Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы
Содержание:
Как избавиться от синдрома отличника
Многие считают, что синдром отличника это благо. Ведь разве плохо, когда человек стремится к успеху? Конечно, нет, когда это не превращается в навязчивость. Люди, страдающие анализируемым нарушением, одобрения не получают именно от себя. Они его всегда ждут от окружения. Например, повзрослев так называемые «отличники» приводят домой свою избранницу и ждут одобрения семьи, пребывая в страхе, что она им не понравится. У таких лиц всё бытие становится сплошным экзаменом. Но ведь жизнь человека не является ежедневным испытанием. А потому каждый должен проживать её в соответствии со своими желаниями, а не идти на поводу родительских ожиданий. Именно поэтому следует освободиться от данного расстройства.
Итак, синдром отличника, как избавиться?
В первый черёд следует освободиться от страха неудачи. Многих людей с синдромом отличника терзает опасение того, что их действия обязательно приведут к промаху или провалу. Однако такие мысли ошибочны. Необходимо осознать, что любые действия являются, прежде всего опытом, помогающим обрести человеку себя, что способствует развитию.
Не существует идеальных людей. А образ, засевший в мозге с детства – лишь иллюзорное представление, ошибка. Не нужно бояться экспериментировать, пробовать, действовать. Ведь именно в этом и заключается жизнь.
Также следует научиться принимать собственную персону без прикрас. Зачем терзать себя бессмысленными переживаниями по причине собственного несовершенства? Ведь это бесполезно и ресурсозатратно. Лучше потратить энергию на самосовершенствование. Идеалов нет, но каждый индивид уникален и наполнен набором положительных черт и отрицательных качеств, равно как и остальные жители планеты. Нужно относиться проще к себе и не стремиться всегда добиваться только значительных результатов, ведь отсутствие результата, тоже является результатом.
Лучшим способом избавиться от рассматриваемого синдрома является умение слышать собственное сердце. В детстве «отличник» слушал родителей, во взрослом состоянии пора ему научиться прислушиваться к себе. Это не подразумевает забыть о близких или не прислушиваться к их мнению. Это значит, что окончательное решение должно приниматься самостоятельно. Не нужно превращаться в заложника чужих надуманных правил.
При синдроме отличника, прежде всего, страдает самооценка. Поэтому дабы освободиться от него, необходимо повысить самооценку, то есть научиться уважать собственные жизненные приоритеты, ценностные ориентиры и следовать им.
Также надобно понять, что здраво лишь то, что в меру. А потому следует под себя подстраивать ситуацию. Порой рассматриваемый синдром может помочь его носителю, поэтому нужно научиться адекватно анализировать и оценивать любую ситуацию бытия.
Главной проблемой людей с синдромом отличника является отождествления себя с плодами своей деятельности. Они забывают, что достижение либо неуспех – это лишь незначительная часть их жизненного пути
В преодолении рассматриваемого комплекса важно трансформировать собственные установки
Ещё одним действующим средством является безделье. У всех лиц с синдромом отличника наблюдаются излишне завышенные требования к собственной личности. Помимо того они убеждены, что и окружение также ожидает от них высоких результатов.
Отличника приучить чередовать деятельность и отдых довольно сложно. Поэтому не следует ожидать моментальных результатов. Нужно начинать с минимума. Например, позволить себе хотя бы 5 минут придаться сознательному безделью, но при этом, наблюдая за коллегами: смотрят ли они с осуждением или даже не замечают, что рядом сотрудник отдыхает. Делать перерывы в деятельности это нормально. Более того отдых способствует продуктивности труда.
Нужно ввести правило еженедельно совершать нечто экстраординарное, дабы высвободить настоящие эмоции. А услышав критику собственных действий, следует помнить, что данная отрицательная оценка поступка является лишь суждением отдельного индивида. Негативные отзывы со стороны необходимо анализировать на предмет их объективности и полезности. Нельзя воспринимать критику в качестве попытки оскорбить либо унизить. Подобное неправильное отношение является следствием описываемого синдрома.
Хобби является одним из наилучших способов, избавляющих от различного рода психологических комплексов. При этом, занимаясь новым увлечением не нужно ожидать одобрения окружения, следует наслаждаться самим процессом.
Советы родителям
У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.
Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:
- ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
- улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
- говорите своему чаду слова любви и понимания;
- спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
- проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.
Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их. Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:
Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:
- запишите его на спортивные или творческие секции;
- совершайте прогулки всей семьёй;
- проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.
Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.
С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.
Как опознать «синдром отличника»
— Как отличить человек с «синдромом отличника» от настоящего отличника?
— Человек с синдромом не приемлет критики. Он часто испытывает неуверенность: его состояние похоже на качели, где мысль «я лучший» быстро сменяется мыслью «я неудачник и ничтожество». Если нужно начать новое дело, человек с «синдромом отличника» впадает в ступор — ведь он не знает заранее, справится ли на отлично.
Ещё важный признак «синдрома отличника» — ревность к успехам других: «Как же так вот этот человек сделал лучше, а я за ним не успеваю?» Ребёнок начинает радоваться чужим неудачам, завидовать.
Мы завидуем, когда видим: кто-то сделал то, что мы могли бы сделать, но не сделали. Или мы хотели бы сделать лучше, но у нас не получилось, или мы хотели сделать идеально, и кто-то сумел. Зависть – неизбежное следствие «синдрома отличника».
Еще признак — когда ребёнок начинает очень зависеть от похвалы. Например, у него начинаются истерики, когда кто-то не оценил, как он выполняет домашние обязанности. Хотя обязанности у него небольшие — вынести мусор или покормить кота.
Еще возникает страх перед неудачами – например, ребёнок честно готовится к экзамену, а получает двойку. Потому что он начал писать, сделал помарку и понимает: пятёрки за эту работу он уже не получит. А другая оценка ему не нужна.
Чтобы заметить у себя «синдром отличника», полезно развивать осознанность.
Очень полезно периодически спрашивать себя: «Когда я в последний раз радовалась?»
Рано или поздно ты замечаешь, что твоя жизнь — это бесконечный бег за результатом, а радости от результатов всё равно нет, потребность не удовлетворена.
Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?
Хорошая успеваемость в школе – это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы – это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога.
Портал «Я–родитель» дает пять рекомендаций родителям, которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника.
1. Умерьте свои амбиции
Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого – тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада – успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе!
2. Воспитывайте правильное отношение к оценкам
Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу. Сам факт оценки тяжело травмирует психику ребенка, лишает его уверенности в родительской поддержке. Поступая таким образом, вы провоцируете чадо включаться в соперничество с более сильными учениками, что не всегда идет ему на пользу.
4. Дайте право на ошибку
Ожидать, что ребенок не будет совершать никаких ошибок, – значит проявлять по отношению к нему чрезмерную жесткость и давать неверное представление о жизни. Объясните своему чаду, что у него есть право ошибаться. Осознание этого поможет ему преодолеть страх сказать или сделать что-то неправильно.
5. Развивайте у детей чувство юмора
Детям, которые очень остро реагируют на мнение других людей, стоит напоминать, что они не обязаны быть идеальными в глазах окружающих. Постарайтесь развить у ребенка чувство юмора. Оптимист легче переживает жизненные невзгоды, лучше сходится со сверстниками и пользуется у них популярностью.
Надежда Малинкина
Пройдите тест на портале «Я–родитель» и узнайте, понимаете ли вы своего ребенка.
Откуда берётся синдром отличника или отличницы
Как же появляется такое стремление делать все идеально? Как и у многих других психологических сложностей, корни находятся в детстве. Как правило, это лишь следствие других проблем или установок, а не первопричина. А вот источник как раз необходимо найти и устранить, чтобы понимать, что именно делать дальше.
Все же чаще всего причины спрятаны в детско-родительских взаимоотношениях. Провоцирующих факторов может быть очень много, большинство из них связаны с методами воспитания ребенка. Если малыш с детства думает, что любовь семьи зависит от хороших оценок, заработанных грамот и медалей, то его ждет такая проблема
Когда школьник может заполучить внимание матери только с помощью достижений, он будет стараться добиваться большего количества целей.
Часто родители открытым текстом заявляют ребенку, что он плохой, если он принес плохие или просто не отличные оценки. При этом «плохими» в семье могут считаться не только двойки и тройки, но, например, пятерки с минусом
Сами родители могут жить по правилам, что результатом считается только наилучший.
Также к синдрому приводят наказания
Они могут быть физическими, тогда желание быть отличницей – это не самое плохое следствие из возможных, а могут быть обычными лишениями чего-то.
Если мама с папой ничего не говорят, не упрекают, но молча недовольны ребенком и испытывают разочарование, то это тоже «отлично» работает.
Если преувеличивать важность хороших оценок с успехом по жизни, то тоже можно заработать проблемы. Нет прямой связи пятерок в школе и хорошей карьеры.
Здесь важно понимать, что речь идет о преувеличениях. Все дети разные
Кому-то даже идут на пользу ежедневные лекции о важности образования. Дети продолжают жить в своем режиме, но принимают к сведению информацию от родителей. Но кто-то из-за излишней заботы превращается в поломанную игрушку, которая считает результатом только пятерку с плюсом или первое место. Не стоит пытаться воплотит в детях то, что нам самим не удалось. Нужно стараться принимать их такими, какие они есть.
Симптомы синдрома отличника
Синдром отличника впервые стала исследовать психоаналитик Карен Хорни в 1920-1930-х годах. По её мнению, для него характерны следующие симптомы:
- Стремление к идеалу.
- Сверхтребовательность к окружающим.
- Повышенная чувствительность к критике.
- Попытки соответствовать ожиданиям других людей.
- Неустойчивая самооценка.
- Уверенность в том, что есть единая, правильная модель жизни, которой необходимо следовать.
Сто лет спустя к этим симптомам нечего добавить. Изменился лишь идеал, к которому стремятся отличники. Так, в середине XX века женщине нужно было стать идеальной женой, матерью и хозяйкой, которая всегда выглядит на 5+. Сегодня к этим требованиям добавились и другие: получить престижное образование и стать мегаэффективным работником. Отличницы находятся в поиске work-life balance 24/7, доводя себя и окружающих до нервного истощения. Они не могут расслабиться и не контролировать все вокруг.
Рената из сериала Большая маленькая ложь (Big Little Lies) как раз такая современная отличница. Шикарный дом, крутая карьера, дизайнерская одежда, талантливая дочь — все соответствует идеалу, благодаря ее титаническим усилиям и неусыпному контролю. Но в какой-то момент все это оказывается далеко не идеальным: из-за инфантильности мужа они лишаются дома и всего имущества, с дочерью никто не хочет дружить, несмотря на феерические вечеринки, которые Рената закатывает для ее одноклассников. Её все ненавидят, муж изменяет, на работе проблемы…
Лечение
Если вы заметили у ребенка наличие этого синдрома, ознакомьтесь с нижеизложенными рекомендациями.
- Первым делом стоит объяснить малышу, что с оценками он будет сталкиваться всю свою жизнь, и иногда они бывают предвзятыми, а не объективными. Это не тот фактор, который определяет настроение и состояние нескольких дней.
- Любите ребенка за то, что он есть, выражайте свою любовь так, чтобы он это понимал и чувствовал. К примеру, можно чаще обнимать его, целовать, говорить приятные слова просто так. Уделяйте ему больше времени, разговаривайте с ним, выслушивайте и оказывайте поддержку советами и действиями. Чаще играйте всей семьей в игры, где победу решает случай, а не упорные тренировки. Так ребенок поймет, что не всегда можно быть на первом месте, и ничего плохого в этом нет.
- Выезжайте на пикники, катайтесь на велосипедах, гуляйте в парке всей семьей. Найдите общее хобби и чаще уделяйте все вместе ему время.
- Запишите ребенка на кружок по его вкусу. Помогите и поддержите его в этом начинании.
- Не ставьте перед своим чадом невыполнимые цели. У детей, по сравнению со взрослыми, возможности ограничены.
- Помогите ребенку расставить приоритеты и выбрать наиболее значимые и важные занятия из всех его увлечений.
- При синдроме отличника не стоит сравнивать ребенка с другими детьми как в худшую, так и в лучшую сторону.
- Развивайте у него чувство юмора и привычку смеяться над своими неудачами, делать соответствующие выводы, а не впадать в депрессию. Объясните, что каждый имеет право на ошибку, и он в том числе. Также следует сказать, что в этом нет ничего страшного и неисправимого. Практически любая оплошность не является смертельной и можно все исправить.
Рекомендации для взрослых
Синдром отличника у взрослого пациента лечится сеансами с психиатром. Однако существует несколько советов, которые предлагают психологи для закрепления результата. Таким людям советуют избавиться от страха неудачи и время от времени специально нарушать распорядок дня, свои правила и стереотипы:
- стараться не перекладывать ответственность за свои действия на других;
- смеяться над всеми своими неудачами, но не забывать делать выводы;
- иногда показывать свои ошибки окружающим людям, тем самым доказывая человеческое происхождение;
- рискнуть и заняться делом, которое может принести удачу;
- провести эксперимент с одеждой и внешним видом: в этот день желательно не переживать о производимом вашим образом впечатлении;
- пересилить себя и попросить помощи у более опытного специалиста в какой-то области работы;
- запомнить, что невозможно нравиться абсолютно всем;
- хвалить себя за достижения и слишком не убиваться из-за совершенной ошибки;
- всегда ставить здоровье на первое место – это касается и физического, и психологического состояний организма;
- откровенно поговорить с близкими людьми о своих ошибках и попросить их помочь проанализировать поступки и действия.
Смех над ошибками — отличный способ борьбы с комплексом
Терапия
Медикаментозное лечение назначается лишь в том случае, если специалист диагностирует такие его последствия, как СХУ, депрессия, стресс, неврастения, бессонница и пр. Обычно это успокоительные. Самостоятельно принимать какие-либо препараты категорически запрещено.
При выявлении синдрома отличника у ребёнка психологи подробно объясняют, что делать родителям в такой ситуации, как помочь школьнику справиться с данным состоянием и не тащить его за собой во взрослую жизнь:
- Не завышать планку, умерить амбиции, не проецировать на ребёнка свои комплексы и нереализованные мечты. Не ругать за «четвёрки», не наказывать за «тройки».
- Никогда не сравнивать с другими.
- Постараться поднять самооценку.
- Увлечь каким-нибудь хобби.
- Научить проигрывать и спокойно относиться к поражениям.
- Развивать оптимизм, чувство юмора, самоиронии, чтобы он сам принимал себя таким, какой есть.
- Уделять достаточно внимания, проводить вместе как можно больше времени.
- Хвалить не за оценки, а за результат.
- Интересоваться сначала — здоровьем, как прошёл день, как настроение. И только потом — оценками.
- Не перегружать.
Как избавиться от синдрома отличника, будучи взрослым?
Осознание проблемы
Проблема в том, что страх потерпеть поражение во взрослом возрасте уже не актуален. Он вызван не реальной ситуацией, а воспоминаниями детства, когда было страшно не оправдать ожиданий родителей или учителей. Это навсегда ушло в прошлое.
Анализ ситуации
Подумайте, ожидания кого вы боитесь не оправдать сейчас. Начальника? Но у него — много подчинённых, и все они наверняка время от времени допускают ошибки. Это вовсе не значит, что он всех после этого увольняет, лишает зарплаты и премий или делает выговор. Любимого человека? Но он любит вас в первую очередь не за достижения и успехи, а за качества характера, и вряд ли бросит, узнав, что вы что-то сделали не так. Не приписывайте окружающим тех мыслей, которых у них на самом деле нет.
Снисхождение
Переберите окружающих вас людей: коллег, друзей, просто знакомых. Вспомните, какие ошибки они совершали по жизни, какие поражения терпели. Кто-то проиграл областной конкурс, другого не взяли на престижную работу, третьего бросила жена. Это жизнь. Такое случается у всех — и у вас в том числе. С этим надо смириться и перестать винить себя за любой промах. Сделайте себе снисхождение — позвольте хоть иногда, но ошибаться.
Контроль
Подумайте, в каких ситуациях синдром отличника проявляется чаще всего и берёт верх над вашим сознанием. Обычно это происходит на работе, при выполнении какого-либо задания или проекта. Научитесь в такие моменты его контролировать. Слишком переживаете за результат? Пейте успокоительные! Забыли про отдых и забросили хобби? Срочно переделывайте режим дня! Чувствуете, что снова готовы идти по головам ради успеха? Заставьте себя вовремя остановиться и руководствуйтесь голосом совести.
Никаких сравнений
Подумайте, с кем вы привыкли себя сравнивать. С коллегой? Соседом? Бывшим своей жены? Братом? Каждый обладает своими достоинствами и недостатками. Осознайте, что у всех этот набор индивидуален. Вы не можете быть хуже или лучше кого-то. Это неправильное отношение ни к себе, ни к окружающим. Да, коллега может качественнее выполнять какие-то задания начальства, но он постоянно опаздывает со сроками, а вас ценят за пунктуальность и обязательность. Да, брат ездит на Mercedes-Benz и занимает неплохой пост в престижной компании. Но у него не складывается личная жизнь, он одинок, так как у него скверный характер. Так стоит ли завидовать ему и равняться на него?
Причины возникновения синдрома отличника
Истоки зарождения описываемого нарушения берут собственное начало с детского возрастного периода. Поэтому во взрослом состоянии определить, что же послужило катализатором синдрома отличника довольно сложно.
Чаще всего синдром отличника у ребёнка возникает из-за психологических травм, которые порождает:
– безразличие взрослых;
– непрерывные ссоры с родителями;
– неполная семья;
– чувство одиночества;
– неуверенность;
– родительская похвала исключительно за пятёрки либо укоры родителей за плохие отметки;
– низкая самооценка;
– выделение учителем лишь отличников, игнорирование им успехов остальных учеников;
– отношение школьников к отличным оценкам.
Со временем перечисленные причины способны кардинальным образом трансформировать человеческую личность. Данное отклонение особенно опасно возникновением эмоционального перенапряжения либо психического истощения. Люди, оказавшиеся в таком состоянии, лишаются способности адаптации к поражениям, умению преодолевать обычные будничные трудности. Они превращаются в замкнутых, всем недовольных брюзг, становятся неуверенными, что нередко порождает депрессивные настрои.
Ребёнок, страдающий в школе описываемым синдромом, став взрослой личностью, получает множество психопатологий и иных проблем. Поскольку он не может адекватно влиться во взрослую жизнь. Нормальной адаптации во взрослую среду у него не происходит. Зато появляется множество физиологических проблем, поскольку постоянная завышенная нагрузка продуцирует хроническую усталость. Ведь отдыхать такой личности некогда, он пребывает в постоянном режиме самосовершенствования: посещает какие-то лекции, симпозиумы, семинары, занимается самообучением, что приводит к обратному эффекту вследствие высокой загруженности.
При этом у взрослых лиц не всегда синдром отличника укоренился на детском возрастном этапе. Нередко породить его может вереница последовательных невезений, вследствие которых, человек убеждает себя, что в этом он полностью виноват, поскольку если бы он больше работал, занимался отношениями, лучше учился, то достиг бы идеальных результатов. Подобные мысли постепенно закрепляют в человеческом мозге установку, что любая неудача вызвана собственным несовершенством.
Синдром отличника у мужчины чаще формируется на ярусе подсознания, поскольку спровоцирован мнением, что если он будет идеально со всем справляться, то станет достойным одобрения и любви.
Помимо того исследования доказали, что склонность к зарождению рассматриваемого синдрома бывает врождённой, обусловленной типом темперамента и индивидуальными психофизиологическими специфическими чертами индивида.
Признаки комплекса отличницы
Комплекс отличницы у представительниц прекрасного пола проявляется определенным образом. Если быть предельно внимательным к своему ближайшему окружению и собственным чувствам, то можно заметить постепенно происходящие изменения. Рассмотрим подробнее признаки синдрома отличницы. Именно они должны насторожить и заставить задуматься.
Перфекционизм
Это отличительная характеристика девушки, которая все и всегда стремится делать правильно. По сути, невозможно никогда не ошибаться, ведь всем людям свойственно несовершенство в той или иной степени. Стремление к перфекционизму только убивает интерес к жизни, потому как всякое познание невозможно без ошибок.
Исследовательский дух напрямую зависит от того, насколько человек позволяет себе быть активным в жизни, реализовывать свои способности. Но невозможно преуспеть в каком-то деле, если постоянно подгонять себя, критиковать, вписывать в определенные рамки и схемы. Страх ошибки часто приводит к тому, что личность перестает пытаться узнать что-то новое, открыть для себя дополнительные горизонты. Ведь вряд ли получится победить в ограничивающих условиях. Люди, которые боятся действовать, остаются стоять на месте и никуда не приходят.
Неуверенность в себе
Другой характерный признак наличия синдрома отличницы. Такая девушка постоянно сомневается, не может быстро принять решение. Она, как правило, со всеми советуется по любому поводу, подсознательно пытаясь угодить окружающим.
Наличие такого комплекса еще никого не сделало сильным и самодостаточным. Безусловно, личность страдает от невозможности выразить сполна собственные чувства, постоянно их подавляет. Неуверенность в себе создает определенное напряжение в отношениях с собой и окружающими людьми. Стремление всегда и все контролировать не может привести ни к какому существенному развитию. Начинают страдать все сферы жизни, и, прежде всего, эмоциональная связь с окружающими людьми.
Нерешительность
Она проистекает как раз из неуверенности в себе и сильно проявленного максимализма. Женщина, страдающая комплексом отличницы, не может проявить себя в обществе по той причине, что боится оказаться не на высоте.
Страх препятствует любым начинаниям, заставляет ее постоянно анализировать собственные поступки.
Нерешительность мешает добиваться успеха, реализовывать себя в мире. Чем больше мы зацикливаемся на неудачах, тем сильнее они начинают нас преследовать. Вот почему любая психологическая проблема представляет собой серьезную преграду для достижения желаемого результата.
Зацикленность на проблемах
Если обычного человека постоянно не мучают мысли о возможных трудностях, то стремление все делать идеально накладывает на личность серьезный отпечаток. Возникает сильная зацикленность на проблемах. Причем часто они носят не реальный, а мнимый характер. Девушки постоянно задумываются над тем, какие неприятности их могут ожидать в дальнейшем, прокручивают у себя в голове возможные варианты избавления от всяческих сложностей. Чрезмерная погруженность в переживания тоже является признаком комплекса отличницы.
Дополнительные беспокойства возникают из-за невозможности контролировать ситуацию.
Потеря индивидуальности
Из-за постоянных приступов самобичевания происходит такая вещь как утрата жизненных ориентиров.
Девушка не понимает, что с ней происходит, так как постоянно пытается подстраиваться под мнение большинства. Потеря индивидуальности происходит постепенно, женщина не замечает этого. Со временем она начинает чувствовать себя невероятно несчастной. Представительница прекрасного пола продолжает жить по чужим правилам, при этом не делая ничего, чтобы изменить свое положение. Индивидуальность – это, пожалуй, самое главное, что есть в каждом человеке. Привычка все делать правильно и погоня за идеалом не дают возможности быть по-настоящему счастливой. Чем более личность зациклена на возникающих трудностей, тем сильнее боится возможных неудач. Со временем индивидуальность стирается, а остается только слепое следование чужим ожиданиям.