«мать и дитя»: картина мира, покоя, счастья

Композиция

Понятие «композиция» можно отработать на детском рисунке. Например, малыш нарисовал себя играющим в парке со своим другом. Они с приятелем будут центром композиции, а дерево, скамейка и солнышко – это фон. Рассмотрите рисунки малыша в этом ракурсе, будет интересно анализировать «художественные произведения» со столь необычной, «научной» точки зрения. Ребенок потом будет подходить к вам, и произносить серьезным видом: «Сейчас я нарисую композицию, а затем фон».Закрепление материала
Вырежьте прямоугольную рамку из картона и смотрите на различные предметы через нее, находите главные и второстепенные объекты, научитесь смотреть так, чтобы выходила интересная композиция, а не нагромождение случайных предметов и деталей. Берите эту рамочку с собой на прогулку и смотрите на мир через нее. Это увлекательное и полезное занятие.

Передний план, фон картины

Не торопясь, знакомьте малыша с новыми понятиями, характеризующими художественные полотна. Начните с переднего плана, с главного действующего лица, потом перейдите на фон и на второстепенных персонажей. Информация должна подаваться не в виде сухих фактов, а виде совместных размышлений, придуманных игр. Например, вы с малышом рассматривайте портрет и хотите подвести его к понятию «фон»

Почему в классической живописи портреты рисовались на темном фоне, какая цель преследовалась? Не озвучивайте сами, что на темном объекты выделяются четче, внимание концентрируется на ярком пятне лица, темный фон не отвлекает. Предложите малышу стать художником и нарисовать ваш портрет, и начните выбирать, на фоне чего он будет рисовать

Сначала пусть малыш увидит вас в проеме ванной комнаты без включенного за спиной света, и свое впечатление постарается запомнить, а потом на фоне кухонных шкафчиков. А затем сравните впечатления, помогите ему сформулировать свои ощущения, где ваше лицо более четко выделялось. На черном фоне фигуру лучше видно, но среди кухонного интерьера лицо мамы как-то приятнее, привычнее лицезреть.Закрепление материала
Возьмите домашние фотографии, пусть малыш рассмотрит их и назовет, что или кто изображен на переднем плане, кто — на заднем, что является фоном, какой фон, на его взгляд, более удачный, а какие детали можно было бы убрать, как следовало бы «заснять» тот или иной персонаж. Придумывайте вопросы, вынуждая малыша говорить как можно больше.

Последние статьи

  •   Как «Гостья из будущего» связана с разработкой российской вакцины от COVID-19: Из кино в микробиологи сегодня, 15:33
  •   10 культовых фильмов, снятых на Рижской киностудии в советское время сегодня, 13:29
  • +1   Как советский Д’Артаньян Боярский своей дочери мужа подбирал сегодня, 11:32
  •   Почему актриса Инна Макарова так и не стала женой хирурга Перельмана, с которым прожила вместе больше 40 лет сегодня, 10:20
  •   За кадром фильма «Мэри Поппинс, до свидания»: Как Андрейченко заменила Вертинскую, и почему Табакову досталась женская роль сегодня, 09:10
  •   Как выглядит ирландская топ-модель, покорившая мир красотой эпохи Ренессанса: Лорна Форан 16.08.2020, 20:15
  •   Христофор Колумб — герой или злодей, или Как появилась легенда о великом исследователе 16.08.2020, 19:00
  •   История швейной машинки, или Почему Айзек Зингер считается ее изобретателем 16.08.2020, 17:24
  •   Где найти отчество в иностранной фамилии, или Как относились к отцовскому имени в культуре разных народов 16.08.2020, 15:39
  •   Как воспитывали детей на Руси: Зачем девочкам отцовская рубаха, кто такая крикса и что умел 10-летний ребенок 16.08.2020, 13:50

Все статьи

Материал для занятий

Начинать занятия можно уже с полутора лет. Приобретите несколько наборов открыток с репродукциями известных картин. Купить их можно в книжных магазинах и художественных лавках музеев. Замечательным вариантом будет набор репродукций тех картин, которые в последствие малыш сможет увидеть в музее вашего города. Представляете его неописуемый восторг?! Он разглядывал маленькую открыточку, теребя ее в руках, а теперь вот она, такая огромная … висит на стене.
Приобретите книги с репродукциями картин и кратким описанием жизни и творчества художников. Сейчас выпускается много детских книг, посвященных живописи. Их вы сможете рассматривать и черпать нужную информацию, сделав занятия с ребенком информационно насыщенными и увлекательными.

Речь ребенка

Помимо знакомства ребенка с живописью, как одним из видов искусств, есть и другая цель, еще более важная – развитие речи. Картина не только углубляет и расширяет детское представление об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Рассматривание картин имеет несколько целей: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и речи ребенка.
В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь, умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Описание картины Василия Нечитайло «Материнство»


Василий Нечитайло, 1925 год, картина «Материнство», Фото: fs00.infourok.ru

Название Материнство
Страна, художник СССР, Василий Нечитайло
Год 1925
Жанр Жанровая сцена
Находится
Материалы Холст, масло

Василий Нечитайло – советский художник, чаще всего использовавший в своем творчестве жанр психологического портрета. Внутренний стержень, сила как нравственного, так и физического здоровья изображаемой фигуры – вот что объединяет все женские образы на полотнах художника. Молодая мать, склонившая голову к своему маленькому ребенку, сидящему у нее на руках, изображена в хорошем расположении духа. Аккуратная прическа на голове сделана для того чтобы малыш не играл с волосами, которые, обязательно бы его заинтересовали, если б лежали на плечах.

То, с какой нежностью и любовью мать смотрит на свое чадо, дает нам право утверждать о том, что ребенок для героини – самое главная ценность в жизни. Лучезарная улыбка ребенка излучает счастье и гармонию. Конечно, а какая должна быть улыбка у дитя, находящегося в теплых и заботливых руках матери и уверенного в том, что эти руки всегда согреют его и никогда не дадут в обиду.

Мальчика или девочку держит мать, сказать сложно. По розовым ползункам можно предположить, что ребенок – девочка, по самолету справа – мальчик. Распашонка нежно-голубого цвета со слюнявчиком на груди одеты на малыша. Тона картины настолько светлые и нежные, что это не может положительно не сказаться на приятном ощущении от произведения. Изображенное на картине невольно наталкивает на мысли о своей маме, на воспоминания о том времени, когда мы также беззаботно могли сидеть у мамы на ручках, и для полного счастья больше ничего и не требовалось.

Бутылочка молока на заднем плане греется на солнце для кормления, а может быть, мама уже покормила ребенка и просто отставила ее. Шторка бежевого цвета немного убрана в сторону, позволяя лучам солнечного света свободно проникать через окно и озарять комнату. Предметы в квартире представляются нечеткими, размытыми, и не удивительно, ведь главные герои картины – мать со своим чадом.

Наличие простой обстановки не мешает героям искренне радоваться счастливому моменту, ведь уют и тепло в доме создаются не предметами и мебелью, а любовью и заботой близких людей. Художник стремился показать, какое великое счастье может принести материнство, как прекрасна женщина и тот, кто образует с ней единое и неразрывное целое.

Жанры живописи

Через некоторое время, когда произойдет насыщение занятиями, ребенок втянется в них, и вы почувствуете, что он вот-вот начнет скучать за разглядыванием репродукций, разнообразьте уроки.
Следующим этапом будет систематизация картин. Дайте малышу открытки и предложите их разложить на кучки, а сами возьмите другой набор открыток, который вы уже не раз вместе разглядывали и тоже разложите на отдельные стопки.
После проделанного малышом упражнения попросите его объяснить, почему именно так он разложил открытки. Будет любопытно узнать принцип его систематизации художественных полотен.
А ваши разложенные открытки, должны быть классифицированы по жанрам изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, религиозно — мифологические, сказочно — былинные, исторические, бытовые и батальные сцены. Объясните малышу ваш принцип систематизации открыток.Закрепление материала
Попросите ребенка набор открыток разложить по вашему принципу: портрет к портрету, натюрморт к натюрморту. В течение нескольких дней закрепите это упражнение, доведите до автоматизма, чтобы ребенок, почти не задумываясь, раскладывал открытки по жанрам.

Популярные сочинения

Сочинение Только человек, любящий свой народ, способен понять и полюбить другие народы Суть нашего мира в том, что его центральное ядро — это та часть, которую мы знаем лучше всего, где мы чувствуем себя защищенными, где нет необходимости выяснять, где какие-либо ожидания уже были или будут выполнены
Сочинение Как моя семья отмечает День Победы В нашем государстве есть много праздников, но День Победы – дата мирового значения. Её отмечают повсеместно как день, когда не только Советский Союз, но и весь мир получил свободу.
Мое отношение к Чичикову — сочинение (9 класс) Поэма «Мёртвые души», считается самым лучшим творением величайшего писателя Н. В. Гоголя, которая была написана во второй половине 19 века. Прочитав эту поэму, я познакомилась со многими персонажами

Но особое моё внимание привлёк

Игры по картине

Взяв в руки репродукцию, можно придумать с десяток увлекательных игр. Показывая новую картину, поинтересуйтесь у малыша, если бы он был художником, то как бы ее назвал? А что можно увидеть в котомке этого мальчика? Чем может пахнуть в этой комнате, с такой тщательностью написанной художником? А почему у этой собаки такой печальный вид, что с ней случилось? Посмотрев, в течение минуты на натюрморт, отвернуться и перечислить, какие овощи и фрукты нарисованы на картине. Какие имена могли носить персонажи, нарисованные на картине? Рассматривая костюмы на исторических полотнах, можно соорудить нечто похожее из одежды мамы и папы, походить в этом. Насколько комфортно чувствовали себя фрейлины в платьях со шлейфом и маркизы в развивающихся плащах?
Интересна игра, кто больше увидит. По очереди называются объекты, нарисованные художником. Выигрывает тот, за кем последнее слово.
Мама отворачивается, а ребенок описывает картину и его слушательница должна по описанию догадаться, о какой репродукции идет речь.

Стиль художественных полотен

Следующим шагом занятий будет более детальное рассматривание репродукций. Пусть ребенок выберет тот жанр, который ему наиболее близок и интересен. Например, он выбрал группу открыток с натюрмортом. Разложите их в ряд, попросите малыша выбрать две открытки, попробуйте сравнить, кто из художников и как рисовал картину. Яблоки, груши и виноград изображены на одной и другой открытке, но видно, что рисовали их разные художники. Малышу будет сложно найти отличия в художественной манере письма и передать ее словами, помогите ему. «Вот тут линии более длинные, тут краска ложилась короткими мягкими мазками, здесь использовалась более яркая насыщенная палитра».
Возьмите лист бумаги и покажите, в каких стилях можно работать. Круг можно нарисовать одной линией, а можно короткими штрихами, отдельными точками, можно вообще не рисовать окружность, а просто наложить тень и выйдет шар, получаем объемную фигуру. После каждого объяснения просите ребенка повторить ваши карандашные движения. Пусть нарисует круг, не отрывая карандаша от бумаги, затем штрихами…
Подбадривайте ребенка и хвалите. Репродукция картины, с которой вы работаете, должна вас вдохновлять, быть источником вашего творчества, ни в коем случае не должно довлеть желание рисовать как художник, не должно быть чувства соперничества с мастером кисти. Постарайтесь разгадать, как художник смог передать светящуюся спелость яблока, стеклянную прозрачность винограда, темно — фиолетовую матовость сливы.Закрепление материала
Дайте малышу в руки десять открыток со словами: «Трое художников перепутали свои картины. Разложи их в стопочки, кто из художников какую нарисовал?» Малыш должен систематизировать репродукции по манере письма.

Пример эссе

Сочинение про маму для 8 класса имеет вид эссе. Для начала лучше составить план, а потом приступать к работе над рассуждением:

  • введение;
  • общая информация (имя, профессия, домашние увлечения);
  • внешность;
  • характер;
  • совместная деятельность;
  • заключение.

В заключительной части можно рассказать о маминой мечте, которую ребёнок хочет помочь ей исполнить, сейчас или когда вырастет. Подойдут и примеры того, как сын или дочь заботятся о родителях, помогают им в домашних делах. В последних предложениях уместны пожелания для матери. За основу сочинения на тему «Мама» можно взять нижеприведённую мини-версию.

Мама… Какое простое слово, два слога, четыре буквы, но как многогранны эмоции, возникающие при этом звуке. Красота, любовь, нежность, преданность, верность, спокойствие, умиротворение, тишина. Это всё она — та женщина, которая всегда защитит и поддержит, поймёт и простит, будет рядом в трудную минуты и что бы ни случилось, придёт на помощь.

Мою маму зовут Светлана. Ей недавно исполнилось 42 года, но она такая же красивая, как и на фотографиях из альбома её юности. Мама молода душой, очень любит шутить и смеяться. Она рассказывает мне забавные истории, а я с удовольствием слушаю. Иногда я делюсь с мамой событиями из своей школьной жизни, она умеет внимательно слушать и всегда даёт мне хорошие советы.

Вообще мама очень добрая и заботливая. Я люблю, когда мамочка ласково гладит меня по волосам и нежно смотрит в глаза. Мы каждый день перед сном желаем друг другу спокойной ночи и обнимаемся. Я очень хочу, чтобы у мамы было больше свободного времени и она меньше уставала. Тогда мы сможем долго играть или много гулять в парке. Я очень люблю свою маму, а она — меня. Я точно знаю, что моя мама лучше всех на свете! И имя у неё как раз подходящее.

Любовь окрыляет и вдохновляет, согревает и придаёт силы. Не зря говорят о тесной связи матери и ребёнка. Эти узы не разорвать ничем, никакими трудностями и невзгодами. Неведомые силы материнской души в состоянии преодолеть все преграды.

Как проводить занятие

Делайте все быстро. Покажите малышу первую открытку-картину, назовите ее и уберите, сразу же достаньте вторую, затем третью и так пять-семь открыток. Длятся занятия две–три минуты. Совместным разглядыванием репродукций можно заниматься два — три раза в день

Это великолепное времяпровождение подходит, чтобы занять внимание ребенка в очереди к врачу, магазине, транспорте.
У малыша должно сложиться впечатление, что он увидел что–то яркое, красочное и непонятное по причине того, что толком не рассмотрел.
Со временем часть открыток заменяется новыми, после того как раз пять вы их показали ребенку

Величавая славянка в творчестве А.Г. Венецианова

Признанный портретист, академик живописи А.Г. Венецианов (1780-1847) в 44 года, почувствовав неудовлетворённость и необходимость работать по-другому, неожиданно уезжает из Петербурга и поселяется в тверской глуши

В автобиографических записках он так позднее объяснит свой шаг: «Чтобы полнее посвятить себя живописи с оригиналов натуры… уехал в деревню свою, там занялся безусловным вниманием природы…»

Он действительно почувствовал себя свободным художником, неза­висимым от требований и желаний заказчиков. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелёгкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось своё представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал «Жницу», «Кормилицу с ребёнком», «Девушку с васильками», «Пелагею (девушку с косой и граблями)», «Девушку в платке» — множество картин, где в облике величавой славянки им подчёркнуты одухотворённое начало и яркая индивидуальность. Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась хранительницей лучших традиций крестьянской жизни.

Ранним утром художник отправлялся в поле, где особенно чувствовался запах свежевспаханной земли, от которой поднималась лёгкая дымка. Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике ведёт под уздцы двух впряжённых в борону коней. От ещё не прогретой земли поднимается лёгкий пар, и кажется, словно она не идёт, а плывёт в этой дымке, едва касаясь мягкой земли. А в стороне от пашни на траве сидит играющий ребёнок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины — необъятный простор полей, высокое небо, подёрнутое лёгкими облаками, редкая прозрачная листва тоненьких деревьев — неоглядная русская даль…

«На пашне. Весна»

Это действительно настоящий праздник весны, торжествующей и обновлённой жизни, в котором яркий наряд крестьянки не выглядит неестественным и надуманным («На пашне. Весна». Первая половина 20-х гг.).

А вот другое полотно А.Г. Венецианова, созданное в те же годы, — «На жатве. Лето», на котором он запечатлел крестьян во время летних полевых работ. Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы золотистой ржи, зеленеют холмы на горизонте… В центре картины — женщина-жница с ребёнком на руках. Расположившись отдохнуть на высоком помосте, она ласково обнимает малютку, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки известного стихотворения Н.А. Некрасова:

В полном разгаре страда деревенская… Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать… Зной нестерпимый: равнина безлесная,Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит. Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит! Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда — растрепалися косыньки, — Надо ребёнка качать!..

Перспектива

Поставьте одну чашку рядом на стол, другую на подоконник и предложите ребенку нарисовать стол и подоконник, а потом проанализируйте рисунок. Пусть малыш сам дойдет до мысли, что чем объект дальше от нас, тем его размер меньше. Как следовало бы нарисовать чашки, чтобы было понятно, что они стоят на разном расстоянии от художника? А на прогулке среди леса и дорожек, уходящих вдаль, продолжите разговор о перспективе. Оказывается, на картине, если продолжить линии, они все сойдутся в точке схода.Закрепление материала
Попросите малыша нарисовать несколько пейзажей, учитывая понятия «далеко – близко», то есть перспективу.

Священный лик Богоматери

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси — с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

1. «Венера». Палеолит. 2. Владимирская Богоматерь. Икона. 3. Ф.Грек. Богоматерь. Икона.

Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери», созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, её везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней — они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нём эту удивительную икону. Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают её главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у неё защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

«Владимирская Богоматерь» — одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли; обеим были присущи общие начала святости и материнства. «Первая мать — Пресвятая Богородица; вторая мать — сыра земля», — гласит народная мудрость. В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

Древнерусская иконопись насчитывает множество изображений Богоматери, но все они восходят к четырём основным типам: Богоматери

Знамение (знаменующей рождение Спасителя, воплощение новой жизни), Богоматери Оранте («молящейся» с воздетыми к небу руками), Одигитприи («путеводительнице», указывающей на младенца Иисуса, сидящего у неё на руках) и Елеуса («умиления», ласкающей и обнимающей своего Сына).

К подлинным шедеврам древнерусской иконописи относится «Бого­матерь Донская», созданная в XIV веке Феофаном Греком. Такое название она получила в связи с победой войска князя Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Согретая глубоким человеческим чувством, «Донская Богоматерь», как и Владимирская, является выражением безграничной материнской любви к Сыну, которого в будущем ждёт мученическая смерть во имя спасения человечества. А пока она бережно и ласково держит его на руках. Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмные тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

4 вариант. Сочинение по картине Нечитайло Материнство. 7 класс

В сочинении я описал то, что эта картина удивительнейшим образом притягивает взор и дарит всем, кто нею любуется, тепло и радость.
Во все времена, у всех народов, в любом виде искусства одной из основных тем творчества была и остаётся самая близкая каждому человеку душа — мама. В минуты страха и восторга, в радостях и в горестях, в победах и поражениях мы всегда взываем к путеводной нити, по нашей жизни — маме. Только она может успокоить, когда тебе тяжело и плохо, и порадоваться вместе с тобой над твоими удачами и успехами. Именно теме матери посвящена картина Нечитайло Василия Кирилловича, название которой говорит само за себя — «Материнство».

Глядя на эту жизнерадостную, весёлую и нежную картину, по мне проходит непонятное тепло, которое разносится в каждую часть моего тела, в каждую клеточку моего организма. Именно в такие моменты понимаешь, как искусство может лечить, исцелять и воодушевлять людей. Эта картина попросту пропитана положительными эмоциями!

По сюжету картины видно, что мама очень любит своего кроху-сынишку, просто души в нём не чает. Посмотрите на её ласковое лицо, нежные руки и любящую, искреннюю улыбку! Даже весь облик этой молодой женщины излучает любовь и ласку, прямо озаряя всё помещение неким мягким, приятным светом, который навевает спокойствие, а её чувственные, но в то же время крепко держащие ребёнка руки, приносят мальчишке ощущение защищённости.

И, по-видимому, сынок всё прекрасно понимает и чувствует! Он ясно видит, что его окружают забота и ласка, любовь и нежность, тепло и защита, которые отдаёт ему мамочка. И как же в такой ситуации не веселиться и не улыбаться!?

Собственно, малыш, то и дело, дарит нам свою улыбку и счастье, ведь он чувствует себя в безопасности — он «под крылышком» у мамы. Радость и непосредственность ребёнка, сливаясь воедино с лучезарным обликом матери, создают уникальный по своей силе и мощность поток позитива, который заставляет улыбнуться каждого, кто взглянет на эту картину.
Мне кажется, что полотно под названием «Материнство» — это великое творение, которых мало в своём роде, оно приносит людям радость — простую и беззаботную, а именно этого нам так часто не хватает.

Тема материнской любви — одна из самых популярных тем искусства — литературы, музыки, живописи. Картина В. К. Нечитайло «Материнство» — одно из живописных произведений на эту тему.

Центральное место на картине занимает изображение молодой мамы, бережно держащей на коленях своего малыша. Они сидят у окна, через которое льется яркий солнечный свет. На подоконнике изображена бутылочка с молоком, по-видимому женщина только что покормила ребенка.

По сюжету картины видно, что мама очень любит своего сынишку, просто души в нём не чает. Слегка наклонив голову, она с нежностью и материнской гордостью смотрит на свое сокровище. Кажется, что это любящий взгляд мамы освещает картину.

Весь облик молодой женщины, ее искренняя улыбка, нежные руки излучают тепло и ласку

Все детали картины свидетельствуют о том, что мама окружила кроху вниманием и заботой, это и белоснежная пеленка на ее коленях, и чистый фартучек малыша, и расположенные в непосредственной близости игрушки.Маленький мальчик смотрит на мир вокруг него широко открытым ясным взглядом. В его позе ощущается энергичность и жизнерадостность здорового малыша

По выражению лица ребенка видно, что он весел и доволен жизнью, потому что чувствует мамину любовь и заботу.

Мне очень понравилась картина В. К. Нечитайло «Материнство». Она излучает счастье, тепло и спокойствие. Именно так мы ощущаем себя рядом с мамой, когда чувствуем любовь и тепло ее рук.

Основная цель занятия

Основная цель – пробудить интерес малыша к более подробному рассматриванию репродукций. Он должен захотеть сам взять их в руки и начать разглядывать. Вы же в свою очередь постарайтесь сопротивляться: показали открытки и быстро убрали со словами: «В следующий раз ты их снова увидишь».
Когда малышу станет в нетерпеж, попросите его выбрать одну открытку, а остальные уберите и начните внимательно рассматривать ее, задавая акцентирующие вопросы: «Что здесь нарисовано?», «Что делает этот человек?», «Где он находится?», «Какое у него настроение?» Ваша беседа не должна напоминать допрос: вопрос – ответ, а диалог. «Да, нарисован дом, старый дом, вон какие потемневшие от времени бревна, покрытие крыши – черепица, облетела местами. Я еще и другие домики в отдалении разглядела. Ты их видишь?»
В следующий раз вы снова раскладываете виденные ребенком открытки и предлагаете выбрать только одну открытку, чтобы подробно ее рассмотреть и поговорить о ней. Длится ваш диалог не больше пяти минут. После ваших бесед – рассматриваний должна ощущаться какая-то недосказанность, ребенок словно вовлекается в мир живописи и потом, не успев в полной мере насладиться ею, с нетерпением ожидает следующей беседы — занятия.
Если проводите три занятия в день, то два раза вы быстро тасуете открытки, произнося названия картин, а один раз рассматриваете одну выбранную ребенком картину. В общей сложности ваши «занятия по живописи» занимают от силы 5 — 10 минут в день.

Женщина-мать в искусстве XX века

В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

1. А.Г. Венецианов. На жатве. Лето. 2. К.С. Петров-Водкин. Мадонна Умиление.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). Созданию лучших произведений на эту тему предшествовало знакомство с полотнами итальянских мастеров эпохи Возрождения, и в особенности с шедеврами древне­русской иконописи. Истинно русские, национальные традиции находят отражение в таких картинах, как «Мать» (1913; 1915), «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915).

После 1917 года Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира, ощутить гармонию «планетарного бытия». В бурном, стремительном потоке жизни с надеждой прозвучали для художника слова:

Будет прекрасная жизнь!..Прекрасная жизнь будет.

Убеждённый в том, что «русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь», художник пытается найти её главную опору. Своё осмысление происходящих исторических событий он воплотит в прославленной «Петроградской мадонне» (1920). Как похожа и непохожа на привычные изображения мадонн героиня картины художника! Кто она? Работница революционного Петрограда, Богоматерь с древнерусских икон или мадонна Возрождения? Наверное, и то, и другое, и третье. Она действительно вбирает в себя прошлые, настоящие и будущие времена, воплощает многие облики известных мадонн.

Петроградская мадонна

Молодая женщина с ребёнком на руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий, чтобы обсудить расклеенные декреты новой власти. Но всё это лишь временный фон для основного изображения женщины-матери. Не случайно она повёрнута спиной к городу. Её главные заботы — заботы о ребёнке, о его настоящем и будущем.

Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника А.Л. Дейнеки (1899-1969). Её композиция удивительно проста: на гладком тёмном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморённое сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка от любых жизненных невзгод.

По-новому прозвучит эта тема в художественных произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Старинное изречение «Когда грохочут пушки, музы молчат» художники и актёры, поэты и музыканты опровергли уже с первых дней войны. Они действительно не могли молчать, они вели в бой, становились мощным и грозным оружием, разящим врагов. В самом начале войны появились стихи:

Не победить страну, в которой мирных нет, Где каждый бьёт врага — трудом или снарядом, Где музыкант, артист, художник и поэт С поэмой и штыком идут с бойцами рядом.

Нет, вероятно, в нашей стране человека, который не знал бы проникновенного и мобилизующего плаката И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!». В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Отечества. Невозможно забыть прямой и открытый взгляд женщины, устремлённый на зрителя. «Родная земля в опасности, она нуждается в вашей защите» — так был воспринят этот плакат современниками. Жест поднятой вверх руки многим напомнил известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества.

По изданию Г.И. Данилова,«Мировая художественная культура».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector