От 2 до 3 месяцев

Что малыш умеет?

Двухмесячный кроха отвечает осознанной улыбкой на мамину ласковую речь и игры

Спектр эмоций младенца становится весьма обширным – малыш может радоваться, обижаться, возмущаться, беззвучно смеяться, кокетничать, привлекать внимание, протестовать против действий взрослого.
Взгляд крохи этого возраста благодаря улучшению функции глазных мышц и повышению способности сосредотачиваться стал изучающим и внимательным. Младенец узнает мамино лицо и внимательно его рассматривает

Кроху также привлекают разные яркие предметы. Он фиксирует на них взгляд и когда они неподвижны, и при их медленном передвижении в пространстве.
Малыш уже лучше распознает разные звуки, при этом различает голос мамы и поворачивает на него голову.
В положении на животике кроха более уверенно поднимает голову и способен удерживать ее примерно минуту. При этом плечевой пояс малютки отрывается от поверхности. Настолько же долго младенец уже может удерживать голову, когда мама держит его вертикально на руках.
Гуление 2-месячного малыша стало более громкое и частое. Звуки, издаваемые младенцем, становятся более четкими. Они представляют собой преимущественно гласные – «е», «и», «у», «о», «а».
Если вы вложите в ладошки карапуза 2 месяцев пальцы или игрушки, кроха рефлекторно ухватится за них.
Лежа на боку, кроха уже научился поворачиваться в положение на спине.
Ребенок начал понимать некоторые связи причины и следствия. Например, малыш уже уяснил, что его плач становится причиной появления мамы рядом. В этом возрасте по-прежнему с помощью плача кроха сообщает родителям о любом дискомфорте.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Основу кормления четырехмерного ребенка по-прежнему составляют смеси и грудное молоко. Ребенок ест 5-6 раз на протяжении дня, иногда один или два раза просыпается ночью или ранним утром, чему не стоит удивляться. Дети много энергии тратят на развитие и рост, так что выдержать длительный ночной перерыв в еде еще на способны. Насчет времени введения прикорма, существуют разные мнения. Старая таблицы рекомендует уже в этом возрасте давать младенцам фруктовые соки, каши или овощные пюре. Новые правила утверждают, что детям на грудном вскармливании прикорм нужно вводить не раньше шести месяцев, а малышам на смеси – в 5-5,5 месяца. Какой режим питания и прикорма выбрать, лучше подскажет ваш педиатр. Он проведет осмотр ребенка и на его основе примет решение. Также у врача можно попросить качественные материалы, касающиеся питания ребенка первого года жизни.

Прикармливать ребенка необходимо тогда, когда у мамы мало молока. В таком случае ребенок часто встает и кричит ночью, просит есть каждые 1,5-2 часа днем. Если приложить его к груди, пьет молоко очень жадно. В качестве первого прикорма может выводится каша безмолочная, гречневая или рисовая. Манная и овсяная противопоказаны для питания младенцев, так как содержат глютен, а кукурузная слишком грубая для малыша. Овощное пюре можно делать из кабачка, тыквы, капусты цветной. Из фруктов детям дают яблочко, резаный и протертый банан. Соки и компот подойдут любые, кроме цитрусовых, нежелательны также красные ягодки. Они содержат многие витамины, которых вскоре будет не хватать малышу. Прикорм вводят очень маленькими порциями на протяжении двух недель. Первая порция должна составлять не больше половинки чайной ложечки, с постепенным доведением до 100 миллилитров. Меню для дополнительного кормления надо подбирать индивидуально, следить чтобы на продукты не возникла аллергия.

  • Ребёнок в 3-4 месяца

    Кол. голосов:  41

    Ребёнок в 3-4 месяца

  • Развитие нервной системы ребенка 3 (третьего) месяца жизни

    Кол. голосов:  16

    Развитие нервной системы ребенка 3 (третьего) месяца жизни

  • Развитие ребенка. 3 месяца малышу

    Кол. голосов:  35

    Развитие ребенка. 3 месяца малышу

Share

Voting

Потребность во сне на четвертый месяц около 15 часов. Приблизительно 10 часов ночью и три раза по 1,5-2 часа днем. Укладывать кроху спать надо в период от семи до девяти вечера. Некоторые детки ночью еще просыпаются, чтобы поесть, это нормально. Но есть и те, которые спокойно спят до утра. В комнате, где спит ребёнок должно быть тихо, ни в коем случает не держите, и не включайте там телевизор или компьютер. Иначе малыш будет беспокойный, станет ворочаться во сне, а утром проснется уставшим и капризным, а истерики вам ни к чему. Желательно установить распорядок сна днем, укладывать малыша в кроватку в одно и то же время. Если грудничок отказывается заснуть, можно включить ему тихую спокойную музыку или спойте колыбельную. Для хорошего сна и нормального аппетита важны прогулки. Вывозить на улицу малыша надо не меньше двух раз, желательно утром и вечером.

Одежда малыша должна быть из натуральных тканей, без лишних швов

Важно, чтобы она не сковывала движений, и не мешала, размер должен соответствовать возрасту. Длинные завязки, рюши и пуговички малышу ни к чему, одежда должна быть в первую очередь функциональной

Устраивайте ребенку несколько раз в день воздушные ванны, положите голенького на кровать и поиграйте. Это не только полезно для кожи, но и закаляет младенца, помогает лучше развивать двигательные навыки. На четвертый месяц малыш лысеет, пугаться не следует, просто пушковые волосы сменяются обычными.

Занятия для развития

Ежедневно уделяйте примерно 10 минут на гимнастику, поскольку это поможет крохе укрепить мышцы (особенно сейчас важно укреплять спинку малыша) и обучиться управлению собственным телом. Разводите руки малыша в стороны и скрещивайте их на груди, затем подтягивайте малютку за ручки, чтобы придать ему сидячее положение

После этого двигайте ножками малыша, переверните кроху на живот и позанимайтесь в такой позиции.

Для стимуляции ползания положите вблизи ребенка яркую игрушку так, чтобы малыш не мог дотянуться до нее руками, а был вынужден попробовать немного проползти. Под ножки карапуза подставьте ладонь, от которой ребенок сможет отталкиваться.

Массаж к 5-месячному возрасту немного усложняется. Тело малыша теперь можно не только поглаживать и растирать, но также пощипывать, разминать и поколачивать.

Продолжайте занятия на фитболе, ведь это не только помогает развитию мышц и вестибулярного аппарата ребенка, но и улучшает пищеварительную функцию. Также большой пользой для развития младенца обладают занятия в воде – в бассейне или в большой ванне.

Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть младенец увидит, что мячик можно покатать или бросить, колечки от пирамидки – разбросать или сложить, а плюшевого зайца погладить или обнять. Не забывайте о безопасности и чистоте всех игрушек, которые даете малютке, ведь кроха обязательно попробует их на вкус.

Во время бодрствования постоянно разговаривайте с младенцем, чтобы ребенок слышал новые слова и вашу интонацию. Часто называйте карапуза по имени, а показывая фото родственников, обязательно произносите и их имена.
Разговаривая с карапузом голосом, наклонитесь к ушку малыша и проговорите несколько слов шепотом.

Общаясь с малюткой, вдруг остановитесь и сделайте свое лицо неподвижным. Младенец удивится, а затем попытается заставить вас снова разговаривать с ним.

Поиграйте с крохой в игру, которую можно назвать «вверх и вниз». Поднимайте младенца и говорите «вверх», затем с другой интонацией скажите «вниз» и опустите малютку.

Подходите вместе с крохой к большому зеркалу, чтобы ребенок видел не только свое, но и ваше отражение и мог сравнить их. Пусть пока младенец и не понимает, что это лишь отражение, ему понравится видеть себя и маму в зеркале.

Не упускайте возможности сделать упражнения для обучения сидению и ползанию и во время купания, ведь в воде двигаться малышу намного легче. Вытирая младенца после ванны, называйте части тела карапуза, к которым дотрагиваетесь.

Играйте с малюткой в «ку-ку», используя разные вариации этой игры. Можете закрывать руками свои глаза или глазки малыша, прятать лицо под полотенцем или пеленкой, прятаться за шкафом или даже прятать под одеяло игрушку. Не менее интересны младенцу и игры в «ладушки» или «сороку-ворону».

Предложите малышу рассматривать картинки с животными и при этом называйте зверей и подражайте их голосам.

Если есть возможность, сделайте или купите малышу книжку из ткани, на страницах которой будут разные аппликации, шнуровки, пуговицы, липучки. Такая вещица поможет в развитии органов чувств ребенка.

Можете познакомить карапуза и с пальчиковыми красками. Опускайте ручки младенца в баночки с яркими цветами и оставляйте следы на бумаге. Это непременно вызовет положительные эмоции и у крохи, и у вас.

На прогулку и во время домашних дел усаживайте кроху в слинг. Из него малыш сможет наблюдать все ваши действия и окружающий мир, одновременно ощущая ваше тепло и защиту.

При массаже лучше использовать потешки: так и вам, и ребенку будет интереснее.

О том, как сделать массаж 5-месячному ребенку, смотрите в видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Полезное видео о развивающих игрушках для ребенка после года

Автор

Оксана Белокур
Врач педиатр

В 2012 г. окончила Медицинский институт Сумского государственного университета. Получила высшее образование по специальности «Педиатрия» и квалификацию врача.
В 2012-2013 гг.– была лечебно-профилактическая деятельность в Сумской областной детской больнице.
В 2013-2015 гг. работала участковым педиатром в Детской поликлинике №2.
На данный момент нахожусь в декретном отпуске. В свободное время занимаюсь вышиванием и вязанием, изучаю английский язык.
Все статьи автора

Мне нравится!

Прогулка, купание, игры

Минимальное время пребывания на воздухе — 3 часа. Максимальный срок неограничен, если погода благоприятная: температура выше +8℃ без проливного дождя и шквального ветра. Лучше гулять дважды: утром и после обеда, полезно совместить прогулку с дневным сном. Зимой не рекомендуется выходить на улицу, когда температура ниже –10℃. Если у малыша холодный нос и щёчки, значит он замёрз и пора домой.

Купать нужно по-прежнему ежедневно, время зависит от особенностей малыша. Одни дети после ванны быстро засыпают, их лучше купать перед ночным сном до последнего вечернего кормления. Другие малыши возбуждаются, долго не успокаиваются, тогда водные процедуры переносятся на ранний вечер или утро. Купать можно в простой воде или в отваре ромашки, мыло использовать 2 раза в неделю.

Ребёнок с любопытством наблюдает за яркими предметами, поворачивает голову на звуки, пытается дотянуться до игрушки. Для формирования тактильных ощущений полезно вкладывать в ладошку предметы с разной поверхностью: гладкой, шероховатой, мягкой, твёрдой.

Если ребёнок в одно и то же время спит, ест, гуляет, то чувствует себя лучше и уверенней, маме легче за ним ухаживать и планировать свой день, но жёсткий режим малышу не подходит.

Читайте в следующей статье: как ускорить сокращение матки после родов

Сон и кормление

Двухмесячные дети живут по «свободному графику»: едят и спят, когда захочется. Это не значит, что распорядка нет – просто он индивидуальный. Чаще режим ребёнка не требует серьёзных изменений, его нужно только наладить, чтобы малыш быстрее адаптировался.

Общая продолжительность сна двухмесячного малыша 16 – 18 часов. Время бодрствования увеличивается, но не превышает 1,5 часа подряд. Он уже не путает светлое и тёмное время суток:

  • Ночью спит 8-9 часов, просыпается, чтобы поесть. Если малыша кормить около 24-00, то постепенно он научится спать до 6 утра.
  • Дневной сон включает 4-5 циклов по 1-2,5 часа. В светлое время лучше не давать много спать, иначе период бодрствования перенесётся на ночь.

В 2 месяца ребёнок выпивает почти литр молока в сутки, на один приём приходится 120-150 мл. Продолжительность перерывов между кормлениями зависит от характера питания:

  • у детей на грудном вскармливании 2,5-3 часа;
  • у «искусственников» 3,5-4;
  • ночью промежуток увеличиваются до 4-6 часов.

Количество кормлений и интервалы между ними маме лучше установить самостоятельно, исходя из потребностей ребёнка.

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Ребенок в 1 год и 3 месяца любит подражать взрослым. Он повторяет их действия, повадки и даже речь. Малыш произносит простейшие слова, например, «мама», «папа», «дай». Речь кроха дополняет мимикой, интонацией и жестами. Понимает, что ему говорят взрослые, выполняет их требования.

Ребенок упрощает сложные для него слова, например, говорит не «трактор», а «катол».

В этом возрасте еще сохраняется сильная взаимосвязь с матерью. Если кроха потеряет ее из вида, окажется в окружении незнакомых людей, то сильно испугается.

Малыш проявляет самостоятельность, пытается познавать мир сам, без помощи взрослых. При неумении возрастает эмоциональное напряжение. Если у ребенка что-то не получается, он тут же заходится плачем. Проявляет упрямство, пытается всеми силами достичь цели.

К этому возрасту ребенок учится манипулировать родителями, поэтому необходимо устанавливать границы, меры дозволенного. Кроха в 1,3 года понимает слово «нет» и «нельзя». Отсутствие реакции – попытка испытать терпение родителей, посмотреть, что будет за непослушание.

Ребенок в 1,3 года активный и эмоциональный. Он не стесняется показывать свои эмоции – заливается смехом, когда счастлив, и громко плачет, если у него заберут игрушку.

Что умеет

Согласно календарю развития, ребенок в 1 год 3 месяца:

  • знает свое и имена близких людей, названия одежды, действий, некоторых бытовых предметов;
  • выполняет 1–2 поручения, например, может помахать «пока» или похлопать в ладоши;
  • по просьбе показывает части тела;
  • собирает пирамидку, строит башню или дом из кубиков;
  • выкладывает предметы из коробки и кладет обратно;
  • проявляет интерес не только к игрушкам, но и к предметам, которые есть в доме;
  • произносит слова, имитирует звуки, например, может «мяукать», «лаять», имитировать работу мотора авто;
  • лепечет, пищит, смеется во время игр;
  • проявляет чувства, например, бежит целовать маму после разлуки или злится, если заставляют делать то, что он не хочет;
  • торопится одеться, когда говорят о прогулке, может принести одежду, поднимает руки, ноги.

В 1,3 года появляется глубокая сосредоточенность, внимательность, однако ухудшается усидчивость. Ребенок может заиграться на 15–20 минут, а затем начинает бегать.

Как развивать

В год и 3 месяца необходимо развивать речь и моторику рук, поскольку они взаимосвязаны. С ребенком нужно постоянно разговаривать, рассказывать об окружающих предметах, не только произносить названия, но также говорить о свойствах, объеме, цвете. Малыш в 1,3 года должен распознавать цвета, находить пару, понимать форму, размер.

Развивающие игры:

  • складывать пирамидку;
  • строить башни из кубиков;
  • перекатывать мяч друг к другу;
  • играть с конструктором, состоящим из больших деталей;
  • складывать мягкие пазлы;
  • находить пару (по цвету, по форме).

Полезное видео о развитии ребенка от года до двух

Ребенку нужно читать книги, рассказывать сказки, стишки.

Нельзя запрещать играть с кухонными принадлежностями, вещами

Однако важно приучить кроху к порядку, чтобы он обратно складывал предметы, которые достал из шкафа

Прогулки на свежем воздухе

Рекомендации мамам по режиму дня новорожденного твердят, что свежий воздух необходим ребёнку. Даже 10-ти минутное пребывание на свежем воздухе насыщает организм ребёнка кислородом. Время пребывания на воздухе увеличиваем постепенно и зависит оно от времени года и места проживания семьи.

В сельской местности организовать гулянье легче, поставил коляску со спящим ребёнком с подветренной стороны во двор и можно заняться своими делами поблизости, не выпуская из вида коляску с ребёнком. Городским жителям так не повезло, но плюс тоже имеется, прогуливаясь с ребёнком, вы дышите свежим воздухом сами.

Чем занять себя на прогулке с ребенком

Можно найти массу полезных дел и развлечений, пока малыш мирно спит в колясочке. Читать, слушать аудио, изучать иностранный язык, общаться с другими мамочками, заниматься спортом.

Не стоит гулять вдоль проезжей части — загазованность воздуха, пыль, шум. Лучше найдите ближайший парк, сквер, сад и наслаждайтесь прогулками. В выходной день прогулки всей семьёй принесут огромную пользу для микроклимата семейных отношений.

Сон на балконе или лоджии

Не стоит заменять полноценную прогулку на свежем воздухе на сон в коляске на балконе, сквозняки и сложно угадать температуру на балконе, а это грозит ребёнку или перегревом, или переохлаждением. Никакой пользы такая «прогулка» не принесёт.Учим грудничка засыпать самостоятельно, используя рекомендации опытных мам.

Купание

Организуйте купание, как радостную и спокойную процедуру. Время купания можно увеличить до 15 минут в день.

Если раньше купание происходило в маленькой ванночке, то теперь иногда можно пустить ребёнка в «большое плавание», т.е организовать купание в большой ванне. Придерживайте головку ребёнка рукой и пусть он свободно побарахтается ручками и ножками в водичке.

Это ему принесёт колоссальное удовольствие, расслабит мышцы тела, снимет спазмы и колики в животике. После купания обычно детки хорошо кушают и могут проспать спокойно всю ночь.

Возможные проблемы

У ребенка в 1,3 года может диагностироваться задержка речевого развития или же синдром гипервозбудимости. Обе проблемы легко устраняются, если обратиться к специалистам: логопеду и неврологу. В первом случае помогут занятия с малышом, причем заниматься развитием речи могут родители.

При гипервозбудимости важен режим. Чтобы ребенок засыпал без капризов, необходимо за 2 часа до сна обеспечить спокойную обстановку, отказаться от активных игр.

Если малыш в 1,3 года сам не ходит, но стоит за ручку, то нужно заниматься развитием двигательной активности, стимулировать ходьбу игрушками. Иная ситуация, когда ребенок вовсе не встает, а только сидит или ползает. Его нужно показать педиатру.

Каждый возрастной период особенный для ребенка, он учится чему-то новому

Поверьте, новые умения даются ему нелегко, поэтому поддержка и внимание родителей для малыша 1,3 года крайне важна

Физиологические изменения

  • К двухмесячному возрасту у младенца начинают полноценно работать слюнные железы. И хотя их функционирование не настолько активное, чтобы вызывать образование большого количества слюны, но сосать грудь малышу становится комфортнее. Кроме того, за счет более плотного контакта ротовой полости малютки и маминой груди кроха меньше заглатывает воздух, что уменьшает проявление колик.
  • Пищеварительная система малыша активно развивается. У двухмесячного ребенка более активно вырабатываются пищеварительные соки и ферменты, развивается полезная микрофлора в кишечнике, меняется стул.
  • Физиологический гипертонус начинает угасать. Сначала он понижается в верхних конечностях, а чуть позже и в ножках. Также исчезает рефлекс ползания – если вы подставите ладонь под ступни малютки, лежащего на животе, ребенок уже не будет отталкиваться.
  • К двум месяцам начинают закрываться коммуникации, которые были в детском сердечке во время внутриутробного развития. Изменения происходят и в формуле крови ребенка.
  • Зрение малыша улучшается – кроха уже лучше видит все на расстоянии от 50 сантиметров, но предметы, которые быстро перемещаются, глаза малыша пока зафиксировать не умеют.
  • У ребенка бывает минимум 6 мочеиспусканий в день, а на стул ребенка влияет тип его вскармливания. Малыш, получающий мамино молоко, может испражняться от 1 раза в несколько дней до 12 раз в день, а частота выделения кала у деток-искусственников в среднем составляет 1-4 раза в сутки.

Особенности формирования правильного распорядка

Рассмотрим примерный режим дня ребёнка в 2 месяца:

  • 6:00 – в это время малыш просыпается, его нужно покормить, провести необходимые гигиенические процедуры: умывание, подстригание ноготков, замену подгузника.
  • 7:30 – 9:30 – сон.
  • 9:30 – 11:00 – кроха просыпается и хочет кушать. Сразу после кормления его необходимо подержать вертикально для предотвращения срыгивания.
  • 11:00 – 13:00 – прогулка, сон на свежем воздухе.
  • 13:00 – 14:30 – возвращение домой, приём пищи.
  • 14:30 – 16:30 – сон.
  • 16:30 – 17:30 – четвёртый приём пищи, подходящее время для развивающих занятий, игр.
  • 17:30 – 19:30 – сон.
  • 19:30 – 21:00 – приём пищи, купание.
  • 21:00 – 23:30 – время для сна.
  • 23:30 – 00:00 – последний приём пищи за сутки.
  • 00:00 – 6:00 – именно этот отрезок времени является идеальным для полноценного ночного отдыха крохи. Если сон ребёнка в 2 месяца среди ночи сменяется бодрствованием, капризами, причём это может происходить несколько раз, стоит покормить его.

Занятия для развития

Для стимуляции физического развития малыша родители должны использовать:

  • Массаж и легкую гимнастику.
  • Воздушные ванны. Кроху нужно уложить на пеленальный столик и полностью раздеть, оставив лежать без одежды. Начинайте с 1 минуты такой ванны, а затем постепенно повышайте длительность до 10 минут.
  • Прогулки на свежем воздухе в течение 2-4 часов ежедневно (длительность зависит от погодных условий).
  • Частое выкладывание на животик, чтобы ребенок тренировался удерживать голову.

Чтобы ребенок учился удерживать предметы, улучшал тактильную чувствительность и моторику, в его ручки регулярно вкладывают небольшие шарики из разного материала (дерева, резины, пластмассы и другого) с разным весом. Такие шарики могут быть мягкими и твердыми, гладкими или рельефными. Вам нужно вложить предметы в раскрытые ладошки ребенка и добиться, чтобы кроха рефлекторно их схватил. Шарики можно привязать к ленточкам и опускать их к ребенку, а когда малыш схватит предметы, тянуть их к себе, тем самым стимулируя ухватить шарики крепче. Шарики можно заменить палочками (гладкими или ребристыми) и вкладышами разной ткани.

Попробуйте сделать упражнение «Вот подарок малышу», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Для развития слуха младенца стоит использовать тихую классическую музыку, погремушки и колокольчики. Уложите кроху на спинку, возьмите в руку колокольчик и, держа его в 60-70 сантиметрах от груди малыша, сделайте несколько звоночков. Дождавшись затихания звука, сделайте еще два-три звоночка. Также можно привязать к колокольчику леску и перемещать его, стимулируя кроху искать глазами источник звука. Такие тренировки слуха можно проводить несколько раз в день, но после 3-4 дней занятий стоит сделать перерыв на неделю.

Для стимуляции органа зрения надевайте крохе яркую одежду и окружайте малютку предметами разного цвета. Подвесьте над кроваткой малыша яркие игрушки примерно в 50 сантиметрах от ребенка. Кроха не только будет разглядывать их, но и начнет пытаться схватить.

Познакомив малыша с обычным массажем, попробуйте применить для этой процедуры предметы, которые можно катать по телу малютки, например, гладкие палочки, небольшие мячики, карандаши. Если вы взяли для такого массажа крупный предмет, катайте его только по спине младенца, а маленькие предметы могут быть использованы для поглаживаний всего тела карапуза.

Для «самомассажа» можно рассыпать на пеленальном столике крупу (пшено, рис, гречку, фасоль) и уложить на нее малютку спинкой вниз. Если ручки крохи пока не очень ловкие и не смогут ухватить крупинки, можете выкладывать на крупу кроху и на животик. Двигаясь по такому массажирующему материалу, ребенок будет развивать тактильную чувствительность.

Чем занять 2-х месячного ребенка во время бодрствования

Продолжаем выкладывать на животик перед каждым кормлением, малыш поднимает и пытается держать головку, тренируя тем самым мышцы шеи и спины. Стимулируем физическую нагрузку малыша, передвигая перед глазами яркую игрушку влево, вправо, вверх, малыш уже не просто следит за игрушкой глазами, он пытается тянуться за ней, напрягая тем самым мышцы. Озвучиваем все свои действия, малыш прислушивается к речи, безошибочно угадывает интонацию.

Поём сами, если музыкальные способности позволяют вам это делать, в противном случае, лучше дать слушать специальную детскую музыку и песенки. Есть отличный сборник «Классика для малышей» В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, П.И.Чайковский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector