«достань правой рукой левое ухо». 8 вещей, которые должен уметь будущий первоклассник (это не чтение и письмо)
Содержание:
- Коммуникативные навыки
- Что такое мелкая моторика и зачем надо ее развивать?
- Как в домашних условиях подготовить ребенка к школе
- Тест готовности ребенка к школе «Вербальное мышление»
- Режим дня
- Рисовать «дорожки», не заступая за края
- Что необходимо купить к 1 сентября
- Почему у школьников нет желания учиться в школе.
- Полный перечень требований
- Русский язык
Коммуникативные навыки
Об этом важном пункте почему-то часто забывают. Все говорят о том, то ребенок к 1 классу должен знать свое имя, имена и фамилии своих родителей, свой адрес и тому подобное, но очень редко речь заходит о том, что он должен уметь общаться с другими детьми
И это гораздо важнее знания отчества дедушки или точного названия маминой профессии.
Школьная пора — это очень важное время в жизни ребенка, в течение которого будет пройдена значительная часть его социализации. Поэтому крайне желательно, чтобы к 1 классу он уже имел большой опыт общения со сверстниками, не боялся и не стеснялся с ними общаться, обладал базовыми навыками разрешения конфликтов, и так далее
От комфортного вливания в классный коллектив зависит достаточно многое: как в контексте учебы, так и в плане развития социальных навыков и даже самооценки ребенка.
В завершение стоит отметить, что любое прожитое время — никогда не упущенное, потому что в течение этого времени многое происходило и многое было сделано. И если ваш ребенок по многим показателям не готов идти в школу, нет ничего страшного в том, чтобы отсрочить это событие на год. Ну а если по большинству факторов все в порядке — не переживайте понапрасну и радуйтесь вместе с ребенком его первому школьному звонку!
Что такое мелкая моторика и зачем надо ее развивать?
Когда мы говорим о том, что должен уметь ребенок в 4 года, обязательно звучат эти три слова: “развивать мелкую моторику”. О чем идет речь?
Мелкая моторика — это координированная работа пальцев и кистей рук. Трудно поверить, но она напрямую связана с функционированием коры головного мозга и отвечает за успешное развитие умственных и речевых способностей ребенка.
Тренировка пальчиков — это то, что должен уметь каждый будущий первоклассник. Развитая моторика говорит о степени подготовленности ребенка к письму, характеризует навыки развития речи, логического мышления, концентрации, памяти и даже воображения.
В программе курса подготовки к школе от 4 до 5 лет большинство заданий адаптировано так, чтобы помимо обучения развивать творческие навыки и координировать работу кистей рук.
На наших уроках дети рисуют, клеят, занимаются с пластилином, бисером, пуговицами, камешками, песком. Выкладывают из подручных материалов линии, буквы, цифры, делают аппликации.
Так, комплексно, ребенок играет, развивается и взрослеет, чтобы к 6 годам быть полностью готовым к новым нагрузкам.
Как в домашних условиях подготовить ребенка к школе
О том, когда начинать подготовку детей к школе и как подготовить его к такому ответственному моменту, существует много разных мнений. Многие родители считают, что самым благоприятным временем для занятий является год перед началом обучения. Специалисты данное мнение не разделяют и дают советы родителям не приступать к занятиям слишком рано. Лучше всего начинать обучение, как только ребенку исполнится чуть больше 3 лет.
Проводить с трехлетним малышом полноценные занятия еще рано, поэтому нужно начинать с проведения эффективных игровых упражнений и постепенно переходить к более серьезному и основательному обучению.
Обратите внимание! Добиться результатов и правильно подготовить ребенка к школе можно только организовав систематические занятия. Только так он сможет привыкнуть к необходимости регулярно заниматься и станет дисциплинированным и усидчивым
Специалисты рекомендуют проводить занятия ежедневно, при этом два дня в неделю должны быть выходными. В день рекомендуется проводить по 2-3 урока, продолжительность которых не должна превышать 15 минут. Перерыв между ними должен длиться в пределах получаса. Самым оптимальным временем для обучения считаются утренние часы. Для занятий будущему первокласснику нужно организовать рабочее место.
Что можно делать
К сожалению не все родители имеют представление о том, что включает в себя подготовка к начальной школе. В программу подготовки к школе в домашних условиях обязательно должны входить занятия по математике, письму, чтению и изобразительному искусству.
Обратите внимание! Самым непростым для детей считается урок чтения, поэтому его лучше всего проводить в начале занятия. В первую очередь надо выучить с ребенком буквы в алфавитном порядке
После изучения буквы ребенок должен уметь ее находить в тексте. Как только юный ученик будет знать все буквы, следует переходить к чтению слогов. Если у ребенка что-то не получается ни в коем случае нельзя его ругать и давить на него
В первую очередь надо выучить с ребенком буквы в алфавитном порядке. После изучения буквы ребенок должен уметь ее находить в тексте. Как только юный ученик будет знать все буквы, следует переходить к чтению слогов. Если у ребенка что-то не получается ни в коем случае нельзя его ругать и давить на него.
К обучению письму нужно приступать ближе к шести годам. Сначала надо учить дошкольника писать печатные буквы. Занятия математикой можно начинать с раннего детства. В этот период происходит знакомство с внешним видом цифр, их названиями и арифметическими действиями. Ближе к 5 годам уже можно учить дошкольника с составом чисел и понятиями больше, меньше и равно.
Важно! Во время обучения не следует пренебрегать уроками творчества, так как развитие малыша обязательно должно быть всесторонним и гармоничным
Тест готовности ребенка к школе «Вербальное мышление»
- Какое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0. Неправильный ответ = −5.
- Днем светло, а ночью…? Темно = 0, Неправильный ответ = −4.
- Небо голубое, а трава…? Зеленая = 0. Неправильный ответ = −4.
- Черешни, груши, сливы, яблоки… это что? Фрукты = 1. Неправильный ответ = −1.
- Почему перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд и т.п. = 0. Неправильный ответ = — 1.
- Что это такое: Москва, Петербург, Мурманск (или любые другие города, известные ребенку)? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = −1.
- Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.) Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.
- Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это …, маленькая овечка — это …? Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = −1.
- Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у них одинакового? На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = −1, на курицу = −3.
- Почему во всех автомобилях есть тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормоза) = −1.
- Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукоятка, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.
- Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям) = 3, одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.
- Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание — это? Спорт (физкультура) = 3. Игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2. Неправильный ответ = 0.
- Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения «Транспортное средство — это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся» = 2. Неправильный ответ = 0.
- Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ (у него палка, он курит) = 0.
- Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда — победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.
Режим дня
Организуйте ребенку режим дня, его рабочее место и рабочий процесс. У младших школьников план дня снижает тревогу, помогает физиологически справиться с возросшей нагрузкой. Утром расскажите ему, когда у него закончатся уроки, кто за ним придет, чем потом они будут заниматься. Вечером, перед сном, вспоминайте, как прошел день, что было хорошего в нем.
Приготовьте комфортное для домашних занятий место: свет должен падать с левой стороны, стул и стол должен соответствовать росту ребенка. Научите ребенка складывать канцелярские принадлежности в определенное место, определите место для учебников, портфеля, сменной обуви и т.д. Задать правила с самого начала намного проще, чем потом переучивать ребенка.
При подготовке домашних заданий присутствие родителя на первых порах — обязательно! Родитель присутствует до тех пор, пока ребенок не освоится. Освоится — это значит, начнет сам раскладывать вещи, находить нужные тетради, учебники, ручки.
Задача родителя – создать ощущение у ребенка, что он способен сам справиться со всеми заданиями. Постепенно родитель все меньше и меньше говорит и контролирует и дает ребенку все больше времени справиться с заданием. Сидит рядом, смотрит и начинает помогать только, когда ребенок просит о помощи. Когда ребенок с большей частью заданий справляется сам, родитель начинает отходить и оставлять ребенка одного, сначала на несколько минут. Постепенно родитель перестает сидеть с ребенком за уроками и оставляет за собой только контроль, говорит Евгения Скорых.
Рисовать «дорожки», не заступая за края
Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других — это признак готовности руки к обучению письму.
Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма — более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.
Что необходимо купить к 1 сентября
Еще один вопрос, который волнует родителей, что необходимо купить к началу учебных занятий.
Публикуем примерный список:
- ранец (портфель)
- школьная форма
- сменная обувь
- сумка для сменной обуви
- спортивная форма
- спортивная обувь
- канцелярские принадлежности
- принадлежности для уроков труда и рисования
Список канцелярских товаров для первоклассника:
- дневник
- папка для тетрадей
- тетради в клетку
- тетради в косую линию
- обложки для тетрадей
- обложки для книг
- подставка для книг
- закладки для книг
- пенал
- ручки с синей пастой
- простые карандаши
- точилка с боксом
- ластик
- линейка 15-20 см
Принадлежности для уроков труда и рисования:
- альбом
- цветные карандаши
- акварельные краски или гуашь
- баночка-непроливайка под воду
- набор кистей для рисования
- цветная бумага
- цветной картон
- белый картон
- ножницы
- клей ПВА
- клей-карандаш
- кисть для клея
- пластилин
- дощечка для лепки
- клеенка на стол
- фартук, защитные нарукавники
Почему у школьников нет желания учиться в школе.
Сейчас от многих детей можно услышать нежелание идти в школу. В таких детских словах обязательно должна присутствовать причина, которую необходимо вычислить и исключить. Возможно, он слышал негативные рассказы о школе от родственников или старших друзей, а может просто ни один из родителей так и не объяснил что же такое школьная жизнь.
Очень часто дети, которых долго готовят к школьному тестированию, наотрез отказываются учиться. В этом случае родителям тоже необходимо вести разъяснительные беседы, рассказывать, сколько хороших друзей у него будет, делиться своим позитивным опытом. Почитайте увлекательные истории о школьных приключениях, посмотрите мультфильм, посвящённый школьным знаниям. А самое главное, необходимо задуматься, не перезагружаете ли вы малыша чрезмерной подготовкой.
Ещё родители делятся на группу, которые сомневаются, стоит ли отдавать сына или дочь в первый класс именно в этом году. И дело обстоит вовсе не в возрасте дошкольника. Некоторые дети даже в шесть лет не готовы к школьному процессу. Такая ситуация совсем нестрашна. Намного хуже если малышу ещё играть в детском саду, а не сидеть за партой. Всё равно толку от такой учёбы не будет никакого. Главным советом в такой ситуации будет обращение к детскому квалифицированному психологу для определения степени готовности ребёнка к школе. Самое главное прислушиваться к своей интуиции и спешить с выводами.
Есть такая категория детей, которые играют хорошо, а во время занятий ребёнок неусидчив. Тут огромную роль играет интерес ребёнка к деятельности. Сложить конструктор или пазлы, рисовать или лепить намного интереснее, чем писать или считать. Вот почему уроки первоклассников нужно проводить играя.
Полный перечень требований
Подготовка к первому классу — это больше, чем обучение чтению и счёту. Ребёнок должен знать и многие другие вещи. Какие именно — смотрите далее. Всему этому ребёнка можно научить и дома, самостоятельно, без каких бы то ни было курсов подготовки, потому что сегодня существует огромный выбор пособий, которые помогут вам полностью справиться с задачей.
Сложность беседы при поступлении в школу очень сильно варьирует от привилегированности школы: куда-то вас возьмут в любом случае, а куда-то — большой конкурс, и в такие школы вы, скорее всего, не сможете поступить, если не будете посещать подготовительные курсы (потому что очень легко составить такую программу вопросов и проверки, которую ребёнок может выполнить только после специальной подготовки).
Как бы то ни было, дальнейший перечень того, что ребёнок должен знать, является основополагающим. Требований достаточно много, так что к школе сегодня нужно начинать готовиться как минимум года за два.
Вам пригодятся обучающие пособия, карточки, дидактические материалы: выбирайте по разным направлениям развития.
Одно из самых эффективных занятий — это игра в школу: организуйте дома место, где ребёнок сможет (с вашей помощью) обучать своих кукол и плюшевых мишек, предоставьте все необходимые материалы и пособия: так дети учатся очень быстро.
Русский язык
— понимать прослушанный и прочитанный текст;
Родители стали нанимать себе репетиторов по школьным программам
— устно составлять текст из 2-4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
— вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
— различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие звуки;
— определять в слове ударный слог;
— делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);
— знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;
— различать понятия «звук» и «буква»;
— переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный+гласный);
— писать разборчиво;
— писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;
— находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;
— находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;
— различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
— составлять предложение из набора форм слов;
— правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
— читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов;
— писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.