План подготовки к егэ

Как начать готовиться к ЕГЭ по обществознанию

В первую очередь стоит ознакомиться со структурой экзамена и понять, чего ожидать.

ЕГЭ по обществознанию рассчитан на 235 минут. Работа состоит из 29 заданий. Они делятся по уровням сложности: базовый, повышенный и высокий. Первая часть содержит задания с кратким ответом, а вторая — с развёрнутым. В экзамен входят вопросы из школьного курса, который проходят с 5-го по 11-й класс. 

Чтобы справиться с первой частью, нужно знать основные факты, явления, процессы и владеть терминологией. С помощью этих заданий проверяют, умеет ли школьник анализировать схемы и таблицы, искать нужную информацию на диаграммах и делать выводы.

Для второй части ЕГЭ по обществознанию важно умение работать с текстом, находить главную мысль и авторскую позицию, формулировать своё мнение и аргументировать его, составлять план развёрнутого ответа. Финальное задание — эссе, которого выпускники нередко боятся больше всего

Темами являются краткие высказывания и афоризмы политических и культурных деятелей. Каждое высказывание соотносится с одним из блоков курса обществознания. Задача экзаменуемого — показать, что он умеет формулировать, а также грамотно и логично излагать мысли, раскрывать смысл высказывания и владеет теоретической базой. На самом деле, чтобы писать крутые эссе на ЕГЭ по обществознанию, достаточно читать побольше книг и набивать руку тренировками. 

Финальное задание — эссе, которого выпускники нередко боятся больше всего. Темами являются краткие высказывания и афоризмы политических и культурных деятелей. Каждое высказывание соотносится с одним из блоков курса обществознания. Задача экзаменуемого — показать, что он умеет формулировать, а также грамотно и логично излагать мысли, раскрывать смысл высказывания и владеет теоретической базой. На самом деле, чтобы писать крутые эссе на ЕГЭ по обществознанию, достаточно читать побольше книг и набивать руку тренировками. 

Типы заданий

Первая часть, задания 1–20

В первой части работы предлагаются задания с кратким ответом. Например, нужно вставить пропущенное слово в схему или таблицу.

В заданиях второго типа требуется выбрать обобщающее слово и записать его. К третьему типу можно отнести задания, где нужно выбрать несколько верных вариантов из списка, например, терминов или суждений.

В традиционном задании четвёртого типа ученикам предстоит установить соответствие между перечнями признаков, характеристик или терминов. Нужно найти, что к чему относится.


Пример задания на установление соответствия из демоварианта 2020 года

Экзамен включает задание по экономике, в котором нужно проанализировать график и, отвечая на вопрос, выбрать верные ответы из списка. Задание может быть на одну из трёх тем: закон спроса и предложения, издержки производства или экономические циклы.

Другое графическое задание строится на основе таблицы со статистическими данными или, например, столбчатой диаграммы. Школьникам нужно изучить информацию и выбрать верные ответы.

Тема заданий № 14 и 16 известна заранее. В № 14 проверяют знание органов государственной власти или федеративного устройства РФ, вопрос № 16 посвящён Конституции РФ и правам человека.

В последнем задании первой части необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного списка.

Вторая часть, задания 21–29

Блок заданий с № 21 по 24 — это текст, посвящённый одному из пяти разделов обществознания, и четыре вопроса к нему. Чтобы ответить на часть из них, достаточно внимательно прочитать текст. В ответах на другие нужно продемонстрировать знания по курсу обществознания.

В задании № 25 требуется дать определение предложенному термину и составить с ним два предложения. В этом году требования к ответу повысили: предложения должны раскрывать указанные в задании аспекты, быть распространёнными (со второстепенными членами) и содержать достоверную информацию. Раньше за это задание давали максимум три балла, а теперь за верный ответ присуждают четыре.

В задании № 26 нужно назвать три функции, вида, классификации или критерия чего-либо (это будет указано в варианте задания) и привести примеры. Задание № 27 похоже: даётся теория и вопрос, ответ на который нужно сформулировать самостоятельно.

В задании № 28 ученикам предстоит составить сложный по структуре план из трёх и более пунктов по заданной теме, например, «Политические партии» или «Налоги и их воздействие на экономику страны». Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок. В 2020 году формулировку расширили: теперь требуют, чтобы количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.


Пример ответа на задание № 28 — сложный план темы «Политические партии»

Последнее задание № 29 — эссе по одному из пяти разделов курса на выбор школьника.

Тема: «Анализ схем и таблиц»

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2021 году

Задача 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Организационно-правовые формы коммерческих организаций
хозяйственное партнёрство производственный . . . государственное и муниципальное …

Задача 2

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИИ РЫНКА
Посредническая Соединение интересов производителей товаров и их потребителей
. . . Избавление рынка от неэффе…

Задача 3

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВЕТВИ ВЛАСТИ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
Законодательная . . .
Исполнительная Правительство
Судебная Конституционный суд, Верхо…

Задача 4

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ПРИМЕРЫ
Внутренние Регулирование экономики, кредитно-денежная, антимонопольная политика
. . . Развитие сотрудничес…

Задача 5

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Тенденции развития современного образования

НАЗВАНИЕ
Гуманитаризация Усиление в содержании обучения блока обществоведческих н…

Задача 6

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Области (сферы) духовной культуры

ОБЛАСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Наука Область человеческой деятельности, направленная на выра…

Задача 7

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА
. . . Происходит в условной ситуации, важен процесс, а не результат
Труд Деятельность, направленная на…

Задача 8

Запишите слово, пропущенное в таблице.

. . . ПРОИЗВОДСТВА
Постоянные Не меняются при изменении объёмов производства
Переменные Меняются в зависимости от объёма производимой …

Задача 9

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Экономический рост

ТИП РОСТА ХАРАКТЕРИСТИКА
Экстенсивный Достигается за счёт увеличения количества ресурсов
. . . Достигается за счёт …

Задача 10

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА
Акцизный сбор (акциз) Косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления высокой р…

Задача 11

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА ХАРАКТЕРИСТИКА
Земля Естественные (природные) ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и исполь…

Задача 12

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Свойства ценных бумаг

СВОЙСТВО ХАРАКТЕРИСТИКА
Обращаемость Способность выступать в качестве платёжного инструмента
. . . Способность б…

Задача 13

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Признаки государства

Признак Сущность
Монополия на правотворчество Исключительное право государства издавать законы и иные нормативно-пр…

Задача 14

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура труда
. . . . . . . предметы (объекты) цель средства результат

Задача 15

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура духовной сферы

  ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
Религия Форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное
Искусство Отражение об…

Задача 16

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ПОНЯТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
. . . Человек как сочетание неповторимых индивидных и личностных свойств, его уникальность
Личность Человек ка…

Задача 17

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Политика государства в мировой торговле

КАТЕГОРИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Протекционизм Защита интересов отечественного товаропроизводителя от ин…

Задача 18

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Отрасли права

ОТРАСЛЬ СОДЕРЖАНИЕ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОТНОШЕНИЙ
Гражданское право Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения
Т…

Задача 19

Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы «Принципы государственного устройства РФ».

Принципы государственного устройства РФ

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА СОДЕРЖАН…

Задача 20

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ГРУППА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА ОТРАСЛИ ПРАВА
. . . право Конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, эколог…

1

Как подготовиться к экзамену

Так как же успешно подготовиться к сдаче экзамена по обществознанию? Опытные преподаватели рекомендуют следующее:

  1. Во-первых, придется запастись учебниками и нормативно-правовыми документами. Пригодятся и специальные пособия для подготовки к ЕГЭ — в них максимально кратко и емко сосредоточена необходимая информация.
  2. Будет неправильно отложить подготовку к экзамену на последние несколько дней. Только тщательная работа на протяжении длительного времени поможет получить высокий балл. Вам потребуется минимум месяц.
  3. Для того чтобы успешно сдать тестовую часть, нужно знать все основные понятия предмета. Многие из них можно заучить наизусть. При подготовке к экзамену можно сделать шпаргалки. Это позволит задействовать зрительную и моторную память. Конечно же, не стоит брать их с собой, отправляясь на экзамен. Лучшая тактика при подготовке — запоминать термины и факты, используя логические связи.
  4. Чтобы справиться с написанием эссе, нужно регулярно практиковать выполнение подобных заданий. Это позволит вам без труда сформулировать вашу основную мысль и показать весь накопленный багаж знаний. Для того чтобы написать ЕГЭ успешно, вы должны уметь производить анализ материала, правильно подбирать примеры.

Вот почему важно как можно больше времени уделять чтению необходимой литературы и обращать внимание на все определения, термины, имена. Не старайтесь просто зазубрить материал, стремитесь разобраться, в чем смысл

В том случае, если вам сложно готовиться к экзамену самостоятельно, вы можете обратиться за помощью к грамотному репетитору. Регулярно посещайте занятия, тогда обучение будет наиболее эффективным.

Не пропускайте телепрограммы, в которых рассматриваются важные аспекты общества и политики. Это понадобится вам для того, чтобы уметь анализировать события и приводить при выполнении заданий подходящие примеры.

Перед тем как начать подготовку, составьте четкий план. Например, примите решение, что будете готовиться два часа в день. Час из них читайте литературу, еще час посвятите конкретно запоминанию определений. Есть еще время — посвятите его написанию эссе

Важно этому занятию тоже уделить несколько часов в неделю. Если вы хотите получить на экзамене высокую оценку, не пренебрегайте подготовкой

Как организовать подготовку

Лучше начать с детального изучения демоверсии КИМ, включая приложения — кодификатор и спецификацию. В первом перечисляются темы школьной программы, вынесенные на ЕГЭ, во второй раскрывается структура и содержание экзаменационной работы.

Желательно также познакомиться с рекомендациями для учителей на сайте ФИПИ в разделе «Аналитические и методические материалы». Они, казалось бы, не предназначены для школьников, но на самом деле очень пригодятся, так как содержат подробнейший разбор ошибок, допущенных выпускниками предыдущих лет.

Таким образом, по кодификатору составляется список наиболее сложных тем, а по рекомендациям — тех, которые стоит проработать особо тщательно. Далее остается методично повторять теорию, чтобы обеспечить выполнение 20 заданий с кратким ответом. Помимо них, в КИМ имеется ещё два вида заданий: 8 — с развернутым ответом и эссе.

Как готовиться к выполнению заданий с кратким ответом

Первая часть экзаменационного теста охватывает пять основных разделов школьного курса обществознания, указанных в таблице кодификатора:

  • Человек и общество.
  • Экономика.
  • Социальные отношения.
  • Политика.
  • Право.

Наибольшее количество первичных баллов по этому разделу — 34.

Записывается краткий ответ либо словом или словосочетанием, либо последовательностью цифр

Важно научиться внимательно читать формулировки. К сожалению, выпускники часто не обращают внимания на то, что цифр должно быть не меньше двух и что их порядок менять нельзя

Впрочем, такие ошибки довольно легко предотвратить, приучив себя подчеркивать ключевые слова. Вкупе с систематическим повторением теоретического материала этого хватит, чтобы успешно справиться с данной частью экзамена.

Подготовка к выполнению заданий с развернутым ответом

Во второй части теста представлены вопросы на выявление знаний в рамках базовых общественных наук, изучаемых в школе:

  • социальной философии,
  • экономики,
  • социологии,
  • политологии,
  • социальной психологии,
  • правоведения.

Уже при беглом взгляде на этот перечень понятно, что простая зубрежка тут не поможет. Самое время опять зайти на сайт ФИПИ, в раздел «Для предметных комиссий», и скачать бесценный файл — методические рекомендации для экспертов, проверяющих развернутые ответы. Несмотря на название, этот документ будет необыкновенно полезен выпускникам, поскольку содержит пошаговые разъяснения критериев оценивания и примеры из реальных экзаменационных работ — как образцовые, так и неудачные.

Анализ заданий 21−28

Задания с 21 по 24 включительно — по существу, одно составное задание по анализу фрагмента научно-популярного текста. Разнятся лишь способы подачи материала.

21

Все ответы уже содержатся в предложенном отрывке, достаточно их найти и записать в структурированном виде в соответствии с логикой вопроса.

22

Надо написать ответ на основе предложенного материала и дополнить собственным пояснением в зависимости от формулировки.

23

Необходимо не просто ответить на вопрос, но и выйти за рамки текста — проиллюстрировать мнение автора самостоятельно подобранными примерами на эту же тему.

24

Требуется составить связное высказывание по тематике отрывка с опорой на данный материал и с обязательной аргументацией своего мнения.

Подобная работа немыслима без навыка функционального чтения, позволяющего быстро вычленять главную информацию. Поэтому подготовка к ЕГЭ по обществознанию предусматривает аналитическое чтение актуальных текстов общественно-политического и экономического содержания. В качестве таковых подойдут публикации в серьезных СМИ.

Задания 25−27 сформулированы в виде инструкции. Они предполагают свободное владение теорией и достаточный для аргументации социальный опыт.

25

Требуется в трех распространенных предложениях раскрыть теоретическое положение, объяснив его и приведя два аргумента.

26

Необходимо дать лаконичный, но полный ответ, конкретизирующий указанное понятие.

27

Надо решить познавательную задачу, выявив связи между социальными объектами или процессами и обосновав выводы примерами.

Задание 28 при кажущейся простоте — одно из самых трудных, ведь хороший план не составить при неуверенной ориентировке в теме. То есть выучить готовые планы не получится — нужно регулярно упражняться, пользуясь уже упомянутым кодификатором.

В общем за выполнение этой части теста можно получить 24 первичных балла.

Третий шаг: выполнение тестовых заданий

Я всегда говорю своим ученикам, что количество переходит в качество. Чем больше вариантов вы будете выполнять, тем прочнее будут ваши знания, тем лучше сформируются умения .
Все темы вы уже в той или иной степени проходили . Я считаю, что выполнять нужно и полные варианты, и тематические, на какой бы стадии изучения теории вы ни находились.

Сколько тестов делать в неделю? На этот вопрос я не отвечу однозначно. Это зависит и от вашей загруженности, и от уровня подготовки. Мои ученики в неделю выполняют сначала по два теста (на уровне изучения материал), а затем, когда в основном теория пройдена — по 3-4. Больше не нужно. Вы просто не успеете. Даже лучше выполнить один тест, но досконально, поняв ответ на каждый вопрос.
Обязательно разбирайте свои ошибки. Доучивайте материал, по которому они допущены. Мало просто констатировать, сколько ошибок вы сделали в варианте

Важно понять, ПОЧЕМУ сделали, КАК не допустить их в будущем.

Заведите отдельную тетрадь для тестов. В неё записывайте свои ответы, комментарии к ошибкам

Так вы легче запомните материал. Ведь не зря в народе говорят, что на ошибках учатся.

Таковы общие рекомендации.  Основную формулу можно вывести следующим образом.

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко организованное время для занятий + желание + воля + трудолюбие.

ПРИМЕЧАНИЕ

Я планирую серию рекомендаций,  видеоуроков, где подробно объясню, как выполнять конкретно каждый номер заданий на ЕГЭ.

Конечно, это длительный процесс, но к концу года постараюсь всё сделать )))

Пока могу вам предложить теорию на моём сайте . Кстати, первые ШЕСТЬ тем там представлены ПОЛНОСТЬЮ, а по политике и праву дан материал по наиболее трудным темам( сейчас я продолжаю работать над статьями).Так что хорошая основа теоретического материал вам уже предложена- учите.

Что касается тестов, первые попытки их составления уже вы видите на сайте. Я не буду помещать скаченные из каких-то источников. Только авторские варианты буду вам предлагать. Пока эта работа в стадии начала, но  и здесь «процесс пошёл».

Итак, рекомендации к действию даны. Готовьтесь. Старайтесь. Стремитесь к успеху! И тогда у вас всё поучится.

Учебники, справочная литература

Основой подготовки к ЕГЭ служат, конечно, школьные учебники. Кроме них, учителя рекомендуют следующие пособия:

А. В. Клименко, В. В. Румынина. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы.

  • П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко. ЕГЭ. Обществознание. Полный экспресс-репетитор для подготовки к единому государственному экзамену.
  • Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Под ред. Баранова П. А.
  • Л. Н. Боголюбов и др. Обществознание. 11 класс. Учебник для профильного и базового уровней. Он хорош тем, что в конце каждого параграфа есть тексты для анализа. Выполнение заданий по ним поможет натренировать навык обществоведческого разбора отрывка, предложенного в 21-м задании. Плюс к этому каждую главу завершают упражнения в формате ЕГЭ по темам раздела.

Выбирая сборник тестов для тренировки, лучше предпочесть такой, где имеется гриф «ФИПИ – школе». Это признак того, что его составители – разработчики КИМ.

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ

Тренируйте свои навыки в сопоставлении и анализе информации. Обществознание – это дисциплина, включающая в себя несколько научных областей, таких как экономика, философия, социология, право. Поэтому, для того чтобы хорошо сдать ЕГЭ, следует развивать логическое мышление и уметь пользоваться комплексом приобретенных знаний.

Систематизируйте изученный материал за месяц до экзамена.
Просмотрите список экзаменационных тем, представленный в кодификаторе ЕГЭ, и восстановите в памяти всю изученную за последние несколько месяцев информацию. Если обнаружились пробелы, срочно беритесь за учебник – по закону подлости на экзамене попадется именно то, что было упущено.

Учитесь правильно излагать свои мысли.
Этот навык особенно пригодится для развернутых ответов на вопросы второй части КИМ
Чтобы развить риторические способности, почаще читайте научную литературу, публицистические материалы, газеты и журналы политического и социального содержания.

Обратите особое внимание на типы заданий.
В первой части КИМ кроме простейших на указание правильного варианта еще и задания:
на выбор обобщающего понятия для других, предложенных в списке;
на соотнесение видовых и родовых понятий;
на анализ информации, представленной в форме графиков, диаграмм или таблиц.
Если есть проблемы с выполнением заданий определенного типа, потренируйтесь в их выполнении

Первая часть относительно простая, за правильные краткие ответы можно набрать приличное количество баллов.

Ознакомьтесь с критериями оценки эссе.
Они подробно изложены в демоверсии ЕГЭ
Чтобы выполнить эту часть экзамена на максимальный балл, важно знать, как его будут оценивать эксперты. Проштудируете перечень критериев, почитайте готовые эссе и дайте им свою оценку на основании принятой системы

Напишите несколько собственных вариантов и сами выступите в роли эксперта при их проверке.

Отвечайте по существу.
Внимательно читайте задания, чтобы понять, что именно требуется: только это будет оцениваться – и ничего больше. Важно уяснить не только, что конкретно надо назвать, указать и т. д. (это могут быть признаки, примеры, аргументы), но и определить, сколько элементов записывать – 1 или 5. Это нужно для того, чтобы заработать максимальный балл, не делая лишней работы, например, вместо двух примеров подбирая шесть. Если недобрать, даже правильный ответ не будет считаться полным, и на высшую оценку за него рассчитывать не стоит.
Развернутые ответы должны быть конкретными и ясными. Определения понятиям надо давать двумя-тремя четко сформулированными предложениями без воды и отступлений от темы.

Составьте план доклада.
Для выполнения этого задания потребуется запомнить структуру главных тем ЕГЭ по обществознанию: к примеру, «Формы государственного правления». Откройте содержание учебника и изучите основные пункты и подпункты – понятия, виды, структура и т. д. Так вам будет намного проще подготовиться, и примерно так должен выглядеть ваш ответ.

Научитесь технике эффективного запоминания информации.
Для этого потребуется систематически готовиться к каждому уроку с использованием не менее двух источников. Одним из них может быть справочник, другим – учебник. При освоении нового материала выполняйте один тест на заданную тему: так вы эффективнее запомните информацию.

Не ограничивайте подготовку чтением учебников и решением тестов.
Смотрите фильмы и передачи на экономические, социальные и политические темы. Так вы сможете отдохнуть от изнурительной подготовки и с пользой провести время.

Изучите законы.
Особые трудности при ответах на задания ЕГЭ по обществознанию вызывают вопросы по экономике, правоведению и полномочиям органов государственной власти. Чтобы не плавать в материале, ознакомьтесь с нормативно-правовыми актами, знание которых пригодится на экзамене. Их перечень есть в приложении № 2 к спецификации КИМ.

Последовав этим простым советам, вы не только повысите качество своих знаний, но и сэкономите время, перестав зазубривать большие объемы информации, но так и не добиваясь желаемого результата

Разобравшись, как правильно организовывать свое время и на что обратить особое внимание, вы сможете сдать ЕГЭ по обществознанию на весьма достойную оценку. Удачи!

Раздел 2. Экономика

Ключевые слова: экономика как наука и как хозяйство, экономические блага, производство, распределение, обмен, бартер, потребление, экономическая культура.

Ключевые слова: право собственности, виды собственности, право владения, право пользования, право распоряжения, национализация, приватизация.

Ключевые слова: факторы (ресурсы) производства, земля, труд, капитал, предпринимательская способность, факторные доходы.

Ключевые слова: экономические ресурсы, натуральное и товарное хозяйство, главный вопрос экономики, традиционная, командная (плановая), рыночная, смешанная экономика.

Ключевые слова: издержки, внутренние и внешние издержки, постоянные и переменные затраты.

Ключевые слова: рынок, покупатель, продавец, виды рынков, рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистический, рынок монопольный, рынок монопсонистический, олигополия, монополия, монопсония, биржа.

Ключевые слова: конкуренция, демпинг, спрос, предложение, закон спроса и предложения, равновесная цена, кризис перепроизводства, дефицит товара, «невидимая рука рынка», эластичность спроса и предложения, закон убывающей предельной полезности.

Ключевые слова: финансовый институт, банк, Центральный банк РФ, вклады, депозиты, кредиты, норма обязательных резервов, учётная ставка (ставка рефинансирования).

Ключевые слова: деньги, квазиденьги, функции денег, ликвидность, денежная масса, скорость обращения денег, денежно-кредитная политика, деноминация.

Ключевые слова: внутренние и внешние источники финансирования бизнеса, бухгалтерская и чистая прибыль, доходы.

Ключевые слова: ценная бумага, акция, облигация, вексель, сберегательный сертификат, чек, эмиссия ценных бумаг, дивиденды, купонный доход.

Ключевые слова: рабочая сила, труд, рынок труда, производительность труда, зарплата, безработица, виды безработицы, формы безработицы, вакансия, занятость.

Ключевые слова: инфляция, дефляция, девальвация, ревальвация, виды и формы инфляции, стагфляция.

Ключевые слова: экономический рост, система национальных счетов, валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, чистый валовой продукт, национальный доход.

Ключевые слова: смешанная экономика, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, правовое регулирование рынка, методы вмешательства государства в экономику.

Ключевые слова: налоги, функции налогов, налогооблагаемая база, прямые и косвенные налоги, ставка налога, шкалы налогообложения.

Ключевые слова: государственный бюджет, виды бюджета, государственный долг, доходы и расходы бюджета, дефицит и профицит бюджета, межбюджетные отношения.

Ключевые слова: мировая экономика, мировой рынок, международное разделение труда, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса, фритредерство, протекционизм.

Ключевые слова: потребитель, суверенитет потребителя, номинальный доход, реальный доход, уровень жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector