30+ техник масляной пастели

Планшет

Если вы используете в качестве поверхности для пастели бумагу, то её лучше всего закрепить на планшете, чтобы лист не сдвигался во время рисования.


Поверхность планшета должна быть гладкой и по размеру больше, чем лист бумаги, на котором вы собираетесь рисовать. Планшеты могут быть из фанеры, оргалита или пластика, а также с зажимом для бумаги или без него. Но будьте осторожны с использованием зажимов для бумаги, так как они могут оставлять вмятины (особенно на велюровой бумаге). Кроме того, пастель будет забиваться под зажим, и если вы собираетесь задействовать бумагу под ним дальше в своей работе, то пятно под зажимом будет очень трудно убрать или закрасить. Поэтому для закрепления листа на планшете лучше использовать бумажную липкую ленту и приклеивать ею лист к планшету по периметру. При таком закреплении листа он не будет сдвигаться при работе.

Архив

АрхивВыберите месяц Август 2020  (1) Июль 2020  (1) Май 2020  (1) Апрель 2020  (1) Март 2020  (2) Февраль 2020  (1) Декабрь 2019  (2) Август 2019  (1) Май 2019  (1) Апрель 2019  (1) Февраль 2019  (1) Декабрь 2018  (1) Октябрь 2018  (1) Сентябрь 2018  (1) Август 2018  (1) Июль 2018  (1) Июнь 2018  (1) Май 2018  (1) Апрель 2018  (3) Март 2018  (1) Февраль 2018  (1) Январь 2018  (2) Декабрь 2017  (3) Ноябрь 2017  (1) Октябрь 2017  (2) Сентябрь 2017  (1) Август 2017  (1) Июль 2017  (2) Июнь 2017  (3) Май 2017  (3) Апрель 2017  (2) Март 2017  (3) Февраль 2017  (4) Январь 2017  (3) Ноябрь 2016  (4) Октябрь 2016  (3) Сентябрь 2016  (4) Август 2016  (3) Июль 2016  (2) Май 2016  (1) Апрель 2016  (2) Март 2016  (8) Январь 2016  (1) Октябрь 2015  (2) Сентябрь 2015  (2) Май 2015  (3)

Разновидности

Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. Также масляную пастель часто используют для набросков и зарисовок, так как она отлично растушёвывается и даёт мягкую линию. Однако такое применение данной техники требует по большей части специальной шероховатой бумаги, а также дальнейшего закрепления рисунка лаком во избежание отпечатков. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается исходя из задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов, хотя в ряде работ под определённые задачи она уместна и также доступна для художника. В «сухой» пастели художники также используют приём, когда при тонком наложении слоя пастели цветная или белая бумага просвечивает через штрихи или растушёвку и даёт как бы «свет изнутри». Такой приём можно встретить в пейзажах и портретах.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага — предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата или альбомом-склейкой; пастельная доска — выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа. Также такая бумага наиболее популярна из-за большого выбора как цвета, так и размера отдельного листа. Можно использовать и бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе. В продаже имеется специальная бумага для пастели с различной текстурой под определённые задачи. Каждая такая бумага имеет свою степень шероховатости и расположения зерна в бумаге. От выбора бумаги будет зависеть вид итоговой работы; на сплошной, гладкой бумаге пастель не будет работать. Пигмент при растирании мелка об бумагу должен проваливаться в углубления (место между зёрен), так пастель приобретает глубину и свою индивидуальную бархатистость, за которую так и ценят этот материал.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Так как пастель не самый кроющий материал из возможных, рисунок под неё должен быть лёгким, чтобы штрих от пастели мог перекрыть линию карандаша. В частых случаях предварительный рисунок делают или самим пастельным мелком, очень схожим с цветом бумаги, или очень светлым по тону, или достаточно твёрдым карандашом (HB — H4 и далее). Если карандаш будет недостаточно твёрдый, то при дальнейшем покрытии пастель будет смешиваться с карандашом и давать «грязь» (нечистый цвет), что в технике пастели непозволительно. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба (белый, без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

История возникновения

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы

Термин «пастель» впервые появился в истории искусства в трактате Дж. П. Ломаццо «Об искусстве живописи» (1584), в котором он описал способ рисования «a pastello» и упомянул, что Леонардо да Винчи пользовался для подготовительных рисунков к своим картинам цветными карандашами (хотя это ещё не была пастель в современном значении слова), а также чёрным итальянским карандашом и красной сангиной. Тем не менее, родиной пастели следует считать Францию, поскольку в середине XVII века настоящей пастелью стал рисовать художник Даниэль дю Монтье .

В XVIII веке пастель становится самостоятельной техникой и получает особую популярность во Франции, где её использовали такие известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден, позднее Грёз, Жан Этьен Лиотар, Жан Юбер, Делакруа, а также в Англии (Фрэнсис Котс не только работал в этой технике, но и усовершенствовал технологию производства красок). Выдающимся пастелистом была и итальянская художница Розальба Каррьера. Среди её учеников — крупнейший пастелист Швеции Густаф Лундберг. Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века.

Шедевром искусства пастельного рисунка является знаменитая «Шоколадница» — произведение Ж. Э. Лиотара. Оно отличается столь тонким колоритом и отсутствием видимых штрихов, что многие принимают этот рисунок, сделанный на пергаменте, за живопись. Наиболее распространённой в классическом искусстве является техника «трёх карандашей» — сочетание сангины (или красной пастели), белого мела и чёрного, итальянского карандаша.

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром, после чего пастель размягчалась и её можно было растушевывать кистью или пальцами. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.

Разновидности материала

Для пастельной живописи нужно выбрать определенный материал, чтобы у вас получилась прекрасная картина. Пастель бывает трех видов:

  • масляная;
  • восковая;
  • сухая.

И масляную, и сухую пастель изготавливают путем прессования. Только в масляную добавляют льняное масло и пигмент, а в основе восковой — воск высокого качества с добавлением пигментов.

Масляную пастель используют для учебных целей, сухой вариант подходит для учебных и художественных целей. При рисовании сухой пастелью применяют метод растушевки, что позволяет создавать плавные переходы и нежные оттенки.

Этот вариант пастели существует двух видов: твердая и мягкая. Мягкая состоит из чистых пигментов и небольшого количества связующего компонента. Ей удобно делать широкие штрихи насыщенного цвета. Твердые мелки реже ломаются, потому что в их состав входит большое количество связующего вещества. Ими удобно создавать рисунок, потому что можно сделать как тон, так и прорисовку тонких деталей.

Для пастельной живописи нужно правильно подобрать бумагу. Для этого обычно используют цветную бумагу для пастели. Тон бумаги нужно подбирать с учетом особенностей рисунка. Почему не используют белую бумагу? Потому что с ней сложнее оценить насыщенность основных цветов.

Для рисования пастелью есть три вида бумаги:

  • наждачная — ее используют для создания художественных работ, приобрести ее можно в большом формате;
  • пастельная доска — состоит из маленьких частиц пробки;
  • бархатная бумага.

Чтобы защитить пастельный рисунок от осыпания, его фиксируют при помощи обычного лака для волос или особого фиксатора. Цвета становятся не такими мягкими и более глубокими.

Об этой статье

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 14 человек(а). Количество просмотров этой статьи: 21 213.

Категории: Хобби и рукоделие

English:Paint With Pastels

Español:pintar con crayones pastel

Italiano:Pitturare con i Pastelli

Français:dessiner avec des pastels

Bahasa Indonesia:Melukis dengan Pastel

العربية:التلوين بألوان الباستيل

Čeština:Jak kreslit pastely

हिन्दी:पैस्टल्स (Pastels) से पेंट करें

Nederlands:Schilderen met pastelkrijt

ไทย:วาดรูปด้วยสีชอล์ก

Печать

Сухая пастель

Представляет собой чистый пигмент. В данном случае в качестве связующего вещества в состав добавляют твердое вещество, например, раствор гуммиарабика. В зависимости от количества твердого связующего вещества в составе сухая пастель может быть мягкой или твердой. Однако чтобы пигмент не потерял своего цвета, связующего вещества добавляют ровно столько, сколько нужно, чтобы мелки сохраняли свою форму.

Набор сухой пастели

Выпускается она чаще всего в виде разноцветных мелков. Наиболее часто используется в живописи. Легко наносится и смешивается с другими цветами на бумаге. Рисунок сухой пастелью всегда получается матовым из-за включения в ее состав мела. Чем мягче такая пастель, тем более яркий цвет будет получаться во время рисования.

Мягкие мелки очень легко крошатся. С ними трудно работать, если нет практики. А вот твердые мелки практически вообще не крошатся, но имеют менее насыщенный и не такой глубокий цвет.

Виды пастели

Упомянув несколько видов пастели, нужно обязательно поговорить о каждом из них чуть более подробно. Чаще всего пастель встречается в виде небольших мелков, которые варьируют по толщине и форме сечения. Обыкновенно они выпускаются, как палочки одинаковой консистенции, часто даже без обёртки, но существуют и продвинутые версии. Например, пастельные карандаши, где та же самая масса заключена в более привычную и удобную форму для рисования. Но более распространены и узнаваемы, конечно, простые тонкие мелки, округлые или квадратные на срезе.

Основное разделение пастели на подвиды обусловлено её консистенцией и составом: твёрдостью или мягкостью.

Так можно перечислить до четырёх разновидностей пастели:

  1. мягкий, 
  2. твёрдый,
  3. сухой,
  4. масляный сорт.

Они варьируются ещё на стадии заготовления, когда в один вид добавляют меньшую концентрацию скрепляющих веществ, вроде смолы или клея.

В мягких видах пастели содержится преимущественно пигмент с добавлением небольшого объёма клеевого раствора, и такие бруски дают очень насыщенный и сочный цвет, широкий просто для тушевания и лёгкую покраску.

Твёрдая включает больше закрепляющей основы, поэтому у такого типа повышается механическая прочность, и с твёрдой пастелью возникает меньше казусов по поводу поломки брусков. Благодаря прочности она идеальна для исполнения тонких деталей рисунка, потому что палочки способны сохранять острые грани гораздо лучше. Вынося на обсуждение подробно каждый вид пастели, перечислим их прочие плюсы и минусы.

Твердая пастель

Твёрдая. Именно эта пастель удостоена чести выпускаться и в форме пастельных карандашей, кажущихся более привычными глазу. Она пригодна для штриха, для тонких линий, мелкой детализации рисунка. Консистенцию имеет жёсткую, даёт менее яркий цвет, чем проигрывает мягкой. Твёрдая пастель не крошится так просто и позволяет художнику даже затачивать её при надобности (именно поэтому ею порою наполняют карандаши с деревянной оправой). Оптимальна также для выполнения эскизов и скетчей и конкретизации контуров изображения на бумаге, завершительного акцентирования мелочей.

Мягкая пастель

Клеящие вещества доведены до минимума, такого рода брусочки очень ломкие и сыпучие. Падения совсем не переносит и тут же разбивается на части, что весьма печальный недостаток по сравнению с твёрдой, эластичной и чуть более прочной пастелью. Зато мягкая текстура способствует превосходной фиксации цвета на бумаге, и большая концентрация пигментов делает его весьма насыщенным.

Самое знаменитое и отличаемое визуальное качество пастели сильно выражено в этом типе – воздушность и бархатистость, мягкость краски. Для препятствования смешиванию и осыпанию таких мелких частиц можно покрывать каждый отдельный слой распыляющимся лаком или другим фиксатором, и тогда рисование мягкой пастелью будет в удовольствие.

Масляная пастель

По виду очень напоминает родственные ей восковые мелки и привносит в работу сочные, натуральные цвета, которые сравнимы с настоящей масляной живописью. У неё особенная текстура на основе льняного масла, с помощью которой можно добиться совершенно глубоких и насыщенных красок на холсте.

Нередко в паре с такой пастелью применяют растворитель, а ещё обязательным дополнением к масляной пастельной краске служит бумага, обладающая достаточной шероховатостью, потому что она плохо ложится на обыкновенную основу и не поддаётся растушёвке. Зато подобная эластика масляных пастельных палочек практически не пачкает руки во время работы, избавляя от неприятностей и грязи, которые случаются с прочими видами.

Разные источники прибавляют в этот небольшой список и другие подразделения пастели, например, пастель на основе воска, чернил или акварели (допускающая соответствующее размывание).

Муштабель

Муштабель — это приспособление, которое используется для поддержки руки, чтобы избежать прикосновения к  рабочей поверхности. Она особенно полезна при работе над мелкими деталями, когда на поверхность под рукой уже нанесена пастель. Как правило, муштабель — это палочка с закрепленным на конце шариком, который обернут кожей или замшей. Кожа или замша способствует тому, что муштабель не скользит по поверхности, на которую она опирается.

Вы можете купить муштабель в магазине или сделать сами. Палочка может быть из любого материала, который есть у вас под рукой, а длина её определяется величиной картины. Совсем необязательно она должна быть круглой. Главное — чтобы вам было удобно держать её в руке. Если палочка будет очень тонкой, то рабочей руке будет неудобно на ней лежать. Наконечник может быть из любого материала: дерево, силикон, пробка, пластик и т.д. Если материал наконечника нескользящий (силикон, резина), то оборачивать замшей или кожей необязательно.

Море и его обитатели

Из водных обитателей начинающим художникам можно попробовать изобразить дельфина или осьминога.

Дельфин

Нужно взять лист бумаги, карандаш НВ, ластик и пастельные мелки: светло-голубой, темно-синий.


Рисунки масляной пастелью для начинающих: дельфин

Этапы выполнения следующие:

  1. Снизу вверх слева направо нужно провести наклонную линию. Это будет спина.
  2. Справа от линии следует нарисовать круг. Это будет голова.
  3. Обозначить туловище. Для него снизу от круга начинается линия в форме дуги. Она проходит налево и соединяется с другой дуговой линией.
  4. Парой коротких дуг обозначить нос – вытянутую часть головы. Эти дуги вместе с участком самой головы должны образовать подобие треугольника.
  5. Дорисовать несколько таких же «треугольников», образованных дуговыми линиями возле туловища. Нарисованный вверху, станет верхним плавником, а 2 других должны быть внизу: они станут нижними плавниками.
  6. Слева с закруглением нарисовать хвост «ласточкой».
  7. Ластиком удалить ненужные линии.
  8. Навести контуры.
  9. Дорисовать элементы головы – глаз и рот.
  10. Заштриховать светло-голубой пастелью всего дельфина. С помощью темно-синего мелка рисунок сделать насыщенным.
  11. Аккуратно ластиком убрать лишний тон в нижней части туловища и хвоста.

Осьминог

Чтобы нарисовать осьминога, потребуется:

Сделать легкий контур карандашом.

  • Залить фон. После закрашивания должны оставаться пробелы.
  • Круговыми движениями растушевать цвета. Начинать следует со светлых пятен.
  • Нанести второй слой.
  • Сгладить цвета. Для этого можно использовать хлопковую ткань.
  • Белой краской нанести несколько дополнительных пятен. Их также рекомендуется растереть хлопком.
  • Работа с самим осьминогом проводится по тому же принципу: сначала пятна, потом – проработка. Слоев также должно быть несколько.

Виды

С выбором данного материала не все так просто – художественная пастель для рисования на выпускается сразу в нескольких разновидностях, каждая из которых имеет собственное назначение. Чаще всего по консистенции пастель делят на мягкую и твердую, а то, к какому конкретному подвиду относится вещество, определяется еще на этапе производства простым изменением пропорций – либо больше красителя и меньше соединяющего вещества, либо наоборот.

Для детей чаще покупается мягкая пастель – процент краски в составе здесь максимально высок, поэтому любой рисунок, выполненный с помощью такого вещества, выглядит очень ярко и привлекательно, и, конечно же, не требует практически никакого нажатия.

А вот профессиональная пастель всегда твердая, из нее делают как более привычные пастельные мелки, так и пастельные карандаши. Данная субстанция значительно прочнее – она обладает настолько высокой плотностью, что кусочки можно даже затачивать, чем активно пользуются профессиональные художники, используя такой вариант для прорисовки мелких деталей, штриховки и других аналогичных целей.

Шансов, что такой брусок поломается сам, куда меньше, однако всегда стоит помнить, что след от него обладает совсем не такой привлекательной яркостью, да и далеко не на любую бумагу его стоит пытаться наносить.

Классифицируется пастель, конечно же, и по комплектации. Профессиональные художники обычно приобретают либо огромного размера наборы с десятками различных оттенков, либо покупают материал для рисования поштучно, просто пополняя те запасы, что у них уже есть, нужными цветами. Конечно, ребенку тоже можно покупать штучные пастельные мелки, однако если он только учится рисовать, а это – еще и первая его пастель, то для начала лучше приобрести сравнительно небольшой набор – 10-18 цветов, максимум – 24.

Другое дело, если данное увлечение – всерьез и надолго: тогда можно брать наборы по 36-48 цветов, и хотя обойдутся они значительно дороже, стоит учитывать, что вес у них тоже куда больше. Можно однажды купить такой большой набор, а затем просто по мере надобности пополнять его поштучными оттенками.

Наконец, следует учитывать, что большинство красителей в мире созданы не только для рисования на плоскости, а еще и для украшения каких-либо трехмерных объектов, и пастель вовсе не является исключением. В частности, с ее помощью можно раскрашивать поделки, изготовленные из ткани. Например, она часто используется для придания законченного эстетического вида цветам из фоамирана.

Если говорить конкретно об этом материале, то он обладает весьма гладкой поверхностью, соответственно, краситель для него лучше выбирать мягкий, оставляющий выразительный след. Тем не менее, в данной отрасли искусства выбор пастели очень сильно зависит от того, какой именно ткани было отдано предпочтение, так что эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector