Самые любимые и забавные отрицательные персонажи в советских мультфильмах

Ябеда-Корябеда

Всегда подтянута, спортивна, всегда бодра, свежа, неистощима на выдумки, проделки и «каверзы».

Каверзы? На вас не угодишь: суровый порядок — это слишком скучно, а пара-тройка пакостей — уже недопустимо.

Ил. А.Семёнова к собственной книге«Ябеда-Корябеда, её проделки и каверзы»

Кто же ещё поможет детям лениться, ссориться, жадничать, ябедничать и сваливать вину на другого? Опять не по душе? Тогда подумайте хотя бы, сколько труда уходит на то, чтобы руководить ватагой непутёвых агентов и бестолковых лазутчиков.

Тонко организованная волшебница — и сама прекрасный организатор. Секрет успеха прост — утренняя зарядка плюс вера в себя. Вот Ябеда-Корябеда смотрится в зеркало и бормочет: «Красота — это всё!»

Ну, а надоеде Мурзилке мы при случае покажем!

Семёнов, А. И. Ябеда-Корябеда, её проделки и каверзы / А. Семёнов ; рисунки автора. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2013. — 288 с. : ил.

Контрпример — лучший пример

Никто не любит, когда ему навязывают какую-то «правильную» модель поведения. Будь умницей, слушайся маму, не обижай девочек, не гуляй допоздна и так далее. Такой подход плох тем, что он базируется на запретах и приказах. А им хочется противиться.

Именно по этой причине однозначно положительные герои часто вызывают негатив или равнодушие. Они слишком приторно-правильные, их образы связаны с неприятным поучением, и дети это чувствуют так же, как и взрослые.

Сравните абсолютно положительного персонажа Алешу Поповича и неоднозначного коня Юлия, который то и дело впутывает в неприятности всю компанию («Алеша Попович и Тугарин Змий») — не нужно говорить, у какого персонажа больше фан-клуб.

Контрпример, в отличие от примера, не поучает. Отрицательные герои показывают свои плохие стороны, действуют эгоистично, коварно или грубо — а мы просто видим последствия такого поведения. Зло наказано, жадный остался ни с чем — в плане педагогики нет никаких действий в лоб, здесь все работает «от противного».

Чему учат детей отрицательные персонажи? Разберем на примерах.

Жадный будет наказан

Персонажи, олицетворяющие жадность, остаются у разбитого корыта. Кстати, пушкинская сказка тоже иллюстрирует этот пункт.

Старуха, которая хотела всё больше богатств, ничего при этом не делая, возвращается к тому, с чего все началось. Поп, скупой до невозможности, получает по заслугам от Балды, своего же наемного работника. Неприятный тип Робин-Бобин со своими неуёмными аппетитами получает заслуженное несварение желудка.

Все персонажи вызывают неприязнь, которая у ребенка проецируется и на их поведение. Это работает куда лучше, чем навязывание: «будь щедрым и добрым».

Завистливый не получит ничего

Завидовать нехорошо! Будь скромной, как золушка, не выпрашивай и у тебя всё будет. Да, мама, конечно, мама (но как не завидовать, когда у соседской девчонки есть все куклы Winx!). Гораздо лучше поучений работает сказочный контрпример:

Мачеха и ее дочь тоже захотели богатого приданного, но Морозко сурово наказал их завистливость. Мачеха-царица завидовала чужой красоте и попыталась ей навредить — но вот добро торжествует, а злодейка умирает от тоски.

Тщеславие всегда уходит уязвленным

Стремление казаться лучше, чем ты есть на самом деле, самолюбование — как этот порок иллюстрируют отрицательные герои сказок?

Дракон Смауг из «Хоббита» демонстративно выхаживает перед главным героем, требуя признания своей силы и бессмертия. Итог — храбрый человек пронзает стрелой уязвимое место в его нагрудном панцире. Колобок похваляется своей ловкостью: как он обвел вокруг пальца не только своих хозяев, но и всех встречных — и находит еще большего хитреца в конце пути. Кстати, задумывались над тем, что Колобок — отрицательный персонаж?

Профессор Мориарти

Пожалуй, первый ставший всемирно известным глава преступного мира, объединенного и сплоченного многоумным лидером. Преступники и бандиты до этого позиционировались одиночками, в крайнем случае руководительствовали небольшой, но эффектной шайкой. А вот идея настоящего преступного синдиката с сущим демоном коварства и рациональности во главе впервые была так ярко воплощена именно Артуром Конан-Дойлем*.

На самом деле в бульварной литературе XIX века этот образ встречался и до Мориарти, да и у Эжена Сю с Виктором Гюго есть намеки на похожие персонажи. Просто у Конан-Дойля получилось лучше, чем у всех, кто пытался раньше.

Наполеон преступного мира не служит злу как идее, но охотно использует его ради достижения своих целей — богатства и власти. Зато ему очень близка тема бунта: он испытывает искреннюю ненависть к закону, морали и упорядоченному бытию, если этот порядок создан и установлен не самим профессором.

Джокер

Весь в фиолетовом бархате и впечатляюще зеленовласый, он поливает пуб­лику ядом из бутоньерки и жонглирует бомбами. Когда-то Джокер был простым гангстером, но по милости одной противной летучей мыши Джокеру пришлось искупаться в кислоте, и с тех пор на покрытом гримом лице у него навеки застыл жуткий оскал, заляпанный плохо положенной помадой. Вместе с ожогами он приобрел могучий интеллект и приличные познания в области химии: любимый способ убийства у него — отравление. Самое извращенное во вселенной чувство юмора он, видимо, тоже раздобыл в чане с кислотой: отныне его девиз — «Смерть — это весело!» Свои убийственные преступления он обустраивает как цирковые шоу, пользуется клоунским реквизитом и безумен ровно настолько, насколько хватает мрачной фантазии режиссеров и сценаристов (если вспомнить, что над образом Джокера трудились такие монстры, как Тим Бёртон, мы вынуждены признать, что безумие Джокера безгранично). Как и положено истинному злодею, больше всего на свете он хочет уничтожить своего создателя, Бэтмена, отомстив за свою кислотную колыбель.

Снежная королева

«Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя».

От неё не исходит ни зла, ни добра, лишь одно ледяное равнодушие. Равнодушие и одиночество.

Ил. В.Алфеевского к сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

Её называют Снежной королевой, потому что живёт она где-то в бескрайних снегах, и ещё потому, что от её дыхания умирают птицы, замерзают окна и даже сердца.

Она приходит только зимой, когда темно и окна от мороза покрываются ледяными узорами, — вот тогда можно увидеть, как она летит над городом в своей белоснежной карете…

Андерсен, Г. Х. Снежная королева : / Г. Х. Андерсен ; ; рисунки В. Алфеевского. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2014. — 71 с. : ил.

Сказочный гороскоп по знакам зодиака видео

https://youtube.com/watch?v=i4zh-VtzVUE

< Предыдущая   Следующая >

Новые материалы по этой тематике:

  • 13/06/2017 — Мемы про спиннеры на русском, зачем нужен спиннер и почему про него столько мемов
  • 24/04/2017 — Сергей Дружко запустил на YouTube собственное развлекательное шоу Druzhko Show, в котором рассказывает о мемах — необъяснимо, но факт
  • 01/04/2017 — Apple iPhone 8 (Айфон 8) — новый флагман Эппл лишится разъема Lightning для зарядки и синхронизации данных
  • 01/04/2017 — Samsung Galaxy Note 7 поступил на вооружение армии Уругвая
  • 01/04/2017 — Microsoft покупает Xiaomi, сумма сделки составит 4,44 млрд.долларов и завершится в течение 2017 года
  • 19/02/2017 — Ленинград «Кольщик» (Наколи мне брови) — новый клип группы, сюжет, режиссёр и актерский состав, смотреть бесплатно в оригинале и обратной перемотке
  • 10/02/2017 — Дневник сторожа садоводческого товарищества «Утес»

Старые материалы по этой тематике:

  • 24/01/2017 — Трое из Простоквашино — тайная сторона детского мультфильма
  • 13/01/2017 — Про егеря Михалыча и немцев на охоте
  • 24/11/2016 — Стакан наполовину пуст или наполовину полон — мнение разных людей
  • 14/10/2016 — Как пьют разные знаки зодиака шуточный гороскоп, юмор
  • 04/09/2016 — Как программисту обнаружить льва в пустыне и посадить его в клетку
  • 05/04/2016 — Что делать, если женщина плачет — памятка мужчинам
  • 01/04/2016 — Google и Яндекс объединяются и образуют русско-американский поисковик Гляньдекс

Следующая страница >>

Презентация на тему: » Литературная гостиная Сказки народов России Положительные и отрицательные герои.» — Транскрипт:

2

Литературная гостиная Сказки народов России

8

Положительные и отрицательные герои

9

ОтрицательныйгеройПоложительныйгерой Сестрица Аленушка

10

ОтрицательныйгеройПоложительныйгерой Ведьма из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

11

ОтрицательныйгеройПоложительныйгерой Крошечка-Хаврошечка

12

ОтрицательныйгеройПоложительныйгерой Старуха из сказки «Каша из топора»

13

ОтрицательныйгеройПоложительныйгерой Мальчик с пальчик

14

РУССКИЕ СКАЗКИ

15

Герои Связи между героями Действия героев Отношения героев Команда Ценности Цель и смысл Сказка как система

16

ЛЮДИ ЖИВОТНЫЕ СИЛЫ ПРИРОДЫ и нечистая сила ГЕРОИ

17

ГЕРОИ — ЖИВОТНЫЕ : Дикие: лисица, волк, медведь, заяц и др. Домашние: курица, петух, лошадь и др. Сказочные: Кот-Баюн, Птица Феникс, Сивка-Бурка др.

18

ГЕРОИ – ЛЮДИ: Иван-ДУРАК– не потому что глупый, а потому что поступает нестандартно, не так, как принято, и всегда выигрывает ; Иван-царевич, Емеля, братец Иванушка, Марья-Искусница, Елена-Прекрасная, Василиса-Премудрая, Царевна-лягушка, Хаврошечка, Сестрица Аленушка и др

19

Силы природы – 4 стихии: Солнце — Батюшка Земля — Матушка Братец – Ветер Сестрица — Водица (бывает живая и мертвая)

20

НЕЧИСТАЯ СИЛА: Кощей Бессмертный – смерть его на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке на высоком дубу, дуб на острове. Змей Горыныч – трехголовый дракон, действует сам по себе и помогает Кощею Бессмертному, Когда есть настроение! Баба Яга – сестра Кощея Бессмертного, помогает и брату и положительным героям сказок (Ивану-царевичу, Андрею-стрелку и т.д.)

21

В сказках действуют ПРЕДМЕТЫ, наделенные сказочной силой Молодильные яблоки – наделяют съевшего их жизненной силой и молодостью. Клубочек ниток – помогает главному герою достичь цели Колечко- помогает герою переместиться в другое место Избушка на курьих ножках- впускает к бабе Яге Шапка-невидимка- кто её оденет, тот станет невидимым Сапоги-скороходы – позволяют герою быстро добраться до нужного места.

22

СИЛА СЛОВА В сказках живые даже слова: Все герои произносят ЗАВЕТНЫЕ СЛОВА, заставляющие предметы, людей, животных и силы природы повиноваться: « Встань к лесу задом, ко мне передом» «Встань передо мной, как лист перед травой» «По щучьему велению, по моему хотению» «Мамки-няньки снаряжайтесь! Делайте то, что я велю!»

23

В СКАЗКАХ ЕСТЬ: Главные герои и второстепенные: Иван-царевич, Василиса Премудрая (она же царевна- лягушка), царь, Кощей Бессмертный, Баба Яга – это главные герои (герои, которые играют основную роль в сказке) Братья Ивана, их жены, звери, которые помогают Ивану-царевичу – второстепенные герои (герои, которые появляются ненадолго в сказке и играют вторые роли) Герои и антигерои: Стрелок Андрей и Кощей Бессмертный Иван-дурак и Кощей Бессмертный СВЯЗИ между героями

24

Любая сказка имеет СЮЖЕТ: ход рассказа о событиях. Иногда у разных сказок бывает похожий сюжет. ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ или сюжет сказки

25

Одни герои находятся на стороне доброго, положительного главного героя, Вторые – помогают отрицательным героям. Есть и третьи герои – которые помогают и нашим и вашим. (например, Баба Яга) ОТНОШЕНИЯ между героями

26

Достичь главной цели герой сказки может только с помощью дружной КОМАНДЫ помощников. Ивану – царевичу, например, помогает и медведь, и селезень, и заяц, и щука и.. даже Баба Яга! В ОДИНОЧКУ это сделать ему бы не удалось ! КОМАНДА

27

В русских народных сказках всегда говорится о человеческих ценностях: ЛЮБВИ, ДРУЖБЕ, ВЕРНОСТИ, ЧЕСТИ, ДОБРОТЕ ЦЕННОСТИ в сказках

28

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ сказки Любая сказка говорит: ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО! ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТО, ЧТО ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ СДЕЛАЛИ ТЕБЕ!

31

Кукушка Ненецкая народная сказка

33

Три дочери Татарская народная сказка

34

Кукушка Три дочери

36

Как проверяется дружба Лезгинская народная сказка

38

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А.С. Пушкин

Фрёкен Бок

Во-первых, она прекрасный кулинар. Во-вторых, появляется в трудную минуту, когда надо выручать семью, иначе дети останутся без присмотра. Но это не Мэри Поппинс. С тем, кто только что над ней издевался, она садится ужинать. Но нет, это не ангельски добрая Поллианна.

Ил. И.Викланд к сказочной повести А.Линдгрен«Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел»

Она любит покой и тишину, но терпит оглушительные выходки абсолютно невоспитанного существа с мотором. Фрёкен Бок, старая дева, преданно хранит чужой очаг и даже неплохо справляется с детьми, хотя последний раз видела их вблизи лет сорок назад. Закоренелый консерватор, она, тем не менее, легко прощается со скептицизмом и верит в сказку «потустороннего мира».

И всё-таки мы знаем её как «домомучительницу». Может быть, её вина лишь в том, что она на время занимает место мамы?

Есть у фрёкен Бок и объективные недостатки: соперничество с сестрой, заносчивость от внезапной телевизионной «карьеры». Но нам-то, не знающим ни зависти, ни тщеславия, конечно, не зазорно над этим потешаться…

Кстати, вы помните её имя? Её зовут красивым (а главное — редким для наших краёв) именем Хильдур.

Линдгрен, А. Малыш, Карлсон и все-все-все / Астрид Линдгрен ; . — Москва : АСТ : Астрель, 2008. — 912 с. : ил.

Демон

Лермонтов позаимствовал свой образ Демона напрямую у Мильтона. Этот печальный и прекрасный дух изгнанья является не кем иным, как самим Сатаной, Люцифером поверженным. Когда-то он восстал против Бога, потому что не пожелал быть вторым после Христа. И вообще он яростный противник насилия, даже божественного, и не готов смиряться, подчиняться ему. Теперь ему положено отчаянно творить зло, но даже этого он не делает. Во-первых, из того же чувства протеста, а во-вторых, не желая заниматься бессмысленным трудом: зло и так является частью природы людей, они прекрасно справляются с обязанностями дьявола сами. Демон, изнывая от бессмысленности бытия и общей невостребованности, пытается научиться любить, для чего соблазняет прекрасную грузинку, но и тут остается с носом. Всюду один сплошной облом. А все из-за гордости и здравомыслия, в общем.

Рамси Болтон

Нелюбимый бастард, зачатый в жестоком мире «Игры престолов» жестоким отцом прямо на трупе бывшего мужа матушки Рамси. Так как в данном популярном сериале злодеями так или иначе являются все герои, даже случайно залетевшие в кадр птички, Рамси нужно очень стараться, чтобы сверкать на этом фоне бриллиантом чистого злодейства. И он старается. И у него получается. Получается настолько хорошо, что в самых задушевных эпизодах даже опытных зрителей тошнит попкорном. Зато у Рамси очаровательная застенчивая улыбка и выразительные голубые глаза, из-за чего в опросах на женских сайтах он то и дело попадает в первую тройку самых сексуальных героев сериала — в компании с Джоном Сноу и Джейме Ланнистером. А мужчины, случайно забредшие на сайт, потом с изумлением обсуждают друг с другом: неужели женщин возбуждают кастрация, людоедство и сдирание кожи с пленников?

Альтрон

Так как у всех героев комиксов очень много альтернативных жизней, остановимся на той, которая была нам представлена в фильме «Мстители. Эра Альтрона». Альтрон — искусственный интеллект, созданный изобретателем Тони Старком для управления армией роботов. Армия нужна для защиты от злобных гадов из космоса и других измерений. Тут же ошиваются скандинавские боги, герои Второй мировой войны — в общем, привычный салат от Marvel. Неудивительно, что от этого кавардака плавятся и наилучшие электронные мозги. Насмотревшись кинохроник, Альтрон понял, что люди, в общем, неприятные существа, недобрые и глупые, и надо бы их всех пустить на компост. Альтрон заставляет даму-биолога вырастить ему красивое мускулистое тело и колоритно злодействует, поигрывая мышцами и рассуждая о порочности человеческой природы, пока боги, герои и ученые, объединившись, не вырывают у него сердце. (Потому что надо было не плотью обрастать, а тихо сидеть в компьютере и мешать грузиться «виндоусу» — тут скандинавские асы и русские вдовы были бы бессильны.)

АНТИГЕРОИНИ:откуда они берутся и зачем нужны

Первые «злодейки» в нашем списке — на самом деле не «добрые» и не «злые». Они являют собой персонификацию опасных для человека сил, действующих во внешнем мире: стихий и природных явлений. Например, это ледяная дева — неумолимая, непреодолимая сила зимнего холода: именно она действует в сказке Андерсена, хотя мы привыкли называть её Снежной королевой. Она же — «лютая стужа», которую упоминает Туве Янссон; но из сказок этой писательницы мы взяли другое олицетворение вековечного холода — Морру: само имя её говорит о торжестве — пусть невольном — безжизненной ледяной тьмы.

Ещё один фольклорный образ, кочующий из сказки в сказку, — Баба-яга. Она — существо «пограничное» и функционирует как посредница между мирами, между «тем» светом и «этим», поэтому может выступить и в роли палача, и в роли доброй советчицы (впрочем, одно другому не противоречит, так что мы всё равно её боимся).

Вполне фольклорные корни и у такого персонажа, как демоническая «тёмная владычица». По традиции, её невозможно победить её оружием — злом, но против доброты и человечности она бессильна. В нашем списке это Чёрная Дама из сказки Зденека Слабого.

Повелительница злых сил может выглядеть небольшим, слабым и даже смешным существом, но в пространстве сказки не следует недооценивать её человеконенавистнических способностей, особенно если автор исповедует принцип «романтического двоемирия». Пример тому — госпожа Мышильда у Гофмана, величайшая из невеликих.

Часто писатели изображают злодейку, собирая в её образе худшие человеческие качества: жестокость, жадность, гордыню, ложь и лицемерие. Одна из таких антигероинь — Анидаг из сказки Виталия Губарева: стоит прочитать её имя наоборот, и сущность «змеи подколодной» сразу станет понятна.

Персонажи такого рода часто встречаются в приключенческой литературе. Неотразимо обаятельный тип злодейки — авантюристка, интриганка, коварная красавица, способная посеять раздор и хаос в любом сказочном или несказочном королевстве: такова в нашем перечне миледи Винтер.

Возвращаясь к древнейшим типам злодеек фольклорного происхождения, вспомним тип «злой сестры», которая вредит брату и тем, кого он любит (в народных сказках — в первую очередь его невесте, или жене и детям, или верным слугам-животным: коню, псу и соколу). В нашей подборке присутствует сравнительно новая представительница этого типа — Варвара, сестра доктора Айболита, обижающая его беззащитных пациентов.

Кстати, в фольклорных произведениях довольно часто встречается и тип «злой невесты» — девушки, которая противится замужеству, либо побеждая женихов в поединке, либо задавая им невыполнимые задачи, однако в нашу подборку мы таких злодеек не включили. Впрочем, разновидность этого образа — «злая жена», а по отношению к ребёнку — злая мачеха, готовая всячески тиранить и притеснять падчерицу (как в сказке о Золушке), а лучше и вовсе сжить её со свету («Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Дикие лебеди»).

Нередко ребёнок (не только сказочный) становится «сиротой» в фигуральном смысле — когда из родительских рук отдаётся во власть суровой воспитательнице, которая — естественно — и оказывается «злодейкой». В нашей подборке соответствующий типаж представлен двумя фигурами: это гувернантка мисс Эндрю, которую боятся даже давно выросшие дети, и почти несгибаемая «домомучительница» фрёкен Бок.

Завершают перечень две злодейки смешанного типа: отчасти авантюристки, отчасти воительницы, отчасти воспитательницы подрастающего поколения. Злая волшебница Ябеда-Корябеда владеет магией заклинаний, старуха Шапокляк не умеет колдовать, зато отлично стреляет из рогатки (а в сумке у неё КРЫСА), и обе они (в том числе КРЫСА) невероятно изобретательны по части кому-нибудь навредить. Их роднит ещё и то, что обе совершают «злы» и «мелкие пакости» буквально из любви к искусству, — а на самом деле вообще-то ради того, чтобы и в весёлой детской книжке, и в душе читателя утвердились идеалы добра и гуманизма.

Материал подготовили:

Ольга Виноградова, Кирилл Захаров, Дарья Иванова,Алексей Копейкин, Светлана Малая, Мария Порядина,Наталья Савушкина, Лариса Четверикова

Дракула

Один из самых древних представителей сил зла — проголодавшийся кровосос с кое-какими волшебными способностями. Но в сознании цивилизованных людей мотив «очень кушать хочется» не годился как подоплека истинного злодейства, так что вампир Дракула, появившийся в романе Брэма Стокера, уже не выползает грязным чучелом из могилы, чтобы банально подкрепиться первым подвернувшимся бомжом — и опять баиньки. Нет, он живет в роскошном, хотя и плохо прибранном замке. Носит шелковые плащи на багряной подкладке. У него целый выводок бледных невест, он предпочитает элегантно кусать утонченных барышень из высшего общества и делает это не столько от хорошего аппетита, сколько из смутно-эротических побуждений, исполняя свое проклятое предназначение. В общем, колоритен, загадочен, трагичен, а еще умеет превращаться в летучую мышь. Идеальный кассовый злодей.

Чёрная дама

«Пётр приближался к своей цели.

Он уже видел маленькую круглую планетку, густо поросшую деревьями, кустами, лианами и цветами. Одновременно он заметил вдали чёрное облачко. Он сразу подумал: это Чёрная дама с кондором и со свитой воронов и грачей».

Ил. Н.Антокольской к «современной сказке»З.Слабого «Три банана, или Пётр на сказочной планете»

Кто же эта демоническая личность, одно имя которой повергает в священный трепет обитателей сказочного космоса? Трудно сказать с уверенностью, кто она. По ходу действия Чёрная дама является мальчику Петру в разных обличьях, но истинное её лицо ужасно.

«Чёрная туча шипела и рычала. Пётр уже различал Чёрную даму на лёгкой колеснице, запряжённой воронами и грачами. Кондор летел над колесницей и яростно стрекотал».

У страха глаза велики, но если не бояться, верить в себя и быть добрым со всеми, кто встретится на пути к заветным трём бананам, можно справиться даже с таким воплощением зла.

Слабый, З. К. Три банана, или Пётр на сказочной планете : современная сказка / Зденек Карел Слабый ; перевод с чешского С. Пархомовской ; рисунки Н. Антокольской. — Москва : Самокат, 2013. — 160 с. : ил. — (Книга нашего детства).

Баба-яга

Баба-яга — главное пугало русского детства: «Не будешь слушаться — баба-яга заберёт». В глубокой древности эта сверхъестественная бабка была сторожем между мирами. На краю глухого леса — избушка на курьих ножках, в ней — «на печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос… сама зубы точит».

Ил. И.Билибина к русской народной сказке«Василиса Прекрасная»

Но то страшное, над чем можно посмеяться, со временем теряет ужасный облик и характер. Так и баба-яга. В сказках она уже не столь страшна, как в древнем мифе. В детских книгах — и подавно. Художник Ольга Ионайтис в авторской книжечке «Русские суеверия» (М. : Благовест, 1992) описала и нарисовала её как «старушку вздорную и непредсказуемую». Марина Вишневецкая сделала юную бабу-ягу героиней своего романа «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» (М. : Новое литературное обозрение, 2004). А теперь Инна Гамазкова назначила её хранительницей Музея сказок, в котором собраны волшебные предметы и существа.

Гамазкова, И. Л. Музей Бабы-яги, или сказочная энциклопедия Кота Учёного / Инна Гамазкова. — Москва : Белый город : Воскресный день, 2013. — 272 с. : ил.

Морра

О Морре муми-тролли впервые узнают от Тофслы и Вифслы: «Страслая и ужаслая!» — говорят маленькие иностранцы. В их чемодане хранится Королевский рубин, принадлежащий Морре, и она гонится за ними по пятам, чтобы заполучить драгоценный камень обратно. Тофсла и Вифсла трясутся от страха и пытаются укрыться в уютном Муми-доле.

Ил. Т.Янссон к собственной повести-сказке «Шляпа Волшебника»

На самом деле Морра «не особенно велика и не особенно грозна с виду». По форме она похожа на носатую копну, у неё круглые, без всякого выражения глаза и множество чёрных юбок, которые свисают с неё, «как листья увядшей розы». Особенность же Морры в том, что она чудовище скорее в психологическом смысле, чем в физиологическом. Она — воплощённый иррациональный ужас перед вечностью и одиночеством, настолько угрюмая и злая, что её присутствия не выдерживает ничто живое. Трава и листья на деревьях покрываются льдом, земля замерзает и больше никогда не плодоносит, огонь, к которому она подходит погреться, — гаснет, и даже песок растекается, разбегается от Морры. Вселяющая лишь страх, омерзение и желание убраться подальше, Морра живёт в медленно текущем, никогда не заканчивающемся времени. Оно — единственное, что у неё есть.

По крайней мере до тех пор, пока в повести «Папа и море» Муми-тролль не соглашается иногда развеивать её одиночество своим приходом и светом штормового фонаря.

Янссон, Т. Муми-тролль и все остальные : / Туве Янссон ; . — Москва : РОСМЭН, 2003. — 496 с. : ил.

Янссон, Т. Всё о муми-троллях : / Туве Янссон ; . — Санкт-Петербург : Азбука, 2004. — 878 с. : ил.

Кощей-Бессмертный

В сказках его образ можно увидеть в трех ипостасях: колдуна с особой силой, царя подземного мира и старика, который может быть мужем Змеихи или другом Бабы Яги. Обладает необычными способностями: превращает героев в животных и птиц. Победить его можно только благодаря определенным ритуалам (при помощи волшебного коня, палицы, сжигания). Несмотря на свое имя, он совсем не бессмертный, ведь его погибель находиться на кончике иглы (или, как вариант, в яйце), которые надежно спрятаны.

Народный прототип Кощея — властный, злой, хитрый и подлый человек, наделенный магическими свойствами.

Илья Муромец

Илья Муромец — идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он наделен высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. 

Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж родной земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу. Образ заставы ярко отражает объединение сынов Руси для борьбы с врагом, тема же стольного Киева — народное представление о единой и непобедимой Киевской Руси. 

Заключение.

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Работая над проектом, я многое узнала о сказках. Читая,  познакомился с незнакомыми мне сказками, встретил много ранее незнакомых слов, следовательно, пополнил свой словарный запас. Сказка пришла к нам издревле, которая в свое время увлекала не только детей, но и взрослых. И сейчас сказка продолжает нас удивлять и заинтересовывать. Детские сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.

        Нельзя не согласиться с мыслью художника И. С. Глазунова, который считает, что русские сказки являются генетической памятью русского народа, корнями народа, источником красоты и духовного совершенства.

Для меня русская сказка стала проводником в память веков, память всего народа, в его традиции.

Сказка воспринимается как символическое выражение глубочайшей мудрости. Некогда, во времена далекой древности, эта мудрость, казалось, была явной и открытой. Сказка была мифом.

Я считаю, что мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, потому что  языческая, дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.

Герои помогают нам с ранних лет понимать, что есть добро, а что – зло. Они заставляют нас задуматься о справедливости, о том, что лучше быть послушным и дружелюбным.

Сказка помогает развивать внутренний мир, мы получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

Список использованной литературы.

АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.

Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988г. —  176 с.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.

http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению нар.сказок http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа

Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный — не просто сказочный герой. Он гораздо старше, древнее сказки и пришел в сказку из далеких дохристианских времён. Кощей Бессмертный – один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя. В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость».Глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаённым сокровищем.

Интересно, что как бы Кащеи не кичились – они всегда были повержены. Почему? Потому, что наши предки четко определили, что Кащей – это бес и он всегда смертный: бес смертный. Но т.к. раньше писали всё слитно, то и со временем начали воспринимать в значении — бессмертный.

Мефистофель

Черный пудель, зашедший навестить ученого и обернувшийся школяром — ироничным скептиком и верным спутником во всевозможных увеселениях. Конечно, Мефистофель — одна из личин дьявола и находится рядом с Фаустом, предполагая утащить его душу в ад, но это будет когда-нибудь потом, а пока он дарит свою жертву молодостью, полезными научными фактами, любовью прекрасной девушки и остроумными высказываниями. Он практически всеведущ, ему подвластны время и пространство, он одним движением руки способен топить корабли — трудно придумать лучшего второго пилота. И уж, конечно, он куда интереснее и симпатичнее, чем вечно всем недовольный, ноющий и рефлексирующий Фауст. Гете взял сюжет про Фауста и черта из народных сказок, но ухитрился превратить банального злобного беса в сложнейший образ, над пониманием которого до сих пор бьются лучшие умы от филологии. В конце концов Мефистофель, как и положено злодею, сокрушительно проигрывает, потеряв душу Фауста, которою он честно выиграл на пари у Бога. Но дело в том, что Бог любит жухать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector