Ребенок 9 месяцев: развитие, что должен уметь

Купание и гигиена

Купать малыша на 9-м месяце жизни стоит каждый день в чистой воде. Можно добавлять слабые растворы трав, рекомендуемые педиатром. Мыло используется только после дефекации 1 раз в день. Раз в неделю можно помыть голову малышу шампунем для детей.

Во время купания все большую роль играют специальные игрушки. Кроме резиновых животных и кукол, можно предложить карапузу мельницы и фонтаны, небольшой ковшик и кружку. Игры с водой доставляют карапузу удовольствие и способствуют расслаблению.

Время купания варьируется в зависимости от настроения ребенка и занимает от 10 до 40 минут.

Хорошо разнообразить процедуру очищения кожи различными полезными для развития занятиями:

  • пойте песенки и читайте стихи о воде и чистоте;
  • учите играть с игрушками, показывая, как их использовать;
  • предложите самостоятельно помыть свои руки или ноги;
  • рассказывайте, как называется часть тела, которую вы моете в данный момент.

Особенности в развитии девочек и мальчиков

В девятимесячном возрасте уже, наконец, можно увидеть разницу в правильном развитии мальчиков и девочек.

Что должен уметь мальчик в 9 месяцев?

  1. Повышенная активность.
  2. Желание быть самостоятельным и никого не слушать.
  3. Мальчишки шустрые, успевают напакостить буквально за две минуты.
  4. Такие детки упрямые. Не понимают, что если им чего-то нельзя, то нужно послушать и успокоиться. Будут стоять на своём.
  5. Ведут себя спокойнее, чем девочки. Менее эмоциональны.
  6. Мелкая моторика и разговорная речь развиваются медленнее, чем у девочек.

Что должна уметь девочка в 9 месяцев?

  1. Активно развиваются разговорные навыки.
  2. Быстрее обучается.
  3. Девочки послушные и исполнительные.
  4. Менее активны, чем мальчики.
  5. Сильная привязанность к маме.
  6. Повторяют звуки, которые услышали.
  7. Более эмоциональны.

Но не стоит забывать, что это всё индивидуально. И не расстраивайтесь, если ваш ребёнок отличается от указанных выше положений.

Как развить ребенка в 9 месяцев

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ass=»align-left»>Чтобы ребенок гармонично и правильно развивался, ему необходимо уделять максимум времени

Особое внимание важно уделить мелкой моторике, которая стимулирует развитие полушарий головного мозга

Чтобы научить малыша чему-то новому, помогите крохе направить его активность в нужное русло и не лишайте его поддержки в случае неудачи. Развитие ребенка заключается в следующем:

Читайте малышу книги и обсуждайте с ним иллюстрации. Это обогатит пассивный словарный запас крохи.
Мотивируйте ребенка больше двигаться. Как вариант: положите любимую игрушку малыша на другом конце комнаты и попросите принести ее. Позвольте ребенку доползти до игрушки или помогите дойти.
Играйте с кубиками: стройте башни, называя цвета элементов

После игры вместе собирайте кубики в коробку.
Учите с крохой названия окружающих предметов, особое внимание уделите частям тела. В 9 месяцев ребенку еще не под силу называть слова, но узнавать их на слух или пытаться воспроизвести звуки малыш способен.
Введите в практику игры с водой

Научите кроху переливать жидкость из емкости в емкость, предложите малышу развлечение с водяной мельницей.
Научите малыша различать на ощупь текстуру: стена — грубая, плед — мягкий, яблоко — твердое, пластилин — мягкий.

Фото: pixabay.com: UGC

Для развития мелкой моторики запаситесь большими пуговицами. Предложите малышу, находить пары пуговиц. Изначально ставьте задачу соединить не больше 2–3 пар.

В этом возрасте можно предложить крохе перебрать фасоль, отделяя светлую от темной. Прекрасная альтернатива фасоли — макаронные изделия. Позвольте малышу освоить навыки разматывания и сматывания. Для этого понадобится рулон туалетной бумаги, переведенный в резерв игрушек крохи.

Любознательность маленьких непосед заставляет их все пробовать. Ни в коем случае не оставляйте малыша играть без присмотра с мелкими предметами. Выбирая игрушки, проследите, чтобы их размер был достаточно большим, чтобы ребенок не смог глотнуть предмет или засунуть в ухо или в нос.

Все, что умеет ребенок в 9 месяцев, — это результат кропотливой работы родителей и безустанного труда малыша. Не ругайте его в случае неудачи, поддержите и научите. Детки запоминают не только то, чему родители осознанно учат свое чадо. Они наблюдают за мамой и папой, перенимая черты характера, способ общения, манеру поведения, делают определенные выводы относительно семейных приоритетов и жизненных ценностей. Рано или поздно все увиденное в раннем возрасте проявится.

Здоровое развитие ребенка — это обязанность родителей. Помогайте малышу совершенствовать полученные навыки изо дня в день.

Учите кроху новому, поддерживайте и поощряйте улыбкой. Хвалите за успехи, не ругайте за неудачи. Постепенно малыш научится всему, что необходимо, но без родителей для ребенка это непосильная задача.

Рецензент: кандидат медицинских наук, профессор Иван Георгиевич Максаков

19:13

18:17

19:05

17:21

19:54

13:49

20:00

19:48

20:02

16:08

Продукты питания и рацион ребенка 9 месяцев

В девять месяцев ребёнок ест практически все продукты со взрослого стола. Меню малыша разнообразно и питательно. На десятом месяце жизни кроха утром и вечером  все ещё довольствуется маминым молоком или адаптированной молочной смесью. О том, какие продукты уже есть в меню малыша и какие нужно вводить в прикорм, далее.

  • Овощи. Сейчас малыш уже кушает кабачки, картофель, лук, цветную капусту, морковь, тыкву и зелёный горошек. На десятом месяце жизни ребёнку можно предложить свеклу, если, конечно, у него нет проблем со стулом. Ведь свекла обладает ярко выраженным слабительным эффектом. Кроме того, в меню малыша можно включить капусту брокколи. Это очень полезный продукт, имеющий в своём составе массу полезных веществ, жизненно необходимых растущему организму. Только не стоит варить на основе этого овоща супы. При варке брокколи в бульон выделяются токсичные компоненты. Подавать свеклу и брокколи можно в виде пюре, а также добавлять в супы и мясные блюда. В день малыш должен съедать 200 г овощей.
  • Мясо. В этот период ребёнок уже кушает мясо индейки, кролика и телятину. Если эти виды мяса хорошо переносятся крохой, то в девять месяцев нужно познакомить его с курицей, говядиной, свининой и кониной. Подаётся мясо в виде суфле, добавляется в овощные пюре, супы, на его основе варят бульоны. В день ребёнок должен съедать от 60 до 70 г мяса.
  • Фрукты и сухофрукты. Из фруктов разрешены: слива, зелёное яблоко, груша, персик, абрикос, сухофрукты, банан, смородина чёрная, жёлтая. Если у малыша не наблюдается аллергии, то в этом возрасте его можно познакомить с крыжовником, красной смородиной. Подавать фрукты нужно в виде пюре, добавлять в йогурт, творог. В день кроха должен съедать от 90 до 100 г фруктового пюре.
  • Каши. На десятом месяце жизни, помимо уже знакомых  рисовой, кукурузной, гречневой, ячневой, овсяной, малыша знакомят с манной и перловой крупами. Основа для варки каш — вода, мамино молоко или молочная смесь. Крупы развариваются, затем измельчаются с помощью блендера. Кашки подаются с фруктами, вареным яичным желтком и овощами. Оптимальная норма для этого возраста — 200 г.
  • Напитки. На данный момент ребёнок употребляет очищенную или кипячёную воду, соки, приготовленные из овощей и фруктов (наполовину разбавленные водой). Кроме того, малышу предлагаются отвары на основе изюма, кисель, а также компот, сваренный из засушенных фруктов (без добавления сахара). Коровье или козье молоко на десятом месяце жизни давать ребёнку не нужно, поскольку эти продукты трудно усваиваются детским организмом.
  • Зелень. Зелень – это настоящий кладезь полезных элементов и витаминов. Девятимесячного ребёнка можно познакомить сначала с укропом и петрушкой. В сыром виде эта зелень пока еще не употребляется, а вводится при приготовлении блюда в измельченном виде. Суточная норма – 5 г.
  • Рыба. Если ребёнок все еще кормится маминым молоком, то рыба вводится только сейчас – в девять месяцев. Ребёнок-искусственник начинает кушать этот продукт на один месяц раньше. Знакомство должно происходить с диетическими сортами морской рыбы – хеком, минтаем, пикшей, камбалой. Если аллергии не наблюдается, то можно подать к детскому столу блюда из трески, судака и лосося.  Рыбка добавляется в овощное пюре, супы, подаётся в виде суфле и пюре. В день ребёнок должен кушать не более 40 г рыбы. Употреблять блюдо рекомендуется дважды в неделю.
  • Кисломолочная продукция. В девять месяцев ребёнок уже лакомится творожком (норма – 50 г) и натуральным йогуртом или кефиром (200 мл). Для разнообразия и улучшения вкусовых качеств к ним добавляют фрукты и сухофрукты.

Что ещё можно давать малышу в 9 месяцев?

На десятом месяце жизни крохе можно добавлять в блюда:

  • растительное масло (5 мл);
  • сливочное масло (2,5 г);
  • сухарики или печенье (15 г);
  • желток (половинку в неделю);
  • хлеб (10 г).

Эмоции, которые испытывает малыш

В девять месяцев крошка становится спокойнее, он вполне способен несколько минут поиграть самостоятельно, пока вы моете посуду или завтракаете. В это время уже можно судить о развитии будущего характера вашего малыша. Воспитательные приемы из курса «Мой Любимый Малыш», будут вам отличным подспорьем и сберегут миллионы нервных клеток. Подробнее о курсе>>>

Есть детки, все время пребывающие в движении, есть те, кто больше предпочитает сидеть за игрушками и книжками. Малыш может быть разрушителем порядка и разорителем шкафов, а может больше интересоваться кубиками и погремушками.

В девять месяцев ребенку приходится впервые ощутить разницу в развитии и воспитании маленьких леди и джентльменов: намечаются различия между тем, что должна уметь девочка, и тем, что умеет мальчик:

  • Девочки быстрее развиваются в эмоциональном плане, они более привязаны ко взрослым, но уж если и играют самостоятельно, то в «осмысленные» игры: перекладывают предметы, катают машинки, листают книжки.
  • Мальчики, как правило, более самостоятельны и любознательны. Они хотят ползать по всей квартире, выкидывать вещи из шкафов, забираться на стулья, падать оттуда, что-то швырять и ломать. Эти, с первого взгляда варварские действия необходимы для развития будущих мужчин. Подробнее о том, как объяснить ребенку что нельзя>>>
  • Часто мальчики хотят, чтобы их водили за ручки, иногда ничем другим не хотят заниматься на протяжении всего времени бодрствования. Узнайте, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>
  • Девочки часто более ласковы, льнут ко взрослым;
  • Мальчики уже в этом возрасте пытаются ударить, ущипнуть. Не стоит переживать из-за такой особенности развития ребенка, ведь в 9 месяцев детишки поступают так не из-за злобного характера, просто им интересен результат их действий. Это один из этапов развития малыша. Подробнее об этом: почему ребенок не слушается?>>>

Не бойтесь останавливать руку драчуна и спокойным равнодушным тоном объяснять, что так делать нельзя.

Важно! Если взрослые не будут выдавать эмоциональную реакцию на действия малыша, ему скоро надоест предпринимать попытки драться. Точно так же следует пресекать желание крохи кого-нибудь укусить

Психическое развитие ребенка в девять месяцев позволяет ему улавливать настроение других людей и реагировать на него. Например, малыш может смеяться вместе с родителями или хныкать, если маме грустно.

В этом возрасте детки активно выражают свое мнение по поводу различных событий. Малыш бурно радуется, встречая папу с работы, и горько плачет, если не хочет переодеваться или у него что-то не получается.

Питание ребенка — новые продукты в рационе

  1. Каши. Знакомство крохи с кашами происходит на 7-ом месяце его жизни. Первые крупы, которые пробует малыш, — рис, гречка, кукурузная крупа. Затем, если не наблюдается каких-либо нежелательных реакций, в меню вводится овсяная каша. На 11-м месяце жизни можно познакомить ребёнка с перловкой, ячневой, пшеничной крупой и манкой. Основа для варки круп – вода, молочная смесь, мамино молочко. Обязательно для улучшения вкусовых качеств и полезности каши добавляйте в блюдо овощи, фрукты, мясо.
  2. Овощи. На данный момент малыш уже должен есть такие овощи: кабачок, цветную капусту, картофель, лук, тыкву, зелёный горошек, брюссельскую капусту, свеклу, морковь, капусту брокколи. Сейчас рекомендуется подавать к детскому столу белокочанную капусту, шпинат и стручковую зелёную фасоль (в отварном виде). Из овощей разрешается готовить пюре. Необязательно блюдо должно быть монокомпонентным. Овощи рекомендуется смешивать между собой (только после того, как малыш их распробовал по очереди). Помните о слабительном эффекте свеклы. Упомянуть здесь стоит и о брокколи. Дело в том, что при варке этот овощ выделяет в воду токсичные вещества, поэтому подавать бульон на его основе малышу противопоказано. В рационе крохи обязательно должна быть зелень – укроп, петрушка, шпинат. В сыром виде подавать её пока нельзя – только добавлять в супы, борщи, котлеты. На основе овощей варятся супчики, борщи. Отлично, если малышу нравится кушать их вперемешку с кашкой.
  3. Мясо. В 10 месяцев ребёнку уже можно кушать мясо кролика, индейку, телятину, конину, нежирную свинину, говядину и курятину. В этом возрасте можно ознакомить кроху с субпродуктами – печенью, сердцем. На основе мяса готовятся котлетки, тефтельки, суфле, его добавляют в кашку, овощные пюре, супы, борщи, варят бульоны, делают паштеты и т. д.
  4. Фрукты, ягоды. Фрукты, ягоды – это обязательный элемент, включаемый в рацион питания крохи. В них содержится огромное количество витаминов, углеводов, клетчатки. Поэтому фрукты, ягоды, а также соки на их основе, должны подаваться к столу малыша ежедневно. Сейчас ребёнок уже кушает: грушу, яблоко, бананы, абрикос, персик, сливу, сушёные фрукты, дыню, смородину жёлтую, чёрную, красную, крыжовник. На 11-м месяце жизни ребёнка можно познакомить с киви, арбузом, алычой, черешней, вишней, клубникой и малиной. Пристально наблюдайте за реакцией малыша, поскольку ягоды (клубника, малина) и фрукты (киви) могут вызывать аллергические реакции и приводить к нарушению пищеварения. Фрукты разрешается смешивать с кашками, творожком, готовить из них пюре, добавлять в запеканки, варить на их основе компоты.
  5. Кисломолочная продукция. Кисломолочные продукты жизненно необходимы малышу для хорошей работы пищеварительной системы, поскольку именно в них содержатся полезные бактерии, которые противостоят патогенной микрофлоре. Так, знаменитый доктор Комаровский рекомендует вводить именно эти молочные продукты в меню крохи первыми. Давать творог, кефир и йогурт следует в качестве дополнения к пище. Они не заменяют полного кормления. Приобретать продукцию лучше на молочной кухне или готовить на закваске в домашних условиях. Для улучшения вкусовых качеств рекомендуется смешивать творожок и йогурт с фруктами, ягодами и сухофруктами.
  6. Рыба. Рыбу малышу нужно давать только после того, когда он познакомится с мясом. Предлагать в один день эти 2 продукта в 10-ти месячном возрасте не следует. Итак, малыш уже попробовал: хек, минтай, треску, камбалу, судака, морского окуня. Если всё в порядке, то можно подать к столу карпа, речного окуня, форель или сома. Для детей подходит только свежая рыба, но ни в коем случае не замороженная. Подавать блюда на основе рыбы следует дважды в неделю.
  7. Питьё. В рационе малыша, возраст которого 10 месяцев, должна быть очищенная вода, соки, компоты из сухофруктов и фруктов, отвары на основе изюма, кисели. Соки в чистом виде давать малышу пока не нужно, поскольку они сильно концентрированы, что может стать причиной раздражения слизистой желудка. Лучше наполовину разбавлять их водой.

Сколько продуктов прикорма должен съедать ребенок — таблица прикорма

Какие развивающие игрушки нужны

Игротека на 9-м месяце жизни расширяется. К уже купленным ранее игрушкам добавляются новые, развивающие умственные навыки и совершенствующие умение ползать и ходить. Среди наиболее полезных можно выделить:

  • Каталки и ходилки. Игрушки, помогающие малышу освоить навык ходьбы, должны выдаваться малышу под строгим контролем взрослых, пока малыш не научится самостоятельно ходить без опоры;
  • Заводные игрушки. Новый вид развлечения, позволяющий оживить персонажей, заставить их производить новые для ребенка звуки. Хорошо влияют на развитие слуха, зрения, координации;
  • Пирамидки и сборные игрушки с большими деталями. Умение выстраивать небольшие башенки, соединять простой конструктор или вкладывать одну деталь в другую, хорошо влияют на развитие мелкой моторики;
  • Коробочки, ведерки, тарелочки разных размеров и цвета. Хорошо приобрести набор посуды. Малыша очень интересуют игрушки, по форме напоминающие предметы из жизни взрослых. Наличие уменьшенных копий таких предметов хорошо развивает понимание предназначения конкретной вещи для определенных действий;
  • Кубики и мячики. Разные по форме и размеру, тренируют не только моторику, но и умственные способности. Можно постепенно при помощи таких предметов обучать ребенка различать и разграничивать большое и маленькое, сортировать по цвету;
  • Куклы и звери. Резиновые, пластиковые, тряпичные, чем больше разнообразие животных и кукол, тем лучше. Называйте название животного, рассказывайте, что он кушает и как говорит. Чем больше информации получит малыш на данном этапе, тем богаче будет его речь и знания впоследствии;
  • Сенсорные мешочки и бизиборды. Старайтесь уделять достаточно внимания мелкой моторике ребенка. Предлагайте ему щупать разные на ощупь предметы, открывать безопасные дверцы бизиборда, дергать за молнии и пытаться закрыть окошки;
  • Музыкальные инструменты и игрушки. Малышу очень нравится слушать различные звуки и мелодии. Позвольте ему самостоятельно изучать мир звуков;
  • Книжки для младенцев. Чем раньше познакомите малыша с книгой, тем больше вероятность, что он будет ее любить впоследствии.

Кроме обозначенных игрушек, хорошо предлагать малышу играть с разными кнопочными моделями, использовать в качестве игрушек безопасные вещи взрослых. Каждый новый предмет малыш изучит и попробует на вкус. После первого знакомства и изучения покажите, как с игрушкой можно заниматься. Малыши не умеют придумывать игровые действия самостоятельно – это задача родителей. Научив кроху играть в 8 месяцев, вы увидите, как быстро он придумывает новые варианты занятия с предметами.

Навыки и умения

У многих мам может возникнуть вопрос о том, как развивать ребенка в 9 месяцев? Прежде чем ответить на него, рассмотрим, что он уже должен уметь в данном возрасте:

ребенок 9 месяцев должен сам уметь садиться и ложиться, и в этом положении доставать игрушки;

держать игрушки в обеих ручках, отдавать предпочтение одним и игнорировать другие;

передвигаться в ходунках в течении 10 минут без признаков усталости, при этом подпрыгивать и приседать;

идти, опираясь на спинку стула и передвигая его;

хорошо ползать по пластунски, а некоторые дети уже могут свободно передвигаться на четвереньках;

брать предметы двумя пальчиками, аккуратно дотрагиваться до них, рвать бумагу;

держать уверенно в руках некоторые предметы, но при этом пальцы он разжимает с большим трудом, поэтому забрать у него игрушку довольно сложно;

Изменяется и психическое развитие малютки:

он умеет называть слоги и сопоставлять их с определенными людьми или объектами;

начинает проявлять характер и выражать свое отношение к происходящему путем перемены интонации;

хорошо знает свое имя и отзывается на него, поворачивается, улыбается;

может смеяться, обижаться или гневаться;

показывает пальцем на предмет, который спрятан в шкафу, и просит достать его;

начинает осознавать себя как отдельную личность, с интересом рассматривает свое отражение в зеркале;

хорошо понимает простые просьбы, умеет кивать головой, как бы говоря «да» или «нет»;

может подражать некоторым звукам («чихать», «мяукать», «лаять»);

когда мама одевает его, он уже просовывает ручки в рукава и самостоятельно снимает головной убор;

во время игры в прятки может найти человека, не только когда видит его, но и по звуку;

активно пополняет лексический запах, и запоминает некоторые моменты, поэтому в данный период взрослым следует внимательно следить за своим поведением и словами, произносимыми в его присутствии;

нередко использует игрушки для того чтобы ударять их одна в другую или подкидывать, смотря как они падают.

Играем в мяч!

В ряду самых любимых малышами игрушек мяч стоит следом за кубиками. Конечно, не стоит надеяться, что ребенок сразу начнет отбивать мяч или возвращать вам ваши удары, но брать мяч и держать его он уже сможет. Мяч должен быть достаточно большим, чтобы его можно было взять двумя руками. Хорошо сделать его из поролона или какой-нибудь ткани — такой мяч удобнее удерживать.

Сядьте на пол, вытянув ноги и повернувшись лицом к ребенку. Малыш усядется в такой же позе. Катайте мяч к нему. Пока это все, что малыш может проделать с мячом (а до настоящей игры осталось несколько месяцев).

В возрасте 9-12 месяцев малыши обожают ловить и отбрасывать мяч. Пока они могут выполнять, да и то неосознанно, лишь самые простые указания: «Отдай папе мячик!» А всего через несколько месяцев будут понимать и осознанно выполнять не только такие, но и более сложные задания (в два шага), например: «Возьми мячик и брось его папе».

Питание

На 9-м месяце жизни ребенка, при наличии 4-х передних зубов можно постепенно менять консистенцию предлагаемых блюд. Постепенно от пюреобразного питания нужно отходить, предлагая крохе жевать. Использование челюсти во время еды положительно влияет на развитие вкусовых рецепторов, речи, общих знаний ребенка о еде.

Продолжает изменяться режим кормления. Если еще месяц назад между 2-мя и 3-мя дневными кормлениями, состоящими из прикорма, карапуз мог попросить мамину грудь, то теперь он часто об этом забывает, занявшись игрушками. Все дело в увеличивающемся количестве прикорма. Если до этого он был ознакомительным (педагогическим), то к началу 9-го месяца объем пищи увеличивается приблизительно до 100 грамм за одно кормление и полученной пищи хватает для обеспечения энергией до следующего перекуса.

К 9-ти месяцам малыш должен полностью заменить грудь на прикорм в 2-х из 5-ти подходов к еде в течение дня. Интервал между приемом пищи постепенно увеличивается до 4-х часов. Грудь или смесь обязательны в утреннее и последнее вечернее кормление.

Желательно к 9-ти месяцам ввести многокомпонентную пищу, каши из 3-5 злаков, пюре из нескольких видов овощей, овощи с мясом. Если малыш хорошо отреагирует на творог, то им можно заменить четвертое кормление. Продолжайте знакомить ребенка с новыми продуктами во второе утреннее кормление.

Таблица разрешенных продуктов для ребенка 8-9 месяцев.

Продукт Возраст введения
Фруктовый сок 5-6 мес.
Фруктовое пюре 5-6 мес.
Творог 6,5 мес.
Овощи 6 мес.
Молочная каша 5 мес.
Безмолочная каша 7 мес.
Мясо 7 мес.
Рыба 8 мес.
Кефир 7 мес.
Хлеб 7 мес.
Сухари, детское печенье 6 мес.
Растительное масло 6 мес.
Сливочное масло 6 мес.
Яичный желток 6 мес.
Многокомпонентная молочная каша 8 мес.
Многокомпонентная безмолочная каша 8 мес.
Многокомпонентное овощное и фруктовое пюре 8 мес.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector