Зрение плюс или минус 0,5: нужны ли очки, как улучшить?
Содержание:
- Три степени дальнозоркости
- Диагностические мероприятия
- Детское зрение — особенности
- Опасные симптомы
- Настоящий экзамен
- Клинические проявления
- Норма зрения с рождения до 1 года
- Причины нарушений
- Профилактика
- Заболевания у детей
- Особенности развития детей с нарушениями
- Подходы к терапии
- Причины детской близорукости
- Причины возникновения
- Отцы и дети: расплата за невежество
- Порядок обучения и воспитания детей со зрительными проблемами
Три степени дальнозоркости
- Дальнозоркость слабой степени обоих глаз. Такой дефект зрения считается нормой. Ребенок на близком расстоянии видит нормально, но у него могут быстро уставать глаза или болеть голова. Для таких детей коррекция зрения не нужна. Ребенок растет, строение глаза меняется, мышцы укрепляются и симптомы исчезают. Т.е. слабая степень гиперметропии лечения не требует. Если же к семи-восьми годам симптомы в виде усталых глаз и головных болей не исчезают, требуется консультация детского офтальмолога;
- Дальнозоркость средней степени. В младшем возрасте такое состояние считается нормой. Для детей старше восьми лет – патологией. Такой дефект зрения уже требует коррекции, поскольку отклонение от нормы составляет 2-5 диоптрий. Ребенок четко видит предметы вдали, но вблизи изображение расплывчато;
- Дальнозоркость высокой степени. В этом случае ребенок видит плохо как вблизи, так и вдаль. Отклонение от нормы – свыше пяти диоптрий. Очки или контактные линзы требуют постоянного ношения.
Диагностические мероприятия
Ответ на вопрос, лечится или нет близорукость, связан с видом патологии и своевременностью ее выявления. В тех случаях, когда ребенок отмечает быструю утомляемость при чтении и головные боли, а родители замечают, что он начинает хуже видеть вдали, необходимо сразу же обратиться к педиатру или офтальмологу. Диагностика проводится по следующему алгоритму.
- При сборе жалоб врач выясняет возможные причины развития близорукости, а также давность наличия нарушений зрения и ситуации, в которых они проявляются. Необходимо выявить сопутствующие заболевания нервной системы.
- Наружный осмотр позволяет оценить размеры, положение и форму глазных яблок. Специалист изучает объем движений глаз и их симметричность. Обязательно оцениваются объем и запас аккомодации для дифференциальной диагностики с ложной миопией.
- Оценка остроты зрения у детей старше 3 лет. В процессе исследования офтальмолог применяет корригирующие стекла. Если зрение улучшается при использовании минусовой линзы и ухудшается при плюсовой, то можно говорить о наличии близорукости. Для оценки клинической рефракции проводят рефрактометрию и скиаскопию.
- Биомикроскопия и офтальмоскопия применяются для оценки состояния внутренних структур глазного яблока: передней камеры глаза, роговицы, хрусталика и сетчатки.
- Для измерения переднезаднего размера глазного яблока и определения типа миопии выполняется ультразвуковое исследование.
При необходимости проводят консультацию с детским неврологом. Специалист должен осмотреть детей с проявлениями вегетососудистой дистонии и астеническим синдромом. Нарушения зрения и дискомфорт в глазах у них могут быть связаны с дисфункцией нервной системы.
Оценивать полученные результаты должен только врач. Попытки самолечения приводят к быстрому прогрессированию миопии и развитию осложнений.
Детское зрение — особенности
80% всей информации человек получает через свою способность видеть
Детство — время изучения окружающего мира интенсивными темпами, поэтому крайне важно поддерживать здоровье глаз малыша
На сегодняшний день у одного из десяти детей дошкольного возраста находят нарушения и каждый пятый ученик школы получил неутешительный диагноз от окулиста. |
Своевременное реагирование даже на незначительные отклонения способно подарить ребенку полноценную жизнь в ярких красках. Важно помнить, что органы зрения после рождения проходят этап адаптации и становления
Малыш привыкает к свету, окружающей обстановке, учится фокусировать взгляд и задерживать свое внимание. В это время развивается соединительная ткань и мельчайшие составляющие глазного яблока
Помните о некоторых особенностях, присущих детскому зрению:
- в разном возрасте требования к остроте меняются: чем младше ребенок, тем хуже он видит и это не патология, а норма;
- глазки малышей быстро устают — не стоит усердствовать с тренировками, играми, а тем более мультфильмами;
- проблему, обнаруженную на раннем этапе развития, легче устранить.
Своевременное реагирование на нарушение способно спасти зрение ребенка или хотя бы приостановить негативное воздействие болезни.
Опасные симптомы
Родители дошкольников редко приходят с жалобами на снижение качества зрения — у детей этого возраста обычно еще нет обязательных занятий, в ходе которых от них требуется большая зрительная нагрузка. А вот уже первоклассники — наши частые пациенты.
С какими жалобами обращаются дети 7-9 лет? Они чувствуют ухудшение зрения вдаль или двоение в глазах, трудности фокусировки, при переводе взгляда от близи вдаль изображение может расплываться. К чисто зрительным трудностям все чаще присоединяются головная боль, боль в висках, сутулость, плохая успеваемость. Надо сказать, что еще несколько лет назад примерно с таким же набором жалоб приходили ученики старших классов, а сегодня — уже начальной школы.
При подобных жалобах важно не просто измерить остроту зрения, но и провести тщательное обследование. Так, например, при скрытой дальнозоркости острота зрения может быть 1,0, но длительная работа на близком расстоянии вызывает трудности фокусировки, головную боль
В подобных случаях требуется назначение адекватной коррекции, возможно, курсы аппаратного лечения и дальнейшее наблюдение.
Родителям надо помнить: чем раньше возникает близорукость, тем больших степеней она может достигнуть. Также риск по зрению передается по наследству, причем передается не степень близорукости, а склонность к ней. Так, у родителей со слабой степенью близорукости могут расти дети, у которых из-за неумеренной зрительной нагрузки близорукость может достигнуть высоких степеней. Есть и такая взаимосвязь: чем раньше у ребенка возникает близорукость, тем больших степеней она может достигнуть.
Итак, какие симптомы должны насторожить родителей, даже если ребенок не жалуется? Для дошкольников: малыш щурится, трет глаза, смотрит исподлобья или у него присутствует вынужденное положение головы, наблюдается светобоязнь, слезотечение, периодическое отклонение одного из глаз. Для школьников: быстро устает при работе на близком расстоянии, наклоняет голову близко к тексту, устает при чтении.
Для сохранения зрения ваших детей не пренебрегайте ежегодными осмотрами у врача-офтальмолога!
Настоящий экзамен
Как понять, что со зрением малыша все в порядке? Для этого можно воспользоваться несколькими методами.
Вижу шар
На фоне окна подвесьте на нитку ярко-красный шарик диаметром 4 см и слегка раскачайте его. Возьмите малыша на руки, начните приближаться к объекту и отметьте расстояние, с которого ребенок отреагирует на его «появление». Потом произведите подсчет: если малыш заметит шар с 1 м, острота его зрения будет равна 0,03; с 3 м — 0,11, с 5 м — 0,18 (условная норма для 6-месячных детей — 0,1-0,3).
После того как ребенку исполнится полгода, для исследования понадобится шарик диаметром 0,7 см. Если малыш заметит объект с расстояния 1 м, острота его зрения будет равна 0,2, с 3 м — 0,6, с 5 м — 1,0 (норма для годовалых детей — 0,3-0,6).
Совет 1
Следите за тем, чтобы малыш правильно сидел за столом (расстояние от глаз до рабочей поверхности должно составлять 30-33 см), позаботьтесь о хорошем освещении, проявите благоразумие и ограничьте время, которое ребенок проводит за телевизором и/или компьютером (в общей сложности до часа в день)
Особое внимание уделите подвижному образу жизни маленького, запишите его в спортивную секцию для регулярных занятий.
Пиратские страсти
Чтобы понять, как видит ребенок в 1-2 года, можно воспользоваться другой методикой. В светлой комнате длиной не меньше 5 м нанесите на пол отметки с интервалом в 1 м. На расстоянии 5 м положите белый шарик диаметром 4 см. Если удастся, наденьте малышу повязку на один глаз, войдите с ним в комнату, покажите такой же шарик, попросите найти его двойника взором и принести. Если ребенок не сможет выполнить поручение, переложите шарик на отметку 4, 3 или 2 м, то есть приближайте объект до тех пор, пока он не будет обнаружен. В случае, если малыш разглядит мячик диаметром 4 см на 5 м, возьмите шарик диаметром 0,7 см и повторите исследование.
Внимание!
Помните о том, что вторая методика потребует от вас значительных усилий. К счастью, в большинстве случаев прибегать к ней необязательно: чтобы понять, как развивается зрение малыша, достаточно просто… быть внимательными родителями. Понаблюдайте, различает ли ребенок мелкие детали игрушек, собирает ли крошки и соринки с пола, видит ли в окно движущиеся машины и фигурки людей, как реагирует на предметы, расположенные на разном расстоянии от него, и расскажите об этом врачу.
По-взрослому
Проверить остроту зрения ребенка более привычным образом, то есть по специальным тестам, обычно удается с 3 лет. Чаще всего для этого используют таблицу Орловой, которая содержит 10 рядов силуэтных картинок. Малыша усаживают на расстоянии 5 м и в каждом ряду, начиная с верхнего, показывают по одной картинке. Если маленький не может назвать ее, переходят к другой, расположенной в той же строке, и так далее. Цель исследования — дождаться, пока будет правильно названо большее количество картинок в одном ряду. Именно строка и определит остроту зрения малыша. Обычно в 3 года она равна 0,6-0,9, в 4 года — 0,7-1,0, в 5 лет — 0,8-1,0, в 6 лет — 0,9-1,0 и выше. Таким образом, острота зрения увеличивается с рождения до школы и достигает нормы взрослого человека к 7-8 годам.
Клинические проявления
Впервые близорукость выявляют чаще всего у детей младшего школьного возраста
Симптомы близорукости выявляются в любом возрасте. Если она развилась у грудного ребенка до похода в детский сад, то признаки заболевания обнаруживает офтальмолог при плановом осмотре.
Заболевание у детей старшего возраста имеет характерные клинические признаки: ребенок щурит глаза, морщит лоб и подносит игрушки или книгу близко к глазам. Родители легко могут выявить подобные особенности поведения и должны своевременно посетить окулиста. Сами дети жалуются на боли и чувство дискомфорта в глазах, а также головную боль, возникающие после длительной зрительной нагрузки.
Если лечение не назначено, то патология прогрессирует. Возможно развитие астигматизма и амблиопии. Последнее состояние связано с функциональными дефектами глазного яблока и не может быть устранено очками или линзами. При дальнейшем прогрессировании опасность осложнений возрастает – возможны дегенеративные изменения в сетчатке и ее отслойка. Это может стать причиной слепоты и инвалидности.
Норма зрения с рождения до 1 года
Период от появления на свет и до одного года является важнейшим для развития ребенка и его органа зрения. Уже в родильном доме детский врач может проверить наличие у малыша зрения, установив особенности реакции зрачка на свет. Проблемы со зрением возникают, если во время беременности произошли сбои.
Младенец не различает формы предметов. Он видит только пятна разной степени яркости. В 1 месяц взгляд младенца фокусируется на одном каком-либо предмете. До 3 месяцев он уже может следить за движениями.
Уже в этом возрасте у младенца есть зрительная память. И с каждым последующим днем она постоянно пополняется. Он способен видеть артикуляцию человека, что помогает ему четче воспринимать звуки и речь. За счет того, что ребенок видит, как передвигаются взрослые, он начинает подражать им, ползать, ходить.
Безоперационное лечение глаз за 1 месяц.
Заметно, что глазное яблоко ребенка до одного года несколько короче. Поэтому лучи фокусируются не на сетчатой оболочке, а позади нее. Это означает, что дети до одного года дальнозорки, и эта дальнозоркость у них развивается по физиологическим причинам. До 1 года гиперметропия постепенно ослабевает. К этому же возрасту малыш уже может различать цвета, отличать близких людей от чужих.
Особенно тщательно проверяется острота зрения у новорожденных детей. У них еще не сформирована полностью зрительная система, поэтому они могут только отличать свет от тени. Они также не могут концентрировать свой взгляд на одной точке. При включении света нормой является сужение зрачка и смыкание век.
Дополнительно для исключения развития катаракты проводится офтальмологический осмотр глазного дна. Следующее обязательное обследование органа зрения проводится через месяц. В 3 месяца глаза надо проверять на предмет наличия врожденного косоглазия.
Причины нарушений
Рассмотрев недуги зрительной системы, стоит узнать какие предпосылки были для их появления. В некоторых случаях показатель не зависит от нас, в других — его можно устранить, чем предотвратить пагубное влияние. Медики называют следующие причины нарушения функций рабочих органов зрения и факторы, повышающие риск заболевания:
Генетическая предрасположенность. Основная причина возникновения проблем у маленьких детей — наследственность
К тем, у кого в родовом древе были члены семьи с серьезными проблемами, особое внимание с первых дней жизни. Во время взросления офтальмолог уделяет посещению их чаще, как и недоношенных деток, проводя осмотры с более широким диапазоном исследования.
Травмы, в том числе родовые
Натальные травмы шейного отдела способны спровоцировать острое нарушение зрительных функций. В их число входит и обвитие пуповиной, и другие родовые увечья. Впрочем, малыша в любом возрасте после падения, ушиба, удара спины, шеи и непосредственно глаза лучше отвести к окулисту.
Чрезмерная нагрузка. Такие переломные моменты в жизни ребенка, как поступление в детский сад и школу, часто являются периодами, опасными для зрения. Ненатренированные слабые глазные органы не справляются со свалившейся на них нагрузкой и острота зрения резко падает.
Аллергия. Распространенной причиной аллергической реакции является пыльца растений, поражающая чувствительную детскую слизистую оболочку глаза. Также покраснение бывает вызвано зудом и почесыванием, которое маленький ребенок не может контролировать.
Профилактика
Когда глаз растет и формируется — а это весь дошкольный период и годы начальной школы, — общение с телевизором и компьютером надо стараться исключить. Если же это невозможно, то надо выдерживать нормы расстояния от монитора до глаз в зависимости от размеров монитора, а также временные нормы просмотра телевизора и работы за компьютером. Они приведены в таблице.
ВОЗРАСТ | МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ (В МИНУТАХ) В ДЕНЬ | |
ТЕЛЕВИЗОР | КОМПЬЮТЕР | |
3 | 15 | |
5 | 30 | 7 |
6-7 | 30 | 10 |
8-10 | 60 | 15 |
11-13 | 90 | 20 |
14-15 | 120 | 25 |
16-17 | 180 | 30 |
Да и для взрослого человека, работающего за компьютером, определен благоприятный режим: 30-40 минут за компьютером — потом перерыв на 10-15-20 минут.
Особенно опасно для качества зрения читать на смартфонах — у них маленький экран и мелкий шрифт, а хуже всего для глаз взрослого и тем более ребенка — читать или смотреть кино, мультфильмы в транспорте. Пожалуйста, придумывайте для своих детей на время поездок другие занятия!
Также для сохранения зрения важно вести подвижный образ жизни, чаще бывать на природе, заниматься игровыми видами спорта, играть в бильярд и т.п. Во время занятий за рабочим столом необходимо следить за хорошим освещением и правильной осанкой
Заболевания у детей
Новые методики лечения, инновационные разработки и прочие успехи современности — не победа над общим ухудшением состояния здоровья, а его последствия. Одним из тревожных сигналов стало то, что нарушения перестали носить характер «возрастных». То, чем раньше болели только старики, нередко выявляют у подростков, детей и младенцев. Наиболее часто встречаемые проблемы:
- нистагм — подергивание глаза. Лечится спазмолитиками, но редко устраняется полностью;
- стробизм, также известен как косоглазие. Вызван дистрофией соединительной ткани;
- дальтонизм — неспособность различать цвета. Проявляется с разной степенью тяжести, порой ребенок просто не видит один определенный оттенок;
- птоз — опущение верхнего века. Проблема кажется косметической, но при закрытии глаза больше, чем на половину, вызывает нарушение развития органа зрения;
- миопия, она же близорукость. Исправляется при помощи специальных занятий, правильно подобранных очков или линз, а также операцией. Нередко дефект уходит сам с возрастом;
- гиперметропия или дальнозоркость. До пяти лет рассматривается как физиологическая особенность, которая проходит сама по себе. Позже нарушение можно исправить при помощи корректирующих очков;
- астигматизм — проблемы в работе механизма фокусировки. Побороть недуг поможет лазерная коррекция или очки.
Стоит также выделить ряд заболеваний воспалительного характера, способных привести с серьезным нарушениям зрения. Определенные недуги повреждают отдельные структурные части:
- дакриоцистит — слезный мешок и каналы;
- конъюнктивит — слизистая оболочка глаза;
- блефарит — ресничная кромка века;
- кератит — роговица.
Существуют также болезни, влекущие за собой значительную или полную потерю зрения.
Выявление одной из этих проблем у маленького ребенка — не повод для паники. Зачастую лечение как раз таки наиболее эффективно в раннем возрасте. |
Среди сложных патологий есть и те, которые лечатся долго, но успешно:
- катаракта — помутнение хрусталика. Острота зрения становится ниже, а в сложных случаях сводится к нулю;
- глаукома — повышение внутриглазного давления. Оставленная на самотек болезнь может привести к слепоте. Лечится с помощью препаратов и лазерной коррекции;
- ретинобластома — злокачественная опухоль на сетчатке. Поддается удалению только при раннем выявлении;
- ретинопатия — поражение сосудов, нарушающее кровоснабжение. Вызывает атрофию и в дальнейшем слепоту;
- пигментный ретинит — потеря фоторецепторов. Болезнь наследуется и лечению не поддается.
Особенности развития детей с нарушениями
Для ребенка с проблемами со зрением существует ряд ограничений и преград, но заботливым родителям удается подарить полноценное детство малышу при любых обстоятельствах. Стоит запастись терпением и научиться не обращать внимания на то, что малыш не может, подчеркивая его успехи и новые свершения каждый день. Социальная адаптация, психологическая поддержка и всесторонняя помощь — первое, что необходимо ребенку с нарушенными функциями.
Зрение помогает ориентироваться в пространстве, ощущать этот мир, поэтому последствия затронут весь организм и повлияют на поведение в целом. |
С чем придется столкнуться, если у вашего ребенка диагностировали заболевание? Прежде всего страдает память:
- двигательная;
- непроизвольная;
- долгосрочная.
Это связано со сложностями составления образов, которые как памятки отпечатываются в мозгу человека. Частичная дезориентация прогрессирует в ходе ухудшения остроты зрения.
Даже если ребенок видит слабо, его мир остается контрастным. Дома его должны окружать яркие предметы и игрушки. Таким образом вы поддерживаете здоровое цветовое восприятие и стимулируете развитие глазных органов.
Подходы к терапии
Лечение дальнозоркости в детском возрасте, до 3–4 лет, при слабой степени выраженности нарушений не требуется. Окулисты рекомендуют наблюдательную тактику, так как заболевание в 95% случаев проходит самостоятельно по окончании роста глазного яблока.
Если возраст ребенка старше или нарушения зрения более +2 диоптрий, то используют следующие методы терапии:
- ношение очков, которые подбираются индивидуально для ребенка. Каждые полгода окулист должен проводить повторное исследование зрения для оценки эффективности лечения;
- в старшем возрасте возможно носить контактные линзы;
- в возрасте более 16 лет, в некоторых случаях и раньше, может быть проведена лазерная коррекция зрения.
Дополнительно могут назначаться препараты, улучшающие обменные процессы в глазу и нормализующие развитие глазного яблока. Они относятся к биологически активным добавкам и имеют недоказанную эффективность. Положительный эффект в лечении наблюдается при регулярном выполнении ребенком зрительной гимнастики при помощи родителей.
При выявлении амблиопии окулисты рекомендуют чередовать зрительную нагрузку на глаза. Во время чтения или рисования ребенку закрывают один глаз с помощью окклюдера. Это нормализует работу зрительных отделов в головном мозге и устраняет амблиопию.
Причины детской близорукости
Необходимо понимать, что школа, давая знания, к сожалению, наносит ущерб здоровью детей, поэтому, многое, как и прежде, зависит от семьи. Нет, наверное, родителей, которые бы не заботились о своих детях. Проблема в другом: насколько мамы и папы подготовлены, просвещены в вопросах сохранения зрения. Ведь многие из них до сих пор верят, что одними тренировками глазных мышц можно избавить ребенка от близорукости, астигматизма и избежать очков. У большинства родителей есть, можно так сказать, боязнь очков. Страх перед очками, приводящий к категорическому отказу от них. С контактными линзами проблема еще хуже в силу большего к ним предубеждения. Поэтому, долг детских офтальмологов – избавлять людей от необоснованных страхов и раскрывать псевдонаучную суть мифов о вреде очков и контактных линз.
Чтобы стабилизировать такое нарушение зрения у школьников, как близорукость, родителям важно знать истинные факторы риска миопии. Условно их можно разделить на несколько групп:
- наследственность. Если оба родителя близорукие, то вероятность появления миопии у детей составляет в среднем 80 %, если один, то – 40 %, если нет близоруких в семье – 10 %;
- возраст ребенка. Чем раньше появляется проблема миопии, тем большую тенденцию к прогрессированию она имеет. Худший прогноз по зрению – при рано приобретенной или дошкольной близорукости;
- пол. Соотношение встречаемости проблемы миопии среди девочек и мальчиков составляет 55:45. При этом у девочек близорукость прогрессирует быстрее;
- факторы образа жизни:
- гиподинамия. Известно, что у детей с активным, спортивным стилем жизни темп прогрессирования миопии медленнее, чем у малоподвижных;
- несбалансированное питание: преобладание углеводистой и недостаток белковой пищи, витаминов А, Е, С, макро- (кальций, железо, фосфор) и микроэлементов (медь, цинк);
- неправильный зрительный стереотип: низкий наклон головы, неправильная посадка, недостаточное освещение, чтение лежа;
- чрезмерные зрительные нагрузки вблизи: уроки, чтение, занятия за компьютером, игры на видеоприставках и мобильном телефоне, телепередачи.
- общие заболевания: родовые и приобретенные травмы головного и спинного мозга (особенно, шейного отдела позвоночника), нарушения осанки, острые (детские инфекции, грипп, частые ОРВИ) и хронические заболевания (печени и желчного пузыря, паразитоз, тонзиллит, синусит и др.);
- анатомические предпосылки со стороны глаз: ослабленная аккомодация, гиперметропия слабой степени, астигматизм, анизометропия, нарушение бинокулярного зрения;
- отсутствие необходимой оптической коррекции.
О последнем факторе стоит поговорить отдельно, поскольку проблема некоррегированного детского зрения актуальна во всем мире. По данным Brien Holden Vision Institute, Australia, в разных странах 56-88 % детей c нарушениями рефракции (оптики глаз) не имеют необходимой оптической коррекции. Так, в США из 37 % детей с выявленными рефракционными нарушениями 67 % не откоррегировано. В Китае 44 % детей с аномалиями рефракции в 85 % случаев остаются без оптической коррекции. По данным нашего исследования, 75 % детей с остротой зрения ниже 1,0 и 59 % детей с остротой зрения ≤0,6 не имели очков и контактных линз (см. рис. 6, 7).
Причины возникновения
Лечение близорукости предполагает ношение очков для коррекции степени нарушения зрения
Миопию в детском возрасте делят на 3 вида: врожденную, наследственную и приобретенную. Офтальмологи отмечают, что близорукость у детей часто встречается в семьях, где заболевание выявлено у одного или обоих родителей. Известны гены, отвечающие за формирование и развитие глазного яблока. Изменения в них приводят к нарушениям зрения.
Врожденная патология связана с повышенной растяжимостью склеры. Слабость внешней оболочки глазного яблока приводит к его постоянному удлинению и прогрессированию близорукости. Врожденный вариант болезни часто выявляется при недоношенности, на фоне врожденной глаукомы, заболеваний хрусталика и роговицы. Заболевание выявляется на первом году жизни.
Основная причина развития приобретенной близорукости – увеличение зрительной нагрузки при несоблюдении зрительной гигиены. Она встречается у детей школьного возраста при длительном письме, чтении, а также работе за компьютером. Специалисты выделяют ряд предрасполагающих факторов: эндокринные заболевания, родовая травма ЦНС и позвоночного столба, инфекционные болезни, нерациональное питание и др.
При выявлении миопии у детей офтальмологи рекомендуют установить тип ее развития. Это позволяет предупредить прогрессирование близорукости при взрослении ребенка.
Отцы и дети: расплата за невежество
«эпидемия» близорукости у детей вызвана отсутствием оптической коррекции зрения.Рис. 6. Наличие оптической коррекции у детей с остротой зрения ниже 1,0.Рис. 7. Наличие оптической коррекции у детей с остротой зрения ≤ 0,6.
- позднее выявление нарушений зрения у ребенка (85 % опрошенных);
- позднее обращение к детскому офтальмологу (85 %);
- трудности обращения в детскую поликлинику на прием к офтальмологу (85 %);
- отсутствие ежегодных профилактических осмотров детей (75 %);
- низкое качество профилактических осмотров (75 %);
- негативное отношение детей к очкам (75 %);
- негативное отношение детей к контактным линзам (40 %);
- негативное отношение родителей к очкам (65 %) и контактным линзам (85 %);
- неосведомленность и непросвещенность родителей в отношении пользы оптической коррекции нарушений зрения у ребенка (75 %);
- популярность псевдонаучных представлений, призывающих отказаться от очков и контактных линз (75 %).
- Мальчик, 7 лет, с впервые выявленной амблиопией (слабовидением) одного глаза при оформлении в школу. Острота зрения на худшем глазу 0,08 (8 %) обусловлена врожденным дефектом оптики – гиперметропией высокой степени с астигматизмом. Со слов мамы, ребенка регулярно проверяли в детском саду, но, «правда, ничего не говорили». Мальчик никогда не жаловался. Родители не замечали проблему. Как факт, возможность излечения от амблиопии практически упущена.
- Подросток, 13 лет, с быстро прогрессирующей близорукостью степенью 5,0 диоптрий, категорически отказывающийся от очков, утверждая, что он «все хорошо видит». Налицо типичный комплекс «очкарика». В поведении ребенка усилился негативизм. Мальчик стал бы носить контактные линзы, но родители против, считая, что они вредны для глаз. Характерная проблема «отцов и детей», выявленная в ходе нашего исследования. В результате ребенок годами остается без оптической коррекции и теряет зрение.
- Девочка, 13 лет, с близорукостью -5,5 диоптрий и остротой зрения 0,05 (5 %), на мой вопрос: «У тебя есть очки или контактные линзы?» – отвечает:
- отказ от необходимой оптической коррекции;
- плохое зрение в очках и контактных линзах;
- плохие по качеству очки и контактные линзы.
- ребенок не справится с уходом, не способен соблюдать гигиену;
- велика вероятность инфекции, осложнений;
- контактные линзы нельзя носить детям;
- контактные линзы портят зрение;
- дорого стоят.
директор Сибирского Центра Профилактики и Лечения Близорукости «Глазка».
Порядок обучения и воспитания детей со зрительными проблемами
В тех ситуациях, когда снижение остроты зрения не значительное, главное правильно и вовремя провести коррекцию – в таком случае к моменту начала сада или школы ситуация нормализуется, и отклонения никак не повлияют на процесс адаптации, обучения.
При значительных отклонениях зрительной функции обучение проводится по специальным программам. Успех процесса во многом зависит от грамотности подхода родителей, их желании найти контакт с ребенком, сделать обучение максимально продуманным, эффективным.
Поскольку у детей со значительными отклонениями зрения от нормы срабатывают компенсаторные механизмы восприятия информации, нужно больше внимания уделять тактильному контакту, слуху. Если вы понимаете, что ребенок плохо воспринимает предметы глазами, описывайте их ему – это поможет правильно познавать мир.
Школу, сад следует выбирать тщательно. Лучше отдавать ребенка в коррекционное учреждение, поскольку тут работают педагоги с соответствующим образованием, четко понимающие, как выстраивать процесс обучения и воспитывать детей с особенностями.
Младший возраст
Время от года до семи – самое сложное с точки зрения обучения, воспитания при наличии серьезных отклонений зрения. Основные жизненные функции активно формируются, усиливаются нагрузки на глаза, и ребенку нужна дополнительная поддержка.
Родители следят за состоянием малыша регулярно проходят плановые осмотры у офтальмолога – их частоту определяет врач. После трехлетнего возраста тесты проводятся с применением различных методик, наиболее часто применяется таблица Орловой с картинками, а не буквами.
Если есть нарушения, делается гимнастика, может врач порекомендовать аппаратное лечение.
Дошкольные учреждения
Дети дошкольного возраста, имеющиеся проблемы со зрением, отличаются от сверстников, их нужно отдавать в специализированный детский сад. Адаптация должна быть достаточно быстрой – воспитатель принимает активное участие в процессе социализации, ускоряя его. Игровая форма позволяет малышу хорошо освоиться в новом месте среди других детей.
До постоянного посещения сада ребенка с родителями приглашают на подготовительные консультации. Эти консультации нужны, чтобы убрать страх перед новым местом, настроить малыша на посещение садика. По возможности посетите несколько учреждений и выберите то, где ребенку развиваться будет проще.
Опытные воспитатели найдут подход к каждому малышу, сделают его пребывание в ДОУ комфортным, будут проводить специальные занятия, рассчитанные на слабовидящих детей. Затем педагоги проанализируют каждого ребенка, определят его сильные, слабые стороны, смогут работать над развитием талантов и решением психологических проблем.
Физическое воспитание при зрительных патологиях
Выраженные проблемы со зрением оказывают негативное влияние на физическую форму, координацию движений, чувство равновесия, выносливость, здоровье, силу. Поэтому физкультура проводится по специальным программам, которые дают детям уверенность в своих движениях, являются эффективными и щадящими одновременно. Рекомендовано использовать кегли, кубики, мячи, скакалки.
Частыми спутниками дефектов зрения являются нарушения осанки, сколиоз, асимметричное расположение разных частей тела. Программа занятий разрабатывается индивидуально с учетом типа, степени нарушений, возраста, состояния здоровья и физических возможностей. В специализированных учреждениях соответствующими вопросами занимаются профессиональные тренера, прошедшие соответствующее обучение.