Наталья гончарова: жизнь и творчество художника
Содержание:
- Поскольку вы здесь…
- Дуэль и смерть первого супруга
- Образование
- 300 душ крепостных – от деда Афанасия Николаевича Гончарова
- Пушкин в её жизни
- «…Тебя мне ниспослал… моя Мадонна…»
- Интересные факты из жизни художницы
- Примечания
- 200 душ крепостных – от матери Натальи Ивановны
- Анализ стихотворения «К Наталье» Пушкина
- «Мчатся тучи, вьются тучи…»
- Творчество Гончаровой
- Аккаунты Пушкиной в социальных сетях
- Счастливый союз «голода с нуждою»
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.
Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.
Дуэль и смерть первого супруга
Осенью 1836 года о связи Натальи Николаевны и Дантеса судачил уже весь Петербург, а 4 ноября Пушкин и его друзья получили анонимный пасквиль, в котором поэту присуждали диплом рогоносца. Ревнивый супруг впал в бешенство и послал вызов Дантесу. Тот дежурил в казармах, и дома находился только Геккерн-старший. Он принял вызов за сына, но попросил отсрочку.
Узнав о намерении Пушкина защитить свою честь, француз посватался к Екатерине Гончаровой. Счастливая девушка, давно влюбленная в красавца-офицера, не только дала свое согласие, но и вместе с Натальей Николаевной и другими родственниками стала убеждать поэта в том, что Дантес встречался с Гончаровыми для того, чтобы быть ближе к ней.
Пушкин не мог стреляться с женихом свояченицы, поэтому отозвал вызов. Однако после свадьбы Дантеса и Екатерины слухи о его романе с младшей Гончаровой не прекратились.
23 января на балу француз проявил бестактность в отношении к Пушкиной. Так как незадолго до этого Александр Сергеевич обещал царю больше не вызывать на дуэль Дантеса, он написал резкое письмо Геккерну. Тот был вынужден ответить на него вызовом, но драться с Пушкиным он не мог из-за своего дипломатического статуса, поэтому его заменил приемный сын.
Уже ничто не могло предотвратить трагедию, и 27 января на Черной речке сошлись в смертельном поединке великий поэт и его обидчик. В результате выстрела Дантеса Пушкин был ранен и умер спустя два дня.
Образование
Несмотря на всю строгость, мать детей своих любила и желала им достойного будущего. Старшие братья Натальи, Сергей и Иван, когда выросли, были определены на военную службу, Дмитрий успешно окончил Московский университет. А барышни в семье Гончаровых получили отличное домашнее образование. Девушкам преподавали историю мира и России, русский язык и литературу, географию. Наталья изучала также английский и немецкий языки, а французским владела настолько в совершенстве, что иногда признавалась, ей намного легче писать по-французски, чем по-русски.
Все, кто был знаком с Натальей Гончаровой и оставил потомкам о ней воспоминания, отмечали, что девочка с ранних лет отличалась небывалой красотой. В свет её стали вывозить довольно рано, у Наташи всегда были толпы поклонников. Однако строгая мать и болезнь отца наложили отпечаток на девушку. Наталья была очень застенчивой, скромной и молчаливой. Когда она стала появляться на светских мероприятиях, поначалу из-за молчаливости и застенчивости её считали девушкой небольшого ума. Но так можно было думать ровно до тех пор, пока Гончарова не начинала говорить.
Очень образованная и начитанная девушка могла не только блеснуть своими знаниями в беседе, но и разыграть шахматную партию, прекрасно танцевать, играть на фортепиано, отлично сидеть в седле и управлять лошадьми. При этом из девочек воспитывали хороших будущих матерей и жён, все они умели вести хозяйство, шить, вязать и вышивать.
Но среди своих сестёр Наталья выделялась особенной изящностью, умением держать себя, притягивающей простотой в общении, тактом, манерами, глубокой порядочностью. Многие, кто знал семью Гончаровых, считали Наталью удивительным самородком. Непонятно в кого она получилась такая? Отец – слабохарактерный мужчина, в конце жизни находившийся не в своём уме. Мать многие считали пренеприятной особой, она никогда не отличалась хорошим тоном. А Наташа была без всякой фальши и вдобавок ко всему необычайно красива, эти качества и пленили наповал величайшего поэта России Александра Сергеевича Пушкина.
