Стихи о зиме со смыслом

СНЕЖИНКА

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
***Евгений Баратынский
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
***Афанасий Фет
Кот поёт, глаза прищуря;
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
«Полно тут тебе валяться, —
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай».
Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поёт;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
***Афанасий Фет
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
***Афанасий Фет
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
***Афанасий Фет
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
***Самуил Маршак

Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина

В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки».

Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты.

Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны».

В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне.

Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.

Анализ стихотворения «Зимняя дорога» Пушкина

А. С. Пушкин одним из первых среди отечественных поэтов удачно сочетал в своих произведениях пейзажную лирику с личными чувствами и переживаниями. Примером этого служит знаменитое стихотворение «Зимняя дорога». Оно было написано поэтом во время поездки в Псковскую губернию (конец 1826 г.).

Поэт совсем недавно был освобожден из ссылки, поэтому находится в печальном настроении. Множество бывших знакомых отвернулось от него, свободолюбивые стихотворения не пользуются популярностью в обществе. К тому же Пушкин испытывает значительные финансовые затруднения. Окружающая поэта природа также наводит тоску. Автора совершенно не радует зимняя поездка, даже обычно веселый и ободряющий «колокольчик… утомительно гремит». Заунывные песни ямщика обостряют грусть поэта. Они представляют собой чисто русское оригинальное сочетание «разгулья удалого» с «сердечной тоской».

Нескончаемые российские версты, отмечаемые путевыми столбами, утомительно однообразны. Кажется, что они могут тянуться всю жизнь. Поэт ощущает необъятность своей страны, но это не приносит ему радости. Слабый огонек представляется единственным спасением в непроглядном мраке.

Автор предается мечтам об окончании путешествия. Возникает образ таинственной Нины, к которой он и едет. Исследователи не пришли к единому мнению, кого Пушкин имеет в виду. Некоторые считают, что это дальняя знакомая поэта С. Пушкина, с которой его связывали любовные отношения. В любом случае автора согревают воспоминания о женщине. Он представляет себе жаркий камин, интимную обстановку и уединение с любимой.

Возвращаясь к действительности, поэт с грустью отмечает, что скучная дорога утомила даже ямщика, который уснул и оставил своего барина в полном одиночестве.

В каком-то смысле «зимнюю дорогу» Пушкина можно сравнить с его собственной судьбой. Поэт остро чувствовал свое одиночество, он практически не находил поддержки и сочувствия своим взглядам. Стремление к высоким идеалам – вечное движение по необъятным русским просторам. Временные остановки в пути можно считать многочисленными любовными романами Пушкина. Они никогда не были долгими, и поэт был вынужден продолжать свое утомительное путешествие в поисках идеала.

В более широком смысле стихотворение символизирует общий исторический путь России. Русская тройка – традиционный образ отечественной литературы. Многие поэты и писатели вслед за Пушкиным использовали его в качестве символа национальной судьбы.

Стихи про зиму для детей 5-6 лет

Зимние забавы

Снег, мороз и гололёд –
Снова к нам зима идёт.
Как же рада детвора,
Ведь готовиться пора:
Доставать коньки да санки,
Шапки, варежки, ушанки.
Нужно думать и гадать,
Как большой каток создать.
Где найти крутую горку?
Вырыть как в сугробе норку?
Как играть в замерзшей луже?
Как не заболеть от стужи?
Как достать резные санки,
Возвести из снега замки?
Должен быть и снеговик,
Да чтоб на дожде не сник.
Про лыжню нельзя забыть.
Лыжи надо раздобыть.
А в хоккей чтоб поиграть,
Надо всех друзей созвать.
Ёлку нужно нарядить,
Про подарки не забыть.
Все дела не перечесть.
У зимы забав не счесть.

***

Зимние игры

Если ты в снежки играешь, не спеши и не ленись,
Накатай шаров с друзьями, покатайся с горки, вниз!
Раскраснеются и щёки, и носишко, и рука,
И порадуйся, что мама не прогнала со двора.

***

Феи-снежинки

Снежинки – маленькие феи, кружась, ложатся на ладонь,
Когда дыханьем их согреешь, вдруг каплей обратится сон.
И отраженье в каждой капле смеётся, как твоя сестра.
Смотри, как феечки танцуют. Постой под светом фонаря.

***

Зимние радости

Прыг да скок мы по сугробам! Радость кружится в снегу.
Хорошо играть с друзьями, но домой я побегу.
Посижу у жаркой печки, отогреюсь, и опять,
Словно маленький кузнечик, буду прыгать и скакать!

***

Танец зимы

Посмотри: зима танцует
Вихрем снега с крыш!
Как вещунья, наколдует
Пару новых лыж!

***

Зима

Белеет зимушка-зима,
Летают белые снежинки,
И как в сугробах, облаках,
Кружатся белые пушинки.

Зарисовалось всё окно,
Чудным, извилистым узором,
Здесь есть и птицы и дома,
Волшебный мир представлен взору.

Засеребрилась вся земля,
Деревья, тротуары, лавки,
Зима красавица пришла,
Засыпала дома и парки.

И радо смотрим мы на всё,
Что Зимушка нам дарит,
Салазки, лыжи и коньки.
В подарок нам оставит.

***Варежки

Врежки-пушистики, по бокам – ершистики
Бабушка старается, вяжет, торопясь:
Внучке, на прогулочку! И украсит крестиком,
Вышивая тоненько голубую гладь.

***

Воробышки

Нахохлились воробышки, замёрзли малыши.
Зимой у пташек маленьких тяжёлые деньки.
Насыплем для воробышков мы зёрнышек в ладонь.
Покушайте, воробышки! А ты их, кот, не тронь!

***

Снеговичок

Стоит и мёрзнет снеговик без шляпы и пальто.
Мы с братом принесли ему бабулино манто.
Но снеговик не рад совсем, не хочет он в тепло.
Растает снеговик в манто и в папином пальто!

***

Мамина сказка

За окошком ночь-ночь.
Спит тихонько дочь-дочь.
Мамочка читала, сказку вышивала.
За окошком снег-снег.
В доме света нет-нет.
Доченька уснула, сказку развернула.

***

Свет в окне

Бабушкин домишко
Снегом занесло.
Только свет в окошке,
Видно сквозь стекло.

***

Морозные узоры

Мороз-затейник на окне нарисовал узор.
А я дохнул – и он исчез: недолгий разговор.
А утром снова волшебство возникло на стекле:
Чудесных веток ледяных, узорчатых аллей.

***

Сосульки

Прозрачные вертульки, висят вверху сосульки.
Под крышей у бабули огромная сосуля!
Никак мне не допрыгнуть, никак её не сбить.
Я – рыцарь, меч мне нужен, как мне её добыть?

***

Каток

На катке весёлый смех, этот чудный лёд – для всех!
Только Катя загрустила в стороне от всех потех…
Катя ногу повредила, мать кататься запретила.
Ничего! Ведь завтра снова будет Катенька здорова!

***

Зима

Зимушка пушистая к нам пришла во двор.
Снег искрится чистенький, мягкий, как ковёр.
Снеговик мой в варежках, нос-морковь смешной!
Я уже не маленький, но пора домой!

Рубрика: Стихи и поздравления | Метки: Времена года, Стихи детям |

Время Зимы

Время зимы с декабрём наступает,
Только она эту тонкость не знает
И в ноябре снегом землю покроет,
Детям на лужах каток обустроит.
Так потихоньку работа пойдёт,
Зимушка знает, что время — не ждёт.
Вьюги, метели она принесёт,
Снежной порошей пути заметёт.
Ветви деревьев все снегом покроет,
Их наготу первозданную скроет.
Сильным морозом нас спрячет в дома,
А на стекле всем сплетёт кружева.
В ясный, морозный, погожий денёк
Дети гурьбой побегут на каток.
Взрослые — лыжи скорей предпочтут
И в зимний лес на прогулку пойдут.
В вальсе кружАтся снежинки зимой,
Тонким ажуром их сделан покрой.
Дети в снежки во дворе поиграют,
Снежную бабу потом изваяют.
Только с зимою придёт волшебство:
Песни, колядки на Рождество.
Ждём с нетерпением зимний приход,
С новой мечтою встречать Новый Год. (Н. Белостоцкая)

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

За окошком в белом поле –
Сумрак, ветер, снеговей…
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светлой комнатке своей.
Зимний вечер коротая,
Наклонилась над столом:
То ли пишешь, то ль читаешь,
То ли думаешь о чем.
Кончен день – и в классах пусто,
В старом доме тишина,
И тебе немножко грустно,
Что сегодня ты одна.
Из-за ветра, из-за вьюги
Опустели все пути,
Не придут к тебе подруги
Вместе вечер провести.
Замела метель дорожки, –
Пробираться нелегко.
Но огонь в твоем окошке
Виден очень далеко.
***Сергей Есенин
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
***Сергей Есенин

Красивые стихи про зиму для малышей 3-4 лет

Пришла зима

Пришла зима красивая,
Вся белая и сивая.
Деревья спать отправила,
Сугробы же расставила
На всех полях,
На всех лугах,
Во всех дворах
И городах
Для наших игр и забав!

***

Гостья Декабря

Кто приходит в декабре
В праздничном наряде?
Дарит радость детворе
И ей очень рады?
Это Зимушка-Зима
Принесла свои снега!

***

Любимая Зима

Любимая погода
Отрада детворы:
Снег, радость и сугробы —
Соратники Зимы.

Мы весело встречаем
Природы дивный дар,
и игры начинаем,
лепя из снега шар.

***

Зима стучится

Вот зима стучится
В двери и окошки
И пора влюбится
В ледяные крошки,
В снег, метель и стужу.
Но, малыш, не бойся!
Выходи наружу!
Ждут тебя тут горки,
Снежные друзья:
снеговик с ведерком,
и его семья.

***

Снежный зайка

Мы из белого снежка
Лепим зайкины бока.
Лапки, ушки, спинку, хвост.
Чтоб зимой он не замёрз!

***

Первый снег

Радость, счастье! Первый снег!
Ускоряй по снегу бег!
Прыг в сугроб – и снеговик!
Только носик – розовик!

***

Спортсмены

Лыжи, санки и коньки!
Мы спортсмены-пареньки.
Мы умеем веселиться
И в спортивные деньки!

***

Снежинки и Маринка

Наша вредина Маринка
Любит белые снежинки.
На носу же у Маринки
Тоже – рыжие снежинки!
Но не снежные они,
А веснушчатые!

***

Новый друг

Бедный пёсик, он замёрз. У него замёрзший нос.
Он дрожит ещё слегка, не освоился пока.
Мёрзнут пёсики зимой…
Эй, малыш, пойдём домой!

***

Маша

Наша Маша любит снег!
Горку, санки, громкий смех!
Любит Маша покататься,
Мчать с горы быстрее всех!

***

Рисунок

По снежку по первому доченька умелая
Нарисует палочкой котика и белочку.
Котик белый-беленький: лапки, хвостик – веточкой.
Дружит котик с белочкой, рыженькою девочкой.

Детские стихи про осень

Е. Трутнева

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.

****

А. Берлова

НОЯБРЬ
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.

СЕНТЯБРЬ
Осень достала краски,
Ей много покрасить нужно:
Листья – желтым и красным,
Серым – небо и лужи.

ОКТЯБРЬ
Дождь льет с самого утра,
Льет как будто из ведра,
И как крупные цветы
Распускаются зонты.
****М. ИсаковскийОСЕННЕЕ
Жито убрано, скошено сено,
Отошли и страда и жара.
Утопая в листве по колено,
Снова осень стоит у двора.

Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу спешат.

****А. БалонскийВ ЛЕСУ
Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём…
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры…
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.

****

Ю. Каспарова

НОЯБРЬ
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны.

СЕНТЯБРЬ
Полетели в небе птицы.
Что им дома не сидится?
Просит их сентябрь: «На юге
Спрячьтесь вы от зимней вьюги».

ОКТЯБРЬ
Нам октябрь принёс подарки:
Расписал сады и парки,
Стали листья словно в сказке.
Где же взял он столько краски?

****

И. Токмакова 

СЕНТЯБРЬ
Кончается лето,
Кончается лето!
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.

****

Ю. КаспароваОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ
Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!

****

ОСЕННЕЕ УТРО
Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

****М. СадовскийОСЕНЬ
Берёзы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось.
Поникло. Пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела
****О. ВысотскаяОСЕНЬ
Осенние денечки,
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.

Вон листочки желтые,
Вон листочки красные.
Соберем в кошелку
Мы листочки разные!

Будет в комнате красиво,
Скажет мама нам «спасибо»!

****З. Александрова
В ШКОЛУ
Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
— Вы идете в первый раз,
В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле.
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.

Интересные стихи про осень для детей

Я хожу, грущу один,
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
Утонуло лето.
Я ему бросаю круг ‒
Свой венок последний.
Только лето не спасти.
Если день ‒ осенний.

* * *

На деревьях листьев мало.
На земле ‒ невпроворот.
Из лоскутьев одеяло
На прощанье осень шьёт.

* * *

Листья золотые, падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.

* * *

Листья улетели
Вслед за птичьей стаей.
Я по рыжей осени
День за днём скучаю.
Небо загрустило,
Солнце унывает…
Жаль, что осень тёплой
Долго не бывает!

* * *

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса ‒
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

* * *

Закружилась листьев стая
И осела у воды.
Это ветер заметает
Желтой осени следы.

* * *

Ветви в саду сплелись.
Кто-то надел пальто.
Сорванный ветром лист
спрашивает: «За что?»

* * *

Осень достала краски,
Ей много покрасить нужно:
Листья – желтым и красным,
Серым – небо и лужи.

* * *

Осень. Отвыкли от молний.
Идут слепые дожди.
Осень. Поезда переполнены
Дайте пройти! Bсе позади.

* * *

Лета нету. Как кометы
Блещут листья на ветру.
Осень — крики без ответа.
Осень, вера в тишину.

* * *

У берега несмело
Ложится хрупкий лёд.
Печально туча серая
По дну пруда плывёт.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.

* * *

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

* * *

русская,
синяя,
Озимь –
хрусткая,
в инее.
Сколько грусти
И прелести
В этом хрусте
И шелесте!..
Сергей Смирнов
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!…

* * *

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось…

* * *

И среди чуткого молчанья
В купели золотого сна
Душа полна очарованья
И светлых дум она полна.

* * *

Октябрь окунулся в тень,
Луч солнца туча застилает.
Унылый дождь встречает день,
Вновь осень крылья расправляет.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.

Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.

Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.

В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.

Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.

Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.

ДВОРНИК — ДЕД МОРОЗ

В шубе, в шапке, в душегрейке
Дворник трубочку курил,
И, усевшись на скамейке,
Дворник снегу говорил:
«Ты летаешь или таешь?
Ничего тут не поймешь!
Подметаешь, разметаешь,
Только без толку метешь!
Да к чему я говорю?
Сяду я да покурю».
Дворник трубку курит, курит…
И глаза от снега щурит,
И вздыхает, и зевает,
И внезапно засыпает.
Глянь-ка, Маня… — крикнул Ваня.
Видишь, чучело сидит
И глазами-угольками
На метлу свою глядит.
Дед Мороз и дети
Это вроде снежной бабки,
Или просто Дед Мороз,
Ну-ка дай ему по шапке,
Да схвати его за нос!»
А оно как зарычит!
Как ногами застучит!
Да как вскочит со скамейки,
Да по-русски закричит:
«Будет вам ужо мороз —
Как хватать меня за нос!»
***Даниил Хармс
Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдpyг по pеке пронесся кто-то
Hа металлических
Крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпpыгнyл
И исчез.
И долго я стоял y речки,
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!»
***Михаил Исаковский

Анализ стихотворения «Зима» Сурикова

В произведении Ивана Захаровича Сурикова «Зима» лирично и душевно описан приход снежной поры в мир. Строки этого стихотворения содержат как описание сердитого мороза, так и, в противовес, мягкого уюта этого времени года.

Но лишь на первый взгляд это произведение описывает только зиму, на самом деле в нем есть и размышления о смысле жизни – ведь она полностью подчиняется природе, и описание крестьянских будней, и ощущение полного спокойствия и гармонии с окружающим миром.

Написан стих в 1880 году в жанре пейзажной лирики. В стихотворении восемь строф, каждая содержит четыре строки. Он написан трехстопным ямбом (двухсложный размер), в нем перекрестная рифмовка, рифма женская (ударение на предпоследнем слоге).

В произведении встречается множество средств художественной выразительности: эпитеты («злой», «пушистый», «сердитый»), олицетворения («морозы пришли», «лес заснул»), сравнения – «поле забелело, то пеленою, все его одело».

В строчке «вот пришли морозцы — и зима настала» заключена мысль о том, что вся наша жизнь подчинена законам природы, поэтому любые перемены в ней людям следует принимать с благодарностью и огромным удовольствием от каждого, даже незначительного, момента. Ведь тогда каждый миг нашей жизни будет наполнен очарованием и радостью.

«Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи, И избу соломой он укрыл снаружи.» Когда поэт пишет о быте крестьянина, то отмечает, что даже в такой спокойный день у него все еще много забот – нужно вытащить и запрячь сани, чтобы ехать за дровами, подготовить избу к холодам, укрыв ее снаружи соломой, да и успевать следить за детьми, которые всё строят снеговые горы.

Большую часть своей жизни сам автор, Иван Суриков, прожил в деревне, и каждый приход зимы очарованно любовался тем, как темный лес за всего одну ночь полностью покрывался снежной шапкой и, будто на самом деле, засыпал на всю зиму, как на утро все поле было белым от ночного снегопада, как вдруг день становился короче, а солнца было все меньше. Именно поэтому он с такой легкостью передал читателю чувство деревенской жизни.

О таких сложных для понимания вещах такими простыми словами мог написать лишь по-настоящему талантливый человек, каким и был Иван Захарович. Он по праву считается одним из самых ярких, но при этом самобытных поэтов русских деревень. Именно он смог внести долю романтики в описание сельских будней, да так, что у большинства читателей возникло желание погулять по зимнему спящему лесу, побродить по заснеженному полю, прислушиваясь к хрусту под ногами, построить снеговую гору, наслаждаясь чистым освежающим воздухом.

Чародейкою Зимою…

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

(Ф. Тютчев)

Первый снег

Утром кот
Принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Легкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре, —
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!

(Я. Аким)

Анализ стихотворения «Зима» Есенина

В своей ранней лирике Сергей Александрович Есенин часто обращается к теме природы и смены времен года. Чувствуется его желание продолжать традиции классической литературы XIX века.

Стихотворение написано не позднее начала 1912 года. Его автору идет семнадцатый год, скоро школьная жизнь останется позади. Семья поддерживает его желание учиться дальше, но неодобрительно относится к мечтам о поэтическом поприще. А вот учитель литературы Е. Хитров настоятельно советовал ему пробиваться в Петербурге или Москве. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей со смешанной рифмой (перекрестной, смежной и парой нерифмованных строк), 4 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – рассказчик, наблюдатель. Настроение героя приподнятое, интонация радостная. Автор не решился расцветить строки риторическими вопросами и восклицаниями.

Первая строфа построена на противопоставлении пары «осень-зима». «Осень улетела»: образ, видимо, связанный с облетающими листьями. Во второй строфе мальчишки благодарят зиму за замерзшие пруды. Сам С. Есенин в ту пору много времени проводил на катке. Часто сразу после уроков, порой даже забывая поесть, он с приятелем отправлялся на продолжительные прогулки на коньках. «Узоры дивной красоты»: такие узоры он мог видеть и дома, приезжая на рождественские каникулы, и на окнах школы, где жил в общежитии. «Глядя на это»: несколько неуклюжий оборот. Далее герой перечисляет: снег падает, мелькает, вьется, ложится. «Солнце мигает»: проглядывает сквозь хмурые тучи. В финале герой любуется сверкающим инеем. Глагольные рифмы, и вообще глаголы, переполняют эту живую зарисовку. Образы традиционны. Скажем, морозы обязательно «трещат», а мальчишки, конечно же, «кричат». Автор употребляет усеченные формы глаголов, принятые в устном народном творчестве: появилися, примчалася. Анафора: вот. Прочие повторы: снег. Сравнения: как на крыльях. Олицетворение: ложится, мигает, прилетела. Эпитеты: дивной, невидимо. Инверсия: прилетела она. Следует сказать, что «Зима» не относится к первым опубликованным стихотворениям поэта. Подобные пробы пера сохранились, как правило, в рукописном виде, часть из них – в архиве Е. Хитрова, наставника юного С. Есенина по школе.

Произведение «Зима» С. Есенина еще ученическое, подражательное. Незатейливость формы окупается непосредственностью и искренностью содержания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector