветуйте книги о детях,чтобы воспитывать характер

Ну, раз так категорично и авторитетно, то не будем больше читать, зачем время тратить И выбор зависит именно от выбранного Вами стиля воспитания. Не зря я выше жития святых Книги о воспитании : библиотека заботливых родителей. Посоветуйте книги о детях,чтобы…

Мой муж не любит моего сына от первого брака

Я люблю детей в целом и у самого есть чудесная дочь от первого брака! Но вот ее сына ( 6,5 лет) не могу принять должным образом….все меня в нем бесит А доверие -это фундамент. И как с ребёнком общаться, как ему объяснять почему отчим его все время дергает, или просит…

Как бороться с авторитаризмом в воспитании?

Авторитарный стиль — это, конечно, единоначалие, т.е. родитель принимает и меняет решения, и большинство вопросов обучения и воспитания решает сам. Но унижать ребенка при этом совершенно не обязательно и подавлять любую инициативу тоже.

зачем?

Развитие моего ребёнка, как у ребёнка 2-3Х месячного возраста :(, это конечно очень больно принять для себя — но это правда извините но у меня вопроса зачем не возникает.. либо вы ЛЮБИТЕ своего ребенка, либо нет, тогда половину из ваших вопросов можно сразу удалить…

теория воспитания

теория воспитания. Капризы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Я тоже более авторитарный родитель со вторым ребёнком. Хотя уже и по мелочам к нему не лезу, как к старшей.

Ребенок все время признается в любви

Раздел: Отношения с детьми. Ребенок все время признается в любви. Здрасьте уважаемой конфе! У меня тоже такое приключилось после рождения младшего.Потащила я ее к психиатору-ревность и неуверенность что ее любят попрежнему также как и раньше.

Как воспитывать мальчика?

По наблюдениям многих специалистов и родителей, на авторитарный стиль воспитания 2.гибкость – готовность и способность изменить стиль общения и способы воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с возможными изменениями в жизни семьи

Зачем нужен второй ребенок?

Зачем нужен второй ребенок ? Вопрос к имеющим или желающим или нежелающим второго ребенка. Зачем он нужен вам? Ответы типа «Я люблю маленьких детей » или «я люблю размножаться» меня не интересуют. Я отношусь к детям примерно как Лангуста.

Соловейчик, педагогика для всех

вот кусочек Давно спорят об авторитарном и пермиссивном воспитании. Первое держится на подчинении авторитету: «Я кому сказал?» Пермиссивное — значит, многое разрешается. Но людям не понятно: если «всё дозволено», то откуда берётся дисциплинирующее начало?

Вмешательство в воспитание детей

Вмешательство в воспитание детей. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на Я думаю, что взрослый человек может переменить свой стиль общения с ребенком. Но для этих родителей, которые не разделяют точку зрения…

О воспитании в семье соседей

О воспитании в семье соседей. Отцы и дети. Семейные отношения. О воспитании в семье соседей. Просто поделиться. Недавно в соседную квартиру переехала семья с 3-мя да уж 🙁 но ведь они и своего порют, не только приемного, это стиль воспитания такой, хотя для меня это…

Отсутствие авторитета родителей у ребенка

Но стиль поведения и в том и в другом случае зависит только от окружающих взрослых. Просто я по жизни имею такие авторитарные замашки и в глубине души боюсь, что могу вырастиь нечто безвольное, неспособное принимать самостоятельные решения.

КАК НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА???

Понимаете,я очень люблю детей ,пока своих не родила,перенянчилась со всеми знакомыми ляльками.Не понимаю,что со мной случилось Как я понимаю, неверно обозначена сама проблема: НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА. Вообще говоря это во многом проблема…

Мотивационный стиль воспитания

Сколько здесь от природы, а сколько от стиля воспитания ? Культурологи главенствующую роль отдают обучению и воспитанию. Не так давно в психологию индивидуальных различий было введено понятие «мотивационный стиль воспитания «, согласно которому, родители…

Опекающий стиль воспитания (гиперопека)

Подобный стиль воспитания появляется в семьях, где родители очень сильно переживают о своем чаде. Разумеется, ведь сын или дочка еще совсем маленькие, они не могут сами решить свои проблемы, их нужно оберегать, опекать, может случиться что-то нехорошее!

Воспитание детей в такой семье во многом основывается на ограничениях. Чтобы с ребенком что-то не случилось, ему запрещают, например, гулять на улице вечером, общаться с «неблагоприятными» детьми, а иногда даже не разрешают заниматься спортом.

Вообще, гиперопека может проявляться по-разному. Это и стремление, обычно матерей, «привязать» чадо к себе, не отпускать, постоянно приглядывать и контролировать. Иногда гиперопека проявляется в излишней обеспокоенности здоровьем. Еще одна распространенная форма опекающего стиля воспитания – когда ребенок вырастает, прекращается в подростка, а к нему все равно относятся как к маленькому и не самостоятельному.

Каковы последствия опекающего воспитания ребенка в семье?

Стиль воспитания в семье во многом определяет и стиль жизни всех членов, а значит, влияет на обстановку, в которой растет ребенок. Часто гиперопекающие родители стремятся оградить ребенка от сложностей, иногда эти сложности – всего лишь домашние и школьные обязанности. Гиперопека приводит к возникновению следующих личностей:

  1. Человек, который считает, что он лучше окружающих. Из-за опекающего типа воспитания он привык манипулировать окружающими, относится к людям недоверчиво, высокомерно. Не слишком любит трудиться, однако требователен к окружающим и не желает считаться с чужим мнением.
  2. Зависимый, несамостоятельный человек, который не в состоянии справиться с трудностями и проблемами. Не проявляет инициативу, беспомощен, даже во взрослом возрасте по каждому вопросу советуется с мамой или папой.

Как сгладить гиперопеку?

Если вы заметили за собой опекающий стиль воспитания детей, не корите себя, ведь вы всего лишь заботились о ребенке и хотели, как лучше. Тем не менее, над подходом к воспитанию детей придется поработать:

  • найдите золотую середину, даже самому самостоятельному малышу нужна родительская опека, однако не стоит перебарщивать;
  • не стремитесь полностью, самостоятельно решать проблемы ребенка, лучше давайте советы и помогайте в преодолении трудностей;
  • не ограничивайте общение детей только с семьей, пусть чаще общаются со сверстниками;
  • в семейных отношениях детям нужна дисциплина, однако не забывайте про свободу, давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность.

Авторитарный стиль воспитания

У родителей, которые придерживаются авторитарного типа воспитания, на первом месте стоят не интересы ребенка, а его успешное, процветающее будущее. Опираясь на свой жизненный опыт, мама с папой самостоятельно решают, что ребенку лучше носить, как говорить, что делать, чем заниматься

При этом, желания самого ребенка воспринимаются как нечто неважное, несущественное. В голове у таких родителей есть определенная цель, например: ребенок, который учится только на 5-ки, либо ребенок, который поступил в медицинский вуз и выучился на врача

Во что бы то ни стало, по их мнению, ребенок должен достигнуть этой цели, и не важно, что ему, например, совсем не хочется становиться врачом.

Строгость и муштра превращают воспитание в семье в постоянное подавление ребенка, принуждение и даже насилие. Ничто не должно отвлекать от процесса достижения великих целей, поэтому каждый шаг, слово, действие ребенка контролируется.

Каковы последствия авторитарного воспитания ребенка в семье?

В первую очередь, страдает личное пространство малыша. Подавляется его воля, желания, личность. Ребенок растет в авторитарной атмосфере, где он не вправе решать даже маленькие мелочи, например, в какую прическу будут собраны волосы, или по какой дороге идти домой из школы.

При авторитарном стиле воспитания в семье, маленькие дети почти беспрекословно подчиняются родителям, так как ими руководит страх. В подростковом возрасте часто возникают проблемы: авторитет родителя ставится под сомнение, учащаются скандалы, подросток стремится поступать наперекор взрослым, только бы отстоять собственное мнение. В зависимости от собственного характера, ребенок вырастает в человека, который:

  1. Имеет слабую жизненную позицию, не понимает, чего хочет, не умеет принимать решения. Про людей, выросших в авторитарной семейной атмосфере, часто говорят, что у них нет собственного мнения, способности отвечать за поступки и действия. По привычке такие люди стремятся угождать окружающим, подчиняться, изо всех сил пытаются оправдать чужие ожидания.
  2. Перенял поведение родителей и возвел его в абсолют. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает желание противостоять и сопротивляться, из-за чего формируется агрессивная, конфликтная, грубая личность. Такие люди предпочитают решать вопросы силой, не уважают окружающих, отличаются циничным и даже деспотичным поведением. Кроме того, они часто испытывают неприязнь, а порой и ненависть к родителям.

Как сгладить авторитетный стиль?

Если вы заметили склонность к авторитарному стилю воспитания в семье, но не знаете, как это исправить, вот несколько советов:

научитесь считаться с желаниями ребенка, попробуйте понять его чувства и побуждения;
реже приказывайте и принуждайте, чаще просите и предлагайте;
объясняйте свои действия, рассказывайте, почему последовало наказание, почему вы хотите, чтобы ребенок выполнил просьбу и сделал так, как вы желаете;
дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать друзей, одежду, музыку, основываясь на своих собственных предпочтениях и вкусах;
постарайтесь принять тот факт, что у ребенка могут быть недостатки, акцентируйте свое внимание на достоинствах.

Стили семейного воспитания

1. Демократичный

Родители считаются с правом подростка быть самостоятельным в определённых сферах его жизни, но при этом требуют исполнения обязанностей. Контроль основывается на понимании решений ребёнка, тёплых чувствах, поддержке и объяснении «что можно делать, что нельзя». Поощряя инициативу и самостоятельность, растёт и ответственность подростка перед родителями. Отношения в семье характеризуются наличием взаимопонимания, любви, взаимной поддержке и разумной заботе. Взросление подростка в таких семьях проходит без особых конфликтов и переживаний.

Какими вырастают дети? Они активны, самостоятельны, уверены в себе, независимы, имеют адекватную самооценку. В жизни умеют хорошо выстраивать отношения с людьми, добиваться успеха, ответственны перед собой и близкими. А главное, как бы их жизнь не складывалась в будущем, они знают, что в родительском доме их всегда ждут, могут помочь и поддержать.

2. Авторитарный

В таких семьях родители требуют от ребёнка беспрекословного подчинения, на компромиссы не идут. Указания и запреты не обсуждаются. Подавляется инициатива и самостоятельность подростка. Осуществляется жёсткий контроль над всеми областями жизни. Нередки наказания, крики, побои за малейшие проступки. Общение и контакт нарушается, взаимопонимание отсутствует. Эмоциональная холодность родителей порождает замкнутость, обиду, недоверие и неуверенность в ребёнке. Боясь физических наказаний, они могут убегать из дома или бродяжничать.

Какими вырастают дети? Они конфликтны в обществе, враждебны и недоверчивы к окружающим, не способны брать ответственность за свои поступки. Не уверены в себе, подвержены влиянию извне, менее нравственно зрелые.

3. Либерально – попустительский стиль (гипоопека).

Его можно охарактеризовать, как безразличное отношение и отсутствие контроля со стороны родителей. Это когда подростку позволено всё, т.е. полная вседозволенность. А вседозволенность порождает непредсказуемость поведения ребёнка, особенно если он попадает в асоциальную группу подростков. Родители мало интересуются увлечениями ребёнка, ошибочно считая, что его личный выбор правильный и в этом он может проявить свою самостоятельность. Подросток сам ещё не способен оценить, где граница дозволенного, ему нужен образец и подсказка, что можно, а что нельзя.

Какими вырастают дети? Они конфликтны, не способны подчиняться, не могут контролировать себя, слабы перед решением жизненных проблем, испытывают трудности в установлении контактов и общении с окружающими людьми.

4. Гиперопека

Этот стиль семейного воспитания характеризуется излишней заботой о ребёнке, чрезмерным вниманием, бесконечной тревогой за его здоровье и благополучие. Родители проживают жизнь за него: сами всё решают, выполняют, замещают, «ведут за ручку» до седины в висках

Такая опека становится тормозом в личностном развитии подростка. Конечно, без родительской любви и заботы благополучно ребёнок развиваться не может. Но всё хорошо в меру!

Какими вырастают дети? В жизни они не уверены в себе, не самостоятельны, тревожны, инфантильны, полностью зависимы от поддержки извне. Во взрослой жизни решения принимают только посоветовавшись с родителями («маменькины дочки и сыночки»).

Некоторые психологи выделяют отчужденный и хаотичный стили воспитания. Отчужденный наблюдается в асоциальных семьях, где употребляются наркотики и алкоголь. Соответственно, пьяным родителям совершенно безразлично где и чем занимаются их дети. Будущее детей и родителей, к сожалению, предопределено.

5. Хаотичный стиль воспитания

Стиль воспитания присутствует в семьях, где родители не могут определиться в выборе методов воспитания, их мнения различны. По этому поводу (один хвалит, другой ругает) часты конфликты в семье в присутствии ребёнка. Это формирует тревожность и нестабильность, подросток попросту не знает, кого слушать.

Какими вырастают дети? И в первом, и во втором случае они тревожны, со слабо развитым самоконтролем, не зрелы в суждениях, импульсивны, даже агрессивны, социально дезадаптированны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector