Ребенок в год не говорит

Как заниматься с ребенком с отставанием в речи

Если вы обратились к специалистам, они распишут вам все необходимые действия для устранения задержки речи. Но вы всегда можете дополнить своими занятиями с ребенком дома или в том случае, когда у медиков нет претензий и диагнозов. Помочь ребенку в 3 года с устной речью все-таки нужно, есть эффективные методики:

о пользе развитии мелкой моторики и пальчиковых упражнений написано много. Мы лишь повторим, что когда происходит стимуляция нервных окончаний, находящихся на подушечках пальцев, одновременно происходит воздействие и на речевой центр. Поэтому все, что связано с руками – это самые лучшие упражнения для развития речи. Лепка, рисование пальчиковыми красками, аппликации, даже простой массаж – это все простые, интересные и очень полезные для ребенка занятия;
методика Глена Домана, разработанная когда-то для детей-аутистов нашла свое применение и в раннем развитии здоровых детей. Попробуйте показывать ребенку картинки 5-10 минут в день, и вы расширите словарный запас;
логопедические карты. Организация общения с малышом по темам, нарисованным на рисунках (картах)

Всегда реально превратить занятие в веселую игру и поощрять ребенка важными и интересными для него вещами (сладостями, вниманием мамы, улыбкой и т. д.);
в арсенале производителей детских развивающих игр можно отыскать подходящую именно вам и вашему ребенку игру, например, «Цветное домино», «Цветное лото», «Маленький художник» и т

д.

Самое главное, помнить, что любому ребенку нужна мамина любовь и забота, и именно благодаря им он сможет справиться со своими трудностями, как бы плохо он ни говорил.

https://youtube.com/watch?v=0UzkzO9UMC8

Что делать, если ребенок плохо говорит

  1. Убедиться, что ребенок действительно плохо говорит. Не просто хуже, чем его сверстник из песочницы, а именно плохо, так как не соответствует по большинству пунктов, указанных выше.
  2. Выяснить, хорошо ли ребенок слышит. Самая основная причина расстройства устной речи – это нарушение слуха. Если же ребенок хорошо отзывается на звуки, слышит и распознает их, реагирует на ваш голос, то проблем со слухом нет.
  3. Выяснить, нет ли других отклонений умственного и физического развития. Все ли действия, свойственные его возрасту, может сделать малыш.
  4. Пройти консультацию у участкового педиатра. И если ранее претензий к его развитию не было, то, возможно, и сейчас проблема скорее преувеличена. В любом случае доктор «считает» какие-то отклонения намного быстрее и объективнее, чем взволнованная мама.
  5. Если проблем со слухом нет, но ребенок плохо связывает звуки в слова, а слова в предложения, то уже без консультации невропатолога и назначенного им обследования мозга не обойтись. И именно в этом случае действует принцип «чем раньше, тем лучше».
  6. Если же ребенок не выговаривает какие-то конкретные буквы, то уместным будет посещение и логопеда, и невролога.

Мнение докторов

Известный педиатр Комаровский утверждает, что большинство детей начинают произносить звуки и буквы со смыслом в возрасте 1 года. Но есть абсолютно здоровые дети, которые не спешат говорить. Большую роль играют особенности темперамента, что является генетически обусловленным. Спокойные дети долгое время принимают наблюдательную позицию, созерцая мир вокруг. Лишь после подробного изучения окружающего они начинают высказывать свою точку зрения.

Позднее начало говорения еще не является признаком умственной отсталости. Действительно, дети с нарушением умственного развития склонны к позднему началу выражения своих мыслей. В то же время раннее появление речи еще не говорит об отсутствии умственной отсталости.

Когда нужно обращаться к врачу

Вообще, критическим возрастом, когда стоит бить тревогу, если ребёнок не разговаривает, многие медики называют три года. Но только при условии, что малыш здоров, во всех остальных отношениях нормально развит. Если есть какие-то сопутствующие очевидные нарушения — это нужно сделать раньше.

Некоторые проблемы становятся заметными в раннем возрасте. Например, нарушения слуха очевидны уже в младенчестве: малыш не реагирует на хлопанье в ладоши, звучание погремушки и пр. В этом случае, конечно же, нужно незамедлительно обращаться к отоларингологу и сурдологу.

Кроме того, важны следующие показательные моменты:

В первые восемь месяцев жизни младенец не произносит никаких звуков.
В 10–14 месяцев не реагирует на обращённые к нему слова, даже не оборачивается. Если взрослый задаёт вопросы «где?» (просит указать на знакомый предмет домашней обстановки), то реакции также не следует

Чтобы привлечь к себе внимание кроха использует не звуки, а только плач.
В 14–18 месяцев не показывает свои части лица (носик, глазки и пр.), не различает на слух окружающие предметы, не может показать их на картинке.
В 1,5–2 года малыш не может выполнить элементарные словесные инструкции взрослого (например, «Возьми мячик и дай его мне»).
В 2–3 года малыш не может сложить слова в простое предложение: «Мама, дай», «Мама, пойдём на улицу». То есть отсутствует фразовая речь .
В 3–4 года кроха не способен произнести распространённое предложение — то есть состоящее из подлежащего, сказуемого и дополнения (например, «Папа ушёл на работу», «Машинка закатилась под стол»)

Кроме того, многие звуки произносятся неправильно.

Аномалии строения артикуляционного аппарата может заметить педиатр, а также стоматолог (например, в один год ребёнка обязательно осматривают несколько специалистов, в том числе зубной врач).

Если ребёнку исполнилось три года (а тем более четыре, если родители не обращались к врачу раньше) и он не разговаривает, невропатолог назначит необходимые исследования. После исключения проблем со слухом и артикуляцией скорее всего проведут исследования головного мозга (компьютерная томография и прочие процедуры). По их результатам доктор назначит необходимое лечение: медикаментозные препараты, физиотерапию и пр.

Однако иногда после обследования может оказаться, что малыш физиологически здоров. В этом случае понадобится консультация психолога (конечно же, вместе с мамой, которая будет отвечать на все вопросы) — возможно, причина проблемы кроется в упомянутых ранее социальных факторах, специалист посоветует, как исправить ситуацию, и малыш заговорит (возможно даже «в один день», как это иногда бывает).

Если ребёнок не разговаривает до трёх лет (при отсутствии сопуствующих проблем), нужно обращаться к врачу

Видео: когда и что делать, если ребёнок не говорит (объясняет доктор Е. Комаровский)

Специалисты выделяют множество причин, по которым может тормозиться речевое развитие ребёнка. Оказывать влияние способны самые разные факторы: от коммуникативной обстановки в семье до серьёзных патологий. Соответственно, одни моменты родители могут откорректировать самостоятельно, а в некоторых ситуациях помочь может только врач.

Индивидуальные особенности, пол и наследственность

Иногда долгое молчание обусловлено индивидуальной особенностью ребёнка. Несомненно, каждый малыш уникален и развивается согласно своему определённому темпу и графику (наряду с существующими средними нормами). Одни дети очень рано начинают ходить, а вот разговаривают позже, у других — всё происходит как раз наоборот. К примеру, ребёнок не разговаривает до двух лет, а потом за полгода догоняет в этом отношении своих сверстников, которые начали «болтать» ещё в год.

Подобная задержка речевого развития называется темповая. Малыш сам по себе здоровый, не имеет отклонений, но входит в нужное «русло» развития с некоторым опозданием. Однако специалисты всё-таки списывают на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы.

Ребёнок может быть совершенно здоров, активно двигаться, но в силу индивидуальных особенностей начать говорить с некоторым опозданием

В ясельную группу с моим сыном одновременно пришла одна девочка. Она не говорила ни одного слова и в целом вела себя довольно странно (не шла на контакт с воспитателями, даже проявляла агрессию, совершенно игнорировала других детей, режимные моменты и пр.). Шло время, а она оставалась на том же уровне развития. Её мама уверяла, что старший ребёнок в таком же возрасте вёл себя аналогично, а потом всё наладилось, и он прекрасно пошёл в школу. Между тем воспитатели, медицинский работник и методист дошкольного учреждения убеждали женщину обратиться к врачу, но она упорно отказывалась. В конце концов она, по-видимому, сделала это. Ребёнок перестал посещать детский сад и в школу на сегодняшний день не ходит (очевидно, было выявлено какое-то серьёзное неврологическое нарушение).

Малыши бывают молчунами и в силу наследственного фактора. Если один из родителей поздно начал говорить, то очень вероятно, что и его чадо поведёт себя так же.

Если один из родителей был молчуном, то очень вероятно, что и ребёнок поведёт себя также

Интересно, что задержка речи в основном характерна для мальчиков. Это имеет научное обоснование. У будущих мужчин пучок нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, тоньше и развивается медленнее, чем у девочек (при том, что каждое из полушарий развито хорошо). Из-за этого затруднён обмен информацией между полушариями: трудно облечь свою мысль в словесную форму. Поэтому мальчишки в целом начинают говорить позже, чем девочки — в среднем на четыре месяца. Виной всему — гормон тестостерон, особенно если его показатели превышают средние показатели. Впоследствии же развитие обоих полов выравнивается.

Интересно, что у девочек проблемы с речевым развитием возникают гораздо реже, чем у мальчиков

Социальные причины

Социальные причины задержки речевого развития в целом представляют собой обстановку в семье, степень внимания, оказываемого ребёнку. Здесь можно выделить следующие конкретные моменты:

Отсутствие мотивации

У малыша просто нет необходимости разговаривать, словесно выражать свои мысли. Это бывает, когда родители излишне опекают кроху, угадывают каждое его желание исходя из мимики и жестов, все капризы исполняются мгновенно. На эту тему есть множество анекдотов из серии «повода не было» или «а до сих пор всё устраивало».

Особенности общения в семье

Если родители сами по себе общительные, много разговаривают друг с другом и с ребёнком, то велика вероятность того, что малыш заговорит рано. Причём вовсе не обязательно заниматься с ним какими-то специальными упражнениями. Достаточно подробно проговаривать все действия при кормлении («это кашка, а это котлетка»), одевании («какие красивые ползунки, рубашечка» и пр.), и прочих процедурах, болтать с младенцем, задавать ему вопросы и самим же отвечать на них. Пассивный словарный запас крохи будет постоянно пополняться ещё даже на этапе доречевого развития.

Для полноценного речевого развития важно всё время разговаривать уже с грудным ребёнком

И наоборот, бывает так, что мама и папа молчаливые, угрюмые, не разговаривают с ребёнком, а только исправно выполняют необходимые процедуры ухода за ним. Малыш не слышит обращённой к нему речи, и говорить начнёт поздно (ситуацию может исправить, например, поступление в детский сад).

Когда я работала в детском саду воспитателем, в группе была девочка. Её родители были очень своеобразными: почти всегда молчали, особенно мама, никогда не улыбались, не интересовались жизнью группы, успехами дочери: редкие вопросы задавались исключительно «по делу». Как и следовало ожидать, у девочки была совершенно такая же манера поведения и общения: из неё трудно было вытянуть слова, не говоря уже об ответах на занятиях.

Противоположный пример — внук нашей соседки. Сама она чрезвычайно разговорчивая, особенно любит вечером выйти на площадку и там громко вести беседы со своим мужем. Мальчик часто подолгу живёт у неё, особенно летом. В результате уже в полтора года рот у него точно так же «не закрывался», причём он подмечал вокруг все мелочи и озвучивал их, разговаривая при этом распространёнными и сложными предложениями.

Двуязычная семья

Если ребёнок слышит вокруг себя речь на двух языках, то ему нужно время, чтобы отделить один язык от другого. Поэтому он может начать говорить с опозданием, равно как и строить распространённые и сложные предложения. Более частыми будут ошибки в грамматическом построении фраз.

В билингвальных семьях дети часто начинают разговаривать позже

Неблагоприятная атмосфера в семье

Причиной «молчаливости» могут быть частые ссоры родителей, сильный испуг. Ведь для гармоничного развития ребёнку необходимы положительные эмоции. Источником проблемы может быть и постоянно работающий телевизор в доме: человеческая речь в этом случае становится просто фоном, малыш в неё не вслушивается.

Как всегда свою роль может сыграть стрессовый фактор, например, частые ссоры родителей

Негативизм у ребёнка

Некоторые взрослые, стремясь «разговорить» кроху, настолько настойчивы (десятки раз проговаривают одно и то же слово и заставляют ребёнка делать то же самое), что добиваются обратного результата: малыш молчит из протеста, замыкается в себе, особенно если он по характеру упрямый и не любит уступать.

Иногда взрослые слишком усердствуют в стремлении разговорить ребёнка, и он молчит в знак протеста

Как помочь малышу заговорить


развивающие методики могут быстро развить речь ребёнка

Первое, на что следует обратить внимание — это жизненный уклад вашей семьи. Вы должны создать обстановку, в которой ребёнок захочет либо будет вынужден заговорить

Гиперопека в этом случае — точно не ваш помощник. Для скорейшего развития речи нужно создать обстановку, где в центре внимания будет не ребёнок (в этом случае у него часто просто нет необходимости в речи), а предметы и их свойства. Побуждайте малыша к исследованиям, учите давать характеристики предметам, привязывать определённые звуки к различным существам.

Будьте внимательны к ребёнку — возможно, вы сами найдёте оптимальный вариант, который будет наиболее уместен именно в вашем случае. В случае с моим третьим ребёнком, когда я заметила, что ему нравится подпевать различным исполнителям, я стала включать для него развивающие песенки. Уже через две недели словарный запас ребёнка заметно увеличился.
Озвучивайте всё, что вы делаете. Называйте предметы и их свойства, свои действия

При этом важно, чтобы ребёнок не просто видел и слышал то, что вы делаете, а был непосредственным участником происходящего. Не должно возникать ситуаций, когда вы говорите, будто сами с собой.
Любую попытку говорить — приветствуйте

Проявите внимательность, покажите, что вам важно и интересно то, что говорит ваш ребёнок. Не смейтесь над его несовершенной речью, это может надолго отбить желание разговаривать.
Обеспечьте ребёнку общение со сверстниками
Если он пока не посещает детский сад, чаще выводите его на детские площадки.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики. Развивающие игры в этом направлении стимулируют речевую активность.
Читайте вместе детские книги, рассматривайте иллюстрации, описывайте их как можно более подробно: «Это собачка
Вот её носик. Носик чёрный».
Приобщайте ребёнка к беседе, задавайте ему вопросы: «Как говорит собачка?», «Кто пришёл с работы?»
Ставьте ребёнка в условия, где для того, чтобы получить желаемое, ему нужно попросить об этом. Делайте вид, что не понимаете до тех пор, пока не услышите: «Дай!». Но не переусердствуйте, доводить малыша до истерики настойчивыми требованиями говорить нельзя.

Примеры игр для развития речи

Театр. Вы можете попробовать разыграть кукольный театр, надев на руку варежку-игрушку либо за её отсутствием, говорить от имени любимой игрушки ребёнка. Пусть игрушка поздоровается с малышом, расспросит его о семье: «Как зовут твоего папу?», «Где сейчас твой папа?», «Как зовут твоего братика?».

Закончи слово. В различных ситуациях провоцируйте ребёнка заканчивать за вами простые слова. Например: «Кто пришёл с работы? Па…» — здесь обратите взгляд на ребёнка, просите его произнести недостающий слог.

Пластилин. Этот материал станет для вас незаменимым для развития речи. Лепите вместе с ребёнком, озвучивая свои действия: «Давай сделаем кису. Это будет носик… Но…» просите закончить за вами. Давайте малышу лепить вместе с вами. Вылепите простые фигуры: шар, квадрат, скатайте палочку. Для него это будет идеальным занятием для развития моторики. Не бойтесь, что ребёнок всё вокруг испачкает. Сделайте этот процесс ритуалом, где лепить нужно на досточке и нигде больше. Дети в этом возрасте ус удовольствием участвуют в ритуалах.


развитие мелкой моторики

Кто говорит? Рассадите игрушки на диване. Издавайте звуки, характерные для животного и просите указать на эту игрушку. «Мяу! Кто говорит мяу? Кися! Как говорит кися?» Просите малыша произнести название животного, а потом наоборот — какие звуки издаёт животное.

Снежинки. Сделайте несколько импровизированных снежинок (разорвите ватный диск, салфетку на несколько частей), положите их на ладонь, затем сдуйте с возгласом: «Снежинки полетели!». Потом просите ребёнка сдуть их самостоятельно. Такая игра укрепит лицевые мышцы, которые участвуют в артикуляции. Но не играйте слишком долго: пять–шесть раз — после небольшой перерыв. От такой игры у ребёнка быстро закружится голова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector