Образовательный сайт учителя русского языка и литературы захарьиной елены алексеевны

Глава восемнадцатая

«Пугало».
Главы: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Примечания — Аудиокнига

Мой отец и исправник были поражены тем, что мы перенесли в дороге и особенно в разбойничьем доме Селивана, который хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами…

Кстати, о деньгах. При упоминании о них, тетушка сейчас же воскликнула:

— Ах, боже мой! да где же моя шкатулка?

В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи?

Представьте себе, что ее не было! Да, да, ее-то одной только и не было ни в комнатах между внесенными вещами, ни в повозке — словом, нигде… Шкатулка, очевидно, осталась там и теперь — в руках Селивана… Или… может быть, даже он ее еще ночью выкрал. Ему ведь это было возможно; он, как хозяин, мог знать все щелки своего дрянного дома, и этих щелок у него, наверно, не мало… Могла у него быть и подъемная половица и приставная дощечка в перегородке.

И едва только опытным в выслеживании разбойничьих дел исправником было высказано последнее предположение о приставной дощечке, которую Селиван мог ночью тихонько отставить и через нее утащить шкатулку, как тетушка закрыла руками лицо и упала в кресло.

Боясь за свою шкатулку, она именно спрятала ее в уголок под лавкою, которая приходилась к перегородке, отделяющей наше ночное помещение от той части избы, где оставался сам Селиван с его женою…

— Ну, вот оно и есть! — воскликнул, радуясь верности своих опытных соображений, исправник. — Вы сами ему подставили вашу шкатулку!.. но я все-таки удивляюсь, что ни вы, ни люди, никто ее не хватился, когда вам пришло время ехать.

— Да боже мой! мы были все в таком страхе! — стонала тетушка.

— И это правда, правда; я вам верю, — говорил исправник, — вам было чего напугаться, но все-таки… такая большая сумма… такие хорошие деньги. Я сейчас скачу, скачу туда… Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдет! Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать… А впрочем — теперь у него в руках есть деньги… он может делиться… Надо спешить… Народ ведь шельма… Прощайте, я еду. А вы успокойтесь, примите капли… Я их воровскую натуру знаю и уверяю вас, что он будет пойман.

И исправник опоясался своею саблею, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и… через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошел Селиван с тетушкиной шкатулкой в руках.

Все вскочили с мест и остановились как вкопанные…

— Укладочку забыли, возьмите, — глухо произнес Селиван.

Более он ничего не мог говорить, потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, может быть, от сильного внутреннего волнения.

Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

«Пугало».
Главы: — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Примечания — Аудиокнига

Исходный текст из демоверсии ЕГЭ 2019

(1) Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами…

(2) Кстати, о деньгах. (3) При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула: – Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка? (5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде…

(8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана…

– (9)Я сейчас скачу, скачу туда… (10)Он, верно, уже скрылся куда- нибудь, но он от меня не уйдёт! – говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать…

(12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках. (13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван. (15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения. (16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула: – Всё, всё как было! – (19)Сохранно… – тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами… (21)Хотел догнать… (22)Простите, что сижу перед вами… (23)Задохнулся. (24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову. (25)Селиван не трогался. (26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки. (27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

– (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник.

– (29)За что? (30)Не надо!

– (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

– (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?

– (34)Ну, ты хороший человек… (35)Ты не подумал утаить чужое.

– (36)Утаить чужое!.. – (37)Селиван покачал головою. – (38)Мне не надо чужого. (39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

(41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки. (43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:

– На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать… (45)Пошёл доход… (46)Щи варили… (47)Нас не боятся, как прежде боялись. (48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка.

(49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?» (51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое… (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен? (54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым. (По Н.С. Лескову*)

Без аргументов – хорошо или плохо?

Строго говоря, русский язык и литература – это разные предметы

Литературная аргументация, конечно, демонстрировала такое важное достоинство ученика, как начитанность. Но экзамен по русскому должен выявлять совсем другие качества: способность понять текст, вычленить его суть, сформулировать проблему и поддержать диалог

Если бы экзамен по русскому имел, как экзамен по математике, два уровня – базовый и профильный, многие «технари» наверняка предпочли бы сдавать базу. Но, поскольку такого варианта предложено не было, а каждый балл за русский при поступлении на счету, появились на свет «банки аргументов» и каталоги сочинений.

И вот теперь ситуация развернулась не на 180 градусов, но, скажем так, на 90. В основе сочинения – не эрудиция, а точность понимания текста и убедительность рассуждений. Будет ли экзамен от этого проще? Отнюдь! Достаточно изучить методические рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года, чтобы понять: именно комментарий к основной проблеме текста стал камнем преткновения для многих выпускников:

Часть 2

27
Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Написать сочинение

Ваше имя:
Проверка

Пример сочинения

От чего зависит репутация человека? Возможно ли изменить мнение общества о себе? Именно над этими вопросами заставляет задуматься Н. С. Лесков.

В предложенном для анализа тексте повествуется о Селиване, хозяине постоялого двора, который вернул гостям шкатулку с деньгами, забытую в его доме. Этот поступок очень удивил как рассказчика, так и его спутников: «Все вскочили с мест и встали как вкопанные». Почему? Ответ мы можем найти в предложении 1: люди были не лучшего мнения о мужчине. О репутации Селивана мы можем судить и по реакции исправника на обнаружении пропажи (предложения 9-11). Однако отношение к хозяину «опороченного дворишка» изменилось, когда о его благородном поступке узнали в городе и в округе (предложения 44-47).

Позиция автора ясна: первое впечатление и беспочвенные слухи могут негативно сказаться на репутации человека, но, если ему предоставится возможность продемонстрировать свои «скрытые» положительные качества, отношение к нему изменится.

Я считаю, что писатель прав. Ведь всем известно, что поведение людей напрямую зависит от их мировоззрения, ценностей и воспитания, а это значит, что всего один поступок может рассказать о человеке намного больше, чем окружающие, и соответственно повлиять на его репутацию.

В заключение мне хочется сказать, что внешность человека может быть обманчивой, а слухи о нем лживыми, поэтому не стоит делать поспешных выводов о людях.

Сочинение по тексту из демоверсии 2019

(1) Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами…(2) Кстати, о деньгах. (3) При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана…– (9)Я сейчас скачу, скачу туда… (10)Он, верно, уже скрылся куда- нибудь, но он от меня не уйдёт! – говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать…(12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках.(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван.(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:– Всё, всё как было!– (19)Сохранно… – тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами… (21)Хотел догнать… (22)Простите, что сижу перед вами… (23)Задохнулся.(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову. (25)Селиван не трогался.(26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.(27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.– (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник.– (29)За что? (30)Не надо!– (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.– (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?– (34)Ну, ты хороший человек… (35)Ты не подумал утаить чужое.– (36)Утаить чужое!.. – (37)Селиван покачал головою. – (38)Мне не надо чужого.(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой. (41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а черездва дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.(43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:– На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать… (45)Пошёл доход… (46)Щи варили… (47)Нас не боятся, как прежде боялись.(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»(51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое… (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым.

(По Н.С. Лескову*)* Николай Семёнович Лесков (1831–1895) – русский писатель, драматург, автор известных романов, повестей и рассказов.

Темы

  1. Рассказ, прежде всего, поражает тем, как тонко Лесков вводит и развивает тему фольклора. Автор обращается к русскому народному творчеству, чтобы, с одной стороны, читатель почувствовал таинственную атмосферу, которой наполнена каждая страничка книги. Только поняв психологию народа, можно по достоинству оценить поведение людей, мотивацию их поступков и объяснить их веру в нечистую силу. С другой стороны, писатель использовал фольклорные мотивы, чтобы «сгустить тучи» вокруг образа Селивана. Элементы народного творчества были словно перекидным мостиком к образу «кровожадного чародея», который заключает договор с нечистью и вершит вместе с ней «грязные» дела. В представлении людей Селиван является помощником «темных» сил на земле.
  2. Одна из важных тем — тема одиночества человека в обществе. Порой люди могут безжалостно бросить тень на человека, не задумываясь о последствиях. Никто не захотел понять Селивана. Все упорно распространяли страшные слухи, способствующие превращению этого чудака в пугало. Говорят, что народ – единое целое. Но всегда находится человек, который становится изгоем в обществе.
  3. Красной нитью через произведение проходит тема долготерпения. Тяжкая доля досталась герою. Ему пришлось долго ждать, прежде чем его доброе имя было восстановлено. Селиван не проникся ненавистью к миру и не мстил людям в ответ на их клевету, хотя на него «навесили» множество ярлыков: лукавый колдун, детоубийца и великий злодей. Все вселенское зло сосредоточили в одном лице. Так проще: не надо ни думать, ни рассуждать.

Аргументы теперь не обязательны

Любая мама, чей ребенок окончил школу в последние несколько лет, знает, что как важен в сочинении «литературный аргумент». Если вы до сих пор не интересовались этой темой, перескажем суть проблемы вкратце: сочинение – самое сложное и «дорогое» задание ЕГЭ для 11-классников по русскому языку. Его пишут по небольшому отрывку текста, который приведен тут же, в тексте задания.

Хотя тексты, которые будут использованы в ЕГЭ, оставались секретом до самого последнего момента, основные темы известны заранее и не меняются уже несколько лет. Поэтому репетиторы и курсы подготовки к ЕГЭ (да и школы, чего уж там) предлагали школьникам зазубрить примеры из «банка аргументов»: любовь – «Евгений Онегин», человек и природа – «Прощание с Матёрой», роль искусства в жизни — «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева… В результате сочинения выпускников, написанные самым честным образом, порой походили друг на друга, как две капли воды. Не вникая в тонкости проблематики обсуждаемого текста, они натягивали на него заученные «аргументы из банка», как сову на глобус. Получалось, мягко говоря, не очень.

Мы решили познакомиться с популярными в интернете «банками аргументов» и, честно говоря, ужаснулись их прямолинейной примитивности.

В 2019 году принципиально меняется позиция в отношении сочинения. Акцент смещается на понимание обсуждаемого текста. В 2018 году нужно было в представленном тексте найти проблему; прокомментировать ее, приведя, как минимум, два примера из текста. Теперь же нужно пояснить, почему выбраны именно эти фрагменты, и показать взаимосвязь между ними.

В 2018 году свое отношение к проблеме нужно было подкрепить хотя бы двумя аргументами, причем один из них должен был взят из художественной, публицистической или научной литературы

Теперь неважно, как именно выпускник будет подтверждать свою точку зрения, главное – убедительность

Это не значит, что выпускник не может апеллировать к авторитету литературных классиков, просто теперь это не обязательно.

Мой отец и исправник были поражены (Лесков) (ЕГЭ по русскому)

Всегда ли первое впечатление о человеке оказывается верным? Над этим проблемным вопросом и задумывается Николай Семёнович Лесков, русский писатель, драматург, автор известных романов, повестей и рассказов.

Для того, чтобы раскрыть данную проблему, автор от имени героя рассказывает нам историю о Селиване, в доме которого герою однажды пришлось ночевать и которого все в округе считали колдуном и разбойником. Рассказчик так же, как и все остальные, уверен в том, что Селиван украл у тётушки шкатулку с деньгами. Однако, последующие события разворачиваются иначе: Селиван прибегает к ним домой и возвращает забытую шкатулку. После его поступка люди понимают, что ошибались насчёт него. На примере данной ситуации Лесков показывает нам то, насколько ошибочным может оказаться наше мнение о человеке, которого мы едва знаем.

Позиция автора в данном вопросе очевидна: первое впечатление, которое производит на нас человек, далеко не всегда оказывается правильным. Довольно часто получается так, что наше мнение меняется, когда мы узнаём человека поближе.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, человек, который сначала кажется злобным и подозрительным, обычно оказывается честным и добродушным.

А тот, кто внушает доверие, в итоге показывает себя с совершенно противоположной стороны. Докажем это, приведя примеры из литературных произведений и жизненного опыта.

Случается так, что после определенных ситуаций человек открывается нам с неожиданной стороны. И далеко не всегда эта сторона оказывает хорошей. Невольно вспоминается книга Эли Фрей «Мой лучший враг». Главные герои, мальчик и девочка, дружат с детства. Однажды с ними случается ужасная история, после которой поведение мальчика меняется, он становится чёрствым, агрессивным и опасным. Тамокс(*вроде*) больше не узнает своего доброго друга, который оказался жестоким человеком, получающим удовольствие от издевательств над другими.

Итак, порой человек, которого мы считает добросердечным и светлым, в конце концов оказывается злым и жестоким.

Из жизненного опыта хочу привести в качестве примера историю, которую мне рассказала моя мама. В классе, в котором она училась, была девочка по имени Саша. Все считали её чужой, так как училась она плохо и почти никогда не делала домашние задания. Пообщавшись с этой девочкой и узнав её поближе, моя мама поняла, насколько она и её одноклассники ошибались насчет Саши. Оказалось, что ей приходится помогать маме по дому, потому что у той еще трое маленьких сыновей. Поэтому Саша не успевает делать домашние задания и так отстаёт от своих одноклассников. Итак, чаще всего наше изначальное мнение о человеке оказывается ошибочным, потому что мы мало что о нём знаем.

Таким образом, мы видим, что далеко не всегда первое впечатление о человеке оказывается правильным. Обычно мы меняем своё мнение, узнав человека поближе

> Пугало.

Суть

Эпиграфом к рассказу является старая русская поговорка: «У страха глаза велики». Действительно, какие только небылицы ни почудятся человеческому глазу, если сознание объято страхом и невежеством. Даже тогда, когда эта псевдореальность начинает граничить с абсурдом.

Но еще хуже, когда из-за этого страдает ни в чем неповинный человек. Что только ни приписывали Селивану. Народ шарахался от него, словно от прокаженного. Но все домыслы оказались неправдой. Доброе имя героя восторжествовало. Народ получил хороший урок, что не следует, не разобравшись, обвинять человека во всех смертных грехах.

Проблемы

  1. Отсутствие сострадания и человеколюбия – одна из главных проблем рассказа. Когда Лесков описывает холодные морозные вечера и то, как дочку палача не пускают погреться, то возникают многочисленные вопросы: «Почему у людей черствеет сердце? Ребенок же ни в чем не виноват. Разве он должен отвечать за поступки отца?». В итоге девочка получает сильнейшие обморожения, подорвавшие ее здоровье.
  2. Основная проблема рассказа – взаимоотношение праведника и общества. К сожалению, имеет место негативное отношение к человеку, отличающемуся от большинства. Селиван, ведя отшельнический образ жизни, не оправдывался, слыша о себе различные небылицы, и продолжал хорошо относиться к окружающим. Люди его не понимали, так как полностью полагались на истину суеверий, что порождало в них жестокость и непредсказуемость в поведении. Герой же не держал на них зла.
  3. Проблема доброты занимает одно из ключевых мест в рассказе. Лесков показывает, что именно доброе и бескорыстное отношение ко всем окружающим помогает добиться справедливости. Селиван творил благие дела не ради собственной выгоды, а по воле сердца. Первоначально этого не замечали, но со временем искренность героя помогла прозреть простым людям и излечить их душевную слепоту. Это один из тех рассказов, где все заканчивается благополучно. Автор тем самым вознаграждает главного персонажа за его гуманное отношение к враждебному обществу
  4. Другая проблема, поднятая автором — безжалостное отношение людей к животным. Так, убийство тощей собаки, согревающей девочку и отдающей ей часть своего тепла, рождает вопросы, на которые не находится в рассказе ответа. Почему люди считают, что могут спокойно убивать животных и вершить чужие судьбы? Во имя псевдоборьбы со злом были жестоко убиты ни в чем неповинные животные: кабан и петух. Били и телят, и овец, лишь бы поскорее разобраться с пронырливым «колдуном». Пощады не было никому.
  5. В рассказе автор поднимает проблему невежества и суеверий. Данная проблематика всерьез обеспокоила писателя в зрелости, когда он стал уже опытным путешественником и увидел, как глупы и жестоки некоторые провинциальные крестьяне. Темные, малообразованные люди часто оказываются под воздействием примет, сверхъестественных сил. Например, красная метинка на лице Селивана не давала ему спокойной жизни еще с самого детства. Как говорится, «бог плута метит». Только ленивый не указывал на то, что мальчишке доверять нельзя. Хотя калачник, у которого работал юноша, был им крайне доволен.

Главные герои и их характеристика

Рассказ ведется от лица мальчика, переехавшего за город вместе с родителями. Здесь он находит много новых друзей и открывает для себя неизведанный, удивительный мир народных приданий. В этом ему помогает мельник Илья. Старенький дедушка рассказывает ребенку о домовых, кикиморах и «водяном дедке», живущим близ Селиванова леса. Именно Илья поведал мальчику историю Селивана, тем самым вызвав в ребенке неугасимый интерес к этому человеку и породив трепетный страх перед ним.

Образ Селивана привлекательный, живой и трагичный. Этот персонаж – выходец из семьи лесковских праведников, истинных спасателей по велению сердца. Внешность его внушает доверие. Лицо доброе, приятное. Глаза отличаются живостью и глубиной. На устах часто появляется тень улыбки. Говор у этого «чудака» особенный: фразы предельно четки, кратки и лаконичны, что выдает человека дела, а не приверженца сладкой и приторной речи. Тот случай, когда индивидуализм речи существует в соответствии с психологией человека.

Герой зачастую избегал людей, как будто их боялся. Но никто из народа так ни разу и не задался вопросом: «А чего он чурается?». Глядишь, и проблем человеку доставили бы меньше.

Селиван не выступает против самодурства, взяточничества и ханжества тех, кому принадлежит власть. Он спокоен, не горячится, не бросается отстаивать правду на всех уровнях (в отличие от Рыжова в рассказе «Однодум»). Нет. Он живет своей уединенной жизнью, ни на что не претендуя. Но если вдруг увидит, что кому-нибудь необходима помощь, то сразу же поспешит на подмогу, будь то застрявший посередине дороги купец или же заблудившиеся в лесу дети.

Глава восемнадцатая

Мой отец и исправник были поражены тем, что мы перенесли в дороге и особенно в разбойничьем доме Селивана, который хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами…

Кстати, о деньгах. При упоминании о них, тетушка сейчас же воскликнула:

– Ах, боже мой! да где же моя шкатулка?

В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи?

Представьте себе, что ее не было! Да, да, ее-то одной только и не было ни в комнатах между внесенными вещами, ни в повозке – словом, нигде… Шкатулка, очевидно, осталась там и теперь – в руках Селивана… Или… может быть, даже он ее еще ночью выкрал. Ему ведь это было возможно; он, как хозяин, мог знать все щелки своего дрянного дома, и этих щелок у него, наверно, не мало. Могла у него быть и подъемная половица и приставная дощечка в перегородке.

И едва только опытным в выслеживании разбойничьих дел исправником было высказано последнее предположение о приставной дощечке, которую Селиван мог ночью тихонько отставить и через нее утащить шкатулку, как тетушка закрыла руками лицо и упала в кресло.

Боясь за свою шкатулку, она именно спрятала ее в уголок под лавкою, которая приходилась к перегородке, отделяющей наше ночное помещение от той части избы, где оставался сам Селиван с его женою…

– Ну, вот оно и есть! – воскликнул, радуясь верности своих опытных соображений, исправник. – Вы сами ему подставили вашу шкатулку!.. но я все-таки удивляюсь, что ни вы, ни люди, никто ее не хватился, когда вам пришло время ехать.

– Да боже мой! мы были все в таком страхе! – стонала тетушка.

– И это правда, правда; я вам верю, – говорил исправник, – вам было чего напугаться, но все-таки… такая большая сумма… такие хорошие деньги. Я сейчас скачу, скачу туда… Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он с меня не уйдет! Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать… А впрочем – теперь у него в руках есть деньги… он может делиться… Надо спешить… Народ ведь шельма… Прощайте, я еду. А вы успокойтесь, примите капли… Я их воровскую натуру знаю и уверяю вас, что он будет пойман.

И исправник опоясался своею саблею, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и… через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошел Селиван с тетушкиной шкатулкой в руках.

Все вскочили с мест и остановились как вкопанные…

– Укладочку забыли, возьмите, – глухо произнес Селиван.

Более он ничего не мог говорить, потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, может быть, от сильного внутреннего волнения.

Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

История создания

Лесков задумал это произведение, будучи уже состоявшимся писателем, имеющим за плечами многолетний публицистический опыт. Впервые «Пугало» было напечатано в журнале «Задушевное слово» в 1885 году с подзаголовком «Рассказ для юношества». Позже, готовясь к изданию Полного собрания сочинений, Николай Семенович включил его в состав цикла «Святочные рассказы».

Для писателя чуждо молчание, когда на его глазах совершается несправедливость. Поэтому работы, выходящие из-под пера Лескова, всегда находят отклик в обществе. Николай Семенович питает ненасытный интерес к судьбе человеческой, наполненной добром и злом, честностью и несправедливостью. К сожалению, сложно сохранить душевное благородство и не отступить под натиском клеветы и повсеместного непонимания, но у Селивана, главного героя рассказа «Пугало», это получилось.

Вывод

Во все времена на русской земле встречались особенные люди, бескорыстно творящие добро и тихо молящиеся о светлом будущем России. Зачастую они молча сносили обиды и продолжали идти по пути света, согласия и христианской любви.

Эти праведники своим примером как бы давали уроки нравственности, способствуя объединению людей, готовых противостоять любым превратностям судьбы. Они говорили о том, что народ нуждается не в поклонении и не в осуждении, а, прежде всего, в понимании и сочувствии. Селиван, будучи носителем высокого душевного благородства, слушая зов своего сердца, доказал, что добрые поступки содействуют благу Родины и заставляют заблудшие души вернуться на путь истины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector