Агния барто и её «дети»

Популярное

Баба Яга против. А вы?
1905
«Массовое скотство, защита от которого общества и политики перестала осуществляться после убийства И.В.Сталина, и есть тот внутренний фактор, который привёл СССР к краху»
1318
Глобализация, информатизация, Конституция
1235
Парад победы над пандемией
1233
Коронавирус как прикрытие
1181
Три источника, три составные части преображения людей в человеков Творение
1055
Новая Ялта – 2020.
1048
Сакральность власти
1038
История создания Нового Мирового Порядка
1016
В России готовят восстание Спартака, а в Белоруссию будут забрасывать диверсантов из подразделения Бранденбург-800?
984
По Новостям и Событиям: «Буревестники»
866
Преступление — кратчайший путь к успеху
817
Белорусский апофеоз
798
Мировоззренческая ограниченность или наши рамки!
767
История создания минимального человека
764
Мебель, честь, французы, чеченцы и неисчерпаемый народ
762
Центробарбара 2й сезон 2я серия. Хабаровские протесты и вокруг них.
749
Заметки на полях: Снова о дискурсе
716
Центробарбара на карантине 6
702
Жители «Планеты КОБ»
701
Периодичность обращения денежных средств и золота.
688
Глобальный исторический процесс и управление в нём
683

Анализ стихотворения «Болтунья» Барто

Стихи «Болтунья» Агнии Львовны Барто – веселый калейдоскоп из жизни активной советской школьницы.

Стихотворение датируется 1934 годом. Поэтессе исполнилось 28 лет, свои первые стихи она писала в соавторстве с мужем. Впрочем, к этому времени их связывал только общий сын, каждый создал новую семью. Известность поэтессы растет, и привлекает недружелюбный взгляд некоторых литературных критиков. Для них непривычными казались сатирические нотки, вольность рифмовки, резкая смена ритма, а порой и сама тематика. По жанру – поэтический рассказ от имени лирической героини, рифмовка смежная, 14 строф, есть открытые, закрытые и неточные рифмы. Школьница Лида (имя, антропоним – практически обязательный атрибут стихов А. Барто) выступает в роли акына: что вижу, то пою (нарицательный образ азиатского поэта-импровизатора). Героиня берется опровергнуть поклеп, возведенный на нее одноклассником Вовкой: «мне болтать-то некогда!» Если присмотреться, девочка по горло занята, четыре кружка – шутка ли.

Автор перечисляет приметы советского детства и его увлечений: драмкружок (то есть, театральный), кружок по фото (тогда ведь нужно было учиться работать с пленкой, проявлять, печатать), хоркружок (вокалом занимались все), наконец, «кружок по рисованью» (как ступень перед художественной школой, видимо). «Все голосовали»: на собрании, как и положено, единогласно. В третьей строфе появляется учительница Марья Марковна. Она против такого разброса интересов своей ученицы. Не видит толку заниматься в нескольких кружках сразу. Староста Лида реагирует положительно, вносит коррективы: «ну, я выбрала по фото». Между тем, еще не факт, что ей хватит силы воли не бегать в остальные кружки. В 7 строфе – игра слов на созвучии: старости-староста. И, хоть ее никто не спрашивает, Лида отвечает воображаемым собеседникам: «хочется стать летчицей». Дальше – комическое признание в невежестве. Что такое «стратостат» она не до конца понимает, но явно собирается на нем лететь. И в те годы советских школьников манило небо. Впрочем, приходится тратить время и на «нагрузку» по разным предметам. Не все дети сознательные. Например, в окно она видит слоняющегося без дела мальчика. В кармане у него, нет, не карамель «Ильич», а обыкновенные ириски. Вкусные. Но не слаще выполненного долга. Мальчика она держит в поле зрения и, отложив тетрадку, продолжает возмущаться напраслиной Вовки, назвавшего ее болтушкой. Рефрены, прозаизмы, перечисления, повторы, куча вопросов и восклицаний. А. Барто мастерки подражает строю детской речи, ее своеобразной логике, перескакиванию с одной темы на другую, желанию казаться взрослее, солиднее.

В «Болтунье» А. Барто органично сочетаются юмор и ненавязчивая поучительность.

Анализ стихотворения «Девочка чумазая» Барто

Искрометное раннее произведение «Девочка чумазая» Агнии Львовны Барто многократно переиздавалось. Иллюстрации к нему рисовали В. Иванова, А. Боровская, Н. Цейтлин.

Стихотворение датируется примерно 1930 годом. Поэтессе в это время исполнилось 25 лет, несколько лет назад она еще служила в балетной труппе, впрочем, уже тогда в печати появились ее дебютные стихи. У данного стихотворения был соавтор – ее первый супруг Павел Барто. Спустя несколько лет семья, где уже рос маленький сын, распалась. В жанровом отношении – поэтический рассказ, сатирический портрет маленькой неряхи, с преимущественно смежной рифмой, хотя встречается и холостая. Стихотворение построено на динамичном диалоге. Взрослые чихвостят девочку. Однако она проявляет чудеса находчивости. На каждый строгий вопрос у нее есть вполне правдоподобный ответ. Естественно, «черные ладошки» у нее не от грязи, а от жаркого солнышка. Так сказать, почти ровный загар. Например, на кончике носа, ладонях, пятках. Собственно, такой и была сверхзадача, эксперимент. Разумеется, ни вода, ни «мочала» тут ничем помочь не смогут. Даже подозрительные полосы на локтях и ногах – просто не очень удачно легший загар. Довольно бесцеремонны сравнения с зеброй, а тем более, с негром. Следует сказать, что в некоторых более поздних переизданиях книги строчки о негре были опущены. Видимо, они выглядели не совсем толерантно. Взрослые беседуют с девочкой на повышенных тонах, с использованием экспрессивных междометий: ах ты, ой ли. Наконец, наступает кульминация. Беспощадные люди несут кусок мыла и мочалку. «Мы ее ототрем». Такое покушение на независимость героиня снести не могла. Однако отчаянный крик не помог, не выручило и «цапанье». Последний призыв к разуму взрослых: «они не будут белые!» Однако мочалка опровергла ее железные доводы. Столь же немилосердна оказалась губка, до красноты надравшая «бедный носик». Пришлось перетерпеть и щекотку. Как в страшном сне звучат сакраментальные фразы: а пятки тоже отмылись. Финал же и вовсе завершается обидным утверждением: это была грязь. Девочка стала бело-розовой, хотя и порядком зареванной. Море уменьшительных суффиксов подчеркивают интонацию стихотворения, соответствует восприятию маленьких слушателей: ладошки, носик, дорожки. Несколько непривычно для поэзии А. Барто отсутствие у героини имени. Множество лексических повторов, рефренов, анафор. Сравнение: как кошка. Череда вопросов и восклицаний, яркая просторечная лексика.

«Девочка чумазая» А. Барто – поучительные стихи для самых маленьких о пользе чистоты и вреде лени.

Семья

  • Бабушка со стороны матери — Двейра Ароновна Блох (в девичестве Дембо, 1839—1922) — приходилась родной сестрой известному физиологу и гигиенисту, доктору медицины Исааку Ароновичу Дембо (1848—1906), отцу правоведа Льва Исааковича Дембо и гигиениста Григория Исааковича Дембо.
  • Двоюродный брат — журналист Владимир Осипович Дембо (1887—1937, расстрелян), автор книг «Бессарабский вопрос» (1924) и «Кровавая летопись Бессарабии» (1924), ответственный секретарь редакции журнала «Красная Бессарабия».
  • Троюродные брат и сестра — один из основоположников спортивной кардиологии Александр Григорьевич Дембо (1908—1995); психолог Тамара Вульфовна Дембо.

Стихи Агнии Барто для самых маленьких детей

  Сейчас, когда все тоненькие детские книжечки, которых выходило невероятное количество в самое разное время, собраны вместе стало отчетливо видно, чем именно привлекательны стихи Агнии Барто для самых маленьких. Оптимизмом, которым дышит каждая строчка, юмором, простым и понятным детям.   Маленький читатель интуитивно чувствует искреннего человека и талантливого педагога, который учит, а не поучает, ненавязчиво и весело передает свой жизненный опыт, мягко и по доброму ставит ребенку новые для него задачи: понимать и чувствовать музыку рифмы. Малышам стихи Агнии Барто читать весело и интересно.   Барто всегда доверяла детским способностям к восприятию, никогда не считала, что ребенок чего-то может не понять. Она не старалась втолковывать детям то, что им подходит по возрасту, она давала им то, до чего они должны дорасти. Давала в такой легкой, доступной форме, что, казалось, совсем непростые идеи просто лежат на поверхности, и любой малыш разберется, что ему хотели сказать. А главное, правильно поймет подчас очень непростые, но полезные вещи, которые могут стать отправной точкой в судьбе нового человечка.   Детские стихи Агнии Барто – это кусочки паззла под названием жизнь. И это отчетливо прослеживается, когда читаешь собрание сочинений писательницы. Возможно, поэтому стихи Агнии Барто для самых маленьких актуальны и для нынешних малышей. Основные жизненные принципы вечны и не зависят от условий конкретного времени. Во все времена ценилось умение удачно шутить, а уж шутить с детьми… А ведь юмор Агнии Барто действительно близок маленьким читателям. —————————————— Стихи Агнии Барто для детей. Читаем бесплатно онлайн  


Перейти в раздел «Стихи и басни»Читать все стихотворения Агнии Барто

Экранизации произведений

Фильмы, снятые по сценариям Агнии Барто

  • «Подкидыш» — фильм 1939 года киностудии «Мосфильм»
  • «Слон и верёвочка» — фильм 1945 года киностудии «Союздетфильм»
  • «Алёша Птицын вырабатывает характер» — фильм 1953 года киностудии «Ленфильм»
  • «Десять тысяч мальчиков» или «10000 мальчиков» — фильм 1961 года Киностудия имени М. Горького
  • «От семи до двенадцати» — фильм 1965 года киностудии «Мосфильм»
  • «Ищу человека» — фильм 1973 года Киностудия имени М. Горького

Мультфильмы, созданные по стихам Агнии Барто:

  • «Две иллюстрации» — кукольный двухсюжетный мультфильм 1962 года (первый сюжет «Девочка-рёвушка» по стихотворению писателя).
  • «Снегирь» — рисованный мультфильм 1983 года по одноимённому произведению писательницы («Союзмультфильм»).
  • «Волшебная лопата» — рисованный мультфильм 1984 года по стихам писателя, снятый ТО «Экран».
  • «Мы с Тамарой» — российский 2D-компьютерный мультфильм, современная интерпретация стихотворения писателя. Фильм участвовал в конкурсной программе фестиваля Суздаль-2004.

Биография

Агния Львовна Барто (Гетель Лейбовна Волова) появилась на свет в Москве 17 февраля 1906 года. Девочка родилась в образованной семье еврейского происхождения, единственный и любимый ребёнок. Отец Лев Николаевич Волов — ветеринарный врач, и мать Мария Ильинична Волова (в девичестве Блох) — домохозяйка.

Агния Львовна получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил её отец. Лев Николаевич Волов (Абрам-Лев Нахманович Валов) очень любил басни Крылова и с самого детства читал дочери их на ночь. Он же учил девочку читать по книге Льва Николаевича Толстого, чьи произведения очень любил.

Ещё в раннем детстве Агния начала писать стихи. Слушателем первых стихов был отец, он же выступал критиком. Ему хотелось, чтобы дочка писала «правильно», строго соблюдая определённый размер стихотворения, а в её строчках, как нарочно, размер то и дело менялся (что отец считал упрямством с её стороны). Потом окажется, что смена размера — одна из отличительных черт поэзии Барто. Правда, и позже именно за это Маршак критиковал её стихи.

Как впоследствии признавалась сама поэтесса, в первых классах гимназии она отдала предпочтение любовной тематике: исписала ни один лист наивными стихотворными рассказами о «влюблённых маркизах и пажах». Впрочем, сочинять стишки о томных красавицах и их пылких возлюбленных девочке достаточно быстро надоело, и постепенно подобные стихотворения в её тетрадях сменились смелыми эпиграммами на подруг и учителей.

Как и все дети из интеллигентных семей тех времён, Барто обучалась немецкому и французскому языкам, ходила в престижную гимназию. Среди увлечений будущей поэтессы были танцы. В балетную школу она пошла, чтобы не перечить отцу, который хотел видеть свою дочь на сцене.

Позднее финансовое положение семьи, да ещё и в условиях Октябрьской революции, стало плачевным. Поэтому в 15 лет Агния подделала документы, увеличив свой возраст на год, и пошла продавцом в магазин «Одежда» — очень уж ей хотелось помочь семье (сотрудникам магазина выдавали на паёк селёдочные головы, из которых можно было варить суп).

Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 году в балетную труппу, где работала около года. Однако построить успешную карьеру на сцене ей всё же не удалось: труппа эмигрировала, а отец Агнии не согласился отпустить её из Москвы. Однако любовь к музыке и танцам она сохранила навсегда.

Творческий путь

Однако Луначарский оказался прав: каким-то образом ему удалось рассмотреть в юной балерине задатки великого поэта.

И уже в 1925 году вышла в свет первая книга Агнии Барто «Китайчонок Ван Ли», за ней последовал сборник стихов «Мишка-воришка». Ей было всего 19 лет, когда она попала в мир, о котором мечтала юной гимназисткой, ─ в мир поэзии Серебряного века.

Агния довольно быстро стала популярной, однако этот факт никак не прибавил ей смелости, она была крайне застенчивой. Барто обожала творчество Маяковского, но когда ей представился шанс встретиться с поэтом, то так и не набралась храбрости к нему подойти и завести разговор. А когда решилась прочитать свой стих Корнею Чуковскому, то сказала, что автором является пятилетний мальчик. Возможно, именно застенчивость помогла Барто прожить жизнь, не имея врагов. Она никогда не строила из себя личность умнее, чем есть на самом деле, не ввязывалась в окололитературные склоки и всегда отдавала себе отчёт в том, что ещё многому предстоит научиться в жизни.

Детские стихи как будто лились из неё рекой, один за другим выходили сборники:

  • «Мальчик наоборот»;
  • «Игрушки»;
  • «Братишки»;
  • «Снегирь».

В 1947 году увидела свет её поэма «Звенигород», где Агния Львовна рассказывала о детках, потерявших во время войны родителей. Поэтесса посещала детский дом в Подмосковье, беседовала с детьми, которые рассказали ей о том, как жили до войны, кем были их родители. Все эти детские воспоминания и вылились в поэму, которой было уготовано особое предназначение.

Когда поэму «Звенигород» уже читала вся страна, Агнии Львовне пришло письмо от женщины, которая потеряла в начале войны дочь. Некоторые фрагменты, отображённые в поэме из детских рассказов, показались женщине знакомыми, и у неё затеплилась надежда, что в том детском доме Агния Барто общалась с её дочерью. На самом деле так и произошло: мама и дочка встретились после 10 лет разлуки благодаря поэме «Звенигород».

Об этой истории писали советские журналы и газеты, а Агнии Барто стали идти письма от людей, потерявших во время войны своих родственников. Так родилась идея передачи «Найти человека», которую Агния Барто в течение 9 лет вела на радиостанции «Маяк».

Агния Барто – единственная детская поэтесса, которая своими стихами разговаривает с детишками на их родном языке, как будто ровесница. Очень лёгкий у неё стиль. И недаром «Наша Таня громко плачет», «Идёт бычок, качается», «Уронили мишку на пол» присутствуют в жизни каждого ребёнка, как первые шаги и слова, как первая учительница и школьный звонок. Она – первый писатель, с которым знакомится ребёнок, а потом, вырастая, непременно знакомит с её стихами своих детей и внуков.

Барто также написала сценарии к таким известным картинам, как:

  • «Подкидыш» (1939);
  • «Слон и верёвочка» (1945);
  • «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953);
  • «10000 мальчиков» (1961).

Творчество Агнии Барто было заслуженно отмечено правительством.

В 1950 году за книгу «Стихи детям» она получила Сталинскую премию, а в 1972 году за сборник «За цветами в зимний лес» Ленинскую премию.

Война

Барто очень много выезжала за границу с советскими делегациями. В 1937 году ей довелось побывать в Испании, где уже шла война. Её глазам предстала страшная картина: разрушенные дома и осиротевшие дети. Особенно потрясла Агнию женщина-испанка, которая хотела показать ей фото своего сыночка, но постоянно закрывала его личико большим пальцем, объясняя это тем, что малышу оторвало голову снарядом. Своей подруге Агния написала тогда в письме: «Как и какими словами можно описать чувства матери, которая пережила своё дитя?» А через несколько лет на этот жуткий вопрос ей придётся ответить самой…

А в самом конце 30-х годов она поехала в Германию, своими глазами увидела эту опрятную как будто игрушечную страну, белокурых девочек-немок в платьицах с фашисткой свастикой, услышала нацистские лозунги и поняла, что война немцев с Советским Союзом неизбежна.

Когда началась война, Агния Барто не собиралась эвакуироваться из Москвы. Она хотела работать на радио и вносить хотя бы какой-то малый вклад в общую победу над фашистами.

Но её второго мужа Андрея Владимировича отправили на Урал как специалиста по электростанциям. Он забрал с собой семью – Агнию Барто с двумя детьми. Оттуда поэтесса часто ездила в столицу, делала записи для Всесоюзного радио, читала свои детские стихи. Здесь она останавливалась в своей московской квартире, и один раз в момент нахождения в ней, в соседний дом попала бомба и разрушила его на глазах у Агнии.

Она постоянно просилась в действующую армию и к концу войны добилась своего. На один месяц Агния Барто была командирована на фронт, где читала бойцам листовки со своими детскими стихами. А они, повидавшие виды мужчины, у которых на глазах каждый день были кровь и смерть, слушали поэтессу и плакали, ведь её стихи напоминали им о детях.

https://youtube.com/watch?v=IXE7spX2YM4

Анализ сборника «Вовка — добрая душа» Барто

Сборник стихотворений Агнии Барто «Вовка — добрая душа» до сих пор читают с удовольствием и взрослые, и дети. Дело в том, что цикл поднимает вечные темы доброты, отзывчивости и дружбы.

Первое стихотворение рассказывает о мальчике, который из окон желал торопящимся на работу взрослым и на учёбу детям доброе утро. Всего лишь вежливая фраза, произнесенная с улыбкой способна на многое, даже ранним утром поднять настроение невыспавшимся людям. Именно с урока вежливости начинается наше знакомство с главным героем — «белоголовым пареньком» Вовкой.

Во втором стихотворении Вовка помогает бабушкам успокоить раскапризничавшихся внучат. Бабушки не могли справиться с малышами, а герой развеселил их, станцевав и спев песню. Здесь герой преподаёт нам урок уважения и помощи старшим. Пожилые женщины уже не могли танцевать, Вова понял это и помог им.

В следующем стихотворении «Как Вовка стал старшим братом», мальчик жалеет маленькую Катеньку. Дети хвастались старшими братьями, которые защищают их и не дают в обиду. А девочка одна в семье и ее безнаказанно обижает даже кот. Паренек обещает, что с понедельника он станет её старшим братом и будет заступаться за нее. Ребёнок понимает, что значит быть справедливым, защищать тех, кто младше и слабее.

Настоящий человек с добрым сердцем всегда готов помочь, и не только другому человеку, но и братьям наших меньшим. Об этом мы прочитаем в следующем стихотворении: «Про Вовку, черепаху и кошку». Малыш заметил, что похудела черепаха в живом уголке. Девочки смеялись над ним, потому что не замечали изменений в бессловесном животном. Но Вовка решил проследить, как черепаха ест и понял, что ее молоко выпивает кошка. Ещё одна черта доброго человека — это чуткость и внимательность к живой природе. Мальчик беспокоится о зверях, действительно стремится о них заботиться, а не относится как к обычной игрушке. Доброта к животным – обязательная черта характера хорошего человека.

Есть еще несколько историй о Вовке в сборнике. Летом, когда все жители родного беловолосому пареньку города – Загорска, очень хотели пить и изнывали от жары, он сначала бегал и носил всем воду, а потом смастерил веера, чтобы пожилые и молодые люди обмахивались ими и легче переносили зной. Помог он и птенцу, который после грозы остался в покосившемся скворечнике и мог выпасть. Вовка просил взрослых помочь, беспокоился, болел душой за птенца, что еще раз характеризует его как чуткого человека.

В последнем стихотворении Барто рассказывает, как в 12 лет мальчик начал стесняться своей доброты и хотел стать злым – обижать кошек и воробьев. Но он не смог перебороть свою добрую натуру и в итоге закопал рогатку, а у кошек просил прощения.

Агния Барто показывает нам главные качества настоящего человека, показывает, что такое зло и добро и учит делать добрые дела.

Профессия поэта

В 1924 году на показательном концерте выпускников хореографического училища присутствовал нарком просвещения Анатолий Луначарский

Он обратил внимание на то, как юная поэтесса под аккомпанемент музыки Шопена зачитывала весьма внушительное по размерам стихотворение «Похоронный марш» собственного сочинения. Хотя произведение было отнюдь не юмористическим, Луначарский с трудом удержался от смеха и уверенно заявил, что девушка будет писать прекрасные, весёлые и радостные стихи

Тогда это обидело Агнию, но, как оказалось позже, пророчество Луначарского сбылось. Через несколько дней он пригласил её на приём к себе в наркомат, где посоветовал всерьёз заняться литературой.

Свои первые произведения поэтесса понесла в Госиздат в 1925 году. «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли» понравились издательству и стихотворения были опубликованы. Далее последовали сборники стихов «Игрушки», «Братишки», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтунья» и многие другие.

Первым мужем Агнии Львовны Воловой был поэт Павел Барто. Они поженились в 1921 году. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка». 

В 1927 году у них родился сын Игорь (Гарик), а через 6 лет супруги развелись.

В 1936 году выходит цикл поэтических миниатюр Барто для самых маленьких под названием «Игрушки». С этого момента Агния Львовна стала классиком советской детской литературы, её произведения вошли в хрестоматии и стали переводиться на многие языки мира. Ритм, рифмы, образы и сюжеты её стихов оказались близки и понятны миллионам маленьких читателей и их родителям. Однако, было бы не совсем правильно воспринимать Барто исключительно как детскую поэтессу. Она много и успешно занималась общественной работой. Видимо потому неслучайно, что в 1937 году Агния Львовна была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, проходившего в Испании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector