Логопедические задания для детей с онр

Содержание коррекционной работы

С детьми 3-4-х лет логопед занимается по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи;
  • развитие моторной сферы;
  • развитие психологической базы речи.

Коррекция звукопроизношения состоит из нескольких этапов – подготовительный (формирование артикуляционной базы), постановка, автоматизация (закрепление правильного произношения) и дифференциация (если ребенок путает звуки в речи). Автоматизацию звука проводят в следующем порядке:

  • в слогах – проговаривание слоговых дорожек, чистоговорок;
  • в словах;
  • во фразах и предложениях – скороговорки, проговаривание и заучивание двустиший;
  • в самостоятельной связной речи.

Параллельно с коррекцией звукопроизносительной стороны речи проводится работа по вышеперечисленным направлениям. При работе с моторной сферой логопед предлагает задания:

  • на координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
  • пальчиковую гимнастику;
  • работу со шнуровкой, собирание мозаики;
  • артикуляционную гимнастику.

Работа с импрессивной стороной речи включает в себя следующие задачи:

  • накопление словарного запаса, усвоение новых слов, обозначающих названия частей тела, предметов, окружающих ребенка, признаки, глаголы, обозначающие бытовые и игровые действия;
  • обучение пониманию обобщающих слов;
  • уточнение понимания и применения личных и притяжательных местоимений и прилагательных.

В работе по коррекции экспрессивной стороны речи логопед занимается уточнением и активизацией пассивного словаря по определенным лексическим темам. В детскую речь вводят прилагательные и личные местоимения. Малыша учат сравнивать предметы, находить одинаковые признаки и различия.

На коррекционных занятиях проводят работу по формированию грамматического построения речи:

  • умение согласовывать слова во фразах и предложениях;
  • изменение слова по числам;
  • формирование умения пользоваться притяжательными прилагательными;
  • формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов.

Логопедические игры для постановки звуков З-С-Ц

Весьма важно научить ребенка раздельному произношению «свистящих» звуков З-С-Ц. Разумеется, перед играми следует размяться, иначе результаты не будут мощно впечатляющими:

  • нужно широко улыбнуться, постаравшись показать все зубы, а после свертеть губы трубочкой;
  • напрячь губы и постепенно их расслабить;
  • поочередно легковесно покусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу;
  • в конце надо представить языком цокот копыт.

После того, как ребенок несколько раз повторил эти упражнения, можно приступать к играм.

Необходимо заранее подобрать картинку любимого мультипликационного героя, девочки, котика, кого угодно. Вырезаем заготовки в облике конфет, а на них наклеивай изображение предметов, в названии которых есть проблемная литера. Говорим ребенку, что наш герой очень любит сладости и нужно его покормить. При верном произношении слов, конфетка попадает к персонажу, в противном случае ее забирает преподаватель. В этой игре задачей ребенка будет опознавание первого звука в словах.Ехидна, солнце, цапля, сила, зонт, слон, цыпленок, злой, цокот, смех и пр. В игре с повторениями звуков дитя должен проговаривать все слоги четко, не проглатывая проблемные буквы.Стих на звук С.Муха присела на слона,Муха удивляется:Где же слон? Одна спинаПо лесу болтается!Для тренировки произношения звука Ц.Цапля, стоя на крыльце,Объясняет литер «Ц»:— Подойди, цыпленоу Цып!Повторяйка: цып-цып-цып!Если выучишь урок,Подарю тебе цветок!Для проговаривания звука З.Повстречаться Змей и Змея захотели.Встретиться Змей и Змея не сумели.Ехидна в облаках, а Змея на земле.Надо бы Змею спуститься к Змее

Сейчас важно усложнить задачу и попросить ребенка закончить слово слогом СА, ЦА или ЗА.Ли.., лин.., птица.., колба.., ко.., ло.., куни.., кра.

На произношение звуков

Те, кто уже столкнулся с этой стороной медали, знают, что коварнее всего звуки Р, Л и Ш. Если дитя их просто не произносит (теряя в слове), это пока не подошло время. А когда начинает вместо них выговаривать иные, более простые буквы, повод задуматься.

Вот Вам несколько упражнений на заметку. Они артикуляционного характера, для правильного формирования язычка, нёба, губ. В общем, всего артикуляционного аппарата.

Учимся говорить Р чётко! Мне очень нравятся такие мероприятия:

  • Открыть широко рот и улыбнуться. Нижняя челюсть неподвижна, а кончик языка поднят вверх, будто гладит нёбушко взад вперёд. Рекомендация: сделайте сперва сами, чтобы Вы поняли принцип. Так, будет проще донести до чада суть!
  • Чистим зубы кончиком языка с внутренней стороны. Ротик широко открыт. Видите, как просто! Пятилетнее дитя сделает без труда.
  • И ещё, интересный вариант. На деревянную палочку одеть маленький шарик, дитятко открывает ротик и произносит ДДРРР. Вы, в это время, водите этим инструментом под языком. Движения надо совершать быстро.
  • Попросите произнести «ДА», при этом язычок пусть упрётся в зубки. «ДЫ» ― в верхнее нёбушко.

В произношении звука «Р» Вам поможет просмотр данного видео.

Учимся произносить Л:

  • Широко откроем рот, язык положим на нижнюю губу, придерживая подбородок, произносить Ла, Ло, Ли, Лу.
  • Язычком водить по нёбу, будто красим его.
  • А ещё пусть пробует язычком дотронуться до кончика носика.
  • Слизываем мнимое варенье с губ.

Теперь проблематичная буква Ш:

  • Кончик языка просунуть под верхнюю губу, и резко оторвать, со щелчком.
  • Губки надо округлить, вытянув их вперёд. Так держать 6 секунд.
  • Возьмите кусочек ватки, положите на носик малыша. А он пускай попытается её сдуть, чтобы она полетела вверх. Это забавное упражнение, обязательно будет оценено чадом.

А вот подборка на каждый день, для произношения чёткой речи.

Рекомендации родителям

Кроме занятий с логопедом, с малышом для закрепления навыков нужно заниматься дома. Но все должно проводиться в игровой форме. Для улучшения состояния общей моторики играйте с малышом в спортивные подвижные игры, объясняя их правила. Приучайте малыша помогать вам в выполнении домашних дел, при этом взрослые должны оречевлять свои действия.

Читайте вместе, задавайте вопросы по прочитанному. Обыгрывайте с малышом различные ситуации. Играйте в развивающие игры («Найти лишний предмет», «Расположить картинки по порядку» и т. д.). Во время прогулок рассказывайте о том, что окружает малыша.

Родители должны поощрять малыша к общению и взаимодействию с окружающими. Необходимо хвалить ребенка за любое достижение – тогда у него появится еще больший стимул стараться на занятиях. Все логопедические упражнения в младшем дошкольном возрасте должны сопровождаться наглядным материалом и проводиться в игровой форме.

На букву Р

Буква Р считается самой сложной для произношения. Многие дошкольники умеют рычать, подобно животным, однако не у всех звук Р звучит четко. Для занятий дома и лучшего усвоения звука существует целый перечень упражнений:

  • упражнение «моторчик» – необходимо попросить ребенка порычать, подобно моторчику, в течение нескольких секунд;
  • прятки или где спрятался звук Р – произносить слова и хлопать в тот момент, когда ребенок слышит звук Р, после слово произносят вместе;
  • игра «рычание» – показывать картинку с хищными животными, чтобы ребенок произнес соответствующее рычание;
  • игра «звонкие дорожки» – придумать вместе с детьми речевки со звуком Р и слогами (например, ра-ра-ра-ра –– нас прогнали со двора; ро-ро-ро-ро – быстро мы нашли ведро; ру-ру-ру-ру – я веселый кенгуру и т.д.);
  • подставлять правильный слог – нужно произносить слово, исключая слоги со звуком Р, а детям необходимо произнести подходящий слог.

Логопедический курс для освоения слога Р включает обязательно чтение, частое проговаривание слов и скороговорок со сложными звуками, изучение стихотворений наизусть.

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

Сделайте специальную гимнастику для речевого аппарата ребенка ежедневной. С нее лучше всего начинать очередное занятие. Она позволит подготовить мышцы, связки, язык и губы к произношению трудных для дошкольника звуков.

Гимнастика направлена на тренировку жевательных, глотательных и мимических мышц, именно они солидарно участвуют в процессе произношения, делают речь разборчивой и понятной.

В процессе произношения участвуют не только губы и язык, но и органы дыхания, грудная клетка, плечи, голосовые связки. Учитывайте это во время проведения гимнастики и старайтесь задействовать все составляющие голосообразования в равной мере.

Предварительно родителям придется освоить все упражнения самостоятельно, чтобы уметь показать дошкольнику и добиться четкого и чистого исполнения. Для развития губ стоит проводить простые упражнения, такие, как удерживание губ в улыбке, при этом зубки должны быть полностью закрытыми.

Начать стоит с 30 секунд и постепенно удерживать улыбку 1-2 минуты. Также эффективно развивает артикуляцию складывание губ трубочкой. Принцип тот же — сначала трубочку из губ следует удерживать 20-30 секунд, но постепенно продолжительность упражнения увеличивается.

Немного сложнее будет даваться складывание губ в бублик, при этом зубки плотно смыкаются, а губы вытягиваются трубочкой, но размыкаются, поэтому можно увидеть зубки. Постепенно задания усложняют и добавляют движение, которое должно придать подвижность губам. Так, губы в трубочке можно двигать по кругу, влево и вправо, вверх и вниз, изображая хобот слона или пятачок поросенка.

Вытянутые губы, сложенные как у рыбки, смыкают и размыкают. Так получается занимательная беседа рыб на дне моря. А если выдыхать через рот, заставляя губы от воздушного потока вибрировать, то получится очень смешная сердитая лошадка, которая фыркает совсем как настоящая.

Укрепить губки ребенка поможет очень веселая игра, при которой малышу нужно зажатым между губами карандашом нарисовать в воздухе что-то. Задача взрослого — отгадать то, что изобразил ребенок.

Для тренировки щек можно поиграть в воздушные шарики, надувая щеки и удерживая их в таком состоянии как можно дольше. При этом можно делать смешные рожицы. Если надувать по очереди правую, а затем левую щечку, то получится хомячок, а если втянуть обе щеки внутрь ротовой полости и удерживать их в таком положении, получится голодный и смешной суслик.

Потренировать язык можно, изображая собаку. Для этого язык высовывают и расслабленно кладут на нижнюю губу. Можно совмещать такое упражнение с короткими вдохами и выдохами ртом. Если высунуть напряженный кончик языка, можно поиграть в комариков, а движения языка вверх-вниз и вправо-влево, а также загибание его в трубочку помогут не только с удовольствием провести пятиминутку свободного времени, но и потренировать мышцы языка.

Тренировка челюсти может пройти с удовольствием, если малыш вместе с мамой попробует изображать обезьянку, максимально «вывешивая» челюсть вниз, или рассерженного льва, напрягая нижнюю челюсть в оскале и издавая характерное рычание.

Развитие речи ребенка посредством игр

У деток дошкольного возраста игры для развития речи признаются наиболее эффективным методом устранения различных речевых дефектов.

Игра, направленная на улучшение речевых возможностей, не только привлекает ребенка своей увлекательностью, но и является наиболее полезной из всех методов развития этого важнейшего навыка. Логопедические занятия для детей, проводимые в игровом формате, способствуют развитию речи, закреплению новых слов, формированию правильного произношения звуков. Дополнительно закладывается будущая основа для познавательной деятельности и развития умственных способностей.

Вот примеры основных видов занятий, направленных на развитие богатства речи у детей:

  • Дополнение предложения: летом листики на клёне зеленые, а с наступлением осени…; грибы мы собираем в …, а помидоры – на … и т.д.
  • Завершение предложения: я хочу….; я могу…; я нарисую… и т.д.
  • Описание предмета: ручка – новая, красивая, цветная…; ромашка – белая, красивая, летняя…; речка – глубокая, широкая, прозрачная…и т.д.
  • Названия домашних и лесных животных с детенышами: петух, курица, цыплята; заяц, зайчиха, зайчата и т.д.
  • Большое – маленькое (ребенку необходимо к предложенному слову подобрать уменьшительно-ласкательное): ваза – вазочка, мышь – мышка, листок – листочек и т.д.
  • Поймай мячик (логопед бросает мяч и называет существительное, задача ребенка – преобразовать его в прилагательное): осень – осенний, береза – березовый и т.д.
  • Выражение несогласия/согласия (задача занятия – сформировать у ребенка способность к утверждению либо оспариванию предложенной мысли с умением обосновывать свое мнение): Скоро начнется дождик – Нет, потому что на небе нет облаков.
  • Словообразование (в предложенном слове нужно заменить конкретный звук): белка – булка, сам – сом, дать – дуть.

Постарайтесь выполнять упражнения используя картинки, детки их очень любят.

Логопедические игры для постановки звуков Л-Р

Следующими тяжело дифференцируемыми звуками для ребенка являются Л-Р. Дефект выговоры, связанный с нечетким произношением этих звуков, часто встречается у взрослых людей собственно по причине легкомысленного отношения родителей к этой проблеме.

Перед игрой вытекает провести небольшую разминку:

  • ребенок полностью открывает рот и старается улыбнуться, не шевеля нательнее челюстью. Язык малыша ходит по верхнему небу назад и вперед;
  • с размашисто открытым ртом ребенок осуществляет чистящие движения кончиком стиля по внутренней стороне зубов;
  • упершись языком в нижние зубы, малыш должен выговаривать звук «да». Затем язык упирается в верхнее небо, а звук заменяется на «ды».

Повторив упражнения несколько раз, можно приступать к играм.

  1. Дитя должен проговаривать слова следом за обучающим.Рад-лад, рамка-лавка, игра-игла, пров-плов, рак-лак, Мила-Кира, враг-флаг, трон-слон, лама-рама, краса-глаза, флот-рот, плошка-крошка.
  2. Во другой игре малыш должен закончить начатые слова слогами ЛА или РА.Пи.., си.., но.., И.., иг.., го.., шко.., по…
  3. Дитя должен указывать нужную букву или производить какие-нибудь несложные поступки на усмотрение обучающего при услышанных словах.Холодильник, ласты, грелка, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, лавры, лазер.

На любой звук подготавливается одинаковое количество картинок. Они раскладываются по стулу. Задача ребенка, проговаривая, разложить влево слова на литер Л, а вправо на Р. Чтобы сделать игру еще интересней, можно каждый раз засекать пора, чтобы ребенок мог бить собственные рекорды.

Логопедические занятия для детей 6-7 лет дома с видео

Успеваемость ребёнка в школе напрямую зависит от правильности произношения и восприятия звуков. В первую очередь, это влияет на фонематический слух, в последствии на грамотность устной и письменной речи.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком рекомендуется осуществлять в возрасте 4-7 лет, именно в этот возрастной период у детей можно без особых усилий провести коррекцию родной речи и поставить правильное произношение звуков.

Логопедические занятия положительно влияют на общее развитие детей. Исправлять нарушения произношения в устной речи можно не только с педагогом, но и дома в игровой форме, когда ребёнок положительно настроен на занятие.

Пальчиковые игры

Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на развитие речи.

Занятия с ребёнком в игровой форме идут только на пользу, пальчиковые игры это отличный способ совместить развивающие упражнения с весёлой ободряющей игрой.

Данные занятия учат детей координировать движения в соответствии со словами в стихотворной форме, развивают речь, память и воображение. Упражнения жестикуляции кистей и пальцев рук, развивают письменную речь.

Пальчиковая игра «Сороконожки»

  1. У сороконожки заболели ножки (опускаем кисти рук вниз и расслабляем пальцы).
  2. Десять ноют и гудят (каждый пальчик гладким, жалеем).
  3. Пять хромают и болят (пять пальчиковая жалеем и считаем при этом).
  4. Помоги сороконожке сосчитать больные ножки (считаем 15 пальчиковая, прикасаясь к ним).
  5. Пусть бежит сороконожка по извилистой дорожке (перебираем пальцами по поверхности).Артикуляционная гимнастика.
  6. Упражнения для губ и языка тренируют мышцы и делают из более подвижными, что способствует ускоренному развитию правильного произношения наиболее сложных звуков ,,, и т.п..
  7. Занятия артикуляционной гимнастикой дома позволяют предотвратить или свести к минимому речевые дефекты. Упражнения лучше всего проводить перед зеркалом, чтобы ребенок смог сравнить своё отражение с рисунком на картинке.
  8. В помощь родителями существуют различные иллюстрированные методические пособия, где чётко сформулированы упражнения по возрастным категориям. Рекомендации некоторых авторов: «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Куликовская Т.А.

     «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» Краузе Е.Н.

Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь и произношение малыша

Игры со звуками

Правильно слышать, произносить и различать звуки, значит иметь отличный фонематический слух.

Нарушение фонематического слуха у детей приводит к дисграфии (нарушение письма) и дислексии ( нарушение процесса чтения), поэтому обратить внимание на произношение звуков и своевременно скорректировать дефекты следует ещё в дошкольном периоде. Упражнения для детей в игровой форме помогут родителям подготовить ребёнка к школе

Игра «Веселые картинки»

Положите несколько карточек с тематическим изображением предметов;

Игра 1. Попросите ребёнка указать на рисунки в названиях, которых присутствует заданный звук, например .

Игра 2. Попросите ребёнка выбрать лишнюю картинку, где нет заданного звука, например, коромысло, кран, цветок, крот, пирамида.( основной звук ).

В такую игру можно играть не только с изображениями на рисунках, но и с реальными предметами, например в комнате.

Простые чистоговорки

Упражнения в форме различных стишков корректирует нечёткое произношение звуков. Рифма чистоговорки состоит из трудных сочетаний букв и звуков, поэтому для правильного произношения ребёнок использует разные положения языка и губ, тем самым тренирует и улучшает дикцию.

Основные упражнения:

  • Ритмичная ходьба в стихотворном или музыкальном сопровождении.
  • Музыкальной речевые игры; ритмичное пение в такт музыки.
  • Психологическая гимнастика; произношение ритмичных фраз с выражением действий их содержания, используя двигательные и мимические жесты.
  • Тренировка дыхания.
  • Пальчиковые игры.
  • Логоритмические упражнения для детей обычно выполняют в группах под руководством педагога, но начать подготовку можно для информирования ребёнка можно дома.
  • Суть упражнений сводится к повторению ритмичных движений и стихотворных фраз за взрослым.

Логоритмика

Упражнения по логопедической ритмике развивают у детей способность координировать движения в соответствии а ритмом музыкального, стихотворного или словесного сопровождения. Такой метод всестороннего развития ребёнка положительно влияет на физическое и психологическое здоровье

Ежедневные занятия способствуют коррекции нарушений фонетики и речи, развивают координацию и внимание

Логоритмика Стихи для развития речи малышей

Логопедические игры для постановки звуков З-С-Ц

Очень важно научить ребенка раздельному произношению «свистящих» звуков З-С-Ц. Конечно, перед играми следует размяться, иначе результаты не будут сильно впечатляющими:

  • нужно широко улыбнуться, постаравшись показать все зубы, а после свернуть губы трубочкой;
  • напрячь губы и постепенно их расслабить;
  • поочередно легко покусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу;
  • в конце надо изобразить языком цокот копыт.

После того, как ребенок несколько раз повторил эти упражнения, можно приступать к играм.

Нужно заранее подобрать картинку любимого мультипликационного героя, девочки, котика, кого угодно. Вырезаем заготовки в виде конфет, а на них наклеивай изображение предметов, в названии которых есть проблемная буква. Говорим ребенку, что наш герой очень любит сладости и нужно его покормить

При правильном произношении слов, конфетка попадает к персонажу, в противном случае ее забирает учитель.
В этой игре задачей ребенка будет опознавание первого звука в словах.
Змея, солнце, цапля, сила, зонт, слон, цыпленок, злой, цокот, смех и пр.
В игре с повторениями звуков ребенок должен проговаривать все слоги четко, не проглатывая проблемные буквы.
Стих на звук С.
Муха села на слона,
Муха удивляется:
Где же слон? Одна спина
По лесу слоняется!
Для тренировки произношения звука Ц.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву «Ц»:
— Подойди, цыпленоу Цып!
Повторяйка: цып-цып-цып!
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок!
Для проговаривания звука З.
Встретиться Змей и Змея захотели.
Встретиться Змей и Змея не сумели.
Змей в облаках, а Змея на земле.
Надо бы Змею спуститься к Змее.
Теперь важно усложнить задачу и попросить ребенка закончить слово слогом СА, ЦА или ЗА.
Ли.., лин.., птица.., колба.., ко.., ло.., куни.., кра..

Упражнения и игры для развития речи дома

Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей — героев любимых сказок.

Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.

Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:

А у нас переполох — вырос чертополох,

Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!

При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:

Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.

Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.

Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,

Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.

При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:

Ра-ра-ра, нам домой уже пора,

Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,

Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,

Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.

Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом — поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.

Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:

Люли-люли-люли, прилетали гули,

Гулюшки-гули, милые лапули,

Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.

Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.

Построить занятие можно по следующей схеме:

  • Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
  • Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
  • Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.

  • Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
  • Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.

  • После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям — логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
  • В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.

Виды речевых дефектов

У ребенка 3-4 лет могут быть следующие нарушения:

  • дислалия – неправильное произнесение звуков при нормальном физическом слухе и работе артикуляционного аппарата;
  • дизартрия – нарушение произносительной стороны речи из-за органического поражения центральной нервной системы;
  • заикание – сложности в применении речевых средств при их сформированности, обусловленные судорогами в артикуляционном аппарате;
  • алалия – несформированность речевых компонентов из-за недоразвития речевых центров коры головного мозга;
  • нарушения голосообразования и темпа речи, обусловленные анатомическими особенностями органов артикуляции и нарушениями в работе голосового аппарата.

Перечисленные нарушения относятся к медицинской классификации. Но логопеды используют и психолого-педагогический подход, чтобы точнее определить структуру дефекта.

В этом варианте выделяют три вида речевых нарушений:

  • Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – неправильное произношение звуков при нормальном физическом и фонематическом слухе и работе артикуляционного аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – искаженное произношение или смешение звуков, обусловленное трудностями в восприятии фонем на слух.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение всех компонентов речи. В ОНР выделяют три уровня:
    • 1 уровень – ребенок в 3 года – не говорящий или общается только отдельными словами, звукоподражательными комплексами. Активно использует невербальные средства − мимику и жесты. Пассивный словарь больше экспрессивного типа; практически не владеет навыком словообразования, слоговая структура искажена.
    • 2 уровень – в детской речи преобладают простые предложения, нарушения звукопроизношения и слоговой структуры; словарный запас также отстает от нормы; наличие большого количества грубых аграмматизмов.
    • 3 уровень – словарный запас незначительно отстает от нормы, нарушено звукопроизношение; наличие аграмматизмов; предложение дополнено союзами, местоимениями; трудности в формировании самостоятельной связной речи.

В зависимости от структуры дефекта, специалист будет составлять план коррекционной работы и подберет подходящие методики.

Чем заняться с ребенком 3 лет дома (игры)

Вероятно вам интересно чем занять ребенка в 3 года дома и какие развивалки для детей 3 лет можно применять:

Воздушный шар

Что вам нужно

Маленькие бумажные тарелки
Деревянные палочки
Воздушные шары (любой размер)
Скакалка

Что делать

Возьмите маленькие бумажные тарелки и прикрепите их к деревянным палочкам, чтобы создать «теннисные ракетки». Взорвать воздушный шар за «мяч». Используйте скакалку, чтобы разделить «корт» пополам и посмотрите, сколько раз вы можете перекинуть воздушный шар через линию, прежде чем он упадет на землю.

Интересный вариант этой игры – использовать тарелку «ракетка», чтобы увидеть, как долго вы оба сможете держать воздушный шар в воздухе. Или, если вокруг есть другие дети, вовлеките их всех и поиграйте в теннис с парой или тройкой.

Самодельный твистер

Что вам нужно

Лента
Ножницы из цветной бумаги

Что делать

Создайте свою собственную игру-твистер для себя и своей семьи! Сначала вырежьте большие квадраты из красной, синей, желтой и зеленой бумаги и приклейте их к полу. Затем, используя те же цвета, вырежьте форму руки и ноги.

Затем вы можете вытащить фигуры наугад, чтобы указать направление. Например, когда ваш ребенок выбирает карточку с желтой рукой, он может легко истолковать, что ему следует положить руку на желтый квадрат. Для более продвинутых детей, вы можете добавить «вправо» или «влево» в инструкции.

Коллаж из листьев

Что вам нужно

Прозрачная пластиковая липкая спинка
Листья или лепестки (или цветная бумага)
Детские ножницы

Что делать

Развивайка для детей от 3 лет: создайте коллаж из листьев, чтобы повесить на окне. Разрежьте два листа прозрачного липкого пластика до желаемого размера (квадрат 30 см – это хорошо). Отогните бумагу, чтобы показать липкую сторону одного листа, и наклейте на листья и лепестки разных размеров и цветов. Тогда очистите и поместите другой лист пластика с липкой задней частью по этому. Теперь у вас есть коллаж, который можно повесить в окне. Это также работает с отрезанными кусочками бумаги, если листья не всегда доступны.

Крошечные корабли

Что вам нужно

Грецкие орехи
Зубочистка
Бумага
Глина для лепки

Что делать

Используя скорлупу грецкого ореха, ваш ребенок может создавать лодки, которые на самом деле плавают. Возьмите чистую половину раковины и положите небольшое количество глины для лепки на дно. Воткните зубочистку в глину. Вырежьте из бумаги маленький квадратный парус и прикрепите его к зубочистке. Поместите это в воду и наблюдайте, как это плавает.

Закрытый пикник

Что вам нужно

Скатерть, простыня или одеяло
Корзина для пикника или холщовый мешок
Тарелки и салфетки
Закуски

Что делать

В те долгие зимние дни, когда вы не можете выйти на улицу, вашему малышу понравится устроить пикник в помещении. Ваш ребенок может помочь вам упаковать корзину или сумку, полную простых в употреблении продуктов , таких как бутерброды, нарезанные фрукты и овощи, а также овсяные батончики.

Чем занять ребенка 3 лет дома: вместе вы можете выложить на пол скатерть или простыню и разложить тарелки и салфетки. Тогда сядьте и насладитесь замечательным пикником вместе. Для дополнительного удовольствия представьте все, что вы бы увидели вокруг себя, если бы у вас был пикник на природе. Только будьте осторожны, чтобы воображаемая белка не украла ваши бутерброды!

Ребенку 3 года видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector