Как расширить поля зрения. «таблица шульте». данная таблица используется для того, чтобы расширить свое поле зрения
Содержание:
Техника чтения 1 класс — нормативы
Сейчас многие дети идут в школу, уже умея читать. И только некоторые учатся этому в 1 классе. Тем не менее, в первом полугодии первого учебного года проходит начальная проверка техники чтения. Давайте сначала разберемся с этим понятием. Под техникой чтения родители чаще всего понимают количество слов, которое читает (произносит) ребенок за 1 минуту. Но это только одна составляющая
Учитель еще обращает внимание на правильность чтения слов, выразительность (соблюдение знаков препинания), степень понимания прочитанного текста. С течением учебного года дети учатся читать лучше, соответственно должна постепенно повышаться техника чтения каждого ребенка
Есть определенные, утвержденные нормы техники чтения в 1 классе.
Нормативы техники чтения в 1 классе:
- первое полугодие – 25-30 слов в минуту;
- второе полугодие – 30-40 слов в минуту.
Подчеркнем, что это ориентировочные нормы техники чтения по ФГОС.
В первом классе оценки не ставят. Но если вам интересно оценить результат вашего ребенка, то можно сделать это следующим образом:
- оценка «5» — более 40 слов в минуту;
- оценка «4» — от 31 до 40 слов в минуту;
- оценка «3» — от 25 до 30 слов в минуту;
- оценка «2» — менее 25 слов.
Еще раз напомним, что количество прочитанных слов – не единственный показатель техники чтения
Учитель также обратит внимание на правильность произношения слов/ошибки, читает ученик простые слова целиком или по слогам, делает ли паузы в конце предложения, выделяет ли интонацией знаки препинания
Проверка техники чтения дома
Если вы хотите проверять соответствие техники чтения вашего ребенка нормам в течение всех следующих классов начальной школы в домашних условиях, выбирайте тексты, подходящие возрасту. Для первоклассника это должны быть простые тексты с коротким предложениями, короткими словами. После прочтения текста, попросите рассказать ребенка о том, что он прочитал. По необходимости задайте наводящие вопросы.
Родители, которые заботятся об успехах своих детей в учебе, задумываются о том, как помочь ребенку читать в соответствии с нормой техники чтения в первом классе.
Необходимо понять, что скорость – это только один из параметров, которыми характеризуется чтение. Не менее важны: способность понимать прочитанное, умение выразительно читать вслух, умение читать про себя. Поэтому нужно развивать всё в совокупности.
Для того, чтобы научиться хорошо читать, нужно, чтобы ребенок полюбил чтение и книги. Вот несколько подсказок, как можно способствовать этому:
Дети многому учатся у своих родителей. Если в семье читающие взрослые, то дети тоже привыкают к тому, что книги – друзья человека. Читайте сами!
Как помочь ребёнку научиться читать быстро
Отклонение от нормы в 5-6 слов не считается серьёзным. Показатель на конец года составляет больше 40 слов за 60 секунд, но при этом нужно понимать, что такое количество слов даёт лишь понимание фактической стороны текста, осознание смысла приходит, когда скорость достигает 60 и более слов. Скорость чтения свыше 90 слов позволяет глубоко анализировать прочитанное.
Родители обязательно должны читать вместе с ребёнком
Скорость чтения зависит не только от того, насколько хорошо малыш усваивает учебный материал и вникает в его суть. Немаловажную роль играет темперамент ребёнка, то, как быстро он включается в ту или иную деятельность. Если ваш малыш не особенно быстро читает, не стоит расстраиваться по этому поводу. Гораздо важнее, насколько хорошо он понимает смысл того, о чём читает. Однако для того, чтобы успеваемость не снижалась из-за плохих оценок, регулярно тренируйте с ребёнком скорость чтения. Для этого:
- Устраивайте соревнования «кто быстрее» (засеките время и предложите ребёнку прочитать текст, потом прочтите его сами, обсудите, у кого какие недостатки и достоинства были в чтении);
- Учите своего первоклассника читать в разном темпе (это, к тому же, отлично тренирует выразительность);
- Читайте с помехами (заведите метроном или сделайте из бумаги «пилу» — такие нехитрые приёмы научат мозг ребёнка не только видеть текст целиком, но и додумывать по смыслу ту информацию, которая находится в поле помех).
Чтение на скорость остаётся основным показателем успеваемости школьника младших классов
Психологи рекомендуют регулярно тренировать навыки чтения, добиваясь качества усвоения прочитанного материала, не акцентируя внимание на скорости. Постепенно, когда малыш научится воспринимать слова целиком, а не по буквам или слогам, придёт и наращивание темпа
Основы ориентирования
Когда ночью тебе приходится вставать с постели и в полной темноте шаркать в ванную комнату, ты обычно даже не открываешь глаза, продолжая досматривать сон, и проворно обходишь угловатую мебель. А вот оказавшись в той же ситуации в доме новой подружки, тебе приходится долго идти черепашьим шагом, пока ты не нашаришь дверь туалета, который после того, как загорится свет, оказывается холодильником.
Такое же продвижение на ощупь тебе приходится совершать, когда ты читаешь совершенно неизвестный текст. Предвари свое чтение беглым знакомством с ним.
Это не столько упражнение, сколько метод подхода к тексту. Перед чтением книги бегло просмотри ее
Обрати внимание на объем глав и на то, о чем там идет речь. Прочти начальные абзацы некоторых глав
Загляни в конец. (Детективы ты, впрочем, можешь продолжать читать старым способом.) В результате ты составишь в уме «карту» текста, которая поможет лучше усвоить информацию и не тратить время на ненужные части.
Разминка «2–3–5»
Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.
Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.
Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.
На последнем этапе упражнения вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.
Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное
Психолог и автор книги «Скорочтение для детей» Шамиль Ахмадуллин рассказал, как помочь ребёнку освоить этот навык.
Шамиль Ахмадуллин, психолог, писатель, автор 15 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru
Для чего ребёнку скорочтение
Скорочтение — важный навык, овладение которым позволяет ребёнку преуспеть в учебе. Обучать этому можно примерно с семи лет, точнее, с возраста, когда малыш может читать по словам со скоростью не менее 30 слов в минуту.
Начиная с пятого класса школьнику приходится обрабатывать непривычно большие объёмы информации. Большинство предметов, таких как история, природоведение, литература и так далее, требует быстрого чтения, запоминания и дальнейшего пересказывания полученной информации. Поэтому этот навык просто необходим каждому школьнику, собирающемуся в дальнейшем заниматься интеллектуальным трудом.
Как научиться быстро читать
Любой комплексный навык, каковым является и скорочтение, состоит из ряда более мелких поднавыков. Чтобы ребёнок научился быстрее читать, ему необходимо их освоить.
Развить произвольное внимание
Важная составляющая процесса чтения — способность ребёнка концентрировать своё внимание длительное время. Этот поднавык тренируется с помощью простых упражнений, например лабиринта
Ребёнку необходимо лишь с помощью взгляда найти из него выход.
Расширить поле зрения
Ребёнок может воспринимать и читать сразу несколько слов одновременно, так как процесс чтения основан на образах.
Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» у ребёнка в голове сначала появляется образ девочки. Затем он представляет, что она ест, а после — что ест именно кашу. На последовательное составление этого образа уходит достаточно много времени.
Другое дело, если ребёнок видит одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Ребёнку необходимо концентрировать внимание на центральном столбце и медленно спускаться взглядом вниз, при этом вслух проговаривая боковые числа. Цель — доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца
Цель — доходить до самого низа и видеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
Уменьшить проговаривание
Проговаривание текста сильно замедляет процесс чтения и отрицательно влияет на понимание и запоминание. Чтобы не допускать этого, ребёнку необходимо плотно сжать губы и прикусывать язык при чтении. Таким образом можно избежать артикуляции — процесса проговаривания текста при чтении.
Убрать возвратные движения глаз
Ребёнок при чтении часто возвращается к уже прочитанной части текста, перечитывая целые абзацы параграфа. Такой процесс, во-первых, отрицательно влияет на понимание прочитанного, а во-вторых, снижает скорость чтения за счёт того, что ребёнку приходится перечитывать одно и то же по несколько раз.
Решить эту проблему просто: ребёнку нужно проводить пальцем вдоль строки в процессе чтения. А если он будет делать это достаточно быстро, то и скорость чтения будет непременно расти, причём без потери качества понимания.
Уметь выделять главное в тексте
Один из самых важных навыков — выделять в тексте главное. Он закрепляется многочисленными тренировками. Например, вы даёте ребёнку текстовыделитель (маркер), просите отмечать важные моменты в тексте и описать его потом всего 10 словами. Ребёнок будет очень тщательно подбирать слова, чтобы уместить в них весь смысл текста.
Если вы поможете своему ребёнку освоить хотя бы несколько приёмов, то положительные результаты в виде возросшей скорости чтения, а соответственно, и возросшей успеваемости не заставят себя ждать. Успехов в обучении вам и вашим детям!
Сейчас идет набор на следующий поток тренингов скорочтение и развитие памяти. Также с апреля стартует новый тренинг на развитие памяти для детей младшего возраста от 7 до 9 лет.
Для того, чтобы попасть на занятие, необходимо записаться на собеседование по телефонам: 8 (930) 221-43-13; 8 (904) 254-56-50;либо оставить заявку на сайте.
|
Тексты для проверки техники чтения
Текст №1. Переполох в игрушечном городе
По улице игрушечного города мчался Тигр. Игрушки испугались и стали прятаться кто куда. Курица три раза падала в обморок, пока собрала и спрятала всех цыплят. Только куклы, Ляля Голубая и Ляля Розовая, не испугались. Как сидели на скамеечке, так и сидят. Ванька-Встанька от удивления забыл спрятаться. Не думал он, что Ляли такие храбрые. Тигра не испугались! На защита.
Тигр на бегу задел его хвостом. Ванька-Встанька упасть не упал, но долго качался из стороны в сторону.
Тигр подскочил к скамейке, где смеялись Ляли. И как зарычит:
— Ррр! Отдавайте мой бант! Зачем бррали без спрросу?
— Забирай свой бант, он мне не нужен вовсе! — сказала Ляля Розовая, доставая из кармашка зеленую ленточку. — Еще хвастался: я, мол самый добрый Тигр на свете. Жадина!
— Рразве мне жалко ? — сказал Тигр. — Да только когда я без банта, все меня боятся, никто со мной не играет. Ррр!
Тигр повязал бант себе на шею и не спеша пошел по улице. Потихонечку отовсюду начали высовываться игрушки.
173 слова (Т. Александрова)
Текст №2. 4 класс, первое полугодие
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
85 слов
Текст №3. Вот и ноябрь
Тусклы и коротки дни поздней осени. Непроглядно темны длинные ночи. Хмурится низко нависшее небо. «Дохнул ноябрь осенним хладом…».
Только серому волку поздняя осень и зима не в диковинку. Привольно зверю разгуливать по безлюдным полям. В ноябре волки не живут в большом лесу, бегают стаями из чащ в травянистые болота, в мелколесья, в овраги и ближе к деревне.
Быстро убывает короткий ноябрьский день. Темнеет. Стелется дымчатая вуаль сумерек, затуманились окрестности.
Вечером вороны и галки тянутся в деревню, сороки — в лес. А утром наоборот: ворона — в лес, а сорока — в деревню. Это верный ориентир заблудившемуся охотнику. По полету птиц, как по компасу, выйдешь из леса.
Текст №4. Ветер (текст для проверки техники чтения в 4 классе во втором полугодии)
В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.
Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.
Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.
112 слов. Африканская сказка
Текст №5.
Сидит соловей в густой зелени деревьев, не сразу его и увидишь. Хорошо ему в родном лесу, и песня запелась сама собой.
Заслушался соловья старичок, сидевший возле дома на скамеечке. Вышла старушка, неся в руках кухонное полотенце. Готовила она, да песня ее во двор выманила.
Перестала играть в мячик маленькая внучка. Стоит, песню слушает.
Даже облака в небе остановились, даже ветер притих. Только курица, копавшая червяков, обиделась:
— Подумаешь, соловей ! Разве я хуже пою ? Ко-ко-ко ! Куд-куда !
А песня соловья летела над лесом, над домом и двором. И была в той песне радость и грусть, и звала она куда-то ввысь, к счастью.
Даже курица не заметила, как, склонив голову, сама стала слушать лесного чародея…
«Клиновидные таблицы»
Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения.
Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
Навыки и упражнения для скорочтения
http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>class=»article-image»>
Фото: pexels.com: UGC
Техника скорочтения осваивается посредством регулярных занятий на развитие памяти, концентрацию внимания, расширение периферийного зрения, повышение быстроты мышления и умение вычленять из печатного текста важную информацию.
Повысить концентрацию внимания помогут такие упражнения:
- читайте текст знакомой тематики по одному абзацу поочередно правым и левым глазом;
- выделите карандашом главные мысли на странице, отметьте их, проставьте критические замечания;
- напишите название цветов несоответствующими чернилами, называйте вслух не текст, а цвет, которым он написан;
- отыщите в тексте слова, начинающиеся на определенную букву;
- найдите на странице одинаковые слова;
- разгадывайте загадки, кроссворды, головоломки.
При чтении глаза совершают возвратные движения к сложным словам, предложениям, фразам, что замедляет скорость чтения, нарушает логическое восприятие текста.
Фото: pexels.com: UGC
Избавиться от регрессии помогут такие упражнения:
- закройте бумажным листом верхнюю половину печатной строки, читайте «разрезанные» строки;
- при чтении ведите без задержек под строкой карандашом, указкой, пальцем, следуйте за ним без задержек;
- читайте на скорость, замеряйте быстроту чтения таймером.
Методика скорочтения предполагает усвоение и осознание текста без внутреннего проговаривания. Избавиться от внутренней речи помогут такие упражнения:
- параллельно с чтением печатного текста проговаривайте внутри скороговорки, пословицы, считайте, напевайте мотив песни;
- при чтении выстукивайте пальцами рук определенный ритм, усложняйте его от занятия к занятию;
- читая текст, прослушивайте музыку, в которой отсутствует ритм.
Одним из самых важных моментов в обучении осмысленному скорочтению является выделение ключевых слов и хорошее запоминание. Развить память у взрослых и детей помогу такие упражнения:
- переверните страницу с печатным текстом вверх ногами, прочтите, усложняйте задачу, переворачивая лист на разный угол (90°, 45°);
- читайте текст с пропущенными буквами;
- подбирайте к важным словам и выражениям ассоциации;
- перечитывайте текст: при первом прочтении выделите главную мысль, при втором — основные детали, при третьем отделите второстепенную мысль от главной.
Фото: pexels.com: UGC
Существует множество методик для обучения скорочтению, но навыки, которые развиваются при обучении быстрому восприятию печатного текста, остаются одинаковы.
Для обучения быстрому чтению не обязательно обращаться в дорогие школы — этому можно научиться дома самостоятельно. Выполняйте ежедневно упражнения. В результате за непродолжительный срок скорость чтения повысится в несколько раз.
Внимание! Материал носит лишь ознакомительный характер. Не следует прибегать к описанным в нем методам лечения без предварительной консультации с врачом
Рецензент: кандидат медицинских наук, профессор Иван Георгиевич Максаков
19:13
19:54
18:17
19:05
17:21
13:49
20:00
19:48
16:08
20:02