300 душ крепостных – от деда Афанасия Николаевича Гончарова
У Гончаровых был майорат Полотняный Завод. Что это значит? Это значит, что любые денежно-финансовые манипуляции возможны только с личного разрешения императора: заложить, перезаложить, продать. Все фабрики и деревни с крепостными, что входили в состав этого майората, нельзя было продать или дать в виде приданого. Но были и деревни, которые в майорат не входили. Они были заложены и перезаложены.
В конце мая 1830 года Пушкин приезжал в Полотняный Завод.
Главный дом в Полотняном Заводе. Фото: yandex.ru/images/
Нужно было:
- познакомиться с дедом, который был главой семьи Гончаровых;
- поговорить о приданом.
Вопрос о приданом в дворянских семьях не решался накануне свадьбы. Помните как в «Войне и мире»? Когда рождались дочери, граф Ростов назначал приданое каждой из них: деревню. Графини выросли, а деревни оказались заложены и перезаложены, графини Ростовы — бесприданницы.
Это типичная ситуация того времени.
В Полотняном Заводе Пушкин узнал именно об этом. Что значит фраза «заложены и перезаложены» с финансовой точки зрения? Все доходы, которые дает деревня (имение), уходят на оплату процентов. Т.е. выхлопа – ноль. А то и в минусе можно оказаться, если год (или несколько лет) неурожайный.
В книгах, посвященных Александру Сергеевичу Пушкину-Бескорыстному, можно встретить упоминание имения Катунки Нижегородской области. Именно его дед предполагал отдать трем внучкам в приданое.
Стоило оно в 1830-м году 112 тысяч рублей, а долг Опекунскому совету – почти 186 тысяч. Получает Наталья Николаевна треть этого имения – получает и треть долгов. Так себе приданое.
Пушкин не просто встретился с Афанасием Николаевичем и поговорил. У Пушкина был поверенный, который ездил и в Полотняный Завод, и в Катунки. Он и вынес вердикт, что не стОит.
Автор канала пыталась найти сведения о судьбе катунковского имения. Здание, в котором расположена Катунковская больница, – главный дом.
Скриншот из Википедии. Т.е. приданое было?
Ни Пушкин, ни его жена ни разу не были в Катунках. Имение было продано купцу Наумову. Вопрос: кем и когда?
Пушкин только в письмах друзьям и теще гордо писал, что в «состоянии взять жену без состояния». На самом деле он переписывался с дедом, просил дать Наталье Николаевне доверенность на получение доходов с этой трети имения. Хотел получить заемное письмо. Черновик этого письма есть в архиве Гончаровых. Сумма только не указана.
Гончаровы не хотели отдавать Натали за Пушкина. И мать, и дед желали Наталье счастья. А приданое не торопились дать, потому что для Москвы не было секретом, как часто играет Пушкин в карты и какие суммы проигрывает. Не имея ни доходов, ни состояния, ни жалованья на службе, ни собственного имения, без перспектив когда-нибудь что-нибудь получить в наследство. Такие дворяне в те годы не женились вообще. Или искали жену с приданым. В первый же месяц (медовый) за счет денег жены долги погашались.
У Пушкина было двоякое чувство:
- С одной стороны у него действительно были карточные долги (один из них, сделанный в марте 1828 года, будет выплачен в 1842 году. Т.е. дети и вдова Пушкина не получат этих денег, потому что папенька за год до встречи с маменькой в картишки поиграл разок).
- С другой, ему хотелось жениться на сказочно красивой Натали.
Вопрос о приданом, которое должна была получить от деда, был отложен. Но это не значит, что к нему никогда не возвращались. Дед в устной форме обещал дать 300 душ.
Сразу после венчания Пушкин пишет деду письмо. Там есть такая фраза:
«Дмитрий Николаевич сказывал мне, что Вы все еще тревожитесь насчет приданого; моя усильная просьба состоит в том, чтоб Вы не расстроивали для нас уже расстроенного имения; мы же в состоянии ждать».
Тут нужно пояснить юридический момент. Обычно приданое дворянки не просто передавали с рук на руки: на, вот, пользуйся! Родственники перед свадьбой составляли брачный договор (). И в нем прописывалось, что дается в качестве приданого. И кто имеет право распоряжаться им.
С Пушкиным, судя по опубликованным документам, никто никаких письменных сделок не заключал. Мне кажется, что это был финансовый протест Гончаровых против неприятного им зятя.
В письме к другу Плетневу 26 марта 1831 года поэт (ах, он такой бескорыстный!) обсуждает тему приданого жены: «На мою тещу и деда жены моей надеяться плохо, частию от того, что их дела расстроены, частию и от того, что на слова надеиться не должно
Пушкин в её жизни
В декабре 1828 года в доме на Тверском бульваре проходили балы танцмейстера Иогеля. Наташе едва исполнилось 16 лет. Такую юную и до безумия красивую на одном из балов её впервые увидел Пушкин. На ней было белое платье и золотой обруч на голове. Она была необыкновенно пропорционально сложена, гармонична, каждое её движение наполнялось грацией. Такая царственная она предстала перед великим поэтом, и он впервые в своей жизни был робок.
А уже спустя четыре месяца Пушкин просил руки Натальи Гончаровой. Однако её мать считала, что Наташа ещё слишком молода для замужества.
Не получив однозначного ответа, поэт уехал на Кавказ в действующую армию.
Он был старше Натальи на 13 лет, не богат, в светском обществе признавался блистательным поэтом и в то же время неблагонадёжным человеком. Вдобавок ко всему Пушкин был на дурном счету у государя. Может быть, и это повлияло на решение матери. Но сама Наташа сумела сломить сопротивление родительницы. Как сказала о ней мать: «Мне показалось, что она увлечена своим женихом».
В 1830 году Пушкин вернулся в Москву и 6 апреля второй раз просил руки Натальи Гончаровой. В этот раз согласие на брак было получено. Через месяц, 6 мая 1830 года, состоялась помолвка.
Но свадьбу никак не могли вовремя сыграть, как будто что-то постоянно её отодвигало. Даже сам Пушкин писал в письме своей невесте: «Наша свадьба точно бежит от меня». То жених часто ссорился с будущей тёщей, чаще всего причиной споров становилось приданое. Мать не хотела выдавать Наташу замуж без приданого, а денег у Гончаровых не было. То потом умер дядя жениха, и Пушкин уехал в Болдино, чтобы вступить в наследство. Но там ему пришлось задержаться на три месяца из-за эпидемии холеры.
В конце концов, Пушкин принял решение заложить имение Кистенёво, и из этих денег дал Наташиной матери 11 тысяч рублей на приданое. Никогда потом Александр Сергеевич ни единым словом, ни намёком нигде не упоминал, что женился на бесприданнице.
2 марта 1831 года Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова обвенчались в московском храме «Большое Вознесение». Во время венчания Пушкин уронил на пол обручальное кольцо, а потом у него затухла свеча. Жених стал бледным и тихо прошептал: «Это плохие приметы».
Молодожёны сначала поселились в съёмной квартире в Москве. Но потом, не желая, чтобы тёща вмешивалась в их личную жизнь, уехали в Царское село. Молоденькая Наташа стала хозяйкой большого и светлого дома, в котором часто бывали гости. Их надо было встречать, накрывать стол и подавать горячий чай. А по утрам Наталья занималась вышивкой в гостиной, так как с утра Пушкин запирался у себя в кабинете и часов до двух непрерывно писал.
19 мая 1832 года у Пушкина и Гончаровой родилась девочка Мария. За шесть лет супружества Наталья после Марии родила мужу ещё троих детей – двух мальчиков Гришу и Сашу, и одну девочку Наташу.
В 1835 году Наталья Николаевна познакомилась с кавалергардом Дантесом, он начал ухаживать за ней. Хотя до этого никто и никогда не мог назвать её кокеткой, несмотря на то, что Наташа постоянно посещала балы и светские мероприятия. Она просто ни разу не дала повода своему мужу усомниться в её любви и верности. После ухаживаний Дантеса поползли слухи, что у него связь с супругой Пушкина.
Дантес обыграл эти слухи и свои ухаживания тем, что таким образом хотел поближе познакомиться с сестрой Натальи Екатериной, которая впоследствии и вышла за него замуж. Но всё это наложило какой-то чёрный след на счастливой семейной жизни Пушкиных. В начале 1837 года во время одного из балов Дантес оскорбил Наталью. Всему миру известно, чем это закончилось, – Чёрная речка, дуэль, тяжёлое ранение Пушкина и спустя два дня гибель поэта. Перед самой смертью он сказал своей Наталье, что всегда доверял ей и она ни в чём не виновата.
Пушкин умер в пятницу, для Натальи смерть мужа стала тяжелейшим потрясением. Потом до конца своей жизни она по пятницам носила траурную одежду и не принимала пищу. Император назначил вдове пенсию, а также пособие дочерям до замужества, мальчиков записали в пажи и до поступления на службу им выделили 1500 рублей в год.
Наталья Николаевна после всех этих событий тяжело заболела и уехала с детьми в Полотняный Завод, чтобы отдохнуть и подлечиться. Здесь она пробыла до 1839 года.
«…Тебя мне ниспослал… моя Мадонна…»
Прелестная шестнадцатилетняя девочка Таша Гончарова собиралась на бал у танцмейстера Йогеля в дом Кологривовых, что на Тверском бульваре (сейчас на месте этого снесенного особняка МХАТ им. Чехова). Были готовы белое воздушное платье и изящный золотой обруч на голову. Стояли декабрьские дни 1828 года. Только что закончился Рождественский пост, и по всей Москве танцевали на балах. Могла ли знать Таша, что на этом балу ей уже уготована встреча, которая перевернет ее судьбу? И судьбу первого поэта России — Александра Сергеевича Пушкина. «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начали замечать в свете, — вспоминал поэт. — Я полюбил ее, голова у меня закружилась…».
Впервые в жизни он был робок. Александра Арапова в своих воспоминаниях писала: «Она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Ал. Сер. не мог оторвать от нее глаз. Слава его уже тогда прогремела на всю Россию. Он всюду являлся желанным гостем; толпы ценителей и восторженных поклонников окружали его, ловя всякое слово, драгоценно сохраняя его в памяти. Наталья Николаевна была скромна до болезненности; при первом знакомстве их его знаменитость, властность, присущие гению, не то что сконфузили, а как-то придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность только возвысила ее в глазах поэта».
Таша родилась 27 августа 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из-за нашествия Наполеона. А до шести лет воспитывалась у деда Афанасия Николаевича Гончарова в обширном родовом имении Полотняный Завод под Калугой. Игрушки и одежду для нее выписывали из Парижа.
Она получила прекрасное домашнее образование, владела французским, немецким и английским. Сохранились ее ученические тетради, из которых видно, что она глубоко разбиралась и в истории, и в географии, и в русской грамоте, и в литературе, и даже в теории стихосложения. Она вязала и вышивала бисером, была ловкой наездницей, играла на фортепиано. А в шахматной игре ей не было равных! Став женой Пушкина и переехав с ним в Петербург, Натали слыла едва ли не лучшей шахматисткой столицы. Ее называли первой романтической красавицей своего поколения — под стать первому романтическому поэту. И Пушкин не мог не полюбить со всей страстью эту необыкновенную девушку. «Заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам или никогда не женюсь», — писал поэт невесте.
Почти год Пушкин проходил в женихах. Ему окончательно не отказывали, но и твердого согласия не давали, ссылаясь на молодость Натали. Долго решался вопрос с приданым невесты. Оно шилось на деньги Пушкина, так как Афанасий Николаевич Гончаров ничего не дал за внучкой, кроме небольшого заложенного имения и забытой в подвалах Полотняного Завода статуи Екатерины Великой, отлитой в Германии и так и не установленной в честь посещения императрицей Полотняного Завода. Попытка Пушкина продать статую, прозванную «Медной бабушкой», в казну закончилась неудачей.
Все же 6 мая 1830 года Александр Сергеевич Пушкин был официально объявлен женихом Натальи Николаевны Гончаровой. Свою удачу поэт приписывал «счастливому» фраку, который одолжил ему Павел Нащокин для визита, а потом и подарил его. С тех пор в важных случаях Пушкин надевал именно «нащокинский» фрак. Потом препятствием к венчанию стали холерные карантины — Пушкин оказался заперт в Болдине. «Наша свадьба точно бежит от меня; и эта чума с ее карантинами — не отвратительнейшая ли это насмешка, какую только могла придумать судьба? Мой ангел, ваша любовь — единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка… Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье!» — из письма Пушкина Натали Гончаровой.
Наконец, 18 февраля 1831 года состоялось долгожданное венчание в храме Большого Вознесения, приходском храме Гончаровых, что на Большой Никитской. Пушкину шел 32 год, невесте было 18 лет. Суеверного поэта не на шутку смутили плохие приметы: во время церемонии в руках Пушкина погасла свеча, нечаянно упали с аналоя крест и Евангелие. Шафер устал держать венец над головой поэта и попросил заменить его, что было нарушением обряда. После венчания молодожены поехали в свою первую семейную квартиру на Арбате, снятую Александром Сергеевичем. У входа их встречали Нащокин с Петром Вяземским, благословили образом и поднесли по бокалу шампанского. Один из них упал с подноса и разбился, что добавило Пушкину переживаний. Но потом это быстро забылось. Началась семейная жизнь.
Интересные факты из жизни художницы
18 июня 2007 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Сбор яблок» (1909 год) была продана за 4,948 млн фунтов стерлингов (почти 10 млн долларов США), установив таким образом исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.
02 февраля 2010 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» (1916 год) была продана за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, таким образом установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.
В 2011 году в Москве была проведена пресс-конференция, участники которой, эксперты Ирина Вакар и Андрей Сарабьянов и коллекционер Пётр Авен, заявили о примерно 300-х подделках Натальи Гончаровой, опубликованных в монографии Эндрю Партона «Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой» и первом томе каталога-резоне Дениз Базету «Наталия Гончарова: её творчество между традицией и современностью».
16 октября 2013 года в Третьяковской галерее на Крымском валуоткрылась четырёхмесячная выставка Гончаровой «Между Востоком и Западом». На выставке были представлены не только знаменитые живописные произведения Натальи Гончаровой, но и театральные эскизы, и работы, связанные с модой. Всего экспонировалось около 400 произведений.
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑ (недоступная ссылка). RusArtNet.com. Дата обращения 18 марта 2014.
- ↑ . 20art.ru. (недоступная ссылка)
- ↑
- . Серебряного века силуэт.
- ↑
- ↑ (недоступная ссылка). ArtOnline.ru. Дата обращения 21 августа 2007.
- (недоступная ссылка). Государственная Третьяковская галерея.
- Дмитрий Буткевич. . Коммерсант ФМ (23 октября 2013).
- ↑
- ↑
- ↑ Федотова, Елена . Colta.ru (22 октября 2013).
- ↑
- Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 176—213, 490. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.
- Сеславинский, М.В. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920-1940-е годы): монография. — Москва: ИД Университетская книга, 2012. — 254, с.: ил с. — ISBN 978-5-454-00003-5.
- • Сеславинский, М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — С. 178—181. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2.
200 душ крепостных – от матери Натальи Ивановны
У Натальи Ивановны было и собственное имение. Она с сестрами трижды получала наследство: от отца, дяди и брата. Один раз доля каждой из сестер была 300 тысяч рублей.
Главный дом имения Ярополец. Собственность тещи Пушкина. Фото: yandex.ru/images/
Ее имение – Ярополец. В нем она и предпочитала жить. Имение было заложено. Умела ли хозяйничать – непонятно.
Это имение Наталья Ивановна оберегала от посягательств остальных членов семьи, включая собственных детей. Как? Не давала денег, которые получала в качестве доходов. Дочери даже не рисковали у матери денег попросить, хотя постоянно нуждались. После дуэли мать давала Наталье Николаевне и ее детям 3000 рублей в год. Но как только Натали и Александра уехали в Петербург – тот час же прекратила эту выплату. Сославшись на плохие дела.
Но Наталья Ивановна обещала выделить дочери часть (незаложенную) Яропольца. 200 душ!
Откуда автор канала это знает? Пушкин сказал! Он не рисковал обращаться напрямую к теще. Поэтому написал письмо к Дмитрию Николаевичу Гончарову.
Письмо Пушкина, которое любят цитировать. Фото страниц из книги «Вокруг Пушкина».
Оно известно, оно длинное. Обычно цитируют из него лишь то, что касается тяжелого материального положения поэта: «Если я умру, моя жена окажется на улице, а дети в нищете». Считается, что Пушкин — прямо Ванга.
А мы посмотрим насчет 200 душ.
«но если бы Наталья Ивановна была так добра сделать что-нибудь для Наташи, как бы мало то ни было, это было бы для нас большой помощью».
«Вы знаете, что Наташа должна была получить 300 душ от своего деда; Наталья Ивановна мне сказала сначала, что она дает ей 200».
Так почему Наталья Ивановна не выделила эти 200 душ? (декабрь 1831 года). Была и другая история: . Наталья Ивановна и так знала, что зятёк – картежник. А тут все ее опасения подтвердились.
Она женщина была прямолинейная и сказала, что 200 душ давать не будет, потому что Пушкин их продаст, а у нее будет сосед, с которым вполне вероятны конфликты.
Писать прямо теще поэт не решался. А Дмитрию Николаевичу (он после деда стоял во главе майората) предложил свой вариант: «этого легко можно было бы избежать, достаточно было бы включить оговорку в дарственную, по которой Наташа не имела бы права продать землю».
Переговоры об этой части приданого так ничем и не закончились. Теща не была тем мoнcтpoм, каким ее Пушкин в письмах друзьям описывал.
При рождении внука (летом того же года, что и это письмо поэта) Наталья Ивановна заняла 1000 рублей, чтобы послать дочери. Но 200 душ – нет. Она прекрасно знала, как распорядился Пушкин тем приданым, которое УЖЕ получил.
Вам интересно? Тогда жмите:
И для тех, кто думает, что кроме поэта у потрясающей красавицы других воздыхателей не было.
Анализ стихотворения «К Наталье» Пушкина
Ранняя лирика Александра Сергеевича Пушкина шипит и пенится, как шампанское. Здесь и хоровод личин, надеваемых на себя юным поэтом, и персонажи всех времен – в кругу его современников и лицейских однокашников. Примером такой лирики является произведение «К Наталье».
Стихотворение написано в середине 1813 года. Его автору исполнилось целых 14 лет. Он, разумеется, учится, правда, с переменным успехом, прилежанием отличается еще более спорным, а еще – жадно впитывает впечатления жизни. Адресатом столь пылкого и лукавого признанья является молоденькая крепостная актриса из любительского театра графа В. Толстого, чьи спектакли он с прочими лицеистами усердно посещал. По жанру – любовная лирика, по размеру – хорей со смешанной рифмовкой. Интонация игривая. Лирический герой – сам автор. Стихотворение щедро сдобрено античностью и репертуаром свежих театральных постановок.
«Что за птица Купидон»: игра слов, ведь Купидон (божество любви) и есть, в некотором роде, птица, раз уж он с крыльями. «Я живал и попевал»: биографическая деталь. У поэта действительно был звучный, приятный голос. «Наконец и сам попался»: кажется, герой впервые влюбился. «Из Катонов»: то есть, из амплуа трибуна и души общества в – Селадоны (волокиты, ловеласа). «Жрицы Тальи»: Наталью он зовет жрицей музы комедии. День и ночь лицеист вздыхает, ворочается в постели, почти теряет аппетит. «Вкруг постели одинокой»: соблазнительное сновиденье заканчивается пробуждением на железной кровати возле комода, в дортуаре, жилые комнатки которого сам поэт называл «кельями». «Ум к чему-то все стремится»: далее поэт в стремительной круговерти образов (от пастушка до старика) представляет себя покорителем прелестей Натальи. Следует перечисление модных опер того времени и их героев. Поэт как бы ведет диалог с упирающейся девушкой: выслушай еще меня. Дальше герой скромно выходит из тени, снимает все маски: не арап, не турок я. Даже не развязный американец и (здесь следует нелестный портрет немца) не немчура. Приходится признать, что он даже не бравый военный. «Кто же ты, болтун влюбленный?»: здесь звучит вопрос будто от самой красавицы. «Взглянь на окна загражденны… я монах!»: поэт в очередной раз с успехом обыгрывает сравнение лицейских порядков и минимализм жилых комнат с монастырем. Лексика мнимо возвышенная и просторечная. Эпитеты: миленькой, пламенной, дерзкой. Аллегория: ногою моря не перешагнуть. Инверсия: пролетело время.
Любовное послание «К Наталье», полное юмора и комедии положений, впервые было опубликовано после смерти А. Пушкина стараниями В. Жуковского, старшего друга и душеприказчика поэта.
«Мчатся тучи, вьются тучи…»
Что же до истории с Дантесом и последовавшей за ней роковой дуэли…
В феврале 1836 года Дантес начинает посещать дом Пушкина под предлогом ухаживаний за сестрой Натали Катериной Гончаровой (Натали выписала к себе в Петербург сестер из Полотняного Завода, где они прозябали, не имея надежды выйти замуж). Катерина была просто счастлива, так как влюбилась в красавца-кавалергарда. Но Дантеса интересовала вовсе не она… В это время Наталья Николаевна на шестом месяце беременности. За шесть лет жизни с Пушкиным у нее было пять беременностей (одна из них закончилась выкидышем после бала в Аничковом дворце), она родила четверых детей.
«Наталья Николаевна опять брюхата и носит довольно тяжело», — обычная строчка в письмах поэта к друзьям. Первой родилась Маша. Пушкин плакал при родах и говорил, что обязательно убежит от вторых. Потом родился Саша, названный в честь отца, его любимец и отрада, «Сашка рыжий», третьим — Гриша, и четвертым ребенком стала Наташа. То есть Наталья Николаевна только и делала, что беременела, вынашивала ребенка, рожала и, едва восстановившись после родов, снова беременела. При этом ее мучил нещадный токсикоз, она падала в обмороки, по всему телу расползались ужасные нарывы. Ей ли было искать сомнительных приключений на стороне?
К тому же она не отличалась пылкой страстностью, была, по свидетельству Пушкина, «стыдливо-холодна». А вот комплименты в свой адрес и признания в любви выслушивать очень даже хотелось! Тем более — от самого императора. Можно ли это желание Натали поставить ей в вину? Ей же всего двадцать с небольшим! Что касается ухаживаний царя, то разве могла лучшая шахматистка Санкт-Петербурга не просчитать все ходы и позволить себя использовать в угоду сластолюбию самодержца? Как писал Вересаев, «Наталья Николаевна держала императора в должных границах, так что ему долее ничего не оставалось, как изображать добродетельно-попечительного отца и давать Наталье Николаевне благожелательные советы держаться в свете поосторожнее, беречь свою репутацию и не давать повода к сплетням».
Семейная жизнь с Пушкиным по определению не могла быть идиллической. Он множил бесконечные долги, просиживал ночи за карточным столом, мог по несколько дней не показываться дома, много разъезжал по городам и весям, и в его отсутствие Наталье Николаевне приходилось одной справляться с обширным хозяйством и воевать со слугами. И без измен со стороны Пушкина не обходилось. И Наталья Николаевна все прощала, потому что любила и понимала его. «А у ней пречуткое сердце», — говорил Пушкин о жене. Какую же трудную пришлось нести Натали судьбу, какой тяжкий крест! Быть женой поэта, а тем более, гения — подвиг, и не следует об этом забывать.
«Ты ни в чем не виновата», — первое, что произнес поэт склонившейся над ним Наталье Николаевне, когда его, смертельно раненного, принесли после дуэли домой. И после повторял это непрестанно, умирая почти двое суток. В измену любимой женщины Пушкин не верил ни секунды.
«Пушкина убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит. Это — предсмертные вздохи Пушкина, и также — вздохи культуры пушкинской поры. На свете счастья нет, а есть покой и воля. Покой и воля. Они необходимы поэту для высвобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл», — писал Александр Блок в своей знаменитой речи «О назначении поэта».
Творчество Гончаровой
Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее).
Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме — привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. С начала 1910-х годов Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань).
Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария).
Начав выставляться с 1904, Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». В 1911-1912 — член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике». В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939).
Аккаунты Пушкиной в социальных сетях
Личный аккаунт с фотографиями светской львицы дает наиболее полное представление о семье и интересах Натали Пушкиной.
Профессиональный аккаунт именного бренда имелся на международных и российских порталах. Это интернет-каталог продукции, реализовался под брендом PushkiNatalie. Он характеризует творчество Пушкиной в роли дизайнера. Содержимое страниц идентично и не обновлялось с 2016-го — после прекращения модной карьеры Натали.
Индивидуальный пользователь Natalie Pushkina в международных профессиональных сетях дублирует визуальный контент своего блога с фотографиями. Публикации сопровождаются текстовыми комментариями Натали. В одном из них девушка рассказала историю знакомства со своим супругом.
На сетевых видеоширотах Натали Пушкина присутствует с 2017 г. Она выложила несколько любительских роликов, сделанных во время домашних вечеринок. В клипах можно увидеть Ксению Бородину.
Натали продолжила успешно начатый путь бьюти-блогера и пополнила свой видео-канал обзорами средств косметики и парфюмерии. В 2018-м новые ролики не появляются.
Счастливый союз «голода с нуждою»
С Петром Ланским, другом ее брата Ивана, Пушкина познакомилась зимой 1844 года. В мае Ланской сделал ей предложение. В этом браке не было расчета — в обществе его называли «союзом голода с нуждою». Впрочем, после встречи Натальи Николаевны с Николаем I Ланской был назначен командиром полка, что обеспечило семье хоть какую-то финансовую стабильность.
Император, который благоволил не утратившей красоты Наталье Николаевне, желал быть на свадьбе посаженым отцом, однако невесте удалось уклониться от этого предложения и отпраздновать событие в кругу только самых близких родственников.
Друзья с теплом отзывались о Ланском, отмечая его доброту к жене и любовь к детям. Генерал официально взял на себя опеку над четырьмя приемными детьми и воспитывал их как своих собственных. В браке с Натальей Николаевной у них родилось три дочери.
В письмах мужу Ланская описывала «пансион», который образовался у них дома. Помимо детей от обоих браков у них подолгу оставались дети друзей и друзья детей. «Я никогда не могла понять, как могут надоедать шум и шалости детей, как бы ты ни была печальна, невольно забываешь об этом, видя их счастливыми и довольными», — рассказывала она.
Супруги дали всем семерым детям отличное образование. Мальчики выбрали военную карьеру, девочки вышли замуж. Младшая дочь Пушкина даже породнилась с Романовыми, выйдя замуж за принца.
Письма Натальи Николаевны свидетельствуют о зрелых и глубоких чувствах супругов, взаимной любви и уважении. Они прожили вместе 19 лет. После смерти жены Ланской заботился о ее детях от первого брака и внуках. Генерал пережил супругу на 14 лет. Они похоронены в одной могиле в Александро-Невской Лавре.