Как развить внимательность у ребенка в 8-10 лет: памятка для родителей

Игры для развития памяти

Мы выбрали игры, которые помогут развить все виды памяти малыша – зрительную, слуховую и даже моторную.

«Мемори» или «Парные картинки»

Мы будем удивлены, если вы не знаете эту игру – существует бесчисленное количество готовых наборов карточек, и есть они, наверное, в каждой семье. Наконец, для «Мемори» можно использовать обычные игральные карты.

Суть игры проста: нужно открыть сразу две карточки с одинаковыми изображениями. Одновременно могут быть открыты только две карточки – если изображения на них различаются, то их снова переворачиваем рубашкой вверх.

Игра хороша как для одного игрока, когда счет ведется по времени или числу ходов (на это рассчитаны компьютерные версии), так и для двух игроков и даже целой компании – пары карточек вскрываются по очереди.

«Робот»

Ребенок играет роль робота, а вы – конструктора. Ваша задача – провести «робота» по определенному маршруту, проделывая при этом разные движения: прыжки, приседания, хлопки… Например: «Три шага вперед. Шаг влево. Три приседания! Два приставных шага вправо», – и т.д. Затем участник должен повторить этот маршрут самостоятельно, в той же или обратной последовательности.

«Ассоциации»

Ваша задача – назвать какой-либо предмет, а ребенок должен назвать как можно больше слов по этой теме. Например: «Кошка!» – «Мышка, лапы, усы, миска….» Это не только развивает память, но и учит ребенка искать логические взаимосвязи и систематизировать информацию.

«Цепочки»

Хорошая игра для большой группы детей, ее часто используют воспитатели детских садов. Ведущий называет какое-либо слово, например, название животного. Первые ребенок повторяет его и добавляет нового зверя, второй наращивает цепочку, и так далее. «Кошка. Мышка. Собака. Заяц. Лось…»Кажется, что такая цепочка не может быть длинной из-за  сложности в запоминании, но поскольку слова цепочки многократно проговариваются, то эта цепочка часто достигает длины в полтора десятка слов.

«Портрет»

Еще одна игра для большой компании дошкольников, которая не раз выручит вас на детском празднике. Выбирается ведущий и один участник. Ведущему дается время, чтобы запомнить облик участника. Затем он отходит от участника на несколько шагов и отворачивается. Задача ведущего – назвать все цвета, присутствующие в одежде участника. Если он называет неверный цвет, то участник делает шаг навстречу ведущему. Если участник находится перед ведущим на расстоянии вытянутой руки, то просто касается плеча, что означает его победу.

Игрушки, чтобы развить внимание

Развивающей называют игрушку, направленную на развитие умственных способностей

Часто родители настолько сильно хотят уделить внимание развитию своего чада, что готовы использовать для этого самые последние методики и обращаться за помощью в дорогостоящие образовательные центры

Однако велосипед нужно изобретать далеко не всегда: много пользы принесет и то, что есть под рукой. Настольные игры — это прекрасный способ для развития внимания. Всей семьей играйте в классические шахматы, шашки или лото.

К восьми годам становится интересно играть в стратегии. Можно почувствовать себя шпионом или стать настоящим детективом. Для развития внимания хорошо подходят головоломки в соответствии с возрастом. Можно купить книги со звуковым оформлением.

Пазлы помогут сосредоточиться над созданием завершающей картины.

В 8-9 лет дети активно подражают взрослым. Многие начинают создавать игрушки самостоятельно — деревянные автомобили или тряпичных кукол. Ребят привлекают сложные конструкторы с большим набором деталей.

Способы «тренировки»

Улучшение памяти — не совсем подходящий термин, если речь идет о ребенке. Плохой память у здоровых детей практически никогда не бывает, она может быть недостаточно развитой, и над этим предстоит потрудиться родителям.

Есть несколько простых способов развить память малыша, которые будут полезны и его родителям, поскольку их память будет тоже тренироваться:

  • Что ты делал? Возьмите за правило рассказывать ребенку, как прошел ваше день, описывайте все подробности, а потом просите чадо сделать то же самое.
  • Книга — лучший друг. Читайте ему книги каждый день, пусть даже в силу нехватки времени, это будет 1-2 страницы, но чтение должно стать ежедневной традицией.
  • Игра поможет. Каждый день играйте с ребенком в слова. Это можно делать дома, можно по дороге в детский сад. Назовите ему 10 слов, и попросите назвать те из них, которые он может видеть вокруг себя (улицы, фонарь, автобус, люди, магазин, собака, лужа). Зрительную память хорошо тренировать с помощью картинок. Положите несколько изображений, обсудите их, опишите, а потом уберите 2-3 картинки и попросите чадо сказать, чего или кого не хватает. Тренировать внимательность помогут задания с одинаковыми картинками, в которых нужно найти отличия, их для любого возраста можно найти в интернете.
  • Стройте ассоциации. Чтобы малыш лучше запоминал, помогите ему подобрать к слову или явлению понятную для него ассоциацию. Он довольно быстро начнет оперировать этим навыком.
  • Музыка и иностранные языки. Очень хорошо тренируют память занятия на музыкальных инструментах, пение, а также изучение иностранного языка.
  • Гаджетам — бой. Интернет, развитие компьютерных технологий уже сейчас отрицательно сказываются на памяти людей, она стремительно ухудшается, ведь нет необходимости запоминать информацию, если ее всегда можно найти в поисковой системе. Это не призыв отказаться от использования гаджетов, но родители, которые хотят тренировать память своего ребенка, должны как можно меньше давать ему общаться с и компьютером, и как можно больше общаться с ним лично.

Как улучшить память и внимание у ребенка 7 лет

Формулировка “как улучшить память и внимание у ребенка 7 лет”, конечно, не совсем корректна, скорее следует ставить вопрос так — “как тренировать память и внимание у ребенка 7 лет”. Если ребёнок нормально развит, то улучшать память ему ни к чему, она в этом возрасте и без того довольно неплохая, а вот тренировать её с тем, чтобы сохранить способность быстро запоминать новое на годы вперёд, непременно следует

Итак, несколько рекомендаций по поводу того, как развить память и внимание у ребенка 7 лет:

Всегда найдите время для того, чтобы выслушать, что у ребёнка произошло за день. Его речь может быть очень сбивчивой и малопонятной, это нормально. Главное — всегда просить его рассказывать о каких-то деталях, которые ему непременно придётся доставать из памяти. Вы заметите, что со временем он будет вспоминать всё больше и больше подробностей. Помимо тренировки памяти такое общение поможет ребёнку научиться формулировать мысли (особенно если вы поможете ему правильно строить предложения), а также укрепит вашу с ребёнком эмоциональную связь.
Вы можете сделать семейной традицией разучивание с ребёнком перед сном короткого стихотворения или какой-то несложной фразы на иностранном языке
Опять же, кроме тренировки памяти вы будете тренировать и речь ребёнка, а также его словарный запас.
Ещё одно отличное упражнение, которое поможет тренировать память и внимание у ребенка 7 лет, это произнести для него медленно десять доступных ему слов и попросить его сразу же перечислить их. Если он вспомнит пять из них, это уже хорошо и говорит о неплохой кратковременной памяти
Напомните ему те слова, которые он забыл, и попросите его перечислить все десять слов спустя какой-то промежуток времени. Отличным результатом будет, если он назовёт семь или восемь слов, это говорит о том, что и с долговременной памятью у малыша порядок. Если заниматься этим упражнением каждый день, вы отлично разовьёте у ребёнка оба вида памяти.
Аналогичное упражнение делается с картинками, на которых изображены какие-то предметы, которые ребёнок должен назвать.
Для тренировки памяти существует так называемый метод Цицерона. Ребёнка нужно научить запоминать какие-то вещи, располагая их образы в знакомой обстановке. Назовите ему десять предметов, которые он должен мысленно разместить в своей комнате. Пускай в кресле растёт гриб, на столе переминается с ноги на ногу небольшой слоник, а с люстры свисает банан

Главное — представлять предметы размером примерно с футбольный мяч, неважно, какие они в жизни. Пусть ребёнок расположит так в своих мыслях десять предметов, и для того, чтобы вспомнить их, ему будет достаточно оглянуться вокруг или вспомнить обстановку комнаты, когда вы не дома

Попросите его через некоторое время назвать все предметы.
Можно научить ребёнка выстраивать цепочку из предметов, составив какой-то рассказ об их приключениях. К примеру, один предмет может превращаться в другой, как в мультфильме про пластилиновую ворону. Запомнив последовательность превращений, ребёнку будет проще запомнить все предметы и даже назвать их в том же порядке, в котором они были заданы.
Наконец, классическое задание из детских журналов — найти десять отличий. Оно отлично помогает тренировке внимания к деталям.

Игры

Помимо упражнений, также существуют различные игры, способствующие улучшению детской памяти. В качестве примера можно привести несколько игровых форм, которые помогают развить процесс запоминания. Сюда относится следующее:

  1. Игра в слова и картинки – в данном случае необходимо назвать несколько разных слов (10-15 штук). Затем нужно попросить ребенка повторить все сказанные слова. Такая игра позволит развить словесно-логическую память.
    Для улучшения зрительной памяти, ребенку можно показать несколько картинок, попросить закрыть глаза, после чего убрать некоторые из них. В дальнейшем он должен сказать, каких изображений не хватает.
  2. Игра «отгадай слово» — в данном случае родитель должен загадать определенное слово, но не озвучивать его. В это время ребенок называет наводящие вопросы и тем самым пытается узнать, какое слово было загадано. Например, могут звучать следующие вопросы: съедобен ли этот предмет? Какого цвета? Какой формы? и т.д.
  3. Игра «Посмотри и назови» — родитель просит ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, которые он видит. К примеру, звучать это может следующим образом: «Назови все предметы, которые окрашены в зеленый цвет». Далее ребенок должен осмотреть вокруг, потом закрыть глаза и по памяти перечислить все вещи зеленого цвета, которые он успел запомнить.

Отдельно стоит отметить, что для улучшения памяти необходимо сделать традицией семейное чтение, в ходе которого можно читать ребенку интересные сказки и рассказы, а потом подробно пересказать прочитанное. Также к данному способу развития памяти можно отнести ежедневное заучивание детских стихотворений

Пусть это будет всего лишь 4 строчки, но важно, чтобы школьник заучивал их ежедневно

Средства для улучшения работы мозга

Если мозговая деятельность находится на низком уровне, необходимо обратить на это внимание и попросить помощи у специалистов. Они проведут правильную диагностику и даже могут назначить медикаментозное лечение

Однако это нужно делать тогда, когда другие методы уже не действуют. И помните, что самостоятельное лечение и приём специализированных препаратов могут привести не только к негативным последствиям, но и к летальному исходу.

Поэтому для улучшения мозговой деятельности можно попробовать использовать такие средства, которые, в отличие от медикаментозных препаратов, не нанесут никакого вреда организму.

  • Например, чтение вслух со временем позволит вашему ребёнку лучше запоминать учебный материал. Когда происходит такой процесс, мозг воспринимает информацию не только в зрительной форме, но и на слух.
  • Занятия спортом могут оказать благотворное влияние на организм в целом и на улучшение памяти. При интенсивных движениях сердце работает с удвоенной силой и разгоняет кровь, которая насыщает мозг и другие органы кислородом и полезными веществами.
  • Можно на время превращать ребёнка в левшу, если он правша, и в правшу, если он левша. Такие нехитрые методы обязательно помогут и вот почему: благодаря данным действиям вы заставите сознание вашего чада перестроиться и работать не так, как оно привыкло. Новая незнакомая деятельность тренирует сознание и ум. Чем больше они нагружаются, тем лучше для развития хорошей памяти.

Образ жизни, хобби

Для формирования хорошей памяти нужно изменить образ жизни, а также найти себе новые хобби. Этот момент особенно актуален для подростков, которые не имеют полезных увлечений и тратят время впустую

Рекомендуется использовать такие методы осторожно, не вызывая у ребенка негативных эмоций

Активная жизненная позиция

Начинать изменять образ жизни стоит с жизненной позиции ребенка. Если она будет активной, то память сама постепенно разовьется без применения каких-либо специальных методов. Для этого подросток должен проявлять любознательность относительно любых явлений и событий, регулярно участвовать в различных мероприятиях и использовать все свои силы для достижения целей и желаний

Очень важно, чтобы все это было обусловлено личным желанием, а не требованием родителей

Интеллектуальная деятельность

Любая мозговая деятельность способствует развитию интеллекта, что также неизбежно будет повышать качество памяти. Она должна состоять не только из школьных предметов, но также из домашних увлечений. Для этого отлично подойдет чтение интересной книги, решение головоломок, заучивание стихов или изучение иностранного языка.

Хобби

Выбор правильных хобби значительно повышает вероятность достижения успеха в будущем. Найти их правильнее всего будет уже в подростковом возрасте. Увлечения могут быть домашними. Например, собирание паззлов, рукоделие или игра на музыкальном инструменте. Все они оказывают положительное влияние на память. Не менее полезными являются спортивные хобби, т.к. они улучшают кровообращение в мозге. Подойдут обычные пробежки, командные виды спорта, танцы или единоборства.

Правильное питание

Очень важно для развития памяти и внимания у подростков правильно питаться. Соблюдать это условие рекомендуется всем, т.к

при употреблении вредной пищи снижается качество работы мозга, а также ухудшается здоровье в целом. Нужно добавить в рацион морепродукты, рыбу, белое мясо, овощи, орехи, злаковые, творог, ягоды, горький шоколад и мед. При этом следует отказаться от фастфуда, жареного, жирного и свежей выпечки.

Методики

Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

Методика Глена Домана

Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

  • Начинать заниматься в раннем возрасте;
  • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
  • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
  • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
  • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
  • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
  • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
  • Никогда не заниматься «через силу».

Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

Методика Монтессори

Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

Главные принципы:

  • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
  • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач

Развитие запоминания у детей дошкольного возраста

В возрасте примерно четырех лет у детей начинает интенсивно развиваться способности к запоминанию и воспроизведению информации. Но даже после пяти лет процесс запоминания у дошкольников носит непроизвольный характер, то есть ребенок не может поставить перед собой задачу запомнить какую-либо информацию. Запоминание в этом возрасте тесно связано либо с активной деятельностью, либо с эмоциональными переживаниями.

Развитие памяти у детей помогает им достигать больших успехов в учебе

Чтобы развить память ребенка, достигшего четырех-пяти лет, обсуждайте с ним все события, произошедшие в течение дня, прочитанные книги, любимых героев сказок и мультфильмов. Заучивание коротких стихотворений – ещё один прекрасный способ тренировки памяти, подходящий не только для детей пяти-шести лет, но и для людей любого возраста.

Развитие памяти дошкольников помогают игры:

  • «Чего не хватает?» Игра для ребенка четырех и более лет просят запомнить несколько предметов, стоящих на столе, а затем, пока ребенок отвернулся, убирают один из них. Ребенок должен вспомнить, чего не хватает, назвать цвет, форму и другие признаки исчезнувшего предмета.
  • «Угадай предмет наощупь». Эта игра помогает развитию тактильной памяти. Опознавание знакомых предметов с закрытыми глазами наощупь тренирует навыки узнавания и запоминания.
  • «Кто больше запомнил». Игра для дошкольников, во время которой взрослый поочередно показывает по 10-20 карточек с различными предметами и объектами, а затем дети называют те из них, которые запомнили. Побеждает тот, кто запомнил больше всего предметов.
  • «Найди отличия». Игра, способствующая развитию зрительной памяти. Ребенку предлагается сравнить две похожие картинки и найти отличающиеся элементы.

Очень полезно для развития пространственной и кинетической памяти завязывание всевозможных морских узлов. Взрослый демонстрирует поэтапно, как завязать узел, а ребенок должен повторить.

Важно помнить, что развитие интеллекта детей, подошедших к дошкольному возрасту, невозможно без полноценного физического, умственного, эмоционального развития. Здоровый сон, сбалансированное питание, соответствующая возрасту физическая активность способствуют гармоничному развитию всех интеллектуальных и психических функций

Как улучшить память?

Если результаты тестирования вас мало удовлетворяют, самое время заняться улучшением памяти и внимания своего чада. Для этого есть несколько простых «домашних» методик, которые помогут ребенку уже через месяц-полтора запоминать материал легко и быстро, и воспроизводить через время с большой точностью.

Пусть рассказывает о своем школьном дне в самых детальных подробностях, вплоть до цвета резинки на волосах соседки по парте. Читайте с ним вместе, чаще задавайте уточняющие вопросы по содержанию книг. Запишите чадо в спортивную секцию, следите, чтобы он достаточно гулял и дышал свежим воздухом.

Почему возникает необходимость тренировать память и внимание у ребенка 10 лет

Помимо возможной потери успеваемости, вы можете заметить также, что ваш ребёнок стал немного рассеянным и невнимательным и не помнит о какой-то вашей просьбе, сделанной вами 10 минут назад. Если мы берём за аксиому, что ребёнок здоров (потеря памяти или внимательности может быть связана, например, с дефицитом йода в организме, но это не тема нашей статьи, хотя и тема для проверки этого момента у детского эндокринолога вами), то причины для этого могут быть, например, следующие:

Переутомление ребёнка — помимо посещения школы и выполнения домашнего задания ребёнок посещает ещё два кружка и одну спортивную секцию, а в перерывах успевает смотреть телевизионные программы? Очень даже вероятно, что у него накопилась хроническая усталость. Нужно помочь ребёнку разобраться с его режимом дня, следить за тем, чтобы он полноценно питался и имел возможность отдохнуть, прогулявшись по улице

Если следует пожертвовать каким-то кружком, стоит это сделать, поскольку здоровье ребёнка очевидно важнее, чем ваше стремление впихнуть в него все знания и умения.
Крайне важно в этом возрасте спать минимум 10 часов в сутки, не нужно равнять ребёнка по себе. Если вам хватает семи часов, чтобы выспаться, для ребёнка это мало

Хронический недосып обязательно приведёт к проблемам с памятью и внимательностью.

Причины плохого запоминания

Временное ухудшение запоминания информации в этот возрастной период считается нормой, потому что начало обучения в школе приводит нервную систему к сильному напряжению. Ребёнок боится не оправдать ожидания родителей, опасается насмешек со стороны одноклассников. У него появляется забывчивость и рассеянность. Проблему родители могут решить самостоятельно с помощью специальных упражнений и игр.

Слабая продуктивность запоминания иногда появляется из-за сильного переутомления или болезни. Обеспечьте малыша полноценным питанием. Включайте в его рацион грецкие орехи, шоколад, морскую рыбу, свежие овощи. Эти продукты содержат все необходимые витамины и микроэлементы, способствующие улучшению памяти. Помогает пребывание на свежем воздухе и крепкий сон. При возникновении стойких нарушений в процессе усвоения знаний следует обратиться к психологу или неврологу. Причины могут крыться в интоксикации, гипоксии или полученной черепно-мозговой травме.

Тренировки

Добиться улучшения памяти также получится с помощью специальных коррекционных тренировок. Они включают различные упражнения и интересные игры. Большинство из них могут применяться не только для детей подросткового возраста, но и для взрослых. Однако эффективность во втором случае будет несколько ниже.

Набор самых эффективных игр и упражнений для развития памяти у подростков включает следующие варианты:

  1. Пропавший предмет. Ребенок смотрит на комнату в течение 30 секунд, после чего отворачивается. Взрослый за это время прячет один из предметов и просит подростка повернуться. Задачей станет определение пропавшего предмета. Такой способ хорош для развития зрительной памяти.
  2. Запоминание слов или картинок. Родитель показывает ребенку картинки с животными или просто называет обычные слова. Всего их понадобится 10. Подросток при этом должен внимательно смотреть или слушать. После этого ему нужно назвать все, что удалось запомнить.
  3. Поиск отличий. Классический метод тренировки памяти и внимательности. Родителям нужно подобрать 2 практически одинаковых картинки, на которых есть 5-15 отличий, что и придется найти ребенку.
  4. Города. Простая популярная игра сделает процесс обучения еще более привлекательным. Взрослый называет город, а ребенок отвечает другим названием города, которое начинается с последней буквы первого. Игра продолжается поочередными ответами до тех пор, пока кто-то не сможет назвать не упомянутый ранее вариант ответа.
  5. Сочинение. Такой способ можно применять самостоятельно без помощи взрослых. Нужно лишь задать себе тему, связав ее с любыми предметами, и написать по ней небольшой рассказ или сочинение. При желании можно даже заняться созданием полноценного романа, но начинать лучше всего с чего-то более маленького.
  6. Мелкие детали. Родители дают ребенку одну картинку, на которой изображены 4 человека, но все они одеты по-разному и различаются внешне. После 30 секунд просмотра изображения ребенок должен ответить на вопросы взрослых. Они могут касаться особенностей одежды («У кого была рубашка в горошек?»), внешности людей («Были ли у кого-то веснушки? У кого?») и других мелких деталей.
  7. Сохранение важных данных. Взрослые пишут несколько похожих предложений, в которых обязательно присутствуют имена, действия и даты. Например, «Настя читала книгу Шекспира с 27 августа до 13 сентября». Ребенок должен посмотреть на предложения и запомнить их. Через 30 секунд текст нужно воспроизвести на чистом листе.
  8. Шифр. Тренировка таким методом может показаться достаточно сложной даже для развитых подростков, поэтому стоит применять ее далеко не для всех. Родители составляют шифр, где определенные символы обозначают ту или иную букву. Ребенок же знакомится с готовой памяткой в течение 2 минут, после чего без подсказок расшифровывает простое словосочетание или предложение из символов, представленное родителями.

Такие упражнения для развития памяти у подростков показывают высочайшую эффективность. Применять их можно ежедневно, но стоит правильно рассчитывать возможности ребенка, т.к. переутомление даже от занятий в игровой форме может быть крайне неприятным и вредным для тренировок.

Возрастные нормы формирования памяти в 8-11 лет

Как уже было отмечено выше, для каждого возраста ребенка установлены свои нормативы по запоминанию и усвоению информации, поступающей из окружающего мира.

Так, можно выделить следующие особенности формирования памяти у детей, пребывающих в возрасте с 8-11 лет:

  • на данном этапе отмечается активное развитие произвольной памяти – ученик начинает ставить перед собой специальную задачу выучить определенную информацию. Причем процессы запоминания и воспроизведения выступают, как мнемические действия,
  • постепенно ребенок начинает овладевать приемами запоминания. Вначале он использует более простые приемы, например: рассматривание материала, многократное повторение, разделение информации на более мелкие блоки,
  • самоконтроль за результатами запоминания производится на уровне узнавания. К примеру, школьник просматривает рассказ и считает, что выучил его, так как он ему кажется знакомым,
  • у младших школьников (8-11 лет) в большей степени развита образная память.

Зачем ребенку развивать память?

Развитие и тренировка памяти в детском возрасте особенно необходима. В школьном и дошкольном периоде ребенок набирает багаж памяти и знаний на всю дальнейшую жизнь, и то, насколько он будет обширен и богат, полностью определяет его дальнейшее развитие в социуме и во взрослой жизни. К сожалению, программа школьного и дошкольного образования построена таким образом, что у преподавателей и воспитателей просто нет времени развивать память детей, у них есть лишь цель дать достаточный объем информации.

Ребенок либо впитывает информацию как губка, либо она проходит мимо. Поэтому родительский вклад в развитие памяти детей так важен. На сегодняшний день существуют специально разработанные методики ежедневных тренировок, которые проводятся в игровой форме. Детям очень интересно играть с родителями, и они даже не догадываются, что проходят нужный и сложный процесс. А на вопрос, как развить память у ребенка, и зачем это нужно, ответ один: развивать память нужно для того, чтобы ребенок усвоил больше полезной информации, которая послужит крепким фундаментом во взрослой жизни.

Особенности развития памяти

Развитие памяти у детей различного возраста проходит по-разному. Память вообще очень интересная вещь, она развивается стремительно и зависит от многих внешних и внутренних факторов. Самый главный фактор – это возраст ребенка. На каждом этапе ребенок развивается разными способами, а память формируется скачкообразно.

Особенности развития памяти можно условно разделить на 4 периода:

  • младший дошкольный возраст до 2 лет;
  • старший дошкольный возраст от 2 до 6 лет;
  • младший школьный возраст от 6 до 12 лет;
  • старший школьный возраст после 12 лет.

Какая память лучше развита у детей?

Вопрос, какая у детей лучше развита память, не совсем корректен. Каждый ребенок индивидуален и склад его ума индивидуален тоже. Невозможно точно сказать, какая память должна быть развита лучше. Все зависит от темперамента ребенка, его умственных и физических способностей и от строения нервной системы. Каждому возрасту соответствует развитие определенного вида памяти, необходимой в этот момент жизни.

Память, в зависимости от возраста малыша, подразделяется на:

  1. Моторную. Ей обладают дети от рождения и до 12 месяцев. Моторная память основана на условных рефлексах – сидеть, держать, ползать, ощущать, узнавать предметы. Эта память существует на уровне рефлексов и все внешние действия она разделяет на положительные и отрицательные. Таким образом, ребенок познает мир.
  2. Образную память. Она присоединяется к моторной с 1 года и развивается до 2 лет. Образная память помогает малышу запоминать лица близких людей, любимые игрушки, предметы, голоса и учит ребенка ориентироваться в пространстве.
  3. Словесно-логическую память. Она начинает развиваться к 3 годам, когда поток информации увеличивается и появляется логическое мышление.
  4. Механическую память. Она появляется в возрасте от 4 до 5 лет. В этот период идет активное запоминание больших объемов информации. Ребенок впитывает все, но не всегда может применить свои знания.
  5. Произвольную память. Этот вид памяти развивается с 5 до 6 лет. Это период рассказов и пересказов. Ребенок уже может перерабатывать большие объемы информации и вычленять из нее главное. Он может подробно рассказать услышанный рассказ или вспомнить заученный стишок.
  6. Осознанное запоминание информации. Происходит в период с 6 до 7 лет. В этом возрасте ребенок осознает зачем ему нужна та или иная информации и правильно ее применяет.

Нарушения развития памяти у детей

Нарушение памяти – это неспособность запоминать информацию, из-за патологического состояния. Это одно из самых распространенных расстройств, которое очень сильно влияет на уровень жизни. Лечит нарушение развития памяти врач-нейропсихолог. На память напрямую влияют следующие части коры головного мозга: лимбическая система и мозжечок.

Также на процесс запоминания влияет такая важна структура, как гиппокамп. В гиппокампе содержатся нейроны, связь между которыми обеспечивают нейромедиаторы. Когда нейромедиаторы находятся в дефиците, ребенок начинает страдать из-за провалов в памяти и невозможности запоминать информацию. Чтобы установить причину расстройства, необходимо провести нейродиагностику головного мозга.

Как тренировать память

Что-что, а хорошая память никому никогда не мешала. Если вы включите в ежедневные занятия ребенка приведенные ниже советы, то не пожалеете о потраченном времени.

Особенно эти упражнения полезны дошкольникам. Школьные программы становятся сложнее год от года, не щадят никого: ни первоклассников, ни выпускников. Дети не запоминают учебный материал в полном объеме, быстро устают от занятий.

В дальнейшем из-за этого могут начаться проблемы, например, однажды ребенок откажется идти в школу. И его надо понять: от учебы он не получает  удовольствия, ничего не успевает, ему не интересно.

«Как развить мозг ребенка?»— спросите вы. Для развития мозга крохи нет ничего лучше родительского внимания и заботы:

  • Эффективно развить память маленьким детям помогают колыбельные. Вы и опомниться не успеете, как услышите напевание знакомого мотива. Занимайтесь с ребенком творчеством, используйте кубики и пирамидки, купите конструктор, говорите с ним как со взрослым человеком.
  • Не забывайте читать малышу сказки или короткие истории. Веселые и поучительные рассказы помогут не только понять окружающий мир, но и развить фантазию ребенка.

Во время чтения не забывайте показывать картинки: так ребенку легче запомнить информацию. Со временем, когда он запомнит тот или иной рассказ, можно специально делать в нем ошибки (изменять имена персонажей, события и др). Пусть воспитанник, исправляя вас, говорит правильный ответ. Не забывайте хвалить его за хороший результат.

На заметку: когда человек зевает, то мозг снабжается кислородом, вследствие чего его работа становится эффективнее. При зевке можно помассировать нижнюю челюсть. Нервные окончания, ведущие к головному мозгу, стимулируют его работу, и процесс запоминания ускоряется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector