Слух у новорожденного: как определить что ребенок слышит, проверка в домашних условиях и в больнице

Как проверить в домашних условиях?

Все родители новорожденных, так или иначе, пытаются самостоятельно понять, как видит и слышит малыш. В домашних условиях поможет такой метод, как наблюдение за реакцией ребенка на звуки. Поведенческий метод лишь приблизительный, неточный, ведь в случае обнаружения некоторых отклонений он не может показать, насколько значительна потеря слуха, чем она вызвана. Но от домашней проверки такое и не требуется.

Проверить слух самостоятельно родители могут для того, чтобы обратиться к врачу в случае получения сомнительных или неудовлетворительных результатов. Не нужно ждать, когда чадо подрастет

Для нормального психического развития и развития речи важно слышать, а потому коррекция слуха возможна и в грудном возрасте: детям устанавливают (ушные корректоры), проводят операции по восстановлению ушной раковины, если есть пороки наружного уха

Если ребенку уже есть месяц, можно попробовать применить поведенческий метод. Он основан на определенных реакциях малыша на звуки

Важно, чтобы ребенок был в состоянии покоя, сухой и сытый

Сначала производите разные звуки со стороны правого ушка, а потом — со стороны левого. Начните с хлопков в ладоши с расстояния около полуметра. Потом проверьте, как ваш малыш воспринимает более тихие звуки, например, звук погремушки (игрушку выбирайте с изначально негромким звучанием). Высокие частоты можно проверить при помощи манной крупы, которую мама может насыпать в пустую металлическую баночку. Потрясите такой банкой недалеко от ушка — высокочастотный звук крупы грудничок может уловить только с близкого расстояния.

Как понять, что ребенок воспринимает тот или иной звук:

  • он оживляется на звук синхронными взмахами рук и ног;
  • он замирает и пытается обнаружить источник странного звучания;
  • малыш широко раскрывает глаза, меняет выражение лица;
  • у крохи меняется частота и глубина дыхания.

Домашние тесты на проверку слуха никогда не проводят детям, которые болеют, у которых колики или режется зуб, если малыш голоден или не выспался. Любой дискомфорт, который чувствует малютка, повышает вероятность неправильной поведенческий реакции на звуки.

Методика проверки слуха, основанная на воспроизведении разных звуков по частоте, называется методом Калмыковой. Для такой проверки вам понадобятся три пластиковых емкости, которые на треть предлагается заполнить манной крупой, гречневой, и горохом. Это и будут высокие, средние и низкие частоты. Для проверки в помощники придется привлечь папу или бабушку

Пока один отвлекает внимание ребенка яркой игрушкой, необычным предметом, второй в полуметре от правого, а потом от левого уха трясет банкой. Начинают с манной крупы (то есть с высокочастотных звуков), потом берут гречку, и в последнюю очередь — горох

Между сменой банок делают перерыв на пару минут.

Тест считается пройденным успешно, если ребенок, пусть и не отвлекаясь от игрушки, реагирует (даже кратковременно) на звук круп в банках. Он может на секунду замереть, повернуть головку и посмотреть на банку, начать искать глазами источник звука, изменить выражение лица. Если реакции нет вообще, следует показать ребенка ЛОРу и сурдологу.

О проблемах с ушами

Известно, что даже самые незначительные ухудшения остроты звуков может привести к серьезным нарушениям в развитии малыша. Нарушения в строении органе слуха могут иметь временный характер. В таком случае родителям переживать не стоит.

Однако при запущенных состояниях детям требуется серьезная помощь, вплоть до хирургических вмешательств.

Последствия могут быть необратимыми, вплоть до полной глухоты.

Бывают ситуации, когда нарушения образовываются в более позднее время.

В возрасте двух-трех лет малыш уже умеет разговаривать, но при нарушениях в ушах может потерять речь. В таком случае необходима специализированная помощь врачей и педагогов для сохранения возможности общения.

Именно поэтому важно следить за развитием ребенка и наблюдать за тем, насколько хорошо ребенок слышит и при малейших отклонениях обратиться к специалистам. Известно, что слух может снизиться из-за наследственной патологии, а также из-за следующих заболеваний:

Известно, что слух может снизиться из-за наследственной патологии, а также из-за следующих заболеваний:

  1. Свинка.
  2. Корь.
  3. Скарлатин.
  4. Отит.
  5. Грипп или простуда.
  6. После долгого применения антибиотиков.

Первоначальную проверку слуха у ребенка можно провести дома. Однако, полную проверку слуха необходимо реализовать в первые месяцы жизни ребенка. Обыкновенно она проходит в поликлинике врачом-отоларингологом.

Причины нарушения слуха

Нарушения слуха у детей можно разделить на три вида:

  1. Кондуктивная форма.
  2. Сенсоневральная.
  3. Кондуктивная и нейросенсорная в одном виде.

Они могут быть как патологическими, так и приобретенного характера. Локализироваться могут одновременно в двух ушах, но чаще всего возникают только в одном.

Первая форма воспаления возникает из-за заболеваний или травматизации уха.

Кроме этого, аномалии в развитии наружного и среднего уха также являются провокаторами кондуктивной тугоухости.

К этому же виду относятся все виды отитов, воспаления в носу или глотке, образование серных пробок и попадания инородного предмета в ухо. В большинстве случаев, данный вид легко излечить.

Ко второй форме относятся повреждения строения внутреннего и среднего уха. Данная проблематика возникает из-за травм среднего уха, в случае недоношенности ребенка или других предродовых заболеваний. Именно поэтому сенсоневральный вид возникает из-за наследственной предрасположенности.

Обратите внимание на состояние здоровья, если при беременности у вас возникали следующие заболевания:

  • вирусные воспаления наподобие гриппа, простуды или краснухи;
  • заболевания менингитом и паротитом;
  • применение на протяжении долгого времени антибиотиков.

К сожалению, при таком виде тугоухости период реабилитации и излечения довольно продолжительное, но в максимальном количестве случае не результативное.

Восстановить слух в таком состоянии практически невозможно.

В таком случае детям назначаются слуховые аппараты.

В случае последней формы, воспаление возникает сочетанием патологий и восприятия звуков слуховым проходом. В данном случае прописываются как медикаментозное лечение, так и специализированные звукоусилители.

Предпосылки возникновения проблем

Обратите внимание на здоровье ушей, если ребенок в возрасте до 12 месяцев не вздрагивает или не пугается громких звуков. кроме этого существуют следующие признаки:

  1. Малыш не реагирует на голос.
  2. Не поворачивается на голосе родителей.
  3. Не реагирует на громкие звуки во время сна.
  4. Не поворачивает голову, если звук издается сзади.
  5. Игнорирует игрушки со звуком.
  6. К приближению 12 месячной даты рождения не понимает значения простых слов.
  7. У ребенка не появляются новые звуки.

В возрасте от одного года до трех лет признаки меняются:

в возрасте одного-двух лет у малыша нет связной речи;
заметное нарушение в формировании звукооборотов;
малыш игнорирует речь или часто переспрашивает;
если говорящий человек находится в другой комнате, малыш не понимает слов;
если ребенок обращает внимание на мимику больше, чем на слова.

Проверка слуха у младенцев и детей младшего возраста

Аудиометрия с визуальным подкреплением

Для исследования поведенческих реакций младенцев возраста до 6 месяцев, применяется метод аудиометрии с визуальным подкреплением. Ребенок находится на руках или сидит на коленях родителя в кабинете детской консультации или специальном звукоизоляционном помещении.

Специалист произносит звуки или звук воспроизводится через динамики, расположенные по обе стороны ребенка. Ребенок рефлекторно поворачивает головку в сторону звука, там он видит мигающие огоньки или световой рисунок. Звуки воспроизводят попеременно, и ребенок поворачивает головку к источнику, наглядно демонстрируя хороший слух

Визуальное подкрепление надолго удерживает внимание младенца, и специалист сможет сделать всестороннее обследование

Метод игровой аудиометрии

Для малышей и детей дошкольного возраста, исследования слуха проводятся в игровой форме. Ребенок сидит на коленях у родителя или помощника, которые расскажут ему, как реагировать на услышанный звук – например, положить игрушку в ведерко, если он его услышит. При правильной реакции, помощник или родитель будут радостно хвалить его.

Как и визуальное, социальное подкрепление позволит надолго занять ребенка, и специалист сможет провести полное исследование. Если ребенок позволит надеть на себя наушники, то можно получить результаты о работе внутреннего уха.

Ребенок школьного возраста уже может сам спокойно сидеть, поднимать руку или по-другому реагировать на подаваемые специалистом, звуковые или речевые сигналы. Ему можно провести тестирование в наушниках и сделать конкретные измерения.

Что такое проверка слуха?

Два экзамена, которые мы назвали выше, являются Автоакустическая эмиссия и Слуховой ответ ствола мозгаоба экзамена могут использоваться совместно или по отдельности, обычно сначала используются автоакустические выбросы (OAE), и если в отрицательном случае будет исследоваться ABR.

Потеря слуха имеет врожденные причины и затрагивает одного из 1000 младенцев, хотя в большинстве случаев она не имеет особых причин, существует ряд факторов, которые могут ее вызвать:

  • Недоношенные дети

  • Дети, которые нуждаются в интенсивной терапии.

  • Семейная история потери слуха.

  • Очень высокая концентрация билирубина и при переливании.

  • Он получил лекарства.

  • Проблемы во время родов

Именно по этой причине важно, чтобы дети в течение первых недель жизни проходили слуховой тест, который определит слуховые способности ребенка и наличие каких-либо недостатков в ушах

После рождения и в течение следующих часов именно врачи, такие как педиатр, медсестры и акушер, будут добросовестно проверять общее состояние ребенка, его рефлексы, его вес и рост, его дыхание, сердце, цвет его кожи и его мышечный тонус

Когда время в больнице закончится, родители будут отвечать за заботу о вашем ребенке и быть внимательными к любым возможным осложнениям или обнаружению любой проблемы, которая может существовать.

Если что-то идет не так…

Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:

  • различные инфекционные осложнения беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.);
  • тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
  • использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН, ГЕНТАМИЦИН, АМИКАЦИН, ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН, АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН, НАПРОКСЕН);
  • курение и употребление наркотиков;
  • контакт с ядовитыми веществами;
  • радиационное воздействие.

Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:

  • тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
  • асфиксия новорожденного (когда первая оценка по шкале Апгар менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
  • глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
  • переношенность;
  • поражение в родах центральной нервной системы;
  • необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
  • гемолитическая болезнь новорожденных, развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.

Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).

Проверка в домашних условиях

Итак, как проверить слух у ребенка в домашних условиях? Определить его состояние могут несколько простых методик. Для этого потребуются издающие громкие звуки игрушки: гармошки, дудки, погремушки. Необходимо встать от ребенка на расстоянии 6 метров и издавать игрушками звуки. Малыш в первые секунды должен замирать, а затем поворачивать глаза или голову в сторону, откуда исходит звук.

Закрепить эффект можно следующим образом: издавать звуки попеременно в зоне видимости ребенка и за его спиной.

Имеется и другой тест на слух, который носит название «гороховая проба». Для проведения его понадобится три пустых непрозрачных бутылочки. В первую и вторую следует засыпать крупу (гречку, горох), третью – оставить пустой.

После этого родителю следует сесть на коротком расстоянии перед малышом и взять одну наполненную и пустую емкость. Затем следует начать трясти баночками на тридцатисантиметровом расстоянии от ребенка. Спустя минуту баночки необходимо поменять местами. Второй родитель при этом внимательно наблюдает за реакциями ребенка – он должен поворачивать голову в сторону, откуда исходит звук. Реакция малыша позволит с легкостью определить, слышит он звук или нет.

Такую методику для проверки слуха можно использовать только у детей старше 4 месяцев.

Проверка слуха окончена.

Найдите центр рядом с вами

Найдите ваш результат проверки слуха ниже:

1. Акустические ситуации

Согласно вашим ответам не вопросы об акустических ситуациях;


Вы легко можете вести беседу в тихой обстановке
Иногда вам бывает сложно вести беседу в тихой обстановке


Вы легко понимаете речь по телевизору или радио
Иногда вам бывает сложно понимать речь по телевизору или радио


Вы легкоучаствуете в разговоре на вечеринке
Иногда вам бывает сложно принимать участие в разговоре на вечеринке


Вы редко просите людей повторить то, что они сказали
Вы часто просите людей повторить то, что они сказали


Вы легко общаетесь по телефону
Вы с трудом разговариваете по телефону

2a. Речь в шуме Левое ухо

Согласно тесту речи в шуме;


У вас нет трудностей с пониманием речи в шуме
У вас есть трудности с пониманием речи в шуме

2b. Речь в шуме Правое ухо

Согласно тесту речи в шуме;


У вас нет трудностей с пониманием речи в шуме
У вас есть трудности с пониманием речи в шуме

3. Чистый тон

Согласно тесту с использованием чистого тона;


Вы можете без труда слышать высокочастотные звуки (4000Гц)
Пример звука 4000 Гц — щебетание птиц

Вы с трудом слышите высокочастотные звуки (4000Гц)
Пример звука 4000 Гц — щебетание птиц

3a. Чистый тон Левое ухо

Согласно тесту с использованием чистого тона;


Вы можете без труда слышать высокочастотные звуки (4000Гц)
Пример звука 4000 Гц — щебетание птиц

Вы с трудом слышите высокочастотные звуки (4000Гц)
Пример звука 4000 Гц — щебетание птиц

3b. Чистый тон Правое ухо

Согласно тесту с использованием чистого тона;


Вы можете без труда слышать высокочастотные звуки (4000Гц)
Пример звука 4000 Гц — щебетание птиц

Вы с трудом слышите высокочастотные звуки (4000Гц)
Пример звука 4000 Гц — щебетание птиц

Скрининг после рождения

В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование — проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.

А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.

В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии. Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.

Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.

Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.

В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.

Как расшифровывается аудиограмма

Аудиограмма – это график, на котором изображена реакция пациента на воспроизводимые звуки. Специалист демонстрирует сигналы и расшифровывает их. На ней наглядно представлено, какие звуки пациент слышит, а какие нет, какие участки слуха работают хорошо, а с какими есть проблемы.


Типичная аудиограмма

В аудиограмме несложно разобраться самостоятельно. Горизонтальная линия показывает частоту в герцах (Гц), а вертикальная ось – уровень громкости в децибелах (Дб). Если есть реакция на все звуки, то индивидуальная аудиограмма совпадет с графиком нормы, проходящем в пределах – 0 Дб. Если имеются отклонения от графика нормы, то их сразу будет видно. Колебания в пределах зоны 20 децибел относятся к допустимой норме, показания ниже этой отметки говорят о тугоухости.

Костное и воздушное звукопроведение изображается на графике разными символами. Различными на аудиометрии будут воспроизводиться показания для правого и левого уха.

Снижение порога слышимости:

  • Слух в норме – от 0 до 25 Дб;
  • Легкая степень потери (1 степень) – от 26 до 40 Дб;
  • Умеренная потеря (2 степень) – от 41 до 55 Дб;
  • Сильная потеря (3 степень) – от 56 до 70 Дб;
  • Глубокая потеря (4 степень) – от 71 до 91 Дб;
  • Глухота – более 91 Дб.

Показатель процентного соотношения потери слуха не применяется в медицинской практике, так как может быть различным на каждой звуковой частоте, используемой в тестировании. Поэтому невозможно применить процент снижения в описании заболевания или рекомендуемом лечении.

Но такой показатель может быть выражен для судебно-правовых ситуаций. Для таких случаев, потеря слуха в децибелах переводятся с помощью специальной формулы в процентное соотношение и используются в юридической практике.

Любое заболевание проще предупредить, чем вылечить. Органы слуха необходимо беречь, вовремя проходить профилактику, обращаться к отоларингологу при первых симптомах отита, ушных инфекций или снижении слуха. Вовремя диагностированная и вылеченная болезнь восстановит здоровье слуховых органов. Возрастную тугоухость избежать не удастся, но значительно отдалить ее – вполне возможно.

После родов

Когда малыш появляется на свет, первые недели он слышит только громкие звуки

Высокие звонкие тона привлекают внимание ребенка быстрее. Именно поэтому новорожденные так живо реагируют на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся высоким голосом

К 2-3 месяцам ребенок начинает слышать и низкие, тихие звуки, учится сопоставлять услышанное с увиденным, связывая зрительные и слуховые впечатления воедино. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки, и кроха заплачет, выказывая свое недовольство. В этот же период можно увидеть и яркую положительную реакцию на лице малыша — улыбку. Причем первое время ребенок улыбается не в ответ на улыбку взрослого, а в ответ на звук его голоса.

В 4-5 месяцев реакция становится более бурной: малыш начинает лепетать, ворковать, махать ручками и ножками. Теперь ребенок уже способен понимать, где находится источник звука, и поворачивает голову на голос взрослого. Примечательно, что движения малыша во время «разговора» с родителем синхронизируются и буквально копируют движения говорящего, — по мнению ученых, таким образом ребенок готовится к будущему овладению речевыми навыками.

Мы ориентируемся в пространстве пространстве, используя не только зрение, но и слух. Но при этом даже не замечаем, как с его помощью определяем направление и удаленность источника звука.

К 6-7 месяцам кроха уже реагирует на свое имя, а также понимает и чувствует настроение окружающих. Так, если у мамы радостное лицо, ребенок смеется, ожидая ответного смеха, улыбок, похвалы. Если же лицо взрослого сердитое, малыш может испугаться и даже заплакать, ассоциируя сердитое выражения лица с криком и бранью.

С 9 месяцев у младенцев развивается способность подражать услышанным звукам, повторять некоторые из них, к 10-12 месяцам в речи малыша появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «киса» и т. д. Теперь ребенок начинает понимать, что говорят взрослые, осмысливает услышанное. Его речь развивается параллельно со слухом.

Возможные проблемы

Проблемы со слухом у новорожденных и грудных детей могут быть различными. Причина отсутствия слуха в тяжелом случае кроется в аномалиях слухового нерва или слухового центра головного мозга, а может быть и следствием механического повреждения — мама чистила ребенку ушки ушными палочками и повредила перепонку.

Во втором случае порой бывает вполне достаточно прочистить слуховые ходы, покапать капли, и все проходит. Но чаще в случае с тугоухостью медикаменты малоэффективны, особенно если тугоухость врожденная. Прогнозы, увы, неутешительные. Вылечить заболевание нельзя, но можно существенно повысить качество жизни ребенка, дать ему шанс нормально развиваться, научиться говорить, адаптироваться в обществе. В этом помогут сурдологи и слухопротезисты.

Дать ребенку возможность слышать могут правильно подобранные слуховые аппараты, операция кохлеарной имплантации. Отзывы о таких методах хорошие, ведь они дают слабослышащим детям реальные шансы на нормальную и полноценную жизнь.

О ранней диагностике нарушений слуха рассказывает специалист в видео ниже.

Что слышу, то и говорю

Очевидно, что речь ребенка тесно связана с его слухом. Однако не все родители придают большое значение тому, что и в каких количествах слышит их ребенок. Мамы порой не знают, о чем говорить с малышом, тем более что кроха не понимает и половины из монологов родных. Поэтому обходятся скупыми и редкими фразами и тем самым тормозят развитие ребенка. Ведь именно постоянное «слышание» и «видение» чужой речи и стимулирует развитие речи самого малыша. Словарный запас ребенка дошкольного возраста на 90% состоит из слов и фраз, услышанных от родителей. Старайтесь беседовать с крохой, комментировать увиденное на прогулке, читать малышу стихи, сказки. Ошибочно полагать, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую».

Сегодня многие мамы и папы с раннего возраста начинают обучать ребенка иностранным языкам. Здесь ключевую роль играет развитие слуха. Детям с хорошим слухом намного проще изучать иностранные языки, поскольку они улавливают тонкие нюансы и различия в произношении тех или иных звуков. Так, например, китайский язык — особая система тонов, и выучить его способны только люди с хорошим музыкальным слухом. Впрочем, даже в стремлении к лучшему старайтесь соблюдать меру — иногда ребенку нужно послушать и тишину.

Профессор Линн Вернер из университета Вашингтона, специалист по вопросам речи и слуха, доказал что младенцы слышат все частоты одновременно. Именно поэтому, читая ребенку книжку или беседуя с крохой, родителям стоит выключить телевизор, радио или иные источники звука, чтобы малыш не отвлекался на посторонние шумы и сосредотачивался только на голосе взрослого.

Исследование, которое позволяет предположить

Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) очень полезный метод для диагностики слуха в обсуждаемой группе пациентов. Она не требует сна, но требует покоя от ребенка и тишины. Достаточно поместить датчик в ухо на несколько десятков секунд. Если нет серной пробки или отита можно быстро получить результат, который помогает достаточно точно сориентироваться в ситуации. Чувствительность около 90%, а это значит, что если зарегистрирована ОАЭ, то имеется очень неплохая вероятность, что слух не нарушен.

Но не все так безоблачно. Обсуждаемые пациенты, как правило, на сотрудничество не соглашаются и сохранять покой с тишиной тоже. Нередко таким детям даже собственные родители не могут почистить уши. Для них эта зона весьма интимна. А тут целый датчик надо поставить! Можно попробовать это сделать в состоянии сна, но как непросто подгадать график врача и сон чада.

Поэтому приходится производить процедуру, или хотя бы ее попытку, в состоянии бодрствования. Картина душераздирающая – кричащий ребенок, с трудом его удерживающий родитель, отчаянно пытающийся вставить в ухо датчик врач. Дело сделано, прибор установлен как надо, осталось создать тишину. Иногда это не получается сделать, но чаще мультфильм, мобильный телефон, игрушки или просто пауза в крике позволяет получить результат. И при этом обследуемому совсем не больно – он просто не хочет, ему страшно.

А бывают ли сочетания снижение слуха и аутизма?

В практике у детей встречаются сочетания тугоухости и психиатрических заболеваний. Но не часто, в моей работе — около 1-2 впервые выявленных в год. Поэтому сопротивляющийся обследованию ребенок, как правило, слышит нормально

Однако, всегда необходимо обследовать и получать достоверную информацию, важность этого неоспорима

Совсем недавно я встретил противоположный случай, когда неврологи и психиатры не направили к сурдологу ребенка с задержкой психо-речевого развития, а причина нарушений крылась в снижении слуха. Ребенок 6,5 лет, при первом знакомстве вел себя очень организовано, даже отвечал на вопросы, но разобрать ответы не удавалось. Спокойно подошел ко мне, дал осмотреть уши и произвести все необходимые тесты, помощь со стороны родителей не потребовалась. Выяснилось, что у ребенка двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Родители интенсивно занимались по поводу задержки психо-речевого развития с неврологами и психиатрами, потрачено масса денег и, главное, времени. Сомнения по поводу слуха у них были, но на некоторые звуки ребенок реагировал очень хорошо и до консультации сурдолога дошло только сейчас. Причину эпизодов «нормального» слуха нашли на аудиометрии – с одной стороны на 125 Гц пороги практически нормальные.

И в конце немного наблюдений из опыта, общая картина, не отрицающая исключений. Дети с нормальным развитием, несмотря на естественный страх перед больницей и доктором, в подавляющем большинстве случаев дают провести все необходимые процедуры без особых трудностей. Пациенты с тугоухостью чаще обладают очень хорошей способностью к контакту, они любознательны, им даже бывают интересны обследования. Конечно, я говорю здесь о детях старше 1,5-2 летнего возраста.

Ссылки по теме:

  • Что эта за болезнь — сенсоневральная тугоухость?
  • Почему слух у детей исследуют во сне?
  • Почему у здоровых родителей может родиться глухой ребенок?
  • Причины сенсоневральной тугоухости
  • Односторонняя сенсоневральная тугоухость
  • Как проводятся исследования слуха?
  • Что лучше: КСВП или аудиограмма?
  • Цитомегаловирусная инфекция и сенсоневральная тугоухость
  • Ототоксичные препараты
  • Что делать, если ребенок не прошел аудиологический скрининг?

Субъективная аудиометрия

Аудиометрические методы диагностики тугоухости разделяют на два типа: субъективные и объективные. К числу первых относятся акустические тесты, которые требуют обратной связи с испытуемым. Большую часть из них используют для исследования работоспособности органа слуха у детей сознательного возраста, которые могут ответить на вопрос, слышат они звук определенного тона или нет.

Как проверить слух у ребенка? К числу самых распространенных субъективных методов аудиометрического обследования относят:

  • рефлекторные – отслеживание реакции пациента на звуки различной интенсивности; используется для диагностики тугоухости у новорожденных на 2-3 неделе жизни;
  • игровые – определение степени слуховой чувствительности у детей в возрасте от 3 лет;
  • специалист просит испытуемого выполнить какое-то действие только после того, как он услышит определенный звук;
  • речевые – оценка порога слышимости речевого сигнала, воспроизводимого с различной интенсивностью;
  • тональные – проверка чувствительности звукопроводящей и звуковоспринимающей системы слухового анализатора в отношении звуков, воспроизводимых на разных частотах.

Результаты субъективных методов исследования слуховой чувствительности определяются наличием воспалений в слизистой носоглотки и органа слуха.

Как проверить слух у новорожденных и детей постарше в домашних условиях

Когда проверять слух у детей? С самых первых дней жизни! Проверить слух у новорожденного в домашних условиях, как показывает практика, совсем не сложно: тихонько пошелестите фантиком у малыша над ухом, нежно позвените погремушкой так, чтобы малыш её не видел. Тревогу нужно бить, если в возрасте до года малыш:

  • не реагирует на любые громкие звуки (оклики, хлопки ладонями, погремушки) — не вздрагивает или не замирает;
  • не поворачивается в сторону источника звука;
  • не повторяет за вами звуки или слоги, не пытается подражать вашей речи;
  • не реагирует на звук голоса матери (эмоциональный отклик происходит только при зрительном контакте);
  • не откликается на свое имя.

Проверка слуха должна проводиться не только у новорожденных. Даже если вам кажется, что ребенок слышит отлично и уже успешно складывает слоги в слова, возможно снижение остроты восприятия звуков из-за перенесенных или хронических ЛОР-заболеваний

Обращайте внимание на гнусавость голоса и то, как малыш в возрасте двух-трех лет выговаривает звуки! Шепелявость и картавость еще никому не помогла правильно социализироваться в жизни: дети эгоистичны по своей природе и довольно злобно могут высмеивать любое отклонение от нормы

Ребенок говорит громче, чем обычно? Не сразу откликается на собственное имя? Постоянно переспрашивает? Жалуется на шум или звон в ушах? Бегом на осмотр к ЛОР-врачу.

Перед тем, как отдать ребенка учиться, обязательно пройдите с ним «техосмотр» у ЛОР-врача и окулиста. Традиционно дети идут в школу в семилетием возрасте, но проверку стоит провести годом раньше — в шесть лет. Это необходимо для того, чтобы успеть помочь малышу справиться с выявленными проблемами: например, адаптироваться к ношению очков или, проверив слух на аудиометре, понять, насколько он острый и за какую парту лучше посадить своего малыша.

В возрасте от 2-х до 3-х лет проверка слуха в домашних условиях возможна только в игровой форме. Для адекватной оценки лучше будет, если в игре будут участвовать оба родителя

Обращайте внимание на реакцию малыша: поворачивает ли он голову в сторону звука, и как быстро он это делает. Вот как можно проверить слух у ребенка дома:

  • В комнате должно быть тихо: выключите телевизор или радио.
  • Говорить с ребенком или подавать звуковые сигналы нужно на расстоянии пяти-шести метров.
  • Позовите ребенка по имени шепотом. Если нет реакции на первое произнесение, то расстояние постепенно сокращаем до одного метра, продолжая повторять имя.
  • Нет реакции на шепот — продолжайте игру на обычной громкости.
  • Поставьте перед ним на столик или разложите на диване игрушки (лучше, если это будут знакомые и понятные малышу животные — собака, кошка, свинка). Встаньте за спиной на расстоянии и шепотом произносите звукоподражания («Кто говорит «гав-гав», «мяу-мяу», «хрю-хрю»?»). Ребенок должен показать на соответствующую игрушку.
  • Пошепчите малышу поочередно в уши: сначала — в одно, потом — в другое.

Как называется такой метод проверки слуха у детей? Этот способ называется речевой аудиометрией. Конечно, подобная проверка очень субъективна, поэтому лучше сразу обратиться к ЛОР-врачу.

Полезные программы и приложения для самодиагностики

В Интернете существует немало аудиопрограмм и приложений для самостоятельной проверки слуха. Но они не подходят для малышей, поскольку требуют индивидуальной калибровки.

С 8-10 летнего возраста ребенок вполне может ими воспользоваться.

Достаточно скачать и установить приложение на свое устройство и купить хорошие наушники. Есть проверки онлайн. Они основаны на том, что человек воспринимает ухом слышимый диапазон от 15 до 20 тысяч Гц. Программа будет воспроизводить звуки, а человек – нажимать кнопку, если он их слышит.

В результате получатся данные, схожие с данными аудиометрии, но, увы, менее точные, хотя для домашней проверки более точные, чем шепотная или разговорная речь.

Некоторые из программ можно найти на сайтах, которые распространяют музыкальный контент в качестве тестовых файлов настройки многоканальных аудиосистем. Некоторые созданы специально для домашней аудиометрии, например, Home Audiometer или слуховой тест Mimi.

Аппаратные методы

Существует достаточно много медицинских способов проверить, как слышит ваше чадо. Для маленьких нередко применяется игровая аудиометрия. Этот метод оптимален для детей в возрасте двух-четырех лет. Малышу выдают наушники и оглашают правила игры: нужно бросить мячик в ведерко или корзинку тогда, когда поступит звуковой сигнал. В наушники подаются звуки разных частот. По реакции малыша сурдолог определяет, какие частоты доступны для его восприятия, а какие — нет.

Еще один вариант игровой аудиометрической проверки заключается в том, чтобы ребенок нажимал на клавишу, сидя перед монитором компьютера. В наушниках ребенку подают звуки природы, животных, речи людей, его задача нажать на кнопку тогда, когда он слышит звуки и может их идентифицировать.

Универсальный метод проверки слуха, широко распространенный в сурдологических центрах, в поликлиниках — метод тональной аудиометрии. Тестирование проводится в специальном звукоизолированном кабинете. Ребенку предлагают надеть наушники и воспроизводят звуки разных диапазонов и частот. Если он слышит звук, то нажимает кнопку или поднимает руку, если нет, доктор воспроизводит следующий звук, и так до того порога, когда ребенок будет слышать. Таким образом определяется порог слышимости конкретного ребенка в разных диапазонах.

Метод отоакустической эмиссии применяется для самых маленьких — именно таким методом проводят скрининги слуха в роддоме на 2-3 сутки после рождения ребенка, в поликлинике в месячном, трехмесячном, шестимесячном возрасте. Лучше, если ребенок спит на момент обследования или находится в состоянии покоя, например, сосет грудь.

В ушко крохе вводится гибкий зонд, подключенный к переносному прибору. Прибор посылает в ушко звуки разных частот и через некоторое время регистрирует вернувшийся обратно ответ колебаний волосковых клеток внутреннего уха. Если ответ есть, ребенок слышит, если ответа нет, восприятия звука отсутствует.

Тимпанометрия — еще один информативный метод оценки слуховой функции. Он предназначен для оценки работы среднего уха и барабанной перепонки. В ухо вводится зонд, который будет регистрировать колебания перепонки при проводимости звуков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector