25 советов родителям по обучению ребенка быстрому и правильному чтению

Какая это буква?

Чтобы выучить буквы, совсем не обязательно покупать дорогие пособия или лото — многое можно буквально за пять минут сделать самостоятельно. Главное, чтобы игры были разнообразные и нравились вам и вашему ребенку

Детям очень важно все пощупать, и буквы можно складывать из любых подручных материалов: счетных палочек, спичек, кусочков макарон, лепить их из пластилина..

Ищи букву! Если ребенок любит обводить и закрашивать, то пишем на листе бумаги штук 15 буковок, похожих по написанию, но разного размера и цвета: А, П, Н, Л, Д, Г, или Ш, Е, Щ, Ч, Ц, Й, или Б, В, Ф, Р, Я, Ы. Можно придумывать самые разные задания — обводить только А, или обводить все одинаковые одним цветом, или соединять одинаковые буквы дорожками, или одни подчеркивать, другие обводить в кружок, а третьи перечеркивать крест-накрест…

Буквы на карточках. Можно сделать несколько наборов с одинаковыми карточками, на каждой из которых написать по одной букве. Вы с ребенком берете по набору карточек (начинайте буквально с 2–3 буковок, причем сначала — с гласных), произносите звук, к примеру, «О» и показываете такую карточку. Малыш ищет у себя такую же. Потом вы произносите звук, и он сам ищет нужную карточку. Потом можете играть в «немое кино» — округляете рот, как будто хотите сказать «О», и малыш угадывает, какой звук вы собирались произнести. Вытягиваете губы трубочкой, как будто собираетесь сказать «У», и малыш произносит «У» и ищет карточку с этой буквой.

На какую букву начинается? Эту игру мы освоили года в три. Сначала я специально выделяла первую букву (точнее, звук): «А-а-а-арбуз на что начинается? А на какую букву начинается у-у-утка? А ш-ш-ш-шапка?»

Угадай, что я сказала? Примерно в три года мы начали играть еще и в игры со слогами. Для того чтобы читать по слогам, полезно уметь любое слово разбить на слоги и потом собрать его в целое. Я говорила сначала с маленькими паузами, потом со средними, потом с большими: «Ма. Ма. Что получится? Правильно, мама!» Зачем эта игра? А затем, что иногда дети, которых усиленно учат читать, могут произнести слово по слогам, но при этом не понимают, что же за слово они прочитали.

Кош. Ка?
Ма. Ши. На?
Ка. Ша?
Ру. Баш. Ка?
Ав. То. Бус?

Продолжи слово. Я говорю начало слова, а ребенок угадывает, что дальше. «Кош?» — «Ка!» — радостно говорит Галя.

— Со-ба? — Ка!
— До? — Мик! До-рога! До-ска!
— Ры? — Ба!
— Де? — Душка! Де-рево! Де-ревня!
— Ко-ро? — Ва! Корова! Корона! Коробка!

Упражнения в помощь опытному малышу

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка читать быстро и правильно? Существуют различные способы вспомогательного действия, которые помогут повысить технику чтения ребенка.

Предложите читать на время. Выберите небольшой текст или отрывок, засеките время, за которое малыш его читает. Теперь и вы должны прочитать этот текст и также засечь время

После этого нужно обратить внимание ребенка на результаты. Малыш увидит, насколько быстрее вы справились со своей задачей, у него появится стимул достичь высоких показателей.

Во время чтения книг, только когда малыш вас внимательно слушает, обязательно останавливайтесь, говорите, что устали, просите ребенка продолжить.
Учите скороговорки

Это позволит научиться быстро читать, также будет тренировать дыхание.
Когда отправляетесь на прогулку, обращайте внимание малыша на надписи на магазинах, на таблички с названиями улиц. Просите ребенка, чтобы он прочитал то, что видит.
В течение дня делайте маленькие перерывы на чтение, буквально нескольких строчек

Не забывайте о необходимости пересказать прочитанную информацию.
Родители должны понимать, слова, которые состоят из нескольких согласных, идущих друг за другом, представляют особую сложность для ребенка. Если вы столкнулись с таким словом, лучше всего написать его на отдельной карточке, чтоб малыш смог его выучить и в дальнейшем называть, просто на него взглянув.
Регулярно занимайтесь пересказами прочитанного материала, только учтите, что такие тексты должны быть маленького размера.
Посмотрите с ребенком диафильм. В нем некоторые фразы должны заменяться яркими картинками, это облегчит малышу чтение и позволит отдохнуть его глазкам.

Обучение гласным и согласным звукам

Для начала дошкольнику нужно узнать алфавит, чтобы он мог произнести его весь за 20–30 секунд. В возрасте 4–6 лет хорошо развито воображение, ассоциативное мышление. Поэтому полезными будут кубики с буквами и картинками, красочный букварь с короткими стишками, магнитная азбука. Буквы быстрее отложатся в памяти, если будут ассоциироваться у малыша с какими-либо словами: «А» — арбуз, «Б»- белочка, «В»- ветер, «Г»- гвоздь.

Полезно практиковать следующую методику с использованием иллюстраций. Взрослые показывают малышу картинку с изображением одного предмета: дом, юла, абрикос, помидор, гараж. Ребенок должен глядя на картинку назвать первую букву, с которой начинается данное слово. «Д»-дом, «Ю»-юла, «А»-абрикос. Взрослым может показаться, что эта методика слишком простая, но для малышей это достаточно сложная задача.

После освоения буквенного алфавита можно приступать к обучению звукам в домашних условиях. Родителям нужно разделить алфавит на гласные и согласные, выписать по отдельности каждый звук на карточку. Сначала дошкольника нужно приобщать к гласным звукам, он должен произносить их длинными, протяжными: «ааааа», «оооо», «уууу». Согласные произносятся коротко и отрывисто не «Бэ», «Вэ», «Гэ», а «Б», «В», «Г». Когда дошкольник полностью освоит гласные и согласные звуки, можно приступать ко второму этапу обучения чтению.

Все дети учатся говорить — значит, научатся и читать

Формирование грамотности — это постепенный, непрерывный процесс обучения, который направлен на понимание и использование языка, и длится от рождения до восьмилетнего возраста. В течение этого периода дети сначала учатся использовать устные формы языка (слушание и говорение), а затем начинают понимать смысл письменных форм (чтение и письмо).

Трудно поверить, но когда вы поднимаете своего долгожданного малыша на ручки, смотрите ему в глаза, что-то нежно проговаривая, вы уже помогаете делать первые шаги к развитию речи.

Маленькие дети продолжают развивать навыки слушания и разговорной речи, когда сообщают о своих потребностях и желаниях с помощью звуков и жестов, неразборчиво лепечут себе и окружающим, произносят первые слова и быстро добавляют к ним новые. Большинство детей, которые были окружены языком с рождения, свободно говорят в трехлетнем возрасте.

Каждый из 6000 языков в мире использует различный ассортимент фонем — отличительных звуков, используемых для формирования слов. Когда взрослые слышат другой язык, они могут не заметить различий в фонемах, которых нет в их родном языке. Младенцы же рождаются со способностью слышать эти различия. Их милая болтовня включает в себя гораздо больше звуков, чем те, что используются в родном языке. Примерно через 6-10 месяцев дети начинают игнорировать фонемы, с которыми не сталкиваются. Они повторяют только те звуки, которые слышат от своих самых близких и частых собеседников.

Методика Елены Бахтиной

Описание того, как буквы соединяются в слоги, в методике Е.Бахтиной называется «Буквы дружат». Ребенку можно объяснить так: «Буква М подружилась с буквой А, теперь они повсюду вместе и получилось МА.

Буквы дружат и образуют слоги». Повторять слоги, согласно методике, нужно много раз до тех пор, пока ребенок их не выучит. Не нужно спрашивать: «Что получится, если встретятся М и А?» Нужно утверждать: «М, А – вместе МА».

Обучение строится на принципе, где единицей чтения выступает слог, а не буква. Сперва ребенок запоминает их наизусть, затем переходит к чтению полных слов.

Приступать непосредственно к чтению слогов и слов можно, когда на распознавание букв дошкольник будет тратить минимум времени.

Средним значением для проговаривания всего алфавита считаются 20 секунд

Но здесь главное не стоять с секундомером, засекая время, а обратить внимание, насколько уверенно ребенок называет буквы, запинается ли, возникают ли паузы. Это будет более объективным показателем

Когда изучение алфавита и «дружба букв» останутся позади, можно переходить к чтению слогов. Нужно записать в столбик разные сочетания, например, МА, МО, МУ или открыть соответствующее упражнение в букваре.

Затем указать на первую букву в слоге МА и спросить: «Какая это буква?».

Ребенок отвечает: «М».

Важно, чтобы к этому моменту малыш уже бегло знал алфавит. Если этого не произошло, то переходить к чтению слогов пока рано

Следом нужно быстро указать на вторую букву: «А эта?». Получив ответ, произнести: «М, А – что получится?»

Ребенок ответит: «МА». Это уже много раз повторялось устно. Также отрабатываются другие сочетания.

Через какое-то время можно предложить ребенку прочитать слог сразу полностью. Это достаточно сложно, и многие дети испытывают затруднения.

Тогда можно попробовать следующее: отдельные звуки произносить шепотом, а весь слог громко и звонко. Нужно пройтись по всем слогам, повторять их много раз, пока не будет достигнут нужный эффект.

Когда ребенок освоится с чтением слогов, можно переходить к чтению слов. Слоги в словах должны быть для наглядности разделены черточкой.

Когда будет прочитан первый слог, нужно быстро перевести палец или карандаш на второй: «МА-МА». Разумеется, начинать обучение нужно с простых слов.

Если малышу трудно, если он не понимает объяснений, не стоит настаивать и уж тем более ругать маленького ученика.

Возможно, ему не подходит методика. А, возможно, он просто еще не созрел психологически для обучения чтению и лучшим вариантом будет отложить обучение на какое-то время

Важно помнить, что все дети разные, и это абсолютно нормально

Книги по скорочтению для детей

Если вы не знаете, как научить ребенка быстро читать, но хотите сделать это самостоятельно, обратите внимание на следующие авторские материалы:

  1. Абдулова Г. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше.

Самоучитель представляет собой сборник увлекательных заданий для увеличения темпа чтения, развития памяти, внимания. Упражнения сопровождаются подробной инструкцией.

Последние страницы книги представляют собой дневник успехов. В него заносятся данные школьника, итоги проверок техники. Это мотивирует, делает образование эффективным.

  1. Ахмадуллин Ш. Скорочтение для детей. Книга-тренинг для родителей.

Пособие представляет собой сборник упражнений для развития темпа чтения у детей от 6 до 17 лет. В книгу включен теоретический блок. Здесь можно найти ответы на вопросы: почему ребенок плохо читает, как привить любовь к художественным произведениям и так далее.

Автор методики советует заниматься ежедневно по 1 часу. В этом случае видимый результат появится через 10 дней.

  1. Ахмадуллин Ш. Обучение детей скорочтению.

Это комплект пособий. В него входят рабочие тетради, дневники успехов, программы работы, карточки. Материал позволяет проводить занятия по скорочтению, развитию памяти и внимания. По отзывам родителей, за 10 дней работы по этой программе скорость чтения у детей увеличивается в полтора – два раза.

Благодаря небольшим усилиям со стороны родителей дети научатся читать быстро за пару месяцев. Помните, что занятия по скорочтению окажут положительное влияние на интеллект, успеваемость ребенка, успех в жизни.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Учим различать звуки в словах

Обучение чтению дошкольников начинается с того, что мы учим ребенка различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие. Гласные не встречают на своем пути преград, они образуются только голосом, их можно пропеть, протянуть. Понаблюдайте, как ведут себя зубы и губы при произнесении звука. Если ставят преграду, это согласный.

Чтобы услышать ударный звук в слове, его нужно произнести с удивлением или вопросительно либо «позвать» этим словом: барабан! зонтик? кошка!

Особенность восприятия ребенка 4–5 лет в том, что ему все нужно потрогать, разобрать и сложить заново, чтобы понять. Этого же принципа следует придерживаться и при изучении звуков.

Разбирайте с ребенком слова на звуки буквально. Пусть гласными звуками будут красные, а согласными — синие кубики (без надписей). Стройте из них домики для слов. Произнесите слово «сок» сами, затем пусть произнесет его ребенок. Послушайте звуки, понаблюдайте, как ведут себя губы, зубы, в какой момент они смыкаются.

Произнесите первый звук — гласный он или согласный? Выложите первый кубик. Произнесите второй звук — гласный он или согласный? Выложите второй кубик и «прочтите» схему. Все ли звуки «выстроились»? Произнесите третий звук и достройте схему. «Прочтите» схему, проверьте, все ли звуки на месте? При составлении схемы слов, состоящих из двух слогов, обозначьте ударение. Дальше добавляем обозначение твердых и мягких звуков.

При изучении звуков учитывайте особенность русского языка: написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому предлагайте сначала такие слова, в которых каждый звук стоит в сильной позиции, т.е. хорошо слышится при произнесении. Для гласных это позиция под ударением, гласный «у» всегда хорошо слышен. Подойдут односложные слова (в один слог) с непарным согласным на конце или двусложные (в два слога) с гласным «у» без ударения или с «ы» в конце слова. Например, односложные: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двусложные: лисы, музей, парус и др.

Освоив раскладывание таких слов на слоги, можно переходить к двусложным и трехсложным словам, написание которых совпадает с произношением, например: пила, нос, кот, жираф, кошка, бабушка, салют и др. В слове «нос» на конце слышим звук «с» и пишем букву «с», в отличие от слова «дуб», при произнесении которого слышим звук «п», но пишем букву «б».

Только позже можно предлагать слова, написание и произношение которых не совпадает: мороз, семья, дуб, вода, леса.

Методики обучения

На сегодняшний день известно немало вариантов обучения. Однако, стоит учитывать, что каждый из них имеет свои положительные стороны, но не обходится и без отрицательных. Поэтому, подбирая методику для своего малыша, необходимо ознакомиться с основными из них, учесть все минусы, выбрать наиболее подходящую именно для вашего карапуза.

Азбука в помощь

Данный метод знаком вам с детства. Ребенку предоставляется полотно из картона или ткани, на котором изображены буквы алфавита. Возле каждой из них располагается картинка, изображение предмета, которая начинается на эту литеру, например, буква «а», рядом нарисован арбуз.

Проблема данного метода в том, что у ребенка формируются ассоциации каждой буквы с конкретным словом. К тому же, пользуясь таким способом, вы не сможете решить вопрос, как научить ребенка читать по слогам. По сути, малыш сможет выучить алфавит и слова, изображенные на полотне.

На сегодняшний день в продаже имеются азбуки, каждая буква, соответственно и картинка располагается на отдельных карточках (на магнитах или на липучках). Это позволяет совершенствовать данный метод. Ведь теперь малыш способен эти буквы преобразовать в целые слова.

Учимся с Букварем

С этим методом знаком каждый взрослый и малыш, учащийся в школе. Вниманию ребенка предоставляется книга, на каждой странице которой вы увидите не только букву алфавита с соответствующим рисунком, но и слова и даже предложения, которые малыш сможет читать по слогам. Таким образом, ребенок учит и алфавит, и развивает способности читать.

На сегодняшний день вы сможете приобрести букварь любого образца, любого производства. Но, по мнению современных родителей, лучше книги, чем из нашего детства не найти. Еще большей эффективностью будет обладать букварь, сделанный своими руками. На страницах такой книги вы можете разместить, например, персонажей любимых мультфильмов ребенка, его игрушек, или сладостей

Такая книга привлечет внимание малыша и пробудет интерес к чтению

Метод Домана

Такой способ обучения в последнее время пользуются все большим спросом. Данная методика была разработана зарубежным ученым по имени Глен Доман.

Суть данного метода в следующем:

мама подбирает 15 новых слов, важно, чтоб они были короткими и понятными;
теперь вам необходимо поприклеивать на картонные карточки иллюстрации каждого загаданного слова, в итоге получается 15 карточек;
под картинкой пишите название этого предмет, обязательно в именительном падеже;
теперь ваша задача демонстрировать малышу эти карточки, сначала занимаетесь с ним 10 минут ежедневно, постепенно переходя до получаса, главная особенность — показывать карточку с изображением не больше 1 секунды;
в момент демонстрации картинки важно называть ее одним словом, например, на карточке изображено яблоко, когда мама показывает картинку, говорит – «это яблоко»;
через какое-то время нужно сменить картинки, которые малыш уже изучил, на новые.

По мнению ученого, данный метод позволяет ребенку ассоциировать изображение со словами, к тому же, кроме самой картинки малыш видит и слово целиком.

Кубики Зайцева

Отличный способ знакомства карапуза с первыми буквами, а также возможность составлять первые слоги, затем слова. В свое время Зайцеву пришла идея перенести азбуку на кубики. Сегодня этот метод также востребован, а производители игрушек поражает своими вариациями. Так вы можете приобрести кубики из дерева, пластика, мягкие игрушки в виде кубиков с алфавитом. Теперь у вас есть возможность выбирать те кубики, которые будут идеально подходить именно вашему малышу, пробудят у него интерес к чтению.

Метод Монтессори

Данный способ позволяет не только визуально знакомить ребенка с алфавитом, но и дает возможность потрогать буквы на ощупь. Мария Монтессори предлагает вырезать буквы алфавита из плотного мягкого материала, например, фетра.

Теперь ваша задача показать малышу букву. Не забывайте, что мы учимся постепенно, поэтому за раз показывайте только одну литеру. После того, как малыш на нее посмотрел, называйте и давайте ему потрогать. Таким образом, ребенок будет не только воспринимать картинку и слышать ее название, но и сможет потрогать, соответственно, кроме органов зрения и слуха задействованы тактильные ощущения.

Это будет способствовать скорейшему обучению алфавита. К тому же, с помощью вырезанных букв, вы сможете составлять слоги, потом слова.

8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

  1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
  2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
  3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
  4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер.
  5. Приобретите несколько толковых учебников: букварь (автор Н. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
  6. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
  7. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
  8. Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

Пора или еще рано

Очень важно начинать процесс обучения своевременно. Для этого необходимо знать, какие признаки указывают на то, что ребенок уже физиологически готов к приобретению нового навыка

Если вы хотите понять, пришло время или все еще нет, понаблюдайте за своим малышом, оцените его поведение. Наличие следующих признаков будет свидетельствовать о том, что ребенок созрел для обучения:

  • карапуз имеет достаточный словарный запас;
  • ребенок может подолгу говорить;
  • малыш уверенно обращается к взрослым, четко формулирует свои мысли, умеет их выражать;
  • карапуз правильно произносит, называет слова целиком;
  • ребенок с удовольствием слушает сказки, сам предлагает почитать, пытается пересказать услышанное;
  • появился интерес к книгам, причем малыш рассматривает не только картинки, но и буквы;
  • ребенок способен, как минимум 10 минут спокойно посидеть на месте, занимаясь одним делом.

Вы должны понимать, что готовность к обучению не должна проявляться присутствием всех вышеизложенных признаков, иногда достаточно двух или трех. А вот, если малыш умеет ориентироваться в окружении, прекрасно понимает, где право, а где низ – свидетельство того, что пришло время начинать знакомство с первыми буквами.

Возможные последствия

А что произойдет, если поторопить события и начать обучение с малышом, который к этому еще не готов?

Некоторые родители торопятся познакомить ребенка с буквами, как можно раньше. Однако, они не учитывают, что преждевременная нагрузка может повлечь за собой проблемы психологического и неврологического характера.

К каким же последствиям может привести начало обучения, когда мозговая деятельность ребенка еще не готова к таким нагрузкам?

  1. Агрессивное поведение, истерики, неврозы — все это возникает из-за сложности восприятия большого объема информации. Такой ребенок, взрослея, будет плохо спать, возможно, неадекватное поведение.
  2. Нарушение работоспособности головного мозга функционального характера. У малыша может наблюдаться отсутствие интереса к учебе. Несмотря на то, что присутствует хорошо развитая память и логическое мышление
  3. Снижаются шансы полностью раскрыть всю силу интеллекта ребенка.

Психологи считают, что обучение малышей до четырех лет является опасным для здоровья. В таком возрасте детки еще не способны воспринимать и различать звуки. К тому же, ребенок раннего возраста, если и начнет поминать слова, то будет делать это визуально, не осознавая, что для их получения нужно соединять буквы в слоги, а слоги в слова.

Родители лучше всех обучают своих детей чтению

Никто не может лучше научить детей читать, чем их собственные мамы и папы. Это потому, что чтение подразумевает нечто большее, чем просто озвучивание слов на странице.

В самом сильном смысле чтение является как эмоциональным, так и интеллектуальным делом — переплетение письменного текста с собственным жизненным опытом.

Если детям повезет, они испытают это как теплое, любящее время, когда они сидят на коленях у мамы и переворачивают страницы, идут в библиотеку с папой, а в субботу утром обнимаются со своими родителями, чтобы услышать их любимые истории.

Читайте детям книги

Они могут быть слишком молоды, чтобы понять, что им читают, но они создают глубокие связи, которые будут длиться всю жизнь: чтение — это любовь, чтение — это безопасность, а чтение — это хорошо. Чтобы научить детей читать, родители должны помнить эти 3 простые мантры:

1) Найди путь к сердцу.

2) Опирайтесь на предыдущие знания ребенка

3) Понимание — это ключ, который превращает звучание в чтение.

Есть образовательная пословица: «То, что мы учим детей любить и желать, всегда перевешивает то, что мы заставляем их учить». Дело в том, что некоторые дети учатся читать раньше, чем другие, а некоторые учатся лучше, чем другие. Есть разница.

Начните с сердца: концепция — 5 лет.

Родители младенцев и детей младшего возраста закладывают основу для успеха чтения задолго до того, как возникает необходимость в систематическом обучении. В то время как некоторые мамы и папы соблазняются продуктами, которые утверждают, что они способствуют раннему чтению, они должны сопротивляться искушению купить их. Им надо не искать как научить ребенка читать — это несложно, а вместе с обучением чтению научить ребенка понимать прочитанное. Слоговая таблица ребенком запоминается легко, но ему очень сложно соединить слоги, и, затем понять что за слово получилось — что оно обозначает.

Слишком раннее введение формальных инструкций может иметь неприятные последствия — заставлять детей воспринимать чтение как задачу, которая вынимает подарки у родителей, а не как само по себе приятное занятие. Исследования показывают, что молодые люди, которые получают раннее обучение, реже читают для удовольствия, когда становятся старше.

Чтение — все из области абстракции и ненужности для малышей, и родители должны принять мантру: найди путь к сердцу. Читая своим детям, родители должны сосредоточиться на следующем:

Строительные леса

Читая маленьким детям, родители должны помнить об образе лески — одна часть помещается поверх другой, чтобы сделать что-то большее и более сильное. Если нижняя часть лесов слабая и шаткая, все рухнет. Маленькие дети имеют ограниченный опыт, поэтому родители должны опираться на то, что они уже знают. Читать книгу о бабочках ребенку, который никогда не видел бабочку, в значительной степени бессмысленно. Тем не менее, чтение книги о бабочках для юноши, который провел полдня, наблюдая, как они летают по саду, невероятно мощно.

Опирайтесь на предыдущие знания

Перед чтением родители должны использовать предварительные знания своих детей, чтобы подготовить их к более глубокому обучению. Например, читая книгу «Гадкий утенок», мать может вспомнить день, когда она и ее дочь пошли в парк, чтобы покормить уток, и спросить: «Что ты помнишь об этих утках?» Перед тем, как прочитать «Айболита» , папа мог бы вспомнить о том времени, когда он и его сын наблюдали за больной собакой рядом с их домом: «Помнишь мы видели больную собаку? Есть люди, которые лечат больных животных» Сделайте, чтобы было тепло и уютно.

Многие родители попадают в ловушку чтения своим детям перед сном, когда они устали от долгого дня. Это часто приводит к неудовлетворительным ощущениям как для родителей, так и для детей. Для родителей гораздо лучше выбрать время, когда они чувствуют себя свежими, энергичными и вовлеченными в процесс

Что наиболее важно, им следует сделать чтение теплым и уютным: сидя под тенью дерева, потягивая горячее какао или обнимаясь в постели ленивым воскресным утром

Как научить ребенка читать: популярные методики

Кубики Зайцева

Одна из самых известных методик — кубики Зайцева: это 52 кубика, благодаря которым процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.

  • В качестве приложения к кубика идут таблицы, на которых также есть слоги. Но их предлагается не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
  • По этой методике обучение чтению обычно проходит быстро и легко для ребенка, но, судя по отзывам, у нее есть и минусы — в школе у ребенка возникают трудности с разбором слова по составу, а при чтении дети могут «глотать окончания». Связано ли это с кубиками Зайцева напрямую — вопрос открытый.

Метод Монтессори

Метод Монтессори предпочитают сторонники раннего развития.

  • Дети сначала учатся писать, а потом уже называть букву или слог. И не просто писать, а выводить пальцем по песку или крупе, штриховать букву, обводить…
  • Придется заготовить много материала, вырезать буквы из бумаги, убирать крупу, что довольно энергозатратно для родителей. Зато весело для детей!

Динамические кубики Чаплыгина

  • В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.
  • Плюсы методики в том, что в работу вовлечена мелкая моторика, которая тоже играет важную роль в развитии ребенка.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

  • В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.
  • По «Складушкам» часто учат совсем маленьких детей, их можно использовать с трех лет, но создатель методики не рекомендует торопить развитие ребенка, стоит ориентироваться на его готовность к обучению.
  • «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Карточки Домана

Карточки Домана — одна из самых необычных методик. Ребенок учится читать не буквы и слоги, а все слово целиком.

  • Родители называют слово и 1-2 секунды показывают ребенку карточку с этим словом. Визуально ребенок его запоминает. Занимаются даже с совсем маленькими детьми. У теории Домана есть сторонники и противники. Обучение чтению проходит обычно быстро, но часто  дети не знают отдельные буквы, а читают действительно — целыми словами. Незнакомые слова прочитать им трудно.
  • Глен Доман выступал против «проверок», запомнил ли ребенок увиденное и считал, что это снизит у детей интерес к обучению.

Как мотивировать ребенка учиться?

Педагог и психолог Андрей Маниченко сформулировал законы раннего обучения детей чтению. Впрочем, большинство из них актуальны в любом возрасте:

Чем младше дети, тем проще их обучать; малыши открыты всему новому, а пристрастия и характер сформировались не настолько, чтобы капризничать.

Закон похвалы

Восторгаясь успехами малыша, вы проявляете внимание и мотивируете к новым подвигам.

Закон уважения. Считайтесь с мнением ребенка, чтобы не ограничивать его свободу и не подавлять самостоятельность

Разрешайте вашему ребенку самому выбирать кубики с буквами, цветные карандаши или книгу.

Закон игры. Знания усваиваются легче, если обучение проходит в легкой игровой форме.

Закон хорошего настроения. Если мама, настроена позитивно и пытается растормошить ребенка, который капризничает и не хочет заниматься, то лучше перенести урок на другое время, а в этот день просто поиграть.
Прекращайте занятие сразу, если ребенок начинает зевать: учебный процесс не должен ассоциироваться с мучением.

Закон скорости. Дети любят динамику. Чтобы ребенку не было скучно, наполняйте урок разными заданиями.

Закон новой темы. Обязательно делайте занятия разнообразными. Используйте бумагу и ручки разных цветов, пишите слова на разные темы или разного размера, используйте кубики, кассу с буквами, мольберт или доску для рисования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector