Почему ребенок в два года не разговаривает? и что с этим делать?

Когда ребенок должен начать разговаривать

Существуют нормы речевого развития, по которым можно понять, развивается ли малыш нормально, или имеет отклонения.

  • К 1 году жизни большинство детей осмысленно говорят несколько слов: «мама», «папа», «баба», «би-би», «гав-гав», «пи-пи». До полутора лет дети говорят однословными высказываниями.
  • В 1,5 – 2 года словарный запас малыша расширяется, он начинает говорить слова, состоящие из нескольких слогов: «машина», «бабушка», «качели». Ребенок называет близких людей и описывает предметы и действия. У малыша формируется потребность в общении. Он сопровождает свою игровую деятельность речью, с удивлением обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название. Этот возраст характеризуется активным развитием речи и определяет качественный скачок в развитии ребенка. Постепенно малыш начинает подражать не только словам взрослых, но и их фразам. Активно развивается словарный запас, который к возрасту 2 лет составляет около 300 слов.
  • В 2 года ребенок овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения, продолжает пополнять пассивный и активный словарный запас. Характерной чертой речи двух лет является то, что она является жестикуляторной: состоящей из мимики и звуков. На вопрос взрослого ребенок не только произносит звуки, но и сопровождает мимикой свой ответ.
  • К концу второго года детский словарный запас составляет 200-400 слов. При этом многие слова малыш произносит неправильно, искажая их, заменяя одни слоги другими: «тяпка» вместо «шапка», «пипиталет» вместо «пистолет». Тем не менее, к концу второго года жизни, малыш начинает использовать свою речь как средство общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Двухлетка может обратиться к родителям с просьбой, выразить им свои эмоции, активно заявить о своем желании или не желании что-либо делать.

Рекомендации Комаровского

Беспокоящимся родителям, у которых малыш к 2-летнему возрасту не заговорил, доктор Комаровский советует прийти на прием к врачу. Обследование включает консультации невролога, логопеда, психолога, отоларинголога. ЛОР-врач необходим, чтобы исключить глухоту или снижение слуха. Для этого специалист направляет на аппаратное исследование, которое называется аудиограммой. Она определит уровень слуха, диапазон звуков.

Невролог – это основной специалист, работающий с дошкольниками, которые имеют отставание в речевой функции. Он поможет выявить причины отклонений речи. Врач проведет необходимое обследование (анамнез, осмотр), назначит дополнительные методики: нейросонографию, электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию и другие. При необходимости порекомендует терапию (Энцефабол, Пантогам и другие препараты), которая даст толчок к появлению речевой функции.

Невролог на осмотре выяснит:

  • Общее развитие малыша (когда начал улыбаться, гулить, понимать разговор окружающих).
  • Навыки на момент обследования.

После обследования невролог направляет на консультацию к логопеду. Специалист проводит осмотр, специальные тесты на речевую функцию. После первого посещения логопед пишет заключение, составляет план занятий. Во время работы с ребенком педагог развивает речевую функцию: учит произносить должным образом звуки, слова, предложения.

Распространенные патологии, которые обнаруживает логопед:

  • Укороченная уздечка.
  • Повышенный тонус мускулатуры артикуляционного аппарата.

Консультация психолога необходима всем детям с нарушениями речи. Специалист оценит состояние речевой функции, выявит патологию. Психолог необходим также для исключения или подтверждения психологических травм, хронических стрессов и других состояний. По результатам обследования назначается лечение (беседы, арт-терапия, тренинги, дельфинотерапия и пр.), если таковое требуется.

Совет доктора:

  • Больше времени проводить с малышом.
  • Постоянно проговаривать все свои действия и намерения.
  • Не давать дошкольнику телефоны, планшеты, ограничить просмотр мультфильмов.
  • Больше читать, заучивать потешки, стихи, песенки.
  • Не ругать ребенка, когда он отказывается что-то сказать.
  • Задавать вопросы малышу, а именно: «Что ты видишь на картинке?», «Кто пришел?», «Какого цвета шапочка?» и так далее.
  • Организовать общение малыша со сверстниками и детьми постарше.
  • Оградить от стрессовых ситуаций и конфликтов в семье.

Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит

Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Комаровский о развитии речевой функции

Доктор Комаровский является врачом педиатром, который стал известным благодаря своим передачам. В них он дает рекомендации родителям по детскому здоровью и воспитанию. В телевизионных выпусках доктор не один раз рассказывал о развитии речи.

Комаровский говорит о важности общения ребенка с родителями и окружающими людьми. По его словам, малыш правильно развивается, когда во время игры присутствуют родители

Взрослые помогают ему познавать мир. Во время общения мама или папа учат, как нужно кидать мячик, что делать с пирамидкой и так далее, дают задание (инструкцию). Пример: «Возьми мяч, и принеси его маме», «Кидай мячик папе».

Во время совместной игры малыш учится слушать, анализировать речь родителей. У него появляется желание учиться говорить, правильно произносить слова, строить фразы и предложения

Это очень важно, особенно на этапе перехода от понимания устной речи окружающих к воспроизведению ее самостоятельно

10 известных приёмов, побуждающих ребенка к разговору

  1. Обозначать словесно каждое своё действие, каждый объект на улице или дома.
  2. Повторять за малышом, превращая повторение слогов и гласных в игру.
  3. Развитие мелкой моторики с привлечением для игры разнообразных предметов (по форме и фактуре). Дети часто предпочитают дорогим игрушкам простейшие коробочки, лоскутки, пуговицы, нанизанные на нитку и т. д.
  4. После года следует избегать общения жестами, а учить малыша простейшим словам.
  5. Активно использовать подражание звукам животных.
  6. Дать возможность частого общения со сверстниками или более старшими детьми.
  7. Петь песни, намеренно путая в них слова и заставляя малыша исправлять это.
  8. Читать простые, ритмические стихи, неожиданно их прерывая, чтобы ребёнок продолжил фразу.
  9. Внимательно слушать малыша, удивлённо переспрашивать и поддакивать, стимулируя его к дальнейшим рассказам.
  10. Для активных игр пирамидки, кубики и мячики намного полезнее электронных игрушек.

Что может вызвать неразговорчивость ребёнка?

Конечно, нельзя отмахнуться от этой проблемы, надеясь на то, что всё само собой образуется. Если задержка речевого развития произошла из-за неврологического заболевания, то чем раньше начнётся лечение, тем лучше будет для малыша. Данное отставание может быть вызвано:

  • поражением или недоразвитостью мозга и ЦНС в процессе беременности, родов или после них;
  • вредными привычками и хроническими заболеваниями матери;
  • угрозой выкидыша или длительным токсикозом при беременности;
  • гипоксией плода;
  • стремительными или затяжными родами;
  • приёмом во время беременности противопоказанных лекарств;
  • травмами при родах;
  • недоношенностью и переношенностью;
  • несовместимостью крови матери и младенца;
  • черепно-мозговыми травмами и инфекционными болезни у ребёнка;
  • лечением ребёнка антибиотиками, способными пагубно сказаться на развитии.

1 Причины

Современные логопеды условно делятся на 2 группы: одни считают, что детям до 5 лет помощь специалистов не нужна, если ребенок плохо говорит не в следствие серьезных проблем, другие советуют решать вопрос как можно раньше, аргументируя это тем, что тогда гораздо легче скорректировать проблему. Но нужно помнить, что без попыток разговорить ребенка самостоятельно, специалист мало чем поможет.

Психологи и врачи утверждают, что четких возрастных рамок, когда малыш должен заговорить, нет — некоторые начинают лопотать уже в 1,6-2 года, а словарный запас других в 2 года и 4 месяца составляют 30-50 слов.

Самые распространенные причины молчания ребенка 2-3 лет, требующие коррекции:

Причина Описание Проблемы со слухом Он может быть просто снижен, тогда ребенок реагирует на шум, звонкие громкие звуки, но плохо слышит речь и, соответственно, у него возникают трудности с ее формированием Патологические состояния органов ротовой полости Короткая уздечка языка, аденоиды, расщепление неба.

Они мешают малышу издавать звуки, вызывают дискомфорт
Нарушения в работе мозга и центральной нервной системы Эти патологии могут возникать в следствие родовых травм и замечаются родителями и специалистами уже в первый год жизни малыша. Такие проблемы требуют постоянного контроля взрослых
Аутизм На сегодняшний день нет единого мнения, откуда он появляется — одни склонны винить прививки, другие — генетические сбои, третьи — дефицит общения или нарушения связи ребенка со взрослым в первые месяцы жизни. Дети-аутисты живут в своем мире и у них нет потребности общаться с окружающими

С ними необходимо работать детским психологам, неврологам, психотерапевтам
Стресс из-за появления маленького брата или сестры Далеко не все дети переносят новость о новом члене семье радостно, особенно если родителям не удается распределить свое внимание между детьми равномерно. Поэтому кроха может отказываться разговаривать, оставаясь «маленьким» и требуя таким способом внимания к своей персоне

Родителям нужно уделить внимание его психическому состоянию, уверить его, что он любим и все так же нужен, прекратить давить на него и требовать ответственности и соответствия их ожиданиям
Недостаток внимания от «своих» взрослых Когда ребенок часто слышит «Тише», «Помолчи», «Не до тебя сейчас», «Я так устала» и его настойчиво пытаются сделать «удобным», он с большой вероятностью замкнется в себе, будет сидеть тихо в углу, никому не мешать своими разговорами и действиями. В это же время у него развиваются комплексы, основанные на недолюбленности и ощущении ненужности. Родителям нужно проанализировать свое поведение и если они объективно понимают, что сами отбили охоту говорить, — менять тактику своего поведения как можно быстрее
Замещение живого общения мультиками и другими развлечениями, которые обеспечивают современному человеку гаджеты Такие способы проводить время в 90% случаев провоцируют задержки речевого развития. Это не означает, что от них нужно отказаться, но они не должны быть единственным или доминирующим источником, откуда ребенок черпает информацию
Моральный дискомфорт Неблагоприятная атмосфера в семье: напряжение отношения между родителями, ссоры, крики, отсутствие одного из родителей, гиперопека — крохе мешают получать собственный опыт, завышенные требования к ребенку провоцируют отказ разговаривать.

Кроме этих причин есть другие, не требующие вмешательства и отображающие индивидуальные особенности ребенка:

Причина Описание
Генетика Если кто-то из родителей ребенка начал говорить в 3 года или даже в более позднем возрасте, то с большой вероятностью малыш унаследует такую особенность
Темперамент ребенка Более спокойные и флегматичные дети склонны созерцать и начать общаться позже, это те дети, о которых говорят «молчал-молчал, а потом начал выдавать целые предложения».

Темперамент передается генетически, поэтому родителям нужно в первую очередь проанализировать себя

Брат или сестра-близнец Такие дети начинают говорить позже, потому что у них всегда есть рядом самый близкий человек, который их понимает
Комфорт в семье Ребенку комфортно и его близкие понимают его по звукам, жестам и простейшим словам. В таком случае он не хочет разговаривать, потому что у него нет в этом потребности.

При этом такой малыш сам все понимает, выполняет просьбы родителей, без особых проблем находит предметы, животных и людей, о которых его спрашивают или просто упоминают в беседе

Пустышка Находясь постоянно во рту малыша, она мешает ему разговаривать.

Сосание ее может способствовать нарушению артикуляции.

С отказом от соски многих детей «прорывает» на разговоры.

Этиологические причины отсутствия речи у малышей 2-летнего возраста

Причин отсутствия речи может быть множество

Большое значение для речевой активности имеет внимание родителей, здоровье ребенка, матери и отца. Также задержку речевого развития (ЗРР) провоцируют стрессы

Этиология задержки речевого развития:

Травмы в родах, отягощенный анамнез беременности.
Неврологические патологии.
Снижение слуха, глухота.
Общее недоразвитие речевой функции.
Задержка психического развития, умственная отсталость.
Аутизм, детский церебральный паралич.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Недостаточное внимание со стороны родственников.

Речь может задерживать отягощенный анамнез беременности и родов. Плохо влияет на речевое развитие гипоксическое поражение головного мозга. Оно возникает по причине отслойки плаценты, сильного тонуса матки на протяжении всей беременности, позднего токсикоза (эклампсии). Эклампсия является серьезной проблемой во время вынашивания плода, так как она сильно повреждает сосуды плаценты. При этом кровоток затрудняется, ребенок испытывает дефицит питательных веществ и особенно кислорода.

При сильном тонусе матки происходит спазм кровеносных сосудов. Кровоток частично перекрывается, малыш испытывает гипоксию. При частичной отслойке плаценты происходит то же самое. Гипоксическое поражение мозга сильно затрудняет его развитие. В мозговой ткани начинается образование очагов ишемии, которые в дальнейшем проявляются речевыми расстройствами.

На работу мозга сильно влияют способы оказания помощи в родах, плохая родовая деятельность. Поражение нервной системы провоцирует использование при родовспоможении вакуум-экстрактора, акушерских щипцов. Также нежелательно применять прием изгнания ребенка путем нажатия на живот.

Впоследствии задержку речевого развития вызывают аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной (особенно двойное). Ребенок при этом испытывает гипоксию. Длительные роды более 12 часов опасны для ребенка гипоксическим поражением мозговой ткани.

Отрицательно влияет на развитие речевой функции курение, употребление спиртных напитков, наркотиков во время вынашивания плода. Эти привычки способны привести к глухоте (врожденной), постепенному снижению слуха, гипоксическому повреждению мозговой ткани. Курение, алкоголь, наркотики провоцируют нарушение развития мозга, недоношенность, угрозу прерывания беременности, инфекционные болезни раннего возраста, аутоиммунные патологии.

Задержка речи возможна при аутизме. Ребенок-аутист не способен нормально общаться с родителями и детьми. Отсутствие взаимодействия с окружающими приводит к запоздалому речевому развитию или отсутствию речи.

2 Что делать родителям

Если ребенок не разговаривает, родителям предлагается такой алгоритм действий:

1. Посетить специалистов и исключить физические и психические патологии. Если они имеются, то корректировать всеми необходимыми способами.
2. Наладить эмоциональную атмосферу в семье: выяснить отношения и всеми силами стараться избегать конфликтов и напряженных ситуаций. Какими бы ни были амбиции взрослых, ребенок нуждается в комфорте, опеке и счастье. Ему должно быть спокойно и у него не должно возникать сомнений, что он любимый и нужный. Детская психика устроена так, что когда ругаются двое одинаково любимых человека, он склонен винить себя в разладе. На этой почве формируются многие комплексы, способные испортить жизнь этому маленькому человеку.
3

Уделять малышу должное внимание, несмотря на усталость и трудности. Это ему жизненно необходимо для нормального развития психики

4. Ежедневно прилагать усилия для того, чтобы разговорить ребенка: выполнять простые, но эффективные упражнения. Кроме положительного влияния на расширение словарного запаса, такие занятия дают ребенку самое необходимое — общение со взрослыми.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Как научить малыша говорить?

Будучи дома или на прогулке, нужно вслух произносить названия увиденных предметов и радоваться каждому новому произнесённому ребёнком слову и хвалить его за это. Не стоит предугадывать его желаний, а лучше чаще задавать ему вопросы «Что это?», «Какого цветок цвета?», «Хочешь пить?», меняя их так, чтобы сложность ответа постепенно увеличивалась, а интервалы между вопросами и ответами уменьшались. При чтении малышу сказок следует имитировать жужжание, мяуканье и песенки персонажей. Не следует сюсюкать с малышом, а произносить слова правильно. Нужно комментировать свои и малыша действия, задавать вопросы после его рассказа, побуждая ребёнка продолжить его. Малыша нужно научить цокать языком, кривляться, надувать мыльные пузыри – всё это способствует развитию артикуляционного аппарата. Если он пытается изъясниться жестами, нужно ему сказать, чтобы он сказал всё словами. Полезно вести дневник новых звукоподражаний и слов, чтобы тенденция речевого развития была очевидной.
Иногда двухлетний ребёнок не говорит и не реагирует на обращённые к нему слова или вопросы. Возможно, это постоянно работающий телевизор мешает его общению с родителями, особенно если малыш с удовольствием слушает музыкальные клипы. В этом случае он постоянно слышит музыкальный фон, в то время как ему важнее научиться распознавать отдельные звуки, произносимые родителями. Поэтому тем следует на время пожертвовать телевизором и в тишине учить малыша разговаривать.
Если ребёнок не позволяет притронуться к своим ушам, то у него, возможно, они воспалены. Его следует показать отоларингологу на предмет отита. Но если со слухом у крошки всё нормально, то нужно как можно больше с ним разговаривать и просить его произносить в игровой форме звуки, имитирующие голоса животных. Можно расставить перед ним игрушки в виде животных (кошек, собак, мишек и т. д.), и пусть они «ходят в гости» друг к другу и «общаются».
Также стоит прислушаться к таким советам:

  • Необходимы игры, развивающие тонкую моторику, зато пустышку нужно убрать, поскольку она лишь создаёт затруднения при развитии артикуляции.
  • Регулярное чтение малышу улучшает и его произношение.
  • Для развития мелкой моторики очень полезны мозаика и пазлы, рисование, застёгивание пуговиц и правильное держание ложки и карандаша.
  • Малышу можно разрешить переливать воду, рисовать мукой, лепить из теста, откручивать крышки.
  • Постигать родной язык детям помогают шутливые и забавные скороговорки, которые призваны устранять дефекты речи.
  • Полезно обсуждать смысл произнесённого и сопровождать его картинками.

Занятия по развитию речи

Правила этих занятий примерно одинаковые:

  • Расположиться на одном уровне с ребёнком для лучшего визуального контакта, а совсем крошку посадить на колени.
  • Ежедневное занятие не должно быть длиннее 15 минут.
  • Предпочтительна игровая форма обучения.
  • Ежедневная артикуляционная гимнастика и массаж лица ребёнка.
  • Распределить по дням произнесение скороговорок и звуков.
  • С детьми до 1,5 лет говорить утрировано: громко и широко раскрывая рот, с более старшими – просто чётко произносить звуки обычным голосом.
  • Помимо существительных, учить глаголы и прилагательные.
  • После чтения обсуждать героев рассказов.

Этапы развития речевой функции

  1. Речевое развитие начинается между одним и двумя годами, когда формируются предпосылки речи: вначале из уст ребёнка слышится лепет (ля-ля, ня-ня и т. п.).
  2. От полутора лет до двух лет и двух месяцев происходит связывание двух слов.
  3. От двух до двух с половиной лет малыш начинает интересоваться тем, что как называется, стремительно обогащается его лексикон.
  4. В течение года после 2,5 лет малыш учится изменять слова по числам, падежам и т. д., а при игре свои действия любит проговаривать.

Если родители обнаружили отставание в развитии речи двухлетнего малыша, который отказывается говорить, то его нужно показать невропатологу. Тот осмотрит ребёнка и назначит курс лечения. Если медицинское, педагогическое, психологическое воздействие будет одновременным, то проблема в кратчайшие сроки будет решена. Но если у четырёхлетнего ребёнка слышна явно недоразвитая речь, то здесь нужен не логопед, а невропатолог. Он сможет провести такое лечение, которое избавит малыша от проблем с речью до поступления его в школу. Занятия лучше начинать как можно раньше, не дожидаясь 3 лет в надежде, что ребёнок сам заговорит.Важнейшую роль играет общение с другими малышами. Поэтому в детском саду дети обычно и говорить начинают раньше, и в целом развиваются быстрее, поскольку берут пример с самых «продвинутых» сверстников.
Часто ребёнок начинает говорить, ни к кому не обращаясь. Многие молчуны, не радовавшие взрослых болтовнёй до трёх лет, наедине с собой могут выдать что-то типа «бронетранспортёра». Оказывается, что их просто никто к общению не побуждал. Дети просто рвутся рассказать о чём-то новом увиденном, том, что удивило их. Поэтому нужно стараться, чтобы у малыша каждый день появлялись новые знания. Поход в зоопарк или цирк, поездка в деревню, время, проведённое в детских игровых комнатах – всё это подтолкнёт малыша поделиться со всеми своими необыкновенными впечатлениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector