Стихи маршака для 1 класса

Анализ стихотворения «Мяч» Маршака

Дебют звонкого «Мяча» Самуила Яковлевича Маршака состоялся на страницах журнала «Чиж».

Стихотворение датируется 1933 годом. Отдельной книгой оно вышло годом позже. Поэту в эту пору исполнилось 46 лет, он был приглашен М. Горьким на лечение в Италию, в переписке с близкими С. Маршак беспокоится о промедлении с публикацией его статей, интересуется, как движется работа художника А. Пахомова над рисунками к его «Мячу», печатается в журналах «Мурзилка», «Резец», «Дружные ребята». В середине 1930-х годов поэт возьмется за переводы английской поэзии. Произведение построено на стремительной звукописи, аллитерации, вихревом динамизме слов и действия. Ритм – словно удары мяча. Цветопись: мельканье красок на боках игрушки. Рифмовка смежная, звучная, точная, 6 строф. Ритмическая и словесная игра, столь близкая каждому ребенку. Лексика живая, разговорная. Текст располагается практически лесенкой, в начале первой строфы – главные эпитеты, задающие настроение: веселый, звонкий. Сперва ничто не предвещало финала: мальчик чинно играл возле дома, потом события стали неуправляемыми. «Я и ты» — в стихах играют наравне двое. Игрушка одушевляется (скакал, топал), ребенок едва справляется с ее норовом. «Пятнадцать раз»: неужто маленький герой не сбился со счету? Между тем, всем понятно, что своим «оживлением» мяч обязан ладоням ребенка. Темп и строй стихотворения напоминает детский фольклор, потешку, прибаутку. Перечислительные градации, лексические повторы, риторический вопрос и пара восклицаний, простота немногочисленных прилагательных, выразительные приставочные глаголы (подкатился, добежал) подчеркивают экспрессию стиха. Читатель, как в калейдоскопе, видит сменяющийся пейзаж, детали: огород, ворота, дорога, машина. Завершается история неожиданно, резкой остановкой всего действия, после недоумения вызывающей смех: хлопнул – вот и все! Словно финал пляски или частушки. Здесь и мягкое предостережение ребятам об опасностях на дороге, и юмористически обыгранная растерянность шалуна. Собственно, мяча он лишился, хотя удовольствие от игры, несомненно, получил большое. Эта книга многократно переиздавалась солидными тиражами, иллюстрации к ней есть как хрестоматийные, еще советского периода, так и современные.

Произведение «Мяч» С. Маршака – классика, ставшая богатым материалом для развития речи, обогащения лексикона и спектра эмоций самых маленьких.

Анализ стихотворения «Где обедал воробей» Маршака

Дебют истории «Где обедал воробей» Самуила Яковлевича Маршака состоялся в журнале «Чиж». Впоследствии по мотивам стихотворения был создан одноименный мультипликационный фильм.

Стихотворение написано не позднее 1934 года. Поэту в эту пору исполнилось 47 лет, несколько месяцев прошлого года он провел в Италии, приняв приглашение М. Горького поправить здоровье. Он также участвует как докладчик на первом съезде советских писателей, тогда же его единогласно избирают в правление Союза писателей СССР. Еще активно работает под его руководством детское издательство, вокруг которого он собрал талантливых авторов. По жанру – веселая гастрономическая лирика, по размеру – хореические стихи с парной рифмовкой, 4 строфы. Первое четверостишие открывается вопросом, ставшим названием стиха. Смышленая птичка наших широт освоилась в зоопарке среди экзотических зверей. Перечисление создает дополнительный комический эффект: пташка предстает обжорой. Еда, предложенная работниками зоопарка животным со всего света, пришлась по вкусу и обыкновенному воробьишке. Кажется, он со всеми завел выгодное знакомство. Из великого почтения к царю зверей, визиты он начинает с клетки со львом. Чем конкретно подкреплялся там герой – неизвестно. Во втором четверостишии он пробует блюда лисы, после чего направляется попить водички к моржу. Потому как у него вода всегда холодная, свежая. Дальше слон делится с ним морковкой. Или же просто не замечает маленького гостя. Журавль — свой человек, у него всегда можно поживиться пшеном. День расписан по минутам, воробей едва успевает посетить все запланированные пиршества. Вот уже у носорога он ест «немного». А на пиру у кенгуру (звукопись) вообще едва притрагивается к пище. Однако сытость – еще не повод отказываться от праздничного обеда у медведя. В конце концов, чего стоит одна атмосфера перекуса с косолапым! В финале же с героем чуть не приключилась беда. Крокодилу пришла в голову гениальная мысль отобедать самим воробьем. В планы последнего, разумеется, это не входило. Он оставил зубастого с носом. Пожалуй, визиты к невоспитанному крокодилу следует прекратить. Поэт в ненавязчивой форме знакомит детей с обитателями типичного зоопарка, их рационом и повадками. Беспечный воробей здесь – своеобразный проводник. Его находчивость неизменно вызывает улыбку у маленьких слушателей стихотворения. Стихи глагольны (довольно много живых, разговорных приставочных глаголов), интонация бойкая, повествование идет от имени героя стихотворения. Финал неожиданный, образы яркие, графичные.

«Где обедал воробей» С. Маршака – материал для знакомства детей с окружающим миром, развития речи и эмоционального интеллекта.

Анализ стихотворения «Круглый год» Маршака

Дебют стихотворения «Круглый год» Самуила Яковлевича Маршака в печати состоялся в новогоднем выпуске «Комсомольской правды».

Стихотворение датируется 1945 годом. Поэту в это время исполнилось 58 лет, позади разгром его детища – издательства. Часть сотрудников, авторов его была арестована, Н. Олейников был расстрелян. Между тем, поэт перебирается в Москву, пишет сатиру, участвует в создании агитационных плакатов, как и многие представители интеллигенции, С. Маршак свои личные средства отправлял в Фонд обороны (впоследствии они пошли, например, на танк для армии). Также он помогал материально интернатам для детей-сирот. По жанру – сочетание пейзажной и патриотической лирики для детей, по размеру – хорей с парной и перекрестной рифмовкой, 13 строф. Автор начинает рассказ на правах старшего товарища. Он предлагает ребенку все делать вместе: открываем. Доступные для детей лексика и образы, звонкие рифмы, динамизм и графичность каждой строфы. Поэт и здесь следует своим давним принципам в отношении детской литературы: никакой приторности и специальных детских тем, искусственности, только реализм, ясность, предметность. Творческий почерк узнаваем и в его «взрослой», и в детской лирике. Каждому месяцу посвящена выразительная характеристика. Скажем, январь – снежный и солнечный, нужно «топить печки», февраль ветреный и праздничный: в этот период отмечается «армии рожденье». Март знаменит солнечными зайчиками, а апрель – капелью, цветами и пташками. И вновь – страничка гражданского календаря, напоминание о Первомае. Лето – сплошь крестьянские заботы. В сентябре они продолжаются, впрочем, указана и важная для школьников дата начала учебного года. В октябре вновь поминаются печки, те самые, что опять возьмутся топить. Ноябрь целиком отведен под празднование годовщин революции: празднуют свободу. Декабрь – настоящая сказка, в том числе, новогодняя. В ткань стихотворения включены современные понятия, элемент государственной идеологии, писатель учит позитивному взгляду на мир, в описанных картинах нет полутонов и подтекста. Бросается в глаза песенный ритм произведения, этому впечатлению способствуют и фольклорные повторы, похожие на заклички: в декабре. Олицетворения: мороз елку привез, елка плакала. Сравнение: как по лесенке. Несколько уменьшительных суффиксов: огоньки, дождик, крылечке. Резкая метафора с аллитерацией: мертва трава. Всюду «мы», все «наше», торжествуют коллективизм, общность.

«Круглый год» С. Маршака – познавательный календарь природы с воспитательным посылом.

Анализ стихотворения «Рассказ о неизвестном герое» Маршака

Произведение «Рассказ о неизвестном герое» Самуила Яковлевича Маршака впервые было опубликовано в один год и на страницах газеты «Правда», и в «Мурзилке».

Стихотворение датируется 1937 годом. В это время автор его юбиляр, ему исполнилось 50 лет. Он переживает один из тяжелейших для своей работы периодов: возглавляемое им издательство разогнано, сотрудники уволены, а то и арестованы. Писатель ушел с головой в переводы английской поэзии, покровительствует изданию книги «Волшебник Изумрудного города» тогда еще неизвестного автора А. Волкова. В отношении жанра – поэма, баллада, основанная на реальном случае, описанном в газете. Впрочем, поэт переработал сюжет под детскую аудиторию. Герой спасает не девушку, а девочку, и остается неузнанным. Рифмовка звучная, по сути, смежная (если выстроить строчки чуть более длинными рядами). Начинается стихотворение с приема прямиком из сказки: по всему «некоторому царству, некоторому государству» гонцы разыскивают героя. Из уст в уста передается его словесный портрет: молод, ловок, в кепке, а главное – со значком «ГТО» на футболке. Казалось бы, по таким приметам должны были найти и милиционеры, и прочие энтузиасты. Что за птица: идиома. Между тем, в народе уже слагают легенды. Итак, дело было весной, гражданин в кепке ехал в трамвае. Вдруг – пожар! Целая толпа собралась у дома, парализованная зрелищем. «Руки ребенок протягивал к ним»: пожалуй, одна из самых страшных строчек в детской поэзии. Следует отметить, что тема вообще-то и недетская, но по-житейски важная, заставляющая сопереживать и брать пример, потому поэт за нее и взялся. По трубе в мгновение ока плечистый незнакомец преодолевает несколько этажей. Дальше начинаются душераздирающие строфы спуска парня с драгоценной ношей на руках. Наконец, прибывают пожарные, кипит слаженная работа профессионалов. Чувствуется, что автор сам переживает за своих героев. И, когда уже все стали считать смелого молодого человека и ребенка погибшими – они вдруг появляются во дворе. Мать и народ счастливы. Парень на ходу вспрыгивает в нужный трамвай и машет на прощанье. Композиция становится кольцевой, в финале звучат слова: к подвигу каждый готов! Подробности придают особую реалистичность, напряженность стихотворению. Нарочитые прозаизмы делают текст еще колоритнее, сравнение (как в сказке), инверсия (держал он), есть описание городского пейзажа, многоквартирного дома.

«Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака – гражданская лирика для детей, воспитательный пример и ориентир.

Непослушная мама

Джеймс Джеймс
Моррисон Моррисон,
А попросту —
Маленький Джим,
Смотрел за упрямой,
Рассеянной мамой
Лучше,
Чем мама за ним.

Джеймс Джеймс
Говорил: — Дорогая,
Помни, что ездить одна
В город
До самого
Дальнего края
Ты без меня не должна!

Но очень упряма
Была его мама
(Так люди о ней говорят.)
Упрямая мама
Надела упрямо
Свой самый
Красивый наряд.

«Поеду, поеду, —
Подумала мама, —
И буду к обеду
Назад!»

Искали-искали
Пропавшую маму,
Искали три ночи,
Три дня.
Был очень
Английский король озабочен,
И свита его,
И родня.

Английский король
Говорил королеве:
— Ну, кто же из нас виноват,
Что многие мамы
Ужасно упрямы
И ездят одни, без ребят?

Я знаю, —
Сказал он, —
Ту площадь в столице,
Где мой расположен дворец.
Но в нашей столице
Легко заблудиться,
Попав
В отдаленный конец!

Джеймс Джеймс
Моррисон Моррисон,
А попросту —
Маленький Джим,
Смотрел за упрямой,
Рассеянной мамой
Лучше, чем мама за ним.

Но вот отыскалась
Пропавшая мама,
С дороги
Пришла от нее телеграмма,
В которой писала она:
«Целую, здорова,
И — честное слово —
Не буду я ездить
Одна!»

Тема, идея, основная мысль

Стихотворению уже около 100 лет, но его тема актуальна и на сегодняшний день.

Тема — ознакомление детей с правилами пожарной безопасности и последствиями их нарушения, знакомство с профессией пожарного.

Идея — воспитать у детей сознательное и осторожное отношение к огню; выработать умение отличать игрушки от вещей, с которыми играть опасно (спички ); слушать старших (предостережения мамы Лены). Основная мысль — показать опасную стихию огня; рассказать об опасной и благородной профессии пожарного, готового пожертвовать своим здоровьем и жизнью ради спасения людей и животных

Основная мысль — показать опасную стихию огня; рассказать об опасной и благородной профессии пожарного, готового пожертвовать своим здоровьем и жизнью ради спасения людей и животных.

Анализ стихотворения «Цирк» Маршака

Стихи «Цирк» Самуила Яковлевича Маршака вышли отдельной книгой в издательстве «Радуга», с иллюстрациями В. Лебедева.

Стихотворение датируется 1924 годом. Автору его в эту пору 37 лет, он пишет для ленинградского театра юного зрителя, входит в редакцию журнала «Новый Робинзон», получает предложение возглавить отдел Детгиза, хлопочет об устройстве в печать произведений начинающих литераторов. В этот же период поэт пережил смерть отца. В жанровом отношении – цирковая комедия положений, маршевый ритм, рифмовка смежная, изредка – перекрестная. В стихотворении чувствуется атмосфера 1920-х годов и старого, еще дореволюционного, цирка. Открывается произведение заманчивой, совершенно профессиональной рекламой циркового представления. Нечто похожее С. Маршак повторит позднее в «Мистере Твистере», аттестуя читателям знаменитую туристическую «контору Кука». В первом же четверостишии указан город — Москва, почтенная публика – школьники. Между тем, в программе собраны все лучшие номера сезона. Тут и львы-танцоры, и тюлени-трюкачи, не обошлось, конечно, и без собак-акробатов и канатоходца-слона (небольшая гипербола, канат натягивался явно не под куполом цирка). «Атлеты-силачи»: стали особенно популярны в начале XX века. «Летающие кони»: конные номера в те годы были едва ли кульминацией всего представления. Хорошая конюшня была одним из главных атрибутов цирка. Иван Огурец: нарицательное имя, с большой долей насмешки, надо сказать. «Дешевые цены»: не унимается зазывала. Для убедительности они даже названы. Действительно, недорого. «Выход бесплатно для всех!»: прибаутка прямиком из традиционного раешного театра. «Вальс-каприз»: невыдуманная мелодия. Одно из любимых двустиший В. Маяковского (по совместительству – новаторское сравнение): дама, как телеграмма. Пожалуй, животных в то время на арене было больше, чем сейчас: соболи, пингвины, еноты, гиппопотамы. Дразнилка – готовая реклама зубной пасты: гимнаст зубаст. В финале появляются два клоуна с классическим диалогом. Дрессировщице-негритянке поэт даже пожаловал имя: Мэри Грей. Собственно, эпизодом с ней и завершается стихотворение. Номер Мэри – лев-счетовод. Заодно С. Маршак освежает в памяти школьников нехитрое заклинание про «дважды два — четыре». Перифраз: гражданин полярных льдин. Инверсия: ухитрились люди.

Классический «Цирк» С. Маршака – сочетание безудержного веселья, взрывов удивленья стиха с новаторским оформлением.

Анализ стихотворения «Усатый-полосатый» Маршака

«Усатый-полосатый» Самуила Яковлевича Маршака впервые появился на страницах журнала «Еж».

Ранняя редакция стиха напечатана в 1929 году. Версия с хрестоматийным названием вышла годом позже. Окончательный вариант сложился к середине 1950-х годов, с рисунками В. Лебедева. Сыну писателя, Якову (домашнее имя – Лялик) не было и двух лет, когда он в первый раз услышал историю котенка и его деловитой хозяйки. Отец отложил книжки и начал импровизировать (сперва в прозе). Критика книгу приняла в штыки, бранила за старорежимность темы и ее решения. В жанровом отношении – поэтический рассказ, ритмизированная проза (она легче воспринимается ребенком) чередуется со стихами (хореического толка), рифмовка смежная. Начинается история как зачин сказки, а еще и как дразнилка. Имя героини остается неизвестным, а вот возраст, хотя и неохотно, рассказчик все же сообщает: четыре года. Дальше – приметы питомца девочки: серый, усатый. Тот самый, кого надо укладывать спать, купать, учить говорить и выгуливать. По сути, она играет с ним, как с куклой. Следом – череда фольклорной перечислительной градации про перинку, одеяльце и платочек. Уменьшительные суффиксы усиливают сходство с колыбельной. Прилагательных минимум и они просты (мягкую, белые), эпитетов и того меньше (глупый). Героиня «пошла ужинать», а котенок, само собой, разбойничал в кроватке. Поэт повторами подчеркивает, что девочка, бросая ложку, несколько раз прибегала посмотреть, как спит ее воспитанник. Возмущенные вопросы («разве так спят?») и восклицания про глупость котенка призваны вызвать у слушателя улыбку. Ребенок понимает игру и девочки, и рассказчика. Натереть котенку бока мочалкой тоже не удалось, лексикон увеличить – подавно (дальше природного мяуканья дело не пошло), да и скормить собственную кашку оказалось задачей не из легких. Но героиня не унывает, несет шалуна в сад. Взрослые подыгрывают, задают вопросы. Разумеется, это ее дочка. Просто «давно не брилась». И если бы котенок не вырвался – никто бы ничего не понял, конечно. Со временем, он, ясное дело, поумнел, а девочка так и вообще почти выросла – в первый класс пошла. В сто первую школу. Так что история случилась на самом деле, буквально вчера, можно девочку в той школе найти, расспросить. В стихах описан город, дом, есть бытовые детали (кровать, котел, сундук, миска). Описана и игра во вкусе самого котенка – загонять карандаши «под шкап». Взрослых в стихах нет, как будто «умная девочка» живет одна и занимается развитием (физическим и умственным) кота. С. Маршак умышленно подает историю именно так, зная детскую психологию. В сущности, рассказ в духе реализма. Животное не разговаривает, никаких волшебных существ или приключений, однако поэт со знанием дела открывает дверцу в детский мир, живущий правилами и эмоциями, которые взрослые обычно уже позабыли. Звучные рифмы, четкость композиции позволяют детям с легкостью запомнить эти стихи. Сравнение: как мышку. Ряд приставочных глаголов, звукоподражание (цап-царап), глагольность, диалогичность.

Первым восторженным слушателем «Усатого-полосатого» С. Маршака был его маленький сын.

Анализ стихотворения «Веселый счет» Маршака

«Веселый счет» Самуила Яковлевича Маршака впервые был представлен читателям на страницах журнала «Огонек».

Стихотворение написано не позднее 1958 года. Поэт к этому времени пребывает в почтенном возрасте, признанный классик детской литературы, лауреат нескольких государственных премий, автор собрания сочинений, переводчик. По жанру – урок в игровой форме. Яркий образный ряд позволяет ребенку быстрее усвоить азы счета. Поначалу стихотворение состояло из 2 частей. Первая называется «Давайте познакомимся». Позднее она стала отдельным произведением с описанием внешнего вида чисел. Размер – преимущественно хореический стих, рифмовка парная, самая легкая для запоминания и восприятия ребенка. Десять рассказов про цифры. Сперва зачин про двух драчливых единиц, которые уничтожили друг друга. Идет поучение о дружбе. Две собственные руки – хороший повод запомнить цифру «2». Схожей цели служат светофор, углы в комнате и пятерня. Дальше сложнее. Поэту приходится прибегнуть к безотказному наглядному приему – шестерке котят с хорошим аппетитом. Семь дней недели – подсказка для цифры «7». А вот «семь вещей в портфеле» для современного школьника уже местами спорны. Матрешки олицетворяют «восемь». Девятку поэт предлагает запомнить по часам. В девять начинается первый урок в школе, в это же время мама укладывает первоклассника спать. Про ноль сочинена целая сказка. Разворачивается церемонный диалог веселого ноля с сердитой единицей. Оказывается, он тот еще волшебник: с ним цифры становятся просто астрономическими. Мелькают «сто» и «двести», к которым страшно подступиться. В финале – победное восклицание ноля. Каскад перечислительных градаций из глаголов (рубят, строят, рвут). Попутно идет знакомство с окружающим миром. Руки – трудятся (описан мужской и женский труд), и даже приходятся весьма кстати при плавании. Соответственно, разноцветный светофор – не только повод запомнить тройку, но и узнать ПДД. Есть и игра омонимов: ножки стола и кошачьи. А также – у мышки, на которых она и удирает от кошки. Затем – загадки про автомобиль (транспорт) и пальчики (зимой – в перчатках). Имеется и ценный совет по выкармливанию котят: дай им каши с молоком. Забывчивым поэт напоминает, что положить в портфель. Наконец, самый развернутый рассказ – про семейство матрешек, часть народного художественного ремесла. Здесь довольно много эпитетов и прилагательных, в том числе, кратких: румяных, толста, пузата. Сравнение: чем орех (видимо, лесной). Тут же коротко перечислены ранее изученные цифры от 1 до 8. Множество лексических повторов (к девяти без десяти – почти головоломка для ребенка), инверсия (начинается урок). Стихи графичны, каждая строфа (или ряд строф) – просятся быть изображенными в картинках. Собственно, именно это и сделал замечательный художник В. Конашевич. Его иллюстрации получили одобрение самого автора.

«Веселый счет» С. Маршака – сочетание дидактики, приемов социализации и немножечко игры.

У Тимофея-Тима

У Тимофея-Тима
На ножках десять пальцев.
Чулки на десять пальцев
Натягивает Тим,
Натянет и сапожки
И новые галошки,
И весь десяток пальцев
Гулять уходит с ним.

У Тима-Тимофия
На ручках десять пальцев,
И делают все пальцы,
Что им прикажет Тим.
Он сунет их в перчатки
На меховой подкладке —
И десять пальцев в прятки
Зимой играют с ним.

У Тимофея-Тима
Два синих-синих глаза.
Они всегда смеются,
Когда смеется Тим.
А если мальчик болен
Иль чем-то недоволен,
То сразу
Оба глаза
Заплачут вместе с ним.

У Тима-Тимофея
На ручках десять пальцев,
На ножках десять пальцев,
А голова одна.

Когда, зевая сладко,
Ложится он в кроватку —
На мягкую подушку
Ложится и она.

Анализ стихотворения «Моя улица» Михалкова

В «Моей улице» Сергея Владимировича Михалкова история советской Москвы показана глазами ребенка.

Первоначальная редакция стихотворения относится к 1943 году, завязана на фронтовых реалиях и посвящена старшему сыну поэта. В классическом привычном виде история вышла не позднее 1969 года. К этому моменту автору исполнилось 56 лет, он корифей детской поэзии, книги его печатаются огромными тиражами. В жанровом отношении – поэтический рассказ, знакомство с городом, страной и жизнью рядового маленького читателя. Рифмовка перекрестная, парная и сплошная, стихи состоят из множества неоднородных строф. Маленький лирический герой шагает по столице вместе с отцом. С детства знакомую улицу они видят рано утром, когда на дорогах еще трудятся «смешной автомобиль» с щетками и «машина-душ». Ребенок изобретает незатейливые неологизмы, сравнивает технику с живыми существами: похож на майского жука, как туча дождевая. «Умыта и подметена»: чувствуется гордость мальчика за тех, кто занят незаметным каждодневным трудом. Дальше в строчках возникает фигура регулировщика. Он дружески приветствует мальчика и его папу. Миссия у него очень важная, да и вид тоже. Однако куда еще пойти в выходной, если не в парикмахерскую? Старый мастер не спешит на пенсию. Его инструментарий не претерпел изменений за «сорок лет». Ножницы, бритва в мыле и традиционный одеколон (скорее всего, «Шипр»). Дальше – энергичный афоризм: если стричься решено, плакать глупо и смешно! (А хнычет, разумеется, не папа, а маленькая рыжая девчонка). Дальше – поход в старейший, первый в городе, зоомагазин. Оказывается, там можно приобрести не только попугайчиков и мышонка, но и лису (видимо, на воротник маме), и «лопоухого зайчонка» (к праздничному столу). А вот банального щенка в тот день в продаже не было. Мальчик огорчился, а папа отнесся философски. Память о войне неожиданно возникает в паре четверостиший о простых цветах, незабудках. Город меняется, растет, хорошеет. Вот и в отдаленном переулке сносят ветхое жилье. Счастливых жильцов ожидает «дом квартир на двести», да еще с балконами. Страна Советов открыта иностранным туристам. Мальчик уверен, что это французы, впрочем, языка их он не знает. Но, когда подрастет, обязательно выучит. И вновь поучение – о пользе изучения иностранных языков. Завершается стихотворение возвращением в дом, милый дом. Комнаты немедленно проветриваются, шумит вода в кране, пенится мыло, звенит посуда на кухне. Букет нежных незабудок красуется на столе. «Стихи кончаются»: здесь поэт оставляет своих героев. Интонация мажорная, лексика разговорная. Инверсия: блестит мостовая, фыркнул флакон. Перечислительные градации, уменьшительные суффиксы, привычные детскому слуху, диалог, восклицания и вопросы, числительные для правдоподобия момента, прозаизмы.

«Моя улица» С. Михалкова – один насыщенный день из жизни мальчика и его отца.

Анализ стихотворения «Сказка о глупом мышонке» Маршака

Самуил Яковлевич Маршак — автор известных детских книг, которые воспитали не одно поколение детей. Прекрасный слог автора звучен и разнообразен.

А. Твардовский писал о нём так: «Почти полувековая работа С.Я. Маршака в детской литературе, художественном переводе, драматургии, литературной критике и других родах и жанрах не знала резких рывков, внезапных поворотов, неожиданных открытий. Это было медленное, непрерывное — в упорном труде изо дня в день — накопление поэтических ценностей, неуклонно возраставшее с годами. Его слава художника, упроченная этой последовательностью, чужда дуновениям моды и надежно застрахована от переменчивости литературных вкусов.»

«Сказка о глупом мышонке» написана в 1923 году. История создания уникальна тем, что автор создал её за один день и спас тем самым жизнь своему сыну, который терпел недуг от нарушения работы почек. Ребёнку в срочном порядке требовалось лечение, а нужных средств семья не имела. Тогда С.Я. Маршак и создал своё «спасительное» произведение.

Произведение написано в стихотворной форме и имеет внутри себя мотив колыбельной. Эпическое содержание сказки излагается писателем с использованием легких и быстро запоминающихся рифм, хорошо воспринимающихся читателями.

Главная тема произведения — глупость. В названии автор отсылает нас к тому, что глупым героем является мышонок. Однако, после прочтения сказки мы можем уверенно заявить, что мышонок проявляет себя как капризный ребёнок, а вот его мама, как глупый персонаж, ибо она собственноручно отдаёт своего малыша в лапы коту. Хотя, несомненно, мышонок обладает детской глупостью, так как не может правильно оценить «сладкое» пение врага.

За внешней простотой сказки скрывается глубокий поучительный смысл: непослушание приводит к беде (для детей) и скоропостижные необдуманные решения могут довести ситуацию до трагического исхода. На ум сразу приходят известные пословицы: «дитятко – что тесто, что замесил, то и выросло» и «не доглядишь оком, так заплатишь боком».

Маршак оставляет произведение с открытым финалом, хотя, кажется, что он очевиден. Но вышло всё несколько иначе. Позднее автор написал своеобразное продолжение сказки и назвал его «Сказка об умном мышонке».

На сегодняшний день детская литература богата разнообразным перечнем книг. На полках книжных магазинов постоянно появляются новые авторы. Но тем не менее произведения С. Я. Маршака продолжают захватывать как детское, так и взрослое воображение, а заученные наизусть тексты переходят из уст в уста.

Анализ стихотворения «Школьнику на память» Маршака

«Школьнику на память» Самуил Яковлевич Маршак дает несколько кратких, но энергичных советов. Даже в войну не следует забывать об учебе и своем будущем.

Стихотворение создано в Великую Отечественную войну, в 1944 году. Поэту в эту пору 57 лет, мобилизован он не был, однако творчеством своим всячески способствовал подъему боевого духа солдат. Так, он откликнулся стихотворением уже на день объявления войны. Не приняли его и ополченцем. Впрочем, ему удалось не раз выехать на фронт, выступить перед бойцами. Семья его находилась в эвакуации. Художники Кукрыниксы и поэт взялись за создание антивоенных плакатов. Жанр дидактический, поучение, памятка в стихах. Предназначается она, прежде всего, ученикам всех возрастов. Состоит произведение из 4 строф, авторская позиция явно выражена. Поэт обращается к своему читателю с весьма убедительной аргументацией и на «ты». В первом четверостишии он поднимает тему опозданий на уроки. Действительно, «она не станет ждать». Меткое сравнение (и обыгрывание идиомы) превращает строки почти в загадку: без колес, но уйдет. «За час»: числительное добавляет стихам экспрессии. Нагнать пропущенный материал самостоятельно способен далеко не каждый ученик. Второе четверостишие – опять череда живых сравнений, пример параллелизма. Как охотник без ружья, а плотник без молотка, так и учащийся без тетради и учебника. Третья строфа – сплошь восклицания. Начинаются запреты: парта – это не кровать. В заключительных строках появляется повелительное наклонение: сиди, веди, не болтай. «Достойно»: пожалуй, основная просьба поэта к детям. Как известно, С. Маршак был для них непререкаемым авторитетом, он регулярно получал письма от ребят со всех концов страны. В финале строгость смягчается долей шутливости в сравнении: как попугай. Эпитет «заморский» только подчеркивает абсурдность и вредность подобного поведения. Лексика нейтральная и разговорная. Вообще, поэт составил двадцать правил для учеников. Данное стихотворение – часть из них. Есть среди них, например, и такие: не бранись и не кури. Или же целый цикл нравственных требований по отношению к старым и малым. В целом, вполне себе актуальный и наглядный устав образовательного учреждения. В примечании автор призывает стать «гражданами с детства», чтобы позднее самим принять участие в созидательном труде на благо Родины.

Впервые «Школьнику на память» С. Маршака было напечатано в журнале «Вожатый».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